Договор между автовокзалом и перевозчиком

Для того чтобы билеты на временно приостановленные маршруты снова появились в кассах, компаниям нужно заключить новый договор. Предоставить возможность грузоотправителю/контрагенту Заказчика заключить с.

Основанием для предъявления штрафа служит выписка из диспетчерского журнала.

Статьи raquo Договоры raquo Договоры об оказании услуг, выполнении работы

Как следует из условий заключенных между сторонами договоров по организации пассажирских перевозок и принятию провозной платы за выданные пассажирам билеты на автобусы пригородных и междугородных маршрутов N 50 и N 51 от 08. Перевозчик обязался своевременно, в полном объеме и с надлежащим качеством оказывать транспортные услуги пассажирам на маршрутах «Тула (автостанция Заречье) — Липки» и «Суворов — Тула (автовокзал)» и выплачивать агенту вознаграждение за продажу билетов пассажирам и принятие от них провозной платы в размере и порядке, определенных договором.

Между тем, в нарушение условий агентских договоров, перевозчик- принципал осуществлял перевозку пассажиров с посадкой и высадкой за территорией автовокзала и автостанции города Тулы. Данное обстоятельство подтверждается диспетчерскими журналами, служебными записками работников истца и не оспаривается ответчиком по существу. Установив в ходе рассмотрения дела факт ненадлежащего исполнения ООО «Междугородние пассажирские перевозки» принятых на себя обязательств в части организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам «Тула (автостанция Заречье) — Липки» и «Суворов — Тула (автовокзал)», арбитражный суд, руководствуясь ст.

Гражданского кодекса Российской Федерации условиями п. Спорных договоров пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для применения к ответчику определенной договорами ответственности в виде штрафа в сумме 161200 руб.

1 ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

За недопоставку установленного расписанием количества автобусов (срыв рейса). Довод ответчика о том, что агентские договоры являются расторгнутыми на основании пунктов 9. Договоров, которыми предусмотрена возможность их расторжения в одностороннем порядке, обоснованно отклонен арбитражным судом по следующим основаниям. Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Статья 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения в случае, если договор заключен без определения срока окончания его действия.

Из смысла указанной нормы права следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия. Принимая во внимание императивный характер положений ст. Гражданского кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что спорные агентские договоры являлись срочными (с 22. Арбитражный суд пришел к правильному выводу о ничтожности пунктов 9. Предусматривающих возможность отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, как противоречащих требованиям статьи 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как правильно указал арбитражный суд, из направленных ответчиком в адрес истца писем от 29. Следует, что ООО «Междугородние пассажирские перевозки» лишь предложило расторгнуть агентские договоры истцу, что свидетельствует о том, что воля перевозчика была направлена на прекращение отношений сторон по обоюдному согласию, к которому стороны так и не пришли. В которых ООО «Автовокзалы и автостанции г. Тулы» лишь информирует Департамент транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о поступлении предложения ответчика прекратить договорные отношения, также не подтверждают наличие такого согласия.

Довод ответчика о том, что он вправе был отказаться от договоров в порядке статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду того, что спорные сделки являются смешанными, обоснованно отклонен арбитражным судом по следующим основаниям. В силу пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Оставить комментарий smalla rel»nofollow» id»cancel-comment-reply-link» href»20130902krupnye-perevozchiki-ne-hotyat-zaklyuchat-oficialnyj-dogovor-s-avtovokzalomrespond» style»display:none»smallОтменить ответsmallasmall

Как следует из материалов дела, предметом спорной сделки являлось совершение агентом от своего имени и за его счет действий по продаже билетов и приему провозной платы за перевозки пассажиров и багажа. При этом данная деятельность должна была осуществляться при использовании ответчиком транспортной инфраструктуры. Условий об осуществлении какой-либо деятельности, выполняемой по заданию заказчика, спорные договоры не содержат. При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений гражданского законодательства, регламентирующего отношения в сфере оказания услуг, является правильным.

