Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Основополагающим документом для организации и проведения закупок для государственных и муниципальных нужд является закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее «94-ФЗ»).

Федеральный закон № 94-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, затем одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г. и, наконец, вступил в силу с 1 января 2006 года.

Федеральные законы, вносящие изменения в 94-ФЗ

  • N 207-ФЗ от 31.12.2005
  • N 142-ФЗ от 27.07.2006
  • N 53-ФЗ (ред. 08.11.2007) от 20.04.2007
  • N 218-ФЗ от 24.07.2007
  • N 257-ФЗ от 08.11.2007
  • N 160-ФЗ от 23.07.2008
  • N 225-ФЗ от 01.12.2008
  • N 308-ФЗ от 30.12.2008
  • N 323-ФЗ от 30.12.2008
  • N 68-ФЗ от 28.04.2009
  • N 93-ФЗ от 08.05.2009
  • N 144-ФЗ от 01.07.2009
  • N 147-ФЗ от 17.07.2009
  • N 155-ФЗ от 17.07.2009
  • N 164-ФЗ от 17.07.2009
  • N 261-ФЗ от 23.11.2009
  • N 273-ФЗ от 25.11.2009
  • N 316-ФЗ от 17.12.2009
  • N 365-ФЗ от 27.12.2009
  • N 78-ФЗ от 05.05.2010
  • N 240-ФЗ от 27.07.2010
  • N 290-ФЗ от 03.11.2010
  • N 56-ФЗ от 05.04.2011
  • N 79-ФЗ от 21.04.2011
  • N 200-ФЗ от 11.07.2011
  • N 326-ФЗ от 21.11.2011
  • N 418-ФЗ от 07.12.2011
  • N 426-ФЗ от 12.12.2011
  • N 327-ФЗ от 21.11.2011
  • N 417-ФЗ от 07.12.2011
  • N 122-ФЗ от 20.07.2012
  • N 174-ФЗ от 16.10.2012
  • N Опубликовано 21.07.05, дата принятия 21.07.2005, последняя редакция: 07.06.2013

Ежедневно на форуме — ответы специалистов на сотни вопросов о закупках.

В последней редакции 94-ФЗ (текущая — от 20.07.2012 (с изм. от 16.10.2012) , информация постоянно дополняется с выходом новых изменений) внесены поправки и изменения более чем десятком Федеральных законов (полный список представлен в колонке справа).

Бесплатно скачать закон 94-ФЗ с последними изменениями можно по ссылке ниже, электронная версия документа постоянно обновляется с выходом новых редакций. Рекомендуем занести эту страницу в «Закладки» и регулярно проверять её на наличие информации о новых редакциях Федерального закона о государственных закупках.

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Глава 2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
  • Глава 2.1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ НА СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ИСКУССТВА, ИСПОЛНЕНИЯ, НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОКАТА ИЛИ ПОКАЗА НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛЬМА
  • Глава 3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА
  • Глава 3.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
  • Глава 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК
  • Глава 5. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА ПУТЕМ ЗАПРОСА КОТИРОВОК В ЦЕЛЯХ ОКАЗАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИБО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ИЛИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
  • Глава 6. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА) И ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА В СООТВЕТСТВИИ С РЕШЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 7. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ БИРЖЕВЫХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ТОВАРНЫХ БИРЖАХ (утратила силу)
  • Глава 7.1. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА ЭНЕРГОСЕРВИС ДЛЯ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ
  • Глава 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
  • Глава 9. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Также, в связи с множеством актуальных вопросов по практике применения закона 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд открыт целый раздел для обсуждений на форуме закона 94-ФЗ.

Обратите внимание! В 2013 году принят 44-ФЗ «О контрактной системе» (ФКС), который с 1 января 2014 года полностью заменит действующее законодательство, регулирующее сферу государственных закупок.

Ссылка для скачивания:

Cкачать Федеральный закон 94-ФЗ от 21 июля 2005 в последней редакции.
Текущая редакция Федерального закона с изменениями, вступившими в силу с 07 июня 2013 года .

94-ФЗ и проблемы госзакупок

С 2006 года в России вступил в силу федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», который неоднократно совершенствовался и является действующим законом до сих пор.

Цели

Главная цель 94-ФЗ состоит в том, чтобы создать в России единое экономическое пространство с конкурентными процедурами, которое обеспечит выполнение государством своих функций через государственные и муниципальные закупки. Закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд устанавливает единый порядок закупок на бюджетные деньги на условиях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Особенности

Главная особенность 94-ФЗ в том, что этот федеральный закон описывает одну стадию закупки – процедуру выбора поставщиков для выполнения государственных или муниципальных заказов. В этом его сила и слабость.

Материалы СМИ, широко освещающие позиции заинтересованных в госзакупках сторон, экспертов, позволяют составить перечень достоинств и недостатков 94-ФЗ, которые должен учитывать в своей деятельности каждый участник тендеров.

