ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЪЕКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ ПАМЯТНИКАМИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Налоговая льгота по п. 5 ст. 381 НК РФ предоставляется со дня приобретения статуса объекта культурного наследия федерального значения, то есть со дня принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации.

Об этом Письмо Минфина России от 25.06.2012 N 03-05-05-01/29.

Пунктом 5 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Порядок отнесения объектов к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Единый реестр) регламентирован Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ »Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 73-ФЗ).

На основании ст. 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко- культурного значения: объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.

В целях реализации ст. 15 Федерального закона N 73-ФЗ и п. 5.2.19 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590) Минкультуры России Приказом от 03.10.2011 N 954 утверждено Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Положение о едином государственном реестре).

В силу п. 9 ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ и п. 7 Положения объекты культурного наследия федерального значения включаются в Единый реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства Российской Федерации.

На основании п. 13 Положения о едином государственном реестре соответствующие органы охраны объектов культурного наследия бесплатно предоставляют физическим и юридическим лицам информацию из Единого реестра, содержащуюся в документах, указанных в п. п. 3 — 10 ст. 17 и в п. 2 ст. 20 Федерального закона N 73-ФЗ.

Контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе правомерности применения налоговой льготы по п. 5 ст. 381 Кодекса, проводится налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом/ q.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа ( п. 1 ст. 88 Кодекса).

Согласно п. 6 ст. 88 Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке ( ст. 93 Кодекса) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Налог на имущество памятников культуры

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Все организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, обязаны уплачивать установленные законодательством Российской Федерации налоги и (или) сборы. Такая обязанность возникает и у учреждений культуры, при наличии законодательно установленных оснований.
Об объектах налогообложения, порядке уплаты налога на имущество учреждениями культуры мы расскажем в нижеприведенном материале.

Налог на имущество организаций отнесен пунктом 1 статьи 14 части первой НК РФ к числу региональных налогов. То есть, налог на имущество организаций (далее — налог на имущество) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, что определено пунктом 1 статьи 372 НК РФ.
Устанавливая налог на имущество, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных главой 30 «Налог на имущество» НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 372 НК РФ). Помимо этого, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Обратите внимание, что право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 главы 30 НК РФ предоставлено субъектам Российской Федерации с 01.01.2014 г., о чем напомнили специалисты Минфина Российской Федерации в Письме от 24.12.2013 г. N 03-05-05-01/57003. Названная выше статья 378.2 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, введена в главу 30 НК РФ Федеральным законом от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Налогоплательщики

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на имущество по объекту культурного наследия федерального значения

Да, есть у нас такой перечень. И создан и утвержден в 1995 году. Но этот перечень, во-первых, уже староват, а, во-вторых, даже по своему названию не соответствует содержанию льготы.

А есть еще Приказ Минкультуры России от 03.10.11 № 954 «Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». И этот реестр больше подходит под содержание льготы, чем перечень из старого Указа.

Так что, ищите себя в «Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации«.

В любом случае, у Вас должен быть документ, подтверждающий включение объекта в указанный Реестр.

Какой код налоговой льготы необходимо указывать при заполнении налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций в отношении объектов культурного наследия?

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 06.05.2015 г.

Какой код налоговой льготы необходимо указывать при заполнении показателя по строке с кодом 130 раздела 2 налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за I квартал 2015 года в отношении объектов культурного наследия (ранее в отношении объектов культурного наследия действовала льгота)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В разделе 2 налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за I квартал 2015 года, в том числе и по строке с кодом 130, не подлежат отражению сведения об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ федерального значения, поскольку данное имущество не является объектом налогообложения.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 23, п.п. 1, 2 ст. 386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество организаций (далее — Налог) обязаны по истечении каждого отчетного периода (не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода) представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по Налогу (далее — Расчет).

Форма Расчета и порядок его заполнения (далее — Порядок), а также формат представления в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

Правила заполнения раздела 2 Расчета «Исчисление суммы авансового платежа по Налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства» изложены в разделе V Порядка.

Согласно пп. 5 п. 5.3 Порядка по строке с кодом 130 раздела 2 Расчета указывается составной показатель, в первой части которого указывается код налоговой льготы в соответствии с Приложением N 6 к Порядку. Однако в указанном приложении не предусмотрено кода для объектов, признаваемых объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения в установленном законодательством РФ порядке (далее — объекты культурного наследия).

Это обусловлено тем, что объекты культурного наследия с 01.01.2013 не признаются объектами налогообложения по Налогу (пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ). Соответственно, с указанной даты на данные объекты не могут распространяться льготы, предусмотренные в том числе ст. 381 НК РФ.