эксплуатация автомобильного транспорта

Арбитражный суд, истолковав условия оспариваемых сделок по правилам ст. Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел также к обоснованному выводу об отсутствии в договорах условий об аренде какого-либо имущества. Ссылка ответчика на то, что спорные агентские договоры в части предоставления платформы невыполнимы, поскольку истец не является их собственником, правомерно отклонен арбитражным судом как не имеющий правового значения для настоящего спора. Кроме того, доказательств отказа ответчику в предоставлении транспортной инфраструктуры и невозможности ее использования, предъявления претензий со стороны третьих лиц по поводу такого использования, обращений к истцу с требованиями предоставления документов на транспортную инфраструктуру как условий для пользования ею, в материалы дела не представлено.

Довод ответчика о том, что спорные договоры являются незаключенными ввиду несогласования их существенных условий — отсутствия расписания движения, также получил надлежащую правовую оценку арбитражного суда и обоснованно отклонен им. Как правильно указал арбитражный суд, в материалах дела имеются подписанные ответчиком и третьим лицом расписания движения автобусов. При этом, как следует из писем самого ответчика, направленных истцу 30. Им были представлены графики расписания движения. Доказательств того, что эти графики были отличны от представленного истцом расписания, ответчиком не представлено.

То обстоятельство, что данные документы передавались истцу до заключения спорных сделок, не может свидетельствовать об отсутствии определенности в отношениях сторон, так как их передача была осуществлена ответчиком во исполнение обязательств по договору от 13. Заключенному с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, и условий конкурсной документации. Отсутствие неопределенности в отношениях сторон также подтверждается маршрутными картами, выданными ответчику Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, сроком действия до 01.

(маршруты «Тула (автостанция Заречье) — Липки» и «Суворов — Тула (автовокзал)».

Согласно статье 179 Гражданского кодекса Российской Федерации кабальной является сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств, подтверждающих стечение тяжелых для него обстоятельств при заключении договоров, явно невыгодные для него условия этих сделок, причинную связь между указанными обстоятельствами использование их истцом в своих интересах. Как правильно указал арбитражный суд, при заключении договоров ответчик обладал свободой выбора, подписывая сделки, выразил свое согласие с их условиями, в том числе с размером вознаграждения и порядком его уплаты.

Кроме того, принимая участие в конкурсе для определения перевозчика с целью организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах в Тульской области, ответчик был осведомлен о его условиях (содержание лотов и маршрутов), необходимости заключения агентских договоров, использования при осуществлении перевозок пассажиров транспортной инфраструктуры. Более того, из материалов дела усматривается, что именно ответчик являлся инициатором заключения спорных договоров с истцом. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания договоров недействительными по мотиву их кабальности.

Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя кассационной жалобы по сути сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих судебных инстанций.

Однако, такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права, повлекшими принятие неправильного решения по существу спора. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Доводы заявителя о том, что обжалуемые судебные акты содержат выводы о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, являются голословными и не основаны на содержании решения и постановления. С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.

Решение Арбитражного суда Тульской обл. И постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2012 г. По делу N А68-6749/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента принятия. Суд признал недействительным условие агентского договора, предусматривавшего возможность отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Были приведены следующие доводы.

Другие публикации:  Как оформить благотворительную организацию

ГК РФ устанавливает, что агентский договор прекращается вследствие отказа одной стороны от его исполнения, если договор заключен без определения срока окончания его действия. Из смысла указанной нормы следует, что заявить об одностороннем отказе от агентского договора можно только в случае, если договор заключен без указания на срок его действия. Поскольку спорный агентский договор был срочным, сторона договора не вправе отказаться от него в одностороннем порядке. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ. РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.

Оставить комментарий smalla rel»nofollow» id»cancel-comment-reply-link» href»20130902krupnye-perevozchiki-ne-hotyat-zaklyuchat-oficialnyj-dogovor-s-avtovokzalomrespond» style»display:none»smallОтменить ответsmallasmall

Информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года. ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску. Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies. Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на. Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса.

Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго. Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их. Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит. Верховный Суд РФ в признал законность содержащегося в НПА предписания о необходимости заключения договора между перевозчиком, допущенным к регулярным пассажирским перевозкам с одной стороны и автовокзалом — с другой.

