1.5.2. Особенности договора перевозки грузов железнодорожным транспортом

Согласно ПС РФ (ст. 785) договор перевозки, применя-
емый на любом виде транспорта, должен соответствовать следующим требованиям — реальный, возмездный и двухсторонний. Т. е. перевозка всегда осуществляется за плату, договор заключается путем вручения отправителем груза перевозчику, а сторонами договора являются перевозчик и грузоотправитель. Ст. 2 УЖТ РФ полностью подтверждает эти условия.

Договор перевозки груза железнодорожным транспортом носит публичный характер (ст. 789 ГК РФ), т. е. это договор, согласно которому перевозчик обязан осуществить перевозку груза в отношении каждого, кто к нему обратится.
Таким образом, чтобы ликвидировать бытующие заблуждения, необходимо сделать два очень важных вывода:
1. Грузополучатель не является стороной договора перевозки грузов, т. е. он является тем лицом, в чью пользу заключен договор.
2. Перевозочный документ (транспортная железнодорожная накладная) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, но не являет-ся самим договором перевозки и текста этого договора (как, например, коносамент) не содержит.
Единственным на сегодняшний день перевозчиком на железнодорожном транспорте России является ОАО РЖД. Согласно ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» 1 инфраструктура железнодорожного транспорта может принадлежать юридическим и физическим лицам на праве собственности. Только при этом условии это лицо может стать перевозчиком. В России вся инфраструктура (за исключением путей необщего пользования) принадлежит государству. По мнению Е. Ковалевой, после окончания реформы железнодорожного транспорта у предпринимателей появится возможность заключать отдельные договоры с собственниками локомотивов и путей, т. е. иметь в собственности железнодорожную инфраструктуру станет необязательным 2 . Очень хочется в это верить.
Появившиеся в последние несколько лет компании, обладающие собственным парком вагонов и контейнеров, не являются перевозчиками, а их следует считать участниками перевозочного процесса с неопределенным еще правовым статусом 3 . Некоторое время назад, с подачи чиновников из МПС РФ, появилось название для таких компаний — оператор железнодорожного подвижного состава, однако сегодня это определение из официальных документов исчезло.
Таким образом, развенчано еще одно заблуждение: дочерние структуры ОАО РЖД — «ТрансКонтейнер» и «Рефсервис» — точно так же, как и ни одна из частных компаний, обладающих собственным вагонным парком, железнодорожными перевозчиками не являются.
Необходимо также отметить, что «договор об организации перевозок» 4 к категории договоров перевозки не относится. Основная цель такого договора — урегулировать в ходе исполнения договора перевозки такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период 5 .

Транспортная железнодорожная накладная (далее накладная), является многофункциональным документом:
1. Подтверждает заключение договора перевозки груза.
2. Яявляется товаросопроводительным документом, подтверждающим исполнение перевозчиком своих обязательств.
3. Является расчетно-кассовым документом, на основании которого производится расчет провозного тарифа и начисление различных платежей и сборов.
Кроме того, любые претензии к железной дороге принимаются с предъявлением оригинала накладной. Исключение составляют претензии на недоставку груза (полную утрату), они принимаются на основании находящейся у грузоотправителя «квитанции в приеме груза к перевозке».
Накладная всегда оформляется на типографском бланке строгой отчетности. Бланки перевозочных документов должны заполняться машинописным, компьютерным способом или вручную, без подчисток или помарок.

1) Федеральный закон РФ от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
2) Ковалева Е.Н. Договор перевозки. — М.: Эксмо, 2006. — С. 16
3) см. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. — Статут, 2004. — С. 284

4) см. ст. 708 ГК РФ и ст. 10 УЖД РФ.
5) Егиазаров В. А.. Ляндрес В. Б. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ. — М: «Контракт», 2004. — С. 21

Договор перевозки грузов железнодорожным транспортом в современных условиях (Андреев В.К.)

