Договор контрактации

Одним из видов договора купли-продажи является договор контрактации, наиболее часто встречается в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Сторонами договора контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и ее заготовитель (покупатель).

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции является предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Предметом договора контрактации является сельскохозяйственная продукция, выращенная (произведенная) сельскохозяйственным производителем и не подвергнутая какой-либо промышленной переработке, т. е. сельскохозяйственная продукция в сыром виде. Контрактуемый товар отличается тем, что это товар будущий, т. е. он еще подлежит выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства.

Само выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства, которые иногда не зависят от воли производителя сельскохозяйственной продукции (засуха, дожди и т.п.). Эти обстоятельства обусловливают порядок определения условий в договоре о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции. Так, количество сельскохозяйственной продукции может быть определено не в точных размерах, а выражено в двух предельных цифрах — наименьшей и наибольшей (от и до).

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации. Оплата производится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса.

Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте.

Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором

Порядок передачи сельскохозяйственной продукции определяется договором контрактации. Если договором он не определен, то заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

Если принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте, заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Вместе с тем особенности сельскохозяйственного производства, подверженного не всегда предсказуемым влияниям природной среды, обусловливают особенности ответственности производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

В соответствии со ст. 538 ГК РФ производитель сельскохозяйственной продукции отвечает перед заготовителем только за виновное нарушение. Заготовитель же несет ответственность перед производителем по правилам, установленным п. Зет. 401 ГК РФ, независимо от наличия или отсутствия в нарушении его вины.

Договор контрактации

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Форма договора дарения

Договор контрактации

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Договор контрактации является разновидностью договора купли-продажи и призван регулировать отношения, связанные с закупками у сельскохозяйственных производителей выращиваемой либо производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Особенность правового регулирования договора контрактации заключается в том, что к отношениям, возникающим из данного договора, не урегулированным правилами § 5 гл. 30 ГК РФ, применяются правила о договоре поставки, а в соответствующих случаях — о поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 535 ГК РФ). Кроме того, эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным. Для него характерны следующие особенности.

Во-первых, в качестве продавца выступает производитель сельскохозяйственной продукции, прежде всего сельскохозяйственные коммерческие организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность по выращиванию или производству сельскохозяйственной продукции. Эти субъекты реализуют сельскохозяйственную продукцию, выращенную или произведенную ими в собственном хозяйстве. Поэтому нет законодательных ограничений для того, чтобы относить к договорам контрактации также договоры по реализации гражданами сельскохозяйственной продукции, выращенной или произведенной ими на приусадебных или дачных участках.

Во-вторых, в качестве покупателя выступает заготовитель, т. е. коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по закупкам сельскохозяйственной продукции для ее последую- шей продажи либо переработки. К числу заготовителей по договору контрактации могут быть отнесены мясоперерабатывающие и молочные комбинаты, фабрики по переработке шерсти, а также оптовые торговые организации, заготовительные организации потребительской кооперации.

В-третьих, предметом договора является сельскохозяйственная продукция, произведенная (выращенная) в хозяйстве ее производителя. Имеется в виду продукции, которая непосредственно выращивается (зерно, овощи, фрукты и т. п.) или производится (живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п.). Поэтому по договору контрактации не могут реал и зовы ват ься товары, представляющие собой продукты переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции, например масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Реализация таких товаров должна осуществляться по договорам поставки.

Под реализуемой сельскохозяйственной продукцией следует понимать продукцию, которую еще предстоит вырастить (произвести) в будущем, уже имеющуюся у товаропроизводителя в момент заключения договора контрактации. Важным условием является реализация именно той сельскохозяйственной продукции, которая произведена либо выращена непосредственным производителем сельскохозяйственной продукции.

В-четвертых, при заключении договора правовое значение имеет цель приобретения заготовителем продукции: для ее последующей переработки или продажи. Если покупатель приобретает сельскохозяйственную продукцию для се потребления либо для иных целей, не связанных с ее последующей переработкой или продажей, отношения сторон не могут регулироваться договором контрактации.

В-пятых, ответственность производителя сельскохозяйственной продукции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена только при наличии его вины (ст. 538 ГК РФ). Что касается заготовителя, то он отвечает по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

Характеристика договора контрактации

По договору контрактации (разновидность договора купли-продажи) одна сторона, производящая сельхозпродукцию, обязуется передать выращенную (произведенную) им сельхозпродукцию заготовителю — лицу, осуществляющему закупки сельхозпродукции для переработки или продажи (п. 1 ст. 535 ГК РФ).

