Статья 9. Лицензионные требования и условия

Статья 9. Лицензионные требования и условия

1. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Лицензионные требования к соискателю лицензии и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности

педагогические науки

  • Колебер Ольга Сергеевна , студент
  • Омский государственный педагогический университет
  • ЛИЦЕНЗИОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ
  • ЛИЦЕНЗИАТ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
  • ЛИЦЕНЗИЯ

Похожие материалы

Лицензионные требования к соискателю лицензии и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Подача документов в лицензирующий орган предполагает обеспечение соблюдения лицензионных требований лицом, подающим заявление — соискателем лицензии. Данные требования должны быть обеспечены вне зависимости от формы собственности дошкольной образовательной организации (частная, государственная или муниципальная). Указанные требования установлены в пункте 4 Положения о лицензировании.

Во-первых, это наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования (подпункт а).

Данное требование предполагает, что образовательная организация имеет правовые основания для пользования недвижимым имуществом. В соответствии с ГК РФ, таким основание может быть право собственности, право оперативного управления, договор аренды или безвозмездного пользования.

Во-вторых, наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствие с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (подпункт б).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждён Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 и вступил в действие с 1 января 2014 года. Он включает в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Далее (подпункт г) — наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об Образовании в РФ» образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Следующее лицензионное требование — наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности по реализации программ дошкольного образования (подпункт д пунка 4 Положения о лицензировании), в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1177 в указанный пункт внесены изменения. С его принятием санитарно-эпидемиологического заключение должно учитывать требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Для получения заключения Роспотребнадзора дошкольная образовательная организация должна соответствовать нормам и требованиям, установленным Постановленим Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Они устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

  • условиям размещения дошкольных образовательных организаций,
  • оборудованию и содержанию территории,
  • помещениям, их оборудованию и содержанию,
  • естественному и искусственному освещению помещений,
  • отоплению и вентиляции,
  • водоснабжению и канализации,
  • организации питания,
  • приему детей в дошкольные образовательные организации,
  • организации режима дня,
  • организации физического воспитания,
  • личной гигиене персонала.

Вместе с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации (добровольного исполнения, не носят обязательный характер) по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

На практике оформление санитарно-эпидемиологического заключения состоит из следующих этапов:

  • сбор комплекта документов;
  • подача документов в Роспотребнадзор;
  • выезд санитарного специалиста Роспотребнадзора на объект будущего соискателя лицензии (здание, строение, сооружение, помещение, место нахождения оборудования или иного имущества) для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • оформление договора, проведение и оплата лабораторных и инструментальных исследований (микроклимат, освещенность, смывы, воздух);
  • получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Подпункт е) пункта 4 Положения о лицензировании предполагает наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Под безопасными условиями подразумевается соответствие нормам пожарной безопасности, установленным Федеральным закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. От 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Приказами Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ (Приказ МЧС России от 21.11.2012 N 693 «Об утверждении свода правил «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» и др.)

Действующими в настоящее время нормативными документами установлен исчерпывающий перечень требований пожарной безопасности для дошкольных образовательных организаций.

Данные условия должны быть обеспечены уже при подаче заявления на получение лицензии, что должно обеспечить гарантии соблюдения прав обучающихся на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечение их безопасности, защиту их жизни и здоровья.

Таким образом, получение лицензии дошкольным образовательным учреждением является свидетельством того, что всем вышеперечисленным требования оно соответствует, и права его воспитанников на этом этапе соблюдаются.

