Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями


Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения уплачивают на общих основаниях ряд налогов, одним из которых является налог на имущество организаций, введенный главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками налога на имущество организаций на основании ст. 373 НК РФ признаются все российские организации, в том числе бюджетные учреждения.

Для того чтобы правильно начислить и уплатить этот налог, необходимо:

— определить, какое именно имущество подлежит налогообложению (с учетом общероссийских и региональных льгот);

— установить, какая налоговая ставка должна применяться по данному имуществу;

— рассчитать среднюю стоимость данного имущества;

— исчислить сумму налога, подлежащего уплате;

— заполнить налоговую декларацию;

— уплатить налог на имущество.

На основании ст. 373 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе бюджетной организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета в бюджетных организациях определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. На основании п. 22 этой Инструкции все основные средства учитываются в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлении Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010101000 «Жилые помещения»;

010102000 «Нежилые помещения»;

010104000 «Машины и оборудование»;

010105000 «Транспортные средства»;

010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

010107000 «Библиотечный фонд»;

010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

010109000 «Прочие основные средства».

2. Объект налогообложения

В расчет налога на имущество организаций принимается остаточная стоимость основных средств, то есть стоимость за вычетом суммы амортизации, которая начисляется бюджетными учреждениями линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации на основании срока полезного использования этих объектов. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В состав основных средств включается библиотечный фонд, на который по правилам бюджетного учета амортизация не начисляется. Поэтому библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат обложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости [первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки], сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств (письмо Минфина России от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21).

Кроме того, следует напомнить читателям журнала о переоценке основных средств по состоянию на 1 января 2007 года, проведенной на основании приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». Данные переоценки изменили первоначальную стоимость основных средств бюджетных учреждений и формируют их стоимость в том числе и для расчета налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 31.08.2007 N 03-05-05-01/38).

Что же касается объектов, числящихся на счете 0 10601 000 «Капитальные вложения в основные средства», а также на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства», то они в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвуют.

Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Кроме того, на основании ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

— организации — в отношении космических объектов;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории зоны, используемого на территории зоны в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет вышеуказанного имущества;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Кроме того, дополнительные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством, так как налог на имущество организаций устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ).

Так, Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (ст. 4) значительно расширил перечень налоговых льгот. Так, на основании п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона налоговая льгота предоставляется учреждениям, финансируемым из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований в г. Москве на основе сметы доходов и расходов.

На основании ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иными словами, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества за налоговый период, надо сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода [то есть на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года, как это было в прежней редакции НК РФ (до 1 января 2008 года)]. Полученная сумма должна быть разделена на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13. В то же время порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество организаций не изменился. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Другие публикации:  Подготовлен и издан приказ

4. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

5. Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 налог на имущество организаций, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по этому налогу уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают по местонахождению каждого из обособленных подразделений налог в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В то же время расчет налога на имущество организаций производится раздельно по местонахождению организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

7. Заполнение налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее — декларация) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

— Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;

— Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

— Раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации и не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, декларация представляется в составе титульного листа, Раздела 1, Раздела 3.

Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления ОК 019-94 (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413. В декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

Бухгалтеру может потребоваться несколько бланков декларации с Разделом 2: в один из них он должен внести сведения об имуществе, которое находится там же, где головной офис организации, а в другой — данные об имуществе, которое облагается налогом на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений с отдельным балансом. Кроме того, Раздел 2 декларации заполняется по каждому объекту недвижимости, удаленному и от головного офиса, и от филиалов. И, наконец, бухгалтеру потребуются разные бланки декларации для имущества, которое облагается налогом по разным ставкам.

8. Проблемные вопросы начисления и уплаты налога на имущество бюджетных учреждений

Включается ли в налоговую базу имущество (например, купленное здание), если его государственная регистрация не завершена, следовательно, объект числится на счете 010601000 «Капитальные вложения в основные средства», но фактически эксплуатируется?

Минфин России считает, что по купленному зданию налог на имущество организаций должен уплачиваться с момента выполнения двух условий: здание введено в эксплуатацию и документы поданы на государственную регистрацию права собственности (письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151). Эту же позицию подтверждают и письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/768, и решение ВАС РФ от 17.10.2007 по делу N 8464/07.

Надо ли организации отчитываться по местонахождению каждого обособленного подразделения или объекта недвижимости, если они расположены в одном регионе?

Отчитываться по налогу на имущество организаций в другом регионе надо, если там создано обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, или находится недвижимость. На это указывает п. 1 ст. 386 НК РФ.

Если у организации в одном регионе, но в разных муниципальных образованиях находится несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, или объектов недвижимости, то возникает вопрос: сколько деклараций заполнять?

