Консультант пульс

всегда в курсе событий

Как заключить договор на проведение специальной оценки условий труда (СОУТ)

Кто занимается СОУТ

Итак, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» прямо указывает на необходимость заключить договор гражданско-правового характера со специализированной организацией. Согласно действующим нормам мероприятия финансируются за счет средств работодателя.

Обратите внимание: в настоящее время на государственной регистрации в Минюсте находится приказ Минтруда от 20 февраля 2014 г. № 103н. В частности, документ вносит возможность софинансирования специальной оценки условий труда со стороны органов ФСС России.

Компания, которая оказывает услуги по специальной оценке условий труда, должна располагать (ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ):

· уставными документами, в которых было бы указано, что одним из видов деятельности компании является проведение специальной оценки условий труда;

· не менее чем пятью сертифицированными экспертами (в т.ч. не менее чем один из них должен иметь высшее образование по врачебно-гигиенической специальности);

· аккредитованной испытательной лабораторией или центром в качестве структурного подразделения.

Кроме того, специальная оценка условий труда не может проводиться при условиях, поименованных в части 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

В настоящее время существует значительное число компаний, которые оказывают услуги в области специальной оценки условий труда. Почти все они ранее занимались аккредитацией рабочих мест. Ведь в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ особо прописан ряд положений, которые регулируют деятельность по оценке в переходный период.

Так, например, компании, аккредитованные для оказания услуг по аттестации рабочих мест, имеют право проводить СОУТ до истечения срока действия аккредитации своих испытательных центров и лабораторий. В любом случае, предельный срок – не позднее 31 декабря 2018 года.

Если у оценочных организаций срок аккредитации испытательных центров или лабораторий истекает в 2014 году, то фактическая календарная дата при этом не будет иметь значения. Такие фирмы смогут проводить специальную оценку условий труда до 31 декабря 2014 года.

Что касается штата работников, то экспертами организаций – исполнителей услуг по аккредитации могут быть лица, которые работали по трудовому договору и были допущены к работе в испытательных центрах по состоянию на 1 января 2014 года.

Договор на проведение специализированной оценки условий труда

Договор с компанией-исполнителем – основа для дальнейшего взаимовыгодного и бесконфликтного сотрудничества. Поэтому отнестись к его составлению следует с особым вниманием.

В договор на проведение специализированной оценки обязательно должны быть включены условия о:

· видах работ и услуг, проводимых в рамках комплекса мероприятий по специальной оценке условий труда;

· стоимости проведения указанных работ и услуг, а также о порядке их оплаты;

· правах и обязанностях работодателя и исполнителя работ по СОУТ при проведении спецоценки;

Обратите внимание: не забудьте включить в договор такие положения как право требования от исполнителя подтверждающих документов по СОУТ, а также обоснования полученных в результате проведения оценки результатов. Кроме того, нужно закрепить право (а желательно – и порядок) обжалования действий или бездействия специализированной организации. Причем договором, скорее всего, будет установлена обязанность оцениваемого работодателя предоставлять необходимые для проведения СОУТ сведения и документы. Еще один значимый момент – заказчик не должен предпринимать умышленных действий, влияющих на результаты проведения специальной оценки, что также закрепляется в договоре.

На практике часто встречаются ситуации, когда организации, занимающиеся специальной оценкой условий труда, предлагают потенциальным клиентам подписать уже готовые так называемые «стандартные формы». Не советуем этого делать без предварительного ознакомления. В подобные «рыбы» могут быть включены условия, которые не устроят Вашу компанию в дальнейшем.

Утвержден типовой контракт на оказание услуг по проведению СОУТ

Несмотря на неоднократные заявления о намерении отказаться от тотального регулирования, Минтруд РФ разработал проекты типовых контрактов на оказание услуг по осуществлению СОУТ и обучению в сфере охраны труда. Приказ, утверждающий проект, ссылается на Федеральный закон от 5 апреля 2013-го года №44-ФЗ и поэтому, в первую очередь, охватывает государственные и муниципальные организации.

Но скорее всего, после принятия проекта, контракт станет основой и для многих компаний, намеревающихся оказывать услуги в данной сфере. По сути, он представляет собой аналог типового договора, составленный с некоторыми отклонениями от требований делопроизводства (неодинаковый шрифт и его размер, интервал между строками).

