Содержание:

Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 149 НК РФ — это путеводитель по операциям, исполнение которых не требует взимания НДС. Комментарии к этой статье НК РФ, вопросы и ответы по ее содержанию позволят вам получить четкие ориентиры в осуществлении учета данного налога.

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  1. Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.
  2. Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).
  3. Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются аналогичные деяния соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.07 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 №ММВ-7-14/[email protected] Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2018 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;
  • ритуальные услуги и работы по изготовлению памятников;
  • услуги по ремонту и техобслуживанию бытовых и медицинских товаров в течение гарантийного срока;
  • работы, связанные с объектами культурного наследия РФ, включенными в Госреестр;
  • работы по жилищному строительству для военнослужащих;
  • услуги по техническому осмотру автомобилей;
  • работы по постановке и съемке кинофильмов;
  • образовательные услуги некоммерческих организаций;
  • работы по обслуживанию воздушных, морских и речных судов;
  • другие работы и услуги.

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/[email protected]).

Подробности см. здесь.

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

Подробности см. здесь.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично».

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой «Льготы по НДС».

Другие публикации:  Договор дарения налоговые последствия

Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?

Автор: А. М. Рабинович

Споры о том, что такое налоговая льгота, чаще всего велись в увязке с вопросом о полномочиях налоговиков истребовать у налогоплательщика при «камералке» документы, подтверждающие право на льготу. Как с годами менялся подход к их решению?

Дискуссии о том, что такое льгота, чаще всего велись в контексте вопроса о полномочиях налоговых органов истребовать у налогоплательщиков при проведении камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). И эти споры условно можно было бы считать первым, самым длинным действием «пьесы» о льготах. В последние три года она продолжается. Этому и посвящена настоящая статья.

Действие второе – промежуточные итоги.

Подводя итог указанным спорам применительно к НДС, Пленум ВАС напомнил, что при применении названной нормы судам необходимо принимать во внимание определение понятия «налоговая льгота», данное в п. 1 ст. 56 НК РФ, согласно которому льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

В связи с этим действие п. 6 ст. 88 НК РФ распространяется на те из перечисленных в ст. 149 НК РФ основания освобождения от налогообложения, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. Так, например, пп. 5 п. 2 названной статьи устанавливается налоговая льгота в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, пп. 1 п. 3 – в отношении религиозных организаций, пп. 2 п. 3 – в отношении общественных организаций инвалидов, пп. 14 п. 3 – в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.

Вместе с тем со ссылкой на положения п. 6 ст. 88 НК РФ у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (п. 2 ст. 146 НК РФ) или освобождаемым от налогообложения на основании ст. 149 НК РФ, когда освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Иными словами, если ст. 149 НК РФ освобождается какая либо операция от обложения НДС одинаково для всех совершающих ее лиц, то подобное освобождение не является льготой. И это важный аспект. Самым очевидным примером такой нельготы считается освобождение от обложения НДС процентов по займам в денежной форме и с ценными бумагами (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Важным в названном постановлении было также косвенное указание на то, что сам по себе факт отражения в разд. 7 налоговой декларации по НДС каких то операций, не облагаемых НДС по иным основаниям, чем ст. 149 НК РФ, например не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, не дает права налоговым органам требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие обоснованность необложения в установленном для подтверждения льгот порядке.

Тут уместно напомнить, что в разд. 7 налоговой декларации должны показываться не все не облагаемые НДС доходы (что еще иногда требуют налоговые инспекторы), например суммы, поступившие в погашение долговых ценных бумаг – векселей и облигаций, а лишь доходы, полученные от тех операций, которые прямо названы в заглавии данного раздела.

А в связи с подчеркиванием Пленумом ВАС необходимости руководствоваться ст. 56 НК РФ следует обратить внимание, что согласно ее п. 2 важным квалифицирующим признаком льготы является право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Если не принять во внимание «если», то может показаться, что вся норма п. 2 ст. 149 не признается льготой, поскольку от отраженного в ней освобождения от обложения НДС нельзя отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ). Тем не менее это не так, и приводимые Пленумом ВАС примеры льготы из п. 2 ст. 149 совершенно правомерны, поскольку в данном случае «иное» в виде невозможности отказа от льготы установлено, как и предписывает п. 2 ст. 56 НК РФ, самим кодексом. Но запомнить указанный квалифицирующий признак льготы необходимо – он еще понадобится нам в дальнейшем.

