Административная ответственность работодателя в сфере трудовых отношений

Главное, чтобы не было задержки выплаты ЗП по факту, согласно статье 142 ТК РФ ответственность предусмотрена только задержку ЗП. В соответствии со статьей 136 ТК РФ день выплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику установлена статьей 236 ТК РФ, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации). Денежная компенсация выплачивается за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер компенсации должен быть не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм

Пример
В трудовом договоре организацией установлено, что заработная плата выплачивается два раза в месяц:
25 числа текущего месяца – аванс;
10 числа следующего месяца – заработная плата.
Компенсация за несвоевременную выплату заработной платы определяется исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Заработная плата сотрудника за ноябрь составляет 50 000 рублей.
25 ноября – выплатили аванс в размере 20 000 рублей.
22 декабря – выплачена заработная плата в размере 30 000 рублей.
По условиям примера, выплаченная заработная плата задержана на 12 дней.
Ставка рефинансирования ЦБ РФ на момент выплаты составила 10%.
Рассчитываем размер компенсации:
(50 000 х 10%) / 300 х 12 дней =200 рублей

Отметим, что размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (статья 236 ТК РФ).
Следует подчеркнуть, что в данном случае работодатель возмещает работнику не прямой действительный ущерб, а своего рода упущенную выгоду, то есть компенсирует те потери, которые работник, возможно, понесет в связи с тем, что заработная плата не была выплачена вовремя.
При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. То есть если дата выплаты заработной платы по внутренним правилам организации пришлась на субботу или воскресенье, то ее выплата уже в следующий понедельник является просрочкой и работник имеет право.
требовать выплаты денежной компенсации за просрочку выплаты зарплаты.
При этом следует отметить, что при исчислении суммы денежной компенсации за просрочку заработной платы учитываются все календарные дни. Следовательно, если в период просрочки включаются выходные и праздничные дни, то они также учитываются при расчете суммы компенсации за задержку зарплаты.
При задержке заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Это право можно реализовать только в том случае, если работник не относится к категории работников, которым такие действия запрещены (статья 142 ТК РФ).
Руководитель организации, а также иные должностные лица, допустившие задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к дисциплинарной (статья 195 ТК РФ), административной (статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовной ответственности (статья 145 Уголовного кодекса Российской Федерации) в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 195 ТК РФ, работодатель обязан, рассмотрев заявление представительного органа работников о нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения, сообщить о результатах его рассмотрения. В случае подтверждения факта нарушения, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Статьями 81 и 278 ТК РФ фактически предусмотрена возможность включения в трудовой договор с руководителем дополнительных оснований расторжения трудового договора. Если таким основанием выступает задержка выплаты заработной платы работникам или нарушение трудового законодательства, руководитель организации может быть уволен при доказанности его вины.
Как было отмечено выше, статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы.
Согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сказано: если коллективным договором или трудовым договором определен размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера, при условии, что он не ниже установленного статьей 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов. То есть в случаи задержки заработной платы сроком более месяца заработная плата обесценивается вследствие инфляции, следовательно, в данном случае, судьи не исключают права работника на индексацию невыплаченной заработной платы.

Административная ответственность в трудовых отношениях

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

19 декабря в Москве в здании Московского молодежного центра «Планета КВН» про.

24 декабря 2018 г.

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ «Аюдар», и они никогда нас не подводили — всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО «Курземес Авиа» Анна Герасимова

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2019 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Об административной ответственности за правонарушения в сфере труда

(Скачкова Г. С.) («Трудовое право», 2007, N 1)

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА

Г. С. Скачкова, зав. сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук.

