Налоговый кодекс РФ

Статья 169. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 318-ФЗ)

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

4. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

6.1) наименование валюты;

До утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется (письмо Минфина РФ от 12.10.2010 N 03-07-09/46)

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации.
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

До утверждения Правительством РФ формы счета-фактуры, предусматривающей показатель «наименование валюты» и порядок заполнения этого показателя, указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется (письмо Минфина РФ от 12.10.2010 N 03-07-09/46)

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ)

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

До утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 169 (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(п. 9 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

Пунктуальный счет-фактура

Под страхом штрафа

Обязав поставщика выставлять в течение пяти дней с момента отгрузки счет-фактуру, законодатели забыли штрафом заинтересовать его в соблюдении этого срока. Их ошибку некоторые бухгалтеры исправляют самостоятельно, включая во все договоры два дополнительных пункта.

Первый из них обязывает поставщика не позже чем через пять дней с момента отгрузки передать покупателю счет-фактуру. Здесь же прописывают, что оформлен он должен быть по правилам, которые установлены пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса и постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914.

Вторым пунктом договора можно указать, что если поставка приходится на конец месяца, то счет-фактура должен быть выдан до его последнего числа. Такая оговорка поможет получить вычет по НДС в месяце получения товара без разногласий с налоговой.

Ведь если поставка была в конце месяца, то пятидневный срок, отведенный поставщику на выставление счета-фактуры, может закончиться уже в следующем месяце. А налоговики считают, что право на вычет возникает лишь в том периоде, которым датирован счет-фактура. И то при условии, что он до окончания этого периода получен и зарегистрирован в книге покупок.

Такой пункт Гражданскому кодексу не противоречит. Условия договора он целиком и полностью оставляет на усмотрение сторон – лишь бы они не были запрещены законом.

А как только обязанность поставщика оформить и передать вам счет-фактуру будет закреплена договором, за ее неисполнение можно по статье 330 Гражданского кодекса предусмотреть штраф. Размер штрафа и обязательство поставщика выплатить его в определенный срок нужно прописать в отдельном пункте договора.

На фирме, которая может позволить себе потерять чересчур неудобного покупателя, подписываться под потенциальным штрафом вряд ли согласятся. Тогда предложите оставить лишь пункт об обязанности вовремя выставлять правильно оформленный счет-фактуру.

Впоследствии это позволит пригрозить поставщику взысканием убытков, возникших у вас из-за нарушения им одного из условий договора (ст. 15 ГК). Ведь вы не смогли вовремя принять к вычету НДС, а значит, вынуждены были заплатить в бюджет больше. Есть и прямой ущерб – сумма, которую вы переплатили в бюджет, и упущенная выгода – доходы, которые вы могли бы получить, если бы пустили эти деньги в оборот. Объяснив это главбуху фирмы-поставщика, вы скорее всего убедите его вовремя передавать вам счета-фактуры.

Можно, конечно, грозить взысканием убытков, не прописав в договоре обязанность поставщика передать вам счет-фактуру – она ведь есть и в Налоговом кодексе. Но в этом случае речь будет идти о нарушении не условий договора, а налогового законодательства. И взыскать убытки вряд ли получится. Это прекрасно могут понимать в фирме-поставщике.

Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, изучив статью 2 Налогового кодекса, пришел к выводу, что налоговое законодательство к отношениям между налогоплательщиками не применяется. А значит, у поставщика никаких обязательств по выставлению счета-фактуры перед покупателем нет (постановление от 27 декабря 2001 г. № А56-19326/01).

Чтобы не пугать поставщика штрафами или перспективой возмещать убытки, можно включить в договор такое условие.

Из всей суммы денег, которую вы должны перечислить поставщику за его продукцию, выделите сумму, равную НДС. И одним из пунктов договора напишите, что ее вы заплатите только после того, как получите верно оформленный счет-фактуру (например, в течение одного рабочего дня).

Причем называть эту часть общей стоимости продукции налогом на добавленную стоимость не стоит – чтобы не влезать в сферу налоговых отношений. Лучше просто указать конкретную сумму.

Можно написать и процентную долю общей суммы (включающей НДС), которую вы должны будете перечислить поставщику по договору. Если его продукция облагается НДС по ставке 18 процентов, то эта доля составит 15,25 процента (или 18/118). Если по ставке 10 процентов – то 9,09 процента (или 10/110).

Даже если вы не получите счет-фактуру вовремя, то ничего не потеряете. НДС к вычету вы, конечно, не примете, но равная ему сумма будет оставаться у вас до тех пор, пока вы не получите счет-фактуру. Именно этим лучше и объяснить поставщику необходимость и справедливость такого порядка расчетов.

Если поставщик не требует предоплаты, то передачу вам счета-фактуры можно сделать условием для перечисления ему всей суммы денег за продукцию.

С фирмами, которые диктуют свои условия договора, некоторые работают так. По устной договоренности с поставщиком сами оформляют себе от его имени счета-фактуры. А в конце месяца возят их на подпись гендиректору и главбуху поставщика, заодно оставляя им их вторые экземпляры. Таким образом, на конец месяца у фирмы есть все необходимые для вычета счета-фактуры, вовремя зарегистрированные в книге покупок.