Требования, предъявляемые лицензиатам — дошкольным образовательным организациям при осуществлении образовательной деятельности, также установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

К таким требованиям относится:

  1. наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
  2. наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
  3. наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
  5. наличие печатных и (или) электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  6. наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  7. наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Другие публикации:  Пособия для беженцев в канаде

Таким образом, Положение о лицензировании устанавливает лицензионные требования, общие для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Для каждого уровня и типа организации требования конкретизируются различными нормативными актами. Для дошкольных образовательных организаций они конкретизируются на уровне ФГОС для дошкольного образования, СанПИН для дошкольного образования, и др. нормативных актов.Дошкольная образовательная организация должна соответствовать лицензионным требованиям как в качестве соискателя лицензии, так и в дальнейшем — при осуществлении образовательной деятельности. Это установленное законодательством требование призвано обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников, защиту их жизни и здоровья.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 12.11.2016) «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») // Собрание законодательства РФ.– N 44.– 2013.– ст. 5764;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1994.- N 32.- ст. 3301;
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»// Российская газета.– 2013. – N 265.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.– 2012.– N 53 (ч. 1).– ст. 7598;
  5. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1999.– N14.– ст. 1650;
  6. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1177 // Собрание законодательства РФ.– 2016.– N 47.–ст. 6658
  7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. ») // Российская газета.– N 157.– 2013.
  8. «Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (постатейный) / под ред. О.А. Слепенковой) [Электронный ресурс]. – «ЭлКниги», 2015 // Справочная информационная система «КонсультантПлюс».– Локальный режим доступа: \\OMS-T1-SRV-DC01\Consultant\cons.exe;
  9. Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУ МЧС по Московской области.– Режим доступа: http://50.mchs.gov.ru/folder/2375124

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Лицензионные условия и требования это

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:

а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;

б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;

в) наличие:

  • у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
  • у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
  • у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;

г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:

  • не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования;
  • не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования;

д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;

ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;

з) соответствие соискателя лицензии — юридического лица:

  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, — требованиям, установленным статьей 13 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, — требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;

и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение Порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

Кто подставил владельца клиники?

Контроль за исполнением лицензионного законодательства не то чтобы ужесточается, но становится более системным, поскольку теперь для доказательства, что медицинская услуга оказывается незаконно, есть все аргументы, в том числе и свод нормативных правил и норм — от федеральных законов и постановлений Правительства до приказов Министерства здравоохранения.

Судебным инстанциям есть на что опираться в своих выводах, а у владельцев есть возможность оценить зоны риска своего бизнеса.

В подтверждение разберем несколько судебных дел, связанных с тем, что клиники нарушили Положение о лицензировании и правила допуска к оказанию медицинских услуг специалистов соответствующей квалификации.

Работа без лицензирования медицинской деятельности

Центр Косметологии «Линия Красоты» по заявлению Министерства здравоохранения Омской области был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд удовлетворил заявление Министерства, и Центр косметологии был «приговорен» к штрафу в размере 40 000 руб.

Как выясняется из материалов дела, комиссия Министерства здравоохранения Омской области провела внеплановую выездную проверку соблюдения лицензионных требований при оказании медицинских услуг Центром Косметологии «Линия Красоты».

Проверка проводилась на основании обращения директора НП «Содействие развитию медицинской косметологии Омской области». Напомним, что в Омске создана общественная организация владельцев клиник, которая одной из своих основных задач считает борьбу с незаконными услугами косметологии.

Проверка выявила факты действительного оказания услуг без лицензирования медицинской деятельности.

Директор «Линии Красоты» заявила во время проверки, что Центр готовится к процедуре лицензирования медицинских услуг, даже показала санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам помещения.

Однако согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, оказание услуг возможно только после того, как лицензия уже получена. В период сбора документов на лицензию оказывать услуги нельзя.

Как проходила сама проверка?

Проверяющие зафиксировали в акте проверки само название, которое говорит за себя — Центр косметологии «Линия красоты», рекламу, где потребителю сообщалось о предоставлении косметологических услуг, прошли по кабинетам и по факту внесли в акт имеющиеся там приборы аппаратной косметологии, которые также нельзя применять без лицензии, проанализировали прайс Центра и обнаружили в нем широкий перечень косметологических услуг.

