К нормам международного права относятся нормы

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.

Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

1) по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений:

а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;

б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.

2) по способу(методу) правового регулирования: а)диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.

§ 3. Виды норм международного права

Международно-правовые нормы неоднородны по содержа­нию и форме. Их можно классифицировать по различным осно­ваниям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально закрепленные и существующие без фик­сации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним относятся договорные нор­мы и нормы, содержащиеся в актах международных конферен­ций и международных организаций. Различие между этими нор­мами обусловлено различием между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распро­страняет свое действие на каждое участвующее в нем государ­ство. Права и обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной конференции или организации и за­крепленные в них права и обязанности исходят от коллектив­ного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника в отдельности. Воля государств, воплощенная в нормах этих актов, в большей мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность. И переговорно-договорная процедура создания норм, и сами правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают со­временному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально не закрепленным, относятся обычные международно-правовые нормы. Они формируются и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъ­ектов и существуют в практике. Словесное выражение они об­ретают в правоприменительных актах — решениях судебных, арбитражных и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных ор­ганизаций.

Они могут стать договорными в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неуча­ствующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, докумен­тально зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством практических действий, т. е. обычным путем (например, при­знание положений договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положения­ми актов международных организаций или конференций, кото­рые принимались как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются:

нормы относительно порядка заключения, реализации и испол­нения международных договоров — право международных до­говоров; нормы, определяющие правовое положение космиче­ского пространства, Луны и других небесных тел, — космиче­ское право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международ­ной безопасности и т. д.

По субъектно-территориальной сфере действия нормы ме­ждународного права можно разделить на универсальные и ло­кальные.

Универсальные нормы — это нормы, регулирующие от­ношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми госу­дарствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объ­единены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или всеми государствами потому, что в объекте регулируемых ими отношений заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных от­ношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав Организации Объединенных Наций, Вен­ская конвенция о дипломатических сношениях, Международ­ные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают импе­ративные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как «неоспоримое право». Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма обще­го международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть из­менена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обуслов­лена характером объекта регулируемых ею отношений, кото­рый представляет интерес для всего международного сообще­ства, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодейст­вующих между собой государств. Нарушение этой нормы вле­чет или может повлечь причинение ущерба правам и интере­сам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействитель­ными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-прин­ципы международного права: неприменения силы и угрозы си­лой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутрен­ние дела, добросовестного выполнения международных обяза­тельств и др.

Принципы международного права в системе международ­но-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъек­тов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.

2. Принципы международного права являются наиболее общими нормами. Их содержание многогранно; оно раскрыва­ется посредством, конкретизирующего нормотворчества. Закре­пленные в общем виде в Уставе ООН принципы международно­го права детализируются рядом международно-правовых ак­тов, прежде всего Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудниче­ства между государствами в соответствии с Уставом Организа­ции Объединенных Наций, 1970 г., Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что прогрессивное развитие и кодификация принципов будут способствовать обеспечению их более эффек­тивного применения в рамках международного сообщества.

3. Принципы являются общепризнанными нормами, обя­зательными для всех государств. Устав ООН провозглашает в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для госу­дарств — членов Организации, оговаривая в п. 6 этой статьи, что «организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими прин­ципами, поскольку это может оказаться необходимым для под­держания международного мира и безопасности».

4. Принципы — это императивные нормы jus cogens , обла­дающие высшей юридической силой. Все другие нормы должны им соответствовать. Такое качество принципов позволяет обес­печить стабильность международного правопорядка и между­народную законность.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, оп­ределяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании косми­ческого пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах ме­ждународного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других прин­ципов. ,

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отноше­ния в рамках определенной группы государств, а также меж­ду двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес пре­жде всего для определенных государств, на взаимосвязи кото­рых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием «локальные нормы» охватываются как двусто­ронние, так и многосторонние, но не имеющие характера все­общности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находя­щимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации со­держания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и мень­шей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратеги­ческих наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранитель­ные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться диплома­тическими представительствами). Охранительные (обеспечи­тельные) нормы призваны гарантировать реализацию регуля­тивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

По характеру субъективных прав и обязанностей разли­чаются обязывающие нормы, фиксирующие обязательство со­вершить указанные действия (например, оповестить о ядерной аварии); запрещающие — предписывающие воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не произ­водить бактериологическое оружие), управомочивающие (напри­мер, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства).