Как известно, одной из важнейших гарантий реализации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений является их взаимная ответственность, базирующаяся на равноправии сторон трудового договора. Различный характер правонарушений в сфере труда, совершаемых работниками и работодателями, определяемый содержанием проступка и его субъектным составом, обусловливает применение норм различной отраслевой принадлежности и, соответственно, различных видов юридической ответственности за нарушения законодательства о труде. Ответственность за правонарушения в сфере труда предусмотрена, прежде всего, нормами трудового законодательства РФ, основу которого составляет Трудовой кодекс РФ: в соответствии со ст. 419 лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной и материальной, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, происходит в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Что касается иных видов ответственности — гражданско-правовой, административной и уголовной, то Трудовой кодекс РФ содержит отсылочную норму, указывая на то, что привлечение к таким видам ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, происходит в порядке, установленном федеральным законом. Таким образом, Трудовой кодекс РФ законодательно закрепляет возможность применения за трудовые правонарушения норм не только трудового права, но и иных отраслей права — гражданского, административного и уголовного. Что свидетельствует о межпредметной (междисциплинарной) связи норм различной отраслевой принадлежности в вопросах ответственности за трудовые правонарушения. В последние годы важную роль в сфере защиты трудовых прав стала занимать административная юрисдикция, поскольку по нормам КоАП РФ защиту трудовых прав субъектов трудового права реализуют различные органы с учетом возложенных на них юрисдикционных полномочий, исходя из содержания административного правонарушения как основания административной ответственности и его субъектного состава. Поэтому остановимся на некоторых вопросах применения административной ответственности и соотношения в связи с этим административно-правовых норм с нормами трудового законодательства. Нормы административного права о наложении административного взыскания на субъектов трудового права могут носить как общий характер, так и являться специальными, отражая дифференцированный подход законодателя к установлению административной ответственности за различные правонарушения в сфере труда. К числу общих норм можно отнести положения ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей административно-правовую ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Административный штраф в установленном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ размере может быть наложен: а) на должностных лиц (в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда); б) на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда); в) на юридических лиц (в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда). В отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц может быть применено такое административное наказание, как административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ эта мера административного наказания заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Если должностное лицо было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, то в отношении такого лица в соответствии с ч. 2 данной статьи может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Статья 5.27 КоАП РФ не содержит указания на конкретные виды правонарушений, за совершение которых возможно привлечение к административной ответственности. Поэтому должностные лица любых организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на имущество работодателя могут быть привлечены к административной ответственности в случае виновного нарушения или невыполнения ЛЮБОЙ НОРМЫ (выделено нами. — Г. С.) действующего законодательства РФ о труде и об охране труда: никаких ограничений на этот счет ст. 5.27 КоАП РФ не содержит. Таким образом, если для конкретного вида правонарушения отсутствует специальная норма о привлечении к административной ответственности, то содержащиеся в ст. 5.27 КоАП РФ нормы могут быть применимы во всех случаях нарушения законодательства о труде и об охране труда. В КоАП РФ содержатся также многочисленные специальные нормы, предусматривающие административные наказания за различные нарушения в сфере труда: за совершение нарушений в области социального партнерства (ст. 5.28 — 5.34, 5.40), за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42), за сокрытие страхового случая (ст. 5.44), за нарушения правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы (ст. 18.10 — 18.17). Как правило, мерой наказания в большинстве таких случаев является наложение административного штрафа на граждан или юридических лиц, размер которого различен в зависимости от состава и субъектов правонарушения. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, при привлечении к административной ответственности за некоторые нарушения в сфере труда возможно применение на основе специальных норм и иных видов административных наказаний, в частности лишение специального права и дисквалификация, как разновидностей административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ). Административно-правовая ответственность в виде лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) состоит в лишении физического лица ранее предоставленного ему права (например, в виде права управления транспортным средством) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (применительно к приведенному выше примеру — управление судном или автомототранспортным средством в состоянии опьянения). Исполнение постановления о лишении специального права осуществляется путем изъятия соответствующего документа (водительского или иного удостоверения) на право управления транспортными средствами (ст. 32.6 КоАП РФ). Срок лишения специального права, назначаемого судьей, не может быть менее одного месяца и более двух лет, что определяется соответствующей статьей КоАП РФ (см., например, ст. 9.3, 11.7, 12.8 и др.). Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как вид административного наказания, назначаемого судьей на срок от шести месяцев до трех лет, заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Таким образом, дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, поскольку судебным решением устанавливается запрет на осуществление: а) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица; б) полномочий члена советов директоров; в) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом. Фактически можно сказать, что дисквалификация свидетельствует об определенном ограничении конституционного права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом. Но такое ограничение прав означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а лишь определенным ее видом, т. е. запрет касается лишь определенных, специальных видов деятельности, для занятия которых необходимы профессиональные навыки, требующие определенной квалификации, что позволяло бы принимать необходимые решения при выполнении конкретной работы. Данное обстоятельство обусловлено тем, что если какое-либо лицо на основании закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, то это лицо должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (см. ст. 53 Гражданского кодекса РФ). При этом постановление суда о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ). Весьма важным с точки зрения защиты прав юридического лица является предусмотренное в ч. 2 данной статьи положение о том, что при заключении договора (контракта) на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день наибольшее количество постановлений суда о дисквалификации должностных лиц выносится за нарушения законодательства о труде по основаниям ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ . ——————————— См.: письмо Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2005 г. N ЧД-6-09/[email protected] «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации» // Документы и комментарии. 2005. N 20.

