Основным правоустанавливающим документом капитального строительства является Федеральный закон 190-ФЗ от 29.12.2004 г. (Градостроительный кодекс Российской Федерации), принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ. Градостроительный кодекс РФ точно определяет и разграничивает категории капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, определяет участников, правила проведения и контроля градостроительной деятельности.

22 июля 2008 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный закон 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом был отменен институт лицензирования и введен институт саморегулируемых организаций (СРО).

В приказе 274 от 09.12.2008 г. Министерство регионального развития РФ утвердило перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ОКС), и исключения из него, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ. Данный приказ действовал в течение одного года и был заменен приказом 624, который существенно сократил перечень работ и область действия саморегулиремых организаций.

Приказ 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития признал утратившим силу приказ 274 и ввел упрощенный перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В частности, работы по проектированию силовых и слаботочных систем внутри зданий и работы по монтажу силовых (до 1 кВ) и слаботочных систем как внутри, так и снаружи зданий входят в данный перечень исключительно для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, перечисленных в ГК РФ в статье 48.1. К таким объектам относятся установки и сооружения атомной, космической, авиационной, транспортной, энергетической и гидротехнической инфраструктуры, а также уникальные объекты, например, здания высотой более 100 метров.

Кроме того, из данного перечня исключаются все работы по проектированию, строительству и реконструкции в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГК РФ, например, в случае капитального ремонта и прочих изменений ОКС или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Таким образов, для выполнения работ по проектированию и монтажу внутренних силовых и слаботочных систем на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации зданий, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, получение допуска СРО не требуется.

До отмены института лицензирования наша компания действовала на основании следующих лицензий 2001–2012 годов.

Содержание:

Лицензии на проектирование

Лицензия с ноября 2007 года по ноябрь 2012 года.

Лицензия Д 953657 разрешает выполнение проектных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Разработка разделов проектной документации на строительство зданий и сооружений и их комплексов.
  • Инженерное оборудование, сети и системы:
    • электроснабжение до 35 кВ включительно;
    • электрооборудование, электрическое освещение;
    • связь и сигнализация;
    • радиофикация и телевидение.
  • Специальные разделы проектной документации:
    • системы охранной сигнализации, видеонаблюдения и контроля.

Лицензия с октября 2004 года по октябрь 2007 года.

Лицензия Д 515173 разрешает выполнение проектных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Разработка разделов проектной документации на строительство зданий и сооружений и их комплексов.
  • Инженерное оборудование, сети и системы:
    • электроснабжение до 1 кВ включительно;
    • электрооборудование, электрическое освещение;
    • связь и сигнализация;
    • радиофикация и телевидение.
  • Специальные разделы проектной документации:
    • системы охранной сигнализации, видеонаблюдения и контроля.

Лицензия с июня 2001 года по июнь 2004 года.

Лицензия Г 906361 разрешает выполнение проектных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Разработка разделов проектной документации на строительство зданий и сооружений и их комплексов.
  • Инженерное оборудование, сети и системы:
    • электроснабжение до 1 кВ включительно;
    • электрическое освещение;
    • связь и сигнализация;
    • радиофикация и телевидение;
    • отопление, вентиляция и кондиционирование;
    • электрическое отопление;
    • водоснабжение и канализация;
    • теплоснабжение и холодоснабжение;
    • автоматизация и КИП.

Лицензии на монтажные работы

Лицензия с ноября 2007 года по ноябрь 2012 года.

Лицензия Д 953658 разрешает выполнение строительно-монтажных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования:
    • устройство электроснабжения до 1000 В;
    • устройство электроосвещения (в т.ч. для театрально-зрелищных и других специальных зданий);
    • устройство систем связи, радио, телевидения;
    • устройство охранной сигнализации и систем видеонаблюдения.
  • Монтаж технологического оборудования:
    • автоматизированных систем управления и информатизации;
    • локально-вычислительных сетей.
  • Пусконаладочные работы:
    • автоматизированных систем управления и информатизации;
    • локально-вычислительных сетей.