Из текста оспариваемой нормы следовало, что перевозчик, допущенный к регулярным пассажирским перевозкам по пригородным и междугородным автобусным маршрутам регулярных перевозок по результатам конкурсного отбора, обязан заключить договор с автовокзалами и пассажирскими автостанциями с условиями о порядке контроля за выполнением расписания движения, соблюдением водителями режима труда и отдыха, техническим состоянием транспортных средств, о порядке продажи билетов и других услуг в перевозочном процессе.

ВС указал, что данное предписание не противоречит законодательству о конкуренции и, по сути, является волеизъявлением организатора перевозок, направленного на обеспечение транспортных регулярных перевозок, отвечающих требованиям дорожной безопасности, предъявляемых федеральным законодательством к участникам дорожного движения. Мы не просим купить подписку и не достаем баннерами об окончании бесплатного периода.

Мы просто заботимся о вас и делаем проект иногда на сплошном энтузиазме.

Поддержите нас, отправив немного рублей. Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания. Договор перевозки пассажиров обязывает перевозчика осуществить перевозку пассажира в обозначенное место посредством определенного транспорта, предоставив ему место в данном транспорте, а также место для его багажа. Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить услуги перевозчика в полном объеме.

Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа

Кроме того, если багаж будет превышать обозначенный перевозчиком лимит, то пассажиру придется доплатить некоторую сумму за его транспортировку. Следует отметить, что соглашение является консенсуальным, возмездным, а также двусторонним. При этом сам договор может различаться по следующим категориям: перевозка в пределах городской черты, перевозка в пригородном сообщении, междугородняя перевозка, а также международная перевозка. Среди прочих отличающих факторов можно выделить регулярные перевозки, перевозки по заказам, а также перевозки службами такси.

В двух последних случаях нормы транспортировки багажа, а также ручной клади, определяются непосредственно самим фрахтовщиком. Если вас интересует актуальный образец договора перевозки пассажиров, вы можете скачать соответствующую форму с нашего ресурса в любое удобное для себя время. В соответствии с настоящим договором Перевозчик обязуется перевезти Пассажира и его багаж в следующий пункт назначения:, выдать багаж Пассажиру или другому лицу, уполномоченному на его получение, а Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Заключение настоящего договора удостоверяется билетом, а также багажной квитанцией.

Перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм. Плата за проезд и провоз багажа составляет: рублей. Проезд и провоз багажа оплачиваются в следующем порядке и в следующие сроки:. Перевозчик обязуется доставить Пассажира и его багаж в пункт назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном. Время отправления и прибытия транспортного средства:. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке Стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортным уставом или кодексом.

Стороны настоящего договора за нарушение ими обязательств по перевозке предусматривают следующую ответственность:. За задержку в отправлении транспортного средства, перевозящего Пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) Перевозчик уплачивает Пассажиру штраф в размере установленном, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающих жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от Перевозчика.

В случае отказа Пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства Перевозчик обязан возвратить Пассажиру провозную плату. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАЧУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ (ПОРЧУ) БАГАЖА. Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи Пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа. Стоимость багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете Продавца, а при отсутствии счета – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает Отправителю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа.

Документы о причинах багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т. Составленные Перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности Перевозчика, Отправителя либо Получателя багажа.

Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью Пассажира, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

Особенности правового положения автовокзалов и автостанций как субъектов транспортных обязательств

(Кабытов Н. П.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2009, N 8)

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АВТОВОКЗАЛОВ И АВТОСТАНЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Кабытов Николай Петрович — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, помощник судьи Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.

Новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 (далее — Правила перевозок пассажиров), принятые в развитие Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — Устав), закрепили ряд новелл в правовом положении автовокзалов и автостанций как участников перевозочного процесса. ——————————— Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555.

Так, в Уставе автовокзалы и автостанции не упоминаются, а содержится более общее понятие «объекты транспортной инфраструктуры». В п. 2 Правил перевозок пассажиров дано определение автовокзала как объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Понятие автостанции не дано. Между тем под автостанцией также можно понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для оказания данных услуг. Следует отметить, что ни Устав, ни Правила перевозок пассажиров практически не затронули всех вопросов организационного функционирования автовокзалов и автостанций, проявляющихся в отношениях с иными субъектами транспортных обязательств. Данные отношения во многом продолжают регулироваться Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 31 декабря 1981 г. N 200 (далее — Правила организации пассажирских перевозок) и нормативными актами субъектов Российской Федерации. ——————————— Данный документ является ведомственным нормативным актом, который не был официально опубликован, в связи с чем в случае возникновения споров у суда имеются основания отказать в его применении.

