В пособии рассмотрена классическая и современная проблематика риторики, поставлены вопросы формирования личности ритора, владеющего речью — инструментом управления и организации любой профессиональной деятельности.

Настоящее пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов, начинающих изучать риторику как науку и искусство убедительной и эффективной речи. Материалы пособия могут использоваться на курсах риторики и культуры общения а также всеми, кто интересуется проблемами речевого мастерства, ораторского искусства, культуры речи.

Аннушкин ви риторика вводный курс учебное пособие

Аннушкин, В. И. Риторика. Вводный курс [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. — 4-е изд., стереотип. — М. : Флинта : Наука, 2011. — 296 с. — ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта), ISBN 978-5-02-034612-3 (Наука). — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/405812

В пособии рассмотрена классическая и современная проблематика риторики, поставлены вопросы формирования личности ритора, владеющего речью — инструментом управления и организации любой профессиональной деятельности. Настоящее пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов, начинающих изучать риторику как науку и искусство убедительной и эффективной речи. Материалы пособия могут использоваться на курсах риторики и культуры общения, а также всеми, кто интересуется проблемами речевого мастерства, ораторского искусства, культуры речи.

Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями

М.: Интерэксперт, 1999, 256с.

Перевод с немецкого С.Т.Бугло

Этот учебник написан для школьников, для обучающихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и занятий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи риторики, а своего рода полезный справочник, обеспечивающий «страховку» в практической риторике. Предлагаемый учебник задуман как систематическое введение в современную риторику. Его назначение — помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Речь идет о наставлении не по художественному чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга — в основном результат опыта и размышлений из педагогической, а также политической и повседневной жизни. При работе над этой книгой автор соблюдал три принципа, на которые обращали внимание еще античные знатоки риторики: учить, радовать, побуждать.

Многие люди искренне убеждены, что не могут произносить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я лишен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и тренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести более длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое введение в современную риторику. Его назначение — помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике.

Вводные упражнения — вводные положения.
Вводные упражнения.
Дыхание.
Речь Диалект.
Упражнение в речи.
Чтение текста.
Передача смысла.
Речевое мышление.
Рассказ.
Деловое сообщение.
Речь, выражающая точку зрения.
Изучение речей ораторов.
Анализ речи.
Дискуссии.
Речь.
Тренировка памяти.
Предварительные положения.
вное о речи.
Ответственность оратора-.
опасности риторики.
Цели речи — формы речи.
Техника подготовки.
Общие сведения.
Специальные положения.
Ступени подготовки.
О сборе собственных материалов.
Об отборе материала и его организации.
Обдумывание материала.
Первая редакция ключевых слов.
Общий контроль.
Окончательная редакция ключевых слов.
Документ.
Структура речи.
Общие указания.
Исторические сведения.
Основное в содержании речи Объективность.
Ясность Образность.
Целеустремленность Повышение напряжения Повторение Неожиданность Смысловая насыщенность Лаконизм (краткость речи) Юмор, остроты, ирония.
Стиль речи — стиль письма.
О структуре (план речи).
О стиле речи (формулирование).
Общая часть.
О стиле речи оратора.
Слова иностранного происхождения А.
О стиле предложений.
Риторические средства выражения.
Пример.
Подробность.
Сравнение.
Образ (метафора),
Образный ряд.
Разрушение образа.
Короткие рассказы.
Повтор.
Разъяснение.
Рафинирование.
Призыв (восклицание).
Цитирование.
Перекрещивание (хиазм).
Повышение напряжения (климакс).
Противопоставление (антитеза).
Цепь.
Промедление (запаздывание).
Неожиданность (Sustentio).
Предуведомление.
Игра слов.
Намек.
Описание (парафраза).
Преувеличение (гипербола).
Кажущееся противоречие (парадокс).
Вставка.
Предупреждение (постановка возражений; пролепсис).
Мнимые вопросы (риторические).
Переименование (синекдоха).
Вступление — заключение.
Вступление.
Способ подкрепления.
Техника использования повода.
Техника возбуждения размышления.
Прямая техника.
Заключение.
Примеры речей с их анализом.
Речь по специальному поводу.
Рамочная речь.
Траурная речь.
Торжественная речь.
Речь в дружеском кругу.
Произнесение речи (как держать речь).
Оратор и помещение для выступления.
Обзор помещения для выступления.
Речь под открытым небом.
Кафедра оратора.
Пользование микрофоном.
Упорядочение документации.
Оратор и слушатели.
Основная установка.
Интонация.
Начало речи.
Обращение.
Взаимодействие оратора со слушателями.
Сопоставление слушателей.
Позиция слушателей.
О психологии масс.
Документ: Фриц Эрлер об ораторе Фрице Эрлере.
Общий опыт и размышления.
Выступление оратора.
Концентрация.
Речевое мышление вместо чтения текста.
Обмолвка.
Особые приемы ораторского искусства.
Помехи произнесению речи (актерская лихорадка).
Темп речи.
Громкость речи.
Поведение при произнесении речи.
Визуальные вспомогательные средства.
Критика речи.

