Запрет на недобросовестную конкуренцию. Антимонопольные требования к торгам.

Доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее — определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. Монополистическая деятельность — противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монопольно высокая цена — цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена — цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке: Запрещаются действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как: изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; установление монопольно высоких (низких) цен; сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально — экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 57 ; Нарушение авторских прав

Запреты антимонопольного законодательства

Нина Скляр,
старший юрисконсульт ООО «ТЛС-ПРАВО»

Вступая в договорные отношения с контрагентами, производителям и импортерам необходимо соблюдать ограничения (запреты), установленные антимонопольным законодательством. В данной статье рассмотрим, допустимо ли включать в договор поставки условия, устанавливающие право продавца требовать от покупателя увеличения цены последующей продажи товара, а также ограничения территории последующей продажи товара.

Требования к заключению соглашений между хозяйствующими субъектами, запрещающие ограничение конкуренции, содержатся в ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Для целей применения норм Закона № 135-ФЗ под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Из всех возможных соглашений законодатель особо выделяет «вертикальные» соглашения — соглашения между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар.

Не является «вертикальным» соглашением агентский договор (п. 19 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Запреты на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений

Установленные ст. 11 Закона № 135-ФЗ запреты на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений подразделяются на безусловные запреты, запреты на заключение «вертикальных» соглашений, условные запреты.

1. Безусловные запреты сформулированы в п. 1 ст. 11 Закона 135-ФЗ и распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке («горизонтальные» соглашения). Безусловные запреты — это перечень последствий соглашения, приводящих или способных привести к ограничению конкуренции, которые запрещены по формальным основаниям, доказывание факта ограничения конкуренции этими соглашениями (установления наличия обстоятельств, названных в п. 17 ст. 4 Закона № 135-ФЗ) не требуется. Безусловно запрещены соглашения, которые приводят или могут привести к:

  • установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • сокращению или прекращению производства товаров;
  • отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Таким образом, в случае, если покупатель и продавец осуществляют продажу товаров на одном товарном рынке (например, покупатель и продавец осуществляют реализацию одного и того же товара оптовым покупателям в г. Москве), включение в договор поставки условий, устанавливающих право продавца требовать от покупателя увеличения цены последующей продажи товара, а также ограничения территории последующей продажи товара будет признаваться нарушением пп. 1 и 3 п. 1 ст. 11 Закона № 135-ФЗ.

2. Запреты на заключение «вертикальных» соглашений перечислены в п. 2 ст. 11 Закона № 135-ФЗ. Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

  • такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
  • такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.

Так, в случае, если продавец, являющийся единственным импортером товара, поставляет товар покупателям, которые впоследствии реализуют товар розничным покупателям, условие договора поставки, устанавливающее право продавца требовать от покупателя увеличения цены последующей продажи товара, противоречит пп. 1 п. 2 ст. 11 Закона № 135-ФЗ.

3. Условные запреты сформулированы в п. 4 ст. 11 Закона № 135-ФЗ и распространяются на все соглашения: «горизонтальные», «вертикальные» и конгломератные, т. е. соглашения хозяйствующих субъектов, которые не конкурируют между собой и осуществляют деятельность на разных товарных рынках.

Условные запреты применяются к соглашениям, если в результате заключения таких соглашений происходит ограничение конкуренции, подлежит доказыванию факт ограничения конкуренции или возможность такого ограничения (установления наличия обстоятельств, названных в п. 17 ст. 4 Закона № 135-ФЗ). Пункт 4 ст. 11 Закона № 135-ФЗ содержит открытый перечень соглашений, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции:

  • о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор, другие требования);
  • об экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;
  • об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

Так, в случае, если продавец и покупатель по договору поставки реализуют товар на разных товарных рынках (например, в разных регионах РФ), условие договора поставки, устанавливающее право продавца требовать от покупателя увеличения цены последующей продажи товара, а также ограничения территории последующей продажи товара может быть квалифицировано антимонопольным органом как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора по пп. 1 п. 4 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, если будут установлены признаки ограничения конкуренции, перечисленные в п. 17 ст. 4 Закона 135-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона № 135-ФЗ хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им «вертикальные» соглашения или соглашения, подпадающие под условные запреты, предусмотренные п. 4 ст. 11 Закона № 135-ФЗ, могут быть признаны допустимыми по основаниям, установленным ст. 12 или ч. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ.

