Аренда государственного имущества

Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда государственного имущества (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Аренда государственного имущества

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Аренда государственного имущества

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Аренда государственного имущества

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Договоры аренды госимущества хотят продлевать без торгов

В России может появиться единый порядок пролонгации договоров аренды государственного и муниципального имущества без проведения торгов. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении.

Поправки в статью 171 Федерального закона «О защите конкуренции» разработала Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В пояснительной записке к документу сказано, что возможность заключения договора аренды имущества на новый срок без проведения торгов будет предусмотрена только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключён по результатам конкурса или аукциона или в соответствии с исключениями, предусмотренными положениями указанной статьи. Таким образом, действующее законодательство создаёт возможность для арендодателей отказываться от пролонгации договоров аренды, заключённых до вступления в силу статьи 171 Федерального закона.

По данным ФАС, практика отказа собственников имущества от пролонгации договоров аренды с добросовестными арендаторами и выставления имущества на торги приводит к затруднениям хозяйственной деятельности вплоть до фактической ликвидации бизнеса арендаторов.

Аренда государственного и муниципального имущества

Аренда государственного и муниципального имущества проходит через торги. Это может быть конкурс или аукцион. Расскажем про порядок сдачи в аренду государственного имущества, договор аренды, его государственную регистрацию, а также НДС.

Чтобы передать государственное или муниципальное имущество по договору аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, других договоров, по которым переходит право владения или пользования, нужно проводить торги: конкурс или аукцион на право заключения такого договора.

Порядок сдачи в аренду государственного имущества

Чтобы сдать в аренду госимущество, учреждение создает комиссию: она может быть конкурсной или аукционной. Любая комиссия выполняет следующие функции:

  • определение участников и рассмотрение заявок ;
  • принятие решения о победителе конкурса (аукциона);
  • оформление протоколов.

Кроме того, каждая из комиссий выполняет другие функции в ходе торгов. Перечень приведен в пунктах 13 и 14 Правил от 10.02.2010 № 67.

В комиссию нельзя включать лиц, заинтересованных в результатах торгов:

  • подавшие заявки на участие в конкурсе или аукционе;
  • штатные сотрудники организаций, подавших заявки;
  • лица, которые могут быть подвержены влиянию со стороны участников торгов (в т. ч. участники (аукционеры, члены правления, кредиторы) организаций-заявителей).

Торги по аренде государственного имущества

Каков порядок сдачи в аренду государственного имущества? Проводить торги для аренды госимущества можно двумя способами: конкурсом или аукционом. Рассмотрим подробнее передачу в аренду недвижимого имущества бюджетным учреждением.

Как провести аукцион по аренде государственного имущества

Аукцион является открытым по составу участников и форме подачи предложения. Аукцион нужно проводить в отношении сдачи в аренду государственного или муниципального имущества бюджетным учреждением, которое не включено в перечень, утвержденный приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

По имуществу, включенному в указанный перечень, нужно проводить конкурс. При этом по решению организатора торги на право заключения договоров на виды имущества, по которому заключение возможно через конкурс, могут быть проведены в форме аукциона.

Сдачу в аренду государственного имущества по аукциону можно разделить на несколько этапов:

  • подготовка к проведению аукциона;
  • рассмотрение заявок на участие в аукционе;
  • проведение торгов.

После того, как создадите аукционную комиссию, опубликуйте на сайте (www.torgi.gov.ru) Извещение не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Кроме того, по своему желанию организатор торгов может опубликовать такое извещение в средствах массовой информации (СМИ).

Одновременно с публикацией извещения на официальном сайте должна быть размещена документация об аукционе вместе с проектом договора.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Для участия в аукционе претенденты на право заключения договора подают соответствующие заявки в сроки и по форме, установленные документацией об аукционе. Заявка на участие в аукционе должна содержать:

  • сведения о заявителе (наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и т. д.);
  • документы о заявителе (в частности, выписку из ЕГРЮЛ, полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на сайте извещения об аукционе);
  • предложения об условиях выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении имущества, права на которое передаются по договору.

Если было подано несколько заявок, комиссия рассматривает их в течение десяти дней со дня окончания приема заявок. В результате комиссия должна принять решение о допуске претендентов, подавших заявки, к участию в аукционе. Если заявка (заявитель) не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, ему отказывают в участии.