Из раздела V Порядка, а также формы раздела 2 Расчета следует, что в нем не подлежат отражению сведения об имуществе, не являющемся объектом налогообложения по Налогу, в том числе и по строке с кодом 130.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО: ПРИМЕНЕНИЕ ЛЬГОТЫ В ОТНОШЕНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

До включения памятника федерального значения в реестр право применения льготы подтверждается охранными обязательствами (охранно-арендными договорами, охранными договорами), в которых содержатся сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования, сообщает сайт artlegal.ru (http://artlegal.ru/docs/C5EFC471272C1579C32573F7001AC3FE.html)

Другие публикации:  Договор оказания бух услуг

Согласно п. 5 ст. 381 Налогового Кодекса (далее Кодекс) освобождаются от налогообложения организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При этом следует иметь в виду, что памятниками истории и культуры федерального значения признаются имущественные объекты, а не юридические лица, в ведении которых указанные объекты находятся.

Статьей 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон 73-ФЗ) определено, что объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения, регионального и местного (муниципального) значения.

К объектам культурного наследия федерального значения отнесены объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (ст. 4 Закона 73-ФЗ).

В целях предоставления льготы организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство (охранно-арендный договор, охранный договор), оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом охранное обязательство должно содержать сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, требования к его содержанию, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования (ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В случае если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такие основные средства, относящиеся к памятникам истории и культуры, также не подлежат обложению налогом на имущество организаций.

Согласно п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ до включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр, но не позднее 31 декабря 2010 г. применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

На памятник истории и культуры, включенный в реестр, собственнику выдается паспорт объекта культурного наследия. Этот паспорт будет являться для налогоплательщика подтверждением правомерности применения налоговой льготы.

В целях предоставления льготы по налогу по объектам, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган из уполномоченного Правительством РФ государственного органа документ о внесении памятника истории и культуры в реестр федерального имущества.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

О налоге на имущество организаций

О налоге на имущество организаций

Н.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России

Определение остаточной стоимости имущества

В каком порядке определяется остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) при исчислении налога на имущество организаций за 2008 год?

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 года, п. 4 ст. 376 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Таким образом, при исчислении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в расчет включается сформированная в бухгалтерской отчетности по правилам ведения бухгалтерского учета остаточная стоимость имущества, отраженная на балансе организации по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 января, и остаточная стоимость имущества на конец отчетного года, то есть отраженная в бухгалтерской отчетности за отчетный год на конец года остаточная стоимость имущества с учетом произведенных за 31 декабря календарного года соответствующих операций, свидетельствующих о наличии и движении основных средств и их остаточной стоимости.

Что же касается действовавшего до 2008 года предусмотренного п. 4 ст. 376 НК РФ порядка, то исчисление среднегодовой стоимости имущества предусматривало, в частности, включение в расчет остаточной стоимости имущества не на конец налогового периода, а на начало следующего налогового периода (на 1 января), то есть остаточной стоимости имущества, отраженной в бухгалтерской отчетности организации следующего отчетного года.

Освобождение от налогообложения памятников истории и культуры

Освобождается ли от налогообложения Духовный татарский центр «Медяна» как объект культурного наследия регионального значения?

В соответствии со ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, данная налоговая льгота применяется только в отношении памятников истории и культуры федерального значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или ан-тропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

На основании п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы об их включении в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст. 17 Закона N 73-ФЗ.

В соответствии с п. 8 ст. 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З «О налоге на имущество организаций» от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры областного и местного значения в соответствии с законодательством Нижегородской области.

Согласно п. 9 ст. 18 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании принятого ими решения о включении объектов культурного наследия регионального значения в реестр.

В Положении о порядке ведения Государственных списков недвижимых памятников истории и культуры Нижегородской области, Списка вновь выявленных объектов Нижегородской области, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, утвержденным постановлением Нижегородской области от 22.01.1999 N 11, определено, что под вышеизложенным Списком понимается перечень недвижимых объектов на территории Нижегородской области, предлагаемых специально уполномоченным Государственным органом охраны памятников на территории Нижегородской области для включения в Государственные списки памятников истории и культуры.

Кроме того, на основании п. 2.2 вышеуказанного Положения объект приобретает статус памятника истории и культуры и считается включенным в Государственный список памятников с момента принятия соответствующего решения органами государственной власти.

Из приказов Минкультуры Нижегородской области от 05.07.2004 N 171 и от 05.03.2007 N 2 следует, что Духовный татарский центр «Медяна» включен в Список вновь выявленных памятников истории и культуры Нижегородской области и в Правительство Нижегородской области должны быть направлены соответствующие документы для принятия решения о включении данного объекта в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации как объекта культурного наследия регионального значения.