Сильные стороны

1. Четкое описание процедуры выбора поставщиков.

Сильная сторона 94-ФЗ в том, что он самым подробным образом описывает требуемые действия при выборе поставщиков для выполнения государственных или муниципальных заказов. Прописанная в законе процедура выбора поставщика обеспечивает понимание всеми участниками процесса того, что, в какие сроки и каким образом необходимо делать.

В законе установлен исчерпывающий перечень возможных требований к участнику торгов. Заказчик обязан заранее устанавливать критерии оценки и сопоставления заявок, а также значения этих критериев, поэтому произвольное определение победителя торгов исключено.

Для того, чтобы найти наиболее выгодного поставщика и не бояться его недобросовестности, закон предоставляет возможность потребовать от него экономическое обеспечение исполнения контракта, предусмотреть разумное авансирование и четкую поэтапную приемку.

Существование документа в виде федерального закона 94-ФЗ, где подробно изложены правила и порядок действий для выбора поставщика, является основой стабильности функционирования системы госзакупок. Наличие процедуры повышает прозрачность и уменьшает риск, как злоупотреблений так и сомнений в корректности принимаемых решений.

2. Ведение реестра недобросовестных поставщиков.

Закон предусматривает ответственность поставщиков. Как только контрагент не исполнил контракт, он попадает в реестр недобросовестных поставщиков и при последующих конкурсных процедурах этот претендент уже не рассматривается. В реестр включаются сведения о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда из-за существенных нарушений.

3. Вся информация о государственных закупках размещается на едином общероссийском портале.

С введением в действие с 1 января 2011г. общероссийского портала — zakupki.gov.ru. информация о госзакупках стала общедоступной, появилась возможность осуществлять общественный контроль за госзакупками.

4. Финансовое обеспечение качественного исполнения контракта.

Административная предквалификация, существовавшая до ФЗ- 94, заменена на экономическую. Законом предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт. Участник предоставляет банковскую гарантию, поручительство крупного юридического лица или денежный залог.

5. Создана конкурентная среда, благодаря введению аукционов в электронной форме.

За счет введения электронных аукционов и общероссийского портала создана конкурентная среда, развитие которой определяется возможностью осуществлять общественный контроль за размещением госзаказа. Благодаря электронным аукционам, заказчик получает товар по заранее установленным критерия, заданного им качества по минимальной цене. 94-ФЗ позволил предпринимателям выигрывать государственные и муниципальные заказы без взяток и связей.

6. Ограничения на возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов.

До ФЗ- 94 существовала возможность изменения сторонами любых условий заключенных контрактов, в том числе увеличение цены контракта. Закон вводит ограничения на возможность произвольного изменения условий заключенных контрактов

7. Короткая процедура обжалования действий заказчика.

В Российской Федерации в сфере экономики нет ни одной другой отрасли, в которой бы предприниматели могли защитить свои права за столь короткий срок — за 5 дней. До ФЗ- 94 результаты торгов можно было обжаловать только в суде в течение многих месяцев. Сейчас результаты торгов можно обжаловать в ФАСе, Рособоронзаказе, которые обязаны принять решение за 5 дней. У предпринимателей появилась возможность действенной защиты своих прав.

8. Электронные аукционы проходят под контролем ФАС России.

Функционирует независимый регистратор (сервер), фиксирующий в режиме он-лайн происходящее на каждой из пяти электронных площадок, отобранных правительством РФ для проведения электронных аукционов. Данные независимого регистратора используются при рассмотрении жалоб. Контроль ФАС России позволяет устранить из практики «срежиссированные» электронные аукционы с заранее прогнозируемыми победителями.

9. Созданы условия для развития конкурентной среды.

Благодаря электронным технологиям (электронные аукционы, использование электронной цифровой подписи, электронный документооборот) осуществлен технологический прорыв, созданы условия для развития конкурентной среды (общероссийский портал, общероссийский реестр контрактов). Электронные аукционы позволяют сегодня обеспечить участие в электронных торгах поставщиков из самых отдаленных территорий.

Слабые стороны

1.Отсутствует система регулирования всех стадий закупочного процесса.

94-ФЗ определяет только процедуру выбора поставщика, но есть и другие стадии, на которых существует дефицит правового регулирования. Закупки предполагают такую стадию, как планирование закупки: определение потребности, определение начальной цены, формирование требований к продукции. Поскольку отсутствует система планирования госзаказа, большинство предпринимателей не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и подать заявки, что приводит к снижению количества участников. 94-ФЗ не регулирует также такие стадии, как заключение контракта и его исполнение. Слабая сторона 94-ФЗ в том, что закупка начинается значительно раньше и заканчивается значительно позже, чем это описано в законе.

Другие публикации:  Отдел опеки адрес

2. Ограничена возможность предъявления требований к квалификации поставщика или подрядчика.

