Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 10)

Глава 1. Общие положения

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Часть 1
    • Часть 2
  • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
  • Статья 4. Цели и задачи законодательства Российской Федерации об образовании
    • Часть 1
    • Часть 2
  • Статья 5. Законодательство Российской Федерации об образовании
    • Часть 1
    • Часть 2
    • Часть 3
    • Часть 4
    • Часть 5
    • Часть 6
    • Часть 7
  • Статья 6. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Часть 1
    • Часть 2
    • Часть 3
    • Часть 4
    • Часть 5
    • Часть 6
  • Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Часть 1
    • Часть 2
  • Статья 8. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Часть 1
    • Часть 2
    • Часть 3
    • Часть 4
    • Часть 5
    • Часть 6
    • Часть 7
    • Часть 8
    • Часть 9
    • Часть 10
  • Статья 9. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования
    • Часть 1
    • Часть 2
    • Часть 3
    • Часть 4
  • Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
    • Часть 1
    • Часть 2
    • Часть 3

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 635-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Колесниковой Дарьи Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положением статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Д.Г. Колесниковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Д.Г. Колесникова оспаривает конституционность статьи 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а фактически ее части 12, согласно которой положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающее порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, на основании Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области, утвержденного постановлением губернатора Мурманской области от 17 июня 2013 года № 105-ПГ, приказом аппарата Правительства Мурманской области от 1 июля 2013 года Д.Г. Колесникова была исключена из кадрового резерва аппарата Правительства Мурманской области в связи с истечением трехлетнего срока пребывания в нем. Заявительница оспорила данный приказ в судебном порядке, сославшись, в частности, на то, что Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрен предельный срок пребывания в кадровом резерве. Суды общей юрисдикции отказали заявительнице в удовлетворении ее требований.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение в силу своей неопределенности позволяет органам государственной власти произвольно определять порядок формирования кадрового резерва на гражданской службе субъекта Российской Федерации, в том числе устанавливать срок пребывания гражданина в кадровом резерве, что нарушает ее право на равный доступ к государственной гражданской службе. В связи с этим заявительница просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 21, 32 (часть 4) и 55 (часть 2).

Кроме того, заявительница просит пересмотреть правоприменительные решения по ее конкретному делу и восстановить ее в кадровом резерве на государственной службе Мурманской области.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Д.Г. Колесниковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, относя к ведению Российской Федерации установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, а также их формирование, равно как и федеральную государственную службу (статья 71, пункты «г», «т»), определяет в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также административное и трудовое законодательство (статья 72, пункты «к», «н» части 1) и закрепляет, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77, часть 1).

Из этого следует, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а значит, осуществляется путем издания федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).

В связи с этим Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определив в статье 64 основные требования к порядку формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, отнес к компетенции субъекта Российской Федерации принятие нормативного правового акта — положения о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними (часть 12). Норма части 12 статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не исключает возможности конкретизации правил данного Федерального закона в положении о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации — притом что данный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не должен противоречить Федеральному закону, а также искажать установленные им принципы государственной гражданской службы и приводить к нарушению прав граждан на равный доступ к государственной гражданской службе.

Следовательно, само по себе оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Разрешение же вопроса о том, нарушает ли Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Мурманской области в части установленного им правила о сроке нахождения гражданина в кадровом резерве права заявительницы, а также пересмотр правоприменительных решений по ее конкретному делу не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Колесниковой Дарьи Геннадьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный закон о государственной службе

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Структура органов государственной власти Российской Федерации

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

Другие публикации:  Samp заявление на лидерство

Должности государственной гражданской службы

Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

  1. руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:

  1. высшие должности государственной гражданской службы;
  2. главные должности государственной гражданской службы;
  3. ведущие должности государственной гражданской службы;
  4. старшие должности государственной гражданской службы;
  5. младшие должности государственной гражданской службы.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации

Внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, № 18, ст. 1589; 2003, № 27 (часть I), ст. 2699; 2004, № 13, ст. 1111; 2006, № 29, ст. 3120; 2009, № 19, ст. 2269; 2010, № 18, ст. 2141; 2011, № 50, ст. 7334; 2014, № 23, ст. 2921, № 26 (часть I) ст. 3359) следующие изменения:

1) статью 45 изложить в следующей редакции:

«Статья 45. Аппарат арбитражного суда

1. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом арбитражного суда.