И разумеется, вопрос о рамках полномочий налоговых органов запрашивать у налогоплательщика документы, подтверждающие льготы, не ограничивается только НДС – из налогов, которых он, безусловно, касается, можно назвать как минимум еще и налог на имущество.

Действие третье – завуалированное несогласие.

Тем не менее на практике и после выхода постановления Пленума ВАС налоговые инспекторы продолжали запрашивать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на освобождение от обложения НДС, предусмотренные ст. 149 НК РФ. При этом они, как правило, ссылались на акты Конституционного Суда, в которых говорилось, что по сути все нормы ст. 149 можно рассматривать как льготу (перечень таких актов см. в п. 3 Определения от 07.11.2008 № 1049 О-О, из последующих актов см. п. 2.1 Определения от 04.06.2013 № 966 О).

В качестве дополнительного основания для такого подхода налоговые инспекторы называли, в частности, Письмо Минфина России от 17.09.2014 № 03 07 15/46516, доведенное налоговым органам для использования в работе Письмом ФНС России от 30.10.2014 № ГД-4-3/[email protected] В нем указывалось, что причинами для истребования налоговыми органами документов, подтверждающих правомерность освобождения от обложения НДС, в порядке ст. 93 НК РФ являются п. 6 ст. 88 НК РФ и одно из определений КС РФ с приведенной выше позицией. С учетом объединения названных двух оснований и того, что это делалось уже после выхода Постановления Пленума ВАС РФ № 33, данное письмо предсказуемо воспринималось налоговыми инспекторами как подсказка, что для целей истребования документов, подтверждающих льготы по НДС, надо руководствоваться широким пониманием всей ст. 149 НК РФ как льготы, содержащимся в актах Конституционного Суда, а не узким пониманием лишь некоторых ее положений, предоставляющих льготы, изложенным Пленумом ВАС.

Но дело в том, что Конституционный Суд характеризовал всю ст. 149 НК РФ как предоставляющую льготы отнюдь не в связи с вопросом о полномочиях налоговых органов истребовать документы, подтверждающие льготы, а исключительно для обоснования наличия у законодателя полного права по своему усмотрению освобождать или не освобождать от обложения НДС отдельные операции или группы налогоплательщиков. В таком контексте широкий общеэкономический подход к пониманию налоговой льготы как любого облегчения налогового бремени, не стесненный рамками определения ее в п. 1 ст. 56 НК РФ, вполне оправдан, и он применяется Конституционным Судом не только в отношении НДС (см., например, определения от 16.01.2009 № 81 О-О, от 19.07.2016 № 1458 О). Но применять это понимание к проблеме рассматриваемых полномочий налоговых органов нет никаких оснований и неправомерно.

При этом в общем плане Минфин:

  • во первых, проводит различие между понятием льготы в формально-юридическом и экономическом смысле (см. соответственно письма от 03.09.2015 № 03 05 05 01/50668 и от 14.11.2016 № 03 03 06/1/66656);
  • во вторых, давая общее указание налоговым органам руководствоваться правовыми позициями высших судебных инстанций, не называет в их числе Конституционный Суд (Письмо от 07.11.2013 № 03 01 13/01/47571, направленное налоговым органам для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097).

Обусловлено это тем, что он не формирует правовые позиции по конкретным спорам, на которые будут ориентироваться суды при рассмотрении споров с аналогичными обстоятельствами.

Суды, состоявшиеся после выхода постановления Пленума ВАС (как, впрочем, чаще всего и до него), конечно, отказывали налоговым органам в праве истребовать у налогоплательщиков на основании п. 6 ст. 88 НК РФ документы, подтверждающие правомерность освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома и предоставлению займов в денежной форме (Постановление АС УО от 11.06.2015 № Ф09-3549/15 по делу № А50-17161/2014). При этом нельзя сказать, что логика налоговой инспекции была так уж безосновательна: ведь следовало убедиться, что заем был предоставлен именно деньгами или ценными бумагами, а не вещами, что допускает п. 1 ст. 807 ГК РФ; что металлолом образовался именно в ходе деятельности организации, в связи с чем для освобождения его реализации от обложения НДС ей не нужно иметь лицензию. Но закон (ст. 56 НК РФ, связывающая понятие льготы с предоставлением ее определенной группе лиц, а не виду деятельности) есть закон!