Лицензия с октября 2004 года по октябрь 2007 года.

Лицензия Д 515174 разрешает выполнение строительно-монтажных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования:
    • устройство электроснабжения до 1 кВ;
    • устройство электроосвещения (в т.ч. для театрально-зрелищных и других специальных зданий);
    • устройство систем связи, радио, телевидения;
    • устройство охранной сигнализации и систем видеонаблюдения.
  • Монтаж технологического оборудования:
    • автоматизированных систем управления и информатизации;
    • локально-вычислительных сетей.
  • Пусконаладочные работы:
    • автоматизированных систем управления и информатизации;
    • локально-вычислительных сетей.

Лицензия с июня 2001 года по июнь 2004 года.

Лицензия Д 906362 разрешает выполнение строительно-монтажных работ для зданий и сооружений II уровня ответственности:

  • Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений высотой до 15 метров:
    • монтаж металлоконструкций и установка арматуры;
    • устройство конструкций из монолитного бетона;
    • устройство железобетонных конструкций;
    • монтаж сборных бетонных конструкций;
    • монтаж сборных железобетонных конструкций;
    • кладка из камня, кирпича и блоков;
    • установка асбестоцементных, гипсобетонных, арболитовых, легкобетонных, полимерных изделий;
    • установка окон, дверей и пространственных конструкций из готового алюминиевого профиля и профиля ПВХ;
    • экранирование помещений и устройство деформационных швов;
    • установка деревянных конструкций и изделий;
    • остекление.
  • Работы по устройству внутренних инженерных систем:
    • устройство систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации;
    • прокладка внутренних сетей электроснабжения до 1000 В;
    • прокладка внутренних тепловых сетей с температурой теплоносителя до 115 град. С;
    • прокладка внутренних сетей водоснабжения;
    • прокладка внутренних канализационных сетей;
    • установка санитарно-технических приборов;
    • устройство внутреннего электроосвещения;
    • устройство внутренних линий связи, радио и телевидения.
  • Отделочные работы;
  • Монтаж технологического оборудования:
    • автоматизированных систем управления и информатизации;
    • локально-вычислительных сетей.
  • Осуществление функций генерального подрядчика.

Лицензия связи на монтаж

а как же саморегулируюемые организации.
ведь насколько я понял, любой кто занимается капитальным строительством/инженерными изысканиями/ проектными работами
должен быть членом такой организации, независимо от того оказываешь ты услуги или делаешь что ли бо для себя.

Сейчас этот форум просматривают: BLEXBot [bot] и гости: 2

Нужна ли лицензия на обслуживание вытяжной и приточной вентиляции?

Здравствуйте, я индивидуальный предприниматель и обслуживаю в школе вытяжную и приточную вентиляцию. Инспектор по пожарной безопасности попросил наш договор на обслуживание вентиляции и попросил предоставить ему лицензию на эти виды работ. Дымоудаление и противодымная вентиляция не входит в мое обслуживание. Что мне ответить ему по поводу лицензии и на что сослаться.

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 820 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Согласно ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

к виду деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, который подлежит лицензированию, согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 к данным видам деятельности в числе прочего относится

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

В силу данного постановленияк лицензируемым видам деятельности не относится обслуживание вытяжной и приточной вентиляции.

Соответственно лицензия на данный вид работ Вам не требуется.

Если документы от Вас были запрошены письменно, Вы можете представить в ответ на запрос копию договора и сведения о технических характеристиках указанной вентиляции — о том, что она не относится к числу противодымной вентиляции.

В этой связи сославшись на указанные нормативные акты Вы делаете вывод, что Вам не нужна лицензия на данные виды работ.

Изменение лицензий ФСТЭК в связи с изменением перечня услуг

Необходимо прояснить, были ли в 2017 году изменения в перечне услуг, перечисляемых в лицензии ФСТЭК на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, когда была измена формулировка на «услуги по установке, монтажу, наладке (!), испытаниям, ремонту средств защиты информции.

