Классификация таможенных пошлин в зависимости от способа (порядка) установления (взимания)

По способу (порядку) установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на адвалорные, специфические, смешанные, альтернативные.

Адвалорные пошлины (от лат. ad valorem — от стоимости) устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара.

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.). Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро.

Смешанные, или комбинированные, пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин, Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

При введении альтернативных пошлин устанавливаются и адвалорная и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа применяется большая из них в данный момент.

Классификация таможенных пошлин

Главная > Задача >Финансы

Классификация таможенных пошлин……………………………………………. 2

Понятие, природа и виды таможенных пошлин……………………………3

Порядок уплаты таможенных пошлин………………………………………8

Льготы по уплате таможенных пошлин……………………………………13

Выгоды, издержки и возможные последствия вступления России

Список использованной литературы……………………………………………. 22

Классификация таможенных пошлин

В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор нетрадиционных форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Вместе с тем, не достаточно эффективно используются таможенно-тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

Недостаточно использовалось международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Понятие, природа и виды таможенной пошлины

Фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе, сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др.

Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец и др.

Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

В правовой и экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функций[1].

Таможенная пошлина в соответствии с НК РФ до 1 января 2005 года являлась видом налога, но в настоящее время таможенная пошлина регулируется ТК РФ. С позиций общей экономической теории представляется возможным объяснить экономическую природу таможенных пошлин, определить их функции, четко сформулировать принципы и методы их количественного обоснования.

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта[2].

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1. Фискальная, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета.

2. Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.

3. Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Существует следующая классификация таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

а) адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

в) комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Комбинированная ставка включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения либо путем сложения полученных величин.

2. По объекту обложения:

а) импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

б) экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и и меют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

в) транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны[3].

а) сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действия обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

б) антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

в) компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

а) автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Другие публикации:  Приказ о возложение ответственности за электрохозяйство

Классификация таможенных пошлин

В зависимости от вида внешнеторговых операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и транзитные. Импортная пошлина наиболее широко распространена в мировой практике, экспортная встречается редко. Транзитная пошлина почти повсюду ликвидируется международными договорами, однако может использоваться и как средство экономического давления на сопредельные страны.

В России в структуре таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет в 2003 г., ввозная таможенная пошлина составляла 21%. В соответствии с направлением государственной политики, проводимой Правительством РФ, ввозные таможенные пошлины устанавливаются прежде всего для защиты внутреннего рынка. Они играют определенную роль в оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса, а также, естественно, пополняют доходную часть бюджета.

Вывозные таможенные пошлины устанавливаются в основном на энергоносители — газ, нефть, нефтепродукты, а также на металлы, лесоматериалы и некоторые другие товары. Назначение этих пошлин — сдерживание вывоза сырья и пополнение доходной части бюджета. На территории России в 2003 г. основной объем вывозной таможенной пошлины (91,3%) сформировали нефть и нефтепродукты. Структура российского экспорта из года в год традиционно остается сырьевой, в его общем объеме доля готовых изделий весьма незначительна. Однако экспортные пошлины не относятся к самым эффективным инструментам внешней торговли. Если при вывозе сырьевых товаров они служат ограничителем, то при экспорте производимой продукции — тормозом. От дополнительной налоговой нагрузки следует освободить, например, продукцию химического комплекса, лесопродукты. За счет отмены пошлин у этих предприятий повысится рентабельность, появится возможность модернизации производства.

Каждая таможенная пошлина определяется конкретной ставкой, которая есть «указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию России или вывозимый с ее таможенной территории». Такие ставки могут базироваться на различных вариантах исчисления. Согласно ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе» по способу взимания таможенные пошлины классифицируются на следующие виды:

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, пять евро за штуку);

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (например, 30% таможенной стоимости, но не менее четырех евро за 1 кг).

Наиболее распространенными в мире признаются адвалорные пошлины. Они в наибольшей степени отвечают современным взглядам на справедливую конкуренцию и оптимально подходят для применения к готовым изделиям, машинно-технической и наукоэффективной продукции. В литературе советского периода встречается наименование такого вида ставок, как «ценностные тарифы». Это название обусловлено, по-видимому, установлением определенного соотношения к цене перемещаемого товара.