Требование к квалификации не исключено полностью, но ограничено законом. Требование к квалификации указывается в случае проведения, например, строительных работ, когда стоимость контракта более 50 миллионов рублей. Возможен запрос квалификации в случае, если покупаются или заказываются услуги на проведение научно-исследовательских или конструкторских работ.

Существующие процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией, предложившим минимальную цену. Это происходит из-за просчетов, в том числе, и самих госзаказчиков, которые не формируют оптимальных требований к продукции. Практика показывает, что требования к квалификации поставщика не являются существенными для поставки стандартизированных товаров. Если речь идет о поставке сложной техники, требующей монтажа, технического обслуживания, обучения персонала заказчика, то наличие требований к квалификации, включая организационные и технические возможности осуществления поставки или выполнения работ, становятся крайне важными.

Существует необходимость в количественно измеряемых дополнительных требованиях к участникам по определенным закупкам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг.

3. Проблема низкого качества товаров, ряд работ, услуг.

Заказчики не всегда профессионально устанавливают требования к продукции, условиям оплаты, не всегда выставляют требования к финансовому обеспечению, порядку приемки и штрафным санкциям, что приводит к низкому качеству продукции, которую закупает государство.

На рынке имеется ряд товаров, ряд работ, услуг, к которым специальные требования установить невозможно. При закупках расходных материалов для оргтехники выбор приходится делать между продукцией мировых брендов и продукцией компаний, которые производят идентичный по техническим характеристикам товар, но с низким качеством. Процедуры электронных госзакупок, основанные на победе участника, предложившего минимальную цену, обеспечивают нерациональные траты бюджетных денег на закупку продукции компаний, предлагающих, по сути, низкое качество, ведь высокое качество стоит дороже.

4. Значение цены как критерия оценки конкурсных предложений преувеличено.

Как и в России, за рубежом цена контракта является основным критерием при оценке конкурсных заявок. Однако высокое качество выполненного заказа – не менее важный фактор. Необходимо внедрить механизмы, которые бы поставили заслон прецедентам необоснованного демпинга, заставляли бы госзаказчиков приобретать продукцию с высокими качественными и техническими характеристиками, в том числе, инновационную продукцию. В результате не только повысится качество поставляемой по госконтракту продукции, но и будет обеспечена поддержка инновационному бизнесу страны.

5. Не устранена возможность поставщиков, исполнителей и подрядчиков, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков, создать новое юридическое лицо и снова участвовать в процедурах закупок.

Сведения о недобросовестных поставщиках, исполнителях и подрядчиках вносятся в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако недобросовестные участники размещения заказа могут использовать не предусмотренную законом возможность создать новое юридическое лицо и снова участвовать в процедурах закупок. Решением этой проблемы может стать ограничение права участия в процедурах закупок всех юридических лиц, управление которыми осуществляет физическое лицо, сведения о котором включены в Реестр недобросовестных поставщиков.

6. Отсутствует централизация функции закупок.

300 тыс. заказчиков не имеют возможности профессионально разбираться в закупках товаров, работ, услуг. Предполагается, что в перспективе это должны делать 2-3 тыс. профессиональных уполномоченных органов, через которых должно осуществляться размещение заказов. Они существуют в ряде субъектов РФ. Это профессионалы, которые разбираются в характеристиках различных товаров, работ и услуг. В функционал уполномоченных органов должны входить вопросы организации планирования, проверки обоснованности начальной цены контракта, формирования корректного технического задания, проведения процедуры торгов, сопровождение процедуры заключения и исполнения контракта, анализ конечного результата.

Федеральный закон 94 о тендерах

Возможность размещения заказов у аффилированных хозяйствующих субъектов (подконтрольных);

слабая защита торгов от демпинга, а значит — высокий риск того, что работы по контракту будут выполнены плохо;

недостаточное регулирование процесса исполнения контракта в плане оценки качества работ, мониторинга поэтапной реализации и защиты созданных активов;

в первоначальной редакции закона недостаточное внимание было уделено вопросу строительных подрядов; точнее сказать, о них не было написано ни слова.

Федеральный закон №94 о закупках в последней редакции

94-ФЗ — самый важный закон 2013 года

В свое время, когда он был принят, ФЗ №94 о закупках сыграл важную роль в формировании сферы государственных закупок.

Несмотря на все недостатки, он был первым серьезным документом, который ограничил коррупцию и защитил свободную конкуренцию. Например, уже в 2008 году подрядчики для всех работ по строительству и капитальному ремонту определялись на конкурсной основе.

Будучи первым законом в России, который регулировал сферу госзакупок, ФЗ 94 до сих пор остается предметом интереса юристов. Вопросы практического применения документа можно обсудить на форуме ФЗ-94.

Подготовка заявки для закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ

и на любой коммерческий тендер, от 1-го рабочего дня с оплатой за результат

За все время существования этого федерального закона в него было внесено много поправок, в том числе, другими законами. Хотя сегодня этот документ уже не используется на практике (ему на смену пришел 44 ФЗ) его часто ищут для изучения, анализа или просто ради интереса. Вы можете ознакомиться с 94-ФЗ последней версии с изменениями от 7 июня 2013 года.