Характеристика договора: консенсуальный, взаимный, возмездный.

Специальный субъектный состав с обеих сторон. Специфическими для контрактации являются стороны и предмет договора.

Продавцом по договору контрактации могут быть не только сельскохозяйственные коммерческие организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, для которых производство и реализация сельскохозяйственной продукции являются предпринимательской деятельностью, но также и граждане, производящие сельскохозяйственную продукцию на приусадебных, садово-огородных и дачных участках.

Покупателем (заготовителем) является лицо, осуществляющее закупки сельскохозяйственной продукции для последующей переработки или продажи, т.е. для использования в предпринимательской деятельности.

Сельскохозяйственная продукция определяется родовыми признаками и имеет две особенности:

  • зависимость ее производства от природных факторов (погоды, нашествия вредителей, инфекционных заболеваний, эпидемий у животных);
  • в момент заключения договора она еще не существует, это продукция, которую необходимо произвести.

Целью закупок, производимых с помощью контрактации, являются:

  • последующая переработка продукции или продажа ее (п. 1 ст. 535 ГК РФ);
  • помещение закупленной продукции на хранение в государственный фонд (в соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»).

Цена договора определяется правилами договора купли-продажи. Условие о цепе не относится к числу существенных условий договора.

Срок договора — как и в договоре поставки, относится к числу существенных условий договора.

Форма договора должна быть только письменной. Порядок заключения договора и разрешения разногласий, возникающих при этом, аналогичен договору поставки (ст. 507 ГК РФ).

К сельхозпродукции относится и животноводческая продукция.

Обязанности заготовителя регулируются особо. По общему правилу заготовитель обязан принять сельхозпродукцию по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

В случае принятия сельхозпродукции в месте нахождения заготовителя он не вправе отказаться от принятия продукции, соответствующей по качеству и доставленной ему в срок.

По общему правилу заготовитель обязан возвращать производителю отходы от переработки сельхозпродукции с оплатой этих отходов по согласованной цене.

Ответственность производителя. Производитель сельхозпродукции, не исполнивший обязательства или исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность лишь при наличии вины (так как риски в сельском хозяйстве очень велики: плохая погода, неурожай и т.д.).

Доказывание отсутствия вины возлагается на производителя сельскохозяйственной продукции, нарушившего обязательство. Он признается невиновным, если докажет, что принял все меры для надлежащего выполнения своих обязанностей по договору.

Производитель сельскохозяйственной продукции не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору контрактации не только в тех случаях, когда это было вызвано чрезвычайными и неотвратимыми обстоятельствами (например, засухой, наводнением, градобитием), но и в других случаях нарушения им этих обязанностей. В частности, производитель сельскохозяйственной продукции должен признаваться невиновным за неисполнение своих обязанностей по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением обязанностей со стороны заготовителя, например невыплатой аванса, если выплата была предусмотрена договором.

Заготовитель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, если иное не предусмотрено договором, освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что ненадлежащее исполнение явилось результатом непреодолимой силы.

При нарушении сторонами тех или иных условий договора контрактации применяются последствия, предусмотренные нормами о договоре поставки и общими положениями о договоре купли-продажи.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана по основаниям и в размере, установленным конкретным договором контрактации (договорная неустойка), однако предусмотрена и законная неустойка.

Отличие договора контрактации от договора поставки

Договор контрактации по ряду признаков похож на договор поставки. Тем не менее он выделен законодателем в самостоятельный вид договора. являющийся разновидностью договора купли-продажи.