На основе типового контракта государственные и муниципальные предприятия будут заказывать у организаций, включенных в специальный реестр, серию стандартных услуг, оказываемых в рамках проведения СОУТ:

• оценка СИЗ;
• аутентификация и классификация выявленных вредных производственных факторов;
• подготовка отчетности (экспертных заключений) с последующей передачей в ГИТ.

Помимо типового контракта, проект содержит ряд приложений, таких как техническое задание, акты сдачи, приемки и сверки счетов, перечни оборудования и рабочих мест, для которых СОУТ является обязательной.
Кроме техзадания, наиболее полезными и востребованными из них, скорее всего, станут — образец Приказа на проведение СОУТ и календарный план проведения СОУТ, также включающий в себя расчет стоимости услуг.

Новый типовой контракт на закупку СОУТ и ОТ

На официальном сайте проектов нормативных актов Минтруд разместил проект приказа об утверждении типовых контрактов на специальную оценку условий труда и обучение по охране труда (ОТ). Принятие типового контракта отразится на работе госзаказчиков, которые приобретают услуги в области охраны труда, а также коммерческих компаний, которые их оказывают.

Подготовка и принятие стандартных госконтрактов обеспечит достижение соответствия положений заключаемых контрактов на оказание услуг в области ОТ требованиям законодательства и обеспечения добросовестной конкуренции при осуществлении закупки услуг в области ОТ.

По планам авторов приказа, госзаказчики смогут использовать новую форму контракта уже во 2 квартале 2019 года.

Что еще поменяется

Помимо самого текста типового договора, Минтруд также разработал ряд приложений:

  1. Техническое задание.
  2. Календарный план и расчет стоимости.
  3. Акт сдачи-приемки оказанных услуг.
  4. Акт сверки расчетов.
  5. Приказ о проведении специальной оценки условий работы.
  6. Карточка организации.
  7. Перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке условий работы.
  8. Перечень оборудования, инструментов и приспособлений, которые применяются на рабочих местах, а также используемых материалов и сырья.

Как планируется реализовать

Для применения типового контракта на закупку СОУТ нет ограничений по начальной максимальной цене или стоимости госконтракта, который заключается с единственным поставщиком.

Стандартный госконтракт на обучение сотрудников госзаказчика по вопросам ОТ будут применять в случае, когда предмет закупки будет подпадать под нижеуказанные ОКПД2:

Сейчас госзаказчики при выборе исполнителей на закупку СОУТ и обучение по ОТ пользуются готовыми шаблонами госконтрактов, которые могут не учитывать всех особенностей нормативного регулирования в сфере ОТ.

Выполнение работ по специальной оценке условий труда

Вопрос-ответ по теме

1). Существуют ли нормы законодательства, обязывающие работодателя (юр. лицо, ООО) заключать договор на выполнение работ по специальной оценке условий труда на рабочих местах? 2) Есть ли какие-то сроки, когда указанная выше оценка должна проводиться (периодичность и т.п.) работодателем? 3) Что необходимо проверить работодателю при заключении договора с организацией (юр. лицом, ООО) выполняющей комплекс работ по специальной оценке труда? Должна ли такая организация — Исполнитель иметь лицензию на осуществление таких работ/услуг? И какими нормами ГК РФ будет регулироваться такой договор — возмездное оказание услуг или подряд, или и то и другое?

1. Да, существуют; это ст. 3, ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

2. Да, такой срок составляет в общем случае 5 лет. Вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест. Внеплановую спецоценку надо провести в течении 6 мес.

— в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

— организация должна быть аккредитована;

— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

Другие публикации:  Нотариальный залог сайта

— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Лицензию организация не обязана иметь.

В законе о спецоценке сказано, что договор гражданско-правового характера. Главное отличие договора подряда от договора возмездного оказания услуг следует из определений в ГК РФ. Согласно статье 702 ГК РФ, договор подряда предполагает, во-первых, обязательство подрядчика выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику и, во-вторых, обязательство последнего принять результат работы и оплатить его. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – их оплатить (ст. 779 ГК РФ). Помимо разницы в наименовании стороны договора, выполняющей необходимую заказчику функцию (подрядчик или исполнитель), из приведенных положений усматривается, что договор подряда нацелен и оканчивается созданием определенного овеществленного результата, а договор возмездного оказания услуг ориентирован на предоставление нематериальных услуг заказчику.

Сам факт оказания услуг по договору возмездного оказания услуг не только не предусматривает создание какого-либо овеществленного результата, но и не «гарантирует» достижение какого-либо полезного эффекта от деятельности исполнителя (его деятельность сама по себе представляет ценность).

