Содержание:

Бухгалтерская отчетность малых предприятий

Организации — субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке (п.

По составу отчетности. Представление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах в составе годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013, Отчет о прибылях и убытках именуется Отчетом о финансовых результатах (по данному вопросу см. также Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В связи с этим в данном материале используются наименования — Отчет о финансовых результатах и Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах.

Решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства Отчета об изменениях капитала и Отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Такие разъяснения содержатся в Информации Минфина России N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-02-07/1-80.

По объему информации. В Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах субъекты малого предпринимательства могут включать показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям (пп. «а» п. 6 Приказа N 66н).

Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства утверждены Приказом Минфина России N 66н (п. 6.1 Приказа Минфина России N 66н в редакции Приказа Минфина России от 17.08.2012 N 113н).

Формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 03.09.2013 N ММВ-7-6/[email protected]

Если организация — субъект малого предпринимательства принимает решение о включении в состав своей годовой бухгалтерской отчетности Отчета об изменении капитала, Отчета о движении денежных средств или иных приложений, то она вправе привести в них только наиболее важную информацию, которая необходима для оценки финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (пп.

Кроме того, в приложении к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах целесообразно раскрыть положения учетной политики, необходимые пользователю отчетности для понимания порядка формирования ее показателей (Информация Минфина России «Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства»).

Подробнее об отражении информации об учетной политике в бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства см. в разд. 3.5.10.1.1 «Раскрытие информации об учетной политике».

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:

— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (за исключением хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) — бюджетным научным и образовательным учреждениям) (пп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно (пп. 2 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (пп. 3 п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101).

О порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности для организаций — субъектов малого предпринимательства см. разд. 3.6 «Формы бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства».

Бухотчетность малого бизнеса в 2018 году

Наш обзор посвящен бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в 2018 году: ее состав, основные формы и бланки, особенности применения.

Готовить упрощенную отчетность не вправе (ч. 5 ст. 6 Закона Какую сдают бух. (фин.) отчетность субъекты малого предпринимательства

Имейте в виду: к подготовленным для сдачи образцам бухгалтерской отчетности субъекты малого предпринимательства в 2018 году, так и ранее, не обязаны прикладывать какие-либо письменные пояснения. Закон освобождает от этой обязанности.

Бланки бух. отчетности субъектов малого предпринимательства

Каждая форма бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства за 2017 год утверждена приказом Минфина России от 02 июля 2010 года № 66н. Им же закреплены формы расширенной отчетности для компаний, которые не подпадают под критерии малого бизнеса.

Обратите внимание: 0710096 – код по КНД для бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства за 2017 год. Его желательно знать, чтоб не спутать с отчетностью по общему порядку.

Так выглядит одна из главных составляющих бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства 2018 – бланк бухгалтерского баланса:

А ниже представлена еще одна обязательная часть бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства 2018 – форма отчета о финансовых итогах:

На нашем сайте скачать бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства в 2018 году можно по следующей ссылке.

Также обращаем ваше особое внимание, что бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства с КНД 0710098 – устарела! Ее применяли за отчетные периоды до 2016 года.

В чем специфика

Ключевые особенности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности малого предпринимательства закреплены в пункте 6 приказа Минфина № 66н. Само упрощение заключено в следующем:

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства 2017

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства 2017

Похожие публикации

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства в 2017 г. может представляться в контрольные госорганы в упрощенном порядке, если соблюдаются обязательные требования по отнесению компаний к МСП. Актуальные критерии содержатся в Законе № 209-ФЗ от 24.07.07 г., Постановлении № 265 от 04.04.16 г. Разберем, какие бланки входят в состав бухгалтерской финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства и что означает упрощенный способ отражения данных по деятельности фирм-малышей.

Порядок сдачи бух отчетности МСП

Применение бухгалтерской упрощенной отчетности субъектами малого предпринимательства допускается в случае отнесения предприятий к малым. Эта законодательная льгота значительно облегчает работу бухгалтера, так как сокращается количество финансовой документации. Кроме того, показатели, отражаемые в заполняемых отчетах, вносятся укрупненными значениями, без детализации, а кодировка проставляется организациями самостоятельно.

