О несостоятельности федеральный закон комментарий

Постатейный комментарий Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Под общей редакцией

В.В.Витрянского — заместителя Председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, доктора юридических наук

Информация об участниках авторского коллектива

Витрянский Василий Владимирович — заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, руководитель авторского коллектива;

Васильева Наталья Александровна — руководитель программ правового обеспечения некоммерческого партнерства «Российское сообщество независимых экспертов и антикризисных управляющих»;

Голубев Виктор Васильевич — председатель Совета некоммерческого партнерства «Российское сообщество независимых экспертов и антикризисных управляющих», член-корреспондент Академии менеджмента и рынка;

Горцунян Сурен Эдгарович — эксперт по правовым вопросам Фонда «Международный институт развития правовой экономики»;

Лившиц Наталья Григорьевна — главный консультант Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации;

Номофилова Ярослава Викторовна — эксперт по правовым вопросам Фонда «Международный институт развития правовой экономики»;

Никитина Ольга Александровна — главный консультант Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Прудникова Татьяна Павловна — кандидат экономических наук, ученый секретарь некоммерческого партнерства «Российское сообщество независимых экспертов и антикризисных управляющих»;

Таль Георгий Константинович — руководитель Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;

Федотова Галина Александровна — главный специалист Комитета по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук;

Шилохвост Олег Юрьевич — ведущий специалист Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации.

Шуваев Александр Робертович — эксперт по правовым вопросам Фонда «Международный институт развития правовой экономики»;

Юхнин Алексей Владимирович — эксперт по правовым вопросам Фонда «Международный институт развития правовой экономики»;

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

Закон о банкротстве — Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Закон о банкротстве 1992 г. — Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г. (Ведомости РФ. 1993. N 1. Ст.6)

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 19. Ст.1709)

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст.2954)

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

СА РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

СП РФ — Собрание постановлений Правительства Российской Федерации

Комментарий к статье 1 закона о банкротстве. Судебная практика: Отношения, регулируемые Федеральным законом о банкротстве

Статья определяет общественные отношения, регулируемые комментируемым Законом, т.е. определяет предмет регулирования данного Закона.

В качестве основы определения предмета регулирования комментируемого Закона назван ГК РФ. Речь идет о следующих положениях части первой данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ ): требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в порядке и в очередности, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 25); основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 5 ст. 25); основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65).

СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 171.

Изложенная норма п. 3 ст. 65 ГК РФ предопределяет также существование Закона о банкротстве кредитных организаций, в рамках обозначения предмета регулирования которого в п. 1 ст. 1 указано, что названный Закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства. Кстати говоря, в п. 3 ст. 1 Закона 1998 г. о банкротстве прямо указывалось, что к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, названный Закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Наряду с этим действовал Закон о банкротстве субъектов ТЭК, который устанавливал особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий ТЭК и проведения процедур их банкротства (утратил силу с 1 июля 2009 г., см. ст. 232 Закона).

В соответствии с п. 2 статьи в сфере действия комментируемого Закона находятся только те юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ (до внесения Законом 2007 г. N 318-ФЗ изменения, как и в п. 2 ст. 1 Закона 1998 г. о банкротстве непосредственно перечислялись виды юридических лиц, исключаемых из сферы действия соответствующего Закона). Соответствующее регулирование содержится в следующих положениях п. 1 ст. 65 части первой данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ ): юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом); государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание; фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

В качестве особенностей регулирования, допускаемых изложенной нормой ГК РФ, необходимо отметить следующее. Правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве), не применяются к процедуре ликвидации Внешэкономбанка (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ ), Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ ), Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ч. 11 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ ). Положения комментируемого Закона не распространяются на Российскую корпорацию нанотехнологий (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ ), Госкорпорацию «Ростехнологии» (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ ), Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом» (ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ ), Государственную компанию «Автодор» (ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ).

СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3617.

СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3753.

СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 5814.

СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

Как видно, в круг лиц, на которых должно распространяться действие комментируемого Закона, не входят публично-правовые образования — Россия, субъекты РФ и муниципальные образования. Вместе с тем в Определении КС России от 24 февраля 2005 г. N 60-О отмечалось, что специальный характер правоспособности публично-правовых образований не освобождает их от имущественной ответственности и обязывает федерального законодателя избирать способы и механизмы, направленные на надлежащее исполнение обязательств и осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; в настоящее время меры борьбы с неплатежеспособностью субъектов РФ и муниципальных образований предусмотрены главой 19.1 «Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации» БК РФ, положения которой направлены в том числе на осуществление мер по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования).

В пункте 3 статьи воспроизведены положения п. 4 ст. 1 Закона 1998 г. о банкротстве о регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. В части, касающейся индивидуальных предпринимателей, эти положения основаны на приведенных выше нормах п. п. 3 и 5 ст. 25 части первой ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 231 комментируемого Закона предусмотренные данным Законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы. Однако, такой федеральный закон до настоящего времени не принят. Соответственно, положения комментируемого Закона о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в настоящее время не подлежат применению, на что указано в Постановлении Президиума ВАС России от 12 апреля 2011 г. N 17053/10 .

ВВАС РФ. 2011. N 7.

Пункт 4 статьи содержит традиционное для федерального законодателя положение (такое же положение содержалось в п. 5 ст. 1 Закона 1998 г. о банкротстве), применительно к действию комментируемого Закона с точностью воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом (имеются в виду любые законодательные акты), то применяются правила международного договора. Следует отметить, что указанная конституционная норма не ограничивается приведенным положением. Там же установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Разъяснения о понятиях таких принципов и норм даны в п. 1 Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» .

РГ. 2003. 2 декабря. N 244.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» . Согласно положениям названного Закона (в ред. Закона 2007 г. N 318-ФЗ) понятием «международный договор РФ» охватываются: международные договоры РФ, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями, иными обладающими правом заключать международные договоры образованиями от имени России (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера) (п. 2 ст. 1 и п. 2 ст. 3); международные договоры, в которых Россия является стороной в качестве государства — продолжателя СССР (п. 3 ст. 1), независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ст. 2).

Другие публикации:  Льготы для удочеренных детей

СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. Разъяснения этих положений даны в п. 5 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» , а также в п. 3 названного выше Постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 г. N 5.

РГ. 1995. 28 декабря. N 247.

В пункте 5 статьи закреплено правило, которое непосредственно вытекает из правила п. 4 статьи и согласно которому к регулируемым комментируемым Законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения комментируемого Закона, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Это правило согласуется с нормой ч. 1 ст. 253 гл. 33 «Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц» АПК РФ, устанавливающей, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам данного Кодекса с особенностями, предусмотренными названной главой, если международным договором РФ не предусмотрено иное.

Положения п. 6 статьи определяют порядок признания решений судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) на территории РФ: такие решения признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; при отсутствии международных договоров РФ такие решения признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Среди международных актов, о которых идет речь, центральное место занимает Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений , заключенная в г. Нью-Йорке 10 июня 1958 г. и ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1960 г. (при ратификации сделано заявление о том, что СССР будет применять положения названной Конвенции в отношении арбитражных решений, вынесенных на территории государств, не являющихся участниками Конвенции, лишь на условиях взаимности).

ВВАС РФ. 1993. N 8.

Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. N 32. Ст. 304.

В рамках сотрудничества внутри Содружества Независимых Государств действуют такие многосторонние международные договоры РФ, как Соглашение правительств государств — участников СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности , заключенное в г. Киеве 20 марта 1992 г. (ратифицировано Постановлением Верховного Совета РФ от 9 октября 1992 г. N 3620-1 ), Конвенция государств — участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в г. Минске 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. N 16-ФЗ ) и Конвенция государств — участников СНГ о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения , заключенная в г. Москве 28 марта 1997 г. (ратифицирована Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 134-ФЗ ).

Содружество. 1992. N 4.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 44. Ст. 2472.

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

СЗ РФ. 1994. N 15. Ст. 1684.

Содружество. 1997. N 2.

СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3590.

