Грибы в отличие от растений размножаются с помощью спор

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Споры бактерий, в от­ли­чие от спор грибов,

Споры рас­те­ний, спо­ро­ви­ков и гри­бов слу­жат для раз­мно­же­ния. Споры бак­те­рий слу­жат для пе­ре­жи­да­ния не­бла­го­при­ят­ных усло­вий.

Отличия растений, животных и грибов

К надцарству эукариот относятся 3 царства – растений, животных и грибов.

1. Отличия по питанию

Растения – автотрофы, т.е. сами делают для себя органические вещества из неорганических (углекислого газа и воды) в процессе фотосинтеза.

Животные и грибы – гетеротрофы, т.е. готовые органические вещества получают с пищей.

2. Рост или передвижение

Животные способны передвигаться, растут только до начала размножения.

Растения и грибы не передвигаются, зато неограниченно растут в течение всей жизни.

3. Отличия по строению и работе клетки

1) Только у растений есть пластиды (хлоропласты, лейкопласты, хромопласты).

2) Только у животных есть клеточный центр (центриоли).*

3) Только у животных нет крупной центральной вакуоли. Оболочка этой вакуоли называется тонопласт, а содержимое – клеточный сок. У растений она занимает большую часть взрослой клетки.**

4) Только у животных нет клеточной стенки (плотной оболочки), у растений она из целлюлозы (клетчатки), а у грибов – из хитина.

5) Запасной углевод у растений – крахмал, а у животных и грибов – гликоген.

===Правильно в ЕГЭ
666) *Центриолей нет только у растений.
667) **Вакуоли с клеточным соком есть только у растений.
668) Лизосомы есть только у животных.

Еще можно почитать

Тесты и задания

Проанализируйте текст «Отличие растительной клетки от животной». Заполните пустые ячейки текста, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Растительная клетка, в отличие от животной, имеет ___(А), которые у старых клеток ___(Б) и вытесняют ядро клетки из центра к её оболочке. В клеточном соке могут находятся ___ (В), которые придают ей синюю, фиолетовую, малиновую окраску и др. Оболочка растительной клетки преимущественно состоит из ___ (Г).
1) хлоропласт
2) вакуоль
3) пигмент
4) митохондрия
5) сливаются
6) распадаются
7) целлюлоза
8) глюкоза

Выберите три варианта. Признаки, характерные для грибов
1) наличие хитина в клеточной стенке
2) запасание гликогена в клетках
3) поглощение пищи путём фагоцитоза
4) способность к хемосинтезу
5) гетеротрофное питание
6) ограниченный рост

Выберите три варианта. Растения, как и грибы,
1) растут в течение всей жизни
2) имеют ограниченный рост
3) всасывают питательные вещества поверхностью тела
4) питаются готовыми органическими веществами
5) содержат хитин в оболочках клеток
6) имеют клеточное строение

Выберите три варианта. Грибы, как и животные,
1) растут в течение всей жизни
2) не содержат в клетках рибосом
3) имеют клеточное строение
4) не содержат в клетках митохондрий
5) содержат в организмах хитин
6) являются гетеротрофными организмами

1. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов: 1) растения, 2) животные
А) Синтезируют органические вещества из неорганических
Б) Обладают неограниченным ростом
В) Поглощают вещества в виде твёрдых частиц
Г) Запасным питательным веществом является гликоген
Д) Запасным питательным веществом является крахмал
Е) У большинства организмов в клетках нет центриолей клеточного центра

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) гетеротрофный тип питания
Б) наличие в наружном скелете хитина
В) наличие образовательной ткани
Г) регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ
Д) образование мочевины в процессе обмена веществ
Е) наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) автотрофы
В) личиночная стадия
Г) консументы
Д) соединительная ткань
Е) тропизмы

4. Установите соответствие между органоидами и клетками: 1) растительная, 2) животная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка
Б) гликокаликс
В) центриоли
Г) пластиды
Д) гранулы крахмала
Е) гранулы гликогена

5. Установите соответствие между особенностями жизнедеятельности организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гетеротрофное питание у большинства представителей
Б) созревание гамет путём мейоза
В) первичный синтез органических веществ из неорганических
Г) транспорт веществ по проводящей ткани
Д) нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Е) размножение спорами и вегетативными органами

