Помощь: Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации

НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ИЗ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

В настоящее время санаторно-курортные и оздоровительные организации помимо непосредственно услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению оказывают отдыхающим также сопутствующие услуги. Практически у всех организаций имеются на балансе магазины розничной торговли, кафе, бары, парикмахерские, сауны, солярии и т.п. Кроме того, оказываются платные медицинские, косметологические услуги, услуги проката и др.

Разнообразие видов экономической деятельности влечет уплату различных видов налогов и платежей в бюджет, в т.ч. уплачиваемых из выручки: налог с продаж товаров в розничной торговой сети; налог на услуги; налог на добавленную стоимость; сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп.2.25 п.2 ст.3 Закона РБ «О налоге на добавленную стоимость» освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Президентом РБ.

Перечень организаций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, действует в редакции Указа Президента РБ от 27.02.2007 № 111 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2006 г. № 154».

Следует отметить, что в данный перечень, в частности, включены все оздоровительные лагеря с круглосуточным и дневным пребыванием детей и спортивно-оздоровительные лагеря специализированных учебно-спортивных учреждений с круглосуточным и дневным пребыванием учащихся.

Вместе с тем по другим видам деятельности санаторно-курортные и оздоровительные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог

Согласно п.2 ст.9 Закона РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» (далее — Закон о бюджете) с организаций взимаются: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки — по ставке 2%, налог с пользователей автомобильных дорог — по ставке 1% от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг). Организациями независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, исчисление сбора производится от валового дохода.

При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих организаций в порядке, установленном ст.9 Закона о бюджете.

Уплата сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог производится единым платежом в размере 3%.

В соответствии с подп.3.1 п.3 ст.9 Закона о бюджете от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог, в частности, освобождаются:

— организации, включенные в перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок в которые освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента РБ от 19.03.2006 № 154 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения», — в части выручки от реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

— организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детского питания, — в части выручки от этой деятельности. То есть те организации, которые имеют на балансе подсобные сельские хозяйства, исчисление единого платежа в размере 3% от реализации перечисленной сельскохозяйственной продукции не производят.

Следует также напомнить, что согласно п.5 ст.9 Закона о бюджете организации, кроме страховых организаций, не исчисляют единый платеж в размере 3% от внереализационных и операционных доходов, за исключением доходов от предоставления имущества в аренду (лизинг).

Налог с продаж товаров в розничной торговле

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации (за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения), осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством РБ на территории соответствующих административно-территориальных единиц (подп.1.1 п.1 ст.8 Закона о бюджете).

По налогу с продаж товаров в розничной торговле объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, утверждаемому Советом Министров РБ, а также бензина и дизельного топлива). Перечень социально значимых товаров, которые не облагаются в 2007 г. налогом с продаж товаров в розничной торговле, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 30.01.2007 № 118.

Перечень товаров для детей, на которые областные и Минский городской Советы депутатов не вводят налог с продаж товаров в розничной торговле в 2007 г., утвержден постановлением Минторга РБ от 16.02.2007 № 11.

Налоговая база для исчисления налога с продаж определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

По товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенным в свободное обращение в республике, налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 15% налоговой базы, по другим товарам — 5% налоговой базы. Обращаем внимание, что товары, ввезенные из Российской Федерации, облагаются налогом с продаж по ставке не более 5%, поскольку отсутствует таможенное оформление.

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды.

При исчислении налога с продаж следует руководствоваться соответствующими инструкциями, утвержденными областными и Минским городским Советами депутатов.

Так, в 2007 г. действуют:

— Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Брестского облсовета от 21.12.2006 № 279;

— Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Минского горсовета от 30.12.2006 № 278;

— Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Минского облсовета от 26.12.2006 № 259;

— Инструкция о порядке исчисления, уплаты и использования налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Могилевского облсовета от 22.12.2006 № 20-5;

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Витебского облсовета от 29.11.2006 № 221;

— Инструкция о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гродненского облсовета от 15.12.2006 № 217;

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога с продаж товаров в розничной торговле, утвержденная решением Гомельского облсовета от 28.12.2006 № 299.