2. Общее руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Непосредственное руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляется руководителем аппарата – администратором соответствующего арбитражного суда (далее – руководитель аппарата суда).

4. Руководитель аппарата арбитражного суда:

1) осуществляет руководство аппаратом арбитражного суда;

2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности арбитражного суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;

3) организует работу аппарата арбитражного суда по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, ведению делопроизводства и работе архива;

4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда;

5) организует работу по правовому обеспечению судей и работников аппарата арбитражного суда;

6) организует ведение судебной статистики;

7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по обеспечению судей благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;

8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;

10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;

11) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем арбитражного суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

12) организует охрану зданий, помещений и другого имущества арбитражного суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта арбитражного суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

13) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности арбитражного суда в соответствии с поручениями председателя арбитражного суда.

5. Руководитель аппарата арбитражного суда назначается на должность и освобождается от должности председателем арбитражного суда, подчиняется непосредственно председателю арбитражного суда. На должность руководителя аппарата арбитражного суда назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование. Повышение квалификации руководителя аппарата суда осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

6. Аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) обеспечивает прохождение дел в арбитражном суде, ведение делопроизводства и работу архива, в том числе принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) осуществляет работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

7. Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

8. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

9. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов
(без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

10. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

11. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными служащими судебной службы и замещают должности федеральной государственной судебной службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы.

12. Права, обязанности, ответственность работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными служащими судебной службы, и порядок прохождения ими федеральной государственной судебной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины, установленные Федеральным законом «О государственной судебной службе Российской Федерации».

13. Права, обязанности, ответственность работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы, устанавливаются трудовым законодательством.»;

2) статью 47 исключить.

Внести в Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года
№ 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3170; 2006, № 50, ст. 5277; 2009, № 52, ст. 6401; 2010, № 18, ст. 2141; 2011, № 7, ст. 899; 2014, № 11, ст. 1088; 2015, № 10, ст. 1390) следующие изменения:

1) в пункте 7 части 2 статьи 19 слова «администратора и» исключить;

2) статью 33 изложить в следующей редакции:

«Статья 33. Аппарат военного суда

1. Организационное обеспечение деятельности военного суда по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом этого суда.

2. Общее руководство деятельностью аппарата военного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Непосредственное руководство деятельностью аппарата окружного (флотского) военного суда осуществляется руководителем аппарата – администратором окружного (флотского) военного суда (далее – руководитель аппарата военного суда).

4. Руководитель аппарата военного суда:

1) осуществляет руководство аппаратом суда;

2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;

3) организует работу аппарата суда по обеспечению прохождения дел в суде, ведению делопроизводства и работе архива;

4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов;

5) организует работу по правовому обеспечению судей и работников аппарата суда;

6) организует ведение судебной статистики;

7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по обеспечению судей благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;

8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;

10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;

11) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

12) организует охрану зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

13) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.

5. Руководитель аппарата военного суда назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующего суда и подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование. Повышение квалификации руководителя аппарата окружного (флотского) военного суда осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

6. Аппарат военного суда:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

Другие публикации:  Комиссионная экспертиза поручается

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов военных судов и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом.

8. Работники аппарата военного суда являются федеральными государственными служащими судебной службы и замещают должности федеральной государственной судебной службы.

9. Работники аппарата военного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы.

10. Права, обязанности, ответственность работников аппарата военного суда, являющихся федеральными государственными служащими судебной службы, порядок прохождения ими федеральной государственной судебной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам присваиваются классные чины, установленные Федеральным законом «О государственной судебной службе Российской Федерации».