©ООО МКК «РусТендер»

Чем вам плох ФЗ №94 о госзакупках?

Благодаря ему все узнали о золотых кроватях для МВД и туалетных ершиках по 13 тысяч рублей для Смольного. И теперь мы его теряем?

Фото: «Новая газета»

Федеральный закон № 94 — это закон о размещении госзаказа. Когда-то в его создании ключевую роль сыграла Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при поддержке министра экономики Германа Грефа. Был запущен сайт zakupki.gov.ru, после чего.

Федеральный закон № 94 — это закон о размещении госзаказа. Когда-то в его создании ключевую роль сыграла Федеральная антимонопольная служба (ФАС) при поддержке министра экономики Германа Грефа. Был запущен сайт zakupki.gov.ru, после чего массово вскрылись мошеннические тендеры, откаты и приобретение пачками товаров премиум-класса для чиновников. Появились разоблачающие проекты «РосПил» Алексея Навального, zakupki_news газеты «Маркер», премия «Золотой Ёршик» от «Новой газеты» и питерского молодежного «Яблока». Прозрачность стала мешать «государству» и очень понравилась «народу».

На коллегии ФАС, где я присутствовала, глава ведомства Игорь Артемьев отметил: «Каждый гражданин может по сайту госзакупок найти любое безобразие, которое себе позволяют при покупке предметов роскоши государственные служащие. Это хорошо. Я знаю, что многие люди, которые читают сайт госзакупок, очень жестко на это реагируют, и эта реакция имеет свой результат. Если раньше абсолютно безопасно можно было купить все что угодно за деньги налогоплательщиков, то сейчас это становится проблематично».

В 2011 году всему этому может прийти конец.

Пока ФАС по поручению президента Дмитрия Медведева готовила поправки в закон, Минэкономразвития взялось за написание совершенно нового документа, предлагая отправить действующий на свалку истории. Не станет ли это шагом во вчерашний день? «Новая» попыталась разобраться в проблеме вместе с экспертами.

Чем вам плох 94-й ФЗ?

«До момента жесткого регулирования системы госзакупок многие ее участники получали хороший доход. Это одна из самых коррумпированных отраслей деятельности государства, поэтому источники нынешней грызни все отсюда», — уверена руководитель исполнительного комитета «Партнерства профессионалов госзаказа России» Екатерина Лезина.

Кроме сайта, окрещенного в прессе «руский Викиликс», 94-й закон принес в систему госзаказа массу нового и неудобного ворам.

Заработали пять площадок электронных торгов. Расширился список участников аукционов, что привело к увеличению конкуренции и снижению за счет этого стартовой цены. Торги стали открытыми, взяточники задергались. Публично обсмеянные в СМИ чиновники начали отменять заказы на дорогие машины и бриллиантовые часы. Благодаря 94-му закону полным ходом идет формирование независимого регистратора — базы данных, куда стекается вся информация о торгах и хранится там 10 лет.

Закон позволил увидеть, как проходят торги, дал доступ к документам аукционов. Обрисовал ситуацию с ценами, которые, как оказалось, берутся с потолка и прирастают дюжиной нулей. Он открыл нам сделки между родственниками, когда отец покупал у сына, муж продавал жене.

«Я считаю, что 94-й закон — это выдающийся прорыв в сфере размещения заказов, — говорил Игорь Артемьев в интервью «Новой» (см. № 144 от 22 декабря 2010 г.), — но некоторые коллеги действуют абсолютно по-российски. Они говорят давайте разрушим все потом возьмем самый плохой аналог в какой-нибудь западной стране и будем строить что-нибудь похожее на это».

Про демпинг и поправки

Безусловно, есть и минусы у 94-го ФЗ. Те, кто критикует закон, кричат: аукционы — сплошной демпинг, лазейка для жуликов. ФАС соглашается, но только с тем, что недобросовестные участники были и будут всегда. Президент Медведев публично гневается: на закупках ежегодно воруют триллион рублей! И делает вывод: виноват закон.

Закон несовершенен, а виноваты в первую очередь люди, полагают в ФАС, и в сжатые сроки обнародуют концепцию поправок в закон, дающую больше прозрачности. Против золотых «тронов» и «кроватей» придумано обоснование цены и введение запрета на люкс-товары. На коллегии ФАС Артемьев заявил: «Давайте сделаем так, чтобы «Газпром» все публиковал, как публикуют ведомства, давайте опубликует РЖД, любая госкомпания, которая задирает тарифы для наших граждан. Пусть расскажут, что они купили, из-за чего они все это положили в себестоимость и потом — в тарифы. Я почему-то думаю, что у нас значительная часть тарифов завышена из-за этого безобразия».

Другие публикации:  Пенсия по вредности 2019 году

Федеральная антимонопольная служба представила проект поправок в закон о размещении госзакупок в начале марта. Его можно увидеть на сайте ведомства.