В этой связи, по нашему мнению, установленная п. 8 ст. 2.1 Закона Нижегородской области от 27.11.2003 N 109-З налоговая льгота в отношении достопримечательного места — Духовного татарского центра «Медяна» должна предоставляться с даты принятия решения Правительством Нижегородской области о включении центра в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. При этом налоговая льгота предоставляется исключительно в отношении объектов, являющихся предметом охраны объекта культурного наследия.

Налогообложение воздушных судов

Воздушное судно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, используется для внутрироссийских перевозок и арендуется у иностранной компании (резидента Британских Виргинских островов), не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации. Облагается ли это воздушное судно налогом на имущество организаций?

В соответствии со ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее вышеуказанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость вышеуказанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Другие публикации:  Образец заявления в отдел по защите прав потребителя

Подлежащие государственной регистрации воздушные суда, в том числе принадлежащие иностранным организациям на праве собственности, относятся на основании ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам, если иное не предусмотрено международными договорами.

Согласно п. 6 ст. 383 НК РФ в отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в п. 2 ст. 375 настоящего Кодекса, налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Местом нахождения недвижимого имущества при постановке на налоговый учет согласно ст. 83 НК РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при его отсутствии — место государственной регистрации, при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества, а для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

В регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации воздушных судов не определено, а понятие «место (порт) приписки» используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, поэтому в силу ст. 83 НК РФ местом нахождения недвижимого имущества в части воздушных судов при постановке на налоговый учет признается место нахождения (жительства) собственника имущества.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что местом нахождения сданного в аренду воздушного судна, принадлежащего иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается территория иностранного государства, а не территория Российской Федерации, в связи с чем данное воздушное судно не признается объектом налогообложения согласно п. 3 ст. 374 НК РФ.

При этом на основании подпункта 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от предоставления в аренду воздушных судов, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Россий-ской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов, в соответствии с особенностями, установленными ст. 310 НК РФ.

Налогообложение лизингового имущества

Лизинговое имущество учитывается по условиям договора на балансе лизингополучателя с правом выкупа. Можно ли установить срок эксплуатации лизингового имущества исходя из срока действия договора — три года, а также применять ускоренную амортизацию для целей налогообложения? После окончания договора имущество будет использоваться в деятельности организации.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой на основании ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

При рассмотрении вопроса о формировании первоначальной стоимости лизингового имущества в бухгалтерском учете и для целей обложения налогом на имущество организаций организациям следует руководствоваться Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, а также Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении установленных п. 4 ПБУ 6/01 условий.

Начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества, находящегося на балансе лизингополучателя, производится исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо вышеуказанных норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.

При определении срока полезного использования объекта основных средств организациям необходимо исходить из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

Поэтому лизингополучателю следует в рассматриваемом случае установить срок использования лизингового имущества исходя из ожидаемого срока его использования с учетом того, что договором предусматривается выкуп имущества и последующее использование его в деятельности организации. При этом возможно и применение ускоренной амортизации. Следовательно, ожидаемый срок использования лизингополучателем имущества сроком договора финансовой аренды не ограничивается.

Определение первоначальной стоимости основных средств

Согласно договору лизинга, суммы в котором проставлены в условных единицах, лизинговые платежи уплачиваются с учетом курса Банка России плюс 3%. Имущество по договору лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. В каком порядке формируется первоначальная стоимость имущества: по курсу Банка России или по курсу, установленному договором лизинга?

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 НК РФ учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, согласно которому основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Организация бухгалтерского учета операций по договору лизинга регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, в соответствии с которыми условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.

На основании п. 8 вышеназванных Указаний если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и его стоимость списываются с кредита счета 08 в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства».

В соответствии со ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Кроме того, в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и т.д.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденным приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н. Стоимость вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, др.), материально-производственных запасов и других активов, не перечисленных в п. 7 ПБУ 3/2006, а также средства полученных и выданных авансов и предварительной оплаты, задатков принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой вышеуказанные активы и обязательства принимаются к бухгалтерскому учету. При этом датой совершения операций по вложениям организации в иностранной валюте во внеоборотные активы (основные средства и т.д.) является дата признания затрат, формирующих их стоимость. Курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы. При этом пересчет стоимости вышеуказанных активов, а также средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится (п. 9, 10 и 13 ПБУ 3/2006).

Таким образом, первоначальная стоимость подлежащих постановке на баланс лизингополучателя основных средств (в рублях) определяется по официальному курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте (в условных денежных единицах), то есть на дату признания формирующих стоимость данного актива затрат на счете 08, если иной курс не установлен соглашением сторон по договору лизинга.