Нужно только обговорить способ нумерации счетов-фактур. Ведь Налоговый кодекс требует, чтобы номера у них были именно порядковые (п. 5 ст. 169). Поэтому, чтобы не сбивать порядок нумерации у поставщика, вы можете с его согласия присвоить выписываемым на имя вашей фирмы счетам-фактурам какой-нибудь буквенный индекс. А если поставок не очень много, то каждый раз можно просто звонить поставщику и узнавать, какой номер был последним. Проблемы вообще нет, если у поставщика принято присваивать счету-фактуре тот же номер, что и счету на оплату его продукции.

Кроме прочего, этот способ позволяет избежать разногласий с инспекторами. Вы можете выполнить все их требования к заполнению счетов-фактур (пусть и незаконные). Не секрет, что в одной инспекции «заворачивают» счета-фактуры, где в строке «грузоотправитель» стоит «он же», в другой требуют наличия итоговой суммы по графе 5, а в третьей изобретают еще какой-нибудь повод для придирок.

Конечно, на поездки к поставщику тоже нужно время. Кроме того, его директор или главбух в нужный момент может просто не оказаться на месте. Оба они, прекрасно понимая, что счета-фактуры нужны именно вам, будут в первую очередь заниматься делами своей фирмы, а вас оставлять напоследок. Так что такое решение проблемы вполне может создать новые.

Избежать их поможет пункт 6 статьи 169 Налогового кодекса. В нем сказано, что выставляемые от имени фирмы счета-фактуры могут подписывать либо ее директор и бухгалтер, либо «иные лица, уполномоченные на то приказом по организации или доверенностью от имени организации». И нигде не сказано, что такая доверенность должна быть выдана именно ее сотруднику. Поэтому ничто не мешает поставщику выдать доверенности на подписание счетов-фактур от его имени директору и главбуху фирмы-покупателя.

Если с вашим поставщиком вы работаете уже давно, то он скорее всего не откажется выписать вам такую доверенность. Получив ее, вы сможете не только составлять счета-фактуры своей фирме от имени поставщика, но и подписывать их. А свои вторые экземпляры он будет у вас забирать по мере надобности.

Причем лучше, чтобы доверенности были выписаны на директора и главбуха вашей фирмы не как на ее должностных лиц, а как на обычных граждан. Тогда у налоговиков не будет повода заявить, что Гражданский кодекс не разрешает фирме, которой выдана доверенность, совершать на ее основании действия в отношении самой себя.

Чтобы поставщик понял, что ничем не рискует, предложите ему составить предельно детализированную доверенность. То есть оговорить в ней, что он доверяет вам подписывать счета-фактуры, выставляемые только вашей фирме и только по отгрузкам, предусмотренным конкретным договором. В зависимости от ситуации можно добавлять и другие ограничения.

Тогда поставщик будет уверен, что на сумму, большую, чем договорная стоимость продукции и начисленный на нее НДС, вы ни себе, ни кому-то другому счетов-фактур от его имени не подпишете. А если даже и попытаетесь, то они будут недействительными, поскольку составленная таким образом доверенность права их подписывать вам не дает.

Понятно, что получать доверенности в таком случае придется по каждому из заключаемых вами договоров, причем лучше одновременно с их подписанием.

Этот способ не годится, если ваш поставщик – предприниматель. По все той же статье 169 Налогового кодекса он обязан подписывать счета-фактуры лично.

Проблему счетов-фактур, выписываемых поставщиком вовремя, но попадающих к покупателю с опозданием, на практике решают довольно просто.

Во многих фирмах не отказываются, составив счет-фактуру, сразу отправлять его адресату по факсу. Получив факсовую копию, вы можете зарегистрировать счет-фактуру в книге покупок и поставить к вычету НДС. А уже потом, когда у вас появится оригинал, заменить им находящуюся в журнале регистрации полученных счетов-фактур копию. Если оригиналы запаздывают ненамного, то обнаружить «подлог» налоговики скорее всего не успеют. Кстати, факс с успехом можно заменить электронной почтой.

Другие публикации:  Конституционный закон о государственной службе

Если ваши партнеры отправлять счета-фактуры по факсу или электронной почте по какой-либо причине не могут, то наверняка в состоянии сообщать вам все реквизиты и данные выписанных счетов-фактур устно по телефону. На основании этих данных можно заполнить книгу покупок, поставить НДС к вычету и дожидаться оригинала.

Риск того, что налоговики это все-таки обнаружат, конечно, есть. Поэтому, прежде чем на него идти, оцените, сможете ли вы в случае неожиданной проверки быстро получить оригиналы у поставщика. Для этого у вас всегда наготове должен быть перечень всех поставок, по которым НДС к вычету принят, но оригинала счета-фактуры еще нет.

Все описанное выше – пути мирного урегулирования конфликта. Есть и еще один, который мирным не назовешь.