Как и в общей теории права, принято разграничивать им­перативные нормы, содержащие категорические предписания (таковы помимо известных норм jus cogens договорные положе­ния о нераспространении ядерного оружия, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями международного характера и т. д.), и диапозитивные, представляющие собой правила, применимые при отсутствии иной договоренности (например, положение ст. 15 Конвенции ООН по морскому праву о срединной линии при делимитации территориального моря, если между государ­ствами нет соглашений об ином).

Другие публикации:  Коллективная монография требования

Наконец, применяется деление норм на материальные, ус­танавливающие права и обязанности участников правоотношений, и процессуальные, регламентирующие организационно про­цедурные аспекты реализации материальных норм (например, порядок деятельности международных органов, судебных уч­реждений, согласительных комиссий и т. п.).

4. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

1 Международное право представляет собой совокупность международно-правовых норм. Любой международный договор нормативного характера содержит как минимум одну международно-правовую норму.

I Норма международного права — это обязательное для участника соответствующих международно-правовых отношений правило поведения.

Эти нормы группируются в институты международного права.

(Институт международного права — это группа однородных международно-правовых норм (институт гражданства).

Институты международного права группируются в более крупные образования — подотрасли международного права (гуманитарное право, морское право, воздушное право, космическое право и т.п.).

Особенность международно-правовых норм заключается втом, что эти нормы распространяются, как правило, лишь на тех субъектов международного права, которые являются участниками соответствующего международно-правового договора, содержащего данную норму.

Применительно к нормам международного права возможна классификация по различным основаниям. Такая классификация имеет важное практическое значение.

В зависимости от характера и методов правового регулирования нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы — это нормы, требующие исполнения предписания и не оставляющие субъекту возможности выбора. Например, в соответствии со ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Диспозитивные нормы — это нормы, позволяющие субъекту действовать по своему усмотрению, регулировать международные отношения с помощью соглашений субъектов международного права.

В зависимости от того, какие отношения регулируют нормы международного права, различают процессуальные и материальные нормы.

Материальные нормы регулируют конкретные, материальные отношения между субъектами международного права, налагают на субъектов права и обязанности. Материальной, например, считается норма ст. 12 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью.

Процессуальные нормы регулируют порядок осуществления каких-либо значимых с точки зрения международного права действий. К процессуальным нормам относятся всевозможные процедурные правила международных судов и арбитражей, в том числе нормы, регулирующие порядок деятельности Европейского суда по правам человека.

Нормы и принципы международного права

Неотъемлемыми элементами системы международного права явля­ются международно-правовые нормы. Они группируются в однород­ные, относительно самостоятельные комплексы, называемые отрас­лями и институтами международного права.

Международный договор, поскольку он в четкой, определенной форме выражает волю сторон, направленную на установление, из­менение или прекращение их взаимных прав и обязанностей.

Подавляющее большинство норм современного международного права имеет договорный характер, и данные договорные нормы между­народного права признаны подавляющим большинством его субъектов.

Другим источником международного права выступает междуна­родный обычай. Обычные нормы международного права — это нигде не зафиксированные, но юридически обязательные правила поведе­ния, которых государства и другие субъекты международного права придерживаются в силу сложившихся традиций.

Решения и постановления международных организаций, не явля­ясь источником международного права, могут играть значительную роль в процессе формирования норм и стать правовой нормой толь­ко в случае ее признания участниками международного общения. Со­вет Безопасности ООН в соответствии со ст. 25 Устава ООН принима­ет решения, обязательные для государств — ее членов. Однако такие решения касаются отдельных случаев и должны быть основаны на действующих принципах и нормах международного права. Они пред­ставляют собой акты применения к какой-либо конкретной ситуации действующих принципов и норм. Национальное законодательство, а также решения национальных судов имеют обязательную силу только для субъектов национального права, но отдельные их положения могут получить международное признание и стать либо договорными, либо обычными нормами международного права.

