Встречаем главу 25 Налогового кодекса РФ

Встречаем главу 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций»

Первое впечатление, возникающее при сравнении главы 25 Налогового кодекса с действующим в настоящее время Законом от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями) N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» — это более продуманный и подробный нормативный акт, выгодно отличающийся логичностью построения и легкостью использования.

Глава НК содержит достаточно четкое изложение всех значимых вопросов, определяющих суть налога на прибыль. Налицо более логичная структура — постатейна разбивка главы НК в целом соответствует порядку исчисления и уплаты налога на прибыль. Налогоплательщику не нужно будет перечитывать весь текст главы 25 в поисках решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности проблемы, как это происходит сейчас. Простой пример — организация получает денежные средства в качестве финансовой помощи от другого юридического лица, который входит в состав ее учредителей. Для решения вопроса о налогообложении бухгалтеру приходится заново ознакомится довольно обЪемной второй статьей Закона «О налоге на прибыль». А в главе НК долго искать не надо — все ясно сказано в пункте 1.11 статьи 251.

Еще одно явное достоинство главы 25 НК — она содержит законодательное решение ряда проблем, в отношении которых в настоящее время часто возникают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Так, например, пункт 1.9 статьи 251 решил вопрос с курсовыми разницами, возникающими при договоре комиссии. Согласно этому пункту, положительные курсовые разницы по расчетам в иностранной валюте, поступившей на счет комиссионера по договорам поставки или реализации продукции с комитентом не включаются в налогооблагаемый доход комиссионера.

Рассмотрим несколько важных изменений, которые ожидают налогоплательщиков в связи с вступлением главы 25 в действие.

Понятие плательщика

Само понятие плательщика налога на прибыль, в отличие от действующих нормативных актов, не делает никаких исключений. Как сказано в статье 246 главы 25, к налогоплательщикам относятся все российские организации и иностранные субЪекты, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации или получающие доходы из российских источников.

Напомним, что пункт 5 статьи 1 Закона «О налоге на прибыль» устанавливает, что не являются плательщиками данного налога предприятия по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Однако, данная норма закона будет действовать до введения специальной главы Налогового Кодекса, регулирующей налогообложение сельскохозяйственных предприятий и, следовательно, статья 246 25 главы НК РФ к данным предприятиям не относится

ОбЪект налогообложения

Иначе, чем в Законе «О налоге на прибыль» определен обЪект обложения — это прибыль, которой признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с Главой 25 НК РФ.

В целях налогообложения принимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под «обоснованными» понимаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Однако пока что остается совершенно не понятно, что авторы закона имели ввиду под термином «экономически оправданные затраты». Следует ли относить к ним только те расходы, которые перечислены в соответствующих статьях главы 25 НК РФ или таковыми являются все расходы, связанные с получением доходов.

Например, возникает вопрос — примут ли согласно Статье 25 налоговые органы в качестве уменьшающих налогооблагаемую прибыль расходы по приобретению ценного подарка для сотрудника организации -контрагента, способствовавшего заключению ценного контракта с ней. Положительный ответ на подобный вопрос под большим сомнением, хотя, подобные затраты можно вполне квалифицировать как экономически оправданные.

Доходы, не учитываемые при формировании налогооблагаемой базы

Глава 25 Налогового кодекса содержит довольно подробный перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Особенно надо отметить перечень, установленный для некоммерческих организаций, отсутствие которого в настоящее время нередко создает конфликтные ситуации между этими организациями и налоговыми органами.

На что следует обратить особое внимание — с 2002 года меняется порядок определения налоговой базы в случае передачи имущества физическими лицами организации-налогоплательщику. В настоящее время, согласно пункту 6 статьи 2 закона N 2116-1 «О налоге на прибыль» средства, полученные от физических лиц налогом не облагаются. Глава 25 НК РФ ужесточает эту норму — не будет облагаться налогом на прибыль имущество, полученное российской организацией от физического лица лишь в том случае, если уставной (складочный) капитал передающей стороны не менее, чем на 50 процентов состоит из вклада этого физического лица.

Затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу

Расходы, принимаемые при исчислении налога на прибыль классифицированы, как и в настоящее время — на «расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг)» и на «внереализационные расходы». Однако, перечень данных расходов расширен по сравнению с Постановлением Правительства РФ от 5.08.1992 года N552, утверждающим Положение о составе затрат.