Если да, то в соответствии с каким документом. И влечет ли это необходимость внесения изменения в существующие лицензии ФСТЭК со старыми формулировками услуг, если да, то какой срок на такие изменения?

Ответы юристов (7)

В настоящее время действует Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 79)

3.Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее — лицензируемый вид деятельности) осуществляет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (далее — лицензирующий орган).

4. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
а) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от утечки по техническим каналам:
в средствах и системах информатизации;
в технических средствах (системах), не обрабатывающих конфиденциальную информацию, но размещенных в помещениях, где она обрабатывается;
в помещениях со средствами (системами), подлежащими защите;
в помещениях, предназначенных для ведения конфиденциальных переговоров (далее — защищаемые помещения);
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах информатизации;
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
г) работы и услуги по аттестационным испытаниям и аттестации на соответствие требованиям по защите информации:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
д) работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
средств и систем информатизации;
помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
защищаемых помещений;
е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

Другие публикации:  Налоговая инспекция возврат за учебу

Последние изменения были внесены в п.4 Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 541. В 2017 году изменений не было.

Есть вопрос к юристу?

Елена, добрый день!

Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утв.Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79, в том числе и перечень видов деятельности подлежащих лицензированию. Изменения в него вносились один раз в 2016 году

Постановлением Правительства РФ от 15.06.2016 N 541

когда была измена формулировка на «услуги по установке, монтажу, наладке (!), испытаниям, ремонту средств защиты информции.

соответственно указанная формулировка появилась в п.п. е п. 4 Положения

е) услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).

в предыдущей редакции данный п.п. был как

е) установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля защищенности информации).

согласно п. 2 постановления изменения вступают в силу

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования. официально опубликовано оно 17.06.2016. Т.е. на получение новых лицензий отводилось 12 месяцев

влечет ли это необходимость внесения изменения в существующие лицензии ФСТЭК со старыми формулировками услуг

влечет, если ранее вы упомянутых услуг не выполняли и они не указаны в вашей лицензии, например, той же наладки.

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

9. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

ст. 18, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Уточнение клиента

Татьяна, но ведь по сути это не новый вид деятельности, а изменение ФСТЭКом формулировки старого. То есть я не собираюсь добавлять новый вид деятельности, не заявленный в моей лицензии, ФСТЭК начал выдавать новые лицензии с измененной формулировкой, при этом моя лицензия ведь остается действительной.

17 Ноября 2017, 14:27

Частью 6.1 статьи 22 Закона о лицензировании (введенной Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ) предусмотрено:

6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности). Вместе с тем в данной статье отсутствует порядок переоформления лицензии. Порядок переоформления лицензии определен в статье 18 Закона о лицензировании, на которую я выше указала.
Есть официальный отзыв Правительства Российской Федерации от 2 марта 2015 г. N 1197п-П16 на проект Федерального закона N 630498-6 где, в частности, предлагалось в части 6.1 указанной статьи слова «подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей» заменить словами «подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона». Сам законопроект принят пока только в первом чтении.

Также в отзыве указано:

Также в целях исключения необходимости проведения проверки соблюдения лицензионных требований при сохранении их в неизменном виде при изменении наименования лицензируемого вида деятельности или перечня работ и услуг, его составляющего, предлагается дополнить часть 6.1 статьи 22 Федерального закона нормой, согласно которой лицензии не переоформляются в случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в перечни лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), изменения не внесены.

В связи с этим до внесения соответствующих изменений в статью 22 Федерального закона N 99-ФЗ при переоформлении лицензии в случаях, предусмотренных частью 6.1 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ применяется порядок, предусмотренный статьей 18 указанного Федерального закона.
При этом обращаю ваше внимание, что в статье 18 Закона о лицензировании отсутствует срок направления заявления о переоформлении лицензии, что влечет неоднозначность толкования соответствующей правовой нормы.