ФОРМИРУЕМ 6:
А) способность к фагоцитозу
Б) наличие крупной запасающей вакуоли

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, в отличие от растений,
1) относят к ядерным организмам (эукариотам)
2) растут в течение всей жизни
3) питаются готовыми органическими веществами
4) содержат хитин в оболочках клеток
5) играют роль редуцентов в экосистеме
6) синтезируют органические вещества из неорганических

Выберите три варианта. Сходство клеток грибов и животных состоит в том, что они имеют
1) оболочку из хитиноподобного вещества
2) гликоген в качестве запасного углевода
3) оформленное ядро
4) вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) пластиды

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам грибы можно отличить от животных?
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют клеточное строение
3) растут в течение всей жизни
4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов
5) всасывают питательные вещества поверхностью тела
6) имеют ограниченный рост

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, как и животные,
1) питаются готовыми органическими веществами
2) имеют вегетативное тело, состоящее из мицелия
3) ведут активный образ жизни
4) имеют неограниченный рост
5) запасают углеводы в виде гликогена
6) образуют мочевину в процессе обмена веществ

1. Установите соответствие между характеристикой организмов и царством, к которому она относится: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) в состав клеточной стенки входит хитин
Б) тип питания автотрофный
В) образуют органические вещества из неорганических
Г) запасным питательным веществом является крахмал
Д) в природных системах являются редуцентами
Е) тело состоит из мицелия

2. Установите соответствие между особенностью строения клетки и царством, для которого оно характерно: 1) Грибы, 2) Растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) наличие пластид
Б) отсутствие хлоропластов
В) запасное вещество – крахмал
Г) наличие вакуолей с клеточным соком
Д) клеточная стенка содержит клетчатку
Е) клеточная стенка содержит хитин

3. Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) грибная, 2) растительная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) резервный углевод – крахмал
Б) прочность клеточной стенке придает хитин
В) центриоли отсутствуют
Г) отсутствуют пластиды
Д) автотрофное питание
Е) крупная вакуоль отсутствует

4. Установите соответствие между характеристиками клеток и их видом: 1) растительная, 2) грибная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) фототрофное питание
Б) гетеротрофное питание
В) наличие целлюлозной оболочки
Г) запасное вещество – гликоген
Д) наличие крупной запасающей вакуоли
Е) отсутствие у большинства центриолей клеточного центра

5. Установите соответствие между характеристиками клеток и царствами организмов, которым принадлежат эти клетки: 1) Растения, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) клеточная стенка из хитина
Б) наличие крупных вакуолей с клеточным соком
В) отсутствие центриолей клеточного центра у большинства представителей
Г) запасной углевод гликоген
Д) гетеротрофный способ питания
Е) наличие разнообразных пластид


1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей клеток, изображенных на рисунке. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют оформленное ядро
2) являются гетеротрофными
3) способны к фотосинтезу
4) содержат центральную вакуоль с клеточным соком
5) накапливают гликоген


2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) форма клетки поддерживается тургором
2) запасающее вещество – крахмал
3) клетка не имеет центриолей
4) клетка не имеет клеточной стенки
5) все белки синтезируются в хлоропластах


3. Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики клетки, изображенной на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) крахмал
2) митоз
3) мейоз
4) фагоцитоз
5) хитин


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) клетки всегда одиночные
2) питаются осмотрофно
3) белок синтезируют рибосомы
4) содержат стенку из целлюлозы
5) ДНК находится в ядре


Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеет гликокаликс
2) имеет клеточную стенку
3) питается автотрофно
4) содержит клеточный центр
5) делится митозом

В форме какого соединения клетки различных организмов запасают глюкозу? Определите два верных утверждения из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Растения запасают глюкозу в форме гликогена
2) Животные запасают глюкозу в форме сахарозы
3) Растения запасают глюкозу в форме крахмала
4) Грибы и растения запасают глюкозу в форме целлюлозы
5) Грибы и животные запасают глюкозу в форме гликогена

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для грибов характерны следующие признаки:
1) являются доядерными организмами
2) выполняют роль редуцентов в экосистеме
3) имеют корневые волоски
4) имеют ограниченный рост
5) по типу питания – гетеротрофы
6) содержат хитин в оболочках клеток

Другие публикации:  Срок действия и хранения наряда

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Их перечисленных признаков выберите те, которые есть у клеток грибов.
1) наследственный аппарат расположен в нуклеотиде
2) клеточная стенка содержит хитин
3) клетка эукариотическая
4) запасное вещество – гликоген
5) клеточная мембрана отсутствует
6) тип питания – автотрофный