Глава 25 НК РФ содержит подробный порядок исчисления и условия включения затрат, уменьшающих размер налогооблагаемой базы. Сюда входят расходы на оплату труда, в состав которых включены суммы взносов работодателей по договорам обязательного страхования, договорам добровольного долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования работников, негосударственного пенсионного обеспечения работников. При этом, в статье 255 Главы 25 установлено, что общая сумма названных страховых платежей принимаются для налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов расходов на оплату труда.

Хотя данная норма по сравнению с действующей — 1 процент от обЪема реализации продукции согласно пункту 2 «р» Положения о составе затрат увеличена, насколько велика будет выгода для налогоплательщика от этого нововведения покажет время.

Поскольку базы применения установленных нормативов различны — статья 255 главы 25 НК говорит о расходах на оплату труда, а вышеуказанное Положение — об обЪеме реализуемой продукции, то выигрыш для налогоплательщика от снижения налогооблагаемой прибыли будет тем значительнее, чем выше у него удельный вес оплаты труда в стоимости реализуемой продукции. И наоборот, предприятия с низким удельным весом (менее 10 процентов), а к таковым, как правило, относятся материалоемкие производства, будут нести финансовые потери.

Амортизационные отчисления.

Амортизации посвящены 4 статьи главы 25 — с 256 по 259 включительно. В них подробно определено понятие имущества, амортизируемого в целях налогообложения, дан перечень неамортизируемого имущества, установлен порядок определения первоначальной стоимости, приведены амортизируемые группы и раскрыты принципы распределения имущества по установленным 10 группам. Также дана методика расчета сумм амортизации, принимаемой при исчислении налога на прибыль.

В целом, нормативные положения главы 25 НК РФ, посвященные амортизационным отчислениям с практической точки зрения можно оценить только положительно, но их ценность значительно снижается несовпадением с правилами ведения бухгалтерского учета, установленного Положениями по бухгалтерскому учету. Это неминуемо приведет к увеличению обЪема работы бухгалтера и усложнит его работу.

Расходы на ремонт основных средств

Порядок включения расходов, направленных на ремонт основных средств, принимаемых при налогообложении меняется — с 1.01.2002 года, согласно статье 260 главы 25 Налогового Кодекса, разрешено принимать для налогообложения фактические затраты на ремонт основных средств следующим предприятиям: организациям промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, геологии, разведки недр, геодезических и гидрометеорологических служб, жилищно-коммунального хозяйства. Прочим организациям — в размере не превышающем 10 процентов первоначальной стоимости основных средств. Расходы, превышающие указанный лимит, списываются при ремонте основных средств 4-10 амортизационных групп, согласно статье 258 НК РФ, в течение 5 лет равномерно; 1-3 групп — в течение срока их полезного использования.

К сожалению, в состав «прочих организаций», попадает и наука, для которой введение такой меры означает ухудшение и без того бедственного финансового положения.

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки

В данном случае, Глава 25 Налогового Кодекса несет положительные изменения для налогоплательщиков. Если сейчас действующее Положение о составе затрат, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. N 552 не позволяет учитывать данные расходы в целях налогообложения, то статья 262 главы 25 НК РФ разрешает налогоплательщикам включать расходы, направленные на научные исследования и опытно-конструкторские разработки по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции в состав прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в течение 3 лет при условии использования таких разработок в производстве и реализации.

Расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание обЪектов социально-культурной сферы

Обращаем особое внимание налогоплательщиков на то, что согласно пункту 1.32 статьи 264 главы 25 НК РФ названные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции. Для их учета в целях налогообложения установлен следующий порядок. Налогоплательщик, имеющий на балансе обЪекты жилищно-коммунального и социально-культурной сферы признает в целях налогообложения доходы от реализации этой продукции (работ, услуг) и расходы, связанные с этой реализацией. При этом, если налогоплательщик имеет убыток от деятельности этих обЪектов, то он принимается для налогообложения с соблюдением следующих условий:

  • стоимость услуг, оказываемых вышеназванными обЪектами должна соответствовать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;
  • расходы по содержанию обЪектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы не превышают размеров таких же расходов по обслуживанию аналогичных специализированных организаций;
  • условия функционирования принадлежащих налогоплательщику обЪектов непроизводственной сферы аналогичны условиям деятельности специализированных организаций.

В случае невыполнения хотя бы одного из вышеперечисленных условий, полученный убыток от деятельности обЪектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы не учитывается при налогообложении.

В настоящее время, согласно Положению о составе затрат не предусмотрено включение затрат на содержание непроизводственных обЪектов в расходы, учитываемые при налогообложении. Однако, согласно п. 1 «б» статьи 6 закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.19991 г., налогоплательщик имеет право на льготу по налогу на прибыль на сумму расходов, направленных на содержание таких обЪектов, произведенных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

Предусмотренное главой 25 НК РФ изменение порядка учета источников финансирования затрат на содержание обЪектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы экономически целесообразнее и более приближает нас к правилам бухгалтерского учета.