Преимущество адвалорных пошлин состоит в том, что они поддерживают уровень защиты внутреннего рынка от колебаний цен на товар на мировом рынке, а недостаток — в необходимости правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать. Преимущество же специфических пошлин состоит в отсутствии необходимости точного определения таможенной стоимости, поэтому они выполняют роль более жесткого барьера для участников внешней торговли.

Следует отметить, что специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин исчисляются в евро — денежной единице ЕС. Такой подход, на наш взгляд, неприемлем из-за его противоречия конституционной норме ст. 75, признающей рубль денежной единицей Российской Федерации. В современных условиях, при невысоком уровне инфляции в стране, необходимо обратить внимание на ставки комбинированных и специфических таможенных пошлин в рублях. Размеры ставок можно устанавливать на один-два года, а затем пересчитывать с использованием коэффициента, отражающего изменение валютного курса за этот период. Это обеспечивало бы укрепление национальной денежной единицы и защиту интересов участников внешней торговли.

В зависимости от страны происхождения товаров пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными. Так, недавно состоявшееся повышение таможенных пошлин на ввозимые иномарки старше семи лет — наглядный пример введения запретительных пошлин. Вследствие этого импорт автомобилей начал существенно снижаться. Следует отметить, что в соответствии с данным критерием в системе таможенных платежей дифференцированными могут быть исключительно ставки ввозных таможенных пошлин. На данное обстоятельство обращает внимание норма ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Одним из критериев классификации таможенных пошлин, по мнению В.Г. Свинухова, служит тип их ставок. В соответствии с этим пошлины могут быть постоянными (используются в большинстве стран мира) и переменными (довольно редко встречаются). Если ставки таможенных пошлин единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от каких-либо обстоятельств, они считаются постоянными, в противном случае — переменными.

Ставки таможенных пошлин, как гласит ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», устанавливает Правительство РФ, и это не противоречит ст. 57 Конституции РФ. Действующий импортный тариф был введен Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 «О таможенном тарифе Российской Федерации — своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

Одним из факторов разграничения таможенных пошлин считается способ их введения. Автономные пошлины устанавливаются государством вне зависимости от существующих договоров и соглашений и других международных обязательств, а конвенционные — закрепляются в рамках международных обязательств государства или с учетом международной конвенции (применяются в соответствии с принципом режима наибольшего благоприятствования).

По порядку введения они делятся на две группы: ординарные и партикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном состоянии внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства РФ, безусловны и не ограничены временными рамками.

Сезонные колебания конъюнктуры рынка, необходимость проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства, защита новых отраслей и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. «Эффективное использование защитных мер в отношении импортных товаров сегодня для России — это условие выживания национальной экономики». Поэтому с целью защиты экономических интересов страны на ввозимые товары могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, — партикулярные особые пошлины. В соответствии с нормами Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» к ним относятся следующие:

— специальные пошлины — применяются в случае возможности причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, который будет трудно устранить впоследствии;

— антидемпинговые пошлины — применяются при наличии демпингового оборота и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики в целях предотвращения такого ущерба;

— компенсационные пошлины — применяются при наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики в целях предотвращения такого ущерба.

Введению названных мер предшествует расследование, проводимое для установления наличия возросшего импорта на таможенную территорию РФ. При этом импорт должен сопровождаться нанесением существенного вреда отечественному производству (в том числе материального ущерба) либо угрозой такого нанесения. Вред может выражаться и в существенном замедлении создания отрасли российской экономики. Расследование проводит федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Он представляет доклад, содержащий предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены специальной антидемпинговой или компенсационной меры.

Следует отметить, что проведение расследования обусловлено и необходимостью выявления причины занижения цены ввозимого товара. В качестве такой могут быть: преднамеренная ценовая политика экспортера, стремящегося любым путем проникнуть на зарубежный рынок; заниженный курс национальной валюты; дешевая рабочая сила; использование бартерных сделок и др. Как подчеркивает С.А. Григорян, «в условиях множественности факторов, формирующих цену товара, сильной конкуренции и конфиденциальности коммерческой информации определить границу между недобросовестной коммерческой практикой в форме демпинга и сравнительно низкой ценой экспортируемого товара по другим причинам крайне сложно и не всегда возможно». Каждый случай использования заниженной стоимости иностранного товара требует комплексного расследования и выяснения причин. В течение 2003 — 2004 гг. по заявлениям отечественных производителей Минэкономразвития России провел около 20 расследований и ввел соответствующие меры в отношении таких товаров, как мясо птицы, сахар, карамель, продукция металлургического комплекса.