Татьяна, но ведь по сути это не новый вид деятельности, а изменение ФСТЭКом формулировки старого.

ваши сомнения понятны. На мой взгляд, учитывая сказанное мной выше, думаю, все сомнения должны толковаться в вашу пользу, но споры с лицензирующим органом, к сожалению, возможны из-за пробела в законодательстве.

С одной стороны, если услуга не включена в перечень в вашей лицензии, вы ее осуществлять не можете. С другой стороны, если и ранее вы осуществляли виды услуг (ту же наладку) по старой лицензии, то нормативное изменение перечня услуг не прекращает автоматически действие вашей лицензии.

Уточнение клиента

Татьяна, а не могли бы дать законченную формулировку, которую можно использовать, как аргумент, почему наша лицензия действительна и идентична выдаваемым сейчас, а мы не были обязаны за прошедшие 4 месяца пройти перелицензирование?

17 Ноября 2017, 14:54

Елена, к Вашему минусу. В феврале по новой редакции Положения выдавать лицензии не могли, оно ведь не вступило в силу. Немного неверно выразился видимо в

на получение новых лицензий отводилось 12 месяцев

не на получение новых лицензий (их бы до вступления в силу не вправе были выдавать в принципе) а на подготовку документов, внесение изменений в договоры и т.д. В вашем случае применительно к п.п. е п. 4 добавилась во-первых «наладка» которой не было в старой редакции, во-вторых вместо

» средств контроля защищенности информации» стало » средств контроля эффективности защиты информации» в конце абзаца, т.е. не просто в абзац добавилось слово «услуги» которое ранее было в начале п. 4. Это изменения, только применительно к вашему вопросу, помимо них было еще много других изменений. Но в любом случае даже из за изменений в п.п. е п. 4 требуется переоформление лицензии после вступления в силу изменений в Положение. Подробней об этом уже сказала коллега

Татьяна, а не могли бы дать законченную формулировку, которую можно использовать, как аргумент, почему наша лицензия действительна и идентична выдаваемым сейчас

не могу. Так как формально лицензия действительная, но не соответствует действующим требованиям. Ваш аргумент, на мой взгляд —

в статье 18 Закона о лицензировании отсутствует срок направления заявления о переоформлении лицензии

так же как и в ст. 22 того же закона.

Но я бы на вашем месте особо не рассчитывала. Посмотрела бегло судебную практику (по вашему виду деятельности не нашла, но по другим есть). Суды встают на сторону контролирующих органов.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Лицензирование строительно-монтажных и проектных работ в Российской Федерации

Лицензирование строительно-монтажных работ на территории России было введено в 1991 году на основании закона РФ «О защите прав потребителей» и постановления Правительства РФ № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РФ». Лицензированию подлежали такие виды работ, как проектирование, СМР, инженерно-геодезические работы и изыскания, производство строительных материалов. Позднее к списку лицензируемых работ добавилось лицензирование выполнения архитектурной и эксплуатационно-ремонтной деятельности. Согласно действующему на тот момент законодательству лицензированию подлежали все физические и юридические лица, имеющие намерение или выполняющие работы по вышеуказанным видам деятельности.

Сегодня, следуя политике страны на дебюрократизацию госаппарата и общества в целом, список видов деятельности, подлежащий лицензированию, как и самих центров лицензирования, значительно сократился. На текущий момент, согласно 128-ФЗ и принятому в Госстрое РФ классификатору, лицензированию в строительстве подлежит только выполнение проектных работ и работ по строительно-монтажной деятельности.

Необходимость лицензирования указанных работ назревала давно. Далеко не каждый заказчик может согласиться с тем, что работы по договору с ним выполнены контрагентом с надлежащим мастерством силами людей с необходимым опытом работы, безукоризненной репутацией и имеющих нужную квалификацию.