Налог на услуги

Согласно подп.1.2 п.1 ст.8 Закона о бюджете плательщиками налога на услуги являются организации (за исключением организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения), осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющиеся объектом налогообложения.

Объектом обложения налогом на услуги являются, в частности, операции по оказанию организациями услуг гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев; туристических и косметических услуг.

Перечисленные услуги оказываются отдыхающим очень многими санаторно-курортными и оздоровительными организациями, поэтому с учетом норм соответствующих инструкций, утвержденных местными Советами депутатов, указанные организации являются плательщиками налога на услуги.

Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 10% налоговой базы.

Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет, в т.ч. в государственные целевые бюджетные фонды.

В 2007 г. действуют:

— Инструкция о налоге на услуги, утвержденная решением Брестского облсовета от 21.12.2006 № 279;

— Инструкция о налоге на услуги, утвержденная решением Минского горсовета от 30.12.2006 № 278;

— Инструкция о налоге на услуги, утвержденная решением Минского облсовета от 26.12.2006 № 259;

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на услуги, утвержденная решением Могилевского облсовета от 22.12.2006 № 20-5;

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на услуги, утвержденная решением Витебского облсовета от 29.11.2006 № 221;

— Инструкция о налоге на услуги, утвержденная решением Гродненского облсовета от 15.12.2006 № 217;

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на услуги, утвержденная решением Гомельского облсовета от 28.12.2006 № 299.

Анна Тихонова, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 23, 2007 г.

От редакции: В решение Гомельского областного Совета депутатов от 28.12.2006 № 299 «О бюджете Гомельской области на 2007 год» на основании решения Гомельского областного Совета депутатов от 21.06.2007 № 44 внесены изменения и дополнения.

С 24 сентября 2007 г. в Закон Республики Беларусь от 29.12.2006 № 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» на основании Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2007 № 447 внесены изменения и дополнения.

В решение Брестского областного Совета депутатов от 21.12.2006 № 279 «О бюджете области на 2007 год» на основании решения Брестского областного Совета депутатов от 19.09.2007 № 38 внесены изменения и дополнения.

В решение Гомельского областного Совета депутатов от 28.12.2006 № 299 «О бюджете Гомельской области на 2007 год» на основании решения Гомельского областного Совета депутатов от 25.10.2007 № 65 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2008 г. решение Минского областного Совета депутатов от 26.12.2006 № 259 «Об утверждении инструкций» на основании решения Минского областного Совета депутатов от 14.01.2008 № 88 утратило силу.

С 1 апреля 2008 г. решение Могилевского областного Совета депутатов от 22.12.2006 № 20-5 «Об утверждении инструкций о местных налогах и сборах и признании утратившими силу некоторых решений Могилевского областного Совета депутатов» на основании решения Могилевского областного Совета депутатов от 14.12.2007 № 5-4 утратило силу.

С 21 июля 2008 г. в перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок которыми освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный Указом Президента РБ от 19.03.2006 № 154, на основании Указа Президента РБ от 21.07.2008 № 400 внесены изменения и дополнения.

Другие публикации:  Если ребенок не прописан в квартире имеет ли он право собственности

Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг

Тема 4. Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации продукции, работ, услуг

1. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

2. Порядок уплаты и исчисления акцизов

1. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость и схема его взимания были предложены впервые французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Налог на добавленную стоимость был введен во всех отраслях экономики этой страны, кроме розничной торговли, а в 1968 г. эта система была распространена и на торговлю.

Добавленная стоимость – стоимость, которую производитель добавляет к стоимости приобретенных товаров, работ, услуг на каждой стадии процесса производства.

Из классического определения стоимости товаров, работ, услуг следует, что ВВП=C+V+m, где С – стоимость используемых материалов и средств производства, V – расходы на оплату труда, включая расходы на социальное страхование, m – полученная прибыль. Тогда добавленная стоимость равна ДС =V+m.

В мировой практике применяются 4 метода расчета налога на добавленную стоимость:

1) прямой метод – НДС = R*(V + m),

где R – ставка НДС;

V – фонд заработной платы;

m – чистый доход (прибыль).

2) косвенный (аддитивный) метод – НДС = R*V + R*m

3) метод прямого вычитания (использовался до 2000 г.) – НДС = R*(В – З),

где В – выручка без косвенных налогов;

З – затраты потребленные.

