Что такое годные остатки по осаго

Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть «годные остатки» потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих «годных остатков» из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение:

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года

В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержалось аналогичное разъяснение:

Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Примеры из судебной практики:

Если годные остатки остались у потерпевшего

«. Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки» поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, «годные остатки» автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор» (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков — 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

Другие публикации:  Экономика налог определение

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

..Как следует из представленных материалов и учтено судами, «годные останки» (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал «годные остатки», стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Что такое годные остатки автомобиля

Иногда, после ДТП и проведения независимой оценки стоимости восстановительного ремонта автомобиля, выясняется, что автомобиль неремонтопригоден по тем или иным причинам. Расчет стоимости годных остатков может быть произведен в случае если произошла полная конструктивная гибель транспортного средства, либо, когда стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость аналогичного автомобиля неповрежденного и не разукомплектованного. Так же расчет стоимости годных остатков производится в случае если техническое состояние автомобиля вследствие ветхости не соответствует требованиям к безопасному техническому состоянию. Так же стоимость годных остатков не производится в случае если годные остатки транспортного средства не пользуются спросом на рынке автозапчастей. Оценка и в том и в другом случае является результатом вывода эксперта либо оценщика о целесообразности проведения оценки условно годных остатков.

Для того чтобы понять, что такое годные остатки автомобиля можно представить себе автомобиль у которого в результате ДТП целым остался например только один бампер. Так вот этот оставшийся целым бампер и является остатком, годным к реализации на рынке бывших в употреблении запчастей. Исправные узлы и детали, которые имеют стоимость и могут быть реализованы с целью их дальнейшей эксплуатации. Поэтому под стоимостью годных остатков понимается стоимость возможных к реализации деталей с учетом затрат на их разборку, ремонт и хранение.

Условия, которым должны отвечать условно годные остатки описываются большинством исследователей с точки зрения степени поврежденности и работоспособности. Так же детали годные к реализации не могут иметь нарушений геометрических размеров, дополнительных отверстий и вырезов, не предусмотренных заводом изготовителем. Следы остаточных пластических деформаций после ремонтных воздействий не допускаются.

Порядок определения стоимости годных остатков автомобиля после ДТП ограничен действиями эксперта и включает в себя те же мероприятия что и определение стоимости восстановительного ремонта автомобиля после ДТП, а именно:

— Установление номенклатуры узлов и деталей годных к реализации;

— Желательно проводить осмотр транспортных средств с использованием средств инструментального контроля технического состояния ТС (на стендах или подъемнике);

В случае если годных остатков ТС не выявлено, то стоимость автомобиля определяется как стоимость металлолома на вес за вычетом расходов на утилизацию.

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

Глава 5. Порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства

5.1. Комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) поврежденного транспортного средства, исправные, имеющие остаточную стоимость и годные к дальнейшей эксплуатации, которые можно демонтировать с поврежденного транспортного средства в случае его полной гибели (либо высвобождение которых планируется в процессе ремонта) и реализовать (годные остатки транспортного средства) должны отвечать следующим условиям:

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь повреждений, нарушающих их целостность и товарный вид, а узлы или агрегаты, кроме того, должны находиться в работоспособном состоянии;

комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты) не должны иметь изменений конструкции, формы, целостности и геометрии, не предусмотренных производителем транспортного средства (например, дополнительные отверстия и вырезы для крепления несерийного оборудования);

детали не должны иметь следов предыдущих ремонтных воздействий (например, следов правки, рихтовки, шпатлевания).

5.2. В случае когда страховщик по согласованию с потерпевшим организовал и оплатил замену деталей, к годным остаткам относятся детали (узлы), которые поставляются только в комплекте и которые подлежат оплате страховщиком в качестве комплекта, из которого только часть подлежит использованию при восстановительном ремонте, а также комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые в условиях ремонтной организации, проводящей ремонт, не могут быть отремонтированы, но технологии ремонта которых существуют на рынке. Расчет стоимости таких комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) производится на основании отдельного письменного поручения заказчика (страховщика, потерпевшего).