Во-первых, допускаются «вертикальные» соглашения в письменной форме, если они являются договорами коммерческой концессии (п. 1 ст. 12 Закона № 135-ФЗ);

Во-вторых, допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%. Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется антимонопольным органом в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (п. 2 ст. 12 Закона № 135-ФЗ);

В-третьих, могут быть признаны допустимыми соглашения, предусмотренные пп. 2—4 ст. 11 Закона № 135-ФЗ при одновременном выполнении следующих условий (п. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ):

1) если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

2) если на участников соглашений или третьих лиц не налагаются ограничения не соответствующие достижению целей таких соглашений;

3) если результатами соглашений являются или могут являться:

  • совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо превышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
  • получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений.

Соглашения, соответствующие условиям, предусмотренным п. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ, признаются допустимыми в случаях, определенных Правительством РФ (Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 (далее — Общие исключения)), а именно при совокупном выполнении следующих требований:

а) продавец продает товар двум или более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35% либо в соответствии с соглашением продает товар единственному покупателю, доля которого на рынке этого товара составляет менее 35%;

б) продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи;

в) покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.

Недопустимые условия соглашений

В п. 2 Общих исключений сформулированы недопустимые условия соглашений между покупателем и продавцом.

Это, во-первых, условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам;

Во-вторых, условия, предусматривающие отказ покупателя продавать товар на определенной в соглашении территории и (или) покупателям, относящимся к определенной в соглашении категории, за исключением запрета покупателю (если только это не организация розничной торговли) рекламировать и продавать товар на территории, на которой продажу товара осуществляет сам продавец или иной покупатель (эта территория прямо обозначается в договоре).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 35 Закона № 135-ФЗ хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Вместе с указанным заявлением в антимонопольный орган представляются документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18.06.2007 № 168 «Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение».

В соответствии с данным перечнем в антимонопольный орган должны предоставляться документы и сведения о лицах, имеющих намерение заключить соглашение, сведения о соглашении, сведения о лицах, принадлежащих к той же группе лиц, что и лица, имеющие намерение заключить соглашение.

Среди указанных выше документов и сведений должны предоставляться, по установленным данным Приказом ФАС России формам, сведения о производстве и реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектом, сведения об основных покупателях (потребителях) товаров (работ, услуг), сведения о закупках товаров (работ, услуг), сырья и комплектующих, необходимых для производства товаров (работ, услуг), сведения об обороте услуг по основным видам деятельности финансовых организаций.

В течение 30 дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Другие публикации:  Как расторгнуть венчание церкви

Таким образом, запреты, установленные ст. 11 Закона № 135-ФЗ, в частности, в отношении установления цены и ограничения территории последующей продажи товара покупателем, не применяются, в случае если договор поставки между продавцом и покупателем, можно квалифицировать как «вертикальное» соглашение, при этом доля каждого из них на товарном рынке не превышает 20%.

Также соглашение, содержащее условие об отказе покупателя (за исключением организаций розничной торговли) продавать товар на территории, на которой продажу товара осуществляет сам продавец или иной покупатель, может быть признано антимонопольным органом допустимым при одновременном соблюдении требований п. 1 ст. 13 Закона № 135-ФЗ и ограничений, установленных общими исключениями.

Соответственно, если дистрибьютор и его покупатели являются конкурентами, включение в договор поставки условий, устанавливающих право продавца требовать от покупателя увеличения цены последующей продажи товара (продажу товара по цене выше минимальной), а также ограничения территории последующей продажи товара будет признаваться нарушением безусловных запретов, установленных ст. 11 Закона № 135-ФЗ.

В случае если отношения между дистрибьютором и его покупателем можно квалифицировать как вертикальное соглашение, включение в договор условий о согласовании цены последующей продажи товара может признаваться допустимым при условии соблюдения требований ст. 12 Закона № 135-ФЗ.

Антимонопольные запреты при недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности (Орлова Е.В.)