Для оформления результатов рассмотрения заявок комиссия подготавливает протокол. В нем должны содержаться:

  • сведения о заявителях;
  • решение об их допуске к участию в аукционе или об отказе к допуску с обоснованием.

Протокол подписывается всеми членами аукционной комиссии, которые присутствовали на заседании, и размещается на официальном сайте в день окончания рассмотрения заявок.

Процедура проведения торгов следующая:

1. Аукционист объявляет начало аукциона, номер лота, предмет договора, начальную цену договора и шаг аукциона. Цена договора увеличивается постепенно. Каждый раз она поднимается на один шаг аукциона. После того как цена увеличивается уже на новый пониженный шаг аукциона, участники опять поднимают карточки. При этом аукционист оглашает лишь номер того участника, кто поднимает карточку первым.

2. Аукцион проходит до тех пор, пока после очередного троекратного объявления цены или после заявления действующего правообладателя о желании заключить договор по объявленной цене ни один участник аукциона не поднял карточку.

3. Победителем становится:

  • участник, который предложил наиболее высокую цену договора (цену за право заключения договора аренды или наибольшую арендную плату);
  • действующий правообладатель, если он заявил о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом наиболее высокой цене.

Более подробнее про проведение аукциона читайте в рекомендации.

Как провести конкурс по аренде государственного имущества

Передачу государственного имущества в аренду через конкурс можно разделить на несколько этапов:

  • подготовка к проведению конкурса;
  • рассмотрение заявок на участие в конкурсе;
  • оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе.

Извещение о проведении конкурса опубликуйте на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Одновременно с публикацией извещения на официальном сайте должны быть размещены конкурсная документация и проект договора.

Для участия в конкурсе претенденты на право заключения договора подают заявки на участие в конкурсе в срок и по форме, установленные конкурсной документацией. Заявки подаются в запечатанных конвертах или в форме электронных документов.

Процедуру вскрытия конвертов с поданными заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в электронной форме, проводите публично и одновременно.

В течение 20 дней со дня вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде) комиссия рассматривает заявки. В результате комиссия должна принять решение о допуске заявителей к участию в конкурсе.

После рассмотрения заявок происходит их оценка и сопоставление. Оцениваются заявки только тех участников, которые по итогам процедуры рассмотрения признаны участниками конкурса. Максимальный срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

Результаты оценки и сопоставления заявок оформите протоколом. На следующий день после проведения оценки и сопоставления заявок протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. В течение следующего дня протокол должен быть размещен на официальном сайте торгов.

Подробную инструкцию по проведению конкурса смотрите в рекомендации.

Аренда государственного имущества без проведения торгов

В некоторых случаях аренда государственного или муниципального имущества возможна без проведения торгов:

  • государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам;
  • Банку России;
  • государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
  • организациям, ведущим образовательную деятельность;
  • медицинским организациям;
  • для размещения объектов почтовой связи;
  • на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев;
  • гражданам, которые не являются предпринимателями;
  • некоммерческим организациям;
  • являющегося частью (частями) помещения, здания, строения, сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади помещения (здания, строения, сооружения), права на которые принадлежат учреждению, передающему такое имущество.
Другие публикации:  Ульяновские детские пособия

При этом для организатора торгов заключение договора является обязательным. Договор аренды государственного имущества заключите на условиях и по цене, предусмотренным заявкой на участие.

Полезные статьи на тему:

Учреждение берет часть здания в аренду

Стандарт «Аренда»

Сдали часть здания в аренду

Налог на прибыль с арендной платы в учете и отчетности

Государственная регистрация договора аренды движимого имущества

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Государственная регистрация аренды недвижимого имущества регулируется Законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Договор аренды подлежит обязательной госрегистрации, если заключен на срок от одного года и выше. Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации .

Договор зарегистрируйте в территориальном отделении Росреестра. Государственная регистрация договора аренды движимого имущества проходит через Росреестр. Обратиться в орган имеет право любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор).

Чтобы зарегистрировать договор, представьте в Росреестр:

  • заявление о регистрации договора;
  • договор аренды в подлинниках по количеству сторон и один для Росреестра;
  • документ, который подтверждает личность того, кто обратился с заявлением;
  • документ о полномочиях представителя (например, доверенность).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 2000 руб., для учреждений – 22 000 руб.

Авторизируйтесь с помощью социальных сетей и получите расширенный доступ к сайту: вы сможете скачивать все необходимые вам формы и образцы в любое время!