5.3. Стоимость годных остатков транспортного средства (стоимость, по которой они могут быть реализованы, учитывая затраты на их демонтаж, дефектовку, ремонт, хранение и продажу) определяется по данным специализированных торгов, осуществляющих открытую публичную реализацию поврежденных транспортных средств (определяется стоимость годных остатков в сборе). В отсутствие специализированных торгов допускается использование и обработка данных универсальных площадок (сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») по продаже подержанных транспортных средств либо определение стоимости годных остатков проводится расчетным методом в соответствии с требованиями глав 2, 3, 4 настоящей Методики.

5.4. Расчет стоимости годных остатков расчетными методами не производится в случае, если:

транспортное средство может быть оценено или реализовано на специализированных торгах (аукционах) либо оценено путем обработки данных универсальных площадок продажи подержанных транспортных средств в срок, не превышающий 15 дней;

транспортное средство не подлежит разборке на запасные части по техническому состоянию.

Расчетный метод торгов применяется при условии подробного обоснования невозможности определения их стоимости иными методами, предусмотренными настоящей Методикой.

5.5. Стоимость годных остатков с учетом затрат на их демонтаж, дефектовку, хранение и продажу определяется по формуле:

,

Ц — стоимость транспортного средства в неповрежденном виде на момент определения стоимости годных остатков;

— коэффициент, учитывающий затраты на дефектовку, разборку, хранение, продажу;

— коэффициент, учитывающий срок эксплуатации транспортного средства на момент повреждения и спрос на его неповрежденные детали;

— коэффициент, учитывающий объем (степень) механических повреждений транспортного средства;

— процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства, %;

n — количество неповрежденных элементов (агрегатов, узлов).

5.6. Коэффициент снижения стоимости годных остатков, учитывающий затраты на разборку, дефектовку, хранение, продажу, рекомендуется принимать равным 0,7 для легковых автомобилей, малотоннажных грузовых автомобилей и мототехники и равным 0,6 для грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники.

5.7. Величина коэффициента , учитывающего срок эксплуатации транспортного средства на момент определения стоимости годных остатков, а также спрос на неповрежденные детали определяется в соответствии с приложением 9 к настоящей Методике.

5.8. Величина коэффициента, учитывающего объем (степень) механических повреждений транспортного средства , а также процентное соотношение (вес) стоимости неповрежденных элементов к стоимости транспортного средства определяются в соответствии с приложением 10 к настоящей Методике.

5.9. Не подлежащие дальнейшему использованию по назначению остатки транспортного средства определяются стоимостью лома черных или цветных металлов, входящих в их конструкцию, на основании выборки данных специализированных организаций, осуществляющих сбор и обработку лома. Стоимость остатков, изготовленных из неметаллических материалов, не определяется.

Тотальная гибель авто по ОСАГО (не подлежит восстановлению)

В данной статье мы разберем такое понятие как тотальная гибель транспортного средства или полня гибель, это как раз тот случай когда по законодательству ОСАГО авто погибает, его не целесообразно восстанавливать. Кто то говорит что в таком случае авто не подлежит восстановлению, то есть его не восстановить на столько сильные повреждения! Так ли это и как получить выплаты по страховке при гибели ТС давайте разберемся в данной статье.

Другие публикации:  The club лицензия торрент

Что такое полная или тотальная гибель транспортного средства?

Многие считают, что полная гибель ТС это когда автомобиль так пострадал в ДТП, что его прост не возможно снова поставить на ход, к примеру когда кузов разорвало на 2 части, или когда кузов искорежен после кувырков по дороге, нет дело в том, что в рамках ОСАГО тотальным или погибшим признается автомобиль стоимость восстановительного ремонта которого превышает 70% от его стоимости.

К примеру автомобиль на момент ДТП оценивался в 500000 рублей, а его восстановительный ремонт обойдется страховой в 375000 рублей, что более 70% от его стоимости и в такой ситуации автомобиль признается погибшим, не подлежащим восстановлению или тотальным.