4) зачетный метод (используется в РБ с 2000 г.) – НДС = R*B – R*З,

где R*B – НДС продаж;

R*З – НДС покупок.

В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании 2 основных принципов:

1) принцип станы происхождения товаров – подразумевает налогообложение экспорта, налог поступает в бюджет страны экспортера;

2) принцип станы назначения товаров, т.е. страны, в которую товар ввозится, – подразумевает налогообложение импорта.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

2) индивидуальные предприниматели;

3) доверительные управляющие;

4) физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию РБ.

Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками при реализации товаров, если сумма выручки от их реализации при осуществлении деятельности, по которой уплачивается единый налог с ИП, и внереализационных доходов в виде операций по сдаче в аренду за три предшествующих календарных месяца превысила в совокупности 40 000 € по курсу НБ.

Организации – плательщики налога при упрощенной системе налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость момент фактической реализации товаров (работ услуг) определяют не позднее 60 дней со дня их отгрузки.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

1) обороты по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав на территории РБ, включая реализацию товаров своим работникам, обмен товарами, безвозмездную передачу товаров, передачу арендодателем объектов аренды арендатору;

2) ввоз товаров на территорию РБ и иные обстоятельства, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признаются:

1) суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины);

2) сдача в аренду государственной собственности

3) безвозмездная передача имущества организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводство, рыболовства и пчеловодства;

4) безвозмездная передача организациям культуры культурных ценностей и товаров на объекты авторского права;

5) обороты по возмездной и безвозмездной передаче товаров, включая основные средства и нематериальные активы в пределах одного юридического лица;

6) обороты по реализации долей в уставных фондах организаций

7) обороты по реализации ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов;

8) обороты по реализации услуг, выполняемых подразделениями органа внутренних дел РБ;

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории РБ:

1) лекарственных средств, медицинской техники, приборов и оборудования медицинского назначения: по перечню, утвержденному Президентом РБ;

2) медицинских услуг, кроме косметологических, по перечню, утвержденному Президентом РБ;

3) ветеринарных услуг по перечню, утвержденному Президентом РБ;

4) социальных услуг, оказываемых государственными организациями;

5) образовательной деятельности учреждений образования;

6) продуктов питания, произведенных структурными подразделениями учреждений образования;

7) услуг в сфере культуры по перечню, утвержденному Президентом РБ;

8) религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

9) работ по производству фильмов и их реставрации;

10) услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования при городских и пригородных перевозках;

11) работ по составлению музейных каталогов;

12) изделий народных промыслов (ремесел);

13) организациями банкам банковских слитков из драгоценных металлов;

14) товаров магазинами беспошлинной торговли;

15) научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, определенных Президентом РБ;

16) банками операций по предоставлению кредитов, ведению текущих расчетных, вкладных (депозитных) или иных счетов;

17) путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения;

18) от осуществления операций с банковскими платежными карточками;

19) платных услуг в сфере образования;

20) лотерейных билетов;

21) услуг по страхованию;

22) услуг почтовой связи по пересылке посылок и денежных переводов

Освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию РБ:

1) транспортные средства, ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза, а также предметы материально-технического снабжения, необходимые для эксплуатации транспортных средств;

2) товары, подлежащие обращению в собственность государства;

3) белорусские рубли, иностранная валюта, ценные бумаги, акцизные марки;

4) технические средства для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

5) лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника, а также сырье, материалы для их изготовления;

6) все виды печатных изданий, получаемых государственными библиотеками и музеями, а также кино- и видеопроизведения;

7) банковские и мерные слитки из драгоценных металлов, ввозимые банками для осуществления банковских операций;

8) оборудование, приборы, материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, ввезенные резидентами Республики Беларусь;

9) семена, ввозимые для научных целей и государственного сортоиспытания.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленных исходя из:

— цен (тарифов) на товары, работы, услуги, имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров), без включения в них налога на добавленную стоимость;

— регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации по регулируемым розничным ценам приобретенных (ввезенных) товаров определяется как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. При этом цены приобретения и реализации определяются с учетом налога на добавленную стоимость.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации работ по производству товаров из давальческого сырья определяется как стоимость обработки, переработки или иной трансформации указанного сырья.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при осуществлении посреднической деятельности определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения по договорам поручения, комиссии и иным гражданско-правовым договорам.

