Содержание:

Образец договора перевозки грузов

Договор перевозки груза представляет собой весьма распространенное гражданско-правовое соглашение, предметом которого является доставка груза из пункта отправления в пункт назначения. В предлагаемом нами далее материале рассмотрены основные аспекты его составления.

Нормативно-правовое регулирование и понятие договора перевозки груза

Договор грузоперевозки подразумевает заключенное в письменной форме и подтвержденное документально соглашение, в силу которого одна из сторон (перевозчик) принимает на себя обязательства по доставке и передаче уполномоченному лицу предоставленного ему второй стороной (отправителем) груза в определенный пункт назначения, отправитель же, в свою очередь, обязуется такую доставку оплатить. Данное определение договора перевозки груза можно сформулировать исходя из норм ст. 785 ГК РФ.

Говоря о нормативно-правовом регулировании, необходимо отметить большое видовое разнообразие таких соглашений. Для определения нормативного акта, регулирующего отношения между сторонами, приоритетное значение имеет вид транспорта, которым осуществляется доставка.

Так, помимо основополагающего акта в области гражданского права (ГК РФ) правоотношения сторон перевозки могут регулироваться:

  • Кодексом торгового мореплавания;
  • Кодексом внутреннего водного транспорта;
  • Воздушным кодексом;
  • Уставом железнодорожного транспорта от 10.01.2003 № 18-ФЗ;
  • Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Перечисленные нормативные акты осуществляют подробное регулирование правоотношений сторон и отражают особенности каждого вида перевозки, связанные с ее объектом, транспортом и средой, в которой транспорт находится в процессе транспортировки груза.

Кто может быть отправителем и грузоперевозчиком по договору на перевозку, заключенному с транспортной компанией?

Сторонами договора перевозки груза (грузоотправителем и перевозчиком) могут быть как физические, так и юридические лица. При этом договор не является посредническим, то есть предполагается, что грузоперевозчик осуществляет перевозку силами имеющегося у него в собственности или на праве аренды транспорта.

К грузоотправителю закон не предъявляет никаких требований, тогда как с перевозчиком ситуация чуть более сложная. Кроме очевидной необходимости в наличии водительского удостоверения у лица, непосредственно осуществляющего автоперевозку, компания-перевозчик должна иметь лицензию на ведение такой деятельности в случаях, предусмотренных законом.

Список видов грузоперевозок, требующих лицензии, приведен в ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, согласно которой к лицензируемым отнесены перевозки:

  • опасных грузов внутренним водным или морским транспортом;
  • производимые не для собственных нужд перевозчика на воздушном транспорте;
  • опасных грузов посредством железнодорожного транспорта;
  • отходов I–IV классов опасности любым видом транспорта.

Отдельно стоит отметить, что перевозке обычно сопутствуют и погрузочно-разгрузочные работы, для выполнения которых в отношении опасных грузов на железнодорожном и водном транспорте (будь то морской или речной) требуется дополнительная лицензия.

Что обязуется сделать перевозчик и отправитель по договору, каковы права сторон?

Права и обязанности сторон договора перевозки груза устанавливаются действующим законодательством и текстом соглашения в рамках принципа свободы договора. Основные обязанности перевозчика при этом включают:

  • доставку груза из пункта отправления в пункт назначения;
  • предоставление заказчику достоверной информации о предстоящей перевозке и всех связанных с ней формальностях;
  • бережное отношение к грузу, заботу о его сохранности и (при необходимости) оговоренное в договоре перевозки груза обслуживание;
  • соблюдение сроков отправки, погрузки, разгрузки и доставки груза;
  • осуществление погрузки-разгрузки груза в соответствии с требованиями транспортных уставов, кодексов и иных нормативных актов;
  • передачу его управомоченному на приемку лицу (получателю).

Грузоотправитель, в свою очередь, обязан:

  • передать груз перевозчику в оговоренные сроки;
  • предоставить перевозчику всю значимую информацию о грузе и его характеристиках;
  • оплатить перевозку в соответствии с порядком и стоимостью, установленными вдоговоре перевозки груза.