Другие публикации:  Пособие по беременности и родам оформление

Договор контрактации отличается от договора поставки следующими признаками:

  • специальной сферой применения: он оформляет торговые отношения субъектов гражданского права, находящихся в городе, с производителем продукции, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сельскохозяйственной местности;
  • субъектным составом: продавец является производителем продукции, передаваемой заготовителю:
  • особым характером предмета договора: им является сельскохозяйственная продукция, причем произведенная самим продавцом;
  • на исполнение договора влияют природные факторы, которые нельзя заранее предвидеть и устранить;
  • особенность ответственности сторон: поставщик отвечает только при наличии своей вины, несмотря на то что является предпринимателем, а предприниматель по общим правилам должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение либо ненадлежащее исполнение и при отсутствии своей вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ);
  • законодательство в данном договоре защищает интересы слабой стороны, которой является производитель.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

1. понятие и основные принципы договора контрактации
2. права и обязанности сторон по договору контрактации. Порядок исполнения договора контрактации
3. ответственность по договору контрактации
4. понятие, признаки и порядок заключения договора энергоснабжения
5. права и обязанности сторон по договору энергоснабжения
6. расторжение договора энергоснабжения. Ответственность сторон по договору энергоснабжения

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Договор контрактации – соглашение, на которое производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную, произведенную им сельскохозяйственную продукцию заготовителю, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
Договор – консенсуальный, возмездный, двусторонний.
Стороны: производитель сельскохозяйственной продукции и заготовитель.
Производители: как правило, сельскохозяйственные организации, объединения, фермерские хозяйства.
Заготовители: государственные кооперации, организации, промышленные предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и сырье, торговые организации, индивидуальные предприниматели, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью последующей продажи или переработки.
Предмет договора контрактации – сельскохозяйственная продукция, к которой относятся продукты животноводства, растениеводства, лекарственные культуры, сельскохозяйственное сырье и т.д.
Срок исполнения определяется сторонами с учетом сроков производства сельскохозяйственной продукции.
Форма договора контрактации письменная.

2.Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:
• передать заготовителю обусловленное договором количество продукции в установленном ассортименте и определенного качества
• сдать продукцию в обусловленные договором сроки
• предоставить заготовителю по его требованию отчет об использовании финансовых и материальных средств.

Заготовитель обязан:
• предоставить производителю финансовые и материальные средства и оказать техническое содействие для производства сельскохозяйственной продукции
• принять сельскохозяйственную продукцию и обеспечить ее вывоз
• оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию.
При исполнении договора необходимостью доставки сельскохозяйственной продукции в таре или упаковке. Заготовитель должен обеспечить производителя необходимой тарой и упаковочным товаром.

3.По договору контрактации ответственность при наличии вины несет лишь производитель сельскохозяйственной продукции, заготовитель несет ответственность на общих основаниях и отвечает на началах риска. Исключает ответственность производителя стихийное бедствие и вина заготовителя.

4.По договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (покупателю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его введении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанные с потреблением энергии.
Характерные признаки договора энергоснабжения: двусторонний, возмездный, консенусальный.
Стороны: энергоснабжающие организации и потребители (субабонент)
Предмет: энергия, поставляемая через присоединенные сети, количество, качество и сроки подаваемой энергии должны соответствовать техническим требованиям и условиям договора.
Количество используемой энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Цена и порядок расчетов определяется законодательством или соглашением сторон в соответствии с установленными тарифами.

5.Обязанности энергоснабжающей организации:
• снабжение энергией в определенном количестве и качестве в течении указанного строка в договоре.
Абонент обязан:
1) заботиться о состоянии, обслуживании и ремонте принимающих энергию установок, соблюдать установленный режим потребления
2) немедленно сообщать о возникших в системе неполадках и неисправностях в работе приборов.
Потребитель вправе требовать снабжения энергией в количестве, в качестве и сроки, установленные соответствующими правилами и условиями договора.

6.Если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке после уведомления энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Если абонент юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке за неоднократное нарушение сроков оплаты.

В современном мире, мире ограниченных природных ресурсов, создание «под ключ» и обслуживание энергокомплексов заказчикам хотелось бы доверить профессионалам. Широкая филиальная сеть, наличие квалифицированных инженеров, услуги по аренде дизельных генераторов позволяет группе компаний «ХАЙТЕД» быть лидером на рынке энергоэффективных технологий России, Украины, Казахстана.

Договор контрактации и его особенности

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю) [2, ст. 505].

Из определения рассматриваемого договора следует, что он регламентирует отношения производителей сельскохозяйственной продукции с покупателями.

Договор контрактации регулируется как общими нормами (ст. 505-509 ГК), так и специальными нормативными правовыми актами [24, c. 25].

Данный договор двусторонний, возмездный, консенсуальный.

Договор контрактации относится к числу договоров, входящих наряду с договором поставки, купли-продажи и др. в группу договоров о возмездной реализации имущества. Он имеет общие с ними черты (возмездность, передача имущества в собственность (хозяйственное ведение) приобретателя и т.д.).