Все нормы международного права можно классифицировать по сфере действия на универсальные, локальные и региональные, а по нормативной силе действия на императивные и диспозитивные. Уни­версальные нормы международного права регулируют отношения всех его субъектов. Их главными отличительными признаками являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы обра­зуют общее международное право. Локальные нормы действуют среди ограниченного круга участников. Их основным источником являются договоры, которые регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Локальные нормы не входят в общее между­народное право. Региональные нормы распространяют свое действие на субъекты международного права в пределах определенных регионов. В связи с развитием интеграционных процессов они соответствуют по­требностям государств в более высоком уровне нормативного регули­рования, вплоть до создания такой его формы, как наднациональная (например, Европейский Союз).

К императивным относятся нормы, устанавливающие четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты междуна­родного права не могут по собственному усмотрению изменять объем и содержание своих прав и обязанностей. Диспозитивными являются нормы, в рамках которых субъекты международного права по соглаше­нию между собой могут сами в зависимости от обстоятельств опреде­лять свое поведение, взаимные права и обязанности.

Принципы международного права, которые, образуя его фунда­мент, обладают высшей юридической силой, представляют собой наи­более важные, системообразующие нормы международного права. Остальные нормы и международные действия должны соответство­вать их положениям. Принципы международного права обязательны для всех субъектов. Они носят универсальный императивный харак­тер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Принципы международного права находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они на основе обычая и договора.

Первоначально принципы международного права выступали в фор­ме международно-правовых обычаев, но с принятием Устава ООН они обрели договорно-правовую форму. Однако и в этом документе прин­ципы международного права изложены еще в прежней форме, требую­щей более детального их раскрытия. В 1960-е годы в ООН была прове­дена работа по кодификации основных принципов его Устава, которая завершилась в 1970 г. принятием Генеральной Ассамблеей Декларации о принципах международного права, подлежащих применению с це­лью развития дружеских отношений и сотрудничества между государствами. В Декларации представлены все 7 основных принципов:

1) принцип неприменения силы и угрозы силой;

2) принцип мирного разрешения споров;

3) принцип суверенного равенства государств;

4) принцип невмешательства;

5) принцип самоопределения народов;

6) принцип сотрудничества;

7) принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

В Заключительный акт Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе добавлены еще три принципа: нерушимости границ, территориальной целостности государств и уважения прав че­ловека, его основных свобод.

Все принципы международного права можно разделить на две груп­пы. Первая группа объединяет принципы сохранения мира и поддержания всеобщей безопасности. Они таковы: неприменения силы или угрозы силой; мирного разрешения международных споров; территориальной целостности государств; принцип целостности границ.

Особое значение имеет принцип неприменения силы или угрозы силой. Политические мыслители обосновывали этот принцип на про­тяжении столетий, но окончательно он утвердился в международном праве с принятием Устава Организации Объединенных Наций. В со­ответствии с ним запрещаются любые виды прямых или косвенных агрессивных действий одного государства против другого. В том числе запрещается вооруженное вторжение на чужую территорию и ее окку­пация, бомбардировки и обстрелы, установление морской и воздуш­ной блокады, засылка вооруженных бандформирований, поощрение терроризма и т.д. Государство-жертва агрессии получает право на ин­дивидуальную или коллективную самооборону, вплоть до применения вооруженной силы против агрессора.

Принцип мирного разрешения международных споров вытекает из принципа неприменения силы. Принцип территориальной целостно­сти и принцип нерушимости границ должны обеспечивать сохранение территории всех суверенных государств в рамках их признанных меж­дународным сообществом границ. Но если принцип территориальной целостности направлен против сепаратизма и его поощрения, то прин­цип нерушимости границ ставит заслон попыткам необоснованных территориальных претензий одних государств по отношению к другим.