1. Выберите три варианта. Клетки цветкового растения отличаются от клеток организма животного наличием
1) оболочки из клетчатки
2) хлоропластов
3) оформленного ядра
4) вакуолей с клеточным соком
5) митохондрий
6) эндоплазматической сети

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В клетках растительных организмов, в отличие от животных, содержатся
1) хлоропласты
2) митохондрии
3) ядро и ядрышко
4) вакуоли с клеточным соком
5) клеточная стенка из целлюлозы
6) рибосомы

Выберите три элемента, характерные только для растительной клетки.
1) митохондрии
2) лейкоциты
3) клеточная стенка
4) крупные вакуоли
5) клеточный сок
6) аппарат Гольджи

Проанализируйте текст «Мхи». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Мхи — это ________ (А) растения, поскольку размножаются спорами, которые образуются в особых органах — ________ (Б). В наших лесах встречаются зелёные мхи, например, кукушкин лён, и белые мхи, например, ________ (В). Для жизнедеятельности мхов крайне важна вода, поэтому они часто встречаются около лесных стоячих водоёмов: озёр и болот. Многовековые отложения мхов на болотах образуют залежи ________ (Г) — ценного удобрения и топлива.
1) низшее
2) коробочка
3) семенное
4) сорус
5) споровое
6) сфагнум
7) торф
8) цветковое

Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) бактериальная, 2) грибная, 3) растительная. Напишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.
А) отсутствие мембранных органоидов
Б) запасающее вещество – крахмал
В) способность к хемосинтезу
Г) наличие нуклеоида
Д) наличие хитина в клеточной стенке

Выберите три признака, отличающие грибы от растений.
1) химический состав клеточной стенки
2) неограниченный рост
3) неподвижность
4) способ питания
5) размножение спорами
6) наличие плодовых тел

Какими особенностями, в отличие от животной и грибной, обладает растительная клетка?
1) образует целлюлозную клеточную стенку
2) включает рибосомы
3) обладает способностью многократно делиться
4) накапливает питательные вещества
5) содержит лейкопласты
6) не имеет центриолей

Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) хлоропласты
2) центральная вакуоль
3) эндоплазматическая сеть
4) митохондрии
5) аппарат Гольджи

Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, присутствуют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) плазматическая мембрана
2) эндоплазматическая сеть
3) жгутики
4) митохондрии
5) хлоропласты

1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания грибной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) ядро
2) хемосинтез
3) клеточная стенка
4) автотрофное питание
5) гликоген

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения грибной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) наличие оформленного ядра
2) наличие целлюлозной оболочки
3) способность к фагоцитозу
4) наличие мембранных органоидов
5) наличие гликогена в качестве запасного вещества

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства растительных клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разнообразные пластиды
2) целлюлозная оболочка
3) центриоли клеточного центра
4) гликокаликс
5) вакуоли с клеточным соком

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства клеток животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) центриоли клеточного центра
2) клеточная оболочка из хитина
3) полуавтономные органоиды
4) пластиды
5) гликокаликс

1. Найдите три ошибки в приведённом тексте и укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются. (2) Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других царств. (3) Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с клеточным соком. (4) В клетках высших растений имеются центриоли. (5) В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах. (6) Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. (7) По способу питания большинство растений автотрофы.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Эукариотические клетки имеют обособленное ядро. (2) В пластидах и митохондриях эукариотических клеток содержатся рибосомы. (3) В цитоплазме прокариотических и эукариотических клеток находятся рибосомы, комплекс Гольджи и эндоплазматическая сеть. (4) Клеточная стенка растительных клеток содержит целлюлозу, клеточная стенка животных клеток – гликоген. (5) Бактериальная клетка размножается с помощью спор. (6) Эукариотическая клетка делится митозом и мейозом. (7) Споры грибов предназначены для размножения.

Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов: 1) Животные, 2) Грибы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в клеточных стенках содержится хитин
Б) наличие мицелия, состоящего из нитей-гиф
В) наличие гликокаликса на мембранах клеток
Г) рост в течение всей жизни
Д) способность к самостоятельному передвижению

Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жёсткая клеточная стенка
Б) активное передвижение в пространстве
В) всасывание питательных веществ поверхностью тела всеми представителями царства
Г) неограниченный рост у всех представителей
Д) внешнее и внутреннее оплодотворение
Е) наличие тканей и органов


Рассмотрите рисунок с изображением этой клетки и определите (А) вид этой клетки, (Б) ее тип питания, (В) органоид, обозначенный на рисунке цифрой 1. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) бактериальная
2) митохондрия
3) автотрофное
4) растительная
5) строительная
6) гетеротрофное
7) животная
8) ядро


Установите соответствие между характеристиками и царствами организмов, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в последовательности, соответствующей буквам.
А) характерен автотрофный тип питания
Б) имеют разнообразные ткани и органы
В) большинство представителей имеют центриоли клеточного центра в клетках
Г) запасное питательное вещество – гликоген
Д) многие представители имеют плодовое тело
Е) являются продуцентами в экосистемах

Процесс размножение спорами у бактерий, водорослей, грибов и растений

Споры — это репродуктивные клетки растений, грибов, водорослей и бактерий. Они, как правило, одноклеточные и обладают способностью развиваться в новый организм. В отличие от гамет в половом размножении, споры не должны сливаться, чтобы происходило размножение. Организмы используют споры для бесполого размножения. Споры также образуются у бактерий, однако бактериальные споры обычно не участвуют в размножении. Эти споры неактивны и защищают бактерии в экстремальных условиях окружающей среды.

Некоторые бактерии образовывают споры, называемые эндоспорами, как средство борьбы с экстремальными условиями окружающей среде, которые угрожают их выживанию. Эти условия включают высокие температуры, засушливость, наличие токсичных ферментов или химических веществ и отсутствие пищи.

Спорообразующие бактерии развивают толстую клеточную стенку, которая является водонепроницаемой и защищает бактериальную ДНК от высыхания и повреждения. Эндоспоры могут выживать в течение длительных периодов времени, пока условия не изменятся и не станут пригодными для прорастания. Примеры бактерий, способных образовывать эндоспоры, включают клостридии (Clostridium) и бациллы (Bacillus).

Споры водорослей

Водоросли производят споры для бесполого размножения. Эти споры могут быть не подвижными (апланоспоры), или подвижными (зооспоры) и перемещаться из одного места в другое с помощью жгутиков. Некоторые водоросли способны размножаться половым или бесполым способом. Когда условия благоприятны, зрелые водоросли делятся и производят споры, которые развиваются в новых особей.

Споры гаплоидные и производятся митозом. Во времена, когда условия неблагоприятны для развития, водоросли подвергаются половому размножению и образовывают гаметы. Эти половые клетки сливаются, чтобы стать диплоидным зигоспорами. Зигоспора останется бездействующей до тех пор, пока условия не станут благоприятными еще раз. В это время зигоспора подвергается мейозу для создания гаплоидных спор.

Некоторые водоросли имеют жизненный цикл, который чередуется между различными периодами бесполого и полового размножения. Этот тип жизненного цикла называется чередованием поколений и состоит из гаплоидной и диплоидной фаз. В гаплоидной фазе структура, называемая гаметофитом, производит мужские и женские гаметы (половые клетки). При слиянии этих гамет образуется зигота. В диплоидной фазе зигота развивается в диплоидную структуру, называемую спорофитом. Спорофит продуцирует гаплоидные споры через мейоз.

Большинство спор грибов выполняют две основных функции: перенесение неблагоприятных условий в состоянии покоя и размножение через рассеивание. Споры грибов могут быть одноклеточными или многоклеточными. Они бывают разных цветов, форм и размеров в зависимости от вида. Споры грибов бывают бесполыми или половыми:

  • Бесполые споры, такие как спорангиоспоры, производятся и удерживаются внутри органов, называемых спорангиями. Другие бесполые споры, такие как конидии, образуются в результате митоза на нитчатых образованиях, называемых гифами.
  • Половые споры включают аскоспоры, базидиоспоры и зигоспоры. Большинство грибов полагаются на ветер, чтобы рассеять споры в областях, где они могут успешно прорастать. Споры способны активно выбрасываться из репродуктивных структур (баллистоспор) или могут быть высвобождены без активного выброса (статисмоспор). Споры переносятся ветром в другие места. Чередование поколений распространено среди грибов. Иногда условия окружающей среды таковы, что необходимо, чтобы грибковые споры были бездействующими. Прорастание после периодов покоя у некоторых грибов может быть вызвано разными факторами, включая температуру, уровень влажности и количество других спор в определенной области. Покой позволяет грибам выжить в стрессовых условиях.
Другие публикации:  Страховка груза на подъеме

Как водоросли и грибы, растения также демонстрируют чередование поколений. Растения без семян, такие как папоротники и мхи, развиваются из спор. Споры производятся внутри спорангий и выпускаются в окружающую среду. Первичной фазой жизненного цикла несосудистых растений, таких как мхи, является генерация гаметофитов (половая фаза).