Следует отметить, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным нормами, закрепленными в ст. 505-509 ГК, применяются правила о договоре поставки товаров, а в соответствующих случаях — правила договора поставки товаров для государственных нужд, если законодательством не предусмотрено иное [2, п. 2 ст. 505]. Вместе с тем названный договор отличается от других договоров, в частности от договора, поставки.

Если поставка опосредует разнообразные отношения сферы обращения, то контрактация охватывает главным образом отношения в области товарооборота между городом и деревней и служит правовой формой закупок сельскохозяйственной продукции. Поставщиком в договоре поставки может быть как изготовитель продукции, так и сбытоснабженческая организация, а по договору контрактации реализовать продукцию вправе лишь ее непосредственный производитель (сельскохозяйственное предприятие). Предметом договора поставки может быть любая продукция, предназначенная для предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, в то время как предмет договора контрактации — это только продукция сельскохозяйственного производства (зерно, картофель, свекла и т.д.), которая должна быть выращена или произведена самим производителем. Однако производство сельскохозяйственной продукции связано не только с посевами, обработкой и уборкой их, но и находится в сильной зависимости от погодных условий и других вероятных факторов [36, c. 234].

Изложенное подчеркивает консенсуальность договора, так как моменты его заключения и исполнения не совпадают.

Порядок заключения и исполнения договора контрактации, помимо отмеченного, регулируется также и типовыми договорами на контрактацию отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Сторонами в договоре контрактации являются производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) и заготовитель (контрактант). В качестве производителей выступают лица (коммерческие организации), занимающиеся выращиванием (производством) сельскохозяйственной продукции (сельскохозяйственные организации, агропромышленные объединения, а в ряде случаев опытные, учебно-производственные хозяйства), а также фермерские хозяйства.

Заготовителями (контрактантами) могут быть как юридические лица (заготовительные организации — государственные и кооперативные; промышленные предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственные продукты и сырье; торгующие организации), так и физические (индивидуальные предприниматели, закупающие сельскохозяйственную продукцию с целью последующей продажи или переработки) [36, c. 235].

Правовой формой договорных связей в отношениях по контрактации является договор, заключаемый хозяйством либо с непосредственным потребителем продукции (промышленным, торговым предприятием), либо заготовителем. В первом случае договорная связь соответствует реальному движению продукции от хозяйства к потребителю. Эта форма договорной связи имеет ряд преимуществ: уменьшаются транспортные расходы, полнее обеспечивается учет спроса потребителей и др. Однако на практике не всегда возможно использовать непосредственные связи производителя сельскохозяйственной продукции с потребителями, поэтому чаще используется договор контрактации, связывающий хозяйство и заготовителя, который в свою очередь заключает договоры поставки с потребителями законтрактованной продукции [38, c. 60].

Предмет договора контрактации — продукция сельскохозяйственного производства (продукты животноводства, растениеводства, лекарственные культуры, сельскохозяйственное сырье и т.д.), определяемая родовыми признаками.

Цена сдаваемой продукции устанавливается в основном в договорном порядке. Лишь на некоторые виды сельскохозяйственной продукции государство устанавливает (рекомендует) нормативы предельного повышения цен.

Срок исполнения договора контрактации определяется соглашением сторон с учетом сроков (периода производства сельскохозяйственной продукции).

В настоящее время заключают, как правило, годовые договоры. В пределах действия годового договора предусматриваются частные сроки сдачи продукции. Они определяются в соответствии со сроками, установленными в договоре, а также с учетом времени созревания культур, условий производства и хранения продукции;

Форма договора — письменная. Заключение договора производится обычно в хозяйстве производителя сельскохозяйственной продукции [39, c. 44].

Каждая из сторон по договору имеет права и обязанности. При этом, если одной стороне присущи права, то другой соответствуют обязанности.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан:

1) передать контрактанту обусловленное договором количество продукции в установленном ассортименте и определенного качества [2, п. 1 ст. 506].

