Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2018 г. N 156-ФЗ «О внесении изменения в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (подготовлен ФСБ России 02.08.2018)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации» следующие изменения:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей»;

б) текст постановления изложить в следующей редакции:

«В целях реализации статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 2261 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Определить, что стратегически важными товарами и ресурсами, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая сто тысяч рублей, являются подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. медведь бурый (ursus arctos), медведь гималайский, или белогрудый (selenarctos thibetanus), кабарга (moschus spp.).».

Обзор документа

Контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере влечет уголовную ответственность. По общему правилу крупным размером в целях УК РФ признается их стоимость, превышающая 1 млн руб.

При этом Правительство РФ было уполномочено определять виды стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается их стоимость, превышающая 100 тыс. руб. В связи с этим предлагается определить, что к ним относятся медведь бурый (ursus arctos), медведь гималайский, или белогрудый (selenarctos thibetanus), кабарга (moschus spp.), подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

2261 статья ук рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия..

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 226.1 УК РФ. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) —

Другие публикации:  Бухгалтерская отчетность за полугодие 2019

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ, СОВЕРШЕННУЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТАМОЖЕННЫЙ ИЛИ ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Одним из квалифицирующих признаков контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ является ее совершение с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

К лицам, осуществляющим таможенный контроль, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, относятся должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Помимо вышеуказанных лиц, к потерпевшим по данной категории дел могут быть отнесены эксперты и специалисты других государственных органов, привлекаемые для оказания содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Спорным является вопрос – в данной норме имеется ввиду физическое или психическое насилие. В п. 18 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 г. Москва «О судебной практике по делам о контрабанде» говорилось, что по пункту «в» части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Родина Л.Ю. считает, что уголовно-правовое значение для данного квалифицированного вида контрабанды имеет лишь физическое насилие [6].

Аналогичной точки зрения придерживается Васильчиков И.С., который указывает, что насилие может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также в убийстве лица, осуществляющего таможенный контроль. Угроза насилием, не реализовавшаяся в фактическом применении, не дает основания для квалификации контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль [1].

Кочубей М.А. утверждает, что поскольку законодатель при формулировании квалифицированного признака контрабанды «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль», не использовал термин «а равно с угрозой его применения», то имеется ввиду лишь физическое насилие.

Другие публикации:  Как оформить наследство на дом в 2019

Савчишкина О.Г. указывает, что насилие как признак квалифицированного состава контрабанды охватывает такие действия и их последствия как нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль [7]. Однако она считает, что угроза применения насилия необоснованно упущена законодателем при формулировании особо квалифицирующего признака контрабанды.

Некоторые исследователи считают, что психическое насилие является не менее действенным способом воздействия на потерпевшего и применяется, в большинстве случаев, чаще физического [8]. К психическому насилию может относиться, как угроза применения оружия или гипноз [9], а может угроза распространения каких-либо сведений [4].

На наш взгляд, психическое насилие применяется гораздо чаще физического, и поэтому можно согласиться с мнением Приходько Н.Ю., которая предлагает дополнить квалифицирующий признак, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 2261 и УК РФ — «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль» фразой: «либо угрозой его применения» [5].

В научной литературе нет единого мнения и по вопросу тяжести последствий от насилия, примененного к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Кочубей М.А. проведя сравнительный анализ санкций за соответствующие преступления (ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111, а также ч. 3 ст. 111 и ст. 105 УК РФ), пришла к выводу о том, что под действие данного квалифицированного вида контрабанды подпадает только применение физического насилия, предусмотренного ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ [2]. Мы согласны с данным мнением и считаем, что в том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 2261 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 «Преступления против жизни и здоровья» УК РФ.

Следует обратить внимание на то, что такой признак как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль в статье 2261 УК РФ указан в п. «б» ч. 2, а в статьях 2001 и 2002 вообще не предусмотрен. В статье 2291 он содержится в п. «в» ч. 4, то есть обладает повышенной степенью общественной опасности и является особо квалифицирующим. Если сравнить наказание за применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, предусмотренное в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ, то мы видим, что в первом случае данное преступление относится к категории тяжких (наказание от 5 до 10 лет лишения свободы), а во втором – к категории особо тяжких (наказание от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы).

