Налог на добычу изъятие природных ресурсов

10.9. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; бентонитовых глин; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита; гипса (ангидрита); железных руд; торфа влажностью 40 процентов; сапропелей влажностью 60 процентов; мореного дуба; янтаря; золота; виноградной улитки; личинок хирономид.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в размерах согласно приложению 9 НК.

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

За добычу (изъятие) воды (поверхностной и подземной) при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств применяются ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, увеличенные на коэффициент 1,5.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Статья 214. Налоговый период налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

1. Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной, признается календарный квартал.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной признается календарный месяц.

2. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом особенностей, установленных частями второй–седьмой настоящего пункта.

При расчете суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти налоговая ставка определяется в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь, установленному на последнее число истекшего налогового периода.

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении соли калийной исчисляется путем сложения произведения фактического объема добычи (изъятия) соли калийной (в пересчете на оксид калия) и специфической ставки с произведением фактического объема реализации калийных удобрений, средневзвешенной цены, адвалорной ставки.

Средневзвешенная цена рассчитывается плательщиком, осуществляющим добычу соли калийной и реализацию калийных удобрений, в белорусских рублях за 1 тонну физического веса калийных удобрений как отношение объемов их реализации в стоимостном выражении к общему объему реализованных калийных удобрений в натуральном выражении по формуле:

где P – средневзвешенная цена;

Spq – стоимость калийных удобрений, реализованных за пределы Республики Беларусь плательщиком в истекшем налоговом периоде, в белорусских рублях;

Sp1q1 – стоимость калийных удобрений, реализованных на территории Республики Беларусь плательщиком в истекшем налоговом периоде, в белорусских рублях;

Sp’q’ – разница между стоимостью калийных удобрений, реализованных за пределы Республики Беларусь, представленной в предыдущие налоговые периоды, и их уточненной стоимостью в соответствующем налоговом периоде, в белорусских рублях;

Sp1‘q1 – разница между стоимостью калийных удобрений, реализованных на территории Республики Беларусь, представленной в предыдущие налоговые периоды, и их уточненной стоимостью в соответствующем налоговом периоде, в белорусских рублях;

Sq – объем калийных удобрений, реализованных за пределы Республики Беларусь плательщиком в истекшем налоговом периоде, в тоннах;

Sq1 – объем калийных удобрений, реализованных на территории Республики Беларусь плательщиком в истекшем налоговом периоде, в тоннах;

Sq’ – разница между объемом калийных удобрений, реализованных за пределы Республики Беларусь, представленным в предыдущие налоговые периоды, и их уточненным объемом в соответствующем налоговом периоде, в тоннах;

Другие публикации:  Генеральная доверенность без права передоверия

Sq1 – разница между объемом калийных удобрений, реализованных на территории Республики Беларусь, представленным в предыдущие налоговые периоды, и их уточненным объемом в соответствующем налоговом периоде, в тоннах.

Стоимостное выражение объемов калийных удобрений, реализованных за пределы Республики Беларусь, определяется на условиях поставки, приведенных к условиям FCA (поставка осуществляется в помещении продавца) в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС 2010).

Для определения стоимости калийных удобрений в белорусских рублях иностранная валюта пересчитывается по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число истекшего налогового периода.

Стоимостное выражение объемов калийных удобрений, реализованных на территории Республики Беларусь, применяется без учета налога на добавленную стоимость.

3. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти и соли калийной, может исчисляться плательщиками исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие), и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

4. Плательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

5. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится по истечении налогового периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Плательщики, осуществляющие исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты):

6.1. не позднее 20 апреля календарного года исходя из объемов добычи (изъятия) природных ресурсов, указанных в документах, на основании которых осуществляется их добыча (изъятие).

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

6.2. не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов добычи (изъятия) природных ресурсов и не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производят доплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов. Излишне уплаченные суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном статьей 60 настоящего Кодекса.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов (Глава 20 Налогового кодекса)

Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели.

Объект налогообложения: добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:
— песка формовочного, стекольного, строительного;
— песчано-гравийной смеси;
— камня строительного, облицовочного;
— воды (поверхностной и подземной);
— минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;
— грунта для земляных сооружений;
— глины, супесей, суглинка и трепелов;
— бентонитовых глин;
— соли калийной (в пересчете на оксид калия), каменной;
— нефти;
— мела, мергеля, известняка и доломита, гипса (ангидрита);
— железных руд;
— торфа влажностью 40 процентов;
— сапропелей влажностью 60 процентов;
— мореного дуба;
— янтаря, золота;
— виноградной улитки;
— личинок хирономид;
— зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной);
— гадюки обыкновенной;
— бурого угля (в пересчете на условное топливо);
— горючих сланцев (в пересчете на условное топливо).

