Экологическое право

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собст­венности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на поль­зование — лицензий. Лицензирование — это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например, заготов­ку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разра­ботку земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр — лицензии на пользование недрами, жи­вотного мира — долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха — разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия вы­дачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» 1998 г ., «О животном мире», Вод­ным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др., а также подзаконными нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружаю­щей среды 1996 г ., Положением о лицензировании пользования недрами 1992 г ., Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков 1996 г . и др.

В содержание лицензий на право пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте, субъ­екте права природопользования, о целях и способах использования природ­ного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окру­жающей природной среды и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными орга­нами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Мини­стерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура предостав­ления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукци­онов (например, при получении концессии на пользование недрами и леса­ми) или последующее заключение договора на пользование природным ре­сурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование * .

* Конкретный порядок предоставления природных ресурсов в пользование рассматрива­ется в соответствующих главах данного учебного пособия, посвященных правовому ре­жиму земель, лесов, вод, недр и т. д.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, уста­новленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования. Так, согласно ст. 53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование может быть аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного органа управления использова­нием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права водо­пользования, предусмотренным Водным кодексом.

Экологическое лицензирование

Экологическое лицензирование — это совокупность выдающих лицензии экологических инстанций, законодательных актов и процессуальных норм. Экологическое лицензирование строится исходя из объекта лицензирования:

  1. Если имеет место использование природного ресурса (эксплуатация/добыча/разработка), то требуется лицензия на природопользование.
  2. Если производится деятельность, связанная с природным ресурсом, требуется лицензирование видов деятельности по обращению с данным ресурсом.
  3. При оказании предприятием негативного воздействия на окружающую среду также требуется лицензия. Пример: лицензия на отходы.

Лицензирование различных сфер деятельности имеет место, когда выдаются разрешения на пользование недрами, подземными-надземными водами, земельных массивов, атмосферного воздуха.

По видам деятельности различают использование ресурса для личных нужд, для целей бизнеса — на этапе строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации.

В основном, все лицензии и разрешения прописаны в федеральном законе «О лицензировании … видов деятельности». Некоторые виды деятельности подпадают под действие экологических кодексов и иных положений о лицензировании.

Виды экологического лицензирования

Как правило, для предприятий крупного-среднего бизнеса экологическое лицензирование заключается в получении следующих документов:

В лицензии (на отходы или недра) указывается объем, вид природного ресурса или отхода и срок действия. Лицензия не продлевается, по истечении срока подаются документы на новую лицензию. Право на приостановление или аннулирование лицензии есть только у государственных органов, выдавших ее.

Экологическое лицензирование подразумевает обоснование с точки зрения нормативов, установленных законодательно (закон о природопользовании).

Лицензия на отходы с 1 января 2016

С 1 июля 2015 действуют новые поправки к закону о лицензировании обращения с отходами. По закону лицензия на отходы 1-4 классов необходима с 1 января 2016 года — по всем видам деятельности по обращению с отходами.

Законодательство на тему экологического лицензирования

Федеральный Закон № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ст. 30

Закон РФ от 10.06.93 г. «О сертификации продукции и услуг»

Мы проводим бесплатное консультирование по вопросам лицензирования. Обращайтесь!

Лицензия на отходы

С июля (01.07.2016) года устанавливается лицензирование отходов от 1 до 4 классов опасности в соответствии с вводимым в действие законом №458-Ф3 и постановлением от 3 октября 2015 г. № 1062. Согласно этому закону все юридические лица обязаны по всем шести разновидностям деятельности, оговоренным для отходов 1-4 классов опасности, иметь соответствующую лицензию на отходы. До выхода данного закона лицензированию подлежали только обезвреживание отходов и их размещение, а теперь лицензируется также сбор, транспортировка, обработка и утилизация отходов. Иметь лицензию будет необходимо с 1 января 2016 года.

