Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет закупку по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ по страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Оплата оказанной услуги (страховой премии) и принятие на страхование транспортных средств будут осуществляться в текущем финансовом году, сама услуга страхования осуществляется в течение одного года на каждое транспортное средство. Окончание услуги страхования будет в 2019 году. В каком плане закупок и плане-графике (на 2018 или 2019 год) следует указывать закупку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанная в вопросе закупка должна быть предусмотрена планом закупок и планом-графиком на 2018 год. Указывать ее в плане закупок и плане-графике на 2019 год не требуется.

Обоснование вывода:
В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия соответствующего нормативного правового акта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и т.п.). Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд устанавливается местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации. План закупок в силу ч. 8 ст. 17 Закона N 44-ФЗ формируется бюджетным учреждением при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе (далее — ЕИС) в течение трех рабочих дней со дня его утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок и содержат перечень товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год (ч.ч. 1 и 2 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается бюджетным учреждением в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ч. 10 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Утвержденный план-график подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в отличие от планов закупок, планы-графики всегда формируются сроком на один год.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Закупка начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента, а если законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, — с заключения контракта (п.п. 2, 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). В план-график закупок включается информация о закупках, об осуществлении которых размещаются извещения либо направляются приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных законом случаях в течение года, на который утвержден план-график закупок, а также о закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контракты с которым планируются к заключению в течение года, на который утвержден план-график закупок (п. 8 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554). Следовательно, если в рассматриваемой ситуации закупку планируется начать в 2018 году, то она должна быть предусмотрена в плане-графике на этот же год.
Если в плане закупок и плане-графике на текущий год указанная закупка не предусмотрена, до начала осуществления закупки в них следует внести соответствующие изменения. Подробнее о внесении изменений в план закупок и план-график смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Внесение изменений в план-график закупок по Закону N 44-ФЗ; Энциклопедия решений. Внесение изменений в план закупок по Закону N 44-ФЗ. Извещение об осуществлении закупки может быть размещено в ЕИС не ранее чем через 10 дней с даты внесения изменений в план-график.
Отражать закупку в плане закупок и плане-графике на 2019 год не требуется, несмотря на то, что исполнение контракта будет завершено именно в 2019 году. Это связано с тем, что информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график того года, в котором предполагается начать ее осуществление. Соответствующие разъяснения неоднократно давались и представителями Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 28.02.2014 N Д28и-210, письмо от 12.03.2015 N Д28и-485, письмо от 29.01.2015 N Д28и-210, письмо от 29.01.2015 N Д28и-171, п. 2 письма от 31.12.2013 N Д28и-2420, письмо от 28.03.2016 N Д28и-746, письмо от 17.02.2016 N Д28и-518, письмо от 11.12.2015 N Д28и-3565, письмо 07.12.2015 N Д28и-3546). Нормативными актами не предусмотрена необходимость отражения в планах закупок и планах-графиках информации о закупках, осуществление которых было начато до начала соответствующего года.
Информацию об исполнении контракта заказчик будет обязан направить для включения в реестр контрактов по истечении срока действия контракта (смотрите в связи с этим Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ был заключен контракт по ОСАГО на четыре автомобиля в мае 2016 года со сроком действия один год. Последний полис выдается в декабре 2016 года. Контракт предусматривает не только выдачу страховых полисов по ОСАГО, но и осуществление страховщиком выплат при наступлении страховых случаев в пределах срока действия этих полисов. Полисы действуют один год. Срок действия последнего полиса истекает в декабре 2017 года. Когда заказчик должен вернуть страховщику обеспечение контракта: после получения полиса (в декабре 2016 года) или после окончания срока его действия (в декабре 2017 года)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2016 г.)). Общий порядок и сроки направления информации для внесения в реестр контрактов описаны в материале: Энциклопедия решений. Порядок внесения сведений в предусмотренный Законом N 44-ФЗ реестр контрактов.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. План-график при закупках по Закону N 44-ФЗ;
— Энциклопедия решений. План закупок по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупка услуг по ОСАГО

Вопрос-ответ по теме

Надо ли заказчику при публикации конкурса на закупку услуг по ОСАГО прикладывать таблицу с расчетом с указанием применяемых коэффициентов, а также указывать VIN автомобилей?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Да, нужно. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона№ 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 19 установлено, что при заключении контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования, в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.