Вторая группа включает такие общие принципы, как принцип су­веренного равенства государств; принцип невмешательства; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип сотрудничества го­сударств; принцип уважения прав человека; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Хотя еще с Вестфальского договора 1648 г. европейские государства стали признавать и уважать суверенитет друг друга, принцип суверен­ного равенства утвердился лишь в XX столетии. До этого междуна­родное право фактически признавало деление государств на большие и малые, христианские и нехристианские и т.д. Принцип суверенного равенства означает: каждое государство обязано уважать суверенитет других государств; каждое государство обязано уважать территориаль­ную целостность и политическую независимость других государств; каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои по­литические, социальные, экономические и культурные системы; все государства юридически равны независимо от различий их экономиче­ских, социальных и политических систем; каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения; каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, затрагивающих его интересы; каждое государство на между­народных конференциях и в международных организациях обладает одним голосом; государства создают нормы международного права пу­тем соглашения на равноправной основе, никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно­правовые нормы.

Принцип невмешательства связан с понятием государственного су­веренитета. Если государства признают суверенитет друг друга, если они считают друг друга юридически равноправными субъектами, то у них нет оснований вмешиваться в те вопросы, которые относятся к вну­тренней компетенции властей всех без исключения других государств.

Принцип самоопределения народов первоначально был сформулиро­ван как один из политико-идеологических принципов либерализма и социализма, и только во второй половине XX в., после включения его в Устав ООН, закрепился как общий принцип международного права. В современных условиях содержание данного принципа таково: все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять экономическое, социальное и культурное развитие; все государства обязаны уважать это право; все государства обязаны содействовать осуществлению народами права на самоопределение; все государства обязаны воздерживаться от насиль­ственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; в своей борьбе за самоопределение колони­альные народы могут использовать все необходимые средства; запре­щается подчинение народа иностранному господству.

Параллельно с принципом самоопределения утвердился и принцип уважения прав человека, о содержании которого пойдет речь в следую­щем параграфе.

Принцип сотрудничества и принцип добросовестного выполнения международных обязательств представляют собой исторически наи­более ранние принципы международного права. Без этих принципов невозможно нормальное функционирование всей системы междуна­родных отношений.

Соблюдение норм и принципов международного права является одной из важнейших обязанностей всех суверенных государств. Од­нако применение этих принципов и норм в реальном политическом процессе бывает весьма затруднительным. Об этом свидетельствует не только история, но и практика международных отношений самого по­следнего времени.

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА» в других словарях:

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие от обычной нормы) Н.м.п. является результатом согласования воль государств (других субъектов… … Юридическая энциклопедия

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЛОКАЛЬНАЯ — ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБЩАЯ — ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА … Юридическая энциклопедия

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЛОКАЛЬНАЯ — (см. ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Другие публикации:  Штраф за работу без кассового аппарата ип

НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ОБЩАЯ — (см. ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЩАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — норма, признаваемая всеми или подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательного правила поведения в связи с определенным видом правоотношений. К О.н.м.п. относятся все основные (общепринятые) принципы международного права,… … Юридическая энциклопедия

ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — (лат. jus cogens) в соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. норма, «которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо, и которая… … Юридическая энциклопедия

ЛОКАЛЬНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — юридически обязательное правило поведения, регулирующее определенные области международных отношений между ограниченным кругом (двумя или несколькими) субъектов международного права. Л.н.м.п. может иметь региональный характер, когда ее юридически … Юридическая энциклопедия

ИМПЕРАТИВНАЯ НОРМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА — (лат. jus cogens) согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть… … Юридический словарь

Императивная норма международного права — Юс когенс лат.Jus cogens норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права,… … Словарь бизнес-терминов

Классификация норм международного права

Усложнение правовых функций предопределяет многообразие нормативного инструментария. Появляются новые виды норм, совершенствуется их взаимодействие в системе. Об углублении системного характера международного права свидетельствует, в частности, рост числа норм, способных оказывать регулирующее воздействие лишь в совокупности с другими нормами. Примером тому служат весьма распространенные в договорном праве определения.

Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию международно-правовых норм:
• по содержанию и месту в системе — цели, принципы, нормы;
• по сфере действия — универсальные, региональные, партикулярные;
• по юридической силе — императивные и диспозитивные;
• по функциям в системе — материальные и процессуальные;
• по способу создания и форме существования, т.е. по источнику, — обычные, договорные, нормы решений международных организаций.

Универсальные нормы. Изучая сферу действия норм, «отцы международного права» мыслили его как всеобщее, универсальное. Но таковым оно никогда не было. Даже в условиях глобальной взаимозависимости государств идеологическая борьба и конфронтация поставили под вопрос само его существование. В политике и доктрине широкое распространение получила точка зрения, отрицавшая возможность существования универсальных норм.

Однако сама жизнь доказала, что даже в условиях холодной войны универсальные нормы могут быть достаточно эффективными. Правда, и после прекращения холодной войны отрицатели универсального международного права не перевелись. Однако большинство юристов отдают себе отчет в том, что без универсального международного права глобальная система международных отношений функционировать не может.

Известный британский юрист Р. Дженнингс заявил, что универсализм представляет собой сущностный принцип международного права. В советской доктрине коллектив авторов, исследовавших проблему универсальных норм, пришел к выводу, что рост числа и удельного веса общепризнанных норм в общей массе международно-правовых норм, рост их значения — одна из отличительных черт современного международного права.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права». В решениях Международного Суда ООН имеется множество ссылок на «общие нормы международного права».

Итак, главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.). Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств. Выходит, что и в данном случае нормы принимаются сообществом в целом.

Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы.

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. В регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане опыт Европейского союза.

В общем регионализм представляет собой реальное явление, с которым нельзя не считаться. Общее международное право открывает значительный простор для учета специфики региональных систем и вместе с тем устанавливает границы совместимости, за которыми наступает изоляция региональной системы.

Устав ООН содержит главу «Региональные соглашения», которая посвящена специфическому регионализму — военно-политическому. Для нас в данном случае представляет интерес лишь положение о том, что такие соглашения или их органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).

Доктрине, а в определенной мере и практике известны концепции регионального международного права: американского, африканского, мусульманского, социалистического. Анализ этих концепций и соответствующего нормативного материала не позволяет обнаружить их существенной юридической специфики, которая позволила бы говорить о региональном международном праве. Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев — на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Международному праву присущ высокий удельный вес индивидуализированного регулирования в силу сравнительно небольшого числа субъектов и значения их интересов. Отмечается такая характерная черта международного права, как его партикуляризация, т.е. внимание к специфике ситуаций и особенностям отношений (Дж. Мерилс, Англия).

В результате локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно:
• служат средством их конкретизации применительно к частным случаям;
• способствуют их реализации в этих случаях;
• регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.

Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования. Таким путем обеспечивается динамизм международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни. Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе.

Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не включаются в общее международное право. Однако они прочно связаны с этим правом, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами общего международного права, локальные нормы образуют вместе с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

Императивные нормы международного права. Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм (jus cogens — императивное право), обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Считается, что императивные нормы — новое явление. Думается, это не совсем так. Без императивного регулирования не могли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм — только соглашением. Императивным был принцип pacta sunt servada (договоры должны соблюдаться), без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий характер международного права, его цели и принципы, основное содержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН, который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., которая впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

Большинство юристов-международников положительно отнеслись к концепции императивных норм, но были и такие, в том числе и весьма авторитетные, которые встретили ее скептически. Значительное число членов Комиссии международного права ООН поддержали концепцию и обратили внимание на то, что императивные нормы выражают общие интересы государств, международного сообщества в целом.

Ряд членов Комиссии связали концепцию императивных норм с понятием публичного порядка. Аналогичные взгляды были высказаны и представителями государств на Венской конференции по праву международных договоров. Представляется, что в современном международном праве действительно утверждается концепция международного публичного порядка, под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития. Эти принципы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизации, гуманизма и демократии. Делается это особым способом, с помощью императивного права, главная задача которого и состоит в поддержании публичного порядка. Поэтому оба явления взаимосвязаны.

Императивные нормы обеспечиваются особыми средствами. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, действующими между всеми (erga omnes). Соответственно, в случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Речь идет о чем-то напоминающем римское actio popularis, дававшее право каждому члену общества предпринять юридические действия в защиту общественных интересов.

Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

В решении Суда по делу о компании «Барселона Тракшн» (Бельгия против Испании) указывалось на необходимость проводить различие «между обязательствами государства в отношении всего международного сообщества как целого и теми, что возникают в отношении другого государства и касаются дипломатической защиты. По самой своей природе первые затрагивают все государства. Учитывая важность затрагиваемых прав, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите; они являются обязательствами erga omnes»1. Комментируя это решение Суда, автор книги об обязательствах erga omnes (в которой использована и литература на русском языке) итальянский юрист М. Рагацци пишет, что решение указывает на две характерные черты обязательств erga omnes: «Первой является универсальность, в том смысле, что обязательства erga omnes обязательны для всех государств без исключения. Вторая — солидарность, в том смысле, что каждое государство рассматривается как обладающее юридической заинтересованностью в их защите».

Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Другие публикации:  Субсидия на дрова в улан-удэ какие документы

Императивные нормы, обязательства erga omnes, международный публичный порядок отражают важную историческую тенденцию к социализации международного сообщества и его права. Растущая общность глобальных интересов все теснее связывает государства в едином сообществе. Международное право становится правом международного сообщества, задача которого — защита общих интересов государств, интересов международного сообщества в целом.

Диспозитивные нормы — это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Некоторые авторы отрицают существование диспозитивных норм в международном праве (М. Ференц, США). По мнению других, отступление от диспозитивной нормы возможно лишь в ограниченных пределах, допустимы некоторые изменения и уточнения, которые не должны противоречить существу и цели универсальной нормы (Н.А. Ушаков). Однако, как свидетельствует практика, в том числе Международного Суда ООН, общая норма может не только уточняться, но и полностью приостанавливаться во взаимоотношениях соглашающихся об этом сторон. Такое соглашение может быть облечено и в форму обычая.

Процессуальные нормы. Существует два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором — только последний.

В ходе работы над проектом статей об ответственности государств Комиссия международного права ООН использовала известное теории права деление норм на первичные и вторичные. Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но для нас важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

Процессуальное право — новая отрасль международного права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности международного права побуждала государства уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер, регламентируя создание, действие и прекращение действия договорных норм. Многие из этих постановлений по аналогии применимы и к обычным нормам.

Важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые в основном являются процессуальными (например, никто не может быть судьей в собственном деле, приоритет специального закона в отношении общего и др.).

Для процессуального права, как и для международного права в целом, главное значение имеют основные цели и принципы, которые определяют направленность процессов создания и осуществления международного права.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм.

Процессуальное право отличается высокой степенью диспозитивности. Оно определяет лишь общие черты процессуальной деятельности. Свои процессуальные нормы содержит практически каждый договор.

Функционирование международного права — это не чисто юридический процесс, понимаемый в духе чистой теории права. Это также политический и нравственный процесс, и потому политические и моральные нормы не могут не использоваться и не взаимодействовать с процессуальными нормами. Генеральная Ассамблея и другие органы ООН довольно широко используют политические и моральные аргументы при толковании, развитии и применении международно-правовых норм.

Кроме названных существуют и другие виды норм. Наиболее важные из них будут рассмотрены особо. Здесь же коснемся тех видов норм, которые выделяются по менее значительным критериям.

По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Подчеркну относительность такого деления, поскольку, например, запрещающую норму можно понимать как обязывающую к определенному поведению. Важно то, что доминирует в содержании нормы. Например, запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.

Запрет, табу — наиболее древний и примитивный способ регулирования. Немало запрещающих норм и в современном международном праве. Вместе с тем постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают, а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во имя достижения поставленной цели.

Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и решениям международных совещаний, например к документам ОБСЕ. Благодаря отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в рамках данного договора.

Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. Более подробно об этом см. в разделе «Право международных организаций».

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники. Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия — международно-правовыми.