Права сторон во многом зависят от нормативного регулирования отдельного вида перевозки и содержания заключенного соглашения. Так, согласно ст. 137 Кодекса торгового мореплавания, при заключении чартерного договора с полным или частичным бронированием судна фрахтователь вправе контролировать размещение груза на судне и удалять от него посторонних лиц. Перевозчик же, в свою очередь, нередко с целью соблюдения правил техники безопасности при осуществлении перевозок оставляет за собой право произвести досмотр переданного груза.

Какие сведения содержит заполненный договор перевозки грузов?

Единого образца договора перевозки груза не существует, т. к. он может оформляться целым рядом документов: чартерами, коносаментами, накладными. При этом его содержание варьируется в зависимости от вида договора грузоперевозки — а их российское законодательство насчитает множество.

Однако можно выделить элементы, актуальные для всех видов договора грузоперевозки:

  • реквизиты договора (номер, дата заключения);
  • наименования перевозчика и отправителя;
  • наименование получателя;
  • пункты отправления и назначения (если пунктов несколько, должны быть указаны все);
  • значимые сведения о грузе (род и количественные характеристики);
  • сроки отправления и доставки;
  • стоимость перевозки;
  • права, обязанности и ответственность сторон.
  • порядок оплаты.

Прекращение действия договора

Прекращаются договоры грузоперевозки в лучшем случае взаимным надлежащим исполнением обязательств сторонами. Однако не всегда все заканчивается так, как ожидалось: любая транспортировка предполагает привлечение источника повышенной опасности — транспортного средства. Кроме того, если речь идет о морской или воздушной перевозке, нельзя не учитывать особенности среды, в которой пребывает транспортное средство, риск возникновения опасных погодных явлений или крушения.

Действующее нормативное законодательство учитывает такие особенности при регулировании всех видов перевозок. Так, по п. 1 ст. 156 Кодекса торгового мореплавания возможно прекращение договора морской перевозки в случае военных действий или иной угрозы, создающей риск захвата судна, блокады портов и пр. Аналогичные условия содержит и ст. 29 Устава железнодорожного транспорта. Отказаться от перевозки отправитель может, как правило, в любой момент при условии выплаты компенсации, предусмотренной законодательством для каждого вида перевозок (если отказ произошел после оплаты — еще и с учетом уже проделанного пути).

Остается сделать вывод о том, что рассмотренный договор является одним из самых разнообразных по своему виду и содержанию гражданско-правовых соглашений. Прежде чем заключать такой контракт, стоит убедиться в наличии у перевозчика необходимых лицензий и объективной возможности выполнить обязательства по доставке. Образец договора о перевозке вы можете скачать на нашем сайте.

Договор перевозки транспортного средства (грузового или легкового)

Договор перевозки автомобиля предполагает, что перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз по определенному адресу и передать его грузополучателю. Отправитель (собственник транспортного средства), в свою очередь, обязан оплатить перевозку по установленному тарифу. Договор перевозки автомобиля автовозом регулируется ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О транспортной безопасности», Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 272, а также другими нормативно-правовыми актами.

Для перемещения транспортного средства из одного пункта в другой необходимо заключить договора на перевозку автомобиля. Данный документ является коммерческим соглашением, по условиям которого Перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лица, а Отправитель обязуется оплатить эту услугу.

Чаще всего в договоре перевозки автомобиля участвуют транспортная организация, осуществляющая транспортировку груза, и грузоотправитель, сдающий автомобиль для перевозки и оплачивающий данную услугу. Грузополучателем обычно является третье лицо, которому должен быть выдан груз в пункте назначения.

Грузоперевозчиками могут быть лишь коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, которые имеют право в соответствии с законодательством оказывать услуги по перевозке транспорта. На стороне грузоотправителей и грузополучателей могут выступать как физические, так и юридические лица.