Дата размещения статьи: 20.06.2015

В ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено, что «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Об этом же говорится в ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. По существу, о защите конкуренции говорится в ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах; не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В российской и зарубежной науке дается немало определений собственно экономической деятельности. Ученые и специалисты в области предпринимательского права, такие как, например, Е.П. Губин, П.Г. Лахно и другие, рассматривали экономическую деятельность как «атрибут существования товарного производства рыночной организации экономики, связанный с процессом воспроизводства материальных благ, воплощенный в создании (производстве) товара (продукции), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) использовании (распределении, обмене, потреблении» [1].
Конкуренция — объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанный на свободе предпринимательства, однако именно защита конкуренции является важнейшим условием развития собственно рыночной конкуренции путем ограничения злоупотребления свободой предпринимательства.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют хозяйствующие субъекты — российские и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, а также внебюджетные фонды, Банк России, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели — по своей природе являются публичными. Нормы, регулирующие их, направлены на ограничение свободы предпринимательства в целях обеспечения общего блага — конкуренции.
Хозяйствующие субъекты, вступая в договорные отношения с контрагентами, производителями, импортерами и пр., должны соблюдать ограничения (запреты) антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход (п. 5 ст. 4 Закона «О защите конкуренции»).
Главой второй (ст. 10 — 14) Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливаются запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, в том числе на их согласованные действия по ограничению конкуренции, на недобросовестную конкуренцию [2].
Установленные ст. 10, 11, 11.1 и 14 Закона запреты можно подразделить на безусловные запреты, запреты на заключение «вертикальных» соглашений, «условные» (соглашения с условием) запреты.
Безусловные запреты распространяются на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия (бездействие), которые предусмотрены ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», а именно: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами) и другие.
Злоупотребление доминирующим положением представляет собой частный случай злоупотребления правом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ «не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке».
Хозяйствующий субъект в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), подпадающие под п. п. 4, 8 и 9 ч. 1 ст. 10 Закона, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона.
Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган устанавливает факт доминирования хозяйствующего субъекта, определяет субъект правонарушения, причем действия в составе групп лиц также могут расцениваться в качестве злоупотребления доминирующим положением (ч. 2 ст. 9 Закона), подтверждает действие или бездействие хозяйствующего субъекта, которому адресован запрет, проверяет факт допустимости пределов для осуществления контрагентами своих прав, наложения на контрагентов неразумных ограничений или наличия необоснованных условий реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»), разумности тех или иных проявлений поведения хозяйствующего субъекта [3], устанавливает круг лиц, на которых распространяются последствия неправомерного поведения обязанного субъекта, констатирует наступление негативных последствий или возможность их наступления как результат неправомерного действия обязанного субъекта.
Следует заметить, что ч. 4 ст. 10 Закона не распространяет применение норм (запретов) о злоупотреблении доминирующим положением на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.
Указанная норма права основана на ст. 1229 ГК РФ, согласно которой «гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».
Безусловные запреты, согласно ч. 1 ст. 11 Закона распространяются также на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, т.е. между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке («горизонтальные» соглашения).
Последствия подобных соглашений приводят или могут привести к такому ограничению конкуренции, как установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышение, снижение или поддержание цен на торгах; раздел товарного рынка по территориальному принципу, объем продажи или покупки товаров, ассортимент реализуемых товаров либо состав продавцов и покупателей (заказчиков); сокращение или прекращение производства товаров, а также отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Запрещаются на основании ч. 3 ст. 11 Закона соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Запрещаются (согласно ч. 2 ст. 11 Закона) такие «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случаев, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара, а также которыми предусматривается обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, являющегося конкурентом продавца, причем данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Участники «вертикальных» соглашений действуют на разных товарных рынках и не конкурируют непосредственно между собой. Поэтому перечень негативных последствий заключаемых ими антиконкурентных соглашений намного меньше, чем в отношении иных «горизонтальных» соглашений.
Запрет на заключение «вертикальных» соглашений, предусмотренный ч. 2 ст. 11 Закона, не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под своим товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя (ч. 9 ст. 11 Закона). Тем более что ч. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, например, в отношении исключительного права на товарный знак прямо предусматривает, что исключительное право правообладателя на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован.
Допустимость «вертикальных» отношений предусмотрена ст. 12 Закона и позволяет считать допустимыми совершенные в письменной форме соглашения, являющиеся договорами коммерческой концессии. Исключение составляют «вертикальные» соглашения между финансовыми организациями, что обусловлено их правовым статусом и ограничениями на осуществление соответствующих видов деятельности.
Кроме того, допускаются «вертикальные» соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%.
«Условные» запреты распространяются на такие соглашения, которые ставят перед контрагентом ряд условий, приводящих впоследствии или могущих привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям согласно ч. 4 ст. 11 Закона относятся, например, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования.
Следует отметить, что понятие соглашения как договоренности в устной или письменной форме, содержащейся в документах или нескольких документах, не совпадает с понятием договора, используемым в гражданском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Следовательно любой договор является соглашением, но не любое соглашение — договором.
Соглашения с точки зрения антимонопольного законодательства представляют собой более объемную категорию, поскольку могут как устанавливать, изменять или прекращать права и обязанности сторон, так и фиксировать лишь намерения сторон относительно будущего поведения или действий каждой из них в отношении себя и/или третьих лиц.
Выявление соответствия либо несоответствия конкретного соглашения антимонопольному законодательству возможно лишь при анализе воздействия соглашения на рыночное поведение сторон.
В Российской Федерации в соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220, при выявлении взаимозаменяемых товаров может использоваться «тест гипотетического монополиста» (в зарубежных антимонопольных органах используется тест «SSNIP» — небольшое, но значимое и стабильное повышение цены, т.е. тест гипотетического монополиста), позволяющий определить продуктовые границы товарного рынка путем выявления предпочтений приобретателей товара по замене одного другим при условии повышения цены только на один из них [4].
Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством РФ.
Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, предусмотрен в ч. 1 — 3 ст. 11.1 Закона «О защите конкуренции».
Понятие согласованных действий как особого, отличного от соглашения, типа антиконкурентного поведения применимо, например, к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) организациями технологической инфраструктуры или сетевыми организациями.
Часть 3 ст. 11.1 Закона о защите конкуренции содержит открытый перечень последствий согласованных действий, ответственность за совершение которых наступает только в том случае, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции.
Могут быть признаны допустимыми соглашения хозяйствующих субъектов (ч. 6 ст. 11 Закона) и согласованные действия хозяйствующих субъектов (ч. 4 ст. 11.1 Закона), а также сделок и иных действий при одновременном выполнении трех условий ч. 1 ст. 13 Закона, а именно:
— ими не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
— они не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей такого поведения;
— их результатом является или может являться — совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса; повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действия (бездействия).
Соглашения, соответствующие условиям, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона, признаются допустимыми в случаях, определенных Правительством РФ.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» [5] определены Общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами. Так, например, соглашения, предусмотренные ч. 1 ст. 13 Закона «О защите конкуренции», признаются допустимыми при совокупном выполнении следующих требований:
— продавец продает товар двум и более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35% либо в соответствии с соглашением продает товар единственному покупателю, доля которого на рынке составляет менее 35%;
— продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи;
— покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.
Кроме того, в п. 2 упомянутых Общих исключений сформулированы недопустимые условия соглашений между покупателем и продавцом, например условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар третьим лицам.
Хозяйствующий субъект, имеющий намерение достичь соглашения, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства и предоставить документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 «Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявлений хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение» [6, 7].
Федеральный закон «О защите конкуренции» в п. 9 ст. 4 дает понятие недобросовестной конкуренции как любых действий хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам — либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статья 14 Закона налагает безусловный запрет на недобросовестную конкуренцию, которая может выражаться в:
1) распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
3) некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
4) продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;
5) незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Другие публикации:  Как оформить потолки в частном доме