Количество, качество и ассортимент сельскохозяйственной продукции определяются сторонами в договорах. Контрагенты вправе по взаимному соглашению изменять в процессе исполнения договора ассортимент закупаемой продукции. Качество продуктов должно соответствовать стандартам, техническим условиям или установленным кондициям. Лишь в исключительных случаях по выдаваемым в установленном порядке разрешениям допускается сдача продукции, не соответствующей стандартам, техническим условиям и т.п.;

2) сдать продукцию в установленные договором сроки. Если стороны согласовали график доставки, продукция должна быть сдана в соответствии с графиком. По согласованию с заготовителем производитель вправе сдать продукцию досрочно.

Вывоз сельскохозяйственной продукции возлагается на контрактанта, если иное не предусмотрено договором контрактации;

3) представить заготовителю по его требованию отчет об использовании полученных финансовых и материальных средств [2, п. 3 ст. 506].

предоставить производителю сельскохозяйственной продукции в соответствии с достигнутой договоренностью финансовые и материальные средства, оказать техническое содействие для осуществления производства сельскохозяйственной продукции [2, п. 1 ст. 507];

принять сельскохозяйственную продукцию по месту нахождения производителя сельскохозяйственной продукции и обеспечить ее вывоз, если договором не предусмотрено иное. Стороны могут договориться о приемке заготовителем (контрактантом) на установленных в договоре условиях всей сельскохозяйственной продукции, произведенной производителем [2, п. 2, 3 ст. 507]. Для принятия сельскохозяйственной продукции установлены предельные сроки приемки. Необходимо оплатить принятую сельскохозяйственную продукцию. Оплата осуществляется в зависимости от достигнутой договоренности.

Другие публикации:  Часть 6 статья 88 ук рф

Кроме того, стороны могут договориться о том, что заготовитель, осуществляющий переработку сельскохозяйственной продукции, обязан возвращать ее производителю отходы от переработки этой продукции с оплатой по цене, определенной договором контрактации [2, п. 4 ст. 507].

Порядок исполнения договора. Заключая договор контрактации, стороны определяют срок его исполнения, принимая во внимание периоды производства сельскохозяйственной продукции.

При необходимости доставки сельскохозяйственной продукции в таре или упаковке заготовитель должен обеспечить производителя сельскохозяйственной продукции необходимой тарой и упаковочными материалами в количестве и сроки, установленные договором контрактации [2, п. 2 ст. 508].

По общему правилу, исполнение договоров контрактации, как и всех других договоров, должно осуществляться надлежащим способом и в полном объеме. Но иногда исполнение договора в силу необходимости происходит частями. В этом случае заготовитель (контрактант) не вправе отказываться от принятия частичного исполнения договора, если иное не указано в договоре контрактации [2, п. 3 ст. 508].

Исполнение договора контрактации может осуществляться по месту нахождения производителя, в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте. Устанавливая это правило, законодатель не допускает отказа заготовителя от принятия сельскохозяйственной «продукции, если она соответствует условиям договора контрактации и поставлена ему в установленный договором срок [2, п. 4 ст. 508].

Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины [2, п. 2 ст. 509].

Заготовитель сельскохозяйственной продукции несет ответственность на общих основаниях. При этом он как лицо, осуществляющее юридическую деятельность, отвечает на началах риска [2, п. 2 ст. 509].

Законодательством установлены два наиболее типичных обстоятельства, исключающие ответственность производителя сельскохозяйственной продукции: это стихийные бедствия и вина контрактанта. Здесь законодатель исходит из презумпции виновности. Если хозяйство в целях освобождения от ответственности ссылается на стихийные бедствия, оно обязано представить доказательства об имевших место стихийных явлениях [49, c. 88].

О невозможности поставки сельскохозяйственной продукции вследствие обстоятельств, за которые производитель не отвечает, должен быть поставлен в известность заготовитель. Неисполнение этой обязанности по вине производителя сельскохозяйственной продукции лишает его права ссылаться на эти обстоятельства.

Законодательством предоставлено заготовителю право расторжения или изменения договора. Однако это возможно лишь при условии, когда заготовителю становится заведомо известно, что сельскохозяйственная продукция не может быть произведена и передана в количестве, ассортименте и качестве, предусмотренных договором контрактации.