Вы пишете письмо поставщику, в котором просите устранить нарушения в оформлении и сроках выставления вам счетов-фактур. Все нарушения подробно перечисляете. И рядом с адресом поставщика пишете волшебные слова: «Копия: в ИМНС №. по городу (району, поселку и т. п.). адрес. »

Вычислить, в какой инспекции стоит на учете поставщик, можно по первым четырем цифрам его ИНН. Они совпадают с первыми четырьмя цифрами ИНН его инспекции. А ее адрес можно узнать в своей налоговой. Такая информация есть и на интернет-сайтах многих региональных управлений МНС. Управление, кстати, можно указать в письме в качестве еще одного адресата – на тот случай, если после присвоения ИНН вашего поставщика переводили в другую инспекцию.

Наказать поставщика за перечисленные в вашем письме нарушения инспекция вряд ли сможет. Самое страшное, что ему грозит, – штраф по статье 120 Налогового кодекса. Да и то, если только у поставщика не окажется своих экземпляров счетов-фактур по некоторым из его отгрузок. Однако ваше письмо может послужить налоговикам поводом, чтобы проявить к поставщику повышенное внимание. После этого его руководству пускать на самотек выставление счетов-фактур скорее всего расхочется.

Отправлять или нет на самом деле копию письма к налоговикам, зависит от того, насколько тяжелый случай вам попался. Можно и вовсе не уведомлять поставщика о том, что вы решили жаловаться на него инспекторам. То есть направить письмо с перечнем нарушений только налоговикам. Но это уже больше похоже на месть, чем на решение проблемы. Хотя тоже может помочь.

От борьбы с поставщиками по поводу счетов-фактур я уже устал. Она напоминает мне сражение с ветряными мельницами. Поэтому мы выработали несложный и эффективный способ решения этой проблемы.

Я обратил внимание, что счета-фактуры и мы, и наши поставщики оформляем в одной компьютерной программе. Поэтому и начал формировать счета за них. Вбиваю их и наши реквизиты, распечатываю счет, и все готово. Ну, номер еще пишу «от фонаря». Подписи руководителя и главбуха я тоже ставлю самостоятельно. Рисую примерно, так же как они выглядят на самом деле. Как известно, печати на счетах-фактурах ставить не нужно, и это существенно облегчает мне жизнь.

Отличить такие счета от подлинников в их общей массе невозможно. Поэтому вопросов ко мне со стороны контролеров никогда не возникало. Мне часто говорят: а что если это выявится в результате встречной проверки? Ответ простой – ничего. Во-первых, непонятно, что, собственно, выявится? Счет они мне обязаны были выдать? Обязаны. И скорее всего этот счет в их бухгалтерии есть или они его быстро оформят по требованию проверяющих. А то, что номера не совпадают. Ну ошибся кто-то в нумерации, и что? Мы не отвечаем за счета своих поставщиков.

То, что это не их счет, никто ни проверять, ни доказывать не будет. Только ненормальный будет заказывать графологическую экспертизу, которая стоит огромных денег. Самое интересное, что и она ничего не докажет. Мы получили правильно оформленный счет поставщика. А кто его подписал – директор или дядя Вася – не наше дело. Мы это не проверяем и проверять не обязаны.

Николай Невинный, г. Санкт-Петербург

Без юридических тонкостей

Руководство не станет менять поставщика только из-за того, что тот не проникся вашими проблемами со счетами-фактурами. В этом случае самый простой способ получать счета-фактуры вовремя – самим ездить в офис поставщика. Под этим соусом можно уговорить руководителя нанять курьера, который, кстати, будет выполнять и другие ваши поручения.

Отметьте в книге покупок все счета-фактуры, которые вы внесли на основе факсов или переговоров по телефону. Сообщите руководителю, сколько НДС пришлось бы заплатить, не сделай вы этого.

Затем расскажите, что налоговая планирует усилить камеральные проверки и ждать, пока оригиналы придут по почте, – опасно. Внушительный список недостающей первички подытожьте суммой налога, который без оригиналов теперь к вычету лучше не принимать. Наверняка директору по сравнению с ней зарплата курьера покажется мизером.

Более того, под видом курьера можно нанять помощника бухгалтера. Конечно, платить ему придется раза в 2–3 выше, чем подрабатывающему пенсионеру, но при умелой постановке вопроса руководство пойдет на такие траты.

Объясните, что добытчику «просроченных» счетов-фактур необходимы экономические познания, так как зачастую поставщики требуют провести сверку расчетов, привезти необходимые ксерокопии платежных поручений. Да и правильность оформления счета-фактуры лучше проверять не в родном офисе, а в офисе поставщика. Для пущей важности можно даже составить должностную инструкцию курьера бухгалтерии, или, как все чаще именуют таких сотрудников, бухгалтера-курьера.

Гражданский кодекс счёт-фактура

НДС — СОДЕРЖАНИЕ СЧЕТА-ФАКТУРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ

В силу того, что именно счет-фактура является документальным основанием для принятия к вычету сумм «входного» налога, предъявленных налогоплательщику НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав фискальные органы проявляют к этому документу повышенный интерес. Любое, даже самое незначительное нарушение в оформлении счета-фактуры, может привести к проблемам в получении вычета. Чтобы свести к минимуму налоговые риски, с которыми может столкнуться налогоплательщик по данному основанию, в своей статье мы расскажем о составе обязательных реквизитов счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определено, что счет-фактура является основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Причем не важно, каким способом выставлен счет-фактура — на бумаге или в электронной форме. Главное, чтобы документ, выставленный продавцом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, который в обиходе зачастую именуют отгрузочным счетом-фактурой, отвечал требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

Для справки: с 01.04.2012 г. налогоплательщики НДС применяют формы счетов-фактур и регламенты их заполнения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Правила N 1137).