Таким образом, заказчик при проведении конкурса на закупку услуг по ОСАГО прикладывать таблицу с расчетом и указанием применяемых коэффициентов.

Также заказчику следует приложить перечень автомобилей, подлежащих страхованию, с указанием марки, модели, категории, а также государственного номера. VIN автомобилей указывать не нужно.

Контракт осаго 44 фз

Суд кассационной инстанции постановил, что ответственность по контракту на закупку услуг страхования по ОСАГО не должна рассчитываться по закону 44-ФЗ о контрактной системе. Оспаривая статьи госконтракта прокурор указал, что его условия должны соответствовать требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» , являющегося специальным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Есть также прецедент от Верховного суда о применении к госконтракту на энергоснабжение специальной ответственности по законодательству об электроэнергетике, а не по 44-ФЗ. Таким образом, можно говорить о складывающейся судебной практике по применению ст.34 Закона о контрактной системе с поправкой на специальные законы. Формулировка прокурора в деле по ССАГО о «нарушении интересов городского округа Чита, выразившееся в недополучении средств в бюджет при наступлении определенных обстоятельств» довольно жесткая. Т.е. если страховая нарушит контракт, то по нормам 44-ФЗ заплатит штрафов/пеней меньше, чем по специальному закону об ОСАГО. А значит, заказчик нарушает интересы города, бюджета. Вот так.

Другие публикации:  Льготы декретницам

Более подробно такие случаи будут проанализированы в ближайшее время в разделе Полезные материалы. Надеемся эта информация пригодится в период заключения годовых контрактов, в том числе на услуги страхования.

СПРАВКА

Требование: О признании недействительным пункта муниципального контракта.

Обстоятельства: Истец указывает, что в оспариваемом пункте контракта сторонами предусмотрена неустойка в меньшем размере, чем установлено в п. 21 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что влечет нарушение интересов третьего лица, выразившееся в недополучении средств в бюджет при наступлении определенных обстоятельств.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку в оспариваемом пункте контракта стороны установили ответственность страховщика за неисполнение обязательств в меньшем размере, чем установлено законодательством, что является недопустимым.

Размер ответственности страховщика в госконтракте на ОСАГО надо устанавливать по специальному закону.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Суды продолжают убеждать ФАС России соблюдать требования ч. 13 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках.

Скажем «нет» закупочному «садомазохизму» или о правовых последствиях неразмещения положения о закупке согласно новой редакции 223-ФЗ не позднее 01.01.2019 г.

Полезные материалы

Имеем проблему, как не утвержденное Положение о закупках и не утвержденный план закупок – советом директоров. Соответственно попадаем под действие 44-ФЗ Руководством по иерархии стоящей ниже Совета директоров, сказано о проработке вопроса и перехода на 44-фз. Но возник стопор т.к. ранее работали по 223-ФЗ, зарегистрированы в ЕИСе, ключи Сбербанка-АСТ под 223-фз и т.д….. Подскажите пожалуйста: 1. Какие первые шаги мы вообще должны сделать, для того что бы начать корректно размещать закупки (по 44му)? 2. Необходимо ли регистрироваться (ключи) переделывать в ЕИС? 3. У нас имеется отдел подготовки и проведения конкурентных закупок, необходимо ли дополнительно вводить контрактную службу, контрактного управляющего (кто это)? 4. Без каких функций или шагов мы не сможем корректно работать (обучение не в счет – обучимся)? 5. Можем ли сейчас уже, заключать договора или приобретать товары, работы, услуги с единственным поставщиков в рамках 44-фз?

Добрый день! Нужно ли включать суммы выданные под отчет в СГОЗ, который указывается в отчете о закупках у СМП и СОНКО во 2-ом разделе 1-ой строки?

Добрый день! Мы работаем по 44 ФЗ. ЛБО было выделено недостаточно для заключения всех контрактов по коммунальным услугам, но организации услуги предоставляли с начала года, выставляли счета, но мы не оплачивали. Сейчас лимиты поступили. Как правильно заключить контракт, в ПГ и ПЗ срок действия какой нужно указать? А так же в самом Контракте?