Другие публикации:  Образец заявления на должность директора школы

Вместе с тем следует иметь в виду, что дисквалификация как вид административного наказания применима не только по ст. 5.27, но и по другим статьям КоАП РФ, включающим восемь составов административных правонарушений (ч. 1 — 2 ст. 14.12, ч. 1 — 3 ст. 14.13, ст. 14.21 и 14.22, ч. 2 ст. 14.25), связанных с правонарушениями в сфере предпринимательской деятельности. Применение административного наказания в виде дисквалификации или лишения специального права порождает определенные правовые последствия для соответствующих лиц и по нормам трудового права. При лишении специального права на срок до двух месяцев работодатель обязан отстранить работника от работы, с соблюдением требований ст. 76 Трудового кодекса РФ. Если же этот срок больше двух месяцев, то трудовой договор подлежит прекращению по правилам п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. В силу дисквалификации невозможно дальнейшее использование работника, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, по обусловленной трудовой функции, т. е. по руководящей должности. К руководящим должностям, исходя из содержания ст. 3.11 КоАП РФ, можно отнести должности руководителей постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного лица, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с законом или уставными документами данной организации. К организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям указанного работника можно отнести такие юридически значимые действия, как право действовать без доверенности от имени юридического лица и представлять его интересы, решать оперативные вопросы деятельности юридического лица, распоряжаться его имуществом, заключать различные договоры и т. д. В числе полномочий такого лица — право заключать с работниками трудовые договоры, издавать приказы о переводах и перемещениях, поощрении работников, привлечении их к дисциплинарной и материальной ответственности, об увольнении с работы и т. д. С руководящим работником, подвергнутым дисквалификации, должны быть либо прекращены трудовые отношения в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, либо такой работник должен быть переведен на другую работу, не связанную с осуществлением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ), поскольку у такого работника меняется трудовая функция, определенная сторонами при заключении трудового договора. Если же дисквалифицированное лицо не оставит занимаемую должность или же организация, в которой он осуществляет трудовую деятельность, не исполнит постановление суда о дисквалификации, то на дисквалифицированное лицо может быть наложен административный штраф по правилам ст. 14.23 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной статьи осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Административному наказанию будет подвергнута и организация, принявшая к себе на работу на должность руководителя лицо, дисквалифицированное и освобожденное от ранее занимаемой в организации должности. Для юридического лица заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа в размере до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ). При этом организация не может ссылаться на свою неосведомленность при приеме на работу дисквалифицированного лица, поскольку согласно ст. 32.11 КоАП РФ сведения о дисквалифицированных лицах включаются в специальный реестр в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. В соответствии с Положением о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц», с изм. и доп. , реестр дисквалифицированных лиц формируется МВД России и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ. ——————————— СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584; 2005. N 32. Ст. 3323.