Налоговые органы тоже, бывало, использовали в спорах с налогоплательщиками понятие льготы в духе Постановления Пленума ВАС РФ № 33, но только когда это давало аргументы против налогоплательщиков (Постановление АС СЗО от 30.03.2016 по делу № А56-32358/2015, в передаче которого в Коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 13.07.2016 № 307 КГ16-7899). При этом освобождение от обложения НДС работ, выполненных на объекте культурного наследия (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ), не было признано судом льготой, в том числе по причине невозможности для налогоплательщика отказаться от такого освобождения (то, что суд указал неверную причину того (не п. 5 ст. 149 НК РФ, а отсутствие объекта налогообложения), в рассматриваемом контексте значения не имеет).

Действие четвертое – точки над i?

С 02.06.2016 расширились полномочия налоговых органов по проведению контрольных мероприятий в связи с применением налогоплательщиками льгот: наряду с истребованием подтверждающих документов стало возможным истребовать и пояснения (п. 6 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 № 130 ФЗ). Это еще больше обострило вопрос о том, на какие операции распространяются указанные полномочия, то есть что есть льгота.

Предвестником возвращения налоговых органов на «путь истинный» стало Письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737, в котором в качестве ответа на вопрос об истребовании документов по операциям, не являющимся объектом налогообложения или освобождаемым от него, при проведении камеральной проверки декларации по НДС цитировался п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Затем Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected] ФНС направила налоговым органам рекомендации по проведению с применением рискориентированного подхода камеральных налоговых проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие (освобождаемые от обложения) обложению НДС в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления № 33.

Таким образом, налоговым органам предписано при определении операций по ст. 149 НК РФ, по которым можно истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие льготы, руководствоваться не широким пониманием льготы, представленным в актах Конституционного Суда, а ее трактовкой, содержащейся в Постановлении Пленума ВАС РФ № 33. И это позволяет надеяться на сокращение потока требований о представлении документов и пояснений по всем операциям, указанным в ст. 149 НК РФ.

Правда, к сожалению, не осуществились первоначальные надежды налогоплательщиков на то, что со временем налоговые органы будут истребовать только пояснения и если они их удовлетворят, то документы уже будут не нужны. В указанном письме ФНС отметил, что документы следует истребовать всегда – разный объем в различных ситуациях (в том и состоит рискориентированный подход).

На этом историю с налоговыми льготами в части НДС, по видимому, можно считать законченной. Правда, не вполне очевидными, как представляется, остаются критерии выделения группы лиц, которой предоставляется преимущество: то ли это только группа, прямо названная в соответствующей норме НК РФ, то ли еще и выделяемая на основе условий освобождения конкретной операции от обложения НДС группа. При втором подходе можно бы считать, например, что освобождение реализации металлолома без наличия лицензии (пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ) – это преимущество, предоставляемое той группе налогоплательщиков, у которой он образуется в ходе собственной деятельности, перед реализующими тот же металлолом специализированными организациями по его заготовке и реализации, которым для освобождения от обложения НДС нужно иметь лицензию (п. 6 ст. 149 НК РФ).

То же самое касается любых освобождений, предоставляемых ст. 149 НК РФ только:

  • при наличии соответствующих документов (например, регистрационных удостоверений для медицинских изделий (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ), преимущество перед группой налогоплательщиков, таких удостоверений не имеющих);
  • при выполнении неких специальных условий (например, регистрация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ), преимущество перед налогоплательщиками, реализующими не зарегистрированные с первого раза изделия народных художественных промыслов);
  • при получении определенных источников финансирования (освобождение от обложения НДС НИОКР, осуществляемых за счет бюджетных средств, независимо от их содержания и направленности (пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ), можно считать преимуществом, предоставляемым данной группе налогоплательщиков, перед налогоплательщиками, выполняющими НИОКР за счет внебюджетных источников, у которых освобождаются от обложения НДС только НИОКР определенного содержания (пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ));
  • т. д.
Другие публикации:  Перевод земельного участка в собственность

Поэтому мы не стали бы полностью исключать вероятность переноса спора в плоскость определения критериев группы налогоплательщиков, которой предоставляется преимущество.