Рассмотрим две ситуации:

1) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны разным налоговым органам;

2) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны одной налоговой инспекции.

В первом случае все зависит от того, предусматривает ли региональное законодательство распределение налога на имущество организаций между муниципальными бюджетами. Если да, то отчитываться придется в каждом муниципальном образовании. Однако если законодательство субъекта Российской Федерации не предусматривает распределение налога на имущество организаций между муниципалитетами, то можно подавать одну общую декларацию по всем филиалам и объектам недвижимости, которые находятся в регионе (письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/155). При этом организация может определить сама, в каком именно налоговом органе она будет отчитываться по налогу на имущество организаций.

В этом случае в налоговые органы тех муниципальных образований, где организация решила не отчитываться, она должна сообщить, через какую налоговую инспекцию, организация подает декларацию по налогу на имущество.

Во втором случае организация вправе заполнить одну общую декларацию, но Раздел 2 декларации придется составлять в нескольких экземплярах, ведь каждому муниципальному образованию присвоен свой ОКАТО и коды причины постановки на учет (КПП) у разного имущества могут отличаться.

Поэтому, составляя общую декларацию по обособленным подразделениям и недвижимости, организация должна заполнить по каждому ОКАТО отдельный экземпляр Раздела 2. Кроме того, в Разделе 1 декларации должны быть заполнены несколько блоков строк 010-040 — отдельно по каждому коду по ОКАТО.

За счет каких источников производится уплата налога на имущество, если имущество используется для деятельности, приносящей доход и отражается в бюджетном учете по коду «2» в 18-м разряде номера счета бюджетного учета?

Для бюджетных организаций, пожалуй, самым сложным в уплате налога на имущество организаций является вопрос, за счет каких средств уплачивать налог по налоговой декларации, ведь если имущество было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности и используется для предпринимательской деятельности, то и уплата налога должна производиться за счет вышеуказанных средств. Если имущество приобретено за счет бюджетных средств, то налог на имущество организаций должен быть предусмотрен в смете расходов по статье 290 «Прочие расходы» на основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Налоговое законодательство не содержит норм, которые определяли бы источники финансирования бюджетного учреждения, за счет которых должен уплачиваться налог на имущество организаций. Следовательно, для расчета сумм этого налога учреждению придется рассчитать и по бюджетной, и по «коммерческой» деятельности налоговую базу и сумму налога на имущество организаций, поскольку неуплата налога влечет налоговую ответственность.

Что делать, если главный распорядитель бюджетных средств не утвердил сумму на уплату налога на имущество в смете расходов бюджетного учреждения в полном объеме?

С 2007 года в отношении бюджетной деятельности действует порядок, при котором главные распорядители средств федерального бюджета составляли сводные реестры с суммами налога в Минфин России на основании письма финансового ведомства от 27.02.2007 N 02-03009/448 «О предоставлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 г. по подведомственным бюджетным учреждениям».

Другие публикации:  Как написать заявление материальную помощь к отпуску

Следовательно, средства для уплаты налога на имущество организаций по бюджетной деятельности закладывались и утверждались сметой централизованно начиная с 2007 года. Если возникают задержки с финансированием, то учреждению следует обратиться к письму Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44, в котором финансовое ведомство рекомендовало ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected] «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».

Налог на имущество организаций — изменения с 2018 года

Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций.

Эксперт по налогам и бухучету

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

Что меняется с 1 января 2018?

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Льгота по энергоэффективным объектам так же «передана» регионам

С 1 января 2018 года также вступили в силу поправки в ст. 381.1 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ. «Благодаря» им льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ (объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность) отдана на откуп регионам. Т.е. если субъект РФ не установил соответствующим законом возможность применения льготы в отношении указанных объектов, с 01.01.2018 г. они облагаются налогом в общеустановленном порядке.

Исчисление налога на имущество по недвижимости

Особенности исчисления сумм налога и авансовых платежей, если налоговая база определяется как кадастровая стоимость недвижимости, приведены в пункте 12 статьи 378.2 НК РФ.

С 1 января 2018 года уточнены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций, если их кадастровая стоимость определена в течение года (Федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ пункт 12 статьи 378.2 дополнен подпунктом 2.1).

Речь о недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства и о недвижимости иностранных организаций, не относящиеся к их деятельности в России через постоянные представительства. А также о жилых домах и жилых помещениях, не учитываемых на балансе в качестве основных средств согласно ПБУ 6/01.