Налогообложение демонстрационных образцов транспортных средств, приобретенных для перепродажи

Организация продает автомобили. Облагаются ли налогом на имущество организаций зарегистрированные в органах ГАИ автомобили, которые использовались в качестве демонстрационных образцов в течение шести месяцев и подлежат продаже?

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

На основании п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

Другие публикации:  Срок действия предложения ограничен

— объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, актив, приобретенный для последующей перепродажи, не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта основных средств.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41 «Товары».

Поэтому транспортные средства, приобретенные для перепродажи, используемые в качестве демонстрационных образцов по договору в течение шести месяцев, и учитываемые в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41, налогом на имущество организаций не облагаются.

Направление налогоплательщикам налоговых уведомлений об уплате транспортного и земельного налогов

В соответствии со ст. 52 НК РФ если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налоговые органы в случаях, предусмотренных НК РФ, исчисляют налоговую базу по налогу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (п. 5 ст. 54 настоящего Кодекса).

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 ст. 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется в установленном порядке налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ) на основании сведений, которые представляются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 11 и 12 ст. 396 Кодекса органами, занимающимися ведением государственного земельного кадастра, и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами муниципальных образований.

Таким образом, НК РФ и другими федеральными законами обеспечено своевременное представление вышеуказанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного и земельного налогов, подлежащих уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, то есть не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 1 и 3 ст. 363 НК РФ), а сроки уплаты земельного налога — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 и 4 ст. 397 НК РФ).

Согласно п. 1 и 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. 6 и 8 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.

Следовательно, до дня получения налогового уведомления на уплату транспортного налога (земельного налога) у физического лица не возникает обязанности по уплате этого налога.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления и определения Суда от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налоговых правоотношений (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.

Однако НК РФ не предусмотрены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного и земельного налогов, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками — физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате вышеуказанных налогов налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате этих налогов при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.

Установленный п. 10 и 11 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате налога на имущество физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не распространяется на другие налоги. В то же время п. 7 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае его несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате этих налогов.

Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункт 7 п. 1 ст. 32 НК РФ). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на основании п. 7 ст. 78 НК РФ в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Следовательно, если неправильное исчисление налоговым органом транспортного или земельного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком — физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговый орган должен произвести перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные ст. 78 НК РФ.

В числе основных начал законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ) предусмотрена обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Из вышеуказанных норм НК РФ следует, что физические лица — плательщики транспортного и земельного налогов должны привлекаться к уплате этих налогов, исчисленных по итогам налоговых периодов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, на основании налоговых уведомлений, направляемых своевременно.

В целях обеспечения дополнительной гарантии защиты прав физических лиц, своевременно не привлеченных в нарушение установленного порядка к уплате транспортного или земельного налога, представляется целесообразным внести в НК РФ изменения, направленные на установление временных пределов привлечения физических лиц к уплате таких налогов, а также пересмотра неправильного исчисления налоговыми органами налогов, повлекшего их доначисление. Полагаем, что установление временных пределов привлечения налогоплательщиков к уплате налогов на основании налоговых уведомлений обеспечивает стабильность и определенность публичных правоотношений, является фактором, дисциплинирующим налоговые органы, гарантирует своевременность исчисления и уплаты вышеуказанных налогов и направления налогоплательщикам соответствующих налоговых уведомлений, а также сохранность необходимой доказательной базы в случае возникновения спора по поводу исчисления и уплаты таких налогов.

Еще статьи:

  • Договор аренды тс с выкупом образец Договор аренды автомобиля с последующим выкупом - образец Существенные условия договора аренды с правом выкупа автомобиля (образец) Договор аренды автомобиля с правом выкупа предусматривает следующие существенные […]
  • Заявление на усн на 2019 год бланк Уведомление о переходе на УСН — образец заполнения Для перехода на УСН юрлицо или индивидуальный предприниматель подают в инспекцию ФНС по месту регистрации уведомление по рекомендованной приказом ФНС России от 2 […]
  • Материнский капитал салехард Материнский капитал в Ямало-Ненецком АО и городе Салехард В соответствии с законом Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) от 01.06.2011 № 73-ЗАО из средств регионального бюджета ямальцам предоставляется материнский […]
  • Компенсация в сбербанке за 1993 год Кому выдают компенсационные выплаты по вкладам Сбербанка СССР Банки Сегодня Лайв Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист […]
  • Не оплачен штраф в эстонии Согласно статье 73 параграф 8 закона Эстонии о дорожном движении запрещается владение антирадаром. Соответствующее наказание налагается согласно статье 228: до 100 штрафных единиц (1 единица в 2013 году - 4 евро), […]
  • Приказ минфина no 174н Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 […]
Налог на имущество памятников культуры