Решение № 04-11/19-18

13.02.2018 г. № 467

Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Электросеть»

162622, г. Череповец, ул. Милютина, 3

тел. 8 (8202) 777790

факс 8 (8202) 556579

АО «СОГАЗ» в лице Череповецкого филиала

162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Ленина, д. 47

тел./факс 8 (8202) 202375 доб. 109

Tuev . Sergei @ sogaz . ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23-А

тел. 8 (499) 6535500

факс 8 (495) 7339519

e mail : ko @ rts — tender . ru

ООО «СК «Согласие»

129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 42

09 февраля 2018 г. г. Вологда

Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:

Сучков О.Н. – председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок;

Куфтырева Н.А. – член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;

Жирнов А.А. – член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,

рассмотрев жалобу АО «СОГАЗ» в лице Череповецкого филиала на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона, в котором Заказчик – МУП «Электросеть», в присутствии представителей:

от Заказчика – Смоленская А.А. по доверенности № 0842/1-4 от 09.02.2018, Петрова О.В. по доверенности № 0843/1-4 от 09.02.2018;

от АО «СОГАЗ» — Туев С.А. по доверенности № Ф57-180/17 от 06.07.2017;

от ООО «СК «Согласие» — Галушка А.О. по доверенности № 375/Д от 07.02.2018,

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – УФАС) поступила жалоба от АО «СОГАЗ» в лице Череповецкого филиала (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона № 0530300001318000005 на услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в котором Заказчик — МУП «Электросеть».

Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует протокол подведения итогов электронного аукциона. Заявитель утверждает, что в документации об электронном аукционе форме, содержались сведения о транспортных средствах, в отношении которых заказчик намеревался заключить договоры страхования, а также расчет цены (тарифа) единицы услуги на каждое конкретное транспортное средство и общая сумма контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту — Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО, Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Часть 6. ст. 9 Закона об ОСАГО указывает следующее: страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов установлены Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту — Указания Банка России).

В документации об электронном аукционе содержится расчет страховой премии, произведенный Заказчиком на общую сумму 310 290 руб. 33 коп.

Заявитель исходя из содержащихся в документации сведений была осуществлена проверка коэффициентов: территориальности (КТ), в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО) и коэффициент, в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (КМ). Результаты проверки данных сведений Заявителя совпадают со сведениями, представленными Заказчиком.

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (КБМ) принимался исходя из представленной Заказчиком информации т.к. осуществить проверку данных сведений из содержащейся в документации информации не представляется возможным по причине отсутствия идентификационных номеров (VIN).

Установив указанные выше значения, Заявитель произвел расчёт страховой премии, сумма которой составила 309 978 руб. 55 коп. Данный расчет является законным, обоснованным, полностью отвечающим требованиям документации об аукционе и действующего законодательства. Расхождения с расчетом Заказчика образовались вследствие разницы на 1 (одну) копейку по транспортным средствам, указанным в строках 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45, при расчете которых заказчик произвел округление результатов расчета в сторону уменьшения, и на 1228 руб. по транспортному средству, указанному в строке 18, где Заказчиком, по всей видимости, допущена арифметическая ошибка.

По утверждению Заявителя, расчет страховой премии, признанного победителем аукциона ООО «СК «Согласие», в размере 307 468 руб. 33 коп. не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, Закона об ОСАГО и Указаниям Банка России, соответственно, по мнению Заявителя, комиссия была обязана отклонить заявку ООО «СК «Согласие» и данное лицо не может быть признано победителем аукциона.

Представители Заказчика считают жалобу необоснованной. Заказчик, в том числе в письменных возражениях по жалобе указал, что в соответствии со ст. 8 и ст. 15 Закона об ОСАГО, при подготовке документации об аукционе в расчете начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) использовались тарифы и коэффициенты, предусмотренные Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Указание Банка России №3384-У).