Дата размещения статьи: 03.09.2017

Перевозка грузов, пассажиров и багажа занимает важное место как в развитии рыночной экономики России, так и в удовлетворении потребностей граждан в перемещении. Правила о морских перевозках относятся, пожалуй, к одним из древних правовых норм.
О.Н. Садиков в ГК РФ наряду с другими обширными группами однородных взаимосвязанных отношений, именуемых подотраслями, выделяет транспортное право . В 50 — 70-х годах прошлого века в СССР активно обсуждался вопрос о транспортном праве как комплексной отрасли, а представители морского права рассматривали его как самостоятельную отрасль права наряду с гражданским и административным .
———————————
См.: Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. С. 16.
См., например: Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Учитывая важность координации всех видов транспорта с точки зрения снижения расходов в народном хозяйстве СССР, учеными-транспортниками предпринимались попытки создать единый Кодекс или Устав транспорта СССР, где на единой основе регулировались бы отношения всех видов транспорта с клиентурой и между собой. В 1969 году Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, Институтом государства и права Академии Наук СССР и Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства Министерства юстиции СССР был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза ССР и союзных республик .
———————————
См.: Андреев В.К. Транспортное право: Учебное пособие. Калинин. 1977. С. 6.

В 1982 — 1984 годах Институтом государства и права Академии Наук СССР (автор статьи был участником рабочей группы) совместно с рядом академических институтов был подготовлен проект Основ транспортного законодательства Союза СССР и союзных республик, который так и не дошел до законодательной проработки. Главное препятствие состояло и состоит в том, что организационные и технологические особенности перемещения грузов различными видами транспорта не позволяют согласовать единые правила, прежде всего, в прямом смешанном сообщении, о чем свидетельствует непринятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, предусмотренного ст. 788 ГК РФ. Если раньше можно было объяснить несогласованность межотраслевых проблем наличием разных транспортных министерств, стоящих во главе соответствующих отраслей перевозочной деятельности, то теперь в России одно министерство транспорта, которое никакими хозяйственными функциями не обременено, а призвано прежде всего заниматься нормативно-правовым регулированием перевозочной деятельности.
Представляется, что в современных условиях глава 40 ГК РФ (перевозка) как раз служит теми основами транспортного законодательства, которые ранее и разрабатывались.
Общие условия перевозок грузов определяются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ (далее — УЖТ РФ), иными законами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное. В Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусмотрено, что железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ и услуг, связанных с такими перевозками. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции РФ и ГК РФ и состоит из упомянутого Закона, УЖТ РФ и других федеральных законов. Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента РФ, актами Правительства РФ, а также актами федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство транспорта РФ разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, которые представляют собой нормативные правовые акты, содержащие нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей и грузополучателей (ч. II ст. 3 УЖТ РФ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 170.
СЗ РФ. 2003. N 2. ст. 169.

Нормы главы 40 ГК РФ являются своего рода основами транспортного законодательства РФ, а в транспортных уставах и кодексах они получают конкретизацию в зависимости от экономико-технологических особенностей осуществления перевозок грузов тем или иным видом транспорта, т.е. специфики перевозочного процесса и операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Так, в связи с демонополизацией грузоперевозочного процесса на железнодорожном транспорте, когда появились операторы железнодорожного состава, контейнеров, в функции которых входят услуги по предоставлению вагонов (контейнеров) юридическим или физическим лицам для перевозки железнодорожным транспортом, договор перевозки грузов, предусмотренный ст. 785 ГК РФ, был дополнен в УЖТ РФ указанием на то, что перевозчику вверяется для доставки и не принадлежащий им порожний грузовой вагон. Раньше, когда все грузовые вагоны, за исключением вагонов для перевозки опасных грузов, находились в ведении железной дороги на всей ее сети, вагоны под погрузку направлялись путем административного регулирования. Ныне ситуация изменилась, и грузоотправитель (отправитель), являясь физическим или юридическим лицом, по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона (подчеркнуто — В.А.) и указывается в перевозочном документе (абз. 5 ст. 2 УЖТ РФ).
Для перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку, в которой указывается количество вагонов и тонн, железнодорожная станция назначения. Перевозчик рассматривает эту заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направляет эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Заявки на перевозки порожних грузовых вагонов не предоставляются (ст. 11 УЖТ РФ).
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожних грузовых вагонов.
В транспортной железнодорожной накладной, подтверждающей заключение договора перевозки порожнего грузового вагона, указывается наименование его владельца.
Грузоотправитель подает заявление о переадресовке порожнего грузового вагона, а в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, заявление может подаваться владельцем порожнего грузового вагона (ч. 2 ст. 31 УЖТ).
Внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 503-ФЗ и другие изменения, связанные с операциями по перемещению и нахождению порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, а также указание названного Закона на то, что оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров услуги по их предоставлению оказывает юридическим или физическим лицам, а не перевозчику, как было ранее, принципиально меняет роль договора перевозки конкретного груза на железнодорожном транспорте. Он, вопреки мнению В.В. Витрянского, действительно становится ядром транспортных обязательств , поскольку нет долгосрочного договора об организации между перевозчиком и грузовладельцем (ст. 798 ГК РФ), конкретный вверенный груз доставляется перевозчиком в вагонах (контейнерах), предоставленных оператором, как правило, независимым от перевозчика юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
———————————
См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. С. 407.