Обратите внимание! Помимо МП отчитываться упрощенным способом могут компании-НКО и участники «Сколково».

Не вправе применять упрощенный порядок составления бух отчетности:

  1. Предприятия, обязанные проводить обязательный аудит.
  2. ЖК и ЖСК.
  3. Адвокатские бюро.
  4. МФО.
  5. Потребительские КПК (кредитные кооперативы).
  6. Государственные учреждения.
  7. Нотариальные палаты либо адвокатские.
  8. Консультации юридические.
  9. Прочие организации, поименованные в ст. 6 № 402-ФЗ.

Возможность составления упрощенной бух отчетности для указанных категорий бизнеса, кроме исключений, действует с 2013 г. и включает всего 2 формы, которые рассмотрены далее.

Формы бух отчетности субъектов малого предпринимательства в 2017 году

Представлять бухгалтерскую отчетность субъектам малого предпринимательства за 2016 г. требуется до 31 марта 2017 г. Норма также распространяется и на компании, работающие в любой отраслевой принадлежности на специальных режимах, исключение – ИП, которые отчитываться не обязаны. Отчеты сдаются разово – за год в налоговые и статистические органы.

Важно! Перед тем, как составлять необходимые бланки бух отчетности, убедитесь в том, что организация соответствует показателям отнесения к малому предпринимательству – среднегодовой численности, размеру выручки, разрешенной доли участия в уставном капитале.

Если все нормативные требования удовлетворяются, то компания считается малой и вправе отчитаться за 2016 год по упрощенным бухгалтерским бланкам субъектов малого предпринимательства – форме 1 и 2. Основными законодательными актами, регламентирующими бухучет субъектов МП, являются:

  • Закон № 402-ФЗ.
  • Положение № 4/99.
  • Приказ № 34н от 29.07.98 г.
  • Приказ № 66н от 02.07.10 г., утверждающий все актуальные формы отчетов – как для МП, так и для обычных предприятий.

Состав обязательных к представлению МП бухгалтерских отчетов:

  1. Бухгалтерский баланс по форме 1.
  2. Отчет о финансовых результатах по форме 2.
Другие публикации:  Осаго нижний новгород канавинский район

При заполнении бухгалтерской финансовой отчетности субъектов малого предпринимательства (скачать актуальные в 2017 году бланки можно здесь), предприятие вправе расширить предоставляемые формы, если это необходимо для формирования достоверной картины деятельности бизнеса. К примеру, компания самостоятельно решает, нужна ли пояснительная записка (не включена в обязательный перечень форм) и требуется ли заполнение отчета о ДДС (движении денежных средств) либо отчета по изменениям капитала.

Внимание! Документы с КНД 0710096 применяются за период 2016 год, ранее действовал КНД 0710098 по бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Особенности заполнения форм бухгалтерской финансовой отчетности малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность СМП заполняется в меньшем размере, чем предприятиями, раскрывающими информацию обычным способом. Так, показатели актива/пассива баланса состоят из 2 разделов, в каждый из которых вносится по 5/6 групповых статей с обязательным отражением динамики по предыдущим периодам. При этом по Закону № 402-ФЗ всем укрупненным строкам присваивается значение кода с наибольшим значением удельного веса в группе.

Важно! Вносить изменения в бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства 2017 года (скачать форму 1 здесь), категорически не разрешается. Если указать все данные в официальном бланке не получается, требуется заполнять общеустановленный баланс и отчет о финрезультатах для обычных категорий хозяйствующих субъектов.

Форма 2 бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства (образец 2017 г. здесь), состоит из 7 строк вместо обычных 18, а раздел со справочными данными исключен. Дополнительно разрешается не отражать сведения о сегментах и связанных сторонах. При заполнении следует руководствоваться основным правилом формирования отчетности – полное и достоверное отражение информации о финансовом состоянии дел, деятельности компании и изменениях за прошедший год.

Не забывайте, что при выявлении несоответствий статистические органы могут направить отчеты на доработку, в этой ситуации повторно сдать формы необходимо в течение 2 рабочих дней.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Похожие публикации

Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 допускает ведение некоторыми организациями упрощенного бухучета, а также представление упрощенной бухотчетности. Что представляет из себя упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, кто сдает упрощенные отчетные формы, рассмотрим в этой статье.