По сути, выход нового закона означает возврат к нормам, которые были в действии 2,5 годами ранее. Их в свое время упразднили, стремясь к упрощению процедур оформления. Сейчас же контроль вновь ужесточается.

Срок действия новых лицензий: неограничен!

Видеообращение начальника управления государственного экологического надзора РОСПРИРОДНАДЗОРА Натальи Соколовой

На какие виды деятельности требуется лицензия по отходам

Лицанзия будет выдаваться на все виды деятельности, связанные с отходами. Если предприятие занимается несколькими такими видами, в лицензии указывается список всех таких действий.

Лицензия на сбор отходов. Это — первый этап, связанный с обращением отходов. Пример — поступление в бизнес-центре отходов от арендаторов. Временное складирование, накопление отходов на время до 6 месяцев лицензированию не подлежит, хотя и проверяется соответствие требованиям законов по охране окружающей среды и обеспечение санитарно-эпидемиологической обстановки для населения.

Лицензия на транспортирование отходов. Это означает перемещение отходов за пределы участка земли, принадлежащего юридическому лицу или ИП. Внутри участка перемещать отходы можно без получения лицензии.

Лицензия на обработку отходов. К обработке относится любая переработка отходов в ходе их подготовке к утилизации — очистка, разборка, сортировка.

Лицензия на утилизацию отходов. Это означает применение отходов для производства продукции или выполнения работ. Бумажные отходы, к примеру, могут использоваться для изготовления из них упаковки.

Лицензия на обезвреживание отходов. Обычно это представляет собой сжигание отходов или выполнение действий, направленных на снижение опасности для окружающей среды. Если отходы сжигаются с целью отопления, это не является их обезвреживанием.

Лицензия на размещение отходов. Это моет быть хранение их или захоронение. Хранят на подготовленных местах до 11 месяцев перед утилизацией или захоронением, а захоронение — последний этап действий с отходами: помещение в хранилища, изолированные от окружающей среды.

Не подлежат лицензированию:

  • накопление отходов, относящихся к 1-4 классам опасности;
  • все действия с наименее опасными отходами 5-го класса опасности.

Лицензироваться обязаны все юрлица и ИП, ведущие деятельность, связанную с отходами.

Мы уже получили новую лицензию: образец

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.
Другие публикации:  Билайн доверенность на получение сим карты образец

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.

Требования для получения лицензии по обращению с отходами

  • наличие специально оснащенных объектов или помещений для помещения в них отходов, а также знаков, маркирующих вывозящие отходы транспортные средства;
  • при работе с отходами 1-4 класса должны быть сертификаты о профессиональной подготовке в соответствующих областях;
  • налаженный производственный контроль выполнения процедур обращения с отходами;
  • наличие санэпидзаключений Роспотребнадзора о соответствии объектов и имущества, предполагаемых к использованию для работы с отходами, установленным правилам;
  • наличие паспортов на отходы;
  • заключение Госэкспертизы по проектам указанных объектов.

Как получить лицензию на отходы самостоятельно?

Получить лицензию на отходы можно самостоятельно, обращаясь во все инстанции и получая необходимые справки. Этот процесс длительный и не гарантирующий положительный результат.

При любой сфере деятельности оформление лицензии по отходам 1-4 классов опасности потребует подготовки следующих документов:

  • устав организации и свидетельство о госрегистрации;
  • свидетельство о постановке на учет в ИНН;
  • подтверждение записи в ЕГРЮЛ;
  • письмо о постановке на учет в ЕГРПО;
  • документы о владении или аренде землей и помещением;
  • договоры на снабжение водой, энергией, теплом;
  • договоры на обращение с отходами;
  • договор дератизации помещений;
  • приказ, назначающий ответственного за обращение с отходами;
  • подтверждение профподготовки лиц, допущенных к работе с отходами;
  • программа учреждения образования, в котором готовились специалисты по обращению с отходами, номер лицензии этого учреждения;
  • проект по отходам ПНООЛР, лимиты размещения и паспорта опасных отходов;
  • форма 2-ТП с расчетом платы на воздействие на окружающую среду;
  • санэпидзаключение по выбросам в воздух и в воду, соответствующие разрешения;
  • программа контроля производства по отходам;
  • план размещения площадки;
  • карта-схема размещения сооружений и зданий с указанием мест временного складирования отходов;
  • количество и виды деятельности арендаторов;
  • пояснительная записка с описанием всех подразделений и их деятельности;
  • перечень подлежащих лицензированию отходов.