При выполнении обязательств по договору перевозки автомобиля важную роль имеет заявка. Заявка — важнейшее средством организации грузоперевозок; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие единовременную транспортировку. Обязательные реквизиты заявки и порядок оформления устанавливаются Правилами перевозок грузов, которые утверждаются Правительством РФ.

Виды перевозок автомобиля

Перевозки автотранспорта подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные:

  • к городским перевозкам относятся перевозки в пределах одного населенного пункта;
  • пригородные перевозки осуществляются за пределы черты населенного пункта на расстояние до 50 км включительно;
  • междугородние перевозки осуществляются за пределы населенного пункта на расстояние более 50 км;
  • междугородние перевозки — транспортировки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации.

Особенности заключения договора на перевозку автомобиля

Страхование груза

Т.к. автомобиль – это достаточно дорогой груз, при заключении договора на его транспортировку сторонам соглашения следует сразу обговорить вопрос его страхования. Будет ли застрахован автомобиль, и если да – то, кем из сторон.

Перевозчик обязан доставить автомобиль в срок, который установлен договором. Если этот пункт не прописан в соглашении, тогда действуют сроки, установленные Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом:

  • в городском, пригородном сообщении автомобиль должен быть доставлен в течении 1 суток;
  • при междугородних или международных перевозках груз должен быть доставлен в срок из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

В случае задержки доставки автотранспорта перевозчик обязан сообщить эту информацию грузоотправителя и грузополучателя.

Автомобиль, который должны были доставить в пункт назначения, будет считаться утерянным, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

Другие публикации:  Многодетные льготы подмосковье

при городских и пригородных перевозках – в течение 10 календарных дней со дня приема транспортного средства для перевозки;

при перевозке в междугородном сообщении – в течение 30 календарных дней со дня, когда автотранспорт должен был быть выдан грузополучателю.

Структура и содержание типового образца договора перевозки автомобиля

  1. Дата и место заключения соглашения.
  2. Наименование сторон.
  3. Предмет. Предметом договора является услуга по транспортировке автомобиля.
  4. Срок действия договора. Отношения между сторонами могут иметь как разовый характер, так и возможно долгосрочное сотрудничество в рамках договора.
  5. Права и обязанности сторон. Перевозчик обязан предоставить грузоотправителю транспортное средство, на котором будет осуществляться доставка автомобиля в пункт назначения. Грузоотправитель должен своевременно предоставить автомобиль для погрузки.
  6. Порядок передачи имущества. В договоре стороны должны опередить порядок передачи автомобиля грузоперевозчику. Это необходимо, в первую очередь, для выявления имеющихся повреждений на автомобиле.
  7. Провозная плата. Цена обычно зависит от расстояния, на которое необходимо провести автомобиль.
  8. Ответственность стороны. Необходимо указать, при каких обстоятельствах перевозчик за порчу груза несет ответственность, а когда освобождается от нее. Необходимо отметить, кто из сторон ответственен за осуществление разгрузки автомобиля в предусмотренный договором или иной разумный срок.
  9. Основания и порядок расторжения договора. Прописываются условия, при которых договор может быть расторгнут. От указанного порядка расторжения также зависит наступление правовых последствий, например, сроки исковой давности.
  10. Разрешение споров.
  11. Форс-мажор. В этом пункте целесообразно указать причины, которые могут повлиять на увеличение сроков доставки транспорта (обычно это погодные условия). К форс-мажорным относятся лишь те обстоятельства, наступление которых невозможно было предвидеть и предотвратить на момент заключения и в процессе исполнения договора.
  12. Прочие условия.
  13. Список приложений.
  14. Адреса и реквизиты сторон.
  15. Подписи сторон.

Как составить договор на перевозку автомобиля автовозом

Данное соглашение может быть как реальным (т.е. для его заключения необходимо, чтобы грузоотправитель передал груз перевозчику), так и консенсуальным (он считается заключенным с момента согласования сторонами условий сделки), двусторонним и возмездным.