Что такое упрощенная бухгалтерская отчетность

Упрощенная бухотчетность отличается от обычной отчетности, прежде всего объемом (п. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ). В состав обычной отчетности включаются, помимо баланса и отчета о финансовых результатах, приложения к ним — отчеты о движении денежных средств, об изменениях капитала, а также пояснительная записка. Тем же, кто сдает упрощенную бухотчетность, достаточно всего двух форм: баланса и отчета о финрезультатах. Организациям, получавшим целевые средства, следует также заполнить форму отчета об их целевом использовании.

Организация, имеющая право на упрощенную отчетность, может отчитываться по обычным формам, если такой способ для него удобнее. В любом случае, тот кто имеет право сдавать упрощенную бухотчетность, должен закрепить в учетной политике — обычный или упрощенный способ он будет применять.

Второе отличие упрощенной отчетности от обычной – это сами отчетные формы. Они имеют меньшее количество строк для заполнения, а все показатели отражаются укрупненно по группам, без детализации по статьям.

Для тех, кто сдает упрощенную бухотчетность 2017, действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015). Приложение № 5 к приказу содержит следующие бланки упрощенной бухотчетности:

Предприятие, ведущее упрощенный бухучет само решает, нужно ли сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, или полный комплект бухотчетности с приложениями и пояснениями, если это имеет значение для оценки его финансового состояния (п. 6 приказа № 66н).

Кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность

Сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам могут организации, перечисленные в п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ:

  • малые предприятия, отвечающие критериям ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ;

К субъектам малого предпринимательства, кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность в 2017 г., относятся предприятия, у которых в прошлом году доход не превышал 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников была максимум 250 человек. Может ли микропредприятие сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Очевидно, что может, поскольку они тоже входят в сектор малого бизнеса, а критерии для микропредприятий значительно ниже указанных значений.

  • некоммерческие организации (ст. 2 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);

Некоммерческие организации (НКО) не преследуют получение прибыли. Они создаются для реализации государственных целей в сфере образования, культуры, медицины, для ведения благотворительной деятельности и т.п. Получать доход от дополнительных платных услуг они могут, только если это не противоречит основной цели их создания. О том, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность указано в п. 4 Информации Минфина РФ ПЗ-1/2015. НКО, кроме баланса и отчета о финрезультатах, в составе упрощенной отчетности представляют отчет о использовании целевых средств.

  • участники проекта «Сколково» — их деятельность регулируется законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.

Ограничения для применения упрощенной бухотчетности

В то же время, положения ст. п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ, ограничивают круг тех, кто вправе сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это в равной мере относится ко всем категориям организаций-«бухупрощенцев». Так, вести упрощенный учет и отчитываться упрощенно не могут:

  • организации, подлежащие обязательному аудиту (акционерные общества и ряд других организаций),
  • кооперативы: жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские,
  • микрофинансовые организации,
  • госорганизации,
  • политические партии,
  • адвокатские коллегии, бюро и палаты,
  • нотариальные палаты,
  • юридические консультации,
  • некоммерческие организации, если они выполняют функции иностранного агента.

Например, может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Может, если он относится к микро-, малым, или средним предприятиям, ведь запрета на упрощенную бухотчетность для ломбардов в п. 5 ст. 6 закона № 402–ФЗ не содержится.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год

Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.

Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.

Критерии субъектов малого предпринимательства

Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
  2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

  • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
  • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
  • организация — участник проекта «Сколково»;
  • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
  • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

Другие публикации:  Можно ли вернуть телефон в днс если он не понравился

Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

  • СМП, созданные в форме акционерного общества;
  • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

При организации бухгалтерского учета на предприятии:

  • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
  • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

При признании доходов и расходов:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
  • признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).

При учете материально-производственных запасов:

  • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
  • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
  • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
  • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

При учете основных средств:

  • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
    • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
    • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
  • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
  • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

При учете НМА и НИОКР:

  • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
  • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

По другим активам и обязательствам:

  • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
  • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
  • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
  • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
  • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

При составлении бухгалтерской отчетности

1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]):

  • отчет об изменениях капитала,
  • отчет о движении денежных средств,
  • отчет о целевом использовании средств.
  • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

Другие публикации:  Амазон возврат покупки

Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

  • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
  • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
  • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

Нужно ли малому предприятию предоставить пояснительную записку в составе годовой отчетности?