Указанные виды партикулярных пошлин, как правило, являются предварительными, так как вводятся до завершения расследования при определении, что дальнейшая задержка с установлением особых мер может нанести серьезный ущерб национальной экономике. Срок действия специальной пошлины составляет 200 дней, антидемпинговой — максимум 6 месяцев, компенсационной — 4 месяца. Следует отметить, что суммы пошлин вносятся участниками внешней торговли на депозит таможенного органа и не могут быть перечислены в федеральный бюджет до принятия окончательного решения о введении той или иной меры. В случае отказа от такого введения суммы пошлин подлежат возврату плательщику на условиях, установленных таможенным законодательством для возврата таможенных платежей.

Под демпингом финансисты понимают продажу товара в другой стране по цене ниже его себестоимости. К этой стратегии прибегают для захвата рынка, а иногда и в период экономических спадов. Сегодня антидемпинг — одна из острейших проблем России в ее отношениях с ЕС. «В настоящее время против российских товаров (удобрения, ферросплавы, металлы и пр.) в ЕС возбуждено 12 антидемпинговых процедур, которые практически закрыли рынок ЕС для отечественных экспортеров. Ежегодный ущерб ориентировочно составляет 200 млн. долл.». В условиях либерализации внешней торговли Правительство РФ с помощью решительных мер должно добиваться устранения дискриминационных ограничений ввоза российских товаров в зарубежные страны. В немалой степени этому будет способствовать и совершенствование таможенно-тарифного регулирования.

Анализ правовой природы таможенной пошлины и ее видов позволяет сделать вывод о ее дуалистической сущности. По нашему мнению, данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет и фискальную нагрузку.

Классификация пошлина

Наличие развитой системы таможенных отношений предполагает большое количество таможенных пошлин. Для простоты понимания и применения существующих пошлин необходима их унификация. Итак, каким образом можно классифицировать таможенные пошлины? Существует несколько методов группировки пошлин по различным признакам, как то: направление движения товара, стоимость товара, страна-производитель, и многие другие. В данной статье мы рассмотрим только основные группы таможенных пошлин, которые применяются на территории РФ. Для более детального изучения классификации стоит изучить специальную литературу по этому вопросу. Тем более что таможенное налогообложение для разных стран может кардинально отличаться как по типологии пошлин, так и по ставкам налогообложения.

Другие публикации:  Налог на авто в кчр

Прежде следует отметить тот факт, что таможенная пошлина и таможенный сбор это разные вещи. Так, ввозной налог на добавленную стоимость, ввозной акциз и сбор за таможенное сопровождение относятся к таможенным сборам и налогам, но никак не к пошлинам. В отдельную группу следует выделить и специальные пошлины, которые по своей сути — нетарифные методы регулирования ВЭД. Но об этом чуть ниже.

Во-первых, самая большая группа пошлин это пошлины, которые взимаются в зависимости от того, куда направляется товар. Существуют: экспортная (для тех товаров, которые вывозятся за границу страны-производителя), импортная (для тех товаров, которые ввозятся из-за границы) и транзитная (для тех товаров, которые пересекают территорию страны). Данная группа пошлин применяется во всех странах, где ведется торговля с другими странами.

Пошлины второй группы различаются по характеру установления пошлины. Сюда входят адвалорная (товар облагается налогом в зависимости от того, какова его таможенная стоимость), специфическая (налог начисляется как определенная сумма денежных средств за каждую единицу товара), альтернативная (начисляются первые две пошлины, но взимается та, размер которой больше) и смешанная (товар облагается двумя первыми типами пошлин) пошлины.