В главе 40 ГК РФ предусмотрена общая для всех видов перевозки обязанность подать отправителю груза под погрузку транспортные средства (вагоны, суда, автомобили и т.п.) и предусмотрена ответственность за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом или иным договором) (ст. 791, 794 ГК РФ). Ныне основанием для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки является не только непредставление для перевозки предусмотренного принятой заявкой количества груза, но и отсутствие не принадлежащих перевозчику и предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами (ст. 94 УЖТ РФ).
А.А. Ананьева допускает неточность, называя грузоотправителем владельца порожнего вагона, представившего последний под перевозку . Как уже указывалось выше, грузоотправитель выступает от имени владельца порожнего вагона.
———————————
См.: Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. С. 199.

Демонополизация парка грузовых вагонов, контейнеров свидетельствует о том, что услуги по предоставлению последних для перевозок железнодорожным транспортом операторами не входят в круг операций, выполняемых по договору транспортной экспедиции, поскольку подача вагонов (контейнеров) под погрузку — элемент договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Вряд ли можно согласиться с мнением В.В. Витрянского, что в случаях, когда в силу п. 2 ст. 801 ГК РФ обязанности экспедитора выполняются перевозчиком (ОАО «РЖД»), налицо смешанный договор, сочетающий обязательства как по перевозке груза, так и по транспортной экспедиции . Из п. 2 ст. 791 ГК РФ следует, что погрузка (выгрузка) груза может осуществляться транспортной организацией в порядке, предусмотренном договором, что не позволяет квалифицировать последний как договор транспортной экспедиции. В данном случае вверенный груз охватывает с момента погрузки его в вагон и, следовательно, эта операция рассматривается как неотъемлемый элемент договора перевозки грузов. Представляется, что нет необходимости сочетать функции экспедиции и перевозки в одном договоре, поскольку перевозчик не может выступать от имени грузоотправителя. В условиях, когда вагоны (контейнеры) предоставляются оператором железнодорожного подвижного состава.
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 684.

М.И. Брагинским было высказано мнение, что ввиду нескольких сотен видов договоров услуг ГК РФ выбрал для регулирования договоров, имеющих предметом возмездное оказание услуг, следующую конструкцию. Договоры, опосредующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы (п. 2 ст. 779 ГК РФ). В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава (39) ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Эта глава включает пять статей, которые распространяют свое действие в равной степени на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя разовыми признаками: предмет договора составляют услуги (1), предоставляемые за плату (2), и при том ему не нашлось места среди особо выделенных в ГК РФ типов (видов) договоров (3) .
———————————
См.: М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Указ. соч. С. 220.