Если кадастровая стоимость указанной недвижимости была определена в течение года, то налоговая база и исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему году в отношении данных объектов определяется исходя из кадастровой стоимости, установленной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Налоговая декларация за 2017 год представляется по новой форме

Начиная с представления декларации за 2017 год организациям нужно использовать новую форму декларации и расчета по авансовому платежу, а также новые порядки заполнения отчетности и форматы подачи документов в электронном виде, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected]

Напомним, что за отчетные периоды 2017 года организации могли сдавать расчеты по авансовым платежам по налогу как по форме, утв. Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected], так и по старой форме, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 (письмо ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076).

Итак, основные изменения 2018 года связаны с отменой федеральной льготы по движимому имуществу. Теперь власти каждого субъекта самостоятельно решают облагать налогом указанные активы компаний или нет.

Налоговые льготы для бюджетных учреждений

Действующее законодательство устанавливает для бюджетных учреждений целый ряд налоговых льгот. Рассмотрим подробнее, как ими воспользоваться.

Налоговые льготы в 2016 году

Действующее законодательство устанавливает для бюджетных учреждений целый ряд налоговых льгот. Некоторые учреждения могут пользоваться послабления по налогу на прибыль. Например, установлена ставка 0 процентов по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций, а также для резидентов особых экономических зон. Введены льготы для учреждений культуры. Не облагаются налогом на прибыль целевые поступления, а также безвозмездное получение имущества. В тех случаях, когда Налоговый кодекс РФ прямо не гарантирует послабления для бюджетных учреждений, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество. Некоторые налоговые послабления распространяются не на организации, обладающие определенными характеристиками, а на конкретные виды операций или имущества. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков. На таких условиях применяются послабления по НДС транспортному налогу. Подробно о том, как использовать льготы для бюджетных организаций, рассказывает эксперт журнала «Учет в учреждении».

Льготы для образовательных и медицинских организаций

В соответствии со статьей 284.1 Налогового кодекса РФ для организаций, ведущих образовательную или медицинскую деятельность, установлена нулевая ставка налога на прибыль при выполнении следующих условий:

  • у организации есть лицензия на образовательную или медицинскую деятельность;
  • доходы за налоговый период от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, не менее 90 процентов от всех доходов (либо доходов, учитываемых при определении налоговой базы, нет);
  • для организации, ведущей медицинскую деятельность, – численность штатного медицинского персонала с сертификатами специалиста не менее 50 процентов в общей численности работников непрерывно в течение периода;
  • не менее 15 работников в штате организации непрерывно в течение периода;
  • в налоговом периоде нет операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Другие публикации:  Как подать на развод если у мужа нет прописки

Соответственно, учреждение может установить меньшую стоимость образовательных и медицинских услуг за счет использования послаблений по налогу на прибыль.

Об особенностях льготного налогообложения прибыли подробнее читайте в статье «Льготы по налогу на прибыль: нулевая ставка».

Льготы для особых экономических зон

Для организаций – резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны или резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, также устанавливается в размере 0 процентов. Нулевая ставка применяется:

  • к прибыли от деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне при условии ведения раздельного учета полученных доходов (понесенных расходов) от такой деятельности и доходов (расходов) от деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;
  • к прибыли от деятельности в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в кластер, при условии ведения раздельного учета.

Льготы для учреждений культуры

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, относящиеся к бюджетным учреждениям, могут признавать расходы на приобретение или создание объектов амортизируемого имущества (кроме недвижимого) в составе материальных затрат в полной сумме по мере ввода этих объектов в эксплуатацию. Аналогично признаются затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение (п. 7 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

С 2016 года организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (кроме театров, музеев, библиотек, концертных организаций) уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

Безвозмездное получение имущества

Еще одним послаблением по прибыли для бюджетных организаций можно считать возможность безвозмездного получения имущества. Если учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, для целей налогообложения прибыли это рассматривается как безвозмездное получение имущественного права (письмо Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-03-06/4/38).

При определении базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности. Такие поступления возможны на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления. Также возможны целевые поступления от других организаций или физических лиц – при условии, что получатель использует их по назначению (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Расчет налога на прибыль бюджетного учереждения и составление отчетности по нему упростят статьи «Налог на прибыль: 10 главных проблем бюджетных учреждений» и «Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев».

Льготы по земельному налогу

По общему правилу бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога. Но вместе с тем учреждениям могут быть предоставлены преференции по земельному налогу в субъектах РФ. Например, согласно Закону Москвы от 24 ноября 2004 г. № 74 «О земельном налоге», правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются бюджетные учреждения города Москвы и внутригородских муниципальных образований в Москве:

— в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;

— в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на учреждения функций;

— в отношении особо охраняемых природных территорий, если учреждения охраняют, содержат и используют такие территории в Москве.