Фаза гаметофита состоит из зеленой мшистой растительности, а фаза спорофита (бесполая фаза) состоит из удлиненных стеблей со спорами, заключенными внутри спорангий, расположенных на кончике стеблей. У сосудистых растений, которые не производят семена, такие как папоротники, поколения спорофит и гаметофит являются независимыми. Лист папоротника представляет собой зрелый диплоидный спорофит, тогда как спорангии на нижней стороне листьев образовывают споры, которые развиваются в гаплоидный гаметофит.

У цветковых растений (покрытосеменных) и нецветковых семенных растений генерация гаметофитов полностью зависит от доминантного спорофита. У покрытосеменных, цветок вырабатывает как мужские микроспоры, так и женские мегаспоры. Микроспоры содержатся в пыльце, а мегаспоры производятся внутри цветочной завязи. При опылении микроспоры и мегаспоры объединяются, образуя семена.

Видеоурок по биологии «Бактерии. Простейшие. Грибы и лишайники»

Все растения подразделяют на низшие и высшие. Высшие растения подразделяют на споровые и семенные.

Покрытосеменные растения относятся к высшим семенным растениям.

Покрытосеменные очень разнообразны. Среди них имеются вечнозелёные и листопадные деревья, а также кустарники и полукустарники, однолетние и многолетние травы.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.

Все живые организмы, обитающие на Земле, делят на две империи — это неклеточные организмы и клеточные организмы.

А также на два надцарства Прокариоты ― живые организмы, состоящие из клеток, которые не имеют клеточного ядра и мембранных органелл.

Эукариоты ― живые организмы, клетки которых содержат ядро, а также мембранные органеллы.

Отдельно выделяют царства Вирусы и Бактериофаги — неклеточные формы жизни.

А также царство Дробянки (это бактерии и цианобактерии), которые относятся к надцарству Прокариоты.

А надцарство Эукариоты включает царство Растения, Грибы и Животные.

Бактерии — это относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы. Они имеют разные формы.

Некоторые бактерии для передвижения используют реснички и жгутики, которые дают им возможность перемещаться в жидкой среде в поисках более благоприятных условий.

Вспомним строение бактерий. В отличие от клеток растений, животных и грибов, клетки бактерий имеют упрощённое строение и не имеют многих органелл.

Как известно, бактерии очень жизнеспособны, могут выдержать как высокие, так и низкие температуры. И все это благодаря плотной клеточной стенке, которая сохраняет постоянную форму.

Сверху клеточную стенку многих бактерий окружает слизистая структура — капсула бактерий.

Под клеточной стенкой располагается цитоплазматическая мембрана, которая отделяет цитоплазму от клеточной стенки.

Ядра, отделённого от цитоплазмы ядерной оболочкой, в бактериальной клетке нет. Поэтому наследственный материал бактерий располагается прямо в цитоплазме и представлен одной хромосомой — кольцевой молекулой ДНК.

Бактериям, как и любым другим живым организмам, необходимо получение энергии. Большинство бактерий питается готовыми органическими веществами.

И лишь некоторые из них, например синезелёные, или цианобактерии, способны создавать органические вещества из неорганических.

По способу питания бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами, делят на две группы: сапротрофы, которые получают органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов, и паразиты, которые питаются органическими веществами живых организмов.

Бактерии способны быстро делиться. Размножаются они делением одной клетки на две.

В неблагоприятных условиях у некоторых видов бактерий (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) образуются особые клетки — споры.

В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией.

Царство Животные подразделяется на два подцарства:

Одноклеточные, или Простейшие, тело которых состоит из одной клетки, и Многоклеточные, тело которых состоит из множества клеток.

В подцарстве выделяют следующие типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Эвгленозои и Споровики.

Например, к саркожгутиконосцам относится амёба обыкновенная; к инфузориям — инфузория-туфелька; к эвгленозоям — эвглена зелёная; к споровикам — грегарина.

Как мы уже сказали, тело простейшего организма состоит из одной клетки. Эта клетка представляет собой целый организм, который способен самостоятельно существовать, то есть передвигаться, дышать, питаться, размножаться.

Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных — это ядро и цитоплазма.

В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки, — это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть.

Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения, например, выполняет пищеварительная вакуоль, а функцию выделения — сократительные вакуоли.

Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения — порошицу — отверстие, через которое выводятся непереваренные остатки пищи.

Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки, жгутики, реснички.

Большинство простейших имеет гетеротрофный тип питания — они используют готовые органические вещества. Питаются другими простейшими, бактериями и водорослями.

Но некоторые способны к фотосинтезу. Так, эвглена зелёная на свету способна к автотрофному способу питания, а в темноте — к гетеротрофному.

Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза. Фагоцитоз — это захват твёрдых частиц пищи, а пиноцитоз — захват капелек жидкости с помощью ложноножек.

Дыхание одноклеточных простейших осуществляется всей поверхностью тела. В организм простейшего постоянно поступает вода, содержащая кислород, и она удаляется вместе с углекислым газом через сократительную вакуоль.

Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма. Простейшие с наступлением неблагоприятных условий способны образовывать цисту. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, но они могут оставаться жизнеспособными в течение десятков лет до наступления благоприятных условий.

Хотя грибы и выделяют в отдельное царство, они имеют схожие признаки с растениями и животными.

Всё многообразие грибов делится на группы. Наиболее известные — это шляпочные грибы. У них есть шляпка и ножка. А всё вместе — плодовое тело гриба.

Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, а в шляпке они образуют два слоя — верхний, покрытый кожицей, окрашенной в разные цвета, и нижний.

По ножке поступают питательные вещества к шляпке, на которой по мере развития созревают споры. С помощью спор грибы размножаются.

В спорах заключена вся наследственная информация о грибе. Они служат для размножения.

Листьев, стебля, корневой системы у грибов нет. Нет у них и хлорофилла. Грибы, в отличие от растений, питаются уже готовыми органическими веществами.

Шляпочные грибы разделяют на пластинчатые, у которых нижний слой плодовых тел образован пластинками (пластинки — это спорообразующий слой), и трубчатые грибы, у которых нижний слой плодовых тел образован многочисленными трубочками. В трубочках, как в кладовых, хранятся миллиарды спор.

Созревшие споры высыпаются в богатую перегноем почву и прорастают. Из них развиваются тонкие ветвящиеся белые нити грибницы. Грибница внешне похожа на корень и состоит из ветвящихся нитей.

Эти нити состоят из клеток с цитоплазмой и ядром.

Многочисленные нити грибницы пронизывают лесную подстилку и верхний слой почвы, разлагают растительные остатки и получают необходимые питательные вещества. Такие грибы называются сапрофиты.

Между определёнными видами деревьев и грибов устанавливается тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Такая связь называется симбиозом. Гриб снабжает дерево водой и минеральными солями. А дерево даёт грибу органические вещества, например углеводы, которые гриб из-за отсутствия хлорофилла вырабатывать не может.

Таким образом, нити грибницы плотно оплетают корень дерева и даже проникают внутрь его, образуя грибокорень, или микоризу.

Помимо шляпочных грибов существуют и плесневые грибы, дрожжи, грибы-паразиты.

Плесени — это микроскопические грибы. По способу питания они сапрофиты, то есть питаются уже готовыми органическими веществами.

Пожалуй, наиболее часто встречается плесневый гриб мукор, или как его ещё называют белая головчатая плесень. Этот гриб вы наверняка видели.

Он появляется на хлебе, который уже полежал в тёплом влажном месте.

В процессе развития мукора на нитях грибницы появляются головки. Их называют спорангиями, так как они наполнены миллионами спор. Головки созревают, лопаются, и споры вылетают. А попав в благоприятные условия, споры прорастают в грибницу.

Плесень — гриб пеницилл. На него было обращено внимание биологов.

Если посмотреть на гриб под микроскопом, то можно увидеть на концах нитей грибницы целые кисти спор. Споры у пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах нитей грибницы в мелких кисточках.

Гриб пеницилл выделяет особое вещество — пенициллин. Пенициллин — это антимикробный препарат, который приводит к гибели бактерий, используется в медицине.

Дрожжевые грибы — это бесцветные одноклеточные организмы, в каждой клетке которых имеется ядро. Значит, дрожжи не бактерии, а грибы, у которых только нет грибницы. Многие дрожжевые грибы размножаются почкованием.