До свидания, мой любимый «Майбах»?

Главная задача поправок, как сказал бы Алексей Навальный, — «ткнуть острой палкой жуликов и воров», запретив им купаться в роскоши.

Как это сделать? По версии ФАС — привести в соответствие качество и цену. Сейчас они существуют независимо друг от друга. Недавний пример — сайт для Роспотребнадзора за 5 млн рублей. Заказ был выполнен за 5 дней, новый сайт почти не отличается от старого.

Второе предложение от ФАС — разобраться со стартовой ценой. Сейчас она берется с потолка. Предлагается прописать в законе алгоритм расчета и обоснования.

В-третьих, ФАС планирует запретить чиновникам покупать предметы роскоши. Никаких «Майбахов», часов с изумрудами, золотых унитазных ершиков. Для этого необходимо установить «верхний порог», который невозможно будет пересечь. Скажем, установить, что предельная стоимость автомобиля для служебных нужд — 300—400 тыс. рублей.

«ФАС и Минэкономразвития едины в борьбе против закупок товаров премиум-класса, — рассказывает Лезина. — Механизмы контроля чиновничьих трат уже заложены в законах РФ. Проблема в низком уровне общественного контроля в нашей стране. Процедура согласования продукции и установление стандартов ее закупки для каждого уровня ведомств, предложенная ФАС, мне кажется необходимой. Но и необходимо повышение общественного контроля. Сайт госзакупок — источник информации для любого заинтересованного гражданина».

С этим соглашается и Кирилл Кузнецов, генеральный директор центра эффективных закупок «Тендеры.ру»: «Сайт — это инструмент, он не сильно зависит от того, какая закупочная политика будет выбрана. Пока он еще в очень сыром виде, но если его доведут до ума, то, какое бы решение ни было принято, сайт останется. У нас бюджет формируется по прошлому году — заказчик получил 10 млн, на следующий год просит 12 млн. Ему выделяют, а дальше он решает, на что они пойдут. А правильнее другая система — заказчик до выделения средств определяет свою программу закупок на этот период и защищает ее, аргументируя необходимость запланированных трат».

Еще одна поправка в закон от ФАС — обязать профильные федеральные ведомст-ва разработать стандартные требования к приобретаемым товарам, в том числе к их инновационности. Имея перед глазами перечень стандартов, проще оценить, есть ли в госзаказе коррупционная составляющая.

Все эти и другие поправки — пока еще проект. ФАС не согласовывала его с иными ведомствами, а только представила общественности. «Поправки, предлагаемые ФАС, — давно назрели. Если бы не было грызни за концепцию развития системы, мы бы уже получили то, что действительно нужно заказчикам для работы на сегодняшний день. При этом мы ожидаем принятия политического решения, что тормозит ликвидацию существующих недостатков, которую и предлагает ФАС», — поясняет Лезина.

Другой закон

Между тем в борьбу за, а точнее против, 94-го ФЗ вступило Минэкономразвития, которое вовсю пишет альтернативный закон — о создании федеральной контрактной системы (ФКС). В идеале система обяжет чиновников обосновывать свои заказы, а также предполагает анализ всех государственных закупок. ФКС отлично работает за рубежом.

Дороги двух ведомств расходятся именно на 94-м законе. То есть на том, что является основой системы.

О том, как оппонент ФАС видит систему госзаказа, «Новой» рассказала Ольга Анчишкина, советник министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной: «Специалисты Минэкономразвития России совместно с экспертным сообществом, с представителями заинтересованных федеральных ведомств, органов власти субъектов РФ, уполномоченных на размещение заказа, и с бизнесом в формате широкой дискуссии готовят концепцию нового закона о закупках. И, по мнению большинства специалистов, этот закон должен заложить правовые основы для формирования и обеспечения функционирования федеральной контрактной системы. Концепцию отличает высокая степень новизны предложений. Необходимо заложить правовые основы для создания в сфере закупок полного технологического цикла: от этапов прогнозирования и планирования обеспечения государственных (муниципальных) нужд, через размещение заказа, мониторинг и контроль исполнения контракта до приемки и анализа его результатов, оценки эффективности обеспечения государственных (муниципальных) нужд и предпринятых закупочных решений».

Также Минэкономразвития предлагает учитывать специфику контрактов по отдельным типам продукции. Поэтому предлагается расширить способы размещения заказов. «Режимов закупки должно быть больше, чем предусмотрено действующим 94-м ФЗ, — объясняет Ольга Анчишкина. — И поручения президента РФ и председателя Правительства РФ о новых способах заключения сделок, об особых порядках контрактования по решению Правительства РФ сложной инновационной техники, о новых процедурах размещения заказов на НИОКР — уже даны».