Также льгота по земельному налогу в Москве положена организациям, использующим труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый или отчетный период составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

Воспользоваться освобождением от уплаты земельного налога бюджетное учреждение сможет, если представит документы, подтверждающие такое право, в ФНС по месту нахождения земельного участка, что установлено пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса РФ. Кроме того, если у бюджетного учреждения на праве хозяйственного ведения или оперативного управления находятся земли, изъятые из оборота, к таким землям также применяется нулевая ставка по земельному налогу (подп. п. 1 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ). К землям, изъятым из оборота, относятся участки, занятые метеорологическими станциями или предоставленные для обеспечения безопасности.

Исчислить и уплатить земельный налог поможет статья «Расчет земельного налога».

Льготы по налогу на имущество

Статья 381 Налогового кодекса РФ предусматривает ряд послаблений по налогу на имущество, к примеру, для следующих категорий налогоплательщиков:

— учреждений уголовно-исполнительной системы;

— общероссийских общественных организаций инвалидов;

— производителей фармацевтической продукции;

— государственных научных центров;

— организаций – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, которые можно считать неотъемлемой частью таких дорог.

Бюджетные учреждения прямо не поименованы в списке плательщиков налога на имущество, обладающих правом на льготы. Однако они для бюджетных учреждений могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Например, освобождается от налогообложения имущество автономных, бюджетных и казенных учреждений, созданных Тюменской областью и муниципальными образованиями, находящимися на территории Тюменской области, — в отношении имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления (Закон Тюменской области от 27 ноября 2003 г. № 172).

В Калужской области освобождаются от налогообложения:

— государственные и муниципальные бюджетные и казенные учреждения Калужской области в отношении всего имущества,

— автономные учреждения, созданные на базе имущества, находящегося в собственности Калужской области и муниципальных образований Калужской области, в отношении имущества, распоряжение которым осуществляется с согласия собственника (Закон Калужской области от 10 ноября 2003 г. № 263-ОЗ).

Уплатите налог и отчитайтесь по налогу на имущество без проблем с помощью статей «Налог на имущество» и «Декларация по налогу на прибыль 2015».

По смыслу статьи 149 Налогового кодекса РФ от НДС освобождаются не налогоплательщики, а операции по реализации конкретных услуг. Иными словами, любой налогоплательщик, который самостоятельно или через свои структурные подразделения совершает операции, освобожденные от НДС, имеет право на льготу. По НДС в отношении отдельных видов операций могут воспользоваться и бюджетные учреждения.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям. Таким образом, например, образовательные учреждения могут воспользоваться послаблениями по НДС. Если комбинат школьного питания обеспечивает продуктами питания собственного производства (в том числе через школьный буфет) учащихся муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, реализация продуктов питания освобождается от налогообложения (письмо Минфина России от 11 мая 2011 г. № 03-07-07/24).

Также в базу по НДС не включаются суммы субсидий, предоставляемых учреждениям из бюджета в связи с применением государственных регулируемых цен, или преференций, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, не облагаются НДС целевые бюджетные средства (дотации), полученные для покрытия убытков, возникающих из разницы между фактической стоимостью лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпущенных населению с учетом послаблений.

Подробнее о преференциях по НДС для различных учреждений читайте в статьях «Льгота по НДС», «Образовательные услуги: НДС», «НДС в казенном учреждении». Задекларировать и уплатить НДС без ошибок помогут статьи «Декларация по НДС 2015» и «Нулевая декларация по НДС».

Льготы по транспортному налогу

Преференции по транспортному налогу в отношении бюджетных организаций также прямо в Налоговом кодексе РФ не поименованы. Однако статья 358 Налогового кодекса РФ предусматривает режим в отношении транспортных средств, принадлежащих на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба.

Еще статьи:

  • Федеральный закон номер 116 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности […]
  • Договор аренда фронтального погрузчика Договор аренды спецтехники Договор № _________аренды техники г. Екатеринбург 2017 г. ____________________________________________________, именуемое в дальнейшем «Арендатор», в лице директора […]
  • Договор о переезде Образец договора на переезд Договор № 07059 ____________________________именуемые в дальнейшем "Заказчик", действующие на основании Положения с одной стороны и Общество с ограниченной […]
  • Приказ 2450 от 01072010 Записи с метками Ростехрегулирование Приказ Ростехрегулирования от 30.04.2009 № 1573 "Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе […]
  • Приказ мчс россии от 24022009 91 с изменениями Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. N 91"Об утверждении формы и […]
  • Приказ 1010 если был на больничном Выплата премии по приказу 1010 для ГП МОРФ Здравствуйте. Я являюсь гражданским персоналом МО на должности психолога. Работаю в части с 1 апреля. В октябре пришло предписание от Министра Обороны выплатить премию по […]
Льгота налог на имущество бюджетных организаций