Признание доходов по методу начисления

Наиболее неприятным для всех налогоплательщиков моментом является продекларированный статьей 271 Главы 25 Налогового Кодекса переход на порядок признания доходов по методу начисления. Исключение составят организации, у которых сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и налога с продаж в среднем за последние 4 квартала не превышает одного миллиона рублей.

Согласно устанавливаемому порядку, все налогоплательщики, кроме вышеуказанных организаций, должны будут определять обЪем реализации для исчисления налога на прибыль по моменту отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Другие публикации:  25 лет трудовой стаж

Введение данной нормы может привести к тому, что многие налогоплаельщики начнут испытывать недостаток оборотных средств и задерживать сроки уплаты налога на прибыль. Но с другой стороны, это упростит процесс определения налогооблагаемой прибыли, так как бухгалтеру не придется корректировать себестоимость реализованной продукции и налогооблагаемую прибыль, как это происходит в настоящее время при принятии учетной политики «по оплате».

Отмена инвестиционной льготы

С вступлением в действие главы 25 Налогового кодекса, российские предприятия потеряют льготу на инвестиции. Это будет иметь негативные последствия прежде всего для предприятий сферы материального производства с фондоемким производственным процессом.

Большинство российских предприятий остро нуждаются в техническом перевооружении и модернизации своих основных фондов, затраты на которые очень высоки. Отмена инвестиционной льготы вызовет ухудшение финансового состояния таких предприятий и, как следствие, отказ от модернизации и дальнейшее старение основных средств.

Избежать потерь смогут лишь те организации, которые потеряют на пропавшей инвестиционной льготе в той же степени, в которой выиграют на снижении ставки налога на прибыль. К ним относятся те предприятия, расходы на инвестиции у которых осуществлялись в пределах 30 процентов налогооблагаемой прибыли.

Ставка снижается

Как наиболее благоприятную для всех налогоплательщиков норму, установленную главой 25 можно назвать новую ставку налога на прибыль — 24 процента. По всеобщему мнению, снижение ставки в целом более, чем на 10 процентов должно улучшить инвестиционный климат в России, будем надеяться, что данный прогноз оправдается.

Корректировать по ставке рефинансирования не придется

Еще один положительный момент для налогоплательщиков — Глава 25 НК РФ не предусматривает корректировку разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и фактическими авансовыми взносами за истекший квартал на сумму, рассчитанную из ставки рефинансирования Банка России. Таким образом, отменяется действующий в настоящее время порядок, установленный пунктом 2 статьи 8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

В заключении, надо отметить важные негативные тенденции в сфере экономической и учетной работы российских предприятий, которые усилятся с вступлением главы 25 в силу.

Каждый бухгалтер, осуществляющий учет и начисление налогов, мечтает, если не о совпадении, то о максимальном сближении бухгалтерского и налогового учета. И хотя в главе 25 НК РФ предусмотрен ряд положений, сближающих оба учета, например, расходы на оплату услуг банка будут учитываться в составе внереализационных расходов, т. е. на счете 91 «Прочие расходы» (счет 80 «Прибыли и убытки» в настоящее время), а не в себестоимости продукции, как это делается сейчас, новый порядок, установленный Налоговым кодексом, делает все более несовместимым бухгалтерский и налоговый учет России.

И дело не в том, что в данной главе Налогового Кодекса впервые приводятся понятия, принципы и порядок организации налогового учета, а в том, что она устанавливает по большей части иные правила учета доходов и расходов для исчисления налога на прибыль, отличные от предусмотренных Положениями по бухгалтерскому учету.

Приведем лишь которые различия в порядке амортизации основных средств, принятом в бухгалтерском учете и в целях исчисления налога на прибыль:

Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности.

Глава 25 Налогового кодекса РФ, основные особенности.