Среди грибов немало паразитов. Они вызывают различные болезни растений, животных и человека. Вспомним некоторых из них. Картофельный гриб, или фитофтора, поражает листья картофеля и проникает в клубни.

Опасный паразит злаков — гриб головня, который вызывает пыльную головню. Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, ячмень, кукурузу и др. Чёрная пыль на колосьях — это споры гриба.

Споры грибов-трутовиков проникают в дерево через трещины, раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей. Поселяясь на ветвях и стволах деревьев и питаясь содержимым их клеток, многие трутовики губят деревья.

Долгое время лишайники относили к царству Растения, сейчас их относят к царству Грибы.

Лишайники — это группа симбиотических организмов. Тело лишайника — слоевище — состоит из грибов и микроскопических водорослей или цианобактерий.

Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли.

И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.

Гриб от водоросли получает питательные вещества, в основном глюкозу, производимые водорослью в результате фотосинтеза, а также азотсодержащие вещества. А водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Также гриб создаёт водоросли благоприятный микроклимат. Он защищает её от высыхания, закрывая от ультрафиолетового излучения солнца.

Другие публикации:  Договор купли продажи доли в квартире по наследству

По внешнему виду различают лишайники накипные листоватые и кустистые.

Лишайники, как и любые другие живые организмы, размножаются. Размножение их происходит главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Группы клеток образуются внутри тела лишайника, которое затем под давлением разрывается, и клетки разносятся ветром и дождевыми потоками.

Контрольная работа «Грибы и лишайники» 5 класс

Столичный учебный центр
г. Москва

Грибы и лишайники

1. Грибы в отличие от растений

1) размножаются с помощью спор 2) не имеют клеточного строения

3) не способны к фотосинтезу 4) имеют в клетке оформленное ядро

2. В симбиоз с деревьями вступают

1) трутовики 2) бактерии гниения 3) плесневые грибы 4) шляпочные грибы

3. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они

1) совмещают в себе признаки растений и животных

2) совмещают в себе признаки бактерий и животных

3) симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли

4) занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов

4. Какой признак характерен только для грибов?

1) неподвижность 2) наличие гиф 3) наличие клеточной стенки 4) размножение спорами

5. Заболевание картофеля и томатов вызывает гриб

1) головня 2) спорынья 3) фитофтора 4) трутовик

6. Какой организм изображён на рисунке?

1) мукор 2) дрожжи 3) пеницилл 4) спорынья

7. Уменьшение численности шляпочных грибов в лесах некоторых регионов связано с

1) разрушением грибницы при сборе грибов 2) увеличением численности хищников

3) конкуренцией между ними за воду и питательные вещества

4) медленным ростом и недостаточным количеством света

8. Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен.

А) выделяют в особое царство

Б) тело представляет собой слоевище

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

9. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны:

А) жёсткая клеточная стенка

Б) активное передвижение в пространстве

В) всасывание питательных веществ поверхностью тела

Г) неограниченный рост у всех представителей

Д) ограниченный рост

Е) наличие тканей и органов

10. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите букву из текста и номер выбранного слова.

Грибы питаются готовыми органическими веществами. Это сближает их с ___(А). Клеточные стенки, содержащие ___(Б), выполняют опорную функцию. От растений грибы отличает отсутствие ___(В), а сближает неограниченный рост.

Список слов: 1) целлюлоза 2) животное 3) растение 4) хитин 5) митохондрия 6) хлоропласт

11. Рассмотрите изображение гриба и выполните задания .

11.1. Сделайте подписи к рисунку, указав напротив цифр части тела гриба.

11.2. Из каких частей состоит плодовое тело гриба, изображённого на рисунке?

11.3. В приведённом ниже списке перечислены названия грибов. Все они, за исключением одного, относятся к одной группе. Выпишите название того гриба, который «выпадает» из общего ряда и относится к другой группе грибов. Объясните свой выбор.

Подосиновик, рыжик, дрожжи, сыроежка.

11.4. В зрелых плодовых телах развиваются споры, которые, попав в почву, прорастают. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, раздражимость, питание, выделение, размножение.

12. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание некоторых органических веществ в составе грибов и их калорийность

12.1. У какого гриба наименьшая калорийность?

12. 2. Какие два вида грибов содержат наибольшее количество белков?

13. Подпишите названия грибов, предложенных на рисунках.