Обычно ситуация складывается следующим образом, японский подержанный праворульный автомобиль попадает в ДТП, у него есть ряд повреждений. Цена такого автомобиля может колебаться на момент ДТП от 150000 до 250000 рублей, а ремонт оценивается в 200000 рублей и авто признается тотальным. Яркий примером станет Ниссан Санни из реальной экспертизы, когда в этот Ниссан въехали сзади и толкнули его на впереди стоящий автомобиль, в результате было повреждены две задние фары, задний бампер, две передние фары, передний бампер и скрытые повреждения различной степени. В итоге стоимость данного Ниссана на рынке на момент ДТП была оценена в 170000 рублей, а ремонт в 150000 рублей и ТС в таком случае просто погибло, так как стоимость восстановительного ремонта была более чем 70%. Хотя как вы понимаете от полученных повреждений машина осталась полностью на ходу и на ней можно было спокойно передвигаться после ремонта и до ремонта. Так же есть машина Ниссан Президент, при рыночной стоимости в 500000-550000 рублей, стоимость бампера оценивается в 250000-300000 рублей, понимаю звучит безумно но это так и такой авто может погибнуть очень просто, 2 фары, бампер, скрытые и авто тоталят. Если рассматривать такие случаи применительно к обычной жизни не вникая в законодательство, то глупо было бы говорить, что машина не подлежит восстановлению когда у нее повреждены два бампера и фары, но вот по закону об ОСАГО, если стоимость ремонта с запчастями превышает 70% от стоимости авто, то это тотальная гибель ТС и ничего здесь не поделать.

Обычно тотальными признают автомобили подержанные но когда то в свои годы дорогие, к примеру старые БМВ, Ауди, Мерседесы, люксовые Японцы и порой Корейцы. Новые авто как вы понимаете, что бы ушли в тотал должны быть серьезно повреждены, обычно они все же не погибают.

Как вести себя владельцу если его авто признали тотальным?

С одной стороны вы получаете деньги за вычетом годных остатков.

Что такое годные остатки?

Смотрите, здесь все просто, после ДТП у автомобиля страдают некоторые детали, их восстановить уже не возможно, но остаются запчасти, которые все целые и их можно продать на другие автомобили, то есть годными остатками признаются детали на автомобиле, которые в результате ДТП не пострадали и эти детали можно реализовать (продать) владельцам точно таких же авто как у вас.

Расчеты происходят следующим образом, страховая рассчитывает рыночную стоимость автомобиля на момент ДТП, после чего считает те самые годные остатки, которые можно продать, вычитает из рыночной стоимости авто стоимость годных остатков и получается сумма ущерба которая и выплачивается вам на руки. Это конечно приблизительная схема расчета, есть не мало тонкостей но в целом все выгляди именно так.

К примеру на момент ДТП автомобиль оценили в 450000 рублей, годных остатков было на 120000 рублей вычитаем из 450000 (рыночная стоимость авто) 120000 годных остатков и получаем 320000 рублей выплат на руки. Это лишь пример!

Обратимся к пункту 18 статьи 12 «Закона об ОСАГО» где говорится, что в случае полной гибели имущества, подразумевается автомобиль, то выплаты происходят в размере рыночной стоимости авто на день ДТП за вычетом годных остатков. Полная гибель подразумевает случаи, когда ремонт ТС после ДТП не возможен или стоимость самого ремонта пострадавшего авто будет равна стоимости разбитого авто или буде превышать данную стоимость. Но на практике гибель признается когда ремонт обходится 70-80% от стоимости авто.

Как происходят выплаты по ОСАГО в случае гибели транспортного средства?

Мы разобрались, что выплаты это рыночная стоимость авто минус годные остатки. Но страховые делают следующий финт ушами, если обычно страховые занижают выплаты по ущербу автомобиля, значительно занижая стоимость ремонта и запасных частей, то в случае с полной гибелью ТС страховой выгоднее завысить стоимость годных. Годные остатки оцениваются слишком дорого и из них вычитается амортизационный износ, что позволяет страховой вычесть стоимость остатков с износом из рыночной стоимости авто и за счет этого заплатить клиенту меньше денег.

Здесь необходимо не слушать, что вам говорят в страховой, вполне возможно, что ваш автомобиль совсем не погиб, а страховой выгоднее признать его погибшим, ведь оценку ущерба от страховой проводят далеко не независимые эксперты, а компании успешно сотрудничающие со страховой и которым выгодно такое сотрудничество и страховой это так же выгодно, ведь эти псевдо эксперты посчитают так, как это выгодно страховой компании.

То есть задача страховой признать тотальную гибель ТС и увеличить годные остатки, прибавить к этому износ и за счет этого уменьшить выплаты.

Но вам стоит точно разобраться, действительно ли ваш авто погиб, страховой ни в коем случае не стоит верить иначе вы получите на руки мизерную сумму, далее продадите на разбор все что осталось от вашего авто, сложите деньги и получится, что вам не хватает на точно такой же автомобиль как у вас тысяч 100000-150000, а дело в том, что страховая наварила себе такую сумму, путем хитрых махинаций.