Третья группа — это пошлины, применяемые по характеру действия и цели, которую следует достичь. Это пошлины, которые вводятся помимо вышеперечисленных, базой налогообложения выступает не стоимость товара. Это такие пошлины как специальные, антидемпинговые, компенсационные и ответные. Эта группа пошлин не относится к таможенным пошлинам. Их стоит рассматривать как нетарифные методы регулирования ВЭД, хотя взыскиваются и уплачиваются они в соответствии с правилами, которые установлены для таможенных пошлин.

Необходимо обозначить и группу пошлин, которые применяются в зависимости от того, в какой стране был произведен товар. Сюда входят: предельная пошлина (для товаров из страны, которой предоставлен РНБ), максимальная (для товаров из тех стран, которым не предоставлен РНБ или страна-производитель товара неизвестна), и преференциальная (для тех товаров, которые произведены в развивающихся странах).

Пошлина представляет собой предусмотренный законом платеж, который взимается государственными структурами за выполнение определенных юридически значимых действий.

Эти взносы обладают особенностями, выделяющими их среди общей массы косвенных налогов:

  • Пошлина является обязательным платежом, но при этом она не нарушает свободу предпринимательской деятельности.
  • Она считается средством, позволяющим заинтересованному лицу совершить определенное действие или получить нужный документ.
  • Пошлина носит возмездный характер, поскольку взамен ее плательщик получает определенную услугу от государственных органов.
  • Она не является регулярным взносом, поскольку обязанность по ее уплате возникает лишь в определенных ситуациях.
  • Право оплаты можно делегировать третьим лицам.
  • Обязательность этого платежа гарантируется силой государства.

Классификация пошлин

В мировой практике существуют самые разнообразные виды пошлин. Самое большое распространение получили административные, которые взимаются за предоставление определенного рода услуг, к примеру, рассмотрение заявления о получении гражданства. Также оплате подлежат действия, связанные с выдачей разрешительных документов (права на владение оружием). Кроме того, пошлины можно рассматривать как своеобразную компенсацию, к примеру, взносы с владельцев крупногабаритных автомобилей за разрушительное воздействие, которое они оказывают на автодороги. И, наконец, пошлины взимаются за совершение разнообразных юридических действий заинтересованным лицом или в его интересах. Имеется в виду обращении в суд с иском, оформлении наследства через органы нотариата, перемещение груза из одной страны в другую.

В России применяются три вида пошлин: регистрационные, государственные и таможенные. Первые налагаются на заявителя, который оформил заявку на выдачу патента на полезную модель или изобретение. Государственные пошлины взимаются за совершение определенных действий – принятие и выдачу документов, предоставление особых прав. А таможенные платежи подлежат внесению за совершение импортных и экспортных операций.

Такие разновидности пошлин, как антидемпинговые, специальные и компенсационные представляют собой комплекс мер для защиты экономических интересов государства в процессе внешней торговли.

Особенности таможенных платежей

Таможенная пошлина представляет собой платеж, без уплаты которого запрещается перемещение товаров через границу. Она взымается специально созданной таможенной службой. Основанием для их начисления считается ввоз или вывоз груза в страну. Под этими действиями понимается пересечение таможенной границы. Груз считается ввезенным, если таможенные органы совершили в отношении него все действия, предусмотренные законодательством. Платеж за вывоз начисляется при подаче соответствующей таможенной декларации.

К основным функциям пошлины причисляют фискальную и регулятивную. За счет первой обеспечивается наполнение государственного бюджета, поскольку пошлину причисляют к косвенным налогам. А регулятивная функция дает возможность контролировать объем товаров, которые поступили в страну и были вывезены из нее. Так государство может защищать своего производителя и обеспечивать внутренний рынок недостающими товарами.

Таможенные пошлины могут начисляться по-разному, в связи с чем они делятся на несколько видов:

  • Адвалорные, которые определяются как процент от цены продукции. Необходимо отметить, что стоимость указывается в декларации, исходя из достоверной информации о цене закупки. Такой принцип очень выгоден при перемещении дорогих грузов.
  • Специфические пошлины, которые установлены в виде твердой суммы за единицу товара. Причем в качестве определяющего признака берется вес, объем или количество штук. Такие платежи взимаются при перемещении массового и однородного груза, к примеру, сырья.
  • Комбинированные пошлины, сочетающие в себе оба вида ставок. Используется та, которая предполагает получение большей суммы.