А) Б) В) Г)

Грибы и лишайники

1. В чем сходство грибов с растениями?

1) содержат в оболочках клеток хитин 2) неограниченно растут в течение всей жизни

3) потребляют готовые органические вещества 4) минерализуют органические остатки

2. Трутовик, обитающий на берёзе,

1) улучшает азотное питание дерева

2) разрушает ткани дерева, используя для питания органические вещества

3) улучшает всасывание деревом воды и минеральных веществ из почвы

4) обеспечивает дерево органическими веществами

3. Лишайники – пример симбиоза

1) бактерий и вирусов 2) вирусов и дрожжей 3) грибов и водорослей

4) бактерий и дрожжей

4. Только для царства грибов характерно

1) развитие из соматической клетки 2) наличие мицелия и плодового тела

3) размножение спорами 4) приспособление к симбиозу

5. Заболевание пшеницы и ржи вызывает гриб

1) головня 2) мукор 3) фитофтора 4) трутовик

6. Какой организм изображён на рисунке?

1) мукор 2) дрожжи 3) пеницилл 4) спорынья

7. При сборе шляпочных грибов нельзя повреждать грибницу, так как она

1) участвует в половом размножении 2) плотно оплетает корни растений

3) служит местом образования спор 4) обеспечивает рост и развитие плодового тела

8. Установите соответствие между характеристикой и группой грибов, к которой она относится.

А) образуют плодовые тела

Б) образуют на концах гифов головки со спорами

В) развиваются на пищевых продуктах

Г) используются для получения антибиотиков

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

9. Установите соответствие между характеристикой организмов и их принадлежностью к определённому царству.

А) клеточная стенка включает хитиноподобное вещество

Б) размножаются спорами

В) обладают неограниченным ростом

Г) поглощают вещества в виде твёрдых частиц

Д) клетки тела не имеют клеточной стенки

Е) имеют тело, представленное мицелием (грибницей)

10. Вставьте в текст «Симбиоз растений и грибов» пропущенные слова из предложенного списка. Впишите букву из текста и номер выбранного слова на место.

СИМБИОЗ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

Многие грибы растут под определёнными деревьями, и это не случайно. Такие грибы образуют с корнями растения специальный орган — микоризу, в котором корни растения переплетаются с ____(А) гриба. Гриб получает от растения ___(Б), а растение от гриба — воду и растворённые в ней ___ (В).

Список слов: 1) плодовое тело 2) грибница 3) корни 4) углекислый газ

5) органические вещества 6) минеральные соли

11. Рассмотрите изображение гриба и выполните задания .

11.1. Сделайте подписи к рисунку, указав напротив цифр части тела гриба.

11.2. Из каких чего состоит вегетативное тело гриба, изображённого на рисунке?

11.3. В приведённом ниже списке перечислены названия грибов. Все они, за исключением одного, относятся к одной группе. Выпишите название того гриба, который «выпадает» из общего ряда и относится к другой группе грибов. Объясните свой выбор.

Мухомор, боровик, ложный опенок, лисичка.

11.4. Гифы грибницы, оплетают корни растения и поглощают из них органические вещества. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Дыхание, раздражимость, питание, выделение, размножение.

12. Используя приведённую ниже таблицу, ответьте на вопросы.

Содержание некоторых органических веществ в составе грибов и их калорийность

12.1. Какого вещества в грибах меньше всего?

12. 2. Какие два вида грибов имеют наименьшую калорийность?

13. Подпишите названия грибов, предложенных на рисунках.

А) Б) В) Г)

Контрольная работа. Грибы и лишайники

1. 1 – плодовое тело

12.2. Белый, подберезовик

Г – бледная поганка

11.3. боровик (трубчатый)

12.2. сыроежка, масленок

№ 8 – 9: 0 – 2 балла

№ 11: 0 – 4 балла (каждое задание 1 балл – все выполнено верно).

№ 13: 0 – 2 балла (2 – 0 ошибок, 1 – 1 ошибка)

Номер материала: ДБ-1368790

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Еще статьи:

  • Приказ 736 от 2007 г Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ […]
  • А приказ минздравсоцразвития рф от 01102008 n 541н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные […]
  • Приказ 347 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 […]
  • Приказ 1013 минздрава Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными […]
  • Статья ук применение насилия в отношении представителя власти Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть первую […]
  • Приказ 357 н минздравсоцразвития ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И […]
Грибы в отличие от растений размножаются с помощью спор