Если вследствие обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает, производитель сельскохозяйственной продукции не может произвести и передать заготовителю сельскохозяйственную продукцию, он обязан возвратить полученный аванс [2, ст. 509 ГК].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставки для государственных нужд и их правовое регулирование — объективная необходимость, обуслов­ленная публичными интересами всего общества, такими как — создание госу­дарственных материальных резервов, поддержание обороноспо­собности и государственной безопасности, обеспечение выполне­ния целевых программ и межгосударственных соглашений, под­держка функционирования отраслей социальной сферы, удовлет­ворение потребностей государственного управления и т.д. Поставка товаров для государ­ственных нужд осуществляется на основе государственного кон­тракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Если поставка опосредует разнообразные отношения сферы обращения, то контрактация охватывает главным образом отношения в области товарооборота между городом и деревней и служит правовой формой закупок сельскохозяйственной продукции. Правовой формой договорных связей в отношениях по контрактации является договор, заключаемый хозяйством либо с непосредственным потребителем продукции (промышленным, торговым предприятием), либо заготовителем.

Заключение

Таким образом, нами проведено исследование договора поставки в Республике Беларусь. В результате можно сделать следующие выводы.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь — договор поставки это договор, по которому по­ставщик — продавец, осуществляющий предприниматель­скую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Договор поставки товара является отдельным видом договора купли-продажи. Существенными условиями договора поставки являются условия о предмете договора, количестве товара и условия, предусмотренные актами законодательства как существенные для данного вида договора, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, в том числе о сроке поставки и цене товара.

Предмет договора поставки характерен присущими ему одному особенностями: а) первоначально широкая для договора купли-продажи трактовка предмета договора в договоре поставки сужена за счет исключения единых имущественных комплексов, зданий, сооружений и иного недвижимого имущества, ценных бумаг, валюты, энергетических и других ресурсов, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть; б) предмет договора поставки идентифицирует не просто товар вообще, а товар, предназначенный для использования в предпринимательской деятельности; в) во многих случаях на момент заключения договора поставки товар, который должен быть передан в обусловленные договором сроки, отсутствует.

Сторонами в договоре поставки являются субъекты предпринимательства: индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Предмет договора – имущество, предназначенное для использования в предпринимательской сфере. Стороны договора: поставщик-продавец и покупатель. Существенные условия договора: 1) наименование и количество товара; 2) цель поставки; 3) те условия, которые сторонами установлены в качестве существенных. Договор является двусторонним, консенсуальным, возмездным.

Характерное отличие договора поставки в том, что «поставка предполагает некоторый промежуток времени между заключением и исполнением договора, тогда как купля-продажа не предполагает такого промежутка».

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора поставки его стороны несут ответственность в форме возмещения убытков, уплаты, неустойки и процентов за пользо­вание чужими денежными средствами. Несвоевременная оплата полученного товара влечет ответственность покупателя в форме уплаты процентов по статье 366 ГК в соответствии с пунктом 3 статьи 456 ГК. Ответственность поставщика-продавца в форме уплаты процентов по статье 366 ГК при неисполнении обязанности по поставке предварительно оплаченного товара возникает в соответствии с пунктом 4 статьи 457 ГК. При рассмотрении требования о взыскании законной неустойки следует учитывать, что в силу пункта 1 статьи 313 ГК право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законодательством, может быть реализовано независимо от того: предусмотрена ли обязанность ее уплаты договором поставки товаров; предусмотрен ли соглашением сторон отказ от уплаты неустойки, определенной законодательством.

Поставки для государственных нужд — вид договора поставки в Республике Беларусь. Реализация (поставка) товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Однако хозяйственные связи по реализации (поставке) товаров для государственных нужд облекаются в договорную (контрактную) форму уже в конечном итоге. При реализации товаров для государственных нужд организация договорно-хозяйственных связей начинается с регламентированной законодательством деятельности соответствующих государственных органов по определению потребности государства в необходимых товарах. Государственный заказ следует рассматривать в качестве первоначального элемента механизма организации договорно-хозяйственных связей по реализации товаров для государственных нужд. Оба элемента – заказ и договор (контракт) – неразрывно связаны между собой. Размещение заказов осуществляется посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком и поставщиком.

Размещение заказов и заключение договоров (контрактов) на реализацию (поставку) товаров для государственных нужд может осуществляться двояким образом: на конкурсной основе либо без проведения конкурса. Государственные заказчики выбирают на конкурсной основе поставщиков и заключают с ними контракты.