Договор перевозки транспортного средства заключается в письменной форме и подтверждается транспортной накладной (статья 785 ГК РФ). Сделка считается заключенной, если перевозчик и отправитель достигли соглашения по всем существенным условиям. В зависимости от того, на каком транспорте будет доставляться груз, перевозка может быть железнодорожной, речной, морской, воздушной и автомобильной.

Типовой образец договора перевозки автомобиля содержит следующие пункты:

  • предмет – услуги по доставке ТС в пункт назначения;
  • срок действия договора и срок доставки груза;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок передачи груза;
  • размер провозной платы;
  • ответственность сторон за несоблюдение условий сделки;
  • основания и порядок расторжения сделки;
  • способ разрешения споров;
  • адреса, реквизиты и подписи сторон.

Содержание документа зависит от вида транспортного средства, на котором осуществляется перевозка.

Приложения к договору перевозки транспортного средства

При заключении соглашения между перевозчиком и отправителем понадобятся такие сопроводительные документы:

  • счет;
  • график платежей;
  • заявка на перевозку груза;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий;
  • дополнительное соглашение.

Готовый договор перевозки и приложения к нему можно составить с помощью нашего онлайн-сервиса.

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования

Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Когда применяются

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. « Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза ».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Практический вывод

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. « Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция) ».

Другие публикации:  Приказ 230 от 09062003

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Когда применяются

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Договор на перевозку грузов тс

ООО «Шелковый путь», именуемое в дальнейшем «Экспедитор», в лице генерального директора, Гуцуляка Дмитрия Евгеньевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице _____________________, действующего на основании _____________________, с другой стороны, далее именуемые как Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора
Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон при выполнении Экспедитором поручений Заказчика по планированию, организации перевозок грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционному обслуживанию за счет средств Заказчика по территории РФ.

2. Общие положения

2.1. Заказчик гарантирует, что он является владельцем груза либо уполномоченным агентом владельца груза и что он уполномочен принять и принимает условия данного договора не только в отношение себя, но также как агент от имени и по поручению владельца груза.

2.2. Экспедитор выступает от своего имени и имеет право на привлечение третьих лиц для выполнения своих обязательств по настоящему договору.

2.3. Перевозки осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ и УА ТРФ.

Другие публикации:  Надбавки за стаж работы в рб

2.4. На каждую перевозку оформляется Заявка (Приложение №1 к настоящему договору), которая подписывается уполномоченным лицом Заказчика и передается Экспедитору по факсимильной связи или по средствам электронной почты.

2.5. Согласованная заявка является неотъемлемой частью настоящего договора.

2.6. По взаимному соглашению сторон, Экспедитор осуществляет страхование груза по поручению и за счет Заказчика. За оказание услуг по страхованию груза, Экспедитор взимает комиссию в размере 0,2% от объявленной стоимости груза. Страховая стоимость указывается в Заявке (Приложение № 1 к настоящему договору).

3. Обязанности сторон

3.1. Экспедитор обязан:

3.1.1. Определять типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов в зависимости от объема и характера груза и обеспечивать подачу транспортных средств к пунктам погрузки во время, указанное в заявке;

3.1.2. Подавать под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза;

3.1.3. Доставлять вверенный ему Заказчиком груз в пункт назначения указанный в товаросопроводительной накладной и выдавать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю) указанному в заявке;

3.1.4. Подтверждать не менее чем за 24 часа до погрузки предоставление автотранспорта для выполнения заявленной перевозки или невозможность осуществления заявленной перевозки.