И еще один аспект, связанный с пояснениями по льготам, необходимо отметить, но уже не с запросом пояснений со стороны налоговых органов, а с предоставлением их налогоплательщиками. Согласно последнему абзацу п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщики, обязанные представлять декларацию по НДС в электронной форме, и пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, представляют их в электронной форме. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными.

Ключевыми для наших целей в этой норме являются слова «предусмотренные настоящим пунктом», в котором даны пояснения по следующим ситуациям:

  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа (к указанным ошибкам относится несоблюдение контрольных соотношений внутри декларации по НДС, к несоответствиям – разрывы между вычетами по НДС у покупателей и начислениями НДС у продавца, приводящие к автозапросам на представление пояснений);
  • при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета) на уменьшение суммы налога или суммы с убытком.

Акцентировать внимание на этом необходимо, поскольку нам приходилось слышать от работников налоговых органов, что и пояснения по льготам тоже надо представлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. А ведь запрос пояснений по льготам предусмотрен не п. 3, а п. 6 ст. 88 НК РФ, следовательно, на данные пояснения требования п. 3 ст. 88 НК РФ не распространяются.

Налоговые льготы статья 149

Квитанции на оплату членских взносов:

Статья 149 НК РФ – льготы или не льготы?

А.М. Рабинович, главный методолог ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит», канд. ист. Наук

Практическое значение этот вопрос имеет, прежде всего, для организаций, совершающих необлагаемые НДС (освобождаемые от налогообложения) операции в соответствии со статьей 149 НК РФ. Проводя камеральные или выездные налоговые проверки, налоговые органы в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ, требуют у таких налогоплательщиков документы, подтверждающие право на льготы. Попробуем разобраться.

Что такое льгота: анализ норм Налогового кодекса РФ

Пунктами 1 и 2 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Налоговым кодексом РФ.

В этом определении обратим внимание на следующее:

  • льгота предполагает наличие как минимум двух групп налогоплательщиков: имеющей определенные налоговые преимущества и не имеющей таковых. Должны ли они вместе принадлежать к единой общей группе лиц, совершающих данные операции, или достаточно, чтобы они были просто налогоплательщиками данного налога, из определения неясно. И это, как увидим ниже, один из трех основных камней преткновения для решения рассматриваемого вопроса;
  • возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере является не единственной формой льготы. Следовательно, льготой является также, например, освобождение налогоплательщика от какой-то налоговой обязанности или ее облегчение;
  • отсутствует ограничение на способы, которыми реализуется возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. И это тоже порождает проблемы;
  • возможность отказаться от использования льготы является не безусловной, ибо может быть ограничена Налоговым кодексом РФ. В силу специального характера норм статьи 56 НК РФ в части определения понятия льготы данная формулировка приоритетна по отношению к подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ. В нем сказано только о том, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, а о том, что Налоговый кодекс РФ может придать льготе характер безальтернативной обязанности, не говорится.

С точки зрения терминологии, льгота не относится к обязательным элементам налога, перечисленным в пункте 1 статьи 17 НК РФ, без определения которых законодателем налог не может считаться установленным. Напомним, что к таким элементам относятся:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Установлению льгот посвящен пункт 2 статьи 17 НК РФ: в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Отделены льготы от элементов налога и в пункте 3 статьи 12 НК РФ, в котором говорится о полномочиях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов: об элементах налогообложения речь идет в абзаце 3, а о льготах – в абзаце 4, при этом они не включают в себя такой способ регулирования налогового бремени, как установление особенностей определения налоговой базы.

Но это не значит, что льгота устанавливается вне обязательных элементов налогообложения, безотносительно к ним.

Судебная практика о квалифицирующих признаках льготы

Большинство споров о том, признаются ли те или иные положения Налогового кодекса РФ льготами, связано с применением норм главы 21 НК РФ, хотя затрагиваются в них и другие главы кодекса.

Одним из важных итогов этих судебных разбирательств стал вывод: говорить о налоговой льготе можно только при наличии объекта налогообложения. Без него нет потенциальной налоговой обязанности, в отношении которой может быть установлено преимущество одной группы налогоплательщиков перед другой.

А значит, прямое или косвенное исключение каких-либо сделок, событий, хозяйственных операций из числа признаваемых объектом налогообложения, одинаковое для всех налогоплательщиков НДС, не является установлением налоговой льготы.