Другие публикации:  Лист 05 налог на прибыль

По существу процесс лицензирования есть не что иное как экспертиза физического или юридического лица, подавшего заявку, а также поступивших документов соискателя лицензии на предмет готовности к выполнению им заявленных видов деятельности. Специальной комиссией проверяется наличие технической базы, уровень контроля по выполнению технологического процесса, а также наличие квалифицированных кадров, имеющих к тому же необходимый стаж работы. Также соискатель должен иметь и необходимую библиотеку нормативных документов. Особенное внимание уделяется и наличию отзывов от заказчиков соискателя.

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ № 174 от 21.03.2002 г. и «Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» и «Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности в соответствии с государственным стандартом» от 21.03.2002 г. добавилось такое требование к лицензиату, как наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (для соискателей по проектной деятельности) и такого же количества специалистов с высшим профессиональным образованием и стажем работы не менее 3-х лет по специальности (для специалистов с высшим образованием) и не менее 5-ти лет (для специалистов со средним профессиональным образованием) для фирм, занимающихся строительно-монтажной деятельностью. Эти условия являются более жесткими по сравнению с условиями, обозначенными в предыдущем положении о лицензировании, базирующемся на старом федеральном законе.

Вступившее в силу положение о лицензировании СМР однозначно регламентирует и наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, механизированного и иного ручного инструмента, технологической оснастки, передвижных энергетических установок, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений. При соблюдении вышеуказанных условий лицензия выдается на срок до 5 лет.

Следует отметить, что процесс выбора лицензируемых видов работ не носит спонтанный характер, а упорядочен вступившим недавно в действие Классификатором проектных и строительно-монтажных работ для зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, который был утвержден Госстроем РФ.

Классификатор состоит из трех частей:

В инженерно-геодезическом разделе представлен очень широкий спектр видов работ. Здесь присутствуют работы по созданию опорных и съемочных геодезических сетей, топографические съемки, инженерно-гидрографические работы, инженерно-геологические, гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, работы по формированию и ведению ведомственных картографо-геодезическогих фондов, работы по контролю качества работ и инжиниринговые услуги в области изысканий.

В разделе проектных работ более точно выделены понятия по архитектурно-строительному проектированию, а также по строительному конструированию. Появились более четкие градации по объектам и видам работ, относящихся к проектной деятельности. Нынешний классификатор в разделе «Проектирование» стал более проработанным. В нем появились подразделы, включающие в себя конкретные виды выполняемых работ, что существенно упрощает процесс их выбора при лицензировании. Подраздел «Технологическое проектирование» разбит на тематические связки, такие как проектирование жилых зданий и комплексов, общественные сооружения, производственные здания и сооружения, объекты транспортного

назначения, сельскохозяйственные здания и сооружения. Добавлены разделы, ранее во «Временном примерном классификаторе» не встречавшиеся. Например, увеличено количество работ по проектированию специальных сооружений, таких как объекты военно-промышленного комплекса, объекты и учреждения уголовно-исправительной системы, объекты и сооружения аэрокосмической съемки, и добавлены работы, связанные с подготовкой тендерной документации для подрядных торгов. Не забыто и проектирование объектов межотраслевого хозяйства: мачты, башни, резервуары, газгольдеры, вантовые конструкции, дамбы, объекты и сооружения, аккумулирующие нетрадиционные виды энергии.

В разделе, касающемся проектирования инженерных сетей и коммуникаций, представлен широкий спектр внутренних и наружных сетей объектов, проектирование которых подлежит лицензированию.

Внимание уделено и проектированию транспортного строительства. Подлежат лицензированию работы по проектированию подъездных дорог к объектам строительства, внутрихозяйственных автодорог, автомобильных дорог I-V категорий, а также метрополитена, мостов, тоннелей и т. д.

Разработки специальных разделов проектной документации (охрана окружающей среды, организация строительства, сметная документация, архитектурное освещение, эффективность инвестиций) также подлежат лицензированию, равно как и осуществление функций генерального проектировщика. В классификаторе освещены и работы по проектному инжинирингу: оформление исходно-разрешительной документации, разработка инвестиционных намерений и технико-экономических обоснований в строительстве, организация деятельности проектировщиков.