Другие публикации:  Пневмат несовершеннолетним

Однако выделенные в ГК РФ типы договоров, в свою очередь, подразделяются на виды, которые обладают значительными особенностями, содержащимися в специальном, например, транспортном законодательстве. Как уже было показано, законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте не сводится только к осуществлению перевозок, но регламентирует и другие вопросы. В частности, особенности управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта, установленные Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ, в котором предусмотрено создание единого хозяйствующего субъекта — открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного Правительством РФ от 18 сентября 2013 г. в Постановлении N 585.
Включение в осуществление перевозочного процесса операторов железнодорожного подвижного состава и других владельцев вагонов и контейнеров, которые оказывают физическим или юридическим лицам услуги по предоставлению вагонов, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом, ставит вопрос, распространяются ли на него нормы главы 39 ГК РФ или нормы УЖТ РФ и иного транспортного законодательства. Как было показано, на него распространяются нормы УЖТ РФ и изданные в его развитие правила перевозок. Следовательно, договор о предоставлении услуг по предоставлению вагонов и контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом является самостоятельным договором возмездного оказания услуг, отличным от перевозки грузов.
В пользу подобного суждения можно сослаться на п. 1 ст. 307 ГК РФ, который указывает, что к обязательствам, возникшим из договора, общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах. В рассматриваемых выше случаях должен применяться договор перевозки грузов, правила о перевозчике, грузоотправителе и операторе железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которые изложены в УЖТ РФ. При этом следует обратить внимание, что названная норма ГК РФ говорит об отдельном виде договора, полагая, что им может быть как самостоятельный, так и смешанный договор. Вопрос о применимости непоименованного договора в рассматриваемых ситуациях возникать не может. Кстати, п. 2 ст. 421 ГК РФ по существу свел на нет существование непоименованных договоров, поскольку, с одной стороны, исключил применение к ним элементов других договоров, а с другой стороны, не исключил возможности применения правил об аналогии закона к отдельным отношениям сторон по договору.
Упомянутая норма закона предусматривает заключение договоров, не предусмотренных законом или иными правовыми актами. В пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ говорится, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Исходя из этой нормы права и п. 2 ст. 421 ГК РФ представляется нарушением принципа свободы договора (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ) утверждение типовых договоров, положений актами министерств и других федеральных органов исполнительной власти, которое произошло в 2008 году, соответственно, следует вернуться к ранее существовавшему порядку.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Ананьева А.А. Система нормативных юридических конструкций гражданско-правовых договоров оперативного управления транспортной деятельностью. Саратов, 2015. 400 с.
2. Андреев В.К. Транспортное право. Учебное пособие. Калинин, 1977.
3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта. М., 2011. 910 с.
4. Гражданское право Российской Федерации. Том 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. 493 с.
5. Мешера В.М. Место морского права в системе морского права // Вестник Ленинградского университета. 1956. N 5. Серия экономики, философии и права. Вып. 1. С. 98 — 100.

Договор перевозки груза

Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров. Отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых. Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. Однако при его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.).

Транспортное обязательство определяется в литературе как обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Транспортные обязательства получают правовое оформление в виде транспортных договоров, традиционно подразделяющихся на следующие группы:

  • договор перевозки грузов;
  • договор перевозки пассажиров;
  • договор перевозки багажа.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Понятие договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Правовое регулирование договора перевозки груза. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы: Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее — УЖТ); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее — КВВТ); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее — КТМ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее — ВК); Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее — УАТ).

Отношения в сфере перевозок регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ и др. Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки груза. Договор перевозки груза является возмездным и взаимным. Это реальный договор: он считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке (исключение составляет договор морской перевозки — фрахтование (чартер), являющийся консенсуальным).

Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор является публичным.

Существенные условия договора перевозки груза. Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза. Предметом договора перевозки груза является услуга по перемещению груза в пункт назначения на том или ином виде транспорта. Помимо услуги по перемещению груза перевозчиком оказываются и сопутствующие услуги (погрузка и выгрузка груза, его хранение и др.). Но эти услуги не являются предметом отдельных договоров, а направлены на надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки.

Правилами перевозки может быть предусмотрено, что перевозка опасных грузов запрещена или ограниченна.

Срок договора перевозки груза. Срок в договоре перевозки груза — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

При прямых смешанных перевозках (перевозках груза разными видами транспорта по единому документу) срок доставки определяется как совокупность сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта.