Напомним, что в указанных нормах статьи 169 НК РФ речь идет об обязательных реквизитах отгрузочного счета-фактуры и правилах его подписи. Следовательно, основанием для получения вычета у покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав может выступать счет-фактура, выставленный по соответствующей форме, содержащий все обязательные реквизиты документа и завизированный в надлежащем порядке.

Поэтому прежде, чем реализовать свое право на вычет по отгрузочному счету-фактуре продавца налогоплательщику следует провести тщательный контроль качества входящего документа.
Нужно сказать, что при выставлении счетов-фактур продавцы-налогоплательщики НДС пользуются не только правилами самой статьи 169 НК РФ, но и регламентом заполнения счетов-фактур, установленным Правилами N 1137. И хотя последние содержат несколько расширенное толкование обязательных реквизитов отгрузочных счетов-фактур, это является наиболее безопасным с точки зрения получения вычета.
Ведь наличие в счете фактуре дополнительной информации не делает документ недействительным, а отсутствие обязательного реквизита может привести к отказу в вычете. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены и в Письме ФНС России от 26.01.2012 г. N ЕД-4-3/1193 «О налоге на добавленную стоимость».
О том, что НК РФ не запрещает включать в счета-фактуры дополнительную информацию, говорят и финансисты в своих разъяснениях, на что указывает, например, Письмо Минфина России от 15.08.2012 г. N 03-07-09/118.

Понятно, что расширенные требования Правил N 1137 не могут не сказываться на требованиях фискальных органов, предъявляемых к счетам-фактурам. А так как спорить с налоговиками по поводу наличия тех или иных сведений в счетах-фактурах приходится обычно в судебном порядке, то, по мнению автора, лучше не доводить дело до суда и заполнять отгрузочные счета-фактуры с учетом требований НК РФ и раздела II Приложения N 1 к Правилам N 1137.
Это поможет избежать проблем с получением вычета у покупателя. Ну а если спор с налоговиками все-таки возник, то отстоять свое право на вычет в большинстве случаев покупатель может, обратившись к пункту 2 статьи 169 НК РФ. Согласно указанной норме налоговики не вправе отказать в вычете из-за наличия в счете-фактуре ошибки, не препятствующей налоговым органам при проведении проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.
Кроме того, не может служить основанием для отказа в вычете невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, что также прямо предусмотрено законом.

Какими могут быть счета-фактуры

Счет-фактура является первичным документом налогового учета по налогу на добавленную стоимость.

Статьей 169 в пункте 1 предусмотрено, что «счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой».

Как следует из пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность продавца уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом — выставлением счета-фактуры: право покупателя на такой вычет ставится в зависимость от предъявления ему продавцом сумм налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном данным Кодексом, т.е. посредством счета-фактуры (пункт 1 статьи 169), а обязанность продавца перечислить сумму этого налога в бюджет обусловлена выставлением им счета-фактуры с выделением в нем соответствующей суммы отдельной строкой.

По общему правилу составлять счета-фактуры должны все плательщики НДС, если операция, которую они осуществляют, признается объектом налогообложения по правилам ст. 146 НК РФ (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Можно выделить несколько видов счетов-фактур, а именно:

— счет-фактура на отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг);

Счет-фактура на отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Счет-фактура на отгрузку должен быть составлен не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Подчеркнем, что срок выставления счетов-фактур определен в календарных днях. При этом если последний день срока выпадет на выходной или нерабочий праздничный день, то счет-фактура должен быть составлен не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 Налогового Кодекса.

Согласно пунктам 8 и 9 статьи 169 Налогового Кодекса форма счета-фактуры и порядок его заполнения устанавливается Правительством Российской Федерации. Формат счета-фактуры в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 1137).

По общему правилу, если поставщик не укажет какие-либо из обязательных сведений при заполнении счета-фактуры или допустит ошибку, покупатель не сможет принять к вычету сумму НДС, которую он уплатил по такому счету-фактуре (п. 2 ст. 169 НК РФ, п. 3 Правил ведения книг покупок, утвержденных Постановлением N 1137).

Если вы получили от продавца счет-фактуру, составленный с нарушением установленных требований, у вас есть право обратиться к нему с просьбой внести соответствующие исправления.

Авансовый счет-фактура

Счет-фактура — это источник, который служит юридическим основанием для предъявления компанией — приобретателем товара (работы, услуги) суммы НДС, входящего в структуру отпускной цены, к вычету, предусмотренному законодательством. Законодатель в п. 3 ст. 168 НК РФ прямо предписывает продавцу направить данный документ покупателю по факту получения предоплаты за поставленный товар (работу или услугу), равно как и при фактическом выполнении поставщиком своих обязательств.