Антимонопольные запреты и требования

ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ СОГЛАШЕНИЯ ИЛИ СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Для всех лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия. Подробнее об этом — читайте в представленном материале.

Соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно статье 8 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ) согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

​​​​​​​Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами власти

В полномочия Новосибирского УФАС России входит осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами и организациями, обладающими властными полномочиями.

ФЗ «О защите конкуренции» содержит ряд статей, устанавливающих антимонопольные требования к субъектам, обладающим властными полномочиями (антимонопольные запреты, поскольку в них указано, какие действия (бездействия) запрещаются органам власти).

  1. Статьей 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (далее — органы власти и МСУ).

Данная статья содержит открытый перечень таких действий (бездействия), в частности, запрещается:

  1. введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  2. необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  3. установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  4. дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  5. установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  6. предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  7. предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона;
  8. создание дискриминационных условий;
  9. установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг;
  10. дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за

исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской

Кроме того, данной статьей запрещается также совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Порядок применения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» был разъяснен в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства». В соответствии с указанным пунктом требования, заявленные по части 1 статьи 1 5 Федерального закона «О защите конкуренции», подлежат удовлетворению при наличии совокупности следующих условий:

а) антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

б) соответствующим субъектом, обладающим властными полномочиями, не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая такому субъекту принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).