В Законе о контрактной системе не содержится требования о предоставлении участниками закупки расчета цены (страховой премии), поэтому комиссия не имела возможность проверить правильность расчета цены контракта. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Другие публикации:  Государственные пошлины за наследство

На момент рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе у аукционной комиссии не было доказательств, подтверждающих утверждение о необоснованном снижении страхового тарифа ООО «СК «Согласие» и о том, что страховые тарифы по ОСАГО рассчитаны Заявителем не в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Следовательно, аукционная комиссия сочла неправомерным отклонение заявки победителя без наличия достаточных доказательств необоснованного снижение страхового тарифа.

Расхождение расчетов по транспортным средствам, указанным в строках 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45 образовалось вследствие округления результатов расчетов.

По транспортному средству, указанному в строке 18 Заказчиком допущена техническая ошибка в части указания базовой ставки. Остальные данные по транспортному средству (для расчета страховой премии), в т.ч. итоговый расчет страховой премии указан верно.

В соответствии с п. 11 ч. 3 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263, расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, созданной в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

Дополнительно в обосновании своей позиции Заказчик сослался на судебную практику, а именно на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2017 N Ф07-2779/2017 по делу N А56-32519/2016, а также решение УФАС № 04-11/148-17 от 21.06.2017.

Представитель заинтересованного лица участника закупки ООО «СК «Согласие» подтвердил утверждения Заявителя и Заказчика о том, что в позициях 17, 20, 25, 33, 34, 38, 45, при расчете начальной (максимальной) цены контракта допущена техническая ошибка, а также по транспортному средству, указанному в строке 18 допущена арифметическая ошибка.

Дополнительно представитель заинтересованного лица участника закупки ООО «СК «Согласие» пояснил, что в автоматизированной информационной системе обязательного страхования по транспортному средству указанному в п. 7 КБМ — 0,85, п. 9 КБМ – 0,8, п. 20 – 0,8, п. 31 КБМ – 0,9, п. 32 КБМ – 0,9, п. 38 КБМ – 1, п. 41 КБМ – 0,85. Указанный факт позволил снизить цену больше, чем это сделал Заявитель.

Заинтересованное лицо участник закупки ООО «СК «Согласие» представил расчет цены контракта, а также пояснил, что указанная цена полностью соответствует Закону об ОСАГО и указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Заказчик представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.

Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее – Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика, Заявителя и заинтересованного лица участника закупки ООО «СК «Согласие», пришла к следующему выводу.

17.01.2018 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) была опубликована закупка № 0530300001318000005.

Способ определения исполнителя: электронный аукцион.

Начальная (максимальная) цена контракта: 310 290, 33 рублей.

Объект закупки: услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).

В протоколе проведения электронного аукциона от 29.01.2018, в том числе указано:

Порядковый номер участника

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 07-23-06/2018

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Управление) в рамках рассмотрения обращения (вх. 418 от 26.01.2018 г.) хозяйствующего субъекта установило в действиях (бездействии) при осуществлении текущей хозяйственной деятельности публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» ( ул. Комсомольская/Рыбаковская, 99/41, г. Оренбург, 460000 ), нарушение статьи 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции) Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закона о защите конкуренции) выразившееся в нарушении порядка применения базовых ставок определенных Указаниями Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту также – Указания Банка России) и «Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденным постановлением Банка России 19.09.2014 № 431-П (далее — Положение о правилах ОСАГО) при расчете страховой суммы для участия в электронном аукционе.

В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено, что Муниципальным унитарным предприятием «Водоканализационное хозяйство г. Бузулука» проведен аукцион в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (реестровый номер торгов 0553600015517000035) (далее — Закупка).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 204 583,89 руб. Цена предложения ПАО СК «Росгосстрах» — 198 137, 86 руб.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона, Закупочная комиссия признала победителем ПАО СК «Росгосстрах» , предложившего наиболее низкую цену договора.

При этом размер базовых ставок определяется в соответствии с Указаниями Банка России Положения о правилах ОСАГО согласно с которыми при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Расчет страховой премии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО). В соответствии с пп. «б» ч. 2 ст. 9 Закона об ОСАГО, входящий в состав страховых тарифов, коэффициент КБМ устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Указанием Банка установлены предельные размеры базовых ставок, страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по ОСАГО.