Риторика. Вводный курс

В пособии рассмотрена классическая и современная проблематика риторики, поставлены вопросы формирования личности ритора, владеющего речью – инструментом управления и организации любой профессиональной деятельности.

Настоящее пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов, начинающих изучать риторику как науку и искусство убедительной и эффективной речи. Материалы пособия могут использоваться на курсах риторики и культуры общения, а также всеми, кто интересуется проблемами речевого мастерства, ораторского искусства, культуры речи.

Рабочая программа по курсу «Риторика» Специальность: 030501. 65 «Юриспруденция»

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

По курсу «Риторика»

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

Рекомендовано Ученым советом БФ МПСИ

(протокол № 1 от 31 августа 2011 г.)

Одобрено кафедрой гуманитарных, естественнонаучных

и математических дисциплин

(протокол № 1 от 26 августа 2011 г.)

Дисциплина «Риторика» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция.

Изучение проблем речевой культуры и мастерства публичного выступления предполагает усвоение не только теоретического материала (что несомненно важно для будущего оратора); рассмотрение данных вопросов имеет большое практическое значение, поскольку включает усвоение прикладного характера теоретических знаний о красноречии в правовой сфере, их нормативных требований, а также способствует превращению этих знаний в норму личной речевой деятельности юристов.

Основная цель данной дисциплины – изложение основ теории красноречия, обучение искусству построения и публичного произнесения речи (ораторскому мастерству).

Настоящий курс должен помочь студентам сформировать навыки, умения произносить речь публично (перед аудиторией) свободно, доходчиво, убедительно и увлекательно.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

задачи теоретического характера:

1) познакомить с базовыми понятиями курса — красноречие, ораторство (ораторское искусство), риторика; а также с существованием разных риторических школ, разных точек зрения на предмет риторики;

Другие публикации:  Трудовой кодекс это подзаконный акт

2) познакомить с традициями русской школы красноречия;

3) раскрыть суть риторического канона, разработанного античными мыслителями;

4) охарактеризовать каждую из пяти частей структуры ораторской речи;

5) объяснить различия между теорией и практикой (искусством) красноречия, а также объяснить, что изучение теории риторики необходимо для оптимизации речемыслительной деятельности — развития и совершенствования логической и речевой культуры.

задачи практического характера:

1) в работе над темой, в процессе подготовки публичного выступления научиться быстро находить, «вычерпывать» нужную, важную, полезную информацию; уметь схватить суть, самое существенное и быстро включить новые знания в систему своих знаний, адекватно достраивая и перестраивая нужный материал,

2) развитие внимания; с одной стороны — устойчивого внимания, умения сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на мелочи, на несущественное (и при подготовке, и при произнесении речи), с другой стороны — многомерного внимания, умение быстро переключаться, держать в поле зрения сразу несколько объектов и их контролировать (процесс развития мысли, свою речь, свое поведение, поведение слушателей, время);

3) развивать чувство аудитории, умение «читать по лицам», способность устанавливать контакт со слушателями и оптимальный режим восприятия речи, вести живой диалог;

4) умение управлять собой и аудиторий, тренировать волю;

5) развивать способность к творческой переработке материала, способность взглянуть на проблему по-своему, с новой точки зрения, способность свободно, на глазах у слушателей размышлять, говорить «вживую» (не быть привязанным к тексту).