При сложной структуре договорных связей по поставкам товаров для государственных нужд одно и то же лицо – поставщик (исполнитель) – является стороной и в государственном контракте, и в договоре поставки товаров для государственных нужд. В роли поставщика может выступать любой субъект хозяйствования (предпринимательской деятельности) – государственное предприятие, юридическое лицо негосударственной формы собственности, гражданин-предприниматель. Но, как правило, поставщики товаров для государственных нужд – это предприятия (организации), которые производят необходимые товары. Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд заключаются на стороне государственного заказчика организациями, входящими в систему государственного заказчика, либо, если для государственных нужд реализуется сельскохозяйственная продукция, организациями, на которые возложены функции заготовителей. Необходимо расширить круг субъектов, заключающих договора поставки для государственных нужд, включив в него новых производителей товаров. Если поставка опосредует разнообразные отношения сферы обращения, то контрактация охватывает главным образом отношения в области товарооборота между городом и деревней и служит правовой формой закупок сельскохозяйственной продукции. Правовой формой договорных связей в отношениях по контрактации является договор, заключаемый хозяйством либо с непосредственным потребителем продукции (промышленным, торговым предприятием), либо заготовителем.

Список использованных источников:

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с измене­ниями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 1996, 2004гг.). – Минск: Беларусь. 2010. – 48 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Изменения и дополнения: Кодекс Республики Беларусь от 11 июля 2014 г. № 191-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

3. О государственных закупках товаров (работ, услуг): Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

4. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. Изменения и дополнения: Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

5. О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг): Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

6. О стимулировании реализации товаров: Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 358. Изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 3 декабря 2013 г. № 533 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

Другие публикации:  Осаго при продаже транспортного средства

7. О применении норм Указа Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 186 «О некоторых мерах по повышению ответственности за качество отечественных товаров»: Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 апреля 2008 г. № 03-30/773 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

8. О некоторых вопросах осуществления государственных закупок: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

9. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. № 706 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

10. О перечне республиканских государственных нужд: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 года № 203 с изменениями и дополнениями в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1226 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

11. Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

12. Положение о приемке товаров по количеству и качеству: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 214, 5/28293.

13. Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа № 529 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

14. О проведении подрядных торгов в строительстве: Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 591 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

15. Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 (с изменениями и дополнениями) // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

16. О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров: Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 5 декабря 2012 г. № 12 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

17. О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ от 21.01.2004 № 1 с изменениями и дополнениями в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.09.2008 № 11 // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа: http://www. pravo.by. – Дата доступа: 25.01.2015.

18. Ананич, С.М. Договор поставки: признаки и существенные условия / С.М. Ананич // Право Беларуси. 2012. № 8. – С. 13-18.

19. Андреева, Л.В. Закупки товаров для государственных нужд: правовое регулирование / Л.В. Андреева. — М. : Юристъ, 2009. – 222 с.

20. Андреева, Л.В. Правовые проблемы обеспечения государственных нужд / Л.В. Андреева // Государство и право. 2009. № 8. – С. 21-24.

21. Анохин, В. Договор поставки в рыночной экономике / В. Анохин // Хозяйство и право. 2009. № 6. – С. 14-17.

22. Борзова, К.А. Основные договорные формы материально-техничес­кого снабжения промышленности / К.А. Борзова. – Минск : Амалфея, 2013. – 200 с.

23. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Кн. 2. Договоры о передаче имущества / М.И. Брагинский, В.В. Витрян­ский. – М. : Новое знание, 2012. – 322 с.

24. Брызгалин, А. Договор поставки: новое содержание в новой экономике / А. Брызгалин // Хозяйство и право. 2013. № 8. – С. 23-25.

25. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность / С.Н. Братусь. – М. : Новое знание, 1996. – 188 с.

26. Вахнин, И. Формирование условий и заключение договора поставки / И. Вахнин // Хозяйство и право. 2006, № 11-12; 1997, № 1-3.

27. Витушко, В.А. Гражданское право: Учебное пособие. В 2ч. Часть 1. / В.А. Витушко. – Минск : Белорусская наука, 2007. – 566 с.

28. Гражданское право: Учеб.: В 2 ч. / Под общ. ред. В.Ф. Чигира. Ч. 1. – Минск : Тесей, 2009. — С. 171- 173.

29. Годунов, В.Н. Правовое регулирование реализации товаров для государственных нужд / В.Н. Годунов. – Минск : Дикта, 2002. – 122 с.

30. Годунов, В.Н. Новеллы правового регулирования договорных отношений в области поставки / В.Н. Годунов // Право и современность: Сб. науч. трудов БГУ. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 600 с.

