Льготы по оплате коммунальных услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по оплате коммунальных услуг (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Льготы по оплате коммунальных услуг

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Льготы по оплате коммунальных услуг

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Какие есть льготы по оплате взносов на капитальный ремонт?

На основании части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ взнос на капитальный ремонт для собственника помещения в многоквартирном доме включается в плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Поскольку взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение, он подлежит субсидированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» на общих основаниях.

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены соответствующие изменения в федеральные законы по льготным категориям граждан:

  1. подпункт 1 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»;
  2. абзац второй части третьей статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  3. часть четвертую статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  4. часть четвертую статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Таким образом, если собственник квартиры в многоквартирном доме имеет законодательно установленные льготы по оплате жилого помещения, то они автоматически распространяются и на уплачиваемый минимальный размер взноса на капремонт.

C 2021 года получить льготы на оплату услуг ЖКХ станет проще

Госдума в третьем чтении приняла закон, согласно которому при решении вопроса о назначении субсидий на оплату услуг ЖКХ информацию о непогашенной задолженности по оплате таких услуг, образовавшейся за период не более чем три последних года, будут получать из системы. Такое же правило будет действовать при назначении компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 1 .

Причем органы исполнительной власти субъектов Федерации или управомоченные ими учреждения будут самостоятельно запрашивать все сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В случае их получения таким образом, потребовать документы, содержащие указанные сведения, от граждан будет нельзя. Как отмечается в пояснительной записке к документу, наличие у гражданина задолженности будет проверяться через банк данных, со сведениями необходимыми для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Нововведения вступят в силу 1 января 2021 года. Необходимость их принятия аргументирована тем, что иногда граждане не могут получить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за того, что управляющие организации предоставляют недостоверные или неточные сведения.

Отметим, что в августе текущего года Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что субсидия на оплату ЖКХ может быть назначена и «должникам», если причины долга являются уважительными. Суд отметил, что само по себе наличие у гражданина долга по оплате услуг ЖКХ не служит безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении.

Статья 160 ЖК РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Новая редакция Ст. 160 ЖК РФ

1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Комментарий к Статье 160 ЖК РФ

1 — 2. В ч. 1 ст. 160 определены виды нормативных правовых актов, которыми могут устанавливаться порядок и условия предоставления льгот в виде компенсаций расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Эти виды установлены в исчерпывающем перечне, поэтому иными актами порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливаться не могут. Если такие акты были приняты, то они по общему правилу не могут применяться к отношениям, возникшим после введения в действие Кодекса.

Однако в силу ст. 8 Вводного закона до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Кодекса компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Кодекса.
———————————
См., например: ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563; 1998. N 31. Ст. 3803; 1999. N 2. Ст. 232; N 29. Ст. 3693; 2000. N 22. Ст. 2267; 2001. N 24. Ст. 2410; N 33 (ч. I). Ст. 3426; N 53. Ст. 5024; 2002. N 1. Ст. 2; N 22. Ст. 2026; 2003. N 2. Ст. 167; N 43. Ст. 4108; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; N 49. Ст. 6070; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152; N 30. Ст. 3739.

См., например: Правила предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями. оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 // СЗ РФ. 1996. N 32. Ст. 3936.

Реформирование действующей системы льгот проводится в Российской Федерации в направлении пересмотра и отмены ряда льгот и введения адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения, перевода льгот, установленных для различных категорий работающих граждан (работников правоохранительных органов, военнослужащих и др.) в форму денежных выплат.

Натуральные меры социальной поддержки заменяются на ежемесячные денежные компенсации. Это предполагает оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 100 процентов и последующее получение денежной компенсации.

Размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки (льгот) по каждой потребляемой гражданином жилищно-коммунальной услуге. Денежные эквиваленты рассчитываются организациями — поставщиками услуг.

Такой подход оправдан, однако на практике претворение его в жизнь требует взвешенного подхода и, самое главное, строгих и обоснованных расчетов его финансовой составляющей. Необходимо обеспечить такой уровень размеров компенсаций, чтобы он был адекватен замененной льготе и не ухудшал материальное положение получающих соответствующие компенсации граждан. Другой способ решения данной проблемы, являющийся наиболее трудоемким и вместе с тем наиболее эффективным, — повышение уровня доходов населения в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы оплата жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме не приводила к понижению качества жизни плательщиков.