Предметом договора подряда является вещь – это может быть вновь созданная вещь, измененная подрядчиком вещь или иной результат работы подрядчика, имеющий материальное выражение. Результат работ, в отличие от услуг исполнителя, должен, во-первых, существовать отдельно от подрядчика и, во-вторых, быть гарантированным.

Таким образом, если Вам важен по итогам результат в виде отчета, а не процесс, то договор может быть договором подряда.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда

«Какие организации обязаны проводить спецоценку

В общем случае проводить специальную оценку в установленные сроки обязаны все работодатели без исключения. Проводить ее не нужно только в отношении отдельных категорий сотрудников, в частности надомников. Поэтому, только если все сотрудники организации без исключения подпадают под эти категории, например, работают на дому, проводить спецоценку не придется.

В остальных случаях спецоценка обязательна независимо от сферы деятельности организации, наличия или отсутствия производства, численности сотрудников и т. п.*

Также не имеет значения, в каких помещениях работают сотрудники: собственных или арендованных. Провести спецоценку обязан именно работодатель, чьи сотрудники выполняют работу в арендованных помещениях, а не собственник здания, офиса и т. п.

Если сотрудники постоянно работают в разъездах и фактически выполняют работу на территории заказчиков, то спецоценки тоже не избежать.

Это следует из совокупности положений статьи 3, пункта 2 статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ.

Внимание: за непроведение спецоценки работодателю грозит серьезная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Когда спецоценку проводить не нужно? Нужна ли спецоценка в отношении надомных и дистанционных сотрудников

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

 сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля 2014 г. № 17-03-14/05-4188.

Указанный перечень исключений закрыт и не оставляет возможностей для расширенного толкования. Поэтому если хотя бы один сотрудник организации не подпадает под указанные исключения, то работодатель обязан провести спецоценку в установленные сроки.

Внимание: если в штатном расписании есть вакансии, то есть рабочие места не заняты, то провести на них спецоценку не получится в принципе. Так как рабочее место для целей спецоценки по факту отсутствует. Исключение возможно только в отдельных случаях для аналогичных рабочих мест. См. подробнее.

В какие сроки и с какой периодичностью работодатель обязан проводить спецоценку

Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест с 1 января 2014 года. В течение пяти лет, то есть до 31 декабря 2018 года все организации обязаны хоть раз пройти спецоценку.

Конкретный срок проведения оценки работодатели определяют самостоятельно с учетом своей фактической ситуации.

Так, все вновь созданные организации обязаны проводить спецоценку в течение 12 месяцев с момента создания новых рабочих мест.

Организации, которые имеют действующие результаты аттестации рабочих мест, проведенной еще до 31 декабря 2013 года, обязаны провести спецоценку до того, как закончится срок действия аттестации. В общем случае ее срок составляет пять лет. Это значит, что если аттестация была проведена, например, в марте 2013 года, то ее результаты будут действовать до марта 2018 года. Соответственно, работодателю необходимо запланировать спецоценку на начало 2018 года, чтобы завершить ее к моменту окончания итогов аттестации*.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

При желании провести спецоценку по новым правилам можно и не дожидаясь окончания срока аттестации.

Совет: проводя спецоценку заранее, не дожидаясь окончания срока действия аттестации, работодатель может сэкономить на оплате труда и страховых взносах.

Новый порядок спецоценки предусматривает меньше гарантий для сотрудников. Например, устанавливать 36-часовой рабочий день, а платить как за 40 часов работы теперь обязательно не всем «вредникам» без исключения, а только тем, чьи условия труда на рабочем месте по итогам спецоценки отнесены к 3-му или 4-му классу вредности. Кроме того, от наличия спецоценки и установленных по ее итогам классов вредности зависит ставка дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которая может быть снижена с 9% до 2%, а то и вовсе до 0%. Поэтому проведение спецоценки зачастую позволяет организациям ежемесячно экономить сотни тысяч рублей на взносах и оплате труда, что особенно актуально в условиях текущей экономической нестабильности.

Если организация не проводила аттестацию и новичком в бизнесе не является, то это свидетельствует о грубом нарушении законодательства об охране труда, и чтобы его закрыть, необходимо как можно скорее провести спецоценку.