Рогачиков Н.И.,
ведущий специалист департамента
внутренего аудита ЭнергоМашКорпорации

Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ утверждена 25 глава Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Ее текст содержит 88 статей: с 246-ой по 333-ю.
Совершенно новым в этой главе Налогового Кодекса РФ следует признать введение системы налогового учета, которая включает: 1)первичные документы,
2)аналитические регистры,
3)расчет налоговой базы (статья 313). С введением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ бухгалтерский учет теперь будет представлен тремя видами: 1)налоговый,
2)финансовый,
3)управленческий. Ситуация, складывающаяся в регулировании учета, в связи с введением в действие 25-й главы НК РФ означает, что каждый факт хозяйственной жизни, отражаемый в бухгалтерском учете, реконструируется в трех вариантах: 1. в интересах государства, это и есть налоговый учет;
2. в помощь актуальным и потенциальным собственникам, акционерам — финансовый учет;
3. в целях управления хозяйственными процессами — управленческий учет. Налоговый учет имеет своим источником Налоговый кодекс.
Финансовый — ПБУ, изданные Министерством финансов.
Управленческий учет и его правила находятся в полном распоряжении администрации предприятий и собственников, и никто не в праве вмешиваться в них.
Итак, каждое предприятие как минимум с 1 января 2002 года вынуждено будет вести три вида бухгалтерского учета. Если в управленческий учет не вмешивается никто, кроме собственников и администрации, на методологию налогового и финансового учета оказывают влияние интересы различных лиц (налоговая инспекция, банковские и другие кредитные учреждения и т. д.), в результате чего возникают существенные противоречия.

Основные новшества, обусловленные принятием 25-й главы НК РФ:

Принятие 25-й главы НК РФ законодательно кодифицировало ситуацию, когда организации должны иметь две учетные политики: ћ в целях финансового и управленческого учетов,
ћ в целях налогообложения. Поскольку у этих видов бухгалтерского учета цели разные, возможно будут исчислены разные финансовые результаты.
Теоретически наличие двух учетных политик позволяет организации использовать различные варианты оценки имеющихся материальных ресурсов. Например, в учетной политике, формируемой для целей финансового учета, принять метод ФИФО, что позволит увеличить прибыль, выплачиваемую на дивиденды, а в учетной политике, принятой для целей налогообложения, — ЛИФО, что приведет к снижению налоговых платежей.
Однако обоснованность, рациональность и выгода таких взаимосвязей учетных политик для целей налогообложения и для финансового учета должны сопоставляться с такими ограничениями как вычислительные и трудовые возможности бухгалтерии конкретного предприятия, не следует также пренебрегать и анализом возможных последствий например в виде нехватки денежных средств для уплаты уменьшившихся налогов после выплаты повышенных дивидендов и т.п.

2. Доходы и расходы

Важным следует признать, что Налоговый кодекс РФ определяет состав доходов и расходов и то, что к доходам и расходам не относится. Это приводит к противоречиям с финансовым учетом, который исходит из правила Шера: «все, что потрачено, суть расходы».
Налоговый кодекс РФ последовательно проводит правило Ганта, которое гласит: «все, что потрачено целесообразно, составляет расходы».
Авторы Налогового кодекса пишут (статья 252) об «экономически оправданных» затратах.
Последнее правило хорошо известно бухгалтерам — часть платежей можно включать в расходы, учитываемые для целей налогообложения, если они укладываются в отведенные нормы, а расходы сверх этих норм, так как в 25 главе нет прямых указаний об источниках покрытия этих расходов предлагается списывать на расходы, связанные с производством и реализацией по правилам финансового учета.
В результате себестоимость (термин, которого стараются избегать авторы Налогового кодекса) готовой продукции и услуг в финансовом учете оказывается выше, чем в налоговом.