Антимонопольным органом установлено, что источником данных, характеризующих транспортные средства, подлежащие страхованию, являлась техническая часть, прилагаемая к аукционной документации, которая в совокупности с таким разделом аукционной документации, как обоснование начальной (максимальной) цены контракта, давала представление о потребности заказчика в вопросе страхования транспортных средств и предоставляла для участников все необходимые для расчета данные.

Указанный расчет и приведенные в его обоснование данные о базовых ставках и коэффициентах страховых тарифов, используемых в нем, никто из участников закупки не оспорил.

Поскольку расчет страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) осуществляется путем умножения базовых ставок (тарифов) на коэффициенты страховых тарифов, при одинаковых исходных данных, заявленных страхователем в отношении транспортных средств и представляемых страховщику (-ам) к расчету, цена контракта может быть только одной неизменной величиной.

Учитывая норму абз. 5,6 п.1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утв. Банком России от 19.09.2014г.), в соответствии с которой, при заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений, о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Пункт 1.8 «Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прямо указывает, что при выявлении несоответствия между предоставленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, а не данных РСА.

В силу ч.10.1 ст.15 Закона об ОСАГО, обязанность страховщика по проверке соответствия представленных страхователем сведений, содержащихся в системе РСА, относится к самому моменту заключения договора страхования ОСАГО. При участии в торгах на право заключения такого договора производится предварительный расчет, именно на основании данных, представленных заказчиком. Проверка КБМ в системе РСА должна производится уже при непосредственном оформлении полиса ОСАГО.

Кроме того, коэффициент КБМ влияет на размер страховой премии и является обязательным для ее расчета. Вместе с тем запрос котировок проводится до окончания действия предыдущих договоров ОСАГО в связи с необходимостью отсутствия временного промежутка, при котором отсутствуют полисы ОСАГО.

Таким образом, КБМ не может быть рассчитан участником на дату проведения аукциона, так как период предыдущего страхования, из которого он рассчитывается, еще не закончен.

При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.11 цитируемых Правил (при оформлении электронного полиса ОСАГО).

Как поясняет ПАО СК «Росгосстрах» при осуществлении расчета цены для участия в электронном аукционе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств информация о переменных коэффициентах (Кбм) была получена из Единой информационной системы РСА.

Другие публикации:  Моральный ущерб ст 158

В результате указанных действий стоимость предложения ПАО СК «Росгосстрах» оказалась ниже предусмотренной законом, а также ниже стоимости предложения участниками Закупки рассчитавших цену предложения в соответствии с документацией, а также действующими Указаниями Банка России и Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Нарушение порядка определения стоимости услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при участии в Закупке позволило ПАО СК «Росгосстрах» предложить наименьшую цену контракта и получить преимущество по сравнению с остальными участниками.

В результате действий ПАО СК «Росгосстрах» участники, добросовестно определившие стоимость своих предложений, лишились возможности стать победителем Закупки.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 ст.4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Основой контрактной системы в сфере закупок является то, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.6 Закона о контрактной системе).

Принципами обеспечения конкуренции согласно ст.8 Закона о контрактной системе является то, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч.2).

Реализация указанных положений и норм настоящего Закона, осуществляется в том числе посредством принципов открытости и прозрачности процедур торгов (ст.7 Закона контрактной системе), через обеспечение свободного и безвозмездного доступа к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч.1); открытость и прозрачность информации, обеспечиваемых, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч.2); размещение в единой информационной системе, полной и достоверной информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом (ч.3).

В рассматриваемом же случае, обеспечение указанных принципов происходит через доведение заказчиком полной и достоверной информации для каждого участника процедуры размещения заказа (закупки), а также предоставление участникам равного доступа к ее получению и возможности применения при участии в размещении заказа.

Отступление от указанных принципов, в том числе и участниками размещения заказа, желающих обеспечить себе преимущество перед иными потенциальными участниками процедуры размещения заказа, полностью исключает конкурентные начала, положенные в основу антимонопольного законодательства (Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции).

Заказчиком были обеспечены указанные принципы, через раскрытие полной информации в документации, однако участником размещения заказа – ПАО СК «Росгосстрах», требования указанной документации не были соблюдены.

Запрет на недобросовестную конкуренцию установлен ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное действия ПАО СК «Росгосстрах» отвечают всем признакам недобросовестной конкуренции.