Предыдущий анализ положений КоАП РФ показал, что дисквалификация может быть применена в качестве административного наказания не только за нарушения законодательства о труде и об охране труда, но и за более широкий круг нарушений в деятельности лиц, занимающих руководящие должности. Однако Трудовой кодекс РФ, закрепляя в ст. 83 дисквалификацию в качестве основания для прекращения трудового договора, не содержит указания на то, что причиной дисквалификации является нарушение законодательства о труде и об охране труда. Следовательно, любая предусмотренная КоАП РФ причина дисквалификации может явиться основанием для прекращения с работником трудового договора в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ. Рассматривая вопросы, связанные с административной ответственностью за нарушения в сфере труда, нельзя не остановиться на специальных нормах КоАП РФ, предусматривающих значительно усиленные недавно административные наказания за нарушения правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы . ——————————— См.: Федеральный закон РФ от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных лиц и лиц без гражданства)» // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4641.

Другие публикации:  Специальные полномочия адвоката

В частности, значительно усилена как ответственность за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ, так и ответственность работодателей за использование труда указанных лиц без законных на то оснований. Причем усиление ответственности выразилось не только в повышении размеров административных штрафов в случае нарушения существующих правил привлечения и использования в РФ иностранной рабочей силы, а также в уточнении ряда существующих сейчас положений. Так, глава 18 КоАП РФ дополнена новыми статьями, предусматривающими ответственность за: незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 18.15); нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе торговых комплексах) (ст. 18.16); несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17). Ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае совершения указанных выше правонарушений может наступить, прежде всего, в виде наложения административного штрафа в размере, установленном названными выше статьями КоАП РФ. В отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возможно также применение такой меры административного наказания, как административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Таким образом, мы видим, что законодатель расширил перечень административных правонарушений, за совершение которых в КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток. Представляется, что новации в КоАП РФ относительно расширения применения такой меры административного взыскания, как административное приостановление деятельности указанных выше лиц на срок до девяноста суток, должны найти более полное свое отражение и в Трудовом кодексе РФ, поскольку применение такой меры административного взыскания самым непосредственным образом затрагивает интересы работников. Так, в ч. 3 ст. 220 Трудового кодекса РФ говорится о сохранении за работником места работы (должности) и среднего заработка, если имело место временное приостановление работ в связи с приостановлением деятельности или временный запрет деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Но приостановление деятельности организации может произойти и по иным причинам, не зависящим от работника (например, при нарушении работодателем требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — ч. 1 и 2 ст. 9.1 КоАП РФ). Поскольку, как уже отмечалось ранее, есть и другие составы административных правонарушений, за совершение которых КоАП РФ предусматривает в настоящее время наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток при отсутствии при этом вины работника, то необходимо согласование соответствующих положений КоАП РФ и Трудового кодекса РФ. Представляется, что с этой целью необходимо дополнить главу 12 «Изменение трудового договора» Трудового кодекса РФ новой статьей «Гарантии права работников на труд в связи с приостановлением деятельности организации». В данной статье следовало бы указать, что в случае приостановления деятельности организации по нормам КоАП РФ за работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. То есть работникам в связи с приостановлением деятельности организации по не зависящим от работников причинам должны предоставляться гарантии, аналогичные тем гарантиям, что содержатся в ст. 220 Трудового кодекса РФ. Таким образом, нормы трудового законодательства РФ, учитывая те новации, которые появились в последнее время в КоАП РФ, могли бы в большей степени защищать права и законные интересы субъектов трудового права, реализуя тем самым защитную функцию одной из важнейших отраслей российского права.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность может наступать за самые различные нарушения норм трудового законодательства, включая нормы по охране труда.