Поэтому особенности правового положения автобусных вокзалов (автовокзалов) и пассажирских автомобильных станций (автостанций) целесообразно рассмотреть через характеристику типов связей, существующих между участниками перевозочного процесса.

Автовокзал и перевозчик

Анализ положений Правил перевозок пассажиров позволяет сделать вывод о том, что автовокзал — это своего рода касса по продаже билетов с дополнительными функциями обслуживания пассажиров. Так, п. 28 Правил перевозок пассажиров при перечислении основных служб автовокзала указывает, в частности, на зал ожидания, комнату матери и ребенка, пункты питания, медицинской помощи, камеры хранения, туалеты. Автовокзал также должен быть оборудован местами ожидания прибытия и отправления транспортных средств на перронах и посадочных площадках. Таким образом, можно выделить две функции автовокзала: продажа билетов и обслуживание пассажиров. Правила перевозок пассажиров не указывают на организационно-правовую форму, в которой осуществляется деятельность автовокзалов. В связи с этим представляется возможным допустить, что автовокзал (объединение автовокзалов и автостанций) может функционировать как структурное подразделение перевозчика либо как юридическое лицо. В условиях конкурентной среды на рынке перевозок автовокзалы, как правило, организационно и структурно отделены от перевозчиков. Нормативно элементы данной схемы закреплены в п. п. 106 — 107 Правил организации пассажирских перевозок, согласно которым допускается создание производственных объединений автовокзалов и автостанций. Кроме этого, приложение N 23 к указанным Правилам — Типовое положение об автобусном вокзале (автостанции) Министерства автомобильного транспорта РСФСР предусматривает возможность учреждения хозрасчетного автовокзала, наделенного правами юридического лица. Созданные в условиях социалистической экономики хозрасчетные автовокзалы и территориальные производственные объединения, подчиненные соответствующим транспортным управлениям, в начале 1990-х гг. в подавляющем большинстве были приватизированы. При этом мог происходить распад сформировавшегося объединения путем выделения из него ряда автовокзалов, трудовые коллективы которых выразили намерение создать собственное юридическое лицо в процессе приватизации государственного имущества. Впоследствии в некоторых субъектах РФ в рамках региональных программ развития автотранспорта наблюдался и обратный процесс: создание на базе разрозненных автовокзалов производственного объединения. Альтернативой данного подхода стало объединение юридически самостоятельных автовокзалов в ассоциации (союзы). Неприватизированные автовокзалы в 1990-х гг. были преобразованы в государственные предприятия субъектов Российской Федерации. Кроме того, законодательно не исключается возможность создания новых государственных или муниципальных автовокзалов и автостанций путем учреждения соответствующих предприятий . ——————————— Необходимость в них может возникать в случае отсутствия автовокзала (автостанции), но наличия потребности в них, а также с целью конкуренции с существующими частными автовокзалами и автостанциями.