Расчет страховой премии с применением заниженных коэффициентов страховых тарифов, в том числе совершенный ошибочно, однозначно признается недобросовестной конкуренцией судами различных инстанций, что подтверждается • определением Верховного Суда РФ от 17.07.2015 № 308-КГ15-8926 по делу № А53-19327/2014, • постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2012 по делу № А52-1714/2011, • определением ВАС РФ от 09.02.2012 № ВАС-319/12 по делу № А58-2053/11, • определением ВАС РФ от 10.08.2012 № ВАС-10484/12 по делу № А53-3716/2012, • постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2013 по делу № А39-2781/2012. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28 июля 2016 г. по делу N А42-3238/2016, Постановление Арбитражного суда Северо – Западного округа от 10 апреля 2017 г. по делу N А42-3238/2016, определение Верховного суда РФ от 10 августа 2017 г. N 307-КГ17-9994.

Кроме того, согласно ст.10 — bis Парижской конвенции («Конвенция по охране промышленной собственности», заключена в Париже 20.03.1883 г.), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

На основании изложенного, использование ПАО СК «Росгосстрах» в расчете страховой премии иного значения коэффициента страхового тарифа КБМ в отношении ряда транспортных средств, обеспечило общество преимуществом перед другими участниками аукциона, в виде возможности снижения начальной (максимальной) цены гражданско – правового договора и, как итог, предложения наименьшего его размера среди участников закупки

Согласно ч.1 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях ПАО СК «Росгосстрах» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных ст. 14.8 Закона о защите конкуренции, на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Оренбургское УФАС России предупреждает о необходимости в течение 10 рабочих дней с момента получения настоящего предупреждения прекратить нарушение ст.14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» для чего:

1) в целях устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения издать локальный нормативный акт (внести изменения в существующий) содержащий требования об осуществлении расчета страховых сумм в соответствии с нормами действующего законодательства, провести разъяснительную работу с сотрудниками об осуществлении расчетов страховой премии в соответствии с требованиями действующего законодательства;

2) в целях устранения последствий выявленного нарушения перечислить в бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства. За доход, полученный ПАО СК «Росгосстрах» вследствие нарушения антимонопольного законодательства необходимо принимать сумму страховой премии в размере 198 137, 86 (сто девяносто восемь тысяч сто тридцать семь рублей 86 копеек), причитающуюся ПАО СК «Росгосстрах» в соответствии с муниципальным контрактом № 0553600015517000035-0854351-01 от 30.01.2018, заключенным по итогам электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Срок для выполнения настоящего предупреждения — до 10.04.2018.

Информируем, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения.

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Еще статьи:

  • Ульяновск лицензия охранника "Учебный Центр "Динамо-Профи" Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования (8422) 32-32-32, 32-12-37 г. Ульяновск, ул. Карла Либкнехта, д.7 отделение Учебного центра: (8422) […]
  • Доплата к пенсиям прокуроров Проект Указа Президента Российской Федерации "Об установлении размеров коэффициентов, применяемых к размерам доплат за классный чин, специальное звание, учитываемым при исчислении ежемесячной надбавки к пенсиям […]
  • Основные требования пожарной безопасности при проведении огневых работ Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда Правила дистанционного обучения по охране труда Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда Учебные материалы для обучения по охране […]
  • Сайт приставы советского района Советский Районный отдел судебных приставов г.Казани Республики Татарстан Адрес: 420097, г. Казань, ул Рабочей молодежи, д.9 Время работы: Вторник с 9.00 до 13.00, Обед 13.00 до 14.00; Четверг с 13.00 до 18.00, Телефон […]
  • Штраф за фликер беларусь 2019 Административная ответственность за отсутствие фликера В данной статье рассматриваем вопросы административной ответственности за отсутствие фликера (здесь и далее, фликер — световозвращающий элемент для пешехода): 1) […]
  • Краевой арбитражный суд в краснодаре Арбитражный суд Краснодарского края 7 февраля 2019 года состоялось совещание по итогам работы Арбитражного суда Краснодарского края за 2018 год Председатели российских судов подведут итоги 2018 года 28 января 2019 […]
Контракт осаго 44 фз