Ставки: установлены в фиксированных суммах.

Налоговый период – календарный квартал, а в отношении нефти сырой и соли калийной – календарный месяц.

Налоговая декларация предоставляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится по истечении налогового периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

2. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Порядок исчисления и уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов регламентирован положениями главы 20 НК.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования. Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками не признаются бюджетные организации.

Объектом налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) природных ресурсов, указанных в статье 211 НК: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; соли калийной, поваренной; нефти; мела и доломита и других ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (за исключением соли калийной) определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов. Налоговая база за добычу соли калийной определяется как:

1) как фактический объем добываемой (изымаемой) соли калийной (в целях применения твердой ставки налога);

2) как произведение фактического объема реализации калийных удобрений и средневзвешенной цены реализации 1 тонны калийных удобрений за пределы Республики Беларусь (в целях применения процентной ставки налога).

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов устанавливаются в белорусских рублях в размерах согласно приложению 10 к налоговому кодексу (за исключением ставок налога в отношении нефти и соли калийной). Ставки налога за добычу нефти устанавливаются в долларах США за 1 тонну (с пересчетом по курсу Нацбанка РБ на последний день налогового периода) исходя из среднего за истекший налоговый период уровня цен на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья.

Другие публикации:  Заявление об обеспечение иска после решения суда

Ставки налога за добычу соли калийной устанавливаются в твердой сумме (в белорусских рублях) к объему добычи и в процентах в зависимости от средневзвешенной цены реализации калийных удобрений за пределы РБ. Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие калийные удобрения, подают в Минэкономики сведения об объемах и ценах реализации за пределы РБ не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Минэкономики определяет средневзвешенные цены для исчисления налога за добычу соли калийной и публикует их не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

С целью организации эффективного природопользования устанавливаются для каждого природопользователя годовые лимиты добычи природных ресурсов, контроль за их соблюдением позволяет реализовать регулирующую функцию экологического налога. За превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимается в десятикратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Налоговым периодом налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признается календарный квартал, а по добыче нефти – календарный месяц. Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (за исключением налога в отношении нефти и соли калийной).

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Плательщики также могут осуществлять исчисление и уплату налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов (см. экологический налог).

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда необходимость их установления предусматривается законодательством, не включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов по своей сути является платой за природопользование, используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования (через установление лимитов добычи природных ресурсов). Это республиканский налог, формирующий местные бюджеты (областные и базового уровня).

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсовпризнаются организации и индивидуальные предприниматели. Не признаются плательщиками бюджетные организации.

Объектами налогообложенияпризнается добыча (изъятие) природных ресурсов, указанных в ст. 211 НК РБ: песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; мела, известняка, доломита; камня строительного, облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; соли калийной, каменной; нефти и других ресурсов.

Налоговая база налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением соли калийной, определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов (ФОД).

Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (Сдоб.), за исключением ставок налога за добычу нефти и соли калийной, устанавливаются в белорусских рублях согласно приложению 10 к НК РБ.

Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

За превышение установленных лимитов (объемов) добычи природных ресурсов либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных лимитов (если законодательством предусмотрено установление лимитов) налог взимается в десятикратномразмере установленной ставки налога.

Налоговым периодомналога за добычу (изъятие) природных ресурсов, за исключением налога за добычу нефти, признается календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога за добычу (изъятие) природных ресурсов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (за исключением налога в отношении нефти и соли калийной), может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых лимитов.

Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются плательщиками в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении. Суммы налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов (либо без установленных лимитов) уплачиваются за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении плательщика после уплаты установленных НК РБ налогов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели. Не признаются плательщиками бюджетные организации.

Объект налогообложения возникает при добыче (изъятии) природных ресурсов из установленного НК РБ перечня, который включает в себя, в частности, песок, строительный камень, минеральную воду, калийную и поваренную соль, нефть, железную руду, мореный дуб, янтарь, золото и др.

Другие публикации:  Спор о цвете платья

Налоговая база определяется как объем фактически добытого природного ресурса. Ставки этого налога установлены по каждому из видов природных ресурсов, а налоговый период определен как календарный квартал.