Другие публикации:  Приставы в подпорожье

Кроме того, было обнаружено, что в момент проверки врач-специалист по дерматовенерологии осуществляла косметологические процедуры, в том числе пилинг.

Все данные были занесены в акт проверки, что и дало возможность Министерству здравоохранения Омской области подтвердить факты нарушения законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности. В данном случае надо отметить, что Омск чуть ли не единственный регион в России, в котором знают ответ на вопрос — почему проверяют и штрафуют только тех, у кого есть лицензия, а надомников и откровенно халтурящих предпринимателей не трогают. Омск ответил: потому что в других регионах нет общественной организации, которая бы инициировала проверки сомнительных салонов красоты, принимала бы в них участие и потом отправляла информацию о проверках в местную прессу.

Сотрудник в процессе обучения — еще не специалист

Министерство здравоохранения Новосибирской области обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Реамед» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 июля 2012 года Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.

«Реамед» с решением суда не согласился и подал апелляцию.

Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции счел решение Арбитражного суда Новосибирской области законным, не подлежащим отмене.

На чем строились выводы суда?

Министерством здравоохранения Новосибирской области во время плановой выездной проверки обнаружены признаки административного правонарушения.

Выявлено нарушение при анализе документов ООО «Реамед»: штатное расписание, табель учета рабочего времени, трудовой договор, медицинские карты пациентов подтвердили, что медицинские услуги по косметологии, оказываются врачом-дерматовенерологом.

Таким образом, установлено отсутствие у работника, выполняющего услуги, соответствующего сертификата специалиста по специальности — «косметология».

У «Реамеда» был, казалось бы, весомый аргумент — врач-дерматовенеролог в это время училась на косметолога, более того практически находилась на стадии выпуска. Но даже факт окончания учебы, без получения на руки и предъявления работодателю документа об образовании, отмечает арбитражный суд, не дает оснований для оказания медицинских услуг.

В данном случае, клиника, привлекая к работе косметолога, не убедилась в наличии у врача соответствующего сертификата, документа об образовании, фактически поверив ему «на слово» о том, что он обучается косметологии. Действующим законодательством возможность замены документа об образовании, сертификата иными документами, возможность работы без соответствующих документов по причине задержки их выдачи, не предусмотрена.

Материалами дела подтверждается, что диплом и сертификат косметолога выданы врачу только 08.06.2012 года.

Между тем, из представленных копий медицинских карт пациентов, договоров об оказании услуги, выходит, что услуги косметологические (пилинг, фракционный фототермолиз, мезотерапия и др.) оказывались как в период обучения (переподготовки) врача в медуниверситете (январь — апрель 2012), так и в мае 2012 года, о чем имеются записи в медицинских картах пациента.

Здесь стоит обратить внимание на сам факт проверки медицинских карт и медицинских договоров об оказании услуги. К сожалению, вынуждены констатировать, что большинство клиник до сих пор не считает эти документы обязательными. Между тем, именно с них и начинается проверка соблюдения принципов контроля за качеством медицинских услуг.

Кто-то скажет, не было бы карт и договоров, не уличили бы врача-дерматовенеролога в оказании косметологических услуг. И будет неправ. Для проверяющих достаточно того, что центр заявляет о намерении оказывать такие услуги — в рекламе, на сайте, в прайс-листе. А отсутствие необходимой документации только увеличило количество нарушений.

Нет сертификата — нет специалиста

Министерство здравоохранения Камчатского края предъявило иск к медицинскому центру «Медитекс» в связи с грубым нарушением законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности.

Министерством была проведена плановая выездная проверка «Медитекса», в ходе которой установлено, что состоящий в штате центра врач К., заявленная по специальности «косметология», не имеет сертификата специалиста, соответствующего лицензионным требованиям и характеру выполняемых работ.

Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Центр не соглашается с требованиям Министерства здравоохранения и пишет апелляционную жалобу, полагая, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с тем, что неверно применил нормы материального права, поскольку в момент прохождения обучения (до выделения «Косметологии» в самостоятельную специальность), врач-дерматовенеролог в установленном законом порядке получила документы, подтверждающие ее квалификацию.