Имея на руках авансовый счет-фактуру, организация-покупатель может, как если бы у нее имелся отгрузочный документ, воспользоваться правом на вычет НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Таким образом, авансовый и отгрузочный документы обладают одинаковой юридической значимостью. Законодатель установил форму, по которой они должны обязательно составляться — ее структура приведена в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее Постановление Правительства РФ № 1137).

Сроки фактического формирования авансового и отгрузочного счетов-фактур могут различаться в силу несовпадения сроков перечисления предоплаты за товар и его реализации. Однако в обоих случаях соответствующий документ должен быть составлен за 5 дней — с момента первого либо второго события (п. 3. ст. 168 НК РФ).

Счет-фактура на аванс должен быть оформлен в 2 экземплярах — первый вручается покупателю, второй остается у фирмы и подлежит регистрации в книге продаж (п. 2 приложения 5 к постановлению № 1137).

Состав показателей счета-фактуры, выставляемого при получении предварительной оплаты (частичной оплаты), предусмотрен пунктом 5.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом специальная форма счетов-фактур, выставляемых в отношении предварительной оплаты (частичной оплаты), не утверждена. Поэтому продавцы товаров (работ, услуг, имущественных прав) при выставлении указанных счетов-фактур используют форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением Правительства РФ№ 1137.

Корректировочный счет-фактура

Корректировочный счет-фактура является первичным документом налогового учета, который оформляется дополнительно к первоначальному документу, а именно к счету-фактуре, составленному в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ.

Корректировочный счет-фактура выставляется продавцом в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Если корректировочный счет-фактура выставляется в случае уменьшения (количества товаров, цены, стоимости), она дает основание для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.

Иными словами, корректировочный счет-фактура может выставляться как в случае увеличения стоимости товаров, так и в случае его уменьшения (отрицательный). Корректировочный счет-фактура выставляется в случае, если были изменены цены или тарифы, а также при уточнении количества отгружаемой продукции.

Корректировочные счета-фактуры выставляются исключительно при взаимном согласии сторон, что подтверждается соответствующими первичными документами. Если покупатель не согласен с фактическими условиями поставки, то корректировочные документы не оформляются. В зависимости от ситуации производятся возврат, обратная реализация, допоставка или др. Как правило, порядок действий в подобных ситуациях оговаривается в договоре между сторонами.

Не стоит забывать о том, что перед составлением корректировочного счета-фактуры продавец должен уведомить покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров. Стороны могут заключить соответствующее соглашение или договор. Согласие покупателя или факт уведомления его об изменении стоимости также может подтвердить любой первичный документ. Таким образом, в соответствии с п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 Налогового кодекса РФ воспользоваться правом на принятие к вычету НДС на основании корректировочного счета-фактуры можно только при наличии подтверждающего документа.

Другие публикации:  Коллегия администрации кемеровской области полномочия

Данный документ выставляется в срок не позднее 5 дней, считая со дня составления документов. Порядок оформления и выставления корректировочного счета-фактуры определен в соответствии с положениями абз. 3 п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ и п. 5.2 ст. 169 Налогового кодекса РФ. Обязательные реквизиты корректировочного счета-фактуры отличаются от реквизитов счетов-фактур, выставляемых при отгрузке или предоплате.

Исправленный счет-фактура

В гл. 21 НК РФ термин «исправленный счет-фактура», так же, как и «исправительный», отсутствует. При этом в обеих формах счета-фактуры (и основной, и корректировочной), предлагаемых постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, есть строка для указания реквизитов внесенных в них исправлений. Кроме того, о составлении исправленного счета-фактуры говорится в п. 6 Правил заполнения счета-фактуры.

Таким образом, подразумевается, что исправления — вещь, имеющая право на существование. Причем изменения могут быть внесены как в основной документ, так и в исправленный счет-фактуру.

Порядок внесения исправлений в счета-фактуры регламентируется Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и Правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

В частности, в счета-фактуры исправления вносятся продавцом путем составления новых экземпляров счетов-фактур, в которых не допускается изменение показателей, указанных в строке 1 счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, и заполняется строка 1а, где указываются порядковый номер исправления и дата исправления.

Остальные показатели нового экземпляра счета-фактуры, в том числе новые (первоначально не заполненные) или уточненные (измененные), указываются в соответствии с Правилами (п. 7 разд. II Приложения N 1 к Постановлению N 1137).

Сводный счет-фактуры

Сводный счет-фактура – документ понятийный, никогда не вводившийся в обиход нормативными актами.

Необходимость в данном документе возникла, когда темпы роста строительства с привлечением средств инвесторов стали очень высоки. Тогда Минфин России (см. письмо от 24 мая 2006 г. № 03-04-10/07) предложил застройщикам выставлять инвесторам сводный счет-фактуру при передаче последнему его доли и приходящихся на нее расходов и НДС по строительству. Осуществлять такую форму документооборота предполагалось­ по инвестиционным договорам.

Согласно такому договору, застройщик (лицо, имеющее на застраиваемый участок право собственности или аренды) привлекал к финансированию строительства средст­ва сторонних инвесторов, беря при этом на себя обязательства передать им долю в построенном объекте в соответствии с условиями договора. В то время эти договоры квалифицировались как самостоятельная разновидность договоров, несмотря на то что Гражданским кодексом РФ такая квалификация не предусматривалась.