Что делать автовладельцу если страховая признала авто погибшим по ОСАГО?

Во первых вам необходимо разобраться действительно ли ваш автомобиль ушел в тотал, это очень важно.

Для этого вам необходимо обратиться к независимым авто-экспертам, которые произведут правильные расчеты и вы увидите реальную картину, действительно ли погиб автомобиль, если да то какова реальная стоимость годных остатков, каков износ, какая реальная рыночная стоимость вашего авто на момент ДТП и сколько вы получите на руки денег.

На экспертизу которая будет проходить в автосервисе (ведь автомобиль должен быть частично разобран) обязательно приглашается телеграммой представитель страховой компании на конкретную дату и время за 3 рабочих дня до проведения экспертизы.

Если экспертиза покажет, что автомобиль не тотальный, то есть не погиб, то вы будете знать какова реальная стоимость ущерба и сколько вам должна выплатить страховая.

Когда у вас на руках будет экспертиза, вы будете понимать на сколько вас обманули в страховой, вы можете написать претензию страховой компании в которой потребовать выплатить вам разницу в полном объеме. Если страховая откажет вам платить по претензии, то здесь нужно подготовить исковое заявление и подать на страховую в суд и уже в судебном порядке взыскивать со страховой разницу в выплатах, штраф в размере 50% от суммы иска и неустойку в 1% за каждый день просрочки выполнения требований в добровольном порядке.

Скажу сразу, вам в таком случае обязательно потребуется грамотный автоюрист, который сможет отстоять ваши права в суде, обойти все подводные камни по данным спорам и отсудить вам все необходимые вам компенсации.

Другие публикации:  Что входит в трудовой стаж при начислении льготной пенсии

Каждая ситуация индивидуальна, я рассказал лишь примерную схему как все происходит при спорах со страховой по тотальной гибели автомобиля в случае компенсации в рамках ОСАГО, у вас может быть совсем другая ситуация.

Если у вас остались вопросы, то задайте их нашему юристу на сайте, он проконсультирует вас и ответит на все интересующие вопросы, поможет решить проблемы и даст рекомендации к действию.

АВТОМОБИЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Оценка ущерба автомобиля после ДТП

Главная / О вычете годных остатков

Страховые компании утверждают, что при полной гибели транспортного средства сумма страховой выплаты выплачивается за минусом стоимости годных остатков. Однако попробуем разобраться в этой проблеме.

Для наглядности возьмем следующую ситуацию:
Вы Потерпевший в ДТП. Ваш автомобиль до аварии стоил 90000 рублей.
В результате ДТП автомобилю причинен ущерб, по результатам независимой экспертизы стоимость восстановительного ремонта которого (с учетом снижения стоимости заменяемых деталей на процент износа автомобиля) составляет 100000 рублей. Стоимость годных остатков – 20000 рублей. Страховая компания хочет выплатить только 70000 рублей (90000-20000).

Аргументация страховой компании очень проста: если мы Вам выплатим всю сумму, и у Вас останутся остатки транспортного средства (90000 + 20000) — то в сумме это превысит то, что вы имели до ДТП (90000), а значит — так нельзя выплачивать. Звучит логично, не правда ли?

Такая логика страховой компании имеет свои корни — практика страховых выплат по договорам КАСКО (страхование ущерба). В этих договорах, и правда, предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере (за минусом процента износа), но при этом остатки транспортного средства страховая компания забирает себе. Вот эту сложившуюся практику страховые компании и пытаются перенести на ОСАГО.

Однако договор ОСАГО заключается на вполне определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании. Эти условия установлены в ПП РФ №263 «Правила страхования ОСАГО», которые гласят интересные вещи:

63. Размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется:

а ) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая. Под полной гибелью понимаются случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен, либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна его стоимости или превышает его стоимость на дату наступления страхового случая.

То есть — выплатить должны полную стоимость (разумеется с учетом лимита в 120 или 160 тысяч рублей). Никаких вычетов из этой суммы «Правилами страхования ОСАГО» (ПП РФ №263) не установлено. А логика про неосновательное обогащение здесь неприменима, ибо в главе 60 ГК РФ , которой регулируются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Разве эта статья гласит, что любое неосновательное обогащение в принципе недопустимо? Вовсе нет. Разве эта статья гласит, что при любом обогащении наступает обязанность вернуть обогащение? Опять нет. Вчитаемся в написанное.