Другие публикации:  Экологическая экспертиза литература

Отношения автовокзалов (автостанций), их объединений как юридических лиц и перевозчиков строятся на основе договора. Основные права и обязанности сторон данного договора сводятся к следующему. 1. Автовокзал обязуется: 1.1. Заключать с пассажирами договор перевозки и в дальнейшем действовать в интересах перевозчика: осуществлять продажу билетов от своего имени, принимать в установленных случаях сдаваемые пассажирами билеты, возвращая им часть провозной платы. 1.2. Перечислять часть выручки (на практике от 80 до 93%) от продажи билетов перевозчику. 1.3. Обеспечивать информационное и иное сопутствующее перевозке обслуживание пассажиров (услуги камеры хранения, комнаты отдыха, зала ожидания и др.), организовывать посадку пассажиров в автобус, проверку билетов. 1.4. Оказывать перевозчику услуги, связанные с обеспечением безопасности и качества перевозок: информировать водителей о погодных условиях, опасных участках дорог и т. п., проводить обязательный предрейсовый медицинский осмотр водителей, а в случае существования технической возможности также осуществлять технический осмотр транспортных средств, их мойку, обеспечить стоянку, отдых водителей. 1.5. Выполнять диспетчерскую деятельность: обеспечивать организацию отправлений автобусов в рейс и их прибытия согласно расписанию, их движение на территории автовокзала согласно утвержденной схеме, принять меры в случаях неприбытия автобуса согласно расписанию для скорейшей отправки пассажиров транспортом этого или иного перевозчика и др. 2. Перевозчик обязуется: 2.1. Выполнить свои обязательства, вытекающие из договора перевозки, заключенного с автовокзалом: осуществлять подачу исправных транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии для перевозки пассажиров согласно утвержденному расписанию, перевозить пассажиров и багаж согласно проданным билетам и багажным квитанциям по маршруту. 2.2. В случае оказания автовокзалом услуг, указанных в п. 1.4, осуществлять их оплату. 2.3. Принимать участие в обеспечении осуществления диспетчерской деятельности автовокзала при неподаче автобуса, в том числе осуществить замену или выделение резервного автобуса либо предоставить свободный автобус на паритетной основе в случае срыва рейса другим перевозчиком. Таким образом, заключаемый договор носит смешанный характер, объединяющий черты договоров комиссии или агентского, строящегося по типу комиссии (п. 1.1), возмездного оказания услуг (п. п. 1.4, 1.2), совместной деятельности (п. п. 1.2, 1.3, 1.5, 2.2). Следует отметить, что данный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций автовокзала, закрепленных в Типовом положении об автобусном вокзале. На практике заключаемые автовокзалом и перевозчиком договоры носят различное название: о совместной перевозочной деятельности, об организации пассажирских перевозок, о выделении подвижного состава, агентский, оказания экспедиционных и диспетчерских услуг и др. Применительно к отношениям по перевозке грузов в ГК РФ предусмотрены договор об организации перевозок (ст. 798) и договор транспортной экспедиции (гл. 41), которые имеют некоторые схожие черты с рассматриваемым договором. В то же время данные правовые конструкции не могут быть полностью применены к договору между автовокзалом и перевозчиком. Так, договор об организации перевозок является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение имущественного обязательства в будущем. Договор, заключаемый между автовокзалом и перевозчиком, хотя и носит во многом организационный характер, так как определяет условия организации пассажирских перевозок, но в то же время осложнен элементами иных указанных договорных конструкций. Договор транспортной экспедиции по своей сущности ближе к рассматриваемому договору, однако сфера его применения ограничена грузоперевозками (ст. 801 ГК РФ). На наш взгляд, договор, опосредующий отношения автовокзала и перевозчика, должен быть закреплен в законе в качестве разновидности транспортной экспедиции, при этом понятие «экспедиция» следует расширить. Еще один вид договорных отношений между автовокзалом и перевозчиком, встречающийся на практике, основан на самостоятельной продаже билетов перевозчиком. В этом случае автовокзал обеспечивает, как правило, лишь организацию отправки и прибытия транспорта со своей территории согласно расписанию, посадку пассажиров, а также оказывает им сопутствующие услуги, за что получает вознаграждение от перевозчи
ка. Данный тип отношений, характерный для перевозки пассажиров микроавтобусами, укладывается в схему договора возмездного оказания услуг, в котором автовокзал является исполнителем. Правомерность заключения подобных договоров подтверждается судебной практикой . Вместе с тем представляется, что исключение на основании договора из функций автовокзала полномочий по продаже билетов ведет к нивелированию его деятельности и, кроме того, ущемляет права пассажиров. Так, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения договора перевозки пассажир должен будет предъявлять требование к лицу, у которого он приобрел билет. При этом удобство претензионной работы с автовокзалом как специализированной организацией по обслуживанию граждан более очевидно, чем с перевозчиком, который для пассажира представлен лишь работающим по найму водителем. ——————————— См.: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2007 г. и Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-14012/2006-16.