Плательщиками этого сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели.

К числу объектов обложения НК РБ относит:

  • — перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в офшорной зоне;
  • — исполнение обязательств в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в офшорной зоне (за исключением некоторых случаев), а также некоторые иные сделки и платежи.

Перечень офшорных зон определяется Президентом Республики Беларусь.

Ставка офшорного сбора установлена в размере 15%. Она применяется к налоговой базе, исчисленной как сумма переводимых средств, стоимость, указанная в договоре, или стоимость переводимых прав (в зависимости от вида операции, проводимой налоговым резидентом Республики Беларусь с резидентом офшорной юрисдикции).

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Плательщиками этого сбора являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица — владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора за проезд и условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Все рассмотренные выше налоги относились к группе государственных налогов. В настоящее время к группе местных налогов отнесены только три, а именно:

  • налог за владение собаками;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

Существенную роль в налоговой системе Республики Беларусь играют особые режимы налогообложения, под которыми понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях, которые устанавливаются Налоговые кодексом. Выше они уже были перечислены, поэтому здесь остановимся более подробно только на одном из них, а именно на налоге при упрощенной системе налогообложения.

Плательщиками этого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на его уплату. Для перехода на упрощенную систему необходимо соблюдение условий по численности занятых и по размеру валовой выручки. Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если по итогам девяти месяцев года, предшествующего тому, в котором организация будет переведена на эту систему, средняя численность занятых не превышает 100 чел. Индивидуальные предприниматели могут переходить на упрощенный режим, если выручка от реализации за девять месяцев не превышает 2 861 250 000 бел. руб.

Плательщики налога при упрощенной системе налогообложения освобождаются от уплаты большинства налогов и сборов, кроме налогов, подлежащих уплате при осуществлении внешнеэкономических операций и ряда пошлин (государственной, патентной), консульского и офшорного сборов и некоторых других.

Обязанность по уплате налога на прибыль сохраняется для этих организаций только в части налога на выплачиваемые дивиденды и доходов от реализации ценных бумаг. Также в некоторых случаях может возникать обязанность по уплате НДС, налога на недвижимость (при наличии объектов, не используемых в производственно-хозяйственной деятельности).

Налоговый кодекс РБ устанавливает и круг организаций, которые не могут переходить на упрощенный режим (производители подакцизных товаров, организации, осуществляющие лотерейную, банковскую, страховую и туристическую деятельность, и некоторые другие).

Объектом налогообложения при упрощенной системе признается факт осуществления предпринимательской деятельности, а налоговая база определяется исходя из валовой выручки, полученной налогоплательщиком (для некоторых организаций допускается возможность использования в качестве налоговой базы валового дохода, определяемого как разность между выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью).

Налоговые ставки, установленные для организаций и индивидуальных предпринимателей, приведены в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Налоговые ставки при УСН

Еще статьи:

  • Кому дают ветерана труда края Кому дают ветерана труда края Социальные учреждения г. Зеленогорска Общественные организации Общественный совет Ветеран труда края Удостоверение "О праве на меры социальной поддержки" выдается: 1. Мужчинам, […]
  • Как подорожал осаго в 2019 году Подорожание ОСАГО Страхование своей автогражданской ответственности, носящее в нашей стране обязательный характер, — это одна из основных статей расходов у современного автомобилиста. Еще в прошлом году в силу […]
  • Зал лфк требования Зал лфк требования ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАБИНЕТАМ, ЗАЛАМ И СПОРТИВНЫМ ПЛОЩАДКАМ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛФК Кабинет лечебной физкультуры — специально оборудованное помещение для малогрупповых и индивидуальных занятий с […]
  • Трейдер как оформить можно ли ИП оформить как трейдер (Форекс)? 1) не знаю является ли трейдерство предпринимательством 2) возможно ли заключать договора и подписывать акты на этом рынке Вопрос задан в 2011 году. Это нужно знать […]
  • Претензия заказчику ндс Отражение принятой претензии от заказчика в транспортной организации Отражение принятой претензии от заказчика в транспортной организации Девочки , доброго времени суток! хочу посоветоваться: у нас транспортная […]
  • Акцизы транспортный налог И акцизы повысили, и транспортный налог не отменили Цены на топливо бьют все рекорды и в этом году тормозить не собираются. За этот год официальная прибавка составит примерно 1 руб. с 1 января, а потом еще на полрубля […]
Налог на добычу изъятие природных ресурсов