При этом, согласно выводам судов, для привлечения к ответственности по статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции» необязательно, чтобы соответствующие действия повлекли негативные последствия для конкуренции, достаточно лишь подтверждения антимонопольным органом возможности наступления таких последствий.

Практика применения статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» различна, при этом, основную долю нарушений составляют нарушения, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом. Это во многом обусловлено широкой формулировкой соответствующего запрета, который включает в себя все случаи, когда субъект, наделенный властными полномочиями, создал препятствие для деятельности участника рынка и такое препятствие привело или потенциально могло привести к ограничению конкуренции.

За 2017 год в ходе рассмотрения поступивших заявлений и проведенных проверок возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которых выявлено 4 нарушения указанной статьи, выдано 4 предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти затронуты следующие рынки, отрасли, сферы деятельности: ритуальные услуги, связь, сфера ЖКХ, услуги организации ярмарок.

Выявленные при рассмотрении дел нарушения статьи 15 по видам нарушений:

-необоснованное препятствование деятельности х/с — 1;

  • создание дискриминационных условий — 1;
  • наделение х/с властными функциями — 1;

К прочим нарушениям отнесены:

  • создание преимущественных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Необходимо отметить, что небольшое количество возбужденных дел связано как с популяризацией антимонопольного законодательства в целом, так и с вступлением в силу т. н. четвертого антимонопольного пакета (вступление в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») , которым введен институт предупреждения в случае выявления признаков нарушения ст. 15 ФЗ О защите конкуренции.

Суть предупреждения состоит в устранении нарушения по выданному антимонопольным органом предупреждению до возбуждения дела, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается, к административной ответственности виновные лица не привлекаются. В случае неисполнения предупреждения – возбуждается дело, после признания факта нарушения — следует привлечение к административной ответственности.

Необходимо учитывать, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении ст. 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 8 статьи 39 1 Закона о защите конкуренции).

Статистика выданных и исполненных предупреждений органам власти и местного самоуправления показывает, что установление правила о невозбуждении дел и не применении административной ответственности в связи с добровольным исполнением предупреждения стало большим стимулом для снижения количества антимонопольных дел в отношении органов власти и местного самоуправления.

Эффективность механизма предупреждения доказывается и практикой Новосибирского УФАС.

Так, в 2017г. Новосибирским УФАС выдано органам власти и местного самоуправления 42 предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», из них добровольно исполнены 35. Исполняемость предупреждений составила 83 % (в 2016г. – 70 %). По всем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приводятся примеры дел, примеры предупреждений по ст. 15.

Также следует отметить, что по факту нарушения ОВ и МСУ нарушения антимонопольного законодательства ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. К ответственности привлекаются должностные лица в случае установления факта нарушения по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Для ДЛ ОГВ и ОМС сумма штрафа составит от 15 до 50 тысяч рублей, при повторном нарушении — дисквалификация на срок до 3 лет. Однако в случае устранения нарушения до возбуждения дела, путем исполнения предупреждения антимонопольного органа, административная ответственность не грозит.

  1. Статьей 16 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти и местного самоуправления.

В соответствии с указанной статьей запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

  1. повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  2. экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  3. разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  4. ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Перечень нарушений ст. 16 также является открытым, следовательно, запрещаются любые соглашения органов власти и местного самоуправления, как между собой, так и с хозсубъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В 2017 году Новосибирским УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», при этом выявлено 2 нарушения указанной статьи, нарушения устранены без выдачи предписания.

Приводится пример дела.

Административная ответственность должностных лиц ОВиМСУ за нарушение АМЗ, выразившегося в заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий установлена ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

  1. Ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции»установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, согласно которым при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений. Требования данной статьи распространяются как на ОВ и МСУ при проведении каких-либо торгов, так и на ХС, которые могут выступать заказчиками либо участниками каких-либо торгов.
Другие публикации:  Дтп с каско и без осаго

Так, согласно ст. 17 При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Кроме того, в случае проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Также в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

  1. Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

Нарушения Закона «О защите конкуренции» при заключении договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Предоставление государственного и муниципального имущества конкретному ХС без проведения торгов создает для данного ХС преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение или пользование и препятствует доступу к данному ресурсу других ХС, которые также могут иметь намерение приобрести такие права в отношении данного имущества.