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании изучения курса «Риторика» студенты должны:

— знать о том, что такое риторика, красноречие, ораторское мастерство, иметь представление о происхождении риторики, истории развития риторических знаний;

— знать о том, как готовится публичное выступление, какие требования предъявляются к выбору темы, формулировке названия, структуре ораторской речи, форме изложения материала, и уметь эти знания использовать в своей практике;

— уметь произносить речь в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка, технически грамотно и интонационно выразительно;

— уметь внутренне, психологически настраиваться на выполнение поставленных задач (быть собранным, уверенным, сдержанным);

— соблюдать этические нормы поведения в аудитории;

— стремиться приобрести естественный, непринужденных характер поведения в общении со слушателями;

— научиться грамотно писать текст выступления и уметь им эффективно пользоваться в процессе произнесения речи.

По окончании курса учебным планом предусмотрено проведение зачета.

Требования государственного стандарта отсутствуют.

Тематический план курса.

семинары, практические занятия

Введение. Риторика как составляющая гуманитарной культуры.

Виды ораторских речей и образ оратора.

Основы полемического мастерства.

Введение. Риторика как составляющая гуманитарной культуры.

Определение цели, задач курса. О терминах красноречие, ораторское искусство, риторика. Три основных точки зрения в понимании предмета риторики, три группы дефиниций («греческая», «римская», «средневековая»). Риторические школы. Риторика как наука (теория красноречия) и риторика как искусство (практическое красноречие). Связь риторики с философией, логикой, психологией, языкознанием и другими гуманитарными науками. Значение ораторского искусства в жизни общества и личности.

Возникновение и основные этапы развития искусства публичной речи. Ораторское искусство в европейской культуре.Античные классики риторики. Российские традиции ораторского искусства. Российские судебные ораторы ХIХ — ХХ вв.

Виды ораторских речей и образ оратора.

Понятие публичной риторической речи, ее характеристики и структура. Ораторская речь: роды и виды. Культура речи юриста.

Справедливость, польза, приятность как классическое триединство целей речи. Виды ораторских речей в зависимости от цели и отношения ко времени. Судебная, совещательная, показательная (эпидейктическая) речи. Этическая составляющая образа оратора, риторический этос, ораторские нравы. Риторический логос, содержательный цикл аргументации. Риторический пафос и его виды.

Пятичастная структура ораторской речи – ИДЭМА. Inventio (Изобретение). Dispositio (Расположение). Elokutio (Украшение). Memoria (Память). Actio hipocrisis (Инсценированое речевое действие). Инвенция как замысел, изобретение, нахождение аргументов. Композиционное расположение частей речи: введение, главная часть, заключение. Элокуция — словесное наполнение речи, третья составная часть риторического действия. Внимание, внутренняя сосредоточенность, запоминание — необходимые элементы риторики. Произнесение — заключительный этап риторического действия.


Мастерство элокуции

Риторика как единое пространство сложных наук. Выбор единиц языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы, канцеляризмы, заимствования, диалектизмы, термины, фразеологизмы. Синонимические средства языка: синтаксические конструкции, грамматические формы, части речи и их формы. Типичные ошибки в использовании синонимических средств языка.

Словесные средства выразительности речи. Риторические или стилистические фигуры – риторические вопросы, обращения, восклицания, периоды, параллелизмы, анафора и эпифора, антитеза, оксюморон, градация, инверсия. Тропы и другие средства выражения мысли: перифраз, табу и эвфемизмы, аллюзия, сравнение, метафора, «реализованная метафора», олицетворение, ирония, гипербола, литота, эллипсис, умолчание, эпитет, каламбур, стилизация, парадокс, афоризм, повтор, цитата.

Основы полемического мастерства

Ведение спора. Причины и ситуации спора. Спор – ссора – конфликт – примирение. Спор – дискуссия – полемика – диспут. Речевые уловки и их корректность. Классификация уловок. Запрещенные приемы спора и способы их нейтрализации. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.

Проверка практических умений и навыков. Подведение итогов.

V. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям.