Соответствующие вопросы регулируются также двусторонними международными договорами РФ, особое место среди которых занимает Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь , заключенное в г. Москве 17 января 2001 г. и ратифицированное Федеральным законом от 11 июля 2002 г. N 90-ФЗ .

Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный)

Абрамова Елена Николаевна – доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), кандидат юридических наук (гл. V, VIII)

Жукова Татьяна Михайловна – доцент кафедры гражданского права и процесса ПермГУ, судья Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, кандидат юридических наук (гл. X, XI)

Кирилловых Андрей Александрович – практикующий юрист в сфере образования, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (СПбИВЭСЭП) (§ 4 гл. IX)

Константинов Дмитрий Александрович – главный юрисконсульт государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (гл. III)

Круглова Оксана Геннадьевна – арбитражный управляющий НП МСРО «Содействие» (гл. VII, § 3 гл. IX)

Марков Павел Алевтинович – судья, председатель судебного состава Арбитражного суда города Москвы, доцент кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук (гл. IV, § 5 гл. IX)

Рыбасова Елена Александровна – ст. преподаватель кафедры финансового и административного права ГОУВПО «РГЭУ «РИНХ» (предисловие, гл. I, II, III.1, VI, § 1, 2, 6 гл. IX, гл. XII, ответственный редактор)

Крупномасштабные процессы разгосударствления и приватизации, переход к рыночным условиям хозяйствования и развитие права частной собственности в России повлекли появление большого количества предприятий, неспособных адаптироваться к новым условиям осуществления предпринимательской деятельности и тем самым не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих принятые на себя гражданско-правовые договорные обязательства. В целях защиты нарушенных имущественных прав кредиторов стала совершенно очевидной необходимость восстановления широко известного в дореволюционной России и зарубежных странах правового института несостоятельности (банкротства), являющегося наиболее эффективным средством, обеспечивающим экономическую безопасность хозяйствующих субъектов.

Первый этап регулирования конкурсных отношений в современной России начался с принятием Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [1] . Заслуга этого, как показала практика его применения, несовершенного по своей природе нормативного акта состояла в том, что с его принятием был возрожден институт банкротства, существовавший до 1917 г. и задан импульс для последующего совершенствования правового регулирования конкурсных отношений. С 1 марта 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)» [2] , который кардинально изменил все основные институты банкротства, наполнив их новым содержанием. Ожидалось, что применение нового Закона будет способствовать достижению целей конкурсного права и процесса на более высоком качественном уровне. Однако опыт применения Закона о банкротстве 1998 г. показал, что задача возрождения института несостоятельности на качественно новом уровне не была решена полностью. Для более эффективного решения задач конкурсного процесса нужен был новый законодательный акт.

Следующий этап развития правового регулирования конкурсных отношений ознаменовался ныне действующим Федеральным законом от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», однако практика его реализации свидетельствовала о наличии значительного числа не решенных на законодательном уровне вопросов. Обострение проблемы дальнейшего развития конкурсного законодательства во многом было обусловлено увеличением в условиях финансового кризиса числа несостоятельных должников, а также низкой эффективностью реализации в их отношении процедур несостоятельности. Внесение за последние два года в действующее законодательство существенных поправок фактически позволяет говорить о новой редакции данного Закона, направленной на воспрепятствование выводу активов должника, защиту прав кредиторов и их равноправие.

Представленный комментарий Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» является результатом систематизации и анализа действующего законодательства с учетом его последних изменений, научных исследований, а также судебной практики федеральных арбитражных судов и ВАС РФ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Вред, причиненный имущественным правам кредиторов, – уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества.

Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Градообразующие организации – юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию.

Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий.

Контролирующее должника лицо – лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью).

Другие публикации:  В каких случаях апелляционная жалоба возвращается лицу подавшему жалобу

Кредиторы – лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Мировое соглашение – процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Наблюдение – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (национальное объединение саморегулируемых организаций) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности.

Недостаточность имущества – превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника.

Неплатежеспособность – прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Орган по контролю (надзору) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Представитель комитета кредиторов – лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов.

Представитель работников должника – лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Представитель собрания кредиторов – лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов.

Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия – лицо, уполномоченное собственником имущества должника – унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Представитель учредителей (участников) должника – председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Руководитель должника – единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (саморегулируемая организация) – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Санация – меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Сельскохозяйственные организации – юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.

Стратегические предприятия и организации – федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом. организации оборонно-промышленного комплекса – производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Субъекты естественной монополии – организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Текущие платежи – денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеральные стандарты – федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и утвержденные регулирующим органом в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовые организации – кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Закон о несостоятельности (банкротстве); Закон– Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 27 июля 2010 г. № 219-ФЗ)

Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г.; Закон 1998 г. – Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в последней ред. от 21 марта 2002 г., с изм. от 1 октября 2002 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 222; 2002. – №41. – Ст. 3456 (утратил силу)

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья

УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации

БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации

ФСТ России – Федеральная служба по тарифам

ФНС России – Федеральная налоговая служба

ЦБ РФ – Центральный банк (Банк России) Российской Федерации

ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ФАС – Федеральный арбитражный суд

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

п. – пункт, пункты

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется круг отношений, регулируемых Законом.

В частности, определяется, что предметом правового регулирования комментируемого Закона являются отношения, возникающие в связи с неплатежеспособностью граждан и юридических лиц как участников имущественного оборота, определяются критерии и внешние признаки несостоятельности (банкротства), которые для арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника, являются основанием для применения к должнику соответствующих процедур, предусмотренных комментируемым Законом: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство.

Другие публикации:  Ответное слово при увольнение с работы

Обращает на себя внимание ссылка законодателя на то, что правовое регулирование осуществляется в соответствии с ГК РФ. В связи с этим необходимо отметить, законодательство в сфере несостоятельности представляет собой сложную систему правовых норм, в основе которой лежат нормы ГК РФ. Вместе с тем согласно изменениям, внесенным в ГК РФ федеральными законами от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ [3] , от 13 мая 2008 г. № 68-ФЗ [4] , от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ [5] , установлен приоритет правового регулирования отношений несостоятельности в соответствии с Законом о несостоятельности.

В целом нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в связи с несостоятельностью участников имущественного оборота, можно разделить на три группы:

Прежде всего это нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65). Однако в указанных статьях только определяется возможность признания юридического лица или индивидуального предпринимателя банкротом, а основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, данные нормы имеют отсылочный характер и свидетельствуют о приоритете правого регулирования отношений несостоятельности (банкротства) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с комментируемым Законом.

Вторая группа норм, содержащихся в ГК РФ и непосредственно регулирующих отношения, возникающие в процессе несостоятельности (банкротства), – нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве), например ст. 56 и 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.

Третья группа норм – это нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, например положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при несостоятельности участников имущественного оборота, является комментируемый Закон. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входит Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», необходимость принятия которого обусловлена спецификой правового положения и роли кредитных организаций в экономической системе общества. Также в целях регламентации технических аспектов реализации норм комментируемого Закона за период с 2003 г. было принято значительное количество постановлений РФ.

Таким образом, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота центральным нормативным правовым актом является комментируемый Закон, при подготовке и принятии которого обнаружилось в целом стремление обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу специфики некоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки предмета регулирования данного Закона. В связи с этим в подобных ситуациях допускается принятие иных федеральных законов и нормативных правовых актов. Однако следует обратить внимание на то, что все указанные случаи, а также уровень соответствующего нормативного акта прямо обозначены в тексте Закона о банкротстве [6] .

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают круг субъектов-должников, попадающих под действие комментируемого Закона. Прежде всего к субъектам, которые могут быть признаны несостоятельными – банкротами, относятся юридические лица. Однако имеющаяся в комментируемой норме ссылка устанавливает, что несостоятельными (банкротами) могут быть признаны только такие юридические лица, банкротство которых предусмотрено ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ устанавливается, что несостоятельным (банкротом) может быть признано судом любое юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Данные исключения связаны в первую очередь с особенностями правового статуса указанных участников хозяйственного оборота. Казенные предприятия согласно п. 5 ст. 115 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и унитарных предприятиях» [7] и собственник имущества казенного предприятия несут субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Следовательно, при недостаточности имущества казенных предприятий кредиторы имеют право обратиться к собственнику их имущества, что исключает потребность в применении процедур несостоятельности в отношении таких категорий должников.