На примере реализации земельных участков Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 18.09.2012 № 4517/12 указал: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 НК РФ не является льготой. Такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы, согласно статье 56 НК РФ, применяются только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков.

Прямые исключения из объекта налогообложения имеют место также в главах 25.2, 26, 30 и 31 НК РФ (п. 2 ст. 333.9, п. 2 ст. 336, п. 4 ст. 374 и п. 2 ст. 389 соответственно). В других главах Налогового кодекса РФ такого перечня нет, поэтому для тех глав, в которых объект налогообложения прямо обозначен как реализация товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 1 ст. 182 гл. 22 «Акцизы» НК РФ) или связан с реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 248 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ), список исключений из объекта налогообложения исчерпывается операциями, не признаваемыми реализацией согласно пункту 3 статьи 39 НК РФ.

Для НДС примером подобного «косвенного» исключения из объекта налогообложения – через определение этого объекта в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ – являются операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ. Для НДФЛ аналогичным примером косвенного исключения из объекта налогообложения (через определение порядка исчисления налоговой базы в подпункте 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ) может быть оплата организацией обучения работника в интересах организации. Соответственно, во всех перечисленных случаях не может идти речь о налоговых льготах.

Конституционный суд РФ подтвердил: пункт 2 статьи 56 НК РФ, определяя, что налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, предполагает тем самым, что право на отказ от соответствующей льготы может быть ограничено (Определение от 05.02.2004 № 43-О). Такой признак, как возможность отказа, перестает быть обязательным для квалификации положения Налогового кодекса РФ в качестве льготы.

С учетом этого становится более понятным, почему, не принимая мнение налогоплательщика о том, что ставка 0% по налогу на добавленную стоимость является льготой, от которой можно добровольно отказаться, Конституционный суд не стал обращаться к нормам о налоговых льготах, а обосновал свое несогласие другими соображениями. В частности, обязательностью такого элемента налогообложения как налоговая ставка, что лишает налогоплательщика права произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15.05.2007 № 372-О-П).

Таким необращением к нормам о льготах было показано, что обязательный характер ставки 0% не означает, что она не является льготой. Ведь ставка 10% по НДС, которая с учетом права покупателя на вычет уплаченного налога, является такой же обязательной, как и ставка 0%, уже напрямую именуется льготой (см., например, Определения ВАС РФ от 21.08.2008 № 10720/08, от 05.05.2008 № 2340/08, а также Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 № 962-р, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанный Минэкономразвития России).

Общий вывод: отнесение ставки к обязательным элементам налого­обложения не препятствует тому, чтобы ее снижение, то есть создание для определенной категории налогоплательщиков возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, признавалось льготой. Причем как по прямым, так и по косвенным налогам, как по налогам с доходов, так и по имущественным налогам (см. например, письмо Минфина России от 11.07.2013 № 03-03-10/26901, доведенное до налоговых органов письмом ФНС России от 24.07.2013 № ЕД-4-3/[email protected], а также постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717, разд. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.12.2013 № 2492-р).

Не меняет этого вывода и то обстоятельство, что в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 применение налоговой льготы и более низкой налоговой ставки названы в качестве двух самостоятельных способов уменьшения размера налоговой обязанности.

  • освобождение от обязанностей налогоплательщика по любому налогу (определение Конституционного суда РФ от 07.02.2002 № 37-О, письмо Минфина РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484);
  • освобождение от обложения НДС отдельных операций и сумм, предоставляемое налогоплательщикам помимо статьи 149 НК РФ, например, авансов, указанных в пункте 1 статьи 154 НК РФ, или ввоза определенных товаров на территорию РФ (см. постановления ФАС Уральского округа от 26.12.2010 № Ф09-872/10-С2, ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2011 № А52-1297/2011).

Не препятствует судам называть льготой некое послабление (например, возможность не учитывать определенные доходы для целей налога на прибыль) то обстоятельство, что оно применяется в равной мере всеми без исключения налогоплательщиками, совершающими соответствующие операции (Определения ВАС РФ от 20.01.2014 № 03-11-11/1484, от 20.01.2014 № 03-11-11/1484). То есть другой категорией налогоплательщиков, по отношению к которым предоставляется данное преимущество, выступают налогоплательщики налога на прибыль, не совершающие указанные операции. То же самое имеет место и в случае с авансами, освобожденными от НДС, ввозом товаров, освобожденных от НДС, операциями, перечисленными в статье 149 НК РФ.