3. Классификация расходов

Налоговый кодекс делит все расходы на прямые и косвенные (статья 318).
К прямым относят: 1. материалы, используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующие их основу либо являющиеся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (статья 254 пункт 1 подпункт 1);
2. заработную плату (оплату труда) всех категорий персонала по всем основаниям (статья 255) — такая формулировка существенная новация, так как в прямых статьях затрат заработная плата традиционно понималась как заработная производственных рабочих непосредственно занятых на производстве продукции (выполнении работ, услуг). Жаль, что авторы НК так лаконичны, для целей правильного исчисления налогооблагаемой прибыли, следовало бы точно определить виды заработной платы каких категорий персонала относятся к прямым расходам, из содержания последующих статей НК (260 — 264) следует, что заработная плата персонала занятого ремонтом основных средств, НИР и ОКР, кадровым и сертификационным обеспечением производства и т.д. относится к косвенным расходам. Вероятно, предприятиям придется самостоятельно определять виды оплат и категории персонала заработная плата, которых относится к прямым расходам;
3. амортизацию по основным средствам непосредственно используемым при производстве продукции в соответствии с нормами статей 256 — 260, здесь требуется уточнение — что означает «непосредственное использование в производстве», так как из такой формулировки не ясно куда относить амортизационные отчисления по основным средствам используемым в управлении — вероятно к косвенным. К косвенным — все остальные расходы: материальные расходы, указанные в подпунктах 2 — 7 пункта 1 статьи 254, в пункте 5 статьи 254;
расходы на ремонт основных средств статья 260;
расходы на освоение природных ресурсов статья 261;
расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки статья 262;
расходы на обязательное и добровольное страхование имущества статья 263;
прочие расходы, связанные с производством и реализацией статья 264. Прямые расходы должны распределяться между реализованной продукцией, остатками НЗП на конец отчетного периода, запасами готовой продукции и отгруженной, но не реализованной продукции, а косвенные в полном обЪеме относятся на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода (статья 318).
Невнятно изложены в статье 319 НК определение и правила учета незавершенного производства, не вводя принципиально ничего нового авторы 25-й главы изложили материал очень мутно.
Новое в составе расходов: — изменение порядка амортизации — статьи 256 — 260 НК РФ, введены 10 групп амортизируемого имущества, обЪекты стоимостью до 10000 рублей разрешено списывать на издержки;
— капитализация и последующее списание на уменьшение налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов затрат предприятий на научные исследования и (или) опытно-конструкторские работы по созданию новой и усовершенствованию производимой продукции;
— затраты предприятий на обязательное и добровольное страхование имущества и ответственности включаются в состав прочих расходов в фактических размерах;
— расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);
— оплата услуг сторонних организаций по управлению производством или отдельными подразделениями теперь не связывается с наличием в штатном составе подразделений или должностей на которые возложено выполнение аналогичных функций;
— расходы на содержание обЪектов жилищно-коммунального хозяйства при определенных условиях, для градообразующих предприятий могут быть отнесены в состав прочих расходов по производству и реализации — статья 264 пункт 32;
— платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными обЪектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) обЪектов недвижимости; 4. Метод начисления (статья 271)

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает переход организаций на определение доходов, учитываемых в целях обложения налогом на прибыль по методу начисления т.е. для доходов от реализации, датой получения дохода для целей налогообложения прибыли признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Днем отгрузки считается день реализации этих товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
С введением этой нормы возникает коллизия с содержанием статьи 167 21-й главы НК РФ «Налог на добавленную стоимость», где выбор для целей налогообложения метода начисления или кассового метода является одним из элементов учетной политики организации.
Возможно, возникнет ситуация, когда у значительного числа организаций будет разные базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость, что конечно не упростит тот же налоговый учет.
Вводный закон N 110-ФЗ от 06.08.2001 года в статье 10 предусматривает переходные процедуры для предприятий, которые с 01 января 2002 переходят на определение доходов для налогообложения прибыли по методу начисления.
Методика перехода на метод начисления для предприятий, которые переходят на определение доходов по методу начисления с кассового метода, заключается в том что по состоянию на 01 января 2002 года дебиторская задолженность, числившаяся на 31 декабря 2001 года, отражается в составе доходов от реализации 2002 года, причем для целей налогообложения в 2002 году учитывается не более 10% выручки ранее не учитывавшейся (дебиторской задолженности) к выручке, учтенной в 2001 году (по кассовому методу), превышение над 10 % учитывается равномерными долями в течении последующих 5 лет.
Также в статье 10 закона N 110-ФЗ приведена методика учета затрат относящихся к выручке определенной в указанном выше порядке.
Налог на прибыль по 10%-му превышению уплачивается равномерными по платежами в течении 2002 года, по большему превышению в соответствующие налоговые периоды в сроки для уплаты авансовых платежей по налогу.
В тех случаях, когда задолженность покупателей погашается в размерах превышающих доли выручки, указанные выше (до 10% в 2002 году и одна пятая превышения над 10% в течении последующих пяти лет), то налог на прибыль исчиляется из сумм фактически полученных налогоплательщиком.

Другие публикации:  Возврат товара надлежащего качества в течение

5. Кассовый метод (статья 273).

Кассовый метод сохранен для организаций у которых сумма выручки за предыдущие 4 квартала не превышает 1 000 000 рублей в среднем за квартал, без учета НДС и налога с продаж, при этом вводится своеобразное расширение кассового метода на расходы принимаемые для целей налогообложения.
Налоговый кодекс предписывает, что если в организации принят метод учета по оплате (кассовый метод), то и расходы по заработной плате, по услугам сторонних организаций, по материалам, списанным на производство и т. п., для целей налогообложения прибыли, учитываются не по методу начисления, а показываются только в момент и в размерах фактических выплат или иного погашения задолженности поставщику.

6. Основные средства.