Аренда государственного и муниципального имущества: НДС

Учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС, когда арендодатель – орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления. Если вы арендуете госимущество, возможно несколько ситуаций. Арендодателем может быть Росимущество, унитарное предприятие или учреждение. Еще один вариант – трехсторонний договор. Разберем каждый случай.

  1. Договор аренды заключили с территориальным подразделением Росимущества, региональным комитетом по управлению имуществом или аналогичными структурами местного самоуправления. В этом случае учреждение, как налоговый агент, должно удержать НДС и перечислить в бюджет.
  2. Если контрагент – унитарное предприятие или учреждение, у которого госимущество в хозяйственном ведении или оперативном управлении: выполнять обязанности налогового агента арендатор не должен. Поэтому всю сумму арендной платы с НДС перечисляйте арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.
  3. На практике используют трехсторонние договоры аренды. Кроме арендатора, их подписывают представители Росимущества и учреждения, на балансе которого состоит имущество. Когда арендодатель – учреждение, а подразделение Росимущества подтверждает полномочия, арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Если же арендодатель по договору – подразделение Росимущества, придется удержать и перечислить налог в бюджет.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Новые разъяснения об аренде

Высший арбитражный суд подготовил дополнения в данные им ранее разъяснения по вопросам применения норм Гражданского кодекса о договоре аренды. Соответствующий проект постановления опубликован на сайте ВАС РФ.

По отдельным вопросам, возникающим в судебной практике в связи с применением норм Гражданского кодекса, регулирующих договор аренды, Пленум ВАС РФ принял постановление осенью прошлого года 1 , а недавно пришел к выводу о необходимости внести дополнения 2 в указанный документ. О каких дополнениях идет речь?

Возобновление договора без проведения торгов

Первое дополнение 3 посвящено особенностям заключения договора аренды государственного и муниципального имущества с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов.
Напомним, что в ряде предусмотренных законом 4 случаев договор аренды в отношении вышеуказанного имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Однако если арендатор надлежащим образом исполнял все обязанности по договору аренды, заключенному по результатам проведения торгов, то по истечении срока этого договора возможно заключить с ним договор на новый срок без проведения торгов, если иное не установлено договором и срок его действия не ограничен законодательством РФ. Такое разъяснение дано в пункте 4.1. комментируемого проекта Пленума ВАС РФ со ссылкой на Федеральный закон «О защите конкуренции» 5 . При этом, если законодательством установлен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, он исчисляется с даты заключения договора с этим арендатором (или его правопредшественником) на торгах. Поскольку по истечении такого срока проведение торгов для заключения нового договора аренды является обязательным, судам следует руководствоваться разъяснениями, содержащимися в пунктах 1—4 постановления № 73.
В частности, следуя пунктам 1 и 2 указанного постановления, преимущественное право при заключении договора аренды на новый срок, согласно статье 621 Гражданского кодекса, имеет арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности.
При этом положения, предусматривающие обязательность проведения торгов, не лишают арендатора государственного или муниципального имущества, принадлежащего ему в силу статьи 621 Гражданского кодекса, преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок 6 .
Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса (аукциона) предусмотрено Законом № 135 ФЗ 7 . Однако вышеуказанные нормы не регулируют правоотношения арендодателя и арендатора и не определяют правовые последствия для указанных сторон, когда арендатор продолжает пользоваться имуществом по истечении срока договора аренды без заключения аналогичного соглашения на новый срок.
Данный пробел устраняют положения пункта 4.1. Проекта. В описанной ситуации арендатор должен будет выплачивать арендную плату в размере и на условиях, согласованных договором аренды, срок действия которого истек. Но как только арендатор заключит договор на новый срок без проведения торгов и по условиям нового договора размер арендной платы будет выше, арендатор будет обязан выплатить разницу за весь период пользования имуществом с момента окончания срока предыдущего договора аренды до даты заключения договора аренды на новый срок.
Кроме того, как следует из Проекта, для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора, касающихся срока и арендной платы, соблюдая при этом положения части 9 статьи 17.1 Закона 135 ФЗ. Это означает, что такой договор может быть заключен при следующих условиях:

  • размер арендной платы должен быть определен по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в России (если иное не установлено другим законодательством РФ);
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Аренды части недвижимости.Порядок регистрации