Таким образом, можно сказать, что в рамках операций, образующих объект налогообложения, любые отступления от общего порядка налогообложения в сторону его ослабления могут считаться льготой, независимо от императивного или диспозитивного порядка применения этих «послаблений».

Отдельно следует обратить внимание на позицию высших судебных инстанций по вопросу о возможности выбора налогоплательщиком момента применения льготы. Эта возможность вытекает из его установленного пунктом 2 статьи 56 НК РФ права приостановить использование льготы на один или несколько налоговых периодов, если иное не пре­дусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Если указанное приостановление не запрещено Налоговым кодексом РФ, право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления. Не так давно об этом было сказано в пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а раньше вытекало из пункта 16 Пленума Верховного суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9.

В любой из этих моментов может возникнуть спор о правомерности требования налогового органа представить подтверждающие льготу документы.

Другие публикации:  Зубовский бульвар 16-20 нотариус

Проблемы статьи 149 НК РФ

Казалось бы, с учетом изложенных общих подходов Налогового кодекса РФ и судов к вопросу о том, как отличить льготу от не-льготы споров об отнесении к льготам норм статьи 149 НК РФ не должно возникать.

И действительно, раз в пункте 2 статьи 146 НК РФ содержится закрытый перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, то все не указанные в нем операции являются объектом налогообложения. Следовательно, предоставление статьей 149 НК РФ права не исчислять налог при осуществлении операций, не упомянутых в пункте 2 статьи 146 НК РФ, является льготой, независимо от того, что отказаться от этого права можно только в отношении части операций, а именно приведенных в пункте 3 статьи 149 НК РФ (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Поэтому вполне обоснованным, логично вытекающим из рассмотренных выше общих подходов Конституционного суда РФ представляется его вывод о том, что все указанные в статье 149 НК РФ операции образуют объект налогообложения НДС, а все содержащиеся в ней нормы – это льготы (п. 3 Определения от 07.11.2008 № 1049-О-О, п. 2.1 Определения от 04.06.2013 № 966-О).

Президиум ВАС РФ специально данный вопрос не рассматривал, но во многих постановлениях он или сам именовал нормы статьи 149 НК РФ льготой, или без всяких оговорок воспроизводил такую квалификацию, данную нижестоящими судами или сторонами спора, в том числе когда речь шла о нормах пункта 2 статьи 149 НК РФ, от применения которых нельзя отказаться (постановления от 07.06.2012 № 15474/11, от 14.06.2011 № 16970/10, от 28.10.2010 № 7334/10, от 29.09.2010 № 7090/10, от 14.09.2010 № 1814/10, от 07.09.2010 № 3755/10, от 08.06.2010 № 1650/10 и др.). Это до недавнего времени позволяло считать, что Президиум ВАС РФ придерживается по рассматриваемому вопросу такой же позиции, как и Конституционный суд РФ.

ФНС России также всегда считала, что операции, перечисленные в статье 149 НК РФ, признаются объектом налогообложения НДС. При этом они не подлежат налогообложению (освобож­даются от налогообложения) (письмо от 08.02.2007 № ММ-6-03/[email protected]).

И хотя это письмо фактически утратило силу в связи с применением с отчетности за 4-й квартал 2009 года другой формы декларации, налоговые органы по-прежнему им руководствуются (письмо УФНС по г. Москве от 22.11.2011 № 16-15/113063). А именно на понимании налоговыми органами операций, перечисленных в статье 149 НК РФ, как облагаемых и основывается трактовка их как льготируемых, требующих подтверждения документами в соответствии с пунктом 6 статьи 88 НК РФ.

Показательно, что и в отношении других налогов ФНС России считает освобождение от налогообложения льготой (приложение 6 к приказу ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения», таблица 4.12 приказа ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения»).