Цена договора перевозки груза. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Стороны договора перевозки груза. Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

При прямых перевозках одним видом транспорта или прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение со множественностью лиц — соперевозчиков. При этом каждый из перевозчиков, принимая груз от предыдущего перевозчика, исполняет свою обязанность по перевозке на соответствующем участке движения груза. Эта обязанность возникает из договора, который был заключен первой транспортной организацией с отправителем. Отправитель дает согласие на участие соперевозчиков в исполнении договора, подписывая накладную, в которой указываются путь следования и пункты перевалки. Первый перевозчик при заключении договора выступает и от имени последующих перевозчиков. Такое представительство основано на законе или соглашениях между перевозчиками.

Чаще всего после доставки в пункт назначения груз подлежит выдаче не самому отправителю, а указанному в договоре третьему лицу — грузополучателю. Грузополучатель не совпадает с отправителем и не участвует в заключении договора перевозки, но тем не менее приобретает права и несет перед перевозчиком определенные обязанности.

В настоящее время однозначное понимание статуса грузополучателя в литературе отсутствует. На этот счет имеются различные точки зрения: 1) грузополучатель вместе с отправителем является одной стороной договора; 2) грузополучатель — одна из сторон договора, который в свою очередь является трехсторонним; 3) это лицо, принимающее исполнение за отправителя; 4) грузополучатель является лицом, в пользу которого заключается договор. Последняя точка зрения наиболее распространена, ее сторонники рассматривают получателя груза как особого субъекта обязательства по перевозке — третье лицо, в пользу которого заключен договор. Это позволяет им сделать вывод, что договор перевозки груза с участием грузополучателя является договором в пользу третьего лица.

Форма договора перевозки груза. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная представляет собой перевозочный грузосопроводительный документ. Она доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент — товарораспорядительный документ. Он является ценной бумагой, удостоверяющей вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза. Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Железнодорожная перевозка.

Перевозки грузов по договорам перевозки железнодорожным транспортом осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки.

Для осуществления перевозки грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную заявку на перевозку грузов. Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений (ст. 11 УЖТ). Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖД).

В указанных документах перевозчик обозначает дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей для грузополучателей (ст. 33 УЖД).

Другие публикации:  Договор порядок оплаты 50 предоплата

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. В случае если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.

Если на железнодорожной станции назначения отсутствует грузополучатель, указанный в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик запрашивает грузоотправителя о дальнейшей судьбе грузов. В случае непринятия грузоотправителем решения о судьбе грузов в течение десяти суток (а о судьбе продовольственных и скоропортящихся грузов — в течение четырех суток) перевозчик может возвратить грузы грузоотправителю за счет последнего, а при невозможности возврата — реализовать их в порядке, предусмотренном УЖТ (ст. 34 УЖТ).

По прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

В случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей перевозчик, если иная форма уведомления не предусмотрена соглашением сторон, вправе удерживать грузы с уведомлением об этом в письменной форме грузоотправителя, который в течение четырех суток после получения такого уведомления обязан распорядиться грузами. Если же в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению причитающихся перевозчику платежей и грузоотправитель не распорядится грузами, перевозчик имеет право реализовать удерживаемые грузы в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 35 УЖТ).

При своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки.

Груз считается утраченным, если он не выдан грузополучателю по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки или по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 38 УЖД).

Автомобильная перевозка.

Перевозки автомобильным транспортом принято разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем (поставщиком либо грузообразующим пунктом-станцией, портом и др.), по указанию которого грузы доставляются к получателям. При децентрализованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Для автомобильной перевозки характерно условие о том, кем будут экспедироваться грузы — отправителем или получателем.

Виды автоперевозок выделяют также по территориальному признаку (см. ст. 5 УАТ):

  • городские (в пределах черты города либо другого населенного пункта);
  • пригородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние до 50 км включительно);
  • междугородные (за пределы города или другого населенного пункта на расстояние более 50 км);
  • межреспубликанские (на территории нескольких субъектов Федерации);
  • международные.

Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, являющейся основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем (ст. 47 УАТ). Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние могут оформляться также актом замера или актом взвешивания суммарно на весь объем перевозок, выполненных автомобилем в течение смены (ст. 48 УАТ). Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями отправителя (получателя) в путевом листе.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу исправного подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям.

Все расчеты за перевозку производятся заказчиками автотранспорта, как правило, до сдачи груза к перевозке. До внесения провозной платы автотранспортные предприятия и организации грузы к перевозке не принимают (ст. 103 УАТ).

Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Перевозчик обязан при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

Выдача груза производится в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Получение груза удостоверяется подписью и печатью грузополучателя в трех экземплярах товарно-транспортной накладной, два из которых остаются у шофера-экспедитора.

При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. При междугородных перевозках грузополучатель обязан принять от перевозчика доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена (договором, заказом), грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.

Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению (ст. 72 УАТ).

Хранение грузов на складах автотранспортных предприятий и организаций производится бесплатно в течение одних суток с момента извещения грузополучателя о прибытии груза. Предельный срок хранения грузов составляет 30 суток. По истечении этого срока не востребованные грузополучателем грузы подлежат реализации (ст. 71 УАТ).

Перевозка внутренним водным транспортом.

Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте.

Перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

Заключение договора перевозки груза подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (ст. 67 КВВТ). Правильность и достоверность сведений, указанных в транспортной накладной, удостоверяются подписью грузоотправителя.

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик проставляет календарный штемпель в транспортной накладной и выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

О времени прибытия судна в порт погрузки перевозчик извещает грузоотправителя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку — не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка груза осуществляется грузоотправителем. Грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно указать место, к которому должно быть подано судно (ст. 73 КВВТ).

Плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза (ст. 75 КВВТ).

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Груз выдается грузополучателю, указанному в транспортной накладной, после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.

Грузополучатель обязан принять и своевременно вывезти из порта прибывший в его адрес груз. В случае если после истечения срока доставки груза грузополучатель не принял груз, перевозчик вправе сдать его на хранение за счет грузоотправителя с уведомлением его об этом.

Грузополучатель может отказаться от приема груза, за исключением опасного и скоропортящегося груза, только в случае, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза, что подтверждается выводами независимой экспертизы. В этом случае перевозчик реализует груз и осуществляет все необходимые расчеты (ст. 79 КВВТ).

Если в течение сроков, предусмотренных правилами перевозок грузов или соглашением сторон, груз не принят и не вывезен грузополучателем, он считается невостребованным. Перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя. Невостребованный груз перевозчик вправе реализовать. Полученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов подлежит перечислению грузополучателю в случае оплаты им стоимости грузов или грузоотправителю в остальных случаях. Если суммы, полученной за реализацию грузов, недостаточно для покрытия причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и реализацию грузов, он вправе взыскать недополученную сумму с грузоотправителя (ст. 85 КВВТ).

Морская перевозка.

Договор морской перевозки груза может быть заключен (ст. 115 КТМ): 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) или без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования судна (чартер). Во втором случае договор оформляется коносаментом. Чартер применяется при перевозках значительных партий грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках.

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Поскольку его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. Тогда отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них (ст. 119 КТМ).

Отправитель должен своевременно передать перевозчику все требуемые в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами касающиеся груза документы и несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты таких документов (ст. 141 КТМ).

Перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера. При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать ему коносамент, морскую накладную или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ.

Все причитающиеся перевозчику платежи (фрахт) уплачиваются отправителем или фрахтователем. В случаях, предусмотренных соглашением между отправителем или фрахтователем и перевозчиком, и при включении данных об этом в коносамент допускается перевод платежей на получателя (ст. 163 КТМ). Размер фрахта устанавливается соглашением сторон. При отсутствии соглашения сторон размер фрахта исчисляется исходя из ставок, применяемых в месте погрузки груза и во время погрузки груза.

Груз должен быть доставлен в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения — в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом.

По прибытии груза в порт назначения перевозчик обязан послать извещение получателю. Грузополучатель должен в установленные сроки принять и вывезти прибывший в его адрес груз.