Что касается учреждений, то в соответствии с ч. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Вместе с тем можно согласиться с мнением о том, что не вполне целесообразно исключение из числа потенциальных банкротов учреждений. Это касается в большей степени учреждений частных, когда реализация субсидиарной ответственности может быть затруднительна, особенно при наличии у учредителя учреждения собственных кредиторов; применение субсидиарной ответственности к учреждениям публичным может быть затруднено вследствие препятствий, имеющихся в бюджетном законодательстве [8] . Значительные вопросы возникают также в возможности применения процедур банкротства в отношении автономных учреждений, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 120 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

В отношении таких участников имущественного оборота, как политические партии и религиозные организации невозможность признания их несостоятельными (банкротами) связана с тем, что их деятельность направлена на реализацию конституционных прав граждан (ст. 13 и 28 Конституции РФ). В данном случае исключение данных субъектов имущественного оборота из числа возможных должников обусловлено тем, что их банкротство может привести к нарушению указанных конституционных прав.

Помимо предусмотренных непосредственно в ГК РФ исключений по субъектному составу должников – юридических лиц определенные исключения предусмотрены еще рядом законодательных актов. Например, в соответствии с федеральными законами от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ [9] и от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ [10] устанавливается, что к процедуре ликвидации Внешэкономбанка, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Федеральными законами от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ [11] , от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ [12] , от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ [13] устанавливается, что положения комментируемого Закона не распространяется и на Российскую корпорацию нанотехнологий, госкорпорацию «Ростехнологии», госкорпорацию по атомной энергии «Росатом». В данном случае исключения обусловлены особым правовым статусом государственных корпораций, связанных с наделением их специальными публичными функциями. Создаваемые государством (единственными учредителем является Российская Федерация) на основании закона государственные корпорации называются еще «юридическими лицами публичного права», целью создания которых является реализация государственной политики в определенной сфере. Например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создана в целях проведения государственной политики, осуществления нормативно-правового регулирования, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядерных материалов и технологий, развития атомной науки, техники и профессионального образования, осуществления международного сотрудничества в этой области. Деятельность указанной корпорации направлена также на создание условий и механизмов обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, единства управления организациями атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, атомной науки и техники, подготовки кадров. Корпорация обеспечивает проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа. Отмеченное свидетельствует, что правовой статус и цели создания государственных корпораций определят целесообразность их исключения из общего перечня должников в соответствии с конкурсным правом. Однако учитывая, что в перечисленных федеральных законах, в соответствии с которыми созданы государственные корпорации, установлено общее правило, что Российская Федерация не несет ответственности по их обязательствам, вопрос о несостоятельности данной категории хозяйствующих субъектов должен решаться в индивидуальном порядке.

Еще статьи:

  • Заместитель прокурора орловской области Прокурор области Полуэктов Иван Васильевич Прокурор области Родился в 1959 г. в Пичаевском районе Тамбовской области. В 1983 г. окончил Саратовский юридический институт им. Д.И. Курского. В том же году начал службу в […]
  • Брагинский договор подряда и подобные ему договоры ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/Под ред. О.Н. Садикова, Изд. 3-е. М., 1998. С. […]
  • Приказ росхлебинспекции 29 от 08042002 ПРИКАЗ Росгосхлебинспекции от 08.04.2002 N 29 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УЧЕТА ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2002 г. N 3490 Во исполнение ст. 8 Федерального закона от 5 декабря […]
  • Приказ 32н от 06051999 Приказ 32н от 06051999 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Кондраков нп бухгалтерский учет на малых предприятиях учебное пособие Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу Глава 17.УЧЕТ ЦЕННОСТЕЙ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ 17.1. […]
  • Договор на оказание услуг по оценке пример Типовой договор на оценку недвижимости Общество с ограниченной ответственностью "АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице Генерального […]
О несостоятельности федеральный закон комментарий