Практическое занятие № 1.

Тема: Предмет риторики.

Вопросы для обсуждения:

Что изучает современная риторика?

Назовите основные разделы риторики.

Охарактеризуйте современного судебного ритора.

Определите роль риторики в развитии европейской культуры.

Античные классики риторики: Аристотель и Цицерон.

Российские традиции ораторского искусства: А.Ф.Кони.

Какую роль может сыграть риторика в наши дни? Наметьте основные позиции вашего рассуждения для краткого (пятиминутного) выступления перед аудиторией.

Почему о риторике говорят как о теории, мастерстве и искусстве? Выразите свое мнение в публичном высказывании.

Какой раздел риторики вам представляется самым актуальным именно для вас лично? Продумайте трехминутное выступление перед публикой.

Познакомьтесь с высказыванием А.Ф.Кони о сущности уголовной защиты, дайте его оценку. Постарайтесь сформулировать свое мнение.

Практическое занятие № 2.

Тема: Образ судебного оратора.

Вопросы для обсуждения:

Растолкуйте понятие образ судебного оратора.

Дайте определения этоса, логоса, пафоса.

Назовите основные ораторские нравы.

Сравните различные виды пафоса. Приведите примеры.

Психологические свойства речи, наиболее характерные психологические ошибки выступления и пути их устранения.

Средства и приемы психологического воздействия оратора на аудиторию.

Проанализируйте речь А.Ф.Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона с точки зрения выражения этоса, логоса, пафоса.

Назовите в указанной речи отражение ораторских нравов.

Проанализируйте содержание аргументации речи С.А. Андреевского по делу Андреева.

Найдите элементы сентиментального пафоса в речи современного оратора. Оцените уместность их использования.

Практическое занятие № 3.

Тема: Риторическая аргументация речи.

Вопросы для обсуждения:

Охарактеризуйте содержательный цикл аргументации.

Дайте определение аргумента.

Назовите эпидейктические аргументы.

Назовите судительные аргументы.

Охарактеризуйте совещательные аргументы.

Какие виды аргументов использует А.Ф.Кони в начале речи по делу об убийстве иеромонаха Иллариона? Докажите свою точку зрения. Какие аргументы использовали бы вы в данной ситуации? Сформулируйте несколько аргументов.

Определите тип аргумента, используемого А.Ф. Кони в речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем.

Другие публикации:  Алексей кабанова развод

Найдите и охарактеризуйте в речах С.А.Андреевского эпидейктические аргументы. Как вы считаете, можно ли их использовать в современных судебных речах? Предложите собственное техническое решение этих аргументов.

Какие аргументы, на ваш взгляд, реже всего используются дореволюционными, а какие — современными судебными ораторами?

Практическое занятие № 4.

Тема: Риторическое построение речи: изобретение.

Вопросы для обсуждения:

В чем заключается суть риторического построения?

Что стоит за понятием изобретение речи?

Как создается концепция судебной речи?

Назовите основные признаки аудитории.

Определите понятие стратегия речи.

Сравните различные типы отношения к изучению дела адвокатов А.И. Урусова и Ф.Н. Плевако. Выскажите свое мнение после прочтения воспоминаний А.Ф. Кони.

Прочитайте речь современного адвоката. Определите виды риторических целей, поставленных оратором, оцените техническую сторону их воплощения. Обратите внимание на содержательный цикл аргументации: каким аргументам отдается предпочтение? Предложите собственные варианты аргументации.

Проанализируйте речь А.Ф.Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона. Можно ли говорить о намеренном обнажении оратором в речи стратегии? В чем это проявляется?

Найдите главный тезис этой речи. Где он расположен? Почему оратор отвел ему такое место?

Сложилось ли у вас впечатление, что А.Ф.Кони тщательно работал над делом? Докажите свою точку зрения.

Прочитайте речь Ф.Н. Плевако по делу князя Грузинского. Определите замысел речи. Все ли удалось оратору? Что бы вы изменили в аргументации? Попытайтесь создать собственные варианты отдельных частей речи.

Сравните речи дореволюционного и современного оратора (любые). Скажите, есть ли разница в приемах аргументации? Приведите необходимые доводы.