Другие публикации:  Пенсия увеличится с октября 2019

Жилищное законодательство не содержит нормативного определения понятия «компенсация». В связи с этим во многих актах даются довольно противоречивые определения. Чаще всего происходит смешение или объединение понятий «субсидия» и «компенсация», не выделяются специфические для них свойства.

Компенсация — это возмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

Возмещение производится в денежной форме, при этом размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги не уменьшается на величину предоставленной компенсации и оплата осуществляется без уменьшения размера платы .
———————————
См.: п. п. 44 — 45 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Чаще всего в федеральном законодательстве до введения в действие Кодекса устанавливался порядок, в соответствии с которым предусматривалась такая форма предоставления льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как скидка, то есть уменьшение размера оплаты.

В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер «последующего» возмещения, то есть они предоставляются после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке.

Размер компенсаций с учетом уровня инфляции подлежит корректировке в целях недопущения снижения эффективности помощи, оказываемой отдельным категориям граждан посредством выплаты компенсаций. Например, Правительство РФ обязало Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ ежегодно (в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год) представлять в установленном порядке в Правительство РФ проект Постановления Правительства РФ о порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // РГ. 2004. 31 декабря.

Среди законов, в соответствии с которыми отдельным категориям граждан предоставляются компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяются порядок и условия их предоставления, можно назвать следующие:

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ;
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2736; 2001. N 51. Ст. 4834; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 15. Ст. 1278; 2007. N 10. Ст. 1151; N 31. Ст. 4011; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 19. Ст. 2273; N 23. Ст. 2755; N 26. Ст. 3124; N 29. Ст. 3594; N 39. Ст. 4533; N 45. Ст. 5264, 5266; N 48. Ст. 5746; 2010. N 14. Ст. 1557; N 27. Ст. 3419.

Закон РФ от 21.01.1993 N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (в редакции Закона РФ от 21.07.1993 N 5481-1) ;
———————————
Ведомости РФ. 1993. N 6. Ст. 181; N 34. Ст. 1395; 2004. N 18. Ст. 1687; N 35. Ст. 3607.

ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 2.01.2000 N 40-ФЗ) ,
———————————
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 168; 1998. N 47. Ст. 5703, 5704; 2000. N 2. Ст. 161; N 19. Ст. 2023; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3427; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 30. Ст. 3033; N 48. Ст. 4743; 2003. N 19. Ст. 1750; 2004. N 19. Ст. 1837; N 25. Ст. 2480; N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25; N 19. Ст. 1748; N 52 (ч. I). Ст. 5576; 2007. N 43. Ст. 5084; N 45. Ст. 5421; 2008. N 9. Ст. 817; N 29 (ч. I). Ст. 3410; N 30 (ч. I). Ст. 3609; N 40. Ст. 4501; N 52 (ч. I). Ст. 6224; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2152; N 26. Ст. 3133; N 29. Ст. 3623. N 30. Ст. 3739; N 52 (ч. I). Ст. 6403; 2010. N 19. Ст. 2287; N 27. Ст. 3433; N 30. Ст. 3991; N 31. Ст. 4206.

ФЗ от 10.01.1996 N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» ;
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 144; 1997. N 30. Ст. 3587; 2000. N 32. Ст. 3341; 2001. N 10. Ст. 484; N 13. Ст. 1147; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 26. Ст. 2522; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 26. Ст. 3124.

ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ;
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. II). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 31. Ст. 3173; 2002. N 1. Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; 2003. N 46. Ст. 4437; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31. Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 26. Ст. 3086 — 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. I). Ст. 3411; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. I). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. I). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990.

ФЗ от 07.11.2000 N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» ,
———————————
СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4538; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2009. N 30. Ст. 3739.

ФЗ от 30.06.2002 N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и др.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2620; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5582; 2007. N 49. Ст. 6072; 2008. N 24. Ст. 2799; 2009. N 52 (ч. I). Ст. 6415.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ отсутствие бюджетного финансирования (либо недостаточное финансирование для покрытия расходов по реализации законов, предусматривающих льготы (компенсации, субсидии), само по себе не может являться основанием для отказа гражданину в предоставлении льгот, предусмотренных в законе.

Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального, субъекта Российской Федерации или местного бюджета в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию.

Если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции ФЗ от 09.01.1996 N 2-ФЗ) .
———————————
См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 1998 г.

Согласно КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, является административным правонарушением и влечет наложение на виновных лиц административного штрафа (ч. 3 ст. 14.8).

Другой комментарий к Ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов. Сущность компенсации такова: гражданин, имеющий право на компенсацию, несет расходы по оплате жилья и коммунальных услуг в полном размере, потом часть его расходов на эти цели компенсируется предоставляемой гражданину денежной выплатой.

Другие публикации:  Военный пенсионер пенсии в 2019 году

Частью 1 ст. 160 ЖК установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Законодательство предусматривает выплату компенсаций ряду категорий граждан. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг имеют члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более .
———————————
Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» // СЗ РФ. 2005. N 32. Ст. 3316.

2. Следует отметить, что предоставление компенсации должно заменить предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Согласно ст. 8 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса РФ до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, до изменения законодательства действуют акты, предусматривающие предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Право на льготную оплату жилья (50-процентная скидка) имеют: инвалиды и участники Великой Отечественной войны; инвалиды и семьи детей-инвалидов; семьи погибших (умерших) инвалидов войны; реабилитированные и лица, пострадавшие от репрессий, и т.д.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ.

Льготы по жилищному кодексу

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 160 Жилищного кодекса РФ

Статья 160 ЖК РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 160 ЖК РФ, судебная практика применения

Разъяснения Пленума ВС РФ 2017 года:

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» содержатся следующие разъяснения:

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг — это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.

Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Подробнее о мерах социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) см. пп. 42-47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»)

Льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг

В соответствии со статьей 8 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,

«1. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг указанные льготы предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению».

Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

1. Отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.

Другие публикации:  Как получить второе гражданство во франции

3. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

1. Действующие законодательные акты устанавливают различные категории граждан, которым предоставляются льготы, в том числе в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. К ним, в частности, относятся:

1) Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» (Ведомости РФ. 1993. N 7. Ст.247);

2) ФЗ от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (РГ. 1997. 20 января);

3) ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ (в ред. от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ) — РГ. 1995. 2 декабря, — инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

4) ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года N 1761-1 (Ведомости РФ. 1991. N 44. Ст.1428);

5) Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4561), в котором устанавливается льгота в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

При этом уточняется, что РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. (См.: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц»);

6) ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ (РГ. 1998. 2 декабря);

7) ФЗ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (РГ. 2002. 12 января);

8) ФЗ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (РГ. 2000. 9 ноября);

9) Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (РГ. 1992. 29 июля);

10) ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах” (РГ. 1995. 25 января), в котором, в частности, говорится, что РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем определенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется:

а) по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов;

б) по обеспечению жильем граждан исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;

11) ФЗ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (РГ. 1995. 2 декабря);

12) Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст.70).

Указанные, а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, подлежат применению с учетом положений законодательства о замене льгот денежными выплатами (см. ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // РГ. 2004. 31 августа).

2. В соответствии со ст.9 Вводного закона до внесения изменений и дополнений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты по вопросам замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 ЖК сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот.

Еще статьи:

  • 426 приказ президента Указ Президента РФ от 24 августа 2016 г. N 426 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации в связи с принятием резолюции Совета Безопасности ООН 2283 от 28 апреля 2016 г." Указ […]
  • Отчетность форме 251 Указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) […]
  • Добровольца договор Молодёжь Костромской области г. _____________ «_____ »__________ 200__ год Организация ________________________________________________________________________, далее Благополучатель в лице […]
  • Закон о банкротстве ст 32 Статья 32. Порядок рассмотрения дел о банкротстве 1. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным […]
  • Лицензия сжиженный газ Как получить лицензию на продажу газа? Нужна ли лицензия на продажу сжиженного газа с азс, если да, то какие необходимо представить документы Ответы юристов (1) Здравствуйте, Шамиль! Согласно ст. 12 ФЗ «О […]
  • История экономических учений учебное пособие автономов История экономических учений. Под ред. Автономова В и др. В работе рассматривается история экономической мысли XIX и XX вв. с упором на современные течения, начиная с маржинализма и заканчивая самыми последними […]
Льготы по жилищному кодексу