Автовокзал и заказчик перевозок

Понятие «заказчик автобусных перевозок» в федеральных нормативных правовых актах отсутствует. Статус данного лица определяется законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона Самарской области от 9 июля 2002 г. «О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области» заказчик перевозок — Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, орган местного самоуправления или уполномоченная ими организация, заключившие с перевозчиком договор об организации регулярных пассажирских маршрутных перевозок. Аналогичные определения даны в законах ряда других субъектов РФ. При этом подразумевается, что заказчик перевозок осуществляет функции управления перевозочной деятельностью путем утверждения маршрутной сети на основании обследования пассажиропотока, потребностей населения в перевозках и условий движения. Для осуществления перевозок по определенному маршруту перевозчик должен заключить с заказчиком перевозок договор на организацию регулярных пассажирских перевозок. Законами субъектов РФ устанавливается порядок заключения указанных договоров, при этом общим правилом является проведение конкурса на право заключения договора. Отношения заказчика перевозок и автовокзала определяются заключаемым между ними договором. Так, согласно ст. 8.1 Закона Самарской области услуги автовокзалов (автостанций) предоставляются перевозчикам на основании публичного договора после заключения автовокзалом (автостанцией) с заказчиком перевозок договора об обеспечении регулярных маршрутных перевозок. В договоре определяются общие для всех перевозчиков, заключивших договоры об организации регулярных маршрутных перевозок, условия пользования услугами автовокзалов (автостанций) и иные условия обеспечения регулярных маршрутных перевозок. Таким образом, заказчик перевозок координирует отношения между автовокзалом и перевозчиком. Кроме этого, автовокзалу может быть передана часть функций заказчика перевозок по контролю за безопасностью и качеством перевозок. В этом случае автовокзал наделяется полномочиями организатора перевозок. Представляется, что построение договорных отношений между заказчиком перевозок и автовокзалом должно происходить крайне взвешенно, так как оба указанных субъекта могут оказывать влияние на рынок перевозок: заказчик — в силу своего публично-правового статуса, автовокзал — как лицо, занимающее монопольное положение на рынке по продаже билетов и сопутствующему обслуживанию пассажиров. Поэтому недопустимо заключение соглашений, направленных на ограничение конкуренции среди перевозчиков или между автовокзалами либо на ущемление интересов пассажиров. Также условия договора об обеспечении перевозок не должны ограничивать самостоятельность автовокзала, навязывать ему экономически невыгодные условия осуществления деятельности. Следует отметить, что схемы «заказчик перевозок — автовокзал» и «заказчик перевозок — перевозчик» действуют лишь на уровне местных, пригородных и междугородних внутриобластных перевозок. Рынок межобластных и международных перевозок менее зарегламентирован в силу отсутствия соответствующих заказчиков перевозок.

Другие публикации:  Часть 6 статья 88 ук рф

Автовокзал и пассажир

Для пассажира автовокзал является олицетворением всей системы автобусных перевозок. Классический вариант ее организации предполагает продажу билетов и выдачу багажных квитанций пассажиру от имени автовокзала. Таким образом, перед пассажиром обязанным и ответственным лицом является автовокзал. Перевозчик отвечает перед автовокзалом в порядке регресса . ——————————— В силу этого на практике в договоры, заключаемые между автовокзалом и перевозчиком, часто включаются штрафные санкции за срыв рейса или невыполнение требований Правил перевозок пассажиров и багажа. Тем самым сложный процесс доказывания убытков заменяется (или дополняется) взысканием неустойки.

Поскольку цена билета устанавливается уполномоченными органами государственной власти (тарифицируется), то в нее включаются как затраты перевозчика, так и стоимость некоторых услуг, оказываемых автовокзалом пассажирам: размещение в залах ожидания, пользование туалетом, информирование о прибытии и отправлении автобусов, расписании их движения и т. п. Дополнительное взимание с пассажиров платы за пользование данными услугами при продаже проездных документов незаконно, так как тарифы на перевозку устанавливаются с учетом затрат на организацию продажи билетов и других услуг, оказываемых пассажирам . ——————————— См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. N А66-10202/2004.