Практическое занятие № 5.

Тема: Расположение речи.

Вопросы для обсуждения:

Что такое расположение речи?

Определите тактику судебной речи.

Назовите части композиции судебной речи.

Охарактеризуйте начало судебной речи. Назовите его части.

Прочитайте начала нескольких судебных речей. Назовите наиболее понравившиеся. Аргументируйте свою позицию.

Прочитайте высказывание П.Сергеича. Согласны ли вы с его критическим замечанием защитнику по существу вопроса?

«”Господа присяжные заседатели! Господин прокурор сказал вам. ” Есть от чего прийти в отчаяние! Ведь присяжные только что выслушали прокурора! Вам надо открыть им то, чего они еще не знают, поразить их неожиданной яркой мыслью, увлечь их сразу в другую сторону. И только после этого, мимоходом, опрокинуть доводы противника. Покажите им, что вы считаетесь не с товарищем прокурора, а с фактами дела».

Проанализируйте начало речи А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем с точки зрения последовательности развертывания замысла. Почему, на ваш взгляд, оратор не формулирует основного тезиса сразу в начале речи?

Практическое занятие № 6.

Тема: Середина и завершение речи.

Вопросы для обсуждения:

Дайте определения описания, повествования и изложения.

Назовите виды обоснования.

Сравните критику и разоблачение.

Назовите основные части конца речи.

Найдите описания в речи А.Ф.Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона. Определите его вид. Можно ли было обойтись без этого описания?

В каких судебных речах известных ораторов используется портрет? Попытайтесь создать портрет хорошо знакомого вам человека. Что, на ваш взгляд, должно стать неотъемлемой его частью?

Найдите повествование в речи С.А. Андреевского по делу Андреева. Можно ли его сократить? Возможно ли подобное повествование в современной речи? Аргументируйте свою позицию.

Найдите в речах А.Ф.Кони выводы. Определите их целесообразность с точки зрения общего замысла речи.

Практическое занятие № 7.

Тема: Словесное оформление речи.

Вопросы для обсуждения:

Охарактеризуйте стиль судебной речи.

Перечислите и охарактеризуйте основные тропы и фигуры речи.

Какова технология словесного оформления речи?

Назовите основные типы словарей.

Проанализируйте речь (на выбор) русского юриста с точки зрения состава риторических тропов и фигур речи. Какие приемы неприемлемы в современной речи?

Используя слова скука, фантазия, бедность, дети, мода, одиночество, подберите к ним сравнения или метафору и дайте их в развернутой форме; постарайтесь построить на основании найденного образа короткую речь.

Используя тропы, составьте самостоятельную рекламу для любого предмета или продукта, который вам особенно нравится (придумайте текст, подберите и опишите соответствующий видеоряд).

Проанализируйте речь А.Ф.Кони по делу об убийстве иеромонаха Иллариона. Найдите фигуры диалогизма, определите их роль в структуре речи.

Изобретите обвинительную или защитительную судебную речь, используя приговор.

Практическое занятие № 8.

Тема: Основы полемического мастерства.

Вопросы для обсуждения:

Как понимать спор, дискуссию, полемику?

От чего зависит результативность спора?

Какие существуют правила спора?

Что надо знать о стилях мышления и для чего?

В книге французского философа-гуманиста XVIека М.Монтеня «Опыты» дается любопытная характеристика поведения различных людей во время спора (зачитывается). Подумайте над вопросом: почему необходимо знание и понимание особенностей манеры спорить? Понаблюдайте над товарищами во время дисспута, беседы, дискуссии, полемики, дайте оценку их повдения.

Практическое занятие № 9.

Тема: Риторический практикум. Произнесение речи.

Вопросы для обсуждения:

Назовите и охарактеризуйте основные элементы звучащей речи.

Какое качество объединяет первые четыре элемента звучания?

Перечислите необходимые условия хорошей дикции.

Назовите основные виды жестов публичной речи.