Хотя сейчас и отмечается, что стоимостной критерий по основным средствам отменен, и, следовательно, понятие МБП исчезло из нашей учетной практики, тем не менее, в новом плане счетов МБП фигурирует под названием ИХП — инвентарь и хозяйственные принадлежности — субсчет 10/9, ибо отменены не МБП, а отменен их износ. Поскольку ИХП сохранены, постольку сохранен и стоимостной лимит основных средств, к которым теперь следует относить предметы, стоимостью свыше 2 тысяч рублей (ПБУ) и 10 тысяч рублей (Налоговый кодекс РФ, пункт 7 статьи 256). Таким образом, у бухгалтера возникают два учета и два варианта амортизации. В финансовом учете амортизацию будут начислять по одному массиву данных, а в налоговом — по другому. При этом амортизация, согласно статье 259, может быть выполнена линейным или нелинейным методом, что позволяет существенно повлиять на финансовые результаты и, соответственно, на величину налогообложения.

В финансовом учете, может быть столько норм амортизации, сколько пожелают собственники. В налоговом и управленческом — десять, но классификация основных средств устанавливается Правительством РФ.
Надо заметить одно очень важное обстоятельство. Статья 256 трактует амортизацию не как фонд восстановления, а только как регулятив — метод списания (авторы Налогового кодекса пишут — погашения) стоимости имущества.

8. Реализация и списание амортизируемого имущества.

В финансовом учете результаты от реализации или другого выбытия амортизируемого имущества сразу относятся на результаты данного (текущего) отчетного периода.
Результат от реализации амортизируемого имущества в налоговом учете (статья 323) относится или на расходы будущих периодов (в случае убытка), или на доходы текущего периода (в случае прибыли). При этом в статье 323 предусмотрено, что сумма убытка переносится из расходов будущих периодов на внереализационные расходы в течении срока равного разнице между количеством месяцев срока полезного использования обЪекта и его фактического использования до момента реализации.
При выводе из эксплуатации (списании) обЪектов основных средств Налоговый кодекс (статья 265 пункт 9) позволяет признать внереализационными расходами, учитываемыми для целей налогообложения, фактические расходы организации на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы.
К сожалению, содержание статьи 265 не позволяет сделать однозначного вывода, что в состав расходов, перечисленных в пункте 9 статьи 265 авторы Налогового кодекса включили или не включили убыток от недоначисленной амортизации за время эксплуатации обЪекта основных средств.

9. Внереализационные расходы.

Существенно расширен перечень внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли: ћ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
ћ расходы на организацию выпуска ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, на оплату услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, депозитарных услуг, услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также иные расходы, связанные с хранением ценных бумаг;
ћ расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством и другие аналогичные расходы;
ћ расходы на проведение ежегодного собрания акционеров (участников, пайщиков), в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания;
ћ расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти, т.е. по сравнению с аналогичной нормой Постановления N 552 налицо существенная либерализация — вместо требования решения суда теперь достаточно и документа об обращении в районный отдел по поводу кражи и решения органов МВД об отказе в возбуждении головного дела ввиду отсутствия виновных лиц;
ћ расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность (обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в отчетном периоде в соответствии с пунктом 18 статьи 250 настоящего Кодекса; 10. Сомнительные долги

Сомнительные долги могут резервироваться на основе инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на конец отчетного периода (статья 266).
Все непогашенные на этот момент долги, если по ним не было залогов, поручительств и банковских гарантий, признаются сомнительными. Если долг просрочен свыше 90 дней — он полностью резервируется; если просрочка составляет от 45 до 90 дней, то резервируется половина долга; просрочка до 45 дней не резервируется. При этом общая величина резерва не может превышать 10 % от суммы выручки отчетного (налогового) периода.
В финансовом учете согласно плану счетов резерв по сомнительным долгам определяется администрацией самостоятельно, исходя из вероятности возможного погашения каждого долга. При этом ограничений по величине резерва нет.

Налоговый кодекс вводит правила образования резервов, которые отличаются от тех, что приняты в учете финансовом.

12. Суммовые разницы

В финансовом учете суммовые разницы капитализируются, то есть относятся на материальные активы, товары, сырье и т. п. В налоговом учете они должны быть отнесены на финансовые результаты.

13. Убытки прошлых лет и их компенсация
Новым можно признать то, что организации получили право уменьшать в течение (максимум) десяти лет налогооблагаемую прибыль на убытки прошлых лет. При этом в каждом отчетном периоде компенсируемый убыток не может превышать 30 % налоговой базы этого периода.