Цитата (БСС «Главбух» 12.09.2014 г.): Предприятие является малым . по форме собственности ОАО. За 2012 год в состав годовой бухгалтерской отечности не включена пояснительная записка. Возможно, у малого предприятия по форме собственности ОАО отсутствовать пояснительная записка в составе годовой отчетности за 2012 г? чем руководствоваться при этом?

Малым предприятиям разрешается не представлять пояснительную записку. Однако если у малого предприятия есть важная информация, без которой невозможно оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности, и эта информация не отражена в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах, то пояснительную записку нужно представить.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности ( в редакции с 1 января 2013 года)
Некоторые организации могут составлять годовую бухгалтерскую отчетность в сокращенном варианте. К ним относятся:
малые предприятия;* некоммерческие организации.Малые предприятия
Ситуация: по каким формам нужно сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию*
Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах малому предприятию можно сдавать как по общеустановленным, так и по специальным формам.*
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года малые предприятия могут применять специальные упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.*
О том, как составить бухгалтерскую отчетность субъекту малого бизнеса по специальным формам, см.:
Порядок заполнения Бухгалтерского баланса малым предприятием; Порядок заполнения Отчета о финансовых результатах малым предприятием.Приказ Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н, который вводит эти формы, вступил в силу 28 октября 2012 года. Следовательно, применять новые бланки формально вправе только те малые предприятия, которые сдают бухгалтерскую отчетность после этой даты.
Вместе с тем, малые предприятия вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1–4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (т. е. в общеустановленном порядке). Поступать так позволяет абзац 2 подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это означает, что субъекты малого предпринимательства могут сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах по основным формам, приведенным в приложении № 1 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. При этом данные формы могут содержать только укрупненные показатели по группам статей (без детализации по статьям), в том числе те показатели, которые предложены в новых бланках* (подп. «а» п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н).
Таким образом, организация самостоятельно определяет, по каким формам сдавать Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.*
Приложения к балансу и Отчету о финансовых результатах (Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала, Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах) малые предприятия вправе не сдавать* (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Однако, если у малого предприятия есть важная информация, без которой невозможно оценить финансовое положение организации или результаты ее деятельности, и эта информация не отражена в Бухгалтерском балансе и Отчете о финансовых результатах, приложения нужно составить.* Такой вывод следует из подпункта «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80.

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья: Установлено, как отчитываться малым предприятиям
И.С. Милакова, директор департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров ЗАО «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл»

Не все формы представляются
Малым предприятиям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств, другие приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку ( п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н ).*
Подпунктом «б» пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н установлено, что малыми предприятиями в приложениях к бухгалтерскому балансу приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Аналогичный принцип закреплен в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Там указано, что содержание бухгалтерской отчетности должно позволять заинтересованным пользователям оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности.
В письме Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-02-07/1-80 уточняется, что малые предприятия не обязаны прилагать к бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган, пояснительную записку, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств.*
Исключение составляют случаи, когда такие документы содержат наиболее важную информацию.*

Журнал «Учет в производстве», № 1, январь 2013

12.09.2014 г.
С уважением,
Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Светланой Чуприковой ,
начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

Еще статьи:

  • Гайде осаго В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ред. От 23.06.2016) и п. 11.1 Правил обязательного […]
  • Федеральный закон о порядке вступления Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального […]
  • Приказ 1155 об утверждении фгос до Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ Главная Документы № 1155 от 17.10.2013 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) Зарегистрирован в Минюст России от 14 ноября 2013 г. […]
  • Федеральный закон госслужба 79 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"О государственной гражданской службе […]
  • 8н от 10102008 приказ федерального казначейства Приказ Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления […]
  • Приказ форма 20 Приложение N 20. Порядок заполнения учетной формы N 086/у "Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)" Приложение N 20к приказу Министерстваздравоохранения РФот 15 декабря 2014 г. N […]
Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства пояснениями