В то же время для Верховного суда РФ не является очевидным, что вся статья 149 НК РФ – это перечень льгот по НДС, дающих основание налоговому органу требовать от налогоплательщика предоставления подтверждающих льготу документов. Так, он отменил постановления мировых судей о совершении налогоплательщиком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, поскольку, поддерживая указанное требование налогового органа в части операций по предоставлению процентных займов в денежной форме, по реализации лома и отходов цветных металлов, а также реализации ценных бумаг, суд не исследовал всесторонне и полно вопрос о том, связано ли истребование указанных в требовании документов с предоставлением налоговых льгот, а также являются ли указанные операции налоговыми льготами в смысле, придаваемом им частью 1 статьи 56 НК РФ (постановления ВС РФ от 18.07.2012 № 16-АД12-4, от 25.07.2012 № 16-АД12-5).

В практике федеральных арбитражных судов также встречается позиция, подвергающая сомнению всеохватывающе льготный характер норм статьи 149 НК РФ. В последние годы наиболее полно она изложена в постановлениях ФАС Поволжского округа, принятых после приведенного выше постановления Президиума ВАС РФ по поводу земельного участка.

Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 № А12-5212/2012, воспроизводя формулировки Президиума ВАС РФ, относящиеся к статье 146 НК РФ, суд отметил: отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций, не подлежащих налогообложению, прямо предусмотрена положениями подпункта 12 пункта 2, подпункта 15 пункта 3, подпункта 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Следовательно, в данной статье закона закреплены операции, не подлежащие налогообложению, но не все операции, не подлежащие налогооб­ложению, подпадают под признаки налоговой льготы, установленные пунктом 1 статьи 56 НК РФ.

Признание для целей налогообложения операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), означает, что такие операции не учитываются при формировании налоговой базы по этому налогу. Налоговые же льготы применяются, согласно статье 56 НК РФ, только в отношении объектов налогообложения.

Поэтому необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения. Соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

Основываясь на таких доводах, ФАС Поволжского округа не принял ссылку на позицию Конституционного суда РФ, выраженную в его постановлениях от 19.06.2002 № 11-П, от 27.05.2003 № 9-П, от 21.03.1997 № 5-П и определениях от 20.11.2003 № 396-О, от 20.11.2003 № 392-О.

В постановлении от 25.07.2013 № А55-26714/2012 ФАС Поволжского округа дополнительно отметил, что поскольку установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения относится ко всем операциям займа в денежной форме и операциям с ценными бумагами, включая проценты по ним, независимо от того, какими бы налогоплательщиками они не совершались, постольку лица, осуществляющие такие операции, не пользуются какими-либо преимуществами перед другими налогоплательщиками.

Суд прямо указал, что его выводы согласуются с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12. Следовательно, направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не подлежащих налогообложению, противоречит нормам статьи 88 НК РФ.

Отметим, что в обоих постановлениях речь шла в том числе об освобождении, от которого можно отказаться. Это еще раз подтверждает второстепенность данного признака для признания или непризнания установленного Налоговым кодексом РФ налогового преимущества льготой.

Сходным образом в постановлении ФАС Московского округа от 04.02.2013 № А40-57548/12-20-320 требование налогового органа о предоставлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения операций по выдаче займа в денежной форме, было признано противоречащим пункту 1 статьи 56 НК РФ. Необходимо отграничивать льготы от случаев, когда не возникает объект налогообложения, соответственно, налогоплательщик не обязан представлять в рамках проводимой камеральной налоговой проверки документы, подтверждающие правомерность отражения в разделе 7 указанных операций, не подлежащих налогообложению.

В то же время ФАС Западно-Сибирского округа совершенно справедливо, как представляется, отверг аналогичную попытку нижестоящего суда утверждать, что толкование статьи 56 НК РФ, данное Президиумом ВАС РФ в постановлении от 18.09.2012 № 4517/12, распространяется не только на статью 146 НК РФ, но в равной мере на статью 149 НК РФ и что Определение КС РФ от 04.06.2013 № 966-0 неприменимо к рассматриваемой ситуации. В этом Определении, указал ФАС, вывод о наличии в операциях, перечисленных в статье 149 НК РФ, признаков налоговых льгот сделан в отношении всех указанных в ней случаев (операций) без каких-либо изъятий.

Определение федеральным законодателем круга операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), добавил суд, не означает отсутствия при осуществлении таких операций объекта налогообложения. В итоге суд кассационной инстанции пришел к выводу о правомерном истребовании у заявителя в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой льготы.