Груз, перевозка которого осуществляется на основании коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента (ст. 158 КТМ): именного коносамента — получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования; ордерного коносамента — лицу, приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью; коносамента на предъявителя — предъявителю коносамента.

В случае если перевозка груза осуществляется на основании морской накладной или на основании иного подобного ей документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем.

В соответствии со ст. 160 КТМ получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза.

В случае если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель или фрахтователь либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке. Вырученная от продажи груза сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей и расходов на хранение и продажу груза передается перевозчиком отправителю или фрахтователю (пп. 3, 4 ст. 159 КТМ).

В КТМ перечислены условия, при которых договор перевозки может быть расторгнут одной стороной с уплатой или даже без уплаты вознаграждения другой стороне (статьи 154—156 КТМ). Договор морской перевозки груза прекращается без обязанности одной стороны договора возместить другой стороне договора вызванные прекращением договора убытки, если после его заключения и до отхода судна от места погрузки груза вследствие не зависящих от сторон обстоятельств:

  • судно погибнет или будет насильственно захвачено;
  • судно будет признано непригодным к плаванию;
  • погибнет груз, индивидуально определенный;
  • погибнет груз, определенный родовыми признаками, после сдачи его для погрузки и отправитель не успеет сдать другой груз для погрузки (ст. 157 КТМ).
Другие публикации:  Лицензия рстк

Воздушная перевозка.

Воздушный кодекс выделяет фигуры перевозчиков (ст. 100 ВК), эксплуатантов и авиационных предприятий (ст. 61 ВК). Под авиационным предприятием понимается юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок и (или) выполнение авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании договоров воздушной перевозки.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной (ст. 105 ВК), которая составляется отправителем. Наряду с обычной воздушной перевозкой используется также договор воздушного чартера (ст. 104 ВК). По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ВК. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок (расписанием движения самолетов). В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или правилами воздушных перевозок. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением.

Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок либо отказался от его приема, перевозчик обязан, уведомив об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск. В соответствии со ст. 112 ВК груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и подлежит реализации.

Обязанности перевозчика по договору перевозки груза.

Перевозчик по договору перевозки грузов обязан:

1. Подать транспортное средство отправителю под погрузку.

Перевозчик должен исполнить эту обязанность в срок, установленный принятой им заявкой (заказом), договором перевозки или договором организации перевозок.

Погрузка груза осуществляется перевозчиком или отправителем в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 971 ГК РФ).

В случае невыполнения перевозчиком указанной обязанности отправитель вправе требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Перевозчик освобождается от ответственности при неподаче транспортных средств, если это произошло вследствие (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

2. Подать транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Если данная обязанность не выполнена перевозчиком, отправитель груза вправе:

  • отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза;
  • требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к МРОТ.

В том случае, если отправитель не реализовал свое право на отказ от транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза, и использовал неисправные транспортные средства под погрузку, а в пути следования или при выдаче получателю груза установлены его утрата, недостача или повреждение по этой причине, перевозчик может использовать данное обстоятельство (принятие отправителем неисправных транспортных средств) как основание для защиты против требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза.

3. Обеспечивать сохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.

Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, и до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте).

Если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые тот не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, грузоотправитель вправе требовать применения мер ответственности (пп. 2, 3 ст. 796 ГК РФ):

  • возмещения ущерба: а) в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза;
  • возвращения провозной платы, взысканной за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза (если эта плата не входит в стоимость груза).

4. Доставить груз в пункт назначения в срок.

Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Права отправителя и ответственность перевозчика при неисполнении последним данной обязанности определяются в транспортных уставах и кодексах. Так, ст. 97 УЖТ предусматривает право отправителя требовать уплаты пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов. Но перевозчик освобождается от ответственности при наличии:

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • иных независящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ). В настоящее время такой порядок установлен УЖТ (статьи 120—124), УАТ (статьи 158—165 и 168), КВВТ (статьи 161—163), КТМ (статьи 402—407) и изданными на их основе правилами.