Выполните упражнения для постановки дыхания и улучшения звучания голоса:

примите прямую, но свободную позу, положите руки по обе стороны груди на нижние ребра; легко и регулярно дышите, тратя по пять секунд на вдох и выдох; повторяйте упражнения по десять и более раз в день, увеличивая время с пяти до пятнадцати секунд на вдох и на выдох; выполняйте это упражнение, сопровождая его поклоном вперед при вдохе, а при выдохе распрямлением спины;

читайте громко вслух свои любимые отрывки из художественных произведений; при случае отмечайте, где, по-вашему, целесообразно делать паузы; при произнесении особо выразительных слов добейтесь достаточного напора воздушного потока.

Выполните упражнения на отработку интонации: выберите любой отрывок из речи юриста и прочтите его: а) деловито, б) в разговорной манере, в) возвышенно-патетически.

3. Выберите упражнения на отработку тембра: отберите излюбленные поэтические отрывки и почитайте их вслух: а) обозначая настроение – подавленное или приподнятое, радостное или грустное, энергичное или ленивое, благодушное или раздраженное, шутливое или гневное, трагическое или комическое; б) разграничивая оценки: хорошее – плохое, доброта – жестокость, великодушие – эгоизм, любовь – ненависть, благородство – низость, грубость – мягкость.

Помните, что голос должен отражать чувства и ощущения, связанные со словами и с сопровождающим контекстом.

4. Выполните упражнения на отработку дикции: поработайте над скороговорками в медленном, среднем, быстром и очень быстром темпах, отчетливо выговаривая каждый звук:

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Инцидент с интендантом.

Купи кипу пик. Пик кипу купи.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

5. Познакомьтесь с высказыванием Поля Сопера относительно внешности оратора. Выскажите собственное суждение по этому вопросу:

«С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Мужчина только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.

Другие публикации:  Срок сдачи отчетность в пфр за 3 квартал 2019

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки. Неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти – чисты, платье или костюм – тщательно отглажены и аккуратно застегнуты.

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана ручки и карандаши. Женщинам рекомендуется, по крайней мере оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите».

Главная цель занятия: практическая реализация теоретического материала, т.е. демонстрация студентами умения составить речь определенного типа для конкретной коммуникативной ситуации.

Анализируются предварительно составленные и произнесенные на семинаре речи с точки зрения:

– коммуникативной ситуации, коммуникативного замысла автора и используемого им речевого жанра;

– созданного в речи образа оратора и типа аудитории, на которую рассчитана речь;

– конкретных риторических приемов, осуществляющих замысел;

– грамматической правильности; уместности и точности языка;

– внятности выражения мысли и оригинальности подачи материала.

– средств невербального воздействия: поза, жесты, мимика, голос (звучность, темп, произношение и артикуляция).

Александров, Д. Н. Риторика. Учебное пособие. [Текст] / Д.Н.Александров. – М., 2002.

Аннисимова, Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Аннисимова, Е. Г. Гимпельсон. М., Воронеж, 2004.

Аннушкин, В.И. Риторика. Вводный курс [Текст] / В. И. Анушкин. – 2-е изд. – М., 2007.

Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Риторика для юристов [Текст] / Л. А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 6-е изд. – М., 2007.

Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г. Деловая риторика [Текст] / Л. А. Введенская, Л.Г. Павлова. – М., 2008.

Каверин, Б.И. Ораторское искусство. Учебное пособие для ВУЗов. [Текст] / Б. И. Каверин. – М., 2004.

Кузнецов, И.Н. Риторика, или ораторское искусство. Учебное пособие для студентов ВУЗов. [Текст] / И. Н. Кузнецов. – М., 2004.

Лобанов, И.Б., Хазагеров, Г.Г. Риторика [Текст] / И. Б. Лобанов, Г.Г. Хазагеров. – 3-е изд. – М., 2008.

Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. [Текст] / Н. Г. Михайловская, В.В.Одинцов. – М., 1981.

Мурашов, А.А. Риторика. Теория и практика [Текст] / А. А. Мурашов. М., Воронеж, 2006.

Основы культуры речи для студентов -юристов. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Тесликова. М., 2008.

Орфографический словарь русского языка (любое издание).

Современный словарь иностранных слов (любое издание)

Хазагеров, Г.Г., Конилова, Е.Е. Риторика для делового человека. Учебное пособие. [Текст] / Г.Г. Хазагеров, Е.Е.Конилова. – М., 2003.