Кроме этого, управления Роспотребнадзора могут устанавливать дополнительные требования к предоставляемым материалам, не оговоренные законом.

Как получить лицензию на отходы быстро и недорого?

Обратиться в компанию «Экологическое проектирование» и получить там:

  • бесплатную оценку вашей ситуации;
  • бесплатное направление специалиста для актуализации информации;
  • оптимальные сроки и цены решения вопроса;
  • набор документов, полностью составленный и согласованный;
  • многолетние консультации в будущем;
  • адекватную цену на получение лицензии с помощью нашей компании.

Экологическая политика предприятия (примерный образец)

Экологическая политика предприятия (примерный образец)

Принявший орган: None

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Экологическая политика предприятия (примерный образец)

Образец экологической политики предприятия является примерным. Он может быть дополнен или изменен в соответствии со спецификой деятельности вашего предприятия и целями в области охраны окружающей среды.

Характеристика предприятия (направление отрасли, к которой относится деятельность предприятия, специфика и особенности деятельности и т.д.).

Экологическая политика «Название предприятия» определяет принципы, цели, задачи и основные направления деятельности предприятия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическая политика «Название предприятия» основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах и стандартах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Целью экологической политики «Название предприятия» является экологически безопасное и устойчивое развитие предприятия на ближайшую перспективу и в долгосрочном периоде в процессе своей деятельности, при которой обеспечивается максимальное снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также сохранение природных условий в районах осуществления хозяйственной деятельности.

Основными направлениями экологической политики «Название предприятия» являются:

  • повышение экологической безопасности производственных процессов;
  • сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в сточные воды, уменьшение объемов образования отходов.

В своей деятельности «Название предприятия» руководствуется следующими принципами:

  • выполнение требований законодательства Российской Федерации, международных договоров в области охраны окружающей среды, правил и стандартов в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет повышения экологической безопасности объектов, оказывающих негативное воздействие;
  • постоянное улучшение природоохранной деятельности и системы экологического менеджмента;
  • рациональное использование природных ресурсов на всех этапах производственной деятельности;
  • осуществление предупреждения загрязнений окружающей среды;
  • учет отдаленных экологических последствий при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • обучение персонала предприятия работе в системе охраны окружающей среды и регулярное проведение переобучения;
  • обеспечение принципа гласности и доступности экологической информации о хозяйственной и природоохранной деятельности «Название предприятия».
  • учёт требований общественности и мнений других заинтересованных сторон по обеспечению экологической безопасности и окружающей среды.

Соблюдение положений экологической политики «Название предприятия» считает залогом обеспечения экологической безопасности своей деятельности.

Экологическая политика подлежит пересмотру, корректировке и совершенствованию при изменении приоритетов развития и условий деятельности предприятия.

Директор предприятия _______________ ______________
(подпись) (Ф.И.О.)

Лицензия Росгидромета – нужна или нет?

В Российской Федерации подлежит лицензированию деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (подп. 45 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). При этом предусмотрено исключение: не лицензируется подобная деятельность, осуществляемая в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства или реконструкции объектов капитального строительства.

Во исполнение указанного федерального закона, Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1216 было утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). В соответствии с п. 2 этого положения деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

  • определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;
  • определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;
  • подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);
  • формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Как показывает анализ правоприменительной практики, испытательные лаборатории и иные хозяйствующие субъекты, проводящие регулярные исследования поступающих к ним отобранных образцов атмосферного воздуха, воды или почвы нередко сталкиваются с претензиями контролирующих органов о проведении таких испытаний в отсутствии у них лицензии.