Как отмечает Кирилл Кузнецов, «мировая практика говорит, что инструментарий у заказчика должен быть гибкий. Есть задачи, когда можно выбрать только по цене, есть — когда только по квалификации. Например, закупка инновационной продукции, когда не только цена важна, но и то, насколько это передовое решение, новые технологии, перспективы использования. Иногда не так важна цена, сколько общеэкономический эффект. В мировой практике много разных вариантов процедур конкурентных закупок. У нас этот список, изначально в 94-м ФЗ и так весьма ограниченный, постепенно сводят к электронным аукционам. Когда мы достроим первый элемент системы — введем дисциплину, жесткие нормы против коррупции, возникнет вопрос — покупать не только дешево, но и эффективно. Здесь нужны будут другие инструменты».

ФКС также предполагает «регламентировать сам выбор режима поставки, ввести персональную ответственность заказчика (закупщика) за принятые закупочные решения». Возможность закупки у единственного источника будет значительно урезана и жестко регламентирована. «Предлагается ряд мер по предупреждению демпинга, по обеспечению надежности поставок, надлежащего исполнения контрактных условий и многое другое».

Ольга Анчишкина говорит: «Реформирование 94-го ФЗ продолжается. За время его применения в закон уже внесено 24 пакета поправок. Готовятся — еще 15. Их необходимость была определена президентом РФ и председателем Правительства РФ. Ясно, что конструкция закона существенно меняется уже сейчас. И новый закон о ФКС — это приведение правовой базы в сфере закупок в соответствие с уже идущими реалиями».

В Минэкономразвития обещают сохранить открытость системы госзаказа, нашумевший сайт получит в помощь пару дополнительных площадок, на которых каждый сможет увидеть не только сам аукцион, но все, что ему предшествовало, а также результат закупки.

Кирилл Кузнецов видит ситуацию так: «Позиции Минэкономразвития и ФАС раньше были достаточно близки — сейчас они разделились. ФАС считает, что тот путь, по которому мы шли ранее, правильный — все свести к электронным аукционам. Минэкономразвития думает по-другому — они говорят, что надо смотреть на всю цепочку: от момента, когда формируется бюджет, дальше на определение стоимости контракта, затем на размещение заказа, то самое звено, которое сейчас выполняет 94-й закон, и дальше — как выполняется контракт, насколько эффективно решена задача. ФАС не возражает против того, чтобы учитывать результаты и начальный этап заказа, но считает, что все это можно решить в рамках 94-го закона. Министерство же говорит, что принципиально нужно пересматривать всю систему и строить ее от начала до конца заново».

То есть «приведение в соответствие с реалиями» не отменило того, что Министерство предлагает «убить» 94-й ФЗ.

Екатерина Лезина пояснила «Новой»: «ФКС на сегодняшний день — это одна большая дыра. Механизмы реализации изложенных в ней предложений — отсутствуют. В ней достаточно нелогичности, противоречивости. Например, в ней предлагается жестко регулировать такие процедуры, как планирование, контроль за исполнением контракта. При этом в свободном полете и во многом на усмотрение заказчика остаются процедуры размещения заказа. То есть двойные стандарты. Либо мы заказчику доверяем, и тогда нам не стоит так регулировать процедуры планирования и контроля за исполнением контракта, либо мы ему не доверяем, но тогда и процедура размещения заказа должна быть не менее жесткой, чем она есть сейчас. Вместе с тем в настоящее время законодательством Российской Федерации уже предусмотрены (Бюджетным кодексом, Гражданским кодексом) процедуры планирования и контроля за исполнением контракта. Но в настоящее время они не работают. Главный минус ФКС, с моей точки зрения, — в ней не предложено механизмов, ясно демонстрирующих, почему завтра вдруг начнет все работать».

То, что сейчас в системе госзакупок не все в порядке, — очевидно. Именно поэтому президент поручил поработать над новой редакцией. «Только предложение Минэкономразвития — уничтожить все то, что было, и делать опять что-то новое (с новым финансированием) — вызывает сомнения в адекватности. Уничтожить все, что наработано, в том числе прозрачную открытую систему. Заказчики уже устали от реформ, они хотят одного — чтобы законодатель дал им просто поработать», — говорит Екатерина Лезина.

Свободная касса!

Пока эксперты прогнозируют, чиновники продолжают закупать. Предлагаем свежий обзор. Все было найдено простым методом просмотра сайта zakupki.gov.ru. Надеемся, что это простимулирует законотворчество и направит его не по пути уничтожения, а на перезагрузку.

В лидерах — запрос котировок на «клубничку»: «Услуга системы спутникового телевидения НТВ-Плюс» (заказ № 0318200017511000002 от 4 марта).

Цена: 495 тысяч рублей за три месяца. Заказчик — Государственное казенное учреждение по эксплуатации и содержанию административных зданий администрации Краснодарского края. В проекте госконтракта говорится: «Исполнитель обязуется оказать услуги системы спутникового телевидения НТВ-Плюс-Базовый расширенный пакет + «Суперспорт» + «VIP-кино» + «Ночной» + HD TV, модель терминала THOMSON 4000 NTV+». Что смутило? Пакет «Ночной» — это три эротических канала: Hustler TV, «Русская ночь» и Playboy TV.