11. Права, обязанности, ответственность работников аппарата военного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы, устанавливаются трудовым законодательством.»;

3) статью 34 изложить в следующей редакции:

«Статья 34. Администратор гарнизонного военного суда:

1. Администратор гарнизонного военного суда:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности военного суда по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;

2) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности военного суда;

3) принимает меры по материальному и социальному обеспечению судей, в том числе пребывающих в отставке, по их обеспечению благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством; по предоставлению медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, и
санаторно-курортному лечению указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

4) организует и контролирует получение, учет и хранение
нормативно-правовых актов, юридической литературы, пособий и справочно-информационных материалов для судей и работников аппарата военного суда;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует и контролирует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военного суда;

8) анализирует потребность суда в материально-технических средствах при формировании проекта сметы на следующий финансовый год в соответствии с утвержденными нормами и принимает иные меры по организации материально-технического обеспечения деятельности военного суда;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда;

10) выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

2. Администратор гарнизонного военного суда осуществляет свои полномочия под общим руководством и контролем начальника управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и во взаимодействии с ним.

3. Администратор гарнизонного военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации по представлению председателя гарнизонного военного суда.

4. На должность администратора гарнизонного военного суда назначается лицо, имеющее высшее образование. Повышение квалификации администратора гарнизонного военного суда осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

5. Администратор гарнизонного военного суда подчиняется непосредственно председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.».

Внести в Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, № 23, ст. 3240; 2012, № 24, ст. 3064, № 29, ст. 3978, № 49 ст. 6746; 2014, № 11, ст. 1088, № 30 (часть I) ст. 4204) следующие изменения:

1) в подпункте 1 части 3 статьи 30 слова «и аппарата суда» заменить словами «, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда»;

2) статью 38 изложить в следующей редакции:

«Статья 38. Аппарат суда общей юрисдикции

1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляется аппаратом этого суда.

2. Общее руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Непосредственное руководство деятельностью аппарата верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа осуществляется руководителем аппарата – администратором соответствующего суда (далее – руководитель аппарата областного и равного ему суда).

4. Руководитель аппарата областного и равного ему суда:

1) осуществляет руководство аппаратом суда;

2) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, по подготовке залов судебных заседаний и обеспечению безопасности проведения судебных заседаний;

3) организует работу аппарата суда по обеспечению прохождения дел в суде, ведению делопроизводства и работе архива;

4) организует работу по обращению к исполнению судебных актов;

5) организует работу по правовому обеспечению судей и работников аппарата суда;

6) организует ведение судебной статистики;

7) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппарата суда; принимает меры по обеспечению судей благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством;

8) организует предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, и санаторно-курортное лечение указанных лиц в соответствии с федеральным законодательством;

9) организует материально-техническое обеспечение деятельности суда, в том числе по строительству, реконструкции, ремонту и техническому оснащению зданий (помещений) суда;

10) организует проведение мероприятий по взаимодействию с адвокатурой, правоохранительными органами, другими государственными органами и организациями по вопросам обеспечения деятельности суда;

11) разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

12) организует охрану зданий, помещений и другого имущества суда, в том числе путем взаимодействия с судебными приставами, обеспечивающими установленный порядок деятельности суда; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;

13) осуществляет иные полномочия по обеспечению деятельности суда в соответствии с поручениями председателя суда.

5. Руководитель аппарата областного и равному ему суда назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующего суда и подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование. Повышение квалификации руководителя аппарата областного и равному ему суда осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

6. Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

8. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными служащими судебной службы и замещают должности федеральной государственной судебной службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы.

9. Права, обязанности, ответственность работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными служащими судебной службы, и порядок прохождения ими федеральной государственной судебной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины, установленные Федеральным законом «О государственной судебной службе Российской Федерации».

10. Права, обязанности, ответственность работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной судебной службы, устанавливаются трудовым законодательством.

11. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются служащими судебной службы соответствующего субъекта Российской Федерации.».

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу через шесть месяцев после дня его официального опубликования.