Таким образом, сводный счет-фактура является документом, введенным в обиход обычаями делового оборота. Отсюда и проблемы, которые возникали при его заполнении, связанные с отсутствием нормативного регулирования порядка его составления и невозможностью заполнить отдельные позиции.

С 1 января 2015 года стало безопасно составлять сводные счета-фактуры по посредническим сделкам. Поправки, которые узаконили сводный счет-фактуру, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 1279.

Более подробно о счетах-фактурах можно прочитать в электронном методическом пособии «Все о счетах-фактурах» (часть 1-6), перейдя по ссылкам

С уважением к вашему бизнесу,

Статья 169 НК РФ. Счет-фактура

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, исчисленных сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Корректировочный счет-фактура, составленный при изменении стоимости отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае изменения цены и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров, является документом, служащим основанием для принятия покупателем, исполняющим обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

2. Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи.

Ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Невыполнение не предусмотренных пунктами 5.2 и 6 настоящей статьи требований к корректировочному счету-фактуре, выставленному продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не может являться основанием для отказа в принятии к вычету продавцом суммы налога.

Положения настоящего пункта применяются также к счетам-фактурам, корректировочным счетам-фактурам, выставляемым налогоплательщиком покупателю, исполняющему обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются;

1.1) при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

3.1. Налогоплательщики, в том числе освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Для налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае определения ими налоговой базы как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

В журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур не подлежат регистрации счета-фактуры, выставленные на сумму дохода в виде вознаграждения при исполнении указанных в настоящем пункте договоров.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

3.2. Иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, счета-фактуры не составляют, книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, не ведут.

4. Утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

5. В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

3) наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

4) номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

5) наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

6) количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

6.1) наименование валюты;

6.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

8) стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

12) стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

13) исключен. — Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ;

13) страна происхождения товара;

14) номер таможенной декларации;

15) код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, указываются в отношении товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза.

Сведения, предусмотренные подпунктами 13 и 14 настоящего пункта, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

5.1. В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

4.1) наименование валюты;

4.2) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

5.2. В корректировочном счете-фактуре, выставляемом при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, должны быть указаны:

1) наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

2) порядковый номер и дата составления счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

3) наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика (налогового агента) и покупателя;

4) наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав и единица измерения (при возможности ее указания), по которым осуществляются изменение цены (тарифа) и (или) уточнение количества (объема);

5) количество (объем) товаров (работ, услуг) по счету-фактуре (счетам-фактурам) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

6) наименование валюты;

6.1) идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии);

7) цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога до и после изменения цены (тарифа);

8) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) без налога до и после внесенных изменений;

9) сумма акциза по подакцизным товарам;

10) налоговая ставка;

11) сумма налога, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

12) стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре (счетам-фактурам) с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

13) разница между показателями счета-фактуры (счетов-фактур), по которому (которым) осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Налогоплательщик вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.

6. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Другие публикации:  Отчетность малого предприятия при осно

7. В случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

8. Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Форматы счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарии к ст. 169 НК РФ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила), которыми предусмотрен состав показателей счета-фактуры. Поэтому при заполнении счетов-фактур следует руководствоваться Правилами.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 НК РФ.

Исходя из формального толкования пункта 2 статьи 169 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2010) следует, что если счет-фактура заполнен с нарушением пунктов 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ, вычет в любом случае неправомерен.

Именно такой позиции придерживались и официальные органы.

Минфин России в письме от 27.07.2006 N 03-04-09/14 разъяснил, что согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны соответствующие реквизиты, в том числе адреса и идентификационные номера налогоплательщика, номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), и т.д.

По мнению Минфина России, счета-фактуры, в которых неверно заполнены или не отражены указанные реквизиты, следует рассматривать как составленные с нарушением требований НК РФ и, соответственно, суммы налога на добавленную стоимость, указанные в этих счетах-фактурах, вычету не подлежат.

Однако данный подход, хотя и прямо соответствуя положениям НК РФ, не в полной степени отвечает позиции, сформированной Пленумом ВАС РФ в ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В судебной практике при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды Постановлением N 53 у налогоплательщика установлен принцип презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В Постановлении N 53 установлен конкретный и исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды.

Иные обстоятельства признания необоснованной налоговой выгоды могут быть установлены только в совокупности и взаимосвязи друг с другом.

Постановление N 53 нормативно закрепило существующие в мире доктрины:

— деловой цели (для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

— существа над формой (если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции);

— экономическая целесообразность сделки (о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг).

Учитывая данную позицию Пленума ВАС РФ, можно сделать вывод, что единичные, технические, грамматические и иные подобные ошибки в счете-фактуре сами по себе не препятствуют реализации права налогоплательщика на применение налоговых вычетов, если налогоплательщиком соблюдены иные условия применения налоговых вычетов (предусмотренные статьями 169, 171 и 172 НК РФ), и все представленные им в налоговый орган документы позволяют удостовериться, что конкретная операция осуществлялась, поставщик и покупатель — это реально существующие хозяйствующие субъекты, а указанные в документах цены соответствуют действительности.