Соглашаясь с этим мнением, отметим все же, что и противоположная точка зрения, отраженная в постановлениях ФАС Поволжского и Московского округов, тоже возникла не на пустом месте и имеет определенные формальные основания. Коренятся они в самом названии статьи 149 НК РФ, объединяющем формально два разных вида операций: не подлежащие налогообложению и освобожденные от налогообложения. Причем первые даже, можно сказать, являются основными, поскольку вторые даны в скобках.

По стилистике и по аналогии операции, не подлежащие налогообложению, могут толковаться (и, как видим, толкуются) как не подлежащие налогообложению не по причине освобождения их от налогообложения законодателем, а сами по себе, в силу какой-то своей внутренней природы, подобно операциям, не признаваемыми объектом налогообложения или осуществляемым не на территории РФ.

Однако в самой статье 149 НК РФ нет никаких критериев разграничения этих двух типов операций. Таким критерием могла быть возможность и невозможность отказаться от освобождения от налогообложения. Тогда операции, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 149 НК РФ, могли бы считаться не подлежащими налогообложению, то есть не льготируемыми, а приведенные в пункте 3 – освобожденными от налогообложения, то есть льготируемыми.

Но этому порядку не соответствует последовательность наименования операций в названии статьи 149 НК РФ. Да и сама возможность отказа от льготы не является, как видели выше, ее безусловным признаком ни в Налоговом кодексе РФ, ни в судебной практике.

Это позволяет предположить, что наличие двух видов операций в названии статьи 149 НК РФ с самого начала имело чисто синонимический смысл. А если это было не так, то последующая практика Конституционного суда РФ свела на нет возможное, но явно не сформулированное различие между операциями, не подлежащими налогообложению, и операциями, освобожденными от налогообложения. Сегодня Конституционный суд РФ считает их все освобожденными законодателем от налогообложения, то есть имеющими характер льготы.

Однако предполагается, что ВАС РФ не согласится с этой позицией и отступит от своих прежних, хотя и неявных формулировок. Согласно пункту 8 размещенного на его сайте проекта постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», из перечисленных в статье 149 НК РФ операций понятию льготы, определенному в статье 56 НК РФ, соответствуют только те освобождения, которые предоставляют преимущества лишь определенным группам налогоплательщиков, совершающим данные операции, а не всем, кто их осуществляет. Например, столовым образовательных и медицинских организаций, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, коллегиям адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подп. 5 п. 2, подпункты 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Все остальные освобождения от налогообложения, распространяющиеся согласно статье 149 НК РФ на всех совершающих данные операции, – это не льгота, а специальные правила налогообложения соответствующих операций.

Соответственно, в первом случае налоговые органы при проведении камеральной проверки имеют право требовать от налогоплательщика предоставления документов, подтверждающих право на льготы, а во второй ситуации пункт 6 статьи 88 НК РФ не применим.

Если такая позиция сохранится и в самом постановлении Пленума ВАС РФ, многолетний спор будет разрешен в пользу налогоплательщиков. А исходя из приведенных выше документов Верховного суда РФ, можно надеяться на ее поддержку и новым единым Верховным судом России.

Еще статьи:

  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Льготы по жилищному кодексу Льготы по оплате коммунальных услуг Подборка наиболее важных документов по запросу Льготы по оплате коммунальных услуг (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные […]
  • Налог на усн платежка образец Платежка УСН 6% - 2018 (образец) Похожие публикации Форма платежного поручения приведена в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Для удобства заполнения каждому его полю присвоен номер (форма с […]
  • Договор купли продажи доли жилого помещения Образец договора купли-продажи доли жилого дома с земельным участком Главная » Документы » договоры » Договора купли-продажи » Образец договора купли-продажи доли жилого дома с земельным участком Если вы решили купить […]
  • Требования к званию профессора Соискателям ученых званий профессора и доцента Порядок представления научно-педагогических работников ГУАП к присвоению ученых званий доцента и профессора Принят решением ученого совета ГУАП от 22 декабря 2016 года, […]
  • Госпошлина в арбитражный суд города москвы калькулятор Калькулятор госпошлины в арбитражный суд Калькулятор госпошлины в арбитражный суд — надежный помощник в ваших расчетах. Госпошлина за подачу искового заявления в арбитражный суд уплачивается в размерах, установленных […]
Налоговые льготы статья 149