Мы привели только некоторые примеры, которые вытекают из ста с лишним страниц довольно убористого текста. Но из этих примеров видна основная задача, которая возникает перед огромной армией счетных и налоговых работников. Грубо ее можно сформулировать так: сколько Главных книг должен вести бухгалтер?
Возможны следующие ответы: 1) Две. Одну — для налоговой инспекции, другую — для целей финансового учета;
2) Одну, и из нее выводить данные и/или — для налогового учета,
— для финансового учета. Однако сразу же возникает новый вопрос: (1) или положить в основу Главной книги учет налоговый, и потом по различным счетным формулам и методикам выходить на данные учета финансового;
(2) или использовать данные финансового учета для расчета налоговой базы и составления налоговых документов;
(3) или построить Главную книгу в виде инварианта, и из нее выводить данные для налоговой и финансовой отчетности? В самом Налоговом кодексе мы не находим четкого ответа, так как его авторы колеблются между ответами (1) и (2). В самом деле, пункт 1 статьи 313 гласит: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом». Как следует из этой же, весьма пространной статьи, самостоятельная группировка фактов хозяйственной жизни возникает только в тех случаях, когда эта группировка противоречит той, которая принята в финансовом учете, с которым авторы отождествляют весь бухгалтерский учет.
Таким образом, кажется, что дается ответ (2). Однако огромное число отличий, заданных уже в учетной политике, приводит к тому, что совместить в одной Главной книге возможности налогового и финансового учета будет очень трудно. Выбрать ответ (3) — это, по всей видимости, дело слишком сложное и небесспорное. Поэтому самым лучшим решением будет ответ (1), ибо учет налоговый будет жестко контролироваться, и санкции могут оказаться слишком болезненными.
В случае, если администрация выберет вариант с ведением двух Главных книг, множество фактов хозяйственной жизни придется оформлять различными проводками в пределах общей номенклатуры счетов.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ

Начиная с 1 января 2008 г. не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций доходы организации-ссудодателя в виде капитальных вложений в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.

Другие публикации:  Расчет неустойки по ст23 закона о защите прав потребителей калькулятор

Уточнен порядок определения первоначальной стоимости основного средства, которое выявлено налогоплательщиком в результате инвентаризации (п. 1 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость таких основных средств должна быть определена налогоплательщиком в соответствии с порядком, изложенным в ст. 40 НК РФ.

Изменения коснулись ст. 258 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.08 г. N 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», в соответствии с которыми налогоплательщик имеет право включать в состав расходов налогового (отчетного) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам. При этом у налогоплательщика сохранилось право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы по капитальным вложениям в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств в отношении всех основных средств.

Пункт 9 ст. 258 НК РФ дополнен положением о том, что при реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены амортизационные премии (указанные ранее), суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организации. Данное положение применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г.

Однако использование законодателем в данном положении словосочетания «очередного отчетного (налогового) периода» может вызвать ряд вопросов со стороны налогоплательщиков, поскольку применение означенного положения, по нашему мнению, возможно только в случае отнесения амортизационной премии в состав расходов прошлого (текущего) отчетного (налогового) периода, а не очередного отчетного (налогового) периода.

Отметим, что Закон N 224-ФЗ не предусматривает возможности принятия налогоплательщиками к вычету суммы амортизационной премии ранее отнесенной на расходы и восстановленной на доходах налогоплательщиками в дальнейшем (через амортизацию или иным образом). Означает ли восстановление амортизационной премии, что организация фактически теряет данную сумму и не вправе учесть 10 (30)% первоначальной стоимости основного средства, поскольку при расчете амортизации данная амортизационная премия в первоначальной стоимости основных средств не учитывается?

По нашему мнению, учесть данную амортизационную премию налогоплательщик вправе, уменьшив сумму доходов от реализации имущества. Данное мнение основано на том, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов от данной реализации на остаточную стоимость реализованного амортизируемого имущества. При этом под остаточной стоимостью понимается величина, равная разнице между его первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации. Учитывая, что амортизация рассчитывается исходя из первоначальной стоимости без учета амортизационной премии, а первоначальная стоимость включает ее и рассчитывается как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором данное имущество пригодно для эксплуатации, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть данную амортизационную премию в составе первоначальной стоимости реализуемого имущества.

Остается открытым вопрос относительно применения п. 9 ст. 258 НК РФ к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 1 января 2008 г., поскольку данное положение устанавливает новые обязанности, ухудшающие положение налогоплательщика, что противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

По нашему мнению, в случае отнесения на расходы амортизационной премии по капитальным вложениям в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2008 г., произведенным после 1 января 2008 г., восстановление и включение в налоговую базу по налогу на прибыль ранее отнесенной на расходы суммы амортизационной премии производить не следует.