Другие публикации:  Нужно ли платить штраф гибдд если нет квитанции

Кстати, после публикации в «Новой» и шума, поднятого в интернете, заказ отменили. Администрация края заявила, что закупка — недоразумение. Отказался от скандальной закупки и дагестанский министр: мы писали о ней 3 марта. Тогда министерство финансов Республики Дагестан объявило открытый аукцион в электронной форме на поставку «легкового автомобиля (номер извещения 0103200001211000002) за 8 млн 500 тыс. рублей. Автомобиль должен был быть бронированный, навороченный различными девайсами и т.д.

Еще один заказ премиум-класса: «Мебель для внутренних войск МВД России, банный комплекс (номер извещения 0373100047311000017). Стоимость контракта — более 2,3 млн рублей. В заказе: коллекционные полочки с резными медведями, столики, стулья, барная стойка из натуральной сосны — всё ручной работы, бильярдный стол, ЖК-телевизоры, тренажеры, диваны и пр.

Наконец, заказ № 0173100009611000013 от 5 марта: «Выполнение работ по изготовлению медальона подарочного настольного». Заказчик — аппарат Государственной думы. Стартовая цена — 189 тыс. рублей за 30 медальонов. Получается — более 6 тыс. за каждый сувенир. Подробности (орфография и пунктуация источника): «Медальон подарочный… должен быть выполнен в технике художественной гравюры на металле и представлять собой декоративную тарель круглой формы. На дне тарели по матовому бело-золотистому фону должна быть изображена круглая детально проработанная панорама основного здания Государственной Думы РФ и окружающих его строений (вид слева от Манежной пл.), выполненная в золотом цвете».

Как работает федеральный закон о проведении конкурсов, аукционов и тендеров

Проведение торгов – ответственное мероприятие. Оно касается финансового и экономического развития государства. Тендер – это не только своеобразный процесс отбора максимально выгодных предложений, но и совокупность гражданско-правовых отношений, которые должны регулироваться государством. Ранее все вопросы, связанные с организацией и проведением закупок, регулировал Федеральный закон о проведении тендеров 94-ФЗ, принятый 21.07.2005. 44-ФЗ от 05.04.2013 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года.

Основное о 44-ФЗ

Новый законодательный акт, как и предыдущая версия, призван регулировать отношения, которые складываются между субъектами в результате проведения таких видов торгов, как: тендеры, конкурсы и аукционы. Также данный правовой акт дает более широкий круг возможностей и полномочий как участникам-заявителям, так и субъектам-организаторам торгов.

Структура закона

44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» состоит из 8 глав и 114 статей. Действие закона распространяется на сферу осуществления государственных и муниципальных закупок. Регулирует вопросы, связанные с:

  • планированием закупок;
  • гарантийным обеспечением тендера;
  • определением исполнителей;
  • заключением конечного контракта между исполнителем и заказчиком;
  • особенностями исполнения всех условий контракта;
  • проведением мониторинговых мероприятий и аудиторских проверок;
  • ответственностью сторон.

Важные положения

Закон о проведении конкурсов-тендеров 44-ФЗ содержит в себе положения, касающиеся:

  • создания и развития здоровой экономической конкуренции, которая будет способствовать поднятию уровня экономики государства, улучшению качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • обеспечения гарантий предотвращения коррупции в сфере государственных торгов;
  • создания основополагающих принципов открытости, гласности проводимых конкурсов;
  • регулирования рационального использования целевых и нецелевых фондов государства.

Требования к участникам тендеров

Нынешний закон о проведении тендеров также содержит положения о нормировании государственных заказов, о составлении планов-графиков проводимых торгов на будущий год. Ст. 22 закона рассматривает порядок установления начальной контрактной цены по средствам различных методов, выдвигает определенные требования к участникам тендеров. Основные из них:

  • все товары, работы, услуги, предоставляемые исполнителем, должны полностью соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
  • участник закупок должен быть правомочным субъектом в сфере заключения контрактов;
  • исполнитель не должен состоять в списке недобросовестных подрядчиков;
  • в случае если соискатель – физическое лицо, он не должен иметь судимостей за преступления в экономической сфере.

В законе четко регламентируется порядок признания тендерной заявки как победившей. Ст. 34 дает полный перечень информации о составлении и подписании конечного контракта.

Стоит обратить особое внимание на 111-ю статью 44-ФЗ, в которой упоминается о том, что Правительство РФ имеет право определять особенности проведения конкретной поставки. Это касается также особых условий определения поставщиков. В случае экономической или технологической перспективы развития государства правительство имеет право выдвинуть дополнительные условия выполнения тендерного заявления, не связанные с предметом договора.

Электронный документооборот

Статья 4 закона содержит регламентированные положения касательно информационного обеспечения. Каждый организатор обязан предоставить потенциальным исполнителям всю информацию, тем или иным образом связанную с проведением закупок.