31. Годунов, В.Н. Новое гражданское законодательство и поставка товаров для государственных нужд / В.Н. Годунов // Право и демократия. – Минск :, 2010. Вып. 11. – С. 32-34.

32. Каменков, В.С. Хозяйственный договор: общие положения / В.С. Каменков. – Минск : НЦПИ Республики Беларусь, 2010. – 157 с.

33. Каменков, В. С. Форма хозяйственного договора / В.С.Каменков // Право Беларуси. — 2011. № 6. — С. 47-52.

34. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особенная часть: Учебное пособие / Д.А. Колбасин. – Минск : Амалфея, 2011. – 759 с.

35. Коваленко, Е.И. Договор поставки / Е.И.Коваленко // Право Беларуси. — 2013. — 31 (55) . – С. 59-61.

36. Луць, В.В. Заключение и исполнение хозяйственных договоров / В.В. Луць. – М. : Юристъ, 2010. – 411 с.

37. Максимчук, Т.П. Особенности осуществления закупок товаров (работ, услуг) / Т.П. Максимчук // Планово-экономический отдел. 2010, № 10. – С. 41-42.

38. Наумова, Л. Договор поставки: наиболее типичные ошибки // Хозяйство и право, 2012., №2.

39. Паращенко, В.Н. Договор поставки / В.Н. Паращенко. – Минск: Амалфея, 2009. – 78 с.

40. Пастухова, М.В. К вопросу о соотношении договоров поставки и купли-продажи / М.В. Пастухова // Государство и право. 2011. № 12. – С. 30-32.

41. Подгруша, В. Публичный договор: характеристика, отличительные особенности / В. Подгруша // Бюллетень нормативно-правовой информации — 2012. — № 12. – С. 40-41.

42. Свадковская, Е.А. Заключение гражданско-правового договора с отступлением от принципа его свободы / Е.А. Свадковская. – Минск : Амалфея, 2010. – 44 с.

43. Степанов, В. Возмещение убытков по договору поставки в Республике Беларусь / В. Степанов // Юрист. 2012. № 1. – С. 10-11.

44. Тархов, В.А. Понятие юридической ответственности // Правоведение. — 1973. — № 2. – С. 39-41.

45. Хохлов В.А. Ответственность за пользование чужими денежными средствами. «Хозяйство и право». 2010, № 8. – С. 44-47.

46. Чигир, В.Ф. Гражданско-правовой договор / В.Ф. Чигир // Промышленно-торговое право. — 2010. — № 3, 4.

47. Чигир, В.Ф. Гражданско-правовой договор как юридический факт: понятие и содержание / В.Ф. Чигир // Проблемы конституционализма: судебно-право­вая реформа и совершенствование гражданского, хозяйственного, граж­данско-процессуального и хозяйственно-процессуального и хозяйствен­ного законодательства: Сборник научных трудов. – Минск: Амалфея, 2008. Выпуск 7. – 740 с.

48. Черданцев, А.Ф., Кожевников, С.Н. О понятии и содержании юридической ответственности // Правоведение. — 1976. — № 5. — С. 40-42.

49. Шевченко, Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика / Л.И. Шевченко. – СПб.: Питер, 2013. – 240 с.

50. Щемелева, И.Н. Договор поставки / И.Н. Щемелева. – Минск: Амалфея, 2009. – 120 с.

51. Филипчик, Р.И. Хозяйственный договор как основной способ осуществления предпринимательской деятельности / Р.И. Филипчик // Бюллетень нормативно-правовой информации. — 2010. — № 34. – С. 43-45.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 38 ; Нарушение авторских прав

Еще статьи:

  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Лицензия маст банка Центральный банк Российской Федерации (Банк России) Пресс-служба 107016, Москва, ул. Неглинная, 12www.cbr.ru Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации Приказом Банка […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Льготы у семей с 3 детьми Льготы при рождении третьего ребенка в 2019 году Система государственных, региональных и местных мер поддержки материнства и детства направлена на поощрение рождения каждого малыша. Количество и состав возможных льгот […]
  • Какие документы нужны на получение единовременного пособия на ребенка Пособие при рождении ребенка в 2019 году Пособие при рождении ребенка в 2019 году — разовая выплата, предоставляемая одному из родителей. При рождении двух и более детей данное пособие выплачивается на каждого ребенка. […]
Договор контрактации рб