Аналогичный подход прослеживается и по разделу строительно-монтажной деятельности. В него включены работы по проведению инженерно-геодезических изысканий, подготовительные работы, земляные работы, свайные работы, каменные работы, работы с бетоном и железобетоном. Монтажные работы разбиты на монтаж конструкций общестроительного назначения (деревянные, бетонные, каменные, каркасно-обшивные, всевозможные ограждающие и пр.) и монтаж технологического оборудования и специальных конструкций. Специальные конструкции и технологическое оборудование очень широко освещено в одноименном разделе классификатора. В качестве примера можно привести такие конструкции, как подъемно-транспортные, теплосиловые, оборудование атомных электростанций и пр.

Виды работ по пусконаладке технологического оборудования более четко приведены в соответствие с монтажом.

Смонтированные конструкции нуждаются в гидро-, теплоизоляции и тщательной отделке. Отделочные, кровельные работы, работы по устройству полов, изоляционные работы присутствуют в классификаторе.

Немаловажно и то, что в классификаторе сведены воедино работы в рамках отраслевого и функционального назначений объектов (сельскохозяйственные объекты, объекты транспортного строительства, объекты военно-промышленного комплекса, объекты аэрокосмической отрасли и т. д.). Например, соискатели, выполняющие комплексные работы по объектам, могут теперь получить лицензию на проектирование, монтаж, пусконаладку, функции управления и эксплуатации объектов в гарантийный период, а при наличии соответствующего оборудования – организацию контроля качества выполняемых работ.

В соответствии с расширением применения на строительном рынке различных видов систем и технологий в действующий классификатор включены соответствующие подсистемы (например, магистральные кабельные, внутризоновые линии связи, соединительные, местные электрические, волоконно-оптические, воздушные линии связи).

Особенно хочется отметить, что в соответствии с действующим законодательством лицензированию подлежит не только деятельность, непосредственно связанная с выполнением вышеуказанных работ, но и деятельность по выполнению функций генерального подрядчика и заказчика-застройщика. Лицензированию подлежит деятельность по строительному инжинирингу (технический надзор за строительством, организация управления строительством, предоставление технологий, организация поставки технологического оборудования, оказание помощи в управлении производством, экспертно-консультационная деятельность).

Следует учесть, что участие в разработке тендерной документации тоже отнесено к выполнению СМР. Проведение предварительных исследований, содействие в проведении торгов, разработка условий предквалификационного отбора соискателей, экспертиза оферт, выдача рекомендаций по определению победителя торгов и консультации по условиям контракта подлежат лицензированию в Федеральном лицензионном центре (ФЛЦ) при Госстрое РФ.

В классификаторе представлены работы, к выполнению которых предъявляются повышенные требования, касающиеся наличия у соискателя лицензии специалистов узкой квалификации и соответствующего материально-технического обеспечения. Выполнение таких работ требует повышенных мер безопасности и должно проводиться под контролем аккредитованной при ФЛЦ специализированной лаборатории по качеству. Например, проведение работ по монтажу зданий высотой более 40 метров или монтажу и пусконаладке тепловых сетей с теплоносителем свыше 115°С. Необходимость получения экспертного заключения специализированных базовых центров для выполнения вышеуказанных работ предусмотрено действующим законодательством.

Обязательным условием получения лицензии является наличие страхового полиса на предмет страхования строительных рисков у соискателя лицензии. Эта превентивная мера введена после участившихся случаев повреждения строящихся конструкций и сооружений.

С вступлением в силу нового КЗОТ РФ особую роль в строительстве стали играть меры по защите охраны труда работников на предприятии. При отсутствии вышеуказанных мер на предприятии лицензия государством не выдается.