В дальнейшем проводить спецоценку в общем случае нужно будет не реже чем один раз в пять лет, если оценщики не установят иной срок. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке.

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение внеплановой оценки.

Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Для целей специальной оценки условий труда можно использовать результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком. Аналогичную позицию занимают и суды, см., например, апелляционные определения Костромского областного суда от 2 июня 2014 г. № 33-823, Мурманского областного суда от 14 мая 2014 г. № 33-1220-2014. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку, в том числе при создании новых рабочих мест (ч. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест, например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в части 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Аналогичная позиция представлена в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г.

В отношении крымских организаций, которые проводили аттестацию еще по украинским правилам, действует особый порядок.

Внимание: если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку условий труда нужно провести в обязательном порядке. Возможность отсрочки спецоценки на пять лет на такую ситуацию уже не распространяется. В противном случае организацию при проверке привлекут к административной ответственности за нарушения охраны труда (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Наличие грубого нарушения подтвердят и суды, см., например, апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014.

В каких случаях проводят внеплановую оценку условий труда

По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях*:

Другие публикации:  Возврат налогового вычета пенсионеру при покупке квартиры

1. ввода в эксплуатацию новых рабочих мест;

2. получения предписания от инспектора по труду в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями о порядке проведения спецоценки;

3. изменения технологического процесса и замены производственного оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;

4. изменения состава применяемых материалов и сырья, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;

5. изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных и опасных факторов на сотрудников;

6. выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных или опасных производственных факторов, или несчастного случая на рабочем месте, за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц;

7. наличия мотивированных предложений профсоюза или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой оценки.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. В случае обстоятельств из пунктов 2, 4–7 внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев со дня наступления соответствующих случаев.

Если произошла реорганизация организации либо поменялись фамилия, имя, отчество работодателя-предпринимателя или работодатель переименовал должность сотрудника и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить. Аналогичное мнение высказывают и сотрудники Минтруда России в письме от 3 ноября 2016 г. № 15-1/ООГ-3913.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Кто непосредственно участвует и проводит специальную оценку условий труда

Все работодатели в установленные сроки проводят спецоценку совместно с независимой организацией или сразу несколькими организациями, привлекаемыми на основании гражданско-правового договора.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

 в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

 аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;

 наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

 наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

 самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;

 с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599.

Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в 2014 году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря 2014 года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

Об этом сказано в статьях 19, 22 и 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Вопрос из практики: Кто может быть экспертом в организации, которая проводит спецоценку

В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта.

Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

 дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;

 опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Такой порядок предусмотрен в статье 20 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и порядок формирования реестра экспертов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н.».

График проведения специальной оценки условий труда: образец

График проведения специальной оценки условий труда образец

Похожие публикации

Проведение специальной оценки условий труда описано в деталях Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Периодичность проведения специальной оценки условий труда законом фиксируется в количестве одного раза за пятилетний срок. Закон предписывает обеспечить реализацию установленных процедур всем видам зарегистрированных работодателей. Специальная оценка условий труда проводится в отношении наличествующих в штате рабочих вакансий и занятых должностей. В категории исключений законом отнесены те, кто реализует трудовые функции при помощи дистанционной работы.

Как проводится специальная оценка условий труда?

Проверка происходит в несколько этапов: подготовительная часть работы, проведение оценки условий труда, фиксация результатов проведенной оценочной деятельности в соответствующей документации. Последовательность проведения специальной оценки условий труда должна выглядеть так:

  1. Фиксируется поименный перечень комиссии.
  2. Создается график проведения специальной оценки условий труда, образец должен заполняться с учетом необходимого времени для осуществления всех запланированных мероприятий.
  3. Согласовывается полный список актуальных должностей, подлежащих обязательной проверке.
  4. Выбираются организации, осуществляющие специальную оценку условий труда, с одной из их числа заключается договор на оказание оценочных услуг.
  5. Процедура непосредственной оценки.
  6. Составление Декларации по установленной форме.
  7. На завершающем этапе порядок специальной оценки условий труда предполагает выполнение процедуры соотнесения имеющихся в штате должностей с классами вредности.
  8. Подготовка итоговой отчетной документации.

Комиссия по специальной оценке условий труда

Начальный этап ознаменовывается изданием руководством предприятия приказа о предстоящей процедуре СОУТ. В документе прописывается комиссия по проведению специальной оценки условий труда. Численность ее должна быть равна нечетному числовому значению, председательствующую роль выполняет работодатель.