Положения статей 1 – 3 настоящего Федерального конституционного закона в части назначения на должность руководителя аппарата – администратора арбитражного суда, областного и равного ему суда, окружного (флотского) военного суда лицом, имеющим высшее юридическое образование, распространяются только на вновь назначенных руководителей аппаратов судов. Для администраторов судов, ранее замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и назначенных на должности руководителей аппаратов – администраторов соответствующих судов, данные положения вступают в силу с 1 июля 2020 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Верховный суд предложил депутатам обсудить новый вид государственной гражданской службы

На рассмотрение нижней палаты парламента 14 февраля поступили три законопроекта, разработанные Верховным судом РФ, которыми предлагается создание нового вида государственной гражданской службы — судебной. Авторы законопроекта полагают, что содержащиеся в нем новшества помогут повысить престиж работников аппаратов судов и сделать работу в судах более привлекательной. Однако правительство данную инициативу восприняло без энтузиазма, поскольку госбюджету она будет стоить денег.

Текучка кадров, недоукомплектование штата аппаратов судов как общей юрисдикции, так и арбитражных являются очень серьезной проблемой для судебной системы и обсуждаются уже не первый год.

По мнению Верховного суда РФ, исправить бедственную ситуацию может введение нового вида государственной гражданской службы — государственной гражданской судебной службы РФ.

Соответствующие изменения в законодательство поместились в три законопроекта — основной проект № 102341-7 «О государственной судебной службе Российской Федерации» (далее — Законопроект о судебной службе), а также два его законодательных спутника — проекты № 102332-7 «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» и № 102355-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации». Все они внесены на рассмотрение Госдумы 14 февраля.

Нехватка кадров в аппаратах судов приводит к необходимости реформ

Идея создания судебной службы неоднократно обсуждалась в стенах Высшего арбитражного суда. ВАС РФ исходил из того, что особый статус надо придать только помощникам судей, и в целом речь шла о процессуальных полномочиях, разделении процессуальной роли, а не о создании отдельного вида госслужбы.

Обсуждалась такая идея и Верховным судом РФ, но тогда однозначной поддержки не получила. Среди причин, обосновывающих необходимость подобной реформы, назывались повышение престижа государственной службы в судебной системе, а также особая роль судебной власти, специфика деятельности государственных служащих судов. Однако на самом деле главной причиной была (и есть) необходимость привлечь более квалифицированные кадры.

Другие публикации:  Какой налог платят с зарплаты в штатах

Аппараты судов на сегодняшний день катастрофически недоукомплектованы, потому что зарплаты, которые получают их сотрудники, непривлекательны для людей с высшим юридическим образованием. Кадровая текучка очень сильная, около 120% в год. В такой ситуации не приходится говорить ни о кадровой устойчивости, ни о преемственности.

Единственная причина, по которой аппараты хоть как-то наполняются, заключается в фактическом статусе аппарата как кадрового резерва судейского корпуса. Порядка 70% всех арбитражных судей замещаются за счет аппарата. Однако это одна из самых критикуемых тенденций, и очевидно, что в ближайшие годы от нее будут отказываться. На самом деле аппарат суда — не самый лучший резерв, поскольку как бы хорошо аппарат ни работал, какими бы сложными задачами ни занимался, в конечном счете он выполняет техническую функцию. Другое дело — помощники судей. Однако у них должен быть разнообразный опыт, не только в данной должности, в то время как на практике ситуация иная. В любом случае, как только миграция из аппарата суда в судейский корпус начнет пресекаться, кадровый отток усилится.

Новые старые чины и форма повысят престиж работы секретарей и помощников

Законопроекты, посвященные созданию государственной судебной службы, были одобрены 15 ноября прошлого года на заседании Пленума ВС РФ (постановления № 49—51).

Текст Законопроекта о судебной службе, наконец достигший парламента, не блещет оригинальностью. В нем предлагаются те же процедуры, ограничения, запреты, что и содержащиеся в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(далее — Закон о госслужбе). Например, классные чины судебной службы аналогичны тем, что предусмотрены в ст. 11 Закона о госслужбе, а соответствующие им классные чины юстиции — содержащимся в Указе Президента РФ от 19.11.2007 № 1554.

Небольшие на первый взгляд, но, видимо, наиболее важные изменения предлагается внести в систему оплаты труда судебных служащих.