3.2. Заказчик обязан:

3.2.1. Подавать заявку на перевозку в письменном виде по факсимильной связи или электронной почте, с подтверждением от Перевозчика ее получения, не позднее чем за три рабочих дня до планируемой даты начала перевозки, если в результате переговоров на конкретную перевозку не оговорены иные сроки размещения заявки на перевозку;

3.2.2. Предоставлять в пунктах погрузки/разгрузки водителям и другим представителям Экспедитора телефонную связь для служебного пользования;

3.2.3. Обеспечить возможность получения водителем-экспедитором груза к перевозке по предъявлении документа, удостоверяющего личность водителя-экспедитора и проверить соответствие с данными указанными в Заявке (Приложение №1 к настоящему договору). В случае необходимости предъявления других документов для получения груза к перевозке Заказчик обязан предоставить их Экспедитору заблаговременно до начала перевозки;

3.2.4. Обеспечить погрузку/разгрузку транспортного средства Экспедитора в нормативные сроки оговоренные в заявке.

3.2.5. При задержке погрузочных работ по вине Заказчика принимать необходимые меры для обеспечения водителей автотранспортных средств, выделенных для перевозки груза, нормальными условиями проживания.

3.2.6. В случае необходимости оказать помощь водителю-экспедитору в крепление груза;

3.2.7. Обеспечить в пункте погрузки оформление необходимых товаросопроводительных документов (товарно-транспортной накладной), экспедирование или страхование груза;
3.2.8. Произвести оплату за перевозку груза, за работу и услуги, выполняемые Экспедитором по заявке Заказчика в сроки и размере согласованные в заявке;
3.3. Приемка (погрузка) и сдача (выгрузка) груза осуществляется Заказчиком с соблюдением положений, установленных транспортными Уставами и Правилами.

4. Расчеты за перевозку

4.1. Расчеты между Заказчиком и Экспедитором производятся на основании договорной цены указанной в заявке. На основании п.4 ст.346.26 гл.26.3 НК РФ НДС не исчисляется.

4.2. После окончания перевозки Экспедитор предоставляет товаротранспортные документы (TTH, CMR). Заказчик оплачивает счет в течение срока, указанного в Заявке на перевозку. По согласованию сторон возможна предоплата перевозок на основании выставленного счета.

4.3. Расчет за выполненную перевозку и услуги производится Заказчиком без вычетов или отнесения на счет любой претензии, контрпретензии или зачета с обязательным предоставлением Экспедитором следующих документов: акта выполненных работ, счета с приложением копии товарно-транспортной накладной с отметкой грузополучателя (склада временного хранения) и квитанций за возникшие дополнительные расходы Экспедитора, письменно согласованные Сторонами.

4.4. Все банковские расходы и расходы по переводу покрываются Заказчиком.

4.5. За несвоевременную оплату перевозки Заказчик обязан оплатить пени в размере 0,5% от стоимости перевозки за каждый день просрочки.

4.6. Оплата неустойки не освобождает Заказчика от оплаты по обязательствам.

5. Ответственность сторон

5.1. Заказчик ответственен:

5.1.1. За сверхнормативные простой автомашины при погрузочно-разгрузочных операциях, а также простоях вызванных несоответствием данных указанных в Заявке реальному состоянию груза. Заказчик оплачивает простой по согласованному в Заявке тарифу.

5.1.2. За отсутствие или несвоевременное предоставление Экспедитору полной и достоверной информации для осуществления перевозки. В случае предоставления недостоверной информации Заказчик будет ответственен за все риски и дополнительные расходы, понесенные Экспедитором.

5.1.3. За не предъявление груза к месту погрузки в течение 1 дня после установленного заявкой срока, а также не использования поданных транспортных средств в течении 1 дня после подачи на место погрузки (отказа от перевозки), уплачивает Экспедитору штраф в размере 20% стоимости перевозки не предъявленного груза, и компенсирует затраты Экспедитора по оформлению разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза, которое оформлялось для выполнения данной перевозки.

5.1.4. За перенос даты погрузки менее, чем за 24 ч. до указанной даты погрузки в Заявке на перевозку – Заказчик оплачивает Экспедитору простой автомашины по согласованному в Заявке тарифу.

5.2. Экспедитор ответственен:

5.2.1. За порчу или утрату груза (независимо от того опломбирован автомобиль или нет) произошедшую с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю по вине Экспедитора, при соблюдении пункта 3.2.7.