К таможенным платежам причисляют следующие:

  • ввозная пошлина;
  • вывозная пошлина;
  • акциз за ввоз груза;
  • НДС за ввоз продукции в пределы таможенной границы России,
  • таможенные сборы.

В зависимости от характера различают автономные и договорные пошлины. Первые имеют достаточно высокую ставку и устанавливаются страной самостоятельно. Вследствие своей дороговизны эти пошлины часто становятся предметом обсуждения между несколькими странами. Как правило, их сумма уменьшается взамен соответствующего уменьшения пошлин и другими странами. Они устанавливаются в процессе переговоров и получают название договорных. Их размер не может быть изменен в одностороннем порядке.

4.2. Классификация таможенных пошлин по способу их установления

По способу установления (взимания) таможенные пошлины подразделяются на:

Адвалорные пошлины (от латинского ad valorem — от стоимости) устанавливаются в виде определенного процента от таможенной стоимости товара.

Если товар облагается по адвалорной ставке, то основой для исчисления величины таможенной пошлины является таможенная стоимость товара. В этом случае величина таможенной пошлины определяется по формуле (4):

ТПa = (4)

где ТПa — величина таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке;

ТС — таможенная стоимость товара;

СТПa — ставка таможенной пошлины адвалорная (в процентах к таможенной стоимости товара).

Специфические пошлины устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.).

Величина специфической пошлины зависит не от стоимости, а от количества ввозимого или вывозимого товара. В российской практике специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в евро. Если товар облагается по специфической ставке, то основой для исчисления таможенной пошлины является количество товара (вес, объем, штуки и т.д.). Величина таможенной пошлины исчисляется в этом случае по формуле (5):

ТПс = (5)

где ТПс — величина таможенной пошлины, исчисленная по специфической ставке;

КТ — количество товара (в килограммах, тоннах, литрах, кубометрах, штуках и т.д.);

СТПс — ставка таможенной пошлины специфическая (в евро за единицу измерения количества товара);

ОКе — официальный курс евро к рублю, установленный ЦБ России на дату принятия таможенной декларации;

ОКвк — официальный курс валюты контракта к рублю, установленный ЦБ России (курс валюты, в котором заявлена таможенная стоимость товара).

Смешанные или комбинированные пошлины — это пошлины, при установлении размера которых сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара.

Исчисление величины таможенной пошлины по товарам, облагаемым таможенными пошлинами по смешанным (комбинированным) ставкам, осуществляется в три этапа. На первом этапе производится расчет величины таможенной пошлины по адвалорной ставке по формуле (4). На втором этапе исчисляется величина таможенной пошлины по специфической ставке по формуле (5). Последовательность расчета величины таможенной пошлины может быть и обратной. На третьем этапе складываются результаты исчислений таможенных пошлин, полученные на первых двух этапах.

Альтернативные пошлины — устанавливается и адвалорная и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.

Исчисление величины таможенной пошлины по товарам, облагаемым альтернативной ставкой, отличается от смешанной (комбинированной) ставки лишь тем, что на третьем этапе сравниваются между собой величины ТПa и ТПс и наибольшая из этих двух величин и принимается в качестве таможенной пошлине, подлежащей уплате.

1) адвалорные пошлины: в России импортная таможенная пошлина на молоко и сливки — 10% от таможенной стоимости товара, микроволновые печи — 25%, электронные калькуляторы — 30%. Импортируемые в США автомобили облагаются пошлиной в 2,5% от таможенной стоимости.

2) специфические пошлины: таможенная пошлина на ввоз в Россию игристых вин — 1,32 евро за 1 л. Ставка вывозной (экспортной) пошлины на черные металлы — 5 евро за 1000 кг.

3) смешанные или комбинированные пошлины: импортируемая в Россию обувь облагается таможенной пошлиной, равной 20% от таможенной стоимости + 1 евро за 1 пару. В США ввоз кашемировых свитеров сопровождается уплатой пошлины, равной 18,5 % от таможенной стоимости + 19 центов за 1 фунт. Импортируемые в США наручные часы облагаются таможенной пошлиной следующего вида — 5,1 цента с каждого изделия + 6,25% от стоимости корпуса и ремешка + 5,3% от стоимости батарейки.