Налоговая база при передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю определяется как сумма лизинговых платежей.

Налоговая база при передаче арендодателем объекта аренды арендатору определяется как сумма арендной платы.

Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию РБ, определяется как сумма:

— их таможенной стоимости;

— подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;

— подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому из видов имущества данного предприятия.

Налоговая база налога на добавленную стоимость:

— при уступке права требования первоначальным кредитором, происходящей из договоров, определяется как сумма превышения размера обязательств по таким договорам;

— при уступке права требования новым кредитором определяется как сумма превышения доходов над расходами на приобретение указанного требования.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации подрядчиками строительных работ, выполненных с участием субподрядчиков, определяется подрядчиком как стоимость работ, выполненных собственными силами.

Налоговая база налога на добавленную стоимость по операциям по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог имущества определяется как сумма доходов (процентов и иных доходов), связанных с предоставлением таких займов.

Схематически порядок уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет представлен на следующем рисунке.

Представленная на рисунке схема уплаты показывает, что в конечном итоге в бюджет поступает однократная сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная из полной стоимости товара и целиком оплаченная конечным потребителем:

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

1.1 при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенных в государства – члены Таможенного союза при условии документального подтверждения фактического вывоза;

1.2 при реализации работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт;

1.3 при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

1.4 при поступлении сумм, связанных с реализацией вышеуказанных товаров на экспорт сверх цены их реализации или в виде санкций за нарушение условий договоров;

1.5 при реализации товаров собственного производства владельцу магазина беспошлинной торговли для их последующей реализации в этих магазинах;

1.6 при реализации бункерного топлива для заправки воздушных судов иностранных авиакомпаний.

2.1 при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов, грибов, пчеловодства, животноводства и рыбоводства;

2.2 при ввозе на территорию РБ и реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом;

2.3 при поступлении сумм, связанных с реализацией товаров, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 в виде санкций за нарушение договоров и другое.

3.1 при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в вышеперечисленных пунктах по ставкам 0% и 10%;

3.2 при ввозе на территорию РБ товаров, не указанных в вышеперечисленных пунктах по ставкам 0% и 10%;

3.3 при поступлении сумм, связанных с реализацией товаров, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 в виде санкций за нарушение договоров и другое.

4) 9,09% (10/110*100%) или 16,67% (20/120*100%) при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при поступлении сумм, связанных с их реализацией в виде санкций и др.

Другие публикации:  Оформить цветы на выпускной

Иностранные лица при приобретении товаров, стоимость которых по платежному документу, подтверждающему оплату товаров, превышает 800000 белорусских рублей (с учетом НДС), вправе получить возврат суммы налога на добавленную стоимость в случае вывоза таких товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза в течение 3 месяцев со дня их приобретения при наличии чека «на возврат НДС». Возврат НДС не производится по товарам, освобождаемым от НДС в соответствии с законодательством.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налог на добавленную стоимость исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по истечении каждого отчетного периода по всем операциям по реализации и по всем изменениям налоговой базы.

Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по итогам отчетного периода, и суммами налоговых вычетов.

При реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав по свободным отпускным ценам или тарифам плательщик дополнительно к цене товаров обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога на добавленную стоимость. При реализации товаров, работ, услуг по регулируемым розничным ценам соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в эти цены. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога на добавленную стоимость не выделяется.

Суммы налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога на добавленную стоимость предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, включаются в затраты плательщика по производству и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав в случае использования приобретенных товаров для производства и реализации товаров, операции по реализации которых освобождены от налогообложения.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении или ввозе на территорию РБ основных средств и нематериальных активов, подлежат вычету или могут относиться на увеличение стоимости.

Плательщики, реализующие приобретенные товары, обороты по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, относят на увеличение стоимости товаров на дату принятия товаров на учет.

Определение сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам ноль (0), десять (10) процентов, девять целых девять сотых (9,09) процента, производится путем умножения удельного веса суммы таких оборотов в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав нарастающим итогом с начала года на суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам.