Данный порядок предусмотрен Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество 8 . Так, к представляемому на госрегистрацию прав договору аренды части здания, сооружения, помещения должен прилагаться кадастровый паспорт объекта с указанием размера арендуемой площади.
По разъяснениям Росреестра 9 , при регистрации такого договора необходимость в представлении кадастрового паспорта на арендуемую часть имущества отпадает, если арендуемая часть имущества была когда-либо предметом аренды и в материалах регистрационного дела остался кадастровый паспорт соответствующей части здания (сооружения, помещения).
На практике получение кадастрового паспорта на часть предмета аренды нередко вызывает значительные временные и финансовые издержки, что является обременительным для сторон по сделке.
Проект, по сути, освобождает стороны от указанных обременительных затрат, предусматривая возможность регистрации договора аренды части недвижимого имущества без предоставления кадастрового плана на данный объект аренды. Согласно проекту 10 , если на регистрацию такого договора стороны представили подписанный ими документ, содержащий графическое или текстуальное описание предмета договора (части недвижимой вещи, передаваемой в пользование арендатору), то отказ в регистрации договора по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды не соответствует закону № 122 ФЗ.
Таким образом, если право собственности на предмет договора аренды зарегистрировано в установленном Законом 122 ФЗ порядке за арендодателем, то, при условии содержания в договоре аренды описания передаваемого в аренду имущества, с признаками и характеристиками, позволяющими однозначно идентифицировать его, представление кадастрового паспорта при регистрации договора аренды части недвижимого имущества не требуется.

Правомерность передачи имущества в аренду

В пункте 10 Проекта рассмотрена ситуация, когда на момент заключения договора аренды лицо, сдающее имущество в аренду, права собственности на него не имело, но к моменту передачи данного объекта арендатору стало его собственником. (Напомним, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным на это законом или собственником 11 ).
Как следует из разъяснений, приведенных в Проекте, такой договор не противоречит закону и не может быть признан недействительной сделкой на основании статей 168 и 608 Гражданского кодекса. Договор является заключенным и несет в себе правовые последствия для его сторон, предусмотренные действующим законодательством. В частности, и в случае неисполнения обязательства по передаче вещи в аренду.

Не противоречит положениям статьи 608 Гражданского кодекса и передача в аренду недвижимого имущества его законным владельцем (получившим это имущество, например, по договору купли-продажи или построившим его), но еще не зарегистрировавшим право собственности на него 12 . Не влечет недействительности договора аренды и отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию арендованного имущества.
Судам рекомендовано в ходе рассмотрения споров, связанных с нарушением арендатором своих обязательств по договору аренды, не принимать во внимание доводы арендатора о том, что право собственности на арендованное имущество не принадлежит арендодателю и потому договор аренды является недействительной сделкой 13 .
Между тем, исходя из анализа и обобщения судебной практики, можно сделать вывод, что суды по-разному подходят к разрешению указанных споров. Определяя правовые последствия для сторон, они ставят исход дела в зависимость от того, подлежал заключенный договор аренды государственной регистрации или нет. При этом позиции, которых придерживаются суды, можно сформулировать следующим образом:

  1. Позиция 1. Подлежащий государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества, подписанный до регистрации права собственности арендодателя на данное недвижимое имущество, но зарегистрированный после нее, является действительным и считается заключенным с момента его регистрации 14 .
  2. Позиция 2. Не подлежащий государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества, подписанный до государственной регистрации права собственности арендодателя на данное недвижимое имущество, является недействительным 15 .
Другие публикации:  Образец договор купли продажи продовольственных товаров образец

Проект устраняет противоречия, сложившиеся в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с заключением договоров аренды имущества с собственником, за которым на момент заключения договора аренды право собственности на предмет аренды не было зарегистрировано.

Если у имущества несколько арендаторов

Проект содержит разъяснения о применении статьи 398 Гражданского кодекса при рассмотрении споров, связанных с заключением нескольких договоров аренды в отношении одного и того же имущества 16 . (Речь здесь не идет о случаях, когда арендаторы пользуются различными частями одной и той же вещи или пользуются ею попеременно в различные периоды времени.)
Согласно данной статье в случае неисполнения арендодателем обязательства передать предмет аренды во владение и пользование арендатору последствия будут такие. Арендатор будет вправе потребовать, чтобы эту вещь отобрали у арендодателя и передали ему на предусмотренных договором условиях. Однако это право отпадает, если предмет аренды уже передан третьему лицу, также имеющему право аренды на указанное имущество. Если предмет аренды еще не передали, преимущество имеет тот из арендаторов, в пользу которого обязательство возникло раньше, а если это невозможно установить, — тот, кто раньше предъявил иск.
Арендатор, которому не было передано имущество, являющееся объектом договора аренды, вправе требовать от арендодателя, не исполнившего договор аренды, возмещения причиненных убытков и уплаты установленной договором неустойки.