Помимо правовых, существуют и неправовые технические нормы. В отличие от первых они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации или Международный союз электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. В их практике было немало интересных моментов, свидетельствующих о развитии взаимодействия этих норм с техническими и иными нормами международного права. Особый интерес представляет то обстоятельство, что Международный Суд ООН также применяет технические нормы вместе с правовыми.

Новые возможности в области науки и техники предъявляют дополнительные требования к тем, кто участвует в проектировании и реализации технических норм. Повышается роль специалистов, сегодня они должны обладать базовыми познаниями и в области права. Появились парадипломаты, занимающиеся техническим сотрудничеством. Почему же не быть и параюристам, специалистам в области не только науки и техники, но в какой-то мере и юриспруденции? Правда, международно-правовой механизм постоянно усложняется. Поэтому юристов едва ли удастся заменить целиком. Пожалуй, главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.

Программные и рекомендательные нормы. В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве программных норм2. Замечу, что большинство норм содержат программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Болгарский юрист И. Генов обоснованно подчеркивал, что программно-нормативный момент особенно ярко выражен в императивных нормах, принципах3. Программный элемент в основных принципах имеет два аспекта. Первый состоит в том, что они сначала признаются в качестве международно-правовых норм, а затем постепенно утверждаются в практике государств. Особенно показателен принцип уважения прав человека, который для значительного числа государств носит программный характер в результате неготовности их социально-политических систем к реализации международного стандарта в полном объеме.

Второй аспект программного элемента принципов состоит в том, что они в юридически обязательной форме определяют основные направления развития международного права. Это же относится и к программному характеру целей международного права.

К категории программных норм относят и такие, которые нуждаются в существенной конкретизации. Порой их называют несовершенными нормами (Г. Аранджо-Руис, Италия). Думается, это не совсем так. Такие нормы выполняют свою, пусть специфическую, функцию, которую иные нормы выполнять не могут.

Особый интерес представляют нормы, предполагающие программный способ их реализации. Так, ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах установила, что каждое государство «обязуется в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества. принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав». Разумеется, подобная формулировка вносит элемент неопределенности, требует решения нелегкой задачи установления «максимальных пределов». Однако это не лишает норму юридической силы. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что вопрос стоял так: либо такая норма, либо никакой.

Полезно вспомнить, что право вообще осуществляется в пределах возможностей его субъектов, международное право не требует невозможного. Есть общий принцип права: закон не требует невозможного (ad impossibilia lex non cogit). Думается, что этот принцип является элементом принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Программный способ нормативного регулирования получил значительное распространение. Появилась новая разновидность актов, именуемых программами. Они определяют направления и формы сотрудничества в конкретной области1. Стороны предпочитают не определять их юридический характер, но тем не менее рассматривают их как обязательные для выполнения, пусть и в неюридическом плане.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций. По поводу возможности существования в международном праве рекомендательных норм высказываются различные мнения. Одни авторы допускают их существование [Г.М. Вельяминов, Г.В. Игнатенко, М. Бартош (Югославия)], другие отрицают (Г.И. Тункин, Н.Б. Крылов).

Концепция рекомендательных норм международного права вызвана к жизни прежде всего стремлением объяснить природу резолюций международных организаций. При этом игнорируются различия двух явлений — рекомендательных норм и рекомендаций как международных актов. В первом случае речь идет о нормах, которые призваны регулировать отношения рекомендательным способом, устанавливая желательную, целесообразную модель поведения, но не обязывая следовать ей. Во втором случае имеются в виду акты, обладающие силой рекомендаций, например резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которые могут содержать категорические предписания, но не обладают юридической силой.

Еще статьи:

  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Льготы у семей с 3 детьми Льготы при рождении третьего ребенка в 2019 году Система государственных, региональных и местных мер поддержки материнства и детства направлена на поощрение рождения каждого малыша. Количество и состав возможных льгот […]
  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Арбитражный суд москвы московского округа MosOpen.ru — Электронная Москва Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Регистрация ип ленинградской области Регистрация ИП в Ленинградской области. Регистрация ИП в Выборге. Юридическая компания "Решетов и Партнеры" оказывает услуги по регистрации ИП (регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя) во […]
К нормам международного права относятся нормы