Определение сумм налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, производится путем умножения удельного веса суммы таких оборотов в общей сумме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав нарастающим итогом с начала года на суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам.

Общая сумма налога на добавленную стоимость уменьшается на установленные налоговые вычеты.

Налоговыми вычетами признаются суммы налога на добавленную стоимость:

1) предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах, к оплате плательщику при приобретении им на территории РБ товаров, работ, услуг и имущественных прав;

2) уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ;

3) уплаченные в бюджет при приобретении товаров на территории РБ у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

Если сумма налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по реализации товаров, плательщик налог на добавленную стоимость не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров, подлежит вычету в первоочередном порядке в следующем налоговом периоде либо возврату из бюджета. При этом если разница налоговых вычетов составляет более 3000 базовых величин, то налоговый орган вправе провести проверку обоснованности возврата.

Для плательщиков налога момент фактической реализации товаров определяется как приходящийся на отчетный период день их отгрузки.

Не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость:

-включенные в затраты плательщика по производству и реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, учитываемые при налогообложении;

-отнесенные на увеличение стоимости товаров, работ, услуг, включая основные средства и нематериальные активы;

-предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров, работ, услуг за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо государственных внебюджетных фондов;

-предъявленные подрядчику при приобретении строительных работ, выполненных субподрядчиками, стоимость которых не включается в налоговую базу у подрядчика;

-уплаченные комиссионером (поверенным) в бюджет при приобретении товаров на территории РБ у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, в случае возмещения им сумм налога на добавленную стоимость комитентом (доверителем);

-предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров, связанных с получением доходов в части осуществления лотерейной деятельности, деятельности по проведению электронных интерактивных игр, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельности по оказанию организациями, являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

При реализации плательщиком товаров, работ, услуг, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов плательщика между этими оборотами производится двумя методами:

1.методом удельного веса

2.методом раздельного учета

При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее 4 знаков после запятой.

Определение налоговых вычетов методом раздельного учета предусматривает наличие в бухгалтерском учете информации о суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных либо уплаченных при ввозе товаров, работ, услуг.

Суммы налога на добавленную стоимость вычитаются плательщиками в следующей очередности:

-в первую очередь – суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

-во вторую очередь – суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и нематериальным активам, подлежащие вычету в пределах сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг);

-в третью очередь – суммы налога на добавленную стоимость по товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставкам 10% и 9,09%;

-в четвертую очередь – суммы налога на добавленную стоимость по товарам, работам, услугам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%;

-в пятую очередь – суммы налога на добавленную стоимость по товарам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость;

-в шестую очередь – суммы налога на добавленную стоимость прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам;

-в седьмую очередь – суммы налога на добавленную стоимость по товарам, отгруженным иностранным организациям и физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств или с выставок-ярмарок.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год. Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость признаются по выбору плательщика календарный месяц или календарный квартал. Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим месяцем отчетным периодом. Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца следующего за истекш им отчетным периодом.

Плательщики, избравшие отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость календарный квартал, информируют об этом налоговые органы путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации, подаваемой не позднее 20 января текущего календарного года.

2. Порядок уплаты и исчисления акцизов

Акцизы – часть централизованного чистого дохода государства, твердо фиксированная в цене товаров с высоким уровнем дохода и устойчивым спросом, поступающая в бюджет после их реализации. В РБ, как и в ряде других государств СНГ официально акцизы введены с января 1992 г. Они устанавливаются на отдельные виды товаров, имеющих высокую рентабельность по причинам, не зависящим от работы организации. Налогообложение акцизом носит индивидуальный характер. В отличие от налога на добавленную стоимость, взимание акциза в отношении конкретного товара производится только один раз на одной из стадий его продвижения. Некоторые особенности налогообложения акцизами имеются в отношении алкогольной продукции и нефтепродуктов.

Плательщиками акцизов признаются:

3) физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию РБ.