Это убеждение строится на том, что ни один нормативно-правовой акт, в том числе вводящий специальность «Косметология», не содержит требований об отзыве ранее полученных образовательных документов врачей-дерматовенерологов, не указывает на их дополнительное подтверждение, не придается обратная сила закону.

Следовательно, считают представители «Медитекса» — документы врача действительны до истечения указанного в них срока.

Суд рассматривая жалобу медцентра отметил, что имеющиеся в материалах дела медицинские документы, не указывают на профессиональную переподготовку К., по специальности «Косметология», поскольку свидетельство ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава о повышении квалификации по врачебной косметологии от 06.04.2009 года N 151/171, в объеме 156 часов, также, не является документом, свидетельствующем о переподготовке по специальности «Косметология».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ООО «Медитекс», в нарушение лицензионных требований, привлекало К., в качестве врача-косметолога в отсутствие у нее действительного сертификата специалиста.

Дело рассматривалось в то время, когда приказ Минздравсоцразвития 705н еще имел юридическую силу. Теперь на смену ему пришел другой документ — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Но и в этом приказе также срок подготовки врачей-косметологов, стаж которых менее 10 лет, определяется количество 500 и более часов.

Доказательство от обратного

Министерства здравоохранения Красноярского края отказало в предоставлении лицензии ООО «Эстель».

ООО «Эстель» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованием признать незаконным приказ об отказе в предоставлении лицензии на оказание медицинских услуг юридическому лицу.

Арбитражный суд Красноярского края заявленное требование удовлетворил, признав, что отказ в лицензировании медицинской деятельности незаконен.

Однако Министерство здравоохранения не сдавалось и обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, настаивая на том, что ООО «Эстель» не может получить лицензию на предоставление медицинских услуг.

Аргументы Министерства здравоохранения Красноярского края таковы:

Министерством проведена проверка полноты и достоверности сведений о соискателе лицензирования медицинской деятельности и установлено следующее:

  • документы об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ представлены в неполном объеме, не соответствуют лицензионным требованиям;
  • сертификаты и регистрационные удостоверения на оборудование, используемое при выполнении заявленного перечня работ и медицинских услуг, не представлены.

По результатам проверки сделан вывод об отсутствии возможности соблюдения лицензионных требований и условий для предоставления медицинских услуг.

И вот неожиданность — Третий арбитражный апелляционный суд счел аргументы Министерства здравоохранения Красноярского края о несоблюдении квалификационных требований к уровню профессионального образования не обоснованными, поскольку (внимание!) «требования данного приказа об обязательном прохождении послевузовского профессионального образования по конкретной медицинской специальности не распространяются на специалистов, получивших медицинское образование до принятия приказа«. (выд. авт.)

С учетом этого обстоятельства суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии указанных специалистов требованиям законодательства.

Следовательно, отказ в предоставлении лицензии по указанному основанию не соответствует действующему порядку о лицензировании медицинской деятельности и является неправомерным.

Министерство здравоохранения также при отказе на выдачу лицензии ссылалось на несоблюдение сроков повышения квалификации врачом-дерматовенерологом О., а также на отсутствие в указанных Квалификационных требованиях к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения такой специальности как «дерматокосметолог».

Суд и тут отклонил претензии Министерства, отметив, что в сферу компетенции Министерства, как лицензирующего органа, вопросы наименования предоставляемой соискателем лицензии услуги конечному потребителю, также как и ее содержание за пределами сферы лицензирования медицинской деятельности, не входят.

И решил оставить в силе решение суда первой инстанции о том, что Министерство не имело права отказывать в лицензировании медицинской деятельности ООО «Эстель».