Исполнение договора, подлежащего госрегистрации

Пункт 14 Проекта разъясняет порядок взыскания задолженности по арендной плате с арендатора, когда между арендатором и арендодателем заключен договор аренды, подлежащий государственной регистрации, но он не зарегистрирован.
Пленум ВАС предлагает две редакции указанного пункта с применением разных способов защиты и, соответственно, разных норм материального права.
Согласно первой редакции, что, если суд установил факты передачи имущества в аренду, принятия его арендатором без каких-либо замечаний, наличия достигнутого сторонами соглашения о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям такого пользования, оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 Гражданского кодекса (неосновательное обогащение) не имеется. Судам следует исходить из общих положений обязательственного права 17 , а именно из условий заключенного соглашения между арендатором и арендодателем.
Тем самым, Пленум ВАС РФ фактически приравнивает заключенный, но не прошедший государственную регистрацию договор к зарегистрированному договору.
В то же время в Проекте указано, что, в силу статьи 308 Гражданского кодекса, права, предоставленные таким договором арендатору, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. Следовательно, арендатор вправе владеть и пользоваться арендованным имуществом исключительно в рамках заключенного соглашения. Права арендатора, предусмотренные, например, статьями 617 и 621 Гражданского кодекса, не распространяются на арендатора, являющегося стороной по договору, не прошедшему государственную регистрацию, в случае, если такой договор подлежал ей.
Вторая редакция пункта 14 говорит о том, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием задолженности по арендной плате в указанных обстоятельствах, судам следует применять положения статей 1102 и 1105 Гражданского кодекса (неосновательное обогащение).

Порядок определения арендной платы

Разъяснения 18 касаются ситуаций, когда арендная плата устанавливается или может регулироваться государственными и муниципальными органами 19 .
Так, если закон, предусматривающий необходимость такого регулирования, вступил в силу после заключения договора аренды, то условия этого договора об арендной плате сохраняют силу 20 , поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу указанного закона, применяется порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим законом. Следует обратить внимание, что, согласно пункту 17 комментируемого Проекта, размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, когда он определяется по результатам проведения торгов для заключения договора аренды.
Если стороны договора предусмотрели возможность изменения размера арендной платы в соответствии с публично-правовыми актами, корректирующими такую плату, размер арендной платы подлежит изменению автоматически и не требует заключения дополнительного соглашения и, соответственно, его государственной регистрации 21 . Однако если при этом договор содержит в себе какое-либо условие, противоречащее положению данного акта, предполагается, если не доказано иное, что стороны отдали приоритет данному условию договора.
Например, стороны согласовали условие об определении арендной платы в соответствии с положениями публично-правового акта, но в то же время также согласовали и порядок определения стоимости аренды, в результате которого арендная плата не соответствует плате, указанной в публично-правовом акте. В этом случае приоритет будет отдан условию договора, предусматривающего порядок определения стоимости аренды.

Об изменении размера арендной платы

Проект предусматривает правовую возможность для судов в отказе арендодателю во взыскании арендной платы в части, превышающей средние рыночные ставки 22 . Для этого должно быть установлено и доказано, что арендная плата увеличилась непропорционально изменению средних рыночных ставок, уплачиваемых за аренду аналогичного имущества в данной местности за соответствующий период. Разъяснение касается ситуаций, когда в отсутствие государственного регулирования арендной платы договор аренды предусматривает право арендодателя в одностороннем порядке изменять её размер.
Правовым основанием для отказа в удовлетворении указанных требований арендодателя является положение Гражданского кодекса 23 , исходя из которого «не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах».
При этом бремя доказывания того, что измененная в одностороннем порядке арендная плата значительно превышает названные средние рыночные ставки, лежит на арендаторе.