Подакцизными товарами признаются:

2) алкогольная продукция;

3) непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, произведенных с использованием этилового спирта и иных спиртосодержащих продуктов;

4) пиво, пивной коктейль;

5) слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2% и менее 7%;

6) табачные изделия;

7) автомобильные бензины;

8) дизельное и судовое топливо;

9) газ углеводородный сжиженный и природный в качестве автомобильного топлива;

10) масло для дизельных и карбюраторных двигателей;

12) пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта

Не признаются подакцизными товарами:

1) спиртосодержащие лекарственные средства, разрешенные к промышленному производству, реализации и медицинскому применению, а также изготавливаемые в аптеках по индивидуальным назначениям врача;

2) спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения;

3) спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

4) коньячный и плодовый спирт, виноматериалы;

5) дезинфицирующие средства;

6) товары бытовой химии;

7) табак, используемый в качестве сырья для производства табачный изделий.

В РБ действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории РБ, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию РБ.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

1) в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров – твердые (специфические) ставки;

2) в процентах от стоимости подакцизных товаров или их таможенной стоимости, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин – процентные (адвалорные) ставки.

Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно Приложению 1 НК.

Другие публикации:  Заявление на краткосрочное свидание в сизо

Ставки акцизов на сигареты с фильтром применяются на основании заявленных плательщиком максимальных розничных цен за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и их соответствия одной из трех ценовых групп, по Приложению 1 НК.

Исчисление и уплата акцизов, взимаемых таможенными органами, в отношении сигарет с фильтром производятся на основании максимальных розничных цен за пачку по каждой марке (каждому наименованию) сигарет с фильтром и их соответствия этих цен одной из трех ценовых групп, заявленных плательщиками.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

1) подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые ими на территории РБ;

2) ввозимые на территорию РБ подакцизные товары, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате акцизов;

3) подакцизные товары, ввезенные на территорию РБ, при реализации (передаче);

4) передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров для использования на собственные нужды;

5) передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров своему структурному подразделению для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

6) передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров в качестве сырья (материалов) на переработку на давальческих условиях;

7) передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организаций, а также в качестве вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

8) передача плательщиком произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров владельцу (собственнику) указанного сырья либо другим лицам.

Освобождаются от акцизов при реализации подакцизных товаров:

1) подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, в том числе для дипломатических представительств;

2) конфискованные или бесхозяйственные подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства;

3) спирт при его реализации для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство.

Освобождаются от акцизов при ввозе на территорию РБ:

1) подакцизные товары (автомобильные бензины; дизельное и судовое топливо), ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза, заправка которыми в бак и (или) иные емкости транспортного средства произведена за пределами Республики Беларусь в объемах, предусмотренных заводом – изготовителем транспортного средства;

2) товары, перемещаемые транзитом, ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза;

3) товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством;

4) товары, ввозимые с территории государств – членов Таможенного союза, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств;

5) газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный;

6) иные подакцизные товары в порядке и на условиях, определяемых Президентом РБ.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в т.ч. из давальческого сырья), плательщиком подакцизных товаров:

1.1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

1.2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен (без учета акцизов), – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

2) при ввозе подакцизных товаров на территорию РБ, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

2.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2.2) как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на сумму таможенных пошлин, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

3) при реализации (передаче) ввезенных на территорию РБ подакцизных товаров:

3.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на территорию РБ без уплаты акцизов.

3.2) как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

4) при реализации на территории РБ плательщиками (организациями и ИП) приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров (газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного):

4.1) как объем подакцизных товаров в натуральном выражении по приобретенным (ввезенным) без уплаты акцизов подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

4.2) как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

При определении налоговой базы при реализации (передаче) подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, стоимость этих подакцизных товаров, оплаченная (подлежащая оплате) в иностранной валюте, определяется в белорусских рублях по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на момент фактической реализации подакцизных товаров.

При реализации (передаче) ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, по ценам без учета акцизов ниже их таможенной стоимости, увеличенной на подлежащую уплате сумму таможенных пошлин, налоговая база определяется исходя из таможенной стоимости, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин.

При реализации (передаче) ввезенных на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов, по ценам без учета акцизов ниже цены их приобретения налоговая база определяется исходя из цены приобретения.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду реализованных (переданных) подакцизных товаров.

Момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как приходящийся на налоговый период день отгрузки (передачи), в т.ч. структурному подразделению плательщика, подакцизных товаров, т.е. дата их отпуска со склада.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов. Сумма акцизов, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой акцизов, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период.

Сумма акцизов, взимаемая таможенными органами при ввозе на территорию РБ подакцизных товаров, подлежащих уплате в бюджет, исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

При ввозе с территории государств – членов Таможенного союза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, акцизы исчисляются плательщиком акцизов самостоятельно с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате».

Плательщик имеет право включать суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, использованных в производстве других подакцизных товаров, в затраты по производству и реализации произведенных подакцизных товаров, учитываемые при налогообложении, либо относить на увеличение стоимости указанных подакцизных товаров.

Расчет суммы акцизов, подлежащей включению в затраты по производству, реализации товаров, работ, услуг, учитываемые при налогообложении, производится методом удельного веса или методом раздельного учета направления использования подакцизных товаров.

При методе удельного веса включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, производится пропорционально стоимости подакцизных товаров, использованных в производстве товаров, при установленной процентной (адвалорной) ставке акцизов или объему подакцизных товаров при установленной твердой (специфической) ставке акцизов.

При методе раздельного учета в затраты по производству, реализации товаров включается сумма акцизов, фактически уплаченная при приобретении (ввозе) подакцизных товаров, использованных в производстве товаров.

Применяемый в течение календарного года метод расчета сумм акцизов утверждается учетной политикой организации, решением ИП. При отсутствии в учетной политике этого вопроса включение сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров, работ, услуг производится методом удельного веса.

Общая сумма акцизов уменьшается на установленные налоговые вычеты.

Налоговыми вычетами признаются следующие суммы акцизов:

1) предъявленные (уплаченные) на территории РБ при приобретении (получении) подакцизных товаров (ввозе на территорию РБ), используемых для производства других подакцизных товаров, в том числе уплаченные (возмещенные) собственником давальческого сырья;

2) уплаченные плательщиком, производящим подакцизные товары, из давальческого сырья при их приобретении (ввозе) на территорию РБ подакцизных товаров, использованных им в производстве подакцизных товаров из давальческого сырья;

3) уплаченные при ввозе на территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов при последующей реализации таких подакцизных товаров на территории РБ. Вычет указанных сумм акцизов производится в пределах сумм акцизов, исчисленных при реализации этих подакцизных товаров на территории РБ.

Отрицательная разница между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на территорию РБ) подакцизных товаров, использованных для производства других подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам не подлежит зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возврату из бюджета и включается во внереализационные расходы.

Не подлежат вычету (возврату) суммы акцизов, уплаченные при приобретении (ввозе на территорию РБ) подакцизных товаров:

— включенные в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, либо отнесенные на увеличение стоимости приобретенных (ввезенных) подакцизных товаров;

— уплаченные по подакцизным товарам, переданным плательщиком своим обособленным подразделениям, исполняющим его налоговые обязательства, для производства подакцизных товаров.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Еще статьи:

  • В отношении каких опасных объектов заключается договор обязательного В отношении каких опасных объектов заключается договор обязательного Сервис бесплатной оценки стоимости работы Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы Расчет стоимости придет на почту и по […]
  • Экспертиза аксенова Экспертиза установила аутентичность голосов Путина, Шойгу и Аксенова в видеоматериалах дела Януковича Экспертиза установила аутентичность голосов президента РФ Владимира Путина, министра обороны РФ Сергея Шойгу и так […]
  • Врач терапевт приказ минздрава Приложение N 1. Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового Приложение N 1к приказу Министерства здравоохраненияи социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N 765 Положениеоб организации […]
  • Приказ минздрав 987н Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ […]
  • Льготы в рязанской области Меры социальной поддержки и льготы в Рязани и Рязанской области в 2019 году Социальная поддержка в регионах Меры социальной поддержки и льготы в Рязани и Рязанской области в 2019 году Меры социальной поддержки, […]
  • Льготы по транспортному налогу в омске Льготы по транспортному налогу в омске Законом Омской области от 1 марта 2004 г. N 511-ОЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона с 1 января 2004 г. изложен в новой редакции См. текст подпункта в предыдущей […]
Налог из выручки рб