Государственными инспекторами труда в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха.

Выявляются также многочисленные нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

В соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях юридические лица также подлежат административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2.10 КоАП РФ). В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Так, нарушение работодателем законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Как следует из п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — другого работника).

Что касается таких административных наказаний, как дисквалификация и административное приостановление деятельности, то они назначаются только судом.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно­хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Как правило, дисквалификация применяется за наиболее грубые нарушения трудового законодательства, в частности, за длительную и в значительных размерах задолженность по заработной плате.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации».

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

  • угрозы жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  • совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

    Согласно ст. 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Применительно к сфере трудовых отношений административное приостановление деятельности может быть назначено, например, в случае выявления грубых нарушений требований охраны труда, которые могут повлечь (или уже повлекли) несчастные случаи на производстве.

    Наряду с этим установлена административная ответственность за иные нарушения в сфере труда.

    Другие публикации:  Договор на возмещение расходов за электроэнергию

    Так, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

    Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

    Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

    Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

    Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) – влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

    Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры влечет наложение административного штрафа от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

    Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

    Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

    Кроме того, должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях согласно ст. 28.3 КоАП РФ, рассмотрение которых в соответствии со ст. 23.1 возложено на суд.

    Так, должностные лица федеральной инспекции труда вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»;
  • ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»;
  • ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»;
  • ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль»);
  • ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»;
  • ст. 19.7 «Непредоставление сведений (информации)».

    При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо федеральной инспекции труда выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ.

    Так, например, согласно ст.19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный (надзор) контроль, непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного наказания в виде штрафа, налагаемых судом.

    В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • наименование органа федеральной инспекции труда;
  • дата и место составления протокола;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

    Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом инспекции труда, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).

    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего (лица, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред), а также законного представителя или защитника юридического лица. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ).

    По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспектор выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством.

    Размеры штрафов, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, определяются в каждом конкретном случае с учетом характера совершенного правонарушения, степени тяжести нарушения трудовых прав работников, формы вины, личности нарушителя, его имущественного положения и других обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

    Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1–25.5 КоАП РФ (лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, законным представителем юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, его представителем, защитником — в случае оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу), соответствующему руководителю по подчиненности либо в суд по месту рассмотрения дела.

    В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган федеральной инспекции труда, жалобу рассматривает суд.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается инспектору, вынесшему постановление по делу, который обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Указанная жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ).

    С.М. Петров, канд. юрид. наук, юрист

    Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2006.

    Еще статьи:

    • Какой подоходный налог в казахстане Как рассчитать «чистый» доход от зарплаты Представим ситуацию: на собеседовании вам назвали размер будущей заработной платы. Чтобы понять, сколько вы будете получать, как говорится, «на руки», вы мысленно отнимаете от […]
    • Пошлина на экспорт леса Пошлина на экспорт леса С 1 апреля 2008 года ставка вывозной пошлины на необработанную древесину повышается с 20% (или не менее 10 евро за кубометр от таможенной стоимости) до 25% (или 25 евро за кубометр). Данное […]
    • Гражданские летчики пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 17 августа 2017 День Воздушного флота России - профессиональный праздник […]
    • Трейдер как оформить можно ли ИП оформить как трейдер (Форекс)? 1) не знаю является ли трейдерство предпринимательством 2) возможно ли заключать договора и подписывать акты на этом рынке Вопрос задан в 2011 году. Это нужно знать […]
    • Как ип заплатить налог по усн Когда платить единый налог УСН и какие штрафные санкции ждут неплательщиков? Налоговым периодом для предприятий на УСН является календарный год, в течение которого ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за […]
    • Субсидия в железнодорожном Отдел жилищных субсидий в Железнодорожном «Ужасно составлен график работы специалистов по жилищным с. Далее » Отдел жилищных субсидий Администрации городского округа Железнодорожный Адрес: 143980, Московская область, […]
    Административная ответственность в трудовых отношениях