Мнение суда по поводу полномочий Министерства здравоохранения края озадачивает! Практика всех остальных судебных дел показывает, что требования к квалификации специалистов в области косметологии трактуются однозначно — надо получать профессию, требующую дополнительной подготовки и сертификат «врач-косметолог». И только в Красноярске сочли, что требования Приказа 415н обратной силы не имеет.

При этом у нас существуют и другие документы, например Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». В нем сказано, что «профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности». В приказе 705н, утратившем силу, это же требование присутствовало в следующей формулировке: » Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям».

Врач в «Эстель» занимал как раз должность «врач-косметолог»!

И далее, почему суд решил, что Министерство не может расценивать как нарушение наличие сертификата по «дерматокосметологии»?

Министерство в данном случае оперировало требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. № 801н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения», и там нет профессии «дерматокосметолог», следовательно и специальности такой по сертификату быть не может.

Мы рассмотрели несколько судебных дел, в которых присутствовали основная болевая точка всей индустрии красоты: несоответствие лицензионным требованиям в части сертификатов специалистов. Сопутствующими осложнениями можно считать оказание медуслуг в процессе подготовки к лицензированию, отсутствие регистрационных удостоверений на медицинские изделия, неправильно составленное штатное расписание и т.д.

Другие публикации:  Судебные приставы ленинградского района гкалининград

На основной вопрос «Кто подставил владельца клиники» можно ответить так — подводит отсутствие актуальной информации и невнимание к вопросам внутреннего контроля за соблюдением лицензионных требований и качеством оказания медицинских услуг.

Лицензионные условия и требования это

Соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации — соискателя лицензии лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

г) наличие у индивидуального предпринимателя: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

д) наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

  • для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) — высшее или среднее фармацевтическое образование, сертификат специалиста;
  • для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций — дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности.

Лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);

б) наличие у медицинской организации — лицензиата лицензии на осуществление медицинской деятельности;

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами: для медицинского применения, — требований статей 53 и 54 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:

  • аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, — правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения
  • аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  • медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций — правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;

д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;

е) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление: лекарственных препаратов для медицинского применения, — правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

ж) соблюдение требований статьи 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств»;

з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение: лекарственных средств для медицинского применения, — правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;

и) наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций): для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

к) наличие у индивидуального предпринимателя: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения — высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет или среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

л) наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих:

  • для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) — высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста;
  • для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в обособленных подразделениях медицинских организаций — дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения при наличии права на осуществление медицинской деятельности;

м) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже 1 раза в 5 лет.

Еще статьи:

  • Труженики тыла какие льготы положены Какие льготы положены труженикам тыла в 2019 году Льготы труженикам тыла оформляют местные органы соцзащиты. Чтобы получить статус необходимо подтвердить факт работы в тылу во время войны. Но документы, подтверждающие […]
  • Приказ по сро 624 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) Адрес: 105066, г. Москва, ул. А. Лукьянова, д. 4, стр. 1 Тел.: (495) 647-60-81 Факс: (495) […]
  • Оскорбления судебная практика Оскорбления судебная практика Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Льготы работников тылы Какие льготы положены труженикам тыла в 2019 году Льготы труженикам тыла оформляют местные органы соцзащиты. Чтобы получить статус необходимо подтвердить факт работы в тылу во время войны. Но документы, подтверждающие […]
  • Приказ 91 мчс с изменениями Приказ 91 мчс с изменениями Выдача заключения независимой оценки риска: Позволит избежать проверок ГПН на 3 года. Наши функции довольно масштабны – от подготовки необходимой противопожарной документации до […]
  • Ленинский суд тюмени 8 мировой Ленинский суд тюмени 8 мировой ЛЕПЕШКИН Александр Вячеславович Помощник мирового судьи ВОСКРЕСЕНСКАЯ Лейла Валерьевна Телефон: 8 (3452) 28-63-87 Секретарь судебного заседания БУХАРИНА Татьяна Александровна Телефон: 8 […]
Лицензионные условия и требования это