Следует отметить, что не все виды работ по строительству и монтажу оборудования лицензируются Федеральным лицензионным центром при Госстрое РФ. Часть видов сопутствующих работ (например, работ по замеру сопротивления изоляции проводов или определению петли фаза-нуль) лицензируются Министерством топлива и энергетики РФ, а работы по монтажу систем пожаротушения лицензируются и в ФЛЦ при Госстрое, и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Данное разделение компетенций Центров при лицензировании способно ввести в заблуждение соискателя, незнакомого с федеральным законодательством РФ и с соответствующими положениями о лицензировании, принимаемыми Правительством РФ.

Несомненно, указанные меры способствуют росту качества выполняемых работ на рынке строительно-монтажных и проектных услуг, а также помогают упорядочить отношения между субъектами строительной деятельности, что значительно расширяет возможность интеграции России в Европейское сообщество. Этому способствуют и недавно принятые в России законы о лицензировании. Однако следует учесть, что в рыночных условиях нарастающий спрос всегда диктует предложение. А Россия в настоящее время – страна с рыночной экономикой, что уже является общепризнанным фактом. Поэтому для последующей интеграции в мировую экономику России необходимо внести свой вклад, касающийся приведению строительных норм и правил в соответствии с мировыми требованиями.

Нормативные документы

Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом

Данное Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. № 174.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального и иного назначения и их комплексов, инженерной и транспортной инфраструктур (далее именуется – деятельность по проектированию зданий и сооружений).

2. Лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее именуется – лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление деятельности по проектированию зданий и сооружений выдается на 5 лет, если в заявлении соискателя лицензии не указан меньший срок.

4. Лицензионными требованиями и условиями являются:

а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования (архитекторов, специалистов по градостроительному планированию и застройке территорий, конструкторов, технологов, специалистов по инженерному обслуживанию, сетям и системам, транспорту, специальным разделам проекта), имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет; наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

Другие публикации:  Стаж работы по трудовому договору

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;

д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой правовой документации.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

— наименования организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

— фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;

— лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица – для юридического лица; копию свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) информацию о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов, документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Копии документов, указанных в подпунктах б) и в) настоящего пункта, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

6. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления о выдаче лицензии с приложением всех необходимых документов.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные проектные организации, профессионально-творческие организации в области строительства, архитектуры и градостроительства, органы (организации) государственной экспертизы, надзорные

органы, а также отдельных специалистов для независимой оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям.

Выводы указанных организаций, органов и специалистов носят для лицензирующего органа рекомендательный характер.

7. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате:

— наименование и организационно-правовая форма, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, места нахождения – для юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

— код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;

г) адреса зданий и помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;

д) дата принятия решения о выдаче лицензии;

е) номер лицензии;

ж) срок действия лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

и) сведения о продлении срока действия лицензии;

к) сведения о переоформлении лицензии;

л) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

м) основание и дата аннулирования лицензии.

8. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществления на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт и заверяют его своими подписями.

Срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действий лицензии, не должен превышать 15 дней с даты получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензиат уведомляется о предстоящей проверке не менее чем за 10 дней до начала ее проведения.

9. Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности зданий и помещений, а также обеспечить условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

10. Сведения о приостановлении, возобновлении действия лицензии и ее аннулировании направляются лицензирующим органом в налоговый орган по месту регистрации лицензиата и доводятся им в случае необходимости до соответствующих контрольных и надзорных служб.

11. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и настоящим Положением.

О Своде правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом»

Постановлением от 14.02.02 г. № 6 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) и Межрегиональным центром обучения и качества легкокаркасного домостроения.

О своде правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

Постановлением от 14.02.02 г. № 7 Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу одобрил Свод правил «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов».

Свод правил разработан Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС), АО «ЦНИИПромзданий» и НП «АВОК».