Вместе с тем услуги камеры хранения, комнаты отдыха, кафе, кинозалов, а также предоставление справок, не связанных непосредственно с деятельностью автовокзала (например, о движении городского транспорта до определенного места), как правило, оплачиваются пассажиром отдельно по устанавливаемым автовокзалом расценкам. Это объясняется тем, что данные услуги носят факультативный характер: пассажир может не пользоваться ими, что не отразится на качестве и объеме выполненной услуги по перевозке. Кроме того, оказание данных услуг требует привлечения дополнительных ресурсов, не учтенных при расчете тарифной цены, что влечет затраты, не покрываемые причитающейся автовокзалу выручкой от продажи билета. Также возможно установление платы за пользование залами ожидания и туалетами для лиц, которые не имеют билета. Стоимость указанных факультативных услуг не регулируется органами государственной власти или местного самоуправления. Вместе с тем установление монопольно высоких цен может быть расценено как нарушение прав потребителей. Деятельность автовокзала по обслуживанию пассажиров связана и с некоторыми ограничениями. Так, федеральным законодательством запрещена продажа на территории автовокзалов (автостанций) и прилегающей к ней территории спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции. Границы прилегающей территории определяются субъектами РФ. В связи с этим интерес представляет позиция судебных инстанций при рассмотрении спора о выдаче индивидуальному предпринимателю лицензии без права торговли алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 13%. Суд установил, что продажа осуществляется за пределами установленной зоны — 50 метров от здания автовокзала, так как не представлены доказательства того, что комплекс сооружений (здание, платформы, навесы) является зданием автовокзала. Также не было доказано, что магазин предпринимателя имеет отношение к работе автовокзала и его структур . ——————————— См.: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2005 г. N Ф09-3260/05-С7.

Особенность взаимоотношений автовокзала, пассажира и перевозчика отражается также в вопросах налогообложения. В качестве примера можно привести следующий спор о правомерности доначисления налога на добавленную стоимость, в котором судебными инстанциями различно толковался характер отношений между субъектами рассматриваемых отношений. ОАО «Автовокзалы и автостанции» осуществляло продажу билетов на отправляемые автобусы, принадлежащие другим автотранспортным предприятиям и индивидуальным предпринимателям, которые выделяли своих водителей; обеспечивало своевременное отправление поданных перевозчиком автобусов; делало отметки в путевых листах; занималось изучением пассажиропотока; составляло расписание движения автобусов, а также выполняло другие функции, связанные с обеспечением организации перевозки пассажиров. Кроме того, ОАО осуществляло перевозки по ряду маршрутов собственным подвижным составом. При этом ОАО не платило налог на добавленную стоимость с выручки, получаемой от реализации билетов в пригородном сообщении, так как данный вид перевозок отнесен к числу услуг, освобожденных от обложения НДС (пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Налоговая инспекция произвела доначисление НДС, что было обжаловано ОАО в суд. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций сочли действия налоговой инспекции неправомерными, так как квалифицировали договоры, заключаемые между перевозчиками и автовокзалом, как соглашения о совместной деятельности по перевозке, в процессе которой стороны оказывали пассажирам единую услугу. Суд первой инстанции указал на то, что при имеющихся отношениях сторон невозможно выделить одну из них и считать ее перевозчиком, поэтому автовокзал обоснованно применял льготу по уплате налога на добавленную стоимость. В части перевозок пассажиров собственным транспортом ОАО обоснованно применяло льготу по уплате налога, поскольку данная перевозка осуществлялась в режиме транспорта общего пользования. Суд кассационной инстанции согласился лишь с выводами относительно перевозок собственным подвижным составом автовокзала. Применительно к отношениям автовокзала и перевозчиков он указал, что они не могут квалифицироваться как договор о совместной деятельности (простого товарищества) в силу отсутствия общего имущества его участников. Автовокзал оказывал собственные услуги, отличные от перевозок: по продаже билетов, обеспечению своевременной подачи автобусов, других вспомогательных функций для обеспечения безопасной перевозки пассажиров, которые законом к числу льготируемых операций не относятся. Поэтому правомерным признано доначисление НДС на сумму выручки, причитающейся автовокзалу от продажи билетов в пригородном сообщении во исполнение заключенных с перевозчиками договоров о выделении подвижного состава. В подтверждение своих доводов суд также сослался на положения Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, в которых разделяются услуги непосредственно по перевозке пассажиров и услуги, предоставляемые автовокзалами и автостанциями, которые относятся к вспомогательным транспортным услугам . ——————————— См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 ноября 2003 г. N А79-1446/2003-СК1-1316. См. также: Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2005 г. N А33-316/04-С3-Ф02-5854/04-С1.