Проведение специальной оценки условий труда должно происходить при участии:

  • дипломированного сотрудника, специализирующегося на основах охраны труда (при наличии соответствующей службы в штате) или лица, на которое возложено выполнение его функций;
  • одного или нескольких профсоюзных деятелей.

Порядок проведения специальной оценки условий труда содержит пункт об обязательстве подтверждения факта проверки каждым из членов комиссии путем проставления подписей в итоговом отчете. При единичном случае несогласия участника процедуры с положениями отчета допускается выражение его собственного мнения в письменном виде. Документ прикладывается к отчету.

График проведения специальной оценки условий труда: образец

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда предусматривает утверждение графика предстоящих мероприятий. У каждого предприятия имеется право разрабатывать собственный вариант формы документа. Законодательством не установлен перечень обязательных реквизитов и данных для этого бланка. Заполненный документ выносится в приложение к приказу, утверждающему его содержание.

При составлении графика важно выделить, как проводится спецоценка условий труда и в какие сроки:

  • систематизировать перечень этапов проверки;
  • обозначить сроки начала и окончания каждой процедуры;
  • предусмотреть место для подписей участников комиссии после ознакомления их с ключевыми тезисами документа.

График проведения спецоценки образец

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

Рабочие места работодатель проверяет при участии привлеченной им сторонней организации:

  • уставная документация которой содержит в числе видов деятельности спецоценку;
  • штат которой укомплектован сертифицированными экспертами, минимальная численность их – от 5 человек;
  • аккредитованные организации по специальной оценке условий труда должны иметь в составе своих сотрудников специалиста, который специализируется на проведении санитарного и гигиенического типа анализов лабораторными методами;
  • имеющей собственную лабораторию.

Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, готовится к обнародованию исполнительными органами власти. В реестре систематизируется информация о:

  • названиях предприятий с указанием их адресов и регистрационных данных;
  • числовых кодах записей о тех, кто проводит специальную оценку условий труда;
  • даты внесения организаций в список;
  • если деятельность структуры была приостановлена или прекращена, дата и основание такого события должны быть отражены в реестре.

Реестр организаций по СОУТ можно найти на ]]> сайте Минтруда ]]> .

СОУТ в 2018 году. Что нам ждать от специальной оценки условий труда в 2018. Реалии, проблемы, перспективы

В преддверии нового года мы подготовили статью о том, чего же ждать от СОУТ в 2018 году.

Другие публикации:  Налог с продажи квартиры юридическим лицом

Наступивший 2018 год является самым важным для предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей в части проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), так как это последний год, отведенный Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на проведение СОУТ с момента ее начала.

Обязанность по ее проведению возложена на работодателя статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах – офис это или производство, стационарное это рабочее место или не стационарное (водители, курьеры, грузчики и т.д.).

В соответствии с Законом специальная оценка условий труда не проводится только на рабочих местах надомников, дистанционных работников (см. специальные разделы ТК РФ), а также работников, когда их работодателем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.

Несмотря на разрешенную Законом этапность проведения специальной оценки условий труда, не стоит забывать о необходимости включения условий труда на рабочем месте работника в трудовой договор (существенное условие ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации), которые могут быть установлены только по результатам специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест.

За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель подвергается штрафным санкциям, вплоть до приостановления деятельности.

Специальная оценка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда.

С точки зрения Минтруда России, она должна была стать логическим продолжением аттестации рабочих мест, устранив ее недостатки и дополнив всем новым и перспективным, что имелось, к тому времени, в арсенале обеспечения охраны труда, стать для работодателей своеобразным стимулом к обеспечению еще более безопасных условий труда для своих работников, чем были до этого, а для работников — гарантом безопасности их здоровья, а в случае выполнения работы во вредных условиях труда — основой социальной защищенности, включая получение гарантий и компенсаций, контроль состояния здоровья (медосмотры), а также ранний выход на пенсию.

Однако, ситуация с проведением специальной оценки условий труда с самого начала складывалась иначе.

Несмотря на проводимую Минтрудом России работу по разработке Федерального закона «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, огромное количество замечаний и предложений специалистов, ранее проводивших аттестацию рабочих мест, представителей профсоюзов различных отраслей, специалистов по охране труда не были услышаны и учтены, вследствие чего работа по специальной оценке условий труда не могла быть начата сразу с 1 января 2014 года, а началась только с апреля 2014 года, а сам Закон и Методика проведения специальной оценки условий труда содержали и содержат до настоящего времени формулировки не имеющие однозначного толкования и требующие пояснений и уточнений.