В 2016 году было подписано Письмо Минприроды России от 24 февраля 2016 г. №14-47/3703 «О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях». В этом письме содержалось разъяснение, что для проведения испытательной лабораторией натурных исследований атмосферного воздуха и измерения физических факторов воздействия на атмосферный воздух в соответствии с действующим законодательством необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

Текст письма не носит нормативный характер и официально опубликован не был. Тем не менее в материалах правоприменительной практики можно встретить ссылки на него или дословное воспроизведение содержащегося в нем текста (решение Ульяновского УФАС России от 7 июля 2017 г. по делу № 14-250/03-2017, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2017 г. № 09АП-29515/2017 по делу № А40-63758/17).

Следует также обратить внимание, что вышеуказанное разъяснение не носит универсального характера и должно рассматриваться, как минимум, с учетом нормы ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее – Закон № 113-ФЗ), в которой под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Другие публикации:  Расторжение договора страхования осаго возврат страховой премии

Согласно письму Росгидромета от 3 августа 2015 г. № 140-05247/15и деятельность по осуществлению систематического наблюдения водопользователем за водным объектом также не относится к деятельности в области метеорологии и смежных с ней областях и по этой причине не требует лицензирования.

Следует также учитывать, что проведение анализа предоставленных образцов не равнозначно получению результатов об уровне их загрязнения. Если в первом случае получаемые результаты носят количественный характер (выявление фактического значения присутствия конкретного элемента в образце), то во втором, качественный (комплексный вывод о степени загрязненности объекта, его соответствии или несоответствии установленным требованиям).

Следует напомнить, что в соответствии с требованиями п. 5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 «Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)» (утв. приказом Росгидромета от 22 декабря 2011 г. № 1659-ст) оформляемый Испытательной лабораторией Протокол испытаний должен содержать:

  • необходимые сведения о применяемых методах, средствах и условиях испытаний;
  • результаты испытаний;
  • ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми проводились испытания.

Каких-либо выводов о степени загрязнения исследуемого образца такой протокол не содержит и по действующим правилам не может содержать.

Действующий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 не требует обязательного включения в протокол значений норм из ТУ, стандартов, ПДК и аналогичных документов, устанавливающих допустимые лимиты присутствия какого-либо элемента в образце.

Не обязательным является и включение в протокол испытаний каких-либо выводов, мнений или толкований. Но даже если такие выводы протокол содержит – это не равнозначно заключению о соответствии.

Вывод о степени загрязнения исследуемого образца может быть сделан как на основании одного протокола испытаний, так и их совокупности, в том числе на основании протоколов, полученных по результатам разных испытаний от разных лабораторий. Достаточно часто, для получения подобного вывода предусмотрена определенная расчетная или иная процедура, выполняемая по определенному, утвержденному в соответствующем документе алгоритму. Все эти действия, выполняются, как правило, уже вне стен Испытательной лаборатории и не ее персоналом.

Таким образом, для осуществления Испытательной лабораторией деятельности направленной на определение соответствия качества воды, воздуха, почвы требованиям нормативных документов (включая, например, требования СанПиН 2.15.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» и ГН 2.1.5.1315-03 и др.) вполне достаточно факта аккредитации Испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июля 2017 г. № Ф08-4092/2017 по делу № А01-2244/2016).

Протоколы лабораторных испытаний, не свидетельствуют о проведении работ по определению уровня загрязнения, если в них не содержатся ссылки на Руководящие документы или Методические указания по методам комплексной оценки степени загрязнения или порядку проведения расчета условных фоновых концентраций химических веществ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2016).

Также следует учитывать, что одним из обязательных условий для обладателя лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства является обязательная передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со ст. 16 Закона № 113-ФЗ.

Соблюдение данного требования для Испытательной лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации представляется затруднительным и по той причине, что на основании п. 4.5.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 «Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)» для передачи результатов исследований третьим лицам требуется обязательное согласие на это Заказчика испытаний.