В целом верная логика постановления суда кассационной инстанции все же упрощает характер связей между автовокзалом, перевозчиком и пассажиром, практически сводя их к схеме: «автовокзал — исполнитель услуги, перевозчик — ее заказчик». Отнесение указанными Классификаторами услуг автовокзала к транспортной деятельности сформировало позицию налоговых органов о невозможности перевода на единый налог на вмененный доход (ЕНВД) услуг комнат длительного отдыха водителей и пассажиров, комнат матери и ребенка как разновидности услуг по временному размещению и проживанию. Признается, что услуги по временному размещению могут оказывать гостиницы и иные подобные организации, а деятельность автовокзала носит транспортный характер . ——————————— См.: письмо Министерства финансов РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-11-04/3/134.

Однако возникает вопрос: не носит ли такое разъяснение исключительно формальный характер, основанный лишь на различиях в названии места размещения, так как фактически и гостиница, и комната длительного отдыха осуществляют одну и ту же деятельность? Таким образом, нами исследованы основные особенности правового положения автовокзалов и автостанций путем рассмотрения характера договорных связей, возникающих между ними и иными субъектами транспортных обязательств. Как справедливо отмечается в литературе, для оптимального завершения формирования массива автотранспортного законодательства требуются разработка и принятие еще ряда законов, которые регламентировали бы все аспекты общественных отношений, возникающих в процессе функционирования автомобильного транспорта . ——————————— См.: Стрельникова И. А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. 2008. N 9. С. 25.

Представляется, что это будет способствовать созданию баланса между развитием конкурентной среды в области автобусных перевозок и обеспечением безопасности и качества услуг по перевозке и сопутствующему обслуживанию пассажиров.

1. Стрельникова И. А. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования // Современное право. 2008. N 9. С. 25.

Еще статьи:

  • Списана кредиторская задолженность ндс Списание кредиторской задолженности: проводки Кредиторская задолженность по своей сути — это денежные средства, которые предприятие должно по каким-либо основаниям вернуть юридическим или физическим лицам. Чаще всего […]
  • Договор на поставку сахара Договор поставки сахара самовывоз ▪ Договор Поставки Самовывоз ▪ Как Заполнить Договор Поставки Товара ▪ Условия поставки EXW (Ex Works ▪ договор поставки дверей! ▪ Договор поставки оборудования. ▪ Сахар-песок нового […]
  • Приказ 17 от 25022005 Предусмотрен ли штраф за не заключение договора на вывоз мусора? Вопрос-ответ по теме Было бы неплохо, если бы еще указали размер штрафа за данное нарушение Штраф за не заключение договора на вывоз мусора может быть […]
  • Адвокат елена менделеева Адвокат менделеева елена Барнаул, ул. Путиловская, 20) 49. Головко Марина Михайловна 22/126 Адвокатская контора Павловского района (с. Павловск, ул. Калинина, 53) 50. Головко Тамара Ивановна 22/127 Региональная […]
  • Осаго в краснодаре без дополнительного страхования форум Отзывы о страховой компании «ВСК» От неизбежности (в связи с невозможностью оформить полиса в других СК), вынужден был купить полис ОСАГО у данной СК "ВСК" 2ой год подряд. И если в первый раз при покупке полиса мне […]
  • Транспортный налог в 1с бухгалтерия 30 Транспортный налог в 1С 8.3 Бухгалтерия — начисление, расчет и выплата по шагам Транспортный налог в 1С Бухгалтерия 8.3 рассчитывается и начисляется автоматически в конце года (рис.1) при выполнении регламентной […]
Договор между автовокзалом и перевозчиком