VII. Вопросы к зачету

1. В чем специфика риторики как науки?

2.В чем значение античного ораторского искусства для современного ритороведения?

3. В чем вы видите специфику российской традиции ораторского искусства?

4. Какие виды ораторских речей вы знаете?

5. Какими должны быть личностные качества оратора, чтобы он мог внушить доверие аудитории?

6. Какой должна быть повседневная подготовка к выступлению?

7. Каковы основные этапы подготовки речи?

8. Что такое «композиция речи»?

9.Охарактеризуйте основные элементы композиции речи (вступление, главная часть, заключение).

10.Какие факторы обеспечивают контакт между оратором и аудиторией?

11. Какие приемы управления аудиторией вы знаете?

12. Какие требования предъявляет современное ритороведения к логичекому построению и обоснованию речи?

13. Назовите и охарактеризуйте основные логические законы.

14. Назовите основные логические доводы и охарактеризуйте наиболее часто встречаемые в повседневной практике речевого общения логические ошибки.

15. Охарактеризуйте основные типы уловок и дайте им характеристику как некорректным логическим средствам.

16. Назовите и характеризуйте основные черты эристики (теории и практики спора).

17. Какие виды споров вы знаете?

18. Cформулируйте основные правила ведения спора.

19. Какие полемические приемы применяются в споре?

20. К каким уловкам в споре прибегают недобросовестные полемисты?

21. Охарактеризуйте невербальные средства общения оратора с аудиторией.

Книга: Аннушкин Владимир Иванович «Коммуникативные качества речи в русской филологической традиции. Учебное пособие»

Данное пособие содержит сведения об эволюции важнейшей категории филологических наук, которая в разные периоды истории филологии называлась то качествами, то условиями, то достоинствами, а в наше время называется коммуникативными качествами речи . Она имеет отношение к самым различным дисциплинам: основам филологии (определения словесных наук всегда давались через качества речи), стилистике, риторике, культуре речи и др. В пособии данная категория рассматривается начиная с античных теорий, продолжая русскими классическими учебниками словесности и риторики и заканчивая современными теориями речи. Принципиально новый материал содержитсяв экспериментальном словнике качеств речи (числом до 300 единиц) с начальными статьями Словаря качеств речи . Для специалистов по речеведческим и коммуникативным дисциплинам, студентов-филологов, изучающих данные дисциплины.

Издательство: «Флинта» (2014)

Аннушкин, Владимир Иванович

Аннушкин Владимир Иванович — Окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1975 года работает в Институте русского языка имени А.С. Пушкина. Профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, с 1998 года – заведующий кафедрой. Доктор филологических наук.

Научные интересы охватывают филологию – общую и частную, словесность в широком смысле (от древнерусской до современной, от бытовой речи до высокохудожественной и научной), риторику (её историю и современность) и русский язык как иностранный.

Председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.

Еще статьи:

  • Федеральный закон о порядке вступления Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального […]
  • Приказ об перечня обязательных прививок Порядок проведения вакцинации педагогов: список обязательных прививок К перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, причислены работы в организациях, осуществляющих […]
  • Полномочия военных судах Глава II. Система и полномочия военных судов (ст.ст. 8 - 25) Глава II. Система и полномочия военных судов Информация об изменениях: Федеральный конституционный закон дополнен статьями 12.1 - 12.16 с момента вступления […]
  • Банк российский кредит отчетность Банк "Российский кредит". Досье ТАСС-ДОСЬЕ. Банк "Российский кредит" был учрежден в Москве в июле 1990 года, получил регистрацию Центрального банка РФ 23 декабря 1991 года. Создателями и первыми владельцами […]
  • Приказ 1 693 мвд ПРИКАЗ МВД РФ от 13.09.1999 n 693 ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МВД РОССИИ ОТ 31 АВГУСТА 1999 Г. n 6 КМ/1 (вместе с КОНЦЕПЦИЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА […]
  • Приказ от 28032019 161 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 161 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организацияx и подразделениях Министерства внутренних дел […]
Аннушкин ви риторика вводный курс учебное пособие