О Своде правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом»

Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановлением от 04.06.02 г. № 34 одобрил Свод правил «Проектирование и монтаж подземных трубопроводов водоснабжения с использованием труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом». Свод правил разработан Государственным унитарным предприятием «НИИМосстрой» и Федеральным государственным унитарным предприятием – Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС).

Выполнение указаний данного Свода правил обеспечит соблюдение обязательных требований к наружным системам водоснабжения, установленных действующими СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и СНиП 3-05.04-85* «Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации».

В Своде правил рассмотрены вопросы, касающиеся применения труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, изготовляемых, например, Синарским и Липецким трубными заводами. Приведены основные показатели труб, соединительных частей и способы их соединения, рассмотрены правила хранения труб, вопросы монтажа и испытания трубопроводов, а также техники безопасности при их монтаже. Приведены методики гидравлического расчета трубопроводов водоснабжения, а также выбора типоразмеров труб для напорных трубопроводов при подземной прокладке в грунте с учетом требований прочности, предъявляемых к водопроводным сетям.

О теплозащите строящихся зданий

Госстрой России принимает последовательные меры по повышению энергоэффективности строящихся зданий и сооружений.

Постановлениями Госкомитета от 11.08.95 г. № 18-81 и от 19.01.98 г. № 18-8 приняты изменения №№ 3 и 4 строительных норм и правил СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника», устанавливающие новые повышенные требования к теплозащите ограждающих, в том числе светопрозрачных, конструкций зданий.

По поручению Госстроя России АО «ЦНИИЭПжилища» в 1999 году выполнило работу по объективной оценке экономической обоснованности принятых нормативных требований. Результаты указанной работы свидетельствуют о том, что новые нормативные требования обоснованы и практически реализуемы.

За истекший после принятия изменений №№ 3 и 4 к СНиП II-3-79 период в Российской Федерации создана соответствующая база для сооружения зданий, отвечающих нормативным требованиям по теплозащите. Разработаны новые технологии, выпускаются необходимые для реализации указанных требований строительные материалы, оконные и дверные блоки. В ряде субъектов Российской Федерации приняты в этом плане территориальные строительные нормы.

Постановлением Госстроя России от 02.02.98 № 18-11 с 1 января 2000 года была запрещена приемка в эксплуатацию объектов при нарушении действующих норм по теплозащите ограждающих конструкций, независимо от начала их строительства.

Тем не менее, в отдельных субъектах Российской Федерации требования указанных выше постановлений не соблюдаются. В первую очередь это относится к Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам, для которых вопросы теплоэнергосбережения должны быть первостепенными.

Госстрой России подтверждает требования СНиП II-3-79* и зарегистрированных Госкомитетом территориальных строительных норм к наружным ограждающим конструкциям зданий и запрещает приемку их в эксплуатацию при нарушении указанных требований, независимо от начала строительства.

Еще статьи:

  • Арбитражный суд московского района санкт-петербурга Местонахождение и контакты Арбитражного Суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится по адресу: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский […]
  • Размер детской выплаты Размер детских пособий и выплат в 2019 году увеличится с января В 2019 году размер большинства пособий на ребенка проиндексирован с 1 января. Ранее в течение длительного времени (начиная с 2008 года) индексация […]
  • Приказ минздрав 987н Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ […]
  • Приказ 543 мчс россии 2019 Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N […]
  • Приказ 17 от 25022005 Предусмотрен ли штраф за не заключение договора на вывоз мусора? Вопрос-ответ по теме Было бы неплохо, если бы еще указали размер штрафа за данное нарушение Штраф за не заключение договора на вывоз мусора может быть […]
  • Договор на оказание фотоуслуг образец Договор на оказание фотоуслуг образец ДОГОВОР НА ФОТОУСЛУГИ №17 (ОБРАЗЕЦ ДОГОВОРА С ФОТОГРАФОМ) “01” августа 2011 года ОАО «Рога и Копыта» , именуемое в дальнейшем “Заказчик”, в лице генерального директора Иванова […]
Лицензия связи на монтаж