5.2.2. За отсутствие или несвоевременное предоставление Заказчику полной и достоверной информации по ходу исполнения перевозки и состоянию груза. В случае предоставления недостоверной информации Экспедитор будет ответственен за дополнительные расходы, понесенные Заказчиком.

5.3. Каждая из Сторон должна исполнять свои обязательства надлежащим образом, оказывая другой стороне всевозможное содействие в исполнении ею своих обязательств.

5.4. Сторона, нарушившая свои обязательства по Договору, должна без промедления устранить эти нарушения.

5.5. В случае если пропажа или порча груза, или неподача автотранспорта в установленное время наступили по причине обстоятельств непреодолимой силы, что должно быть подтверждено соответствующими официальными документами, а также в случае установленных ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, то Экспедитор освобождается от уплаты штрафных санкций, предусмотренных настоящим Договором.

5.6. По всем вопросам, не оговоренным настоящим Договором, взаимоотношения Сторон регулируют ФЗ РФ от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами Российской Федерации.

6. Дополнительные условия

6.1. Стороны будут нести ответственность за полное или частичное несоблюдение любой из своих обязанностей по настоящему договору, если неисполнение будет являться следствием действий или бездействия одной из Сторон или их контрагентов, повлекших убытки, подтвержденные документально.

6.2. Стороны могут быть освобождены от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если докажут, что оно было вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).

6.3. Стороны договорились, что для них копии данного договора, а так же любые Приложения, Протоколы, Акты и Дополнительные соглашения к нему, полученные по факсимильной связи или по средствам электронной почты с печатями и подписями уполномоченных лиц, являются официальными документами, имеют юридическую силу и достаточными для совершения сделки.

7. Разрешение споров

7.1. При возникновении споров или разногласий, которые могут возникнуть в процессе выполнения условий настоящего договора, а также касательно действительности договора, Экспедитор и Заказчик будут стараться регулировать их путем переговоров или обмена письмами.

7.2. Если выше указанными средствами разрешение споров не достигается, они подлежат рассмотрению в арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в установленном законном порядке.

8. Сроки действия договора

8.1. Данный договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2011 г. Договор будет автоматически продлеваться на каждый последующий календарный год, при условии того, что ни одна из Сторон письменно не заявит о его расторжении не менее чем за 30 дней до фактической даты расторжения. При этом договор считается расторгнутым после завершения исполнения всех обязательств Сторон, принятых до уведомления о расторжении договора.

8.2. Данный договор может быть изменен или дополнен при условии письменного согласия обеих Сторон.

8.3. Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и имеет равную юридическую силу.

9. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Еще статьи:

  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Доверенность на право управлением авто Доверенность на право управлением авто Образец доверенности на право управления транспортным средством, выданной юридическим лицом ДОВЕРЕННОСТЬ на право управления транспортным […]
  • Реквизиты для оплаты госпошлины в суд за развод Госпошлина за расторжение брака через суд Бракоразводный процесс — тяжелая и длительная процедура. При расторжении брака, супругам необходимо подавать заявление в ЗАГС или в суд. Выбор инстанции для получения […]
  • Договор дарения с отягощением Дарение в одностороннем порядке Часто потенциальные дарители интересуются, можно ли оформить дарение без участия одаряемого. По этому поводу юрист категорически заявит — нельзя. Но под «дарением» юрист и обыватель […]
  • Независимая экспертиза по строительству Строительная экспертиза: назначение, проведение и результаты работ Независимая негосударственная строительно-техническая экспертиза — один из самых достоверных видов определения качества строительных работ. Она […]
  • Вальщик леса досрочная пенсия Вальщик леса досрочная пенсия Общий стаж у меня 27 лет, из них 10 лет я проработал “ вальщиком леса. Имею ли я право уйти на досрочную пенсию? При определении права на досрочную пенсию работающим непосредственно на […]
Договор на перевозку грузов тс