Сноски:
1 пост. Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 (далее — постановление № 73)
2 проект Постановления Пленума ВАС РФ «О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. № 73. » (опубликован на сайте ВАС РФ 19.07.2012) (далее — Проект)
3 п. 4.1. Проекта
4 ч. 1, 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ), ст. 30—30.2 ЗК РФ, ст. 74 ЛК РФ
5 ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ
6 п. 3 постановления № 73
7 ч. 9—11 ст. 17.1. Закона № 135-ФЗ
8 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ)
9 письмо Росреестра от 14.07.2011 № 14-4499-ГЕ
10 п. 9 Проекта
11 ст. 608 ГК РФ
12 п. 11 Проекта
13 п. 12 Проекта
14 пост. Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 № 4037/10 по делу № А65-18537/2009-СГ2-55
15 пост. ФАС ЗСО от 14.03.2012 по делу № А75-2466/2011
16 п. 13 Проекта
17 ст. 309 ГК РФ
18 пп. 15—20 Проекта
19 п. 1 ст. 424 ГК РФ
20 п. 2. ст. 422 ГК РФ
21 п. 19 Проекта
22 п. 21 Проекта
23 п. 1 ст. 10 ГК РФ

Предоставление государственного и муниципального имущества без проведения торгов

Договор аренды государственного и муниципального имущества может быть заключен без проведения торгов, в частности, в случаях предоставления имущества следующим лицам (ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • товариществам собственников жилья,
  • лицу, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона,
  • образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая государственные и муниципальные образовательные учреждения,
  • медицинским учреждениям частной системы здравоохранения.

Кроме того, имущество может быть без торгов передано в аренду любым лицам, если оно:

  • передается на срок не более чем 30 календарных дней в течение 6 последовательных календарных месяцев,
  • представляет собой часть помещения, здания, строения или сооружения и при этом общая площадь передаваемого имущества не превышает 20 кв. м и не превышает 10 процентов площади такого помещения, здания, строения или сооружения.

Нужно иметь в виду, что порядок заключения договоров аренды без проведения торгов, установленный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется на основании:

  • Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса РФ,
  • Водного кодекса РФ,
  • законодательства РФ о недрах и о концессионных соглашениях.

Это следует из части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Поэтому в таких случаях применяются специальные нормы. Так, если объектом договора аренды выступает земельный участок, то применяется специальный порядок заключения договора аренды земельного участка на торгах (ст. 38 Земельного кодекса РФ, Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808).

Другие публикации:  Кассация подается в

Порядок заключения договоров аренды лесного участка регулируется:

  • главой 8 Лесного кодекса РФ об организации и проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности,
  • Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 7880 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24 февраля 2009 г. № 75.

Стороны заключили на аукционе договор аренды лесного участка, который находится в государственной собственности. Можно ли без проведения торгов изменить условия такого договора аренды?

Нет, Президиум ВАС РФ разъяснил, что соглашение об изменении условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, можно также заключить только на аукционе (постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. № 12157/13).

Однако до принятия указанного постановления судебная практика была неоднородной.

Дело в том, что некоторые арбитражные суды допускали изменение условий договора аренды на основании дополнительного соглашения без проведения аукциона. Другие суды, наоборот, отрицали такую возможность (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 30 октября 2012 г. № А43-25582/2011, от 1 июня 2012 г. № А28-6737/2011, ФАС Северо-Западного округа от 16 апреля 2013 г. № А13-4717/2011).

Согласно одной из этих позиций при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения или по требованию одной из его сторон невозможно. Такое императивное правило следует из части 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.

В этом правиле есть только одно исключение: если мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации, которая возникла вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекли за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды исходили при его заключении, то договор можно изменить или расторгнуть (ч. 7 ст. 53.7 Лесного кодекса РФ).

Иными словами, по общему правилу изменить условия договора аренды лесного участка, который был заключен на аукционе, в том числе условия о размере арендной платы, по соглашению сторон нельзя.

Другая позиция принимает во внимание то, что использование арендуемого лесного участка возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением уполномоченного органа (ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ). Проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов. А эти объемы вполне могут отличаться от объема, который указан в заключенном по результатам торгов договоре аренды. Причем такое различие объема использования лесов может быть как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. В связи с этим изменяются и условия договора аренды.

С учетом разных правовых позиций коллегия судей ВАС РФ передала указанное выше дело в Президиум для формирования единообразной судебной практики.

Организация или предприниматель арендует государственное или муниципальное имущество. Срок аренды подходит к завершению. При каких условиях арендатор может заключить договор аренды на новый срок без проведения торгов?