Этот фактор учитывается и в правоприменительной практике. Так, не подлежащей лицензированию, признавалось выполнение испытательной лабораторией работ в случаях, когда представленные в проекте НДС сведения по анализу отбора проб были выполнены только для нужд предприятия и не предназначались для передачи третьим лицам (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017).

Также следует учитывать, что лицензированию соответствующий вид деятельности подлежит лишь в тех случаях, когда они выполняются для третьих лиц как самостоятельные работы или услуги, имеющие самостоятельное законченное значение. Если же этот фактор не учитывать, то, как верно было отмечено в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2016 г. № Ф08-8072/2016 по делу № А53-15321/2016 обязательной лицензии на определение метеорологических характеристик окружающей среды требовали и действия физических лиц, определяющих для личных нужд температуру воздуха с использованием бытового (оконного) термометра или направление ветра с использованием компаса или обычного флюгера впоследствии поделившихся полученными данными с другими пользователями на своей страничке в Интернете.

Таким образом, анализ современной правоприменительной практики позволяет сделать выводы, об отсутствии необходимости обязательного получения лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства в случаях, если целью выполняемых работ или оказываемых услуг является:

  • производственный контроль и проведение лабораторных исследований (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2018 г. № 15АП-1575/2018 по делу № А53-34219/2017, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2017 г. № 15АП-3258/2017 по делу № А01-2244/2016);
  • забор проб и их количественный химический анализ в целях производственного экологического контроля (контроля за изменением состояния природного объекта в результате воздействия на него предприятием), для последующего представления полученных результатов в государственный орган, осуществляющий государственный мониторинг водных объектов (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2015 г. № 18АП-11557/2015 по делу № А07-14629/2015);
  • инвентаризация источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая проведение комплекса работ по определению и инвентаризации видов источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии; определение перечня загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от источников предприятия; краткую характеристику объекта как источника загрязнения атмосферы (ИЗА); проведение расчетов и определение предложений по нормативам ПДВ; подготовка рекомендаций по контролю за соблюдением нормативов ПДВ на предприятии; оформление и согласование проекта ПДВ (решение Ульяновского УФАС России от 7 июля 2017 г. по делу № 14-250/03-2017);
  • оказание услуг по разработке природоохранной документации и оказание консультативных услуг (включая проведение комплекса работ по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; Проведение инвентаризации мест хранения отходов; разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; сопровождение согласования проекта работ, в уполномоченных на то государственных и иных органах и организациях; оказание консультативных услуг (в том числе юридического характера) в природоохранной области; координация деятельности в области экологии, оказание квалифицированного содействия по вопросам природопользования, контроль за соблюдением требований экологического законодательства и персональные консультации сотрудников) (решение Липецкого УФАС России от 13 декабря 2016 г. по делу № 332м/16);
  • разработка и согласование проекта нормативов допустимого сброса (НДС) загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект для сооружений очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод;
  • изготовление справки о гидрологической характеристике водного объекта в рамках инженерных изысканий по подготовке проектной документации к договору водопользования (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2016 г. № 11АП-4739/2016 по делу № А55-30204/2015);
  • выполнение инженерных изысканий в целях подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории (письмо Минрегиона России от 23 июля 2014 г. № 10237-ЕЧ/02).

Лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства необходима в случаях:

  • выполнения работ по разработке проекта санитарно-защитных зон (решение Тюменского УФАС России от 16 декабря 2013 г. по делу № 478-01);
  • оценки аэротехногенного загрязнения природных сред химическими элементами;
  • оказания услуг по проведению государственного мониторинга водных объектов (решение Иркутского УФАС России от 29 августа 2014 г. по делу № 1800);
  • определения качества воды в водном объекте (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017);
  • проведения химического анализа воды в рамках выполнения «Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной» (решение Вологодского УФАС России от 1 апреля 2015 г. по делу №5-2/67-15);
  • проведения работ по определению гидрологических характеристик окружающей среды (например, сбор сведений о колебаниях уровня воды на установленных пунктах наблюдений);
  • наблюдения за поверхностными водными объектами и определение индекса загрязнения поверхностных вод (решение Тюменского УФАС России от 29 февраля 2012 г. по делу № 42);
  • выполнения работ по мониторингу качества природных и сточных (дренажных) вод, сбрасываемых в водные объекты;
  • оказания услуг по созданию наблюдательной сети и осуществлению мониторинга подземных и поверхностных вод на областном полигоне экологического мониторинга;
  • проведения комплекса работ, связанных с получением объективной информации о качестве вод, с целью оценки современного состояния уровня загрязненности трансграничных вод, установления тенденции изменения качества вод по сезонам года, прогнозирования возможных изменений качества вод, оценки влияния крупных притоков на качество вод;
  • осуществления деятельности по определению уровня радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2016 г. № Ф05-3032/2016 по делу № А40-128722/2015).
Другие публикации:  Компенсация росгосстрах банка

При этом, работы (услуги) подлежат лицензированию, как вид деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках гидрометеорологии (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2017 г. № 06АП-4023/2017 по делу № А73-2669/2017).

При размещении заявок о государственных и муниципальных закупках наименование объекта закупки, или техническое задание в обязательном порядке должны содержать указание, что требующиеся заказчику услуги по проведению количественного химического анализа необходимы ему именно для цели последующего определения уровня загрязнения природных объектов. Наличие подобного указания для исполнителей будет означать, что для выполнения этих услуг у них должна быть соответствующая лицензия.

Если же в подобной ситуации объект закупки был обозначен заказчиком, например, как «Услуги по проведению количественного химического анализа речной воды» – то такое описание объекта закупки признается нарушающим требования ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (решение Вологодского УФАС России от 1 апреля 2015 г. по делу № 5-2/67-15).

Экологическое лицензирование

Классификация экологического права природопользования в зависимости от наличия разрешительной документации определяет два вида возможности использования природных ресурсов человеком и обществом: право специального природопользования и право общего природопользования.

Право общего природопользования позволяет всем гражданам РФ пользоваться бесплатно и свободно природной средой страны. Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения.

Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так использование земельного участка для жилищного или иного строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек.

В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование. Оформление лицензии требуется при возникновении права пользования объектами животного мира, участком недр, участком лесного фонда, комплексного природопользования. Оно предусматривает выдачу специальных документов разрешительного характера на пользование индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами отдельными видами природных ресурсов, относящихся к общественному достоянию.

В разрешительном документе экологического лицензирования указывается вид и объём деятельности в области пользования природными ресурсами и хозяйственной деятельности. Определяются экологические требования, направленные на ограничение вредных воздействий и предусматриваются вероятные последствия, если происходит нарушение требований. Экологическая лицензия направлена на законное осуществление безопасной деятельности предприятия.

Экологическое лицензирование предусматривает разные виды разрешительных документов, например:

  • При оформлении разрешения на комплексное природопользование выдается, как правило, лицензия;
  • Если речь идет о предельно допустимых выбросах в атмосферу вредных веществ, то происходит оформление разрешения;
  • Для того чтобы осуществить законную вырубку леса или других зеленых насаждений требуется оформить лесорубочный билет или иначе – ордер;
  • Экологическое лицензирование предусматривает анализ деятельности и возможностей соискателя исполнять экологические нормы, предусматривает оформление разрешения не только на природопользование, но и на осуществление других хозяйственных работ на указанных в документе природных объектах.