Гражданский кодекс не называет срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок установлен УЖТ, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза; по КТМ и КВВТ претензия к перевозчику, вытекающая из договора перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю — в случае просрочки в доставке груза. Передача другим лицам права на предъявление претензии на большинстве видов транспорта не допускается, за исключением передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

В течение месячного срока (на воздушном транспорте — 45-дневного) перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику (п. 2 ст. 797 ГК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п. 3 ст. 797 ГК РФ). Так, согласно ст. 125 УЖТ иски к железным дорогам, возникшие в связи с осуществлением перевозки груза, грузобагажа, багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа железной дороги удовлетворить претензию либо неполучения от железной дороги ответа в течение установленного для ответа срока.

Обязанности грузоотправителя по договору перевозки груза.

Отправитель по договору перевозки груза обязан:

1. Предъявить груз для перевозки в соответствии с принятой перевозчиком заявкой.

Погрузка груза, осуществляемая силами и средствами отправителя, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, а если такие сроки не установлены — транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ).

В случае непредъявления отправителем груза либо неиспользования им поданных транспортных средств по иным причинам перевозчик вправе требовать применения мер ответственности: уплаты исключительной неустойки или штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, за учетную единицу (вагон, контейнер, тонну) или в процентном соотношении к провозной плате либо к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Отправитель освобождается от ответственности при наличии (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

  • обстоятельств непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

2. Не искажать в накладной наименования грузов, сведения об их свойствах.

Права перевозчика и ответственность отправителя при невыполнении последним указанной обязанности устанавливаются в транспортных уставах и кодексах. Например, согласно ст. 98 УЖТ перевозчик может требовать уплаты штрафа в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

3. Уплатить плату за перевозку груза.

Провозная плата обычно должна быть внесена грузоотправителем при заключении договора перевозки. Допускается также перевод платежной обязанности на получателя. Кроме провозной платы отправитель обязан оплатить дополнительно оказанные ему услуги (за хранение груза и т.д.). Они оплачиваются по соглашению сторон.

При уклонении грузоотправителя от уплаты провозной платы перевозчик вправе:

  • удерживать переданный ему груз в обеспечение причитающихся платежей (если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства);
  • требовать применения меры ответственности (уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ).

4. Соблюдать установленные правила перевозки.

Конкретные правила перевозки, а также права перевозчика и ответственность отправителя в случае их несоблюдения отправителем определяются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

В транспортных уставах и кодексах устанавливается также ответственность грузополучателей за неисполнение своих обязанностей. Так, например, в соответствии со ст. 103 УЖТ грузополучатель за непроведение дезинфекции вагона, в котором находился опасный груз, уплачивает штраф 45 МРОТ за вагон.

Еще статьи:

  • Как оформить согласование Как оформить согласование коммерческого предложения? Оставить заявку Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов. Хочу получать новости об акциях, скидках и […]
  • Лицензия майнкрафт купить за 15 рублей Minecraft аккаунт В данном разделе вы можете купить лицензию майнкрафт дешево. Minecraft - аркадная строительная игра жанра «песочница», созданная Маркусом Перссоном. Игра позволяет создавать и разрушать различные типы […]
  • Тсн кровли технические требования и правила приемки ТСН КР-97 МО Кровли технические требования и правила приемки (утверждены постановлением Правительства Московской области от 30 марта года N 28/9) Полный текст ТСН КР-97 МО . Область применения Нормативные […]
  • Льготы ветеранам боевых действий в белгородской области Льготы для ветеранов Белгородской области МЕРЫ Социальной поддержки и льготы ветеранов в Белгородской области Меры социальной поддержки 1. Ветераны труда, ветераны военной службы Социальный кодекс Белгородской […]
  • Развод по-французски трейлер русский Развод по-французски - Русский Трейлер (2017) | MSOT Официальный русский трейлер фильма Развод по-французски (2016): ☟ • Премьера (США) - 1 июня 2017, Cinema Prestige Продолжение фильма Любовь вразнос. Венсан и […]
  • Сколько российская пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Выплата страховой пенсииработающим пенсионерамСтраховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы с 1 января 2019 года на 7,05%, что выше индекса роста […]
Договор о перевозке грузов железнодорожным транспортом