Однако такой вывод прямо из положений НК РФ до 01.01.2010 не проистекал, и правомерность следования именно такому подходу налогоплательщик должен был доказывать в судебном порядке.

В судебной практике сформировался подход, в соответствии с которым отсутствие почтового индекса продавца в счете-фактуре не является нарушением статьи 169 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 318-ФЗ) (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 10.01.2007, 11.01.2007 N КА-А40/13018-06, ФАС Центрального округа от 07.02.2006 N А54-5150/2005-С5).

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.01.2006, 12.01.2006 N КА-А40/13545-05 не принял довод налогового органа о том, что в счете-фактуре при написании наименования организации заявителя допущена ошибка, и потому указанный счет-фактура не может быть принят к вычету. Как указал суд, все необходимые реквизиты соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ИНН, что позволяет идентифицировать организацию как покупателя.

Представляется, что данный вывод суда можно по аналогии применять и в случае ошибки в написании наименования продавца.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 N А49-2151/04-353А/13 суд установил, что в счете-фактуре отсутствует указание организационно-правовой формы покупателя. При этом имеется его наименование, ИНН и полный почтовый адрес, то есть реквизиты, которые являются обязательными согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ для идентификации лиц, участвующих в сделке. В связи с этим техническая ошибка при заполнении счета-фактуры поставщиком не должна лишать покупателя права на применение налогового вычета при соблюдении им всех предусмотренных требований статей 170 — 172 НК РФ.

В Постановлении ФАС Московского округа от 14.11.2005 N КА-А40/10956-05 суд установил, что в счете-фактуре имеются все необходимые для идентификации покупателя реквизиты, а ошибка технического характера в указании наименования организационно-правовой формы покупателя не препятствует осуществлению налогового контроля.

Представляется, что данные выводы суда можно по аналогии применять и в случае неуказания в счете-фактуре организационно-правовой формы продавца.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 07.12.2004 N А08-3961/04-16 не принял во внимание ссылку налогового органа на то, что в счете-фактуре не указан продавец товара, так как имела место техническая ошибка — вместо наименования продавца указан адрес продавца. По мнению суда, выявленная техническая неточность не препятствовала идентификации продавца, в силу чего не могла повлиять на результаты налоговой проверки, поскольку не привела к изменению существенных для налогового учета данных (наименование товаров, их количество, стоимость, сумма НДС, предъявленная покупателю, и др.). При таких обстоятельствах суд признал, что данный счет-фактура не лишается доказательственной силы.

Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.07.2009 N А74-24/09, поскольку ИНН служит для идентификации налогоплательщиков в гражданских и публичных правоотношениях, неправильное указание в счетах-фактурах ИНН поставщика не позволяет достоверно установить факт осуществления реальных хозяйственных отношений, и препятствует налоговому контролю в рамках данных правоотношений. С учетом изложенного, в связи с нарушением требований статьи 169 НК РФ суд отказал организации в принятии к вычету налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам поставщика.

В то же время, ранее ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25.06.2008 N А19-15556/07-15-Ф02-2723/08 установил, что единственным нарушением в счете-фактуре, выставленном поставщиком, явилось указание ИНН продавца с ошибкой в одной цифре. Суд пришел к выводу, что такая ошибка является опечаткой, не влекущей возникновения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 169 НК РФ. В данном случае единственная ошибочная цифра в ИНН продавца не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделок, проверки фактического перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 08.04.2008 N А65-28490/07 установил, что сама по себе техническая ошибка, допущенная поставщиком при составлении спорного счета-фактуры, не привела к неуплате налога на добавленную стоимость и, соответственно, не может быть положена в основу отказа в представлении вычета по налогу на добавленную стоимость. Более того, покупатель не должен нести ответственность и отвечать за невнимательность поставщика, выраженную в пропуске одной цифры при указании в счете-фактуре своего ИНН. К тому же все иные необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать покупателя и продавца, в счете-фактуре были указаны, иных замечаний со стороны налогового органа по поводу составления указанного документа не последовало.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 22.10.2008 N А56-9363/2008 указал, что единственная ошибочная цифра ИНН подрядчика (вместо ИНН 7802218484 был указан ИНН 7802218485) не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделки. Все данные о продавце (наименование юридического лица, адрес места нахождения, ИНН, КПП), имеющиеся в счетах-фактурах, полностью соответствуют данным, содержащимся в договорах, заключенных с продавцом, в связи с чем у покупателя не было оснований для проверки данных, указанных в счетах-фактурах.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.08.2005, 10.08.2005 N КА-А40/7594-05 посчитал, что идентификационный номер покупателя является обязательным реквизитом счета-фактуры и его отсутствие в счетах-фактурах, при непредставлении исправленных счетов-фактур, является основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

Позиция о том, что отказ в вычете НДС правомерен, если в счете-фактуре неверно указан ИНН покупателя, изложена также в Постановлении ФАС Центрального округа от 21.09.2009 N А68-9056/2008-552/18.