Экологическое лицензирование основывается на множестве законом и подзаконных актах, в том числе это следующие законодательные документы:

  • ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» года выпуска 2001;
  • С 3 ноября 2011 года ему на смену придет новый ФЗ № 99, имеющий аналогичное название. Виды лицензирования, относящиеся к экологическому лицензированию, практически не претерпели изменений и в новом законодательном документе;
  • ФЗ № 52 «О животном мире»;
  • ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
  • ФЗ № 74 — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года;
  • ФЗ № 2395-1, принятый 21.02.1992 года «О недрах». Последние изменения в него были внесены в 2011 году. Также множество других документов.

К экологическому лицензированию относят следующие разновидности разрешительных документов:

Лицензия на отходы

Любая человеческая деятельность связана с образованием отходов (бытовых, производственных и другого характера). Существуют такие отходы, которые могут нанести значительный вред не только человеку, но и окружающей природе. Чтобы регламентировать все процессы, связанные с возникновением, хранением, накоплением, перевозкой, утилизацией, использованием таких вредных отходов введена система лицензирования вредных и опасных отходов.

В этом случае экологическое лицензирование направленно на сбор доказательств того, что организация или предприятие имеют все возможности и ресурсы, чтобы обезопасить общество от этих вредных отходов. Оформить такой вид лицензии можно в Ростехнадзоре, как в центральном аппарате, так и в территориальных его органах. Порядок этого экологического лицензирования определен в соответствующем Положении о лицензировании.

Лицензия на металлы

Разрешение такого рода требуется любой организации, когда ее деятельность связана с любыми видами работ с металлами, как черными, так и цветными. Лицензия на металлолом выдается в Департаменте (или отделе) природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти. Без наличия экологического лицензирования не разрешены законом: заготовка или скупка лома и металла его хранение, любые виды переработки (измельчение, резка, переплавка, разделка, прессовка), а также перепродажа лома черных и цветных металлов.

Лицензирование недропользования

Если организация занимается исследованиями процессов, происходящих в земле, разработкой, изучением или разведкой месторождений полезных ископаемых, научными исследованиями закономерностей возникновения месторождений и т.д. Разрешительный документ, указывает конкретный участок, на который распространяется действие экологического лицензирования.

Наличие лицензии дает право на разработку и изучение участка, а также разрешает добычу полезных ископаемых, которые обнаружены на лицензионном участке. Такой документ можно оформить в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальных отделениях.

Следует иметь в виду, что лицензирование недропользования, а также использование других природных ресурсов — лесов, объектов животного и растительного и мира не регулировалось уже ФЗ № 128 «О лицензировании…». Выдача разрешений в указанных сферах деятельности осуществляется на базе других законодательных актов. ФЗ № 99 в данном случае не изменил ситуацию.

Лицензия на пользование водными ресурсами

Для того чтобы можно было использовать природную воду из глубинных подземных источников, кроме наличия экологического лицензирования на недропользование, требуется оформить специальный разрешительный документ на использование подземных вод. Только после этого можно приступать к бурению скважин, так называемых артезианских.

Еще статьи:

  • Кондраков нп бухгалтерский учет на малых предприятиях учебное пособие Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу Глава 17.УЧЕТ ЦЕННОСТЕЙ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ 17.1. […]
  • Налог на имущество нко на усн Особенности налогообложения некоммерческих организаций Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми […]
  • Увольнение несовершеннолетнего по тк рф Статья 269 ТК РФ. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора Новая редакция Ст. 269 ТК РФ Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до […]
  • Отчетность общественной организации за 2019 год Сроки сдачи отчетности в Минюст для НКО в 2019 году Некоммерческая организация (НКО), как следует из названия, не является коммерческой, то есть созданной для получения прибылей и распределения их между участниками. […]
  • Заявление получение инн образец Заявление на получение ИНН физическому лицу Как выглядит данный документ? Где его взять? И о каких основных принципах нужно помнить, приступая к заполнению бланка заявления? Об этом далее. Скачать для просмотра и […]
  • Заместитель прокурора вологодской области Заместитель прокурора вологодской области Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09.12.2013 №1135-к первым заместителем прокурора Вологодской области назначен Фирсов Сергей Анатольевич. Свою трудовую […]
Экологическая лицензия образец