В новую редакцию ст. 259 НК РФ внесено уточнение, что единый метод начисления амортизации по всем объектам амортизируемого имущества применяется вне зависимости от даты их приобретения.

В названии ст. 263 НК РФ и в ее тексте словосочетание «страхование имущества» заменено словосочетанием «имущественное страхование». В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.92 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.11.07 г.) объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, со следующим:

владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Одновременно п. 1 ст. 263 НК РФ расширен перечнем видов добровольного страхования, расходы по которым принимаются к учету при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, за счет страхования риска неисполнения обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) строительством олимпийских объектов в г. Сочи, а также за счет других видов добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.

Таким образом, начиная с 1 января 2009 г. налогоплательщик также вправе включить в расчет налоговой базы по налогу на прибыль в том числе расходы на следующие виды страхования:

страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний;

другие виды обязательного имущественного страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уточнен порядок отнесения на расходы организации сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым основным средствам, в соответствии с которым данные расходы в виде недоначисленной амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным способом (п.п. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным способом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 12 ст. 259.2 НК РФ.

С 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. приостановлено действие абзаца четвертого п. 1 ст. 269 НК РФ, в соответствии с которым при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В период приостановления действия указанного положения ст. 8 Закона N 224-ФЗ установлено, что при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Необходимо отметить, что в связи с приостановлением действия абз. 4 п.1 ст. 269 НК РФ и вступлением в силу нового положения, предусмотренного ст. 8 Закона N 224-ФЗ, у налогоплательщиков, по нашему мнению, возможны некоторые вопросы.

Приостановление действия абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ начинается с 1 января 2009 г., в то время как установленное ст. 8 Закона N 224-ФЗ новое правило расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Официальную трактовку порядка применения положений ст. 8 и п.п. 22 ст. 2 Закона N 224-ФЗ в ближайшее время следует ожидать от Министерства финансов Российской Федерации.

Новое правило не предусматривает права налогоплательщика выбрать между средним уровнем процентов по аналогичным обязательствам и фиксированными предельными величинами процентов для определения расходов, принимаемых к учету.

Поскольку данное правило расчета предельной величины процентной ставки носит временный характер и порядок, который данное правило заменяет, предусматривает право выбора налогоплательщиком между средним уровнем процентов по аналогичным обязательствам и фиксированными предельными величинами процентов (ставкой рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% — при оформлении долгового обязательства в иностранной валюте), по нашему мнению, указанное право должно сохраниться у налогоплательщика, но для подтверждения данной позиции необходимо дождаться официальных разъяснений Минфина России.

Налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 24% начиная с 1 января 2009 г. снижена до 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ). Данное снижение налоговой ставки вызвано уменьшением налоговой ставки по налогу на прибыль, подлежащему перечислению в федеральный бюджет, с 6,5 до 2,5%.

Однако Федеральный закон от 30.12.08 г. N 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 01.01.09 г.) уточняет размер налоговых ставок по налогу на прибыль, подлежащему перечислению в бюджеты. Так, начиная с 1 января 2009 г., сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, подлежит перечислению в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Организации, имеющие обособленные подразделения и перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, начиная с 1 января 2009 г. вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета для целей определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Еще статьи:

  • Экспертиза аксенова Экспертиза установила аутентичность голосов Путина, Шойгу и Аксенова в видеоматериалах дела Януковича Экспертиза установила аутентичность голосов президента РФ Владимира Путина, министра обороны РФ Сергея Шойгу и так […]
  • Гайде осаго В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ред. От 23.06.2016) и п. 11.1 Правил обязательного […]
  • Вальщик леса досрочная пенсия Вальщик леса досрочная пенсия Общий стаж у меня 27 лет, из них 10 лет я проработал “ вальщиком леса. Имею ли я право уйти на досрочную пенсию? При определении права на досрочную пенсию работающим непосредственно на […]
  • Приказ по сертификации продукции Приказ по сертификации продукции В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для […]
  • Приказ минздрава 331 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июня 2017 г. N 331 "О внесении изменений в Методику прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Министерством здравоохранения Российской […]
  • Мировой суд заводского района г кемерово Запрашиваемая страница на сайте отсутствует Возможные причины, по которым возникла эта ошибка: Неправильно указан адрес страницы.Проверьте правильность набора адреса страницы в адресной строке браузера. Эта […]
Главы 25 налог на прибыль организаций налогового кодекса рф