Сейчас норма подп. 1 п. 5 ст. 50 Закона о госслужбе предполагает, что ежемесячная надбавка за выслугу лет исчисляется в процентах от должностного оклада. В Законопроекте о судебной службе расчет иной: надбавка рассчитывается исходя из оклада месячного денежного содержания служащих судебной службы (ст. 47 Законопроекта). А в состав оклада месячного содержания помимо должностного оклада входит также оклад за классный чин. То есть в конечном итоге сумма выплат судебным служащим повышается, а это приведет к увеличению фонда оплаты труда указанных судов.

Также сотрудники аппаратов судов должны будут носить форменную одежду — такое нововведение предлагается в ст. 50 Законопроекта о судебной службе. Форму и официальные символы для судебных служащих, а также для сотрудников Судебного департамента при ВС РФ должен будет разрабатывать этот департамент, а утверждать — Совет судей РФ при условии согласования Геральдическим советом при Президенте РФ. В настоящее время специальной форменной одежды у сотрудников аппаратов судов нет.

Правительство против новой службы, потому что это бессмысленно и дорого

Отзыв Правительства РФ на представленный Верховным судом законопроект о судебной службе оказался отрицательным. Впрочем, назвать это сюрпризом сложно.

По мнению правительства, выделение такого вида госслужбы, как судебная, не имеет достаточных оснований. Разработчикам законопроектов не удалось представить достаточные обоснования, которые бы подтверждали наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обуславливающих необходимость выделения такой службы из государственной гражданской службы.

Почти все положения Законопроекта о судебной службе, которые регламентируют вопросы поступления на службу, ее прохождения и прекращения, аналогичны соответствующим положениям Закона о госслужбе.

Кроме того, в отзыве отмечена нелогичность исключения сотрудников аппаратов Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ из предлагаемой системы судебной службы, в отличие от аппаратов ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных. В тексте проекта действительно нет обоснований такого подхода, заметим, однако, что версия законопроекта, которая разрабатывалась в 2014 г. Судебным департаментом при ВС РФ, относила к судебным служащим также и сотрудников аппаратов упомянутых судов.

Заметим, кстати, что Законопроект о судебной службе не относит к судебным служащим и сотрудников Судебного департамента при ВС РФ. В итоге может получиться так, что госслужащие (сотрудники департамента) будут утверждать регламенты работы иной госслужбы — судебной, что в каком-то смысле нивелирует изначальную «сепаратистскую» идею законопроекта.

Аргументом правительства против принятия Законопроекта о судебной службе является и то, что его реализация повлечет за собой дополнительные расходы из федерального и региональных бюджетов. В частности, законопроектом предусматривается введение ряда должностей, которые в настоящее время не предусмотрены в аппаратах ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Учитывая также и новый порядок расчета надбавок за выслугу лет, который предлагается для судебных служащих, действительно странно, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту утверждается, что его принятие не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Хотя это не упомянуто в отзыве, но, помимо увеличения денежного содержания, деньги из бюджета придется выделять, например, на не упомянутые в отзыве правительства разработку и производство форменной одежды, уже не говоря о сопутствующих любой реформе административных расходах.

Эксперты также отмечают, что предлагаемый законопроект может вызвать на практике и не столь очевидные сегодня проблемы. Например, в рамках судебной системы сложно определить, выполняется ли требование об отсутствии родства (свойства) с вышестоящим служащим. Допустим, если близкий родственник работает в аппарате кассационного суда в другом регионе, то при трудоустройстве на работу в суд первой инстанции у человека могут возникнуть сложности. Толкование иерархии в судебной системе сейчас довольно размытое.

Кирилл Титаев, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге:

«Форма — это неудобно, это не то, что человек хочет носить, а то, что его носить заставили»

Низкая оплата труда сотрудников аппаратов судов — это фундаментальная проблема, которая обострилась после проведения административной реформы в начале 2000-х гг. В ее результате зарплата судей существенно выросла, и разбег в оплате труда между ними и сотрудниками аппаратов увеличился. Представьте: в одном кабинете могут работать судья, получающий 80 000 руб. в месяц, и его помощник с доходом в 15 000 руб.