Другие публикации:  Компенсация по услугам жкх

4) альтернативные пошлины: в России импортная таможенная пошлина на кофе жареный — 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,2 евро за 1 кг;

на холодильники и морозильники бытовые — 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,35 евро за 1 л емкости.

В Российской Федерации в соответствии с законом «О таможенном тарифе» применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

Комбинированная ставка таможенной пошлины трактуется российским законодательством как комбинация адвалорной и специфической ставок, т.е. объединяет в себе как собственно комбинированную, смешанную ставку (адвалорная ставка и специфическая ставка), так и альтернативную ставку (адвалорная ставка или специфическая ставка).

Адвалорные пошлины наиболее распространены и в наибольшей степени отвечают современным взглядам на обеспечение справедливой конкуренции. Адвалорные пошлины в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен на товар на мировом рынке. Изменяются лишь доходы бюджета. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), что не всегда удается сделать.

Специфические пошлины более соответствуют массовым однородным товарам. Раньше они широко применялись в отношении сырьевых товаров. В настоящее время с ростом удельного веса готовых изделий в мировой торговле их значение несколько сократилось. В то же время преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Поэтому их часто стараются применять в тех случаях, когда установить цену товара сложно либо когда существуют серьезные подозрения в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости для снижения таможенных платежей. Так, импортный таможенный тариф РФ, введенный в 1993 году, состоял исключительно из адвалорных ставок таможенных пошлин. Однако принявшее массовый характер занижение цен (таможенной стоимости) импортируемых товаров обусловило замену по ряду товарных позиций адвалорных пошлин на специфические. В целом специфические пошлины представляют собой более жесткий барьер на пути движения товаров, чем адвалорные пошлины. При этом специфические пошлины действуют неравномерно на всем диапазоне цен того или иного товара. Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара и менее благоприятны для более дешевых сортов и разновидностей товара. Иногда это их свойство специально используют для противодействия ввозу дешевых и низкокачественных сортов и разновидностей товара.

Адвалорная и специфическая пошлины по-разному ведут себя при изменениях цен, что, соответственно, и предопределяет выбор каждой из них.

При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционизма остается неизменным. В этих условиях, если речь идет о товарах, цены на которые имеют тенденцию к росту, адвалорные ставки оказываются более эффективными, чем специфические.

Обратное — при падении цен: в этих условиях, если речь идет об обложении пошлинами товаров, цены на которые имеют устойчивую тенденцию к падению, специфические ставки оказываются более стабильными, чем адвалорные.

В условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенных тарифах адвалорных пошлин. Это характерно для таможенной политики большинства развитых стран. Более того, переход на адвалорные пошлины упрощает систему тарифной классификации товаров, делает ее менее громоздкой и дробной.

В условиях ухудшающейся конъюнктуры на внешних рынках, сопровождающейся падением цен, государству выгодно установление специфических пошлин, менее выгодных для импортеров. Однако независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Кроме того, в условиях развернувшихся в мире интеграционных процессов стало необходимым сравнение уровней таможенного обложения, что весьма затруднено при наличии специфических ставок, так как их величина выражается в единицах национальной валюты. Эти и ряд других факторов привели к тому, что в последние годы использование специфических пошлин становится все более редким. Центр тяжести в современной таможенно-тарифной политике приходится на адвалорные пошлины.

В этой связи, огромное значение и влияние на регулирование доступа товаров на внутренний рынок приобрела методика определения таможенной стоимости товара, т.е. стоимости, относительно которой исчисляется абсолютное денежное выражение пошлины, зафиксированной в адвалорной форме.

Таможенная стоимость товара — это та стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей.

Оценка таможенной стоимости товара представляет собой весьма сложную процедуру. Маневрируя различными способами определения таможенной стоимости, власти импортирующей страны могут менять размер взимаемой пошлины. Например, уровень таможенной защиты можно увеличить, подняв ставку пошлины на товар с 10% до 15%. Это — прямое повышение таможенной ставки, при этом трудноосуществимое в условиях либерализации международной торговли. Того же результата можно достичь, изменив базу оценки товара. Предположим, что импортная цена товара составляет 100 долл., а ставка пошлины — 10%. Между тем таможенные власти заявляют, что будут взимать пошлину не с импортной, а с внутренней цены товара, которая составляет 150 долл. В этом случае при той же ставке пошлины в 10% фактический уровень таможенной защиты возрастет до 15%.