Мы согласны с мнением Мешковой В.С и Сучкова Ю.И., которые считают, что законодатель безосновательно отнес к более опасному деянию применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, в случаях контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и т.д., чем насилие к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль при совершении контрабанды взрывчатых веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, и т.д. [3]. На наш взгляд, контрабандное перемещение, например, огнестрельного оружия, радиоактивных веществ или оружия массового поражения представляет даже большую общественную опасность, чем перемещение наркотических средств. Контрабанда оружия зачастую является средством финансирования террористической деятельности.

Поскольку в УК РФ ответственность за разные виды контрабанды установлена в ст. 2001, 2002, 2261, 2291, считаем целесообразным унифицировать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки в данных нормах.

Список литературы

1. Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 154.

2. Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: (Уголовно-правовой и криминологический аспект): / М.А. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. С. 102.

3. Мешкова В.С., Сучков Ю.И. Проблемные аспекты ответственности за контрабанду по Уголовному Кодексу Российской Федерации. // II Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Калининград, 2014. С.172-175.

4. Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. – СПб, 1999. С. 54.

5. Приходько Н.Ю. Предупреждение органами внутренних дел контрабанды на железнодорожном транспорте. Дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2015. С. 67.

6. Родина Л.Ю. Ответственность за контрабанду: социально-экономические, криминологические и уголовно- правовые аспекты. – Владивосток, 2004. С. 155.

Другие публикации:  А приказ минздравсоцразвития рф от 01102008 n 541н

7. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их пекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография / О.Г. Савчишкина. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. С. 62.

8. Степанова О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2012. С. 18.

9. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Б.В Здравомыслова. М., 2001. С. 178.

2261 статья ук рф

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

В статье рассматривается такой квалифицированный вид контрабанды, предусмотренной ст. 2261 и 2291 УК РФ, как совершение ее организованной группой. Автор обращает внимание на то, что при построении санкций ч. 3 ст. 2261 УК РФ и п. ≪а≫ ч. 4 ст. 2291 УК РФ законодателем допущена диспропорция в установлении видов и пределов основных наказаний, предусмотренных за названные в этих нормах деяния, и предлагает свое видение ее преодоления.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 0

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 0,772

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 6

‘> Тематическое направление: Law

‘> Просмотров: 19 (2)

‘> Включено в подборки: 10

‘> Всего отзывов: 0

The article considers such a qualified type of contraband, provided for by art. 2261 and 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation, as committed it by an organized group. The author draws attention to the fact that in the construction of sanctions part 3 of art. 2261 of the Criminal Code of the Russian Federation and paragraph ≪a≫ part 4 of art. 2291 of the Criminal Code of the Russian Federation, the legislator has a disproportion in establishing the types and limits of the main penalties foreseen for the acts mentioned in these norms, and proposes his vision of overcoming it.

Внесены изменения в статью 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федеральным законом Российской Федерации № 156-ФЗ от 27.06.2018 внесены изменения в примечания к статье 226.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Внесенными изменениями установлено, что для контрабанды отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Ранее крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в целях установления уголовной ответственности за их контрабанду признавалась их стоимость, превышающая один миллион рублей.

Еще статьи:

  • 98-фз о внесении изменений в федеральный закон о рекламе ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 мая 2013 года №98-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (В редакции Федерального закона Российской […]
  • Приказ номер 181 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению […]
  • Приказ министерства транспорта 20 Приказ Минтранса РФ от 26 января 2012 г. N 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих […]
  • Приказ 763 Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 декабря 2017 г. № 651 “О внесении изменений в требования к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности, утвержденные […]
  • Приказ 503 от 21122011 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росстата от 21.12.2011 N 503 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ […]
  • Приказ минздрава 543н от 15052012 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" (с изменениями и […]
2261 статья ук рф