Эта статья гласит, что лицо обязано возвратить неосновательное обогащение ЕСЛИ оно приобрело это обогащение без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований .

Однако в нашем случае это самое обогащение предусмотрено сделкой и законом 40-ФЗ, во исполнение которого принято ПП РФ №263, устанавливающее основание для такого обогащения в соответствии с порядком расчета и осуществления страховой выплаты по ОСАГО. Более того, самое ПП РФ №263 является «иным правовым актом», устанавливающим основание для обогащения.

Таким образом, поскольку основание для такого обогащение предусмотрено сделкой и законом, ст. 1102 не применима, ибо она устанавливает обязанность вернуть неосновательное обогащение в случае получения оного БЕЗ оснований, установленных законом, иными правовыми актами, или сделкой.

Из всего вышенаписанного следует:

1. Страховая компания должна произвести выплату в полном объеме (90000 рублей), безо всяких удержаний стоимости годных остатков. В противном случае — это нарушение порядка страховой выплаты, установленного ПП РФ №263 «Правила страхования ОСАГО».

2. Даже если есть неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты — такое обогащение не подпадает под действие ст.1102 ГК РФ, а значит, не возникает обязанности возврата обогащения.

Обращение за выплатой по ОСАГО

не смогу перевести, это язык математики в русско-бытовом исполнении.

А в других языках, я еще слабея, чем в русском.

Хотя я там ошибся не минус негодные остатки а таки плюс негодные остатки.

стоимость авто-(стоимость авто-негодные остатки) => стоимость авто-стоимость авто+негодные остатки=>

мне почему то показалась их стоимость просто рассчитать,( что то около нуля) хотя может я самонадеяно ошибаюсь.

Не совсем понятно, что Вы накопали.
Выплата 4000 у/е
Лимит 120/160 тысяч
неосновательное обогащение.

Странный набор норм.

Если у Вас только ОСАГО, то от страховой вы получите 400 000 (если стоимость имущетсва за вычетом годных остатков превышает или равна 400 000):
40-ФЗ ОСАГО, ст.12. 18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков.

Остальное с виновника.
Вторая сторона виновник? Постановление было вынесено? В отношении Вас протокол/постановление составлен какой-либо?

Не совсем понятно, что Вы накопали.
Выплата 4000 у/е
Лимит 120/160 тысяч
неосновательное обогащение.

Странный набор норм.

Если у Вас только ОСАГО, то от страховой вы получите 400 000 (если стоимость имущетсва за вычетом годных остатков превышает или равна 400 000):
40-ФЗ ОСАГО, ст.12. 18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:
а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков.

Остальное с виновника.
Вторая сторона виновник? Постановление было вынесено? В отношении Вас протокол/постановление составлен какой-либо?

Еще статьи:

  • Приказ мчс россии от 27012011 г N 18 Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за […]
  • Отчетность форме 251 Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) […]
  • Пенсия военных прапорщиков Военные зарплаты и пенсии трижды проиндексируют на 4% в 2018-2020 годах МОСКВА, 29 декабря. /ТАСС/. Принято решение об индексации денежного довольствия военнослужащих и пенсий военным пенсионерам в 2018-2020 годах, […]
  • История экономических учений учебное пособие автономов История экономических учений. Под ред. Автономова В и др. В работе рассматривается история экономической мысли XIX и XX вв. с упором на современные течения, начиная с маржинализма и заканчивая самыми последними […]
  • Онлайн заявление в загс пермь Подача заявления в ЗАГС: правила, документы, дни подачи, срок, порядок подачи, госпошлина Лучший свадебный инстаграм Публикация от MARRY ME свадебное агентство (@marryme.ru) Сен 23, 2017 at 2:37 PDT В современном мире […]
  • Адвокат старый оскол микро микрорайон Солнечный, дом 12 на карте Старого Оскола дом 12 — одно из 30 зданий в микрорайоне Солнечный в Старом Осколе, расположенное рядом с домами: 11, 8А, корпус 1, 8Б, 18 и 8 в том же микрорайоне. Если вы […]
Что такое годные остатки по осаго