Передача прав владения или пользования в отношении государственного и муниципального имущества на конкурсной основе позволяет обеспечить равный доступ к имуществу всех ХС, заинтересованных в приобретении указанных прав и препятствует недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Ст. 17.1 предусматривает особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, вне зависимости от того, закреплено или не закреплено оно на праве хозведения или оперативного управления, а именно, по результатам проведения торгов (конкурсов и аукционов).

Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Без проведения торгов государственное и муниципальное имущество может быть предоставлено в установленных ч. 1 ст. 17.1 случаях:

1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

3) государственным и муниципальным учреждениям;

4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;

6) медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;

7) для размещения сетей связи, объектов почтовой связи;

8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;

9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;

10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;

11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);

12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, медицинским организациям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия , при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имевшемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;

13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности;

14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;

15) лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;

16) передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

  • Кроме того, без проведения торгов имущество может быть предоставлено (ч. 9 ст. 17.1):
  • — по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности,если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
  • 1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочнуюдеятельность;
  • 2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
  1. Ст. 18 ФЗ «О защите конкуренции» установлены особенности заключения договоров с финансовыми организациями, а именно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;

3) доверительное управление ценными бумагами;

4) негосударственное пенсионное обеспечение.

  1. Отдельная глава Федерального закона «О защите конкуренции» посвящена предоставлению государственных или муниципальных преференций (гл. 5 – ст.ст. 19-21).

Государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ О защите конкуренции, Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в установленных целях.

Процедура предоставления государственной или муниципальной преференции описана в ст. 20 Федерального закона «О защите конкуренции».

По итогам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган принимает решение: 1) о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции; 2) о продлении срока рассмотрения заявления; 3) об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции; 4)о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения в отношении предоставления государственной или муниципальной преференции.

Оценивая деятельность по контролю за предоставлением государственной и муниципальной преференции за 2017 г., можно сделать вывод о недостаточной активности органов власти в этой сфере. Так, Новосибирским УФАС России в 2017г. рассмотрено 8 заявлений о даче согласия на предоставления ГиМП. При этом цели предоставления преференций запрашивались следующие: защита окружающей среды – 1, развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 2, охрана здоровья граждан – 1, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 4. По результатам рассмотрения заявлений приняты решения: о даче согласия – в 4 случаях, о даче согласия и введения ограничения – 1, об отказе (в связи с несоответствием заявленной цели) – 2, принято 1 решение о том, что согласие антимонопольного органа не требуется.

Пример рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции.

Еще статьи:

  • Заявление в центр занятости о досрочном выходе на пенсию Досрочный выход на пенсию Часто оформить досрочный выход на пенсию — единственная возможность для ряда граждан получать ежемесячно денежные средства и содержать себя. Право на пенсию подразумевает наличие условий для […]
  • Действующий пенсионер в 2019 году На всех не хватит. Как будут платить пенсии в 2019 году Государство как может успокаивает работающих пенсионеров, напуганных перспективой остаться в 2019 году без пенсии . С разъяснением выступил и пенсионный фонд […]
  • Доверенность на подписание мирового соглашения образец Доверенность на подписание мирового соглашения образец Образец доверенности на представление интересов юридического лица в суде ДОВЕРЕННОСТЬ на представление интересов организации в судах город Москва, 12 октября две […]
  • С какого возраста в россии пенсия у мужчин Изменение пенсионной системы. Как его видит правительство Госдума одобрила в I чтении законопроект об изменении пенсионной системы. Повышение пенсионного возраста в России планируется начать с 2019 года. Во сколько лет […]
  • Льготы таблица Предпенсионный возраст в России с 2019 года Понятие «предпенсионный возраст» было введено в России с 2019 года. Законодательно этот термин закрепили в процессе обсуждения пенсионной реформы в 2018 г. По новому закону […]
  • Статья 65 водного кодекса рф штраф Статья 65 водного кодекса рф штраф Прокуратура Республики Коми Официальный сайт Ответственность за нарушение режима водоохранной зоны водного объекта, в том числе за парковку автотранспортных средств Развитие страны и […]
Антимонопольные запреты и требования