Способы решения этой проблемы предлагались разные, от простых (просто повысить зарплаты) до весьма экзотических, к числу которых можно отнести и внесенные Верховным судом в Госдуму законопроекты. Экзотические они потому, что решать предельно простую проблему предлагается путем принятия множества нововведений, большая часть которых сделает работу сотрудников аппарата суда еще менее привлекательной. Например, в законопроекте предусмотрено введение формы. Но форма — это неудобно, это не то, что человек хочет носить, а то, что его носить заставили. Работники прокуратуры, для которых форма сейчас предусмотрена, надевают ее в основном только в судебные заседания, потому что это обязательно. А в другое время ходят в гражданском. Да и сами судьи мантии надевают перед судебным заседанием.

Логику авторов законопроекта понять сложно. С одной стороны, понятно, что никто не желает затруднять доступ к должностям аппарата суда. Сейчас в этой сфере спрос на квалифицированных специалистов очень большой, людей не хватает. По примерным подсчетам, дефицит кадров составляет 10—20%. При нехватке кадров работа судей превращается в рутину, огромное количество простых механических операций. Соотношение один судья — два сотрудника аппарата суда позволяет, хоть и с трудом, судьям заниматься содержательной работой, то есть разрешать споры. Если нынешний кадровый дефицит увеличится, то у судей просто не останется времени на собственно отправление правосудия.

Если задаться целью найти хоть какие-то объяснения тем новшествам, которые предлагает ВС РФ, то можно предположить, что это делается с прицелом на дальнейшее обращение в Конституционный суд РФ. Схема такая: закон принимают, не включая в него положения об увеличении зарплат, чтобы успокоить финансовые ведомства, а затем обращаются в КС РФ, ссылаясь на дискриминацию сотрудников аппаратов суда, ведь зарплата у них ниже. Таким образом преодолевается сопротивление Минфина и других правительственных структур. Но это, конечно, только теория.

На мой взгляд, сотрудники аппарата суда государственными служащими в том смысле, который изначально закладывался в это понятие, не являются. При подготовке соответствующего закона предполагалось, что госслужащие будут обладать обширными полномочиями. Именно поэтому их нужно тщательно отбирать, тестировать, давать звания и прочее. Но получилось так, что большинство людей, получивших данный статус, в изначальную концепцию не укладываются, это обычные клерки. Они выполняют безусловно нужную, но чисто бюрократическую работу.

Кстати, увеличение зарплаты сотрудников аппарата суда, которая сегодня вызывает столько сложностей, — это не какие-то ужасные цифры. В федеральном бюджете расходы на судебную систему составляют примерно 180 млрд руб. А цена вопроса увеличения зарплат судебным клеркам составит менее 10 млрд с учетом всех выплат. По сравнению с общими затратами это не смертельно.

Думаю, что шансов у законопроекта стать законом мало. Я не юрист, но, как показывает практика, отрицательный отзыв правительства для большинства законопроектов становится для их рассмотрения непреодолимым препятствием. Честно говоря, я надеюсь, что данный случай исключением не станет.

Еще статьи:

  • Краевой арбитражный суд в краснодаре Арбитражный суд Краснодарского края 7 февраля 2019 года состоялось совещание по итогам работы Арбитражного суда Краснодарского края за 2018 год Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 […]
  • Федеральный закон 40-фз с изменениями осаго Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ […]
  • Ленинский суд тюмени 8 мировой Ленинский суд тюмени 8 мировой ЛЕПЕШКИН Александр Вячеславович Помощник мирового судьи ВОСКРЕСЕНСКАЯ Лейла Валерьевна Телефон: 8 (3452) 28-63-87 Секретарь судебного заседания БУХАРИНА Татьяна Александровна Телефон: 8 […]
  • Медиабизнес учебное пособие Медиабизнес учебное пособие ЭКОНОМИКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СМИ Учебное пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2004. Цель пособия – дать студентам представление об экономике средств массовой информации (СМИ) как особой […]
  • Приказ мвд+условные установки Новый приказ МВД по условным установкам ТСО Приказом МВД РФ от 16.07.2012 г. № 689 утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства […]
  • Samp заявление на лидерство Заявка на лидерство во фракции. Если вы желаете стать лидером свободной фракций, прошу прочитать правила подачи заявки, а потом оставить заявку и ждать одобрение. Запрещено:1. Писать заявку несколько раз.2. Писать […]
Конституционный закон о государственной службе