В то же время ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, А33-15634/04-С3-Ф02-3474/07 установил, что нарушения в счетах-фактурах заключаются в указании ИНН покупателя с ошибкой в одной цифре. Суд пришел к выводу, что такая ошибка является опечаткой, не влекущей возникновения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 169 НК РФ. В данном случае единственная ошибочная цифра в ИНН покупателя не препятствует его идентификации и возможности проверки реальности сделок, проверки фактического перечисления налога на добавленную стоимость в бюджет.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.02.2008 N А56-2289/2007, учитывая в совокупности представленные в материалы дела доказательства, а также то обстоятельство, что сам факт уплаты налога по счетам-фактурам налоговым органом не оспаривается, отклонил его доводы, касающиеся неправильного указания ИНН покупателя, поскольку указанное нарушение в данном случае является несущественным и не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов. На основании указанных счетов-фактур имеется возможность идентифицировать покупателя, установить фактическое получение продукции и факт ее оплаты с учетом налога.

Позиция о том, что единственная или техническая ошибка, допущенная в счете-фактуре при указании ИНН покупателя, содержится также в Постановлениях Северо-Западного округа от 18.12.2007 N А05-13752/2006-11, Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458/07, Северо-Кавказского округа от 08.07.2009 N А32-25288/2008-63/314.

ФАС Московского округа в Постановлении от 16.08.2005, 10.08.2005 N КА-А40/7594-05 указал, что адрес покупателя является обязательным реквизитом счета-фактуры и его отсутствие в счетах-фактурах, при непредставлении исправленных счетов-фактур, является основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

В то же время ФАС Московского округа в Постановлении от 07.11.2006, 08.11.2006 N КА-А40/10849-06 признал необоснованным довод налогового органа о том, что в счете-фактуре неправильно указан адрес покупателя, поскольку расхождение в адресе, указанном в счете-фактуре — ул. Флоцкая, и реальным адресом покупателя — ул. Флотская, объясняется грамматической ошибкой при оформлении документа и не может влиять на правомерность принятия к вычету НДС по указанному счету-фактуре.

Суды с учетом конкретных обстоятельств дела в некоторых случаях признавали правомерным вычет НДС при ошибке в указании адреса продавца.

Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении от 23.03.2005 N КА-А40/1789-05, ошибка в указании адреса при наличии иных сведений о покупателе, продавце, грузополучателе, грузоотправителе, размере НДС, подлежащих отражению в документе в соответствии с требованиями НК РФ, не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.03.2008 N Ф04-2042/2008(2433-А81-34) поддержал позицию нижестоящего суда о том, что ошибочное указание одной цифры в трехзначном номере дома при указании адреса продавца само по себе не свидетельствует о неправомерном налоговом вычете, если иные обстоятельства получения необоснованной налоговой выгоды не доказаны налоговым органом.

С 01.01.2010 пункт 2 статьи 169 НК РФ изложен в новой редакции.

Таким образом, ошибка счете-фактуре, если при этом остальные требования, установленные для применения налоговых вычетов, соблюдены:

— применительно к правоотношениям, возникшим до 01.01.2010, учитывая позицию Минфина России, является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога; противоположную позицию, учитывая судебную практику, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде;

— применительно к правоотношениям, возникшим после 01.01.2010, может не являться основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, учитывая указание пункта 2 статьи 169 НК РФ о том, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

В пункте 2 статьи 169 НК РФ не указано, какое количество ошибок и по каким показателям счета-фактуры не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, если это не препятствует налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Пунктом 2 статьи 169 НК РФ установлен принцип, согласно которому при решении вопроса о правомерности применения налоговых вычетов должно учитываться, препятствуют ли ошибки в счете-фактуре налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю.

Таким образом, положение о том, что ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, может применяться для случаев, когда ошибки в счете-фактуре имеются в нескольких строках.

Еще статьи:

  • Арбитражный суд московского района санкт-петербурга Местонахождение и контакты Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится по адресу: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский […]
  • Ip договор Пять дел о схемах с ИП Мы писали в другой статье, как избежать ошибок в договоре услуг с ИП, чтобы налоговая не признала его трудовым. Теперь разбираем пять судебных дел по схемам с ИП с разным исходом. В статье […]
  • Адвокат елена менделеева Адвокат менделеева елена Барнаул, ул. Путиловская, 20) 49. Головко Марина Михайловна 22/126 Адвокатская контора Павловского района (с. Павловск, ул. Калинина, 53) 50. Головко Тамара Ивановна 22/127 Региональная […]
  • Стаж работы санитарки Можно ли претендовать на получение досрочной пенсии? И входит ли стаж младшим медицинским персоналом (санитарка) в лечебном учреждении в подсчет досрочной пенсии или только в общий стаж? Мне 51 год. После школы пошла […]
  • Компенсация за отпуск при увольнении 2019 взносы Страховые взносы с компенсации за неиспользованный отпуск: взимать или нет Надо ли платить Чтобы узнать, компенсация при увольнении облагается ли страховыми взносами, нужно разобраться, в каком случае можно не платить […]
  • Сколько российская пенсия ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ Выплата страховой пенсииработающим пенсионерамСтраховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы с 1 января 2019 года на 7,05%, что выше индекса роста […]
Гражданский кодекс счёт-фактура