Значительное отличие нового 44-ФЗ от 94-ФЗ заключается в том, что в новый акт включен вопрос регулирования работы систем электронного документооборота между сторонами. Данный законопроект разрешает субъектам сферы закупок осуществлять обмен документацией в электронном формате без дублирования на аналоговом носителе – бумаге.

Изменения 2016 года

С 01.07.2016 в силу вступили дополнения и изменения 44-ФЗ. Претерпела изменения ч. 32 ст. 112, регламентирующая закупки товаров, услуг и работ.

С 01.01.2017 действие положений 44-ФЗ распространяется на обеспечение государственных закупок Республики Крым и города Севастополь, имеющего федеральное значение. Изменения коснулись не только территорий, но и аудита, контроля и мониторинга в сфере вышеупомянутых закупок: с указанной даты государственные органы Республики Крым и Севастополя будут размещать информацию о тендерах или проводимых закупках в единой системе или в интернете.

П. 30 ч. 1 ст. 93 был существенно дополнен касательно определения поставщика на поставку продукции, связанной с избирательным процессом. Согласно ч. 3 ст. 14, ужесточаются требования к производителю и полному исключению иностранных компаний и производителей. Ужесточились требования к фармацевтическим компаниям, что исключает искусственное завышение цен на лекарственные препараты.

Немаловажна новая редакция ст. 96, а именно ч. 11: в старой редакции государственный заказчик мог осуществить реструктуризацию долгов коммерческого банка. В новой редакции заказчик осуществляет реструктуризацию долгов коммерческого банка в случае необходимости исполнения банковских гарантий.

Специалисты утверждают, что на этом развитие законодательной базы в сфере государственных торгов не остановится. Нынешний ФЗ о проведении тендеров «нанизан на канву» предыдущего. Несмотря на то, что новая версия стала более развернутой, дополненной, на сегодняшний день еще осталось множество пробелов, которые обусловлены постоянным развитием современного бизнеса.

Основное о 223-ФЗ

223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 регламентирует закупку услуг, товаров или работ государственными и муниципальными заказчиками за счет собственных денежных средств. Этот закон подходит и для коммерческих структур, контрольный пакет которых принадлежит государству.

Требования 223-ФЗ устанавливают общие принципы закупок, которые подпадают под действие этого закона. Общие принципы 94-ФЗ перекликаются с вышеупомянутым законом. Федеральный закон №223 оставляет больше свободы организациям и помогает адаптировать собственные нужды к законным требованиям системы закупок.

Базовые принципы

223-ФЗ не требует единой формы закупок или проведения конкурсов, торгов или аукционов. Общими принципами 223-ФЗ являются:

  • справедливость;
  • равноправие;
  • открытая информация;
  • отсутствие дискриминации;
  • целевое использование денежных средств;
  • открытый допуск к системе закупок;
  • экономическая целесообразность проведения торгов.

В законодательстве РФ существуют санкции, которые применяются за нарушение общих принципов и положений Федерального закона № 223. В случае нарушения положений этого закона компании-поставщики могут подать на государственные организации в суд и оспорить решения относительно проведенных тендеров.

С 1 июля 2012 года вся информация относительно планируемых закупок публикуется только на официальном портале http://zakupki.gov.ru . Здесь можно найти всю информацию о планах, объемах и сроках проведения государственных тендеров. 223-ФЗ предписывает раскрытие только минимального количества информации:

  • предмет проведения тендера;
  • место и время проведения;
  • способ закупки;
  • срок поставки;
  • требования к участникам.

223-ФЗ предъявляет четкие требования к критериям оценки коммерческих предложений и определению требований к поставщикам. Таким образом, выбор поставщика становится полностью прозрачным.

Как выиграть тендер: Видео

Еще статьи:

  • Адвокат елена менделеева Адвокат менделеева елена Барнаул, ул. Путиловская, 20) 49. Головко Марина Михайловна 22/126 Адвокатская контора Павловского района (с. Павловск, ул. Калинина, 53) 50. Головко Тамара Ивановна 22/127 Региональная […]
  • Приказ 291 от 18042019 об утверждении положения о практике Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 291 "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального […]
  • Приказ мчс россии от 27012011 г N 18 Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за […]
  • Уголовный кодекс ст 397 Статья 397 УПК РФ. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора Суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора: 1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его […]
  • Нотариус в строителе ижевск Нотариусы г.Ижевска Адрес и режим работы Ашихмина Елена Борисовна тел 37-56-26 ул. Первомайская, 8 Пн-чт – 10.00 - 17.00 Пт – 10.00 - 14.00 перерыв 13.00 - 14.00 Электронная почта - [email protected] . Баландина […]
  • Кредиты под залог в перми Кредиты под залог недвижимости в Перми Список кредитов под залог недвижимости в банках Перми - условия на странице. Здесь можно изучить варианты и взять кредит наличными под залог имущества в Перми. Поиск кредитов под […]
Федеральный закон 94 о тендерах