Методика проведения СОУТ, утвержденная приказом Минтруда №33н от 24.04.2014 года, должна была предусматривать проведение специальной оценки условий труда по единым критериям для всех рабочих мест всех отраслей экономики.

Однако, как показала практика первых дней проведения специальной оценки условий труда, Критерии, по которым оценивались условия труда и которые содержались в Методике были значительно сокращены в сравнении с аттестацией рабочих мест по условиям труда, вследствие чего, значительное число работников, осуществляющих трудовую деятельность в потенциально вредных и опасных условиях труда (водители, медперсонал, работники воздушного и морского транспорта и целого ряда других профессий) были вынуждены лишиться предоставляемых гарантий и компенсаций, так как по имеющимся критериям оценки ух условиях труда признавались допустимыми. А согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, за работу в таких условиях труда гарантии и компенсации — не предоставляются.

Значительное количество обращений работников в Государственные инспекции труда, Минтруда и профсоюзы сдвинули ситуацию с «мертвой» точки, и, с целью снижения социальной напряженности, Минтруд вынужден был вносить изменения как в Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так и в Методику проведения СОУТ, а также издавать приказы об особенностях проведения СОУТ работников отдельных категорий и профессий.

Специальная оценка условий труда должна проводиться с особенностями на:

  • Рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
  • Рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
  • Рабочих местах отдельных категорий медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь в экстренной или неотложной формах вне медицинской организации, в том числе в ходе медицинской эвакуации.
  • Рабочих местах медицинских работников, расположенные в помещениях, к которым нормативными правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования, связанные с необходимостью поддержания особого микробиологического состояния среды и устойчивого режима функционирования медицинского оборудования (отделения реанимации, интенсивной терапии, операционные).
  • Рабочих местах медицинских работников, непосредственно осуществляющих диагностику и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), перечень которой утверждается Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
  • Рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду или видам спорта.
  • Рабочих местах работников, перечень профессий и должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации».
  • Рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений.

В 2017 году этот перечень был дополнен медицинским персоналом, оказывающим медицинскую помощь больным психическими заболеваниями, а также с 25 декабря 2017 года вступают в действие особенности проведения специальной оценки условий труда водителей общественного транспорта.

Ситуация со стороны работодателей, в задачи которых входит приписанное ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных условий труда для работников, к настоящему времени, также неоднозначна.

Так, на крупных промышленных предприятиях, на которых имеется развитая служба охраны труда, до окончания 2013 года регулярно проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

Срок ее действия составлял 5 лет и для большинства работодателей к 2018 году результаты аттестации рабочих мест по условиям труда либо заканчивают свое действие, либо уже закончились.

Для многих работодателей среднего звена и микропредприятий, до настоящего времени, специальная оценка условий труда вообще является незнакомой процедурой, так как в первоочереные задачи работодателей этой группы входит получение максимальной прибыли, а не организация охраны труда на собственном предприятии.

Как правило узнают о необходимости проведения СОУТ от Государственной инспекции труда (после прихода инспектора) при расследовании несчастного случая или обращения работника, зачастую по вопросам даже несвязанным с условиями труда.

Поэтому проведение специальной оценки условий труда для таких работодателей должно в 2018 году стать первоочередной задачей, так как ее непроведение грозит работодателю штрафом в размере 60-80 тысяч рублей или приостановкой деятельности, согласно ст.5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Еще статьи:

  • Федеральный закон рф об архивном деле в российской федерации Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ"Об архивном деле в Российской Федерации" С […]
  • Фз 90 от 30062006 трудовой кодекс Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и […]
  • Министерство обороны приказ о зачислении 2019 Приказ Министра обороны РФ от 17 января 2019 г. N 6 “О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. N 185 “Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации […]
  • 5 федеральный закон о бухгалтерском учете от 06122011 402-фз Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, […]
  • Федеральный закон no 256-фз от 29 декабря 2006 года ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Сколько пенсионных баллов может быть начислено Вам за 2019 год? Максимальное количество баллов за 2019 г. – 9,13. Рассчитайте количество баллов! Введите размер Вашей […]
  • Приказ 372 от 16052000 об утверждении положения Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных […]
Договор оказания услуг по проведению специальной оценки условий труда