При определении таможенной стоимости товаров государства пользуются различными методами. В практике одних стран распространено взимание пошлины с цены ФОБ, в других — с цены СИФ, что увеличивает пошлину на 5-7%. Таможенные пошлины могут начисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичный товар продается на мировом рынке. Могут использоваться и другие методы. Это в значительной мере объясняет, почему методология определения таможенной стоимости товара классифицируется как серьезный дополнительный барьер на пути мировой торговли.

В связи с этим были предприняты попытки разработать унифицированную методику определения таможенной стоимости товара, призванную заменить многочисленные национальные методики. В настоящее время большинством стран, участвующих во внешней торговле, применяется одна из двух международных систем определения таможенной стоимости — «Брюссельская» или «ГАТТовская» (ГАТТ, GATT — General Agreement on Tariffs and Trade — Генеральное соглашение по тарифам и торговле).

Брюссельская таможенная стоимость определяется как нормальная цена товара (т.е. цена, складывающаяся между независимыми друг от друга продавцом и покупателем в условиях полной конкуренции, открытого рынка), определенная на условиях СИФ в месте пересечения таможенной границы страны-импортера товара.

Соглашение по таможенной оценке ГАТТ, получившее название Кодекса таможенной стоимости, определяет таможенную стоимость товара на основе «цены сделки», т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированной с учетом установленных дополнительных начислений к этой цене [10; 300-301].

Допускается включение в «цену сделки» целого ряда дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские расходы, расходы на лицензионное вознаграждение, стоимость упаковки и т.д.). В том случае, если «цену сделки» определить невозможно, могут последовательно использоваться методы оценки таможенной стоимости, основанные на цене идентичного товара, цене аналогичного товара, продажной цене за единицу идентичного или аналогичного товара, ввезенного в то же время, и наконец, расчетной цене товара.

Примечательно, что в Кодексе четко запрещено использование в качестве базы расчета внутренней национальной цены (цены товара на внутреннем рынке страны), что было широко распространено в таможенной практике США.

Российская законодательная база по определению таможенной стоимости сформирована с учетом международной практики. В Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» получили закрепление принципы ГАТТ по таможенной оценке товаров. В разделах III и IV указанного закона приведена система методов определения таможенной стоимости и установлен порядок их применения. В законе перечислены 6 методов определения таможенной стоимости [1; раздел IV]:

по цене сделки с ввозимыми товарами;

по цене сделки с идентичными товарами;

по цене сделки с однородными товарами;

на основе вычитания стоимости;

на основе сложения стоимости;

Ведущая роль в таможенной оценке принадлежит первому методу. Его особенностью является то, что в данном случае рассматривается только цена сделки с ввозимыми (оцениваемыми) товарами. Остальные методы (2-6) используют в той или иной мере в качестве основы для оценки в таможенных целях данные о стоимости как возимых (оцениваемых), так и идентичных или однородных товаров, либо товаров того же класса или вида.

Осуществляя оценку товаров в таможенных целях, всегда надлежит идти от метода 1 к методу 6. На практике это означает, что при проведении оценки товаров необходимо в максимально возможной степени использовать метод 1. И только когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к следующим методам оценки.

Еще статьи:

  • Адвокат ильченко Адвокат ильченко Lex neminem cogit ad impossibilia. Закон ни от кого не требует невозможного. Ильченко Игорь Вилорович Адвокат, член коллегии адвокатов «Первая адвокатская контора». Родился в Ленинграде в 1957 году. В […]
  • Договор есть договор по латыни Латынь — Латинский онлайн переводчик Крылатая латынь — переводчик на латынь онлайн ДОГОВОР — перевод слова с русского на латынь онлайн. Значение слова «ДОГОВОР» может использоваться для татуировки на латыни. Перевод […]
  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Льготы у семей с 3 детьми Льготы при рождении третьего ребенка в 2019 году Система государственных, региональных и местных мер поддержки материнства и детства направлена на поощрение рождения каждого малыша. Количество и состав возможных льгот […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
Классификация пошлина