Это возможно при соблюдении одного из следующих условий:

  • арендатор надлежащим образом исполнил свои обязанности и готов заключить новый договор аренды на условиях перечисления арендной платы по рыночной стоимости,
  • арендатор заключил договор до 2 июля 2008 года и после истечения срока договора продолжает пользоваться имуществом без возражений со стороны арендодателя (т. е. договор считается возобновленным на неопределенный срок).

Рассмотрим эти случаи подробнее.

Во-первых, с 2012 года действует правило, по которому заключить договор на новый срок без торгов может любой арендатор, если он надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору аренды и если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законом (ч. 9 и 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции). Тем самым арендатор реализует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

При этом закон устанавливает два требования, которые стороны должны соблюдать при заключении нового договора (ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность, если иное не установлено другим законодательством России,
  • минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Во-вторых, по общему правилу договор может продолжить свое действие в результате его возобновления. Так, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ). Однако таким способом могут воспользоваться не все арендаторы, а только те, которые получили соответствующее имущество в аренду до 2 июля 2008 года (т. е. до даты вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, которая ввела обязательное проведение торгов для заключения договора аренды). Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в пункте 1 постановления № 73.

Что нужно сделать, чтобы заключить договор аренды государственного и муниципального имущества на новый срок без проведения торгов, воспользовавшись преимущественным правом?

Во-первых, арендатору необходимо письменно уведомить арендодателя о желании заключить договор в срок, указанный в договоре аренды. Если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора (п. 1 ст. 621 ГК РФ).

Преимущественное право на заключение договора аренды имеет не только арендатор по действующему договору аренды, но и арендатор по договору, который был прекращен в течение года до заключения договора аренды с другим лицом (или проведения торгов для заключения такого договора). Такой арендатор также должен письменно уведомить арендодателя о желании заключить новый договор аренды. Поскольку положения, которые предусматривают обязательность проведения торгов, не лишают арендатора его преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, то арендатор вне зависимости от того, являлся ли он участником торгов, вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному на торгах договору. Такие разъяснения содержат пункты 2 и 3 постановления № 73.

Во-вторых, в договоре стороны должны согласовать условия:

  • о сроке (арендодатель обязан заключить новый договор на срок не меньше чем три года, уменьшить срок можно только на основании заявления арендатора),
  • об арендной плате (размер арендной платы определяется по результатам рыночной оценки).

Такие правила (о направлении уведомления и согласовании условий договора) предусмотрены пунктом 4.2 постановления № 73.

Если при заключении договора аренды на новый срок между сторонами возникнут разногласия относительно этих условий, то для разрешения спора любая из сторон может обратиться в суд (ст. 446 ГК РФ). Суд определяет размер арендной платы на основании оценки. Такое разъяснение содержит пункт 4.3 постановления № 73.

Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды, за исключением следующих случаев (п. 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции):

  • в установленном порядке принято решение, предусматривающее иной порядок распоряжения таким имуществом,
  • у арендатора есть задолженность по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

Еще статьи:

  • Налоговый вычет по ндс уменьшает Налоговые вычеты по НДС Налоговые вычеты - это суммы, на которые можно уменьшить налог, начисленный к уплате в бюджет. В большинстве случаев это тот НДС, который поставщики указали в счетах-фактурах на товары (работы, […]
  • Как избежать налог при продаже дома Как не платить или уменьшить налог при продаже жилья Если квартира находилась в Вашей собственности больше минимального срока, то Вы полностью освобождены от налога при ее продаже, а также от необходимости подавать […]
  • Кто может выписать штраф за распитие спиртных напитков Штраф за распитие спиртных напитков Мне был выписан штраф за распитие спиртных напитков. Квитанция на оплату утеряна. Можно ли оплатить штраф без квитанции? А как куда вы без квитанции оплатите идите и выписывайте […]
  • Налоговый вычет на имущество при продаже Как сэкономить на налоге при продаже квартиры По общему правилу, если имущество находилось в собственности гражданина более трех лет (для имущества, приобретенного с 1 января 2016 года, этот срок увеличен до пяти лет), […]
  • Федеральный закон о продаже алкоголя 2019 Не исключено, что продажу крепкого алкоголя лицам до 21 года запретят Минздрав России уведомил о разработке законопроекта, исключающего продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5% объема […]
  • Штраф за продаж самогона За решеткой круглый год: можно ли в России гнать самогон и чем это грозит? В сложившейся экономической ситуации россияне стали задумываться о приобретении самогонного аппарата, для личного использования или […]
Договор аренды гос имущества