ПРИКАЗ «Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «Цивильская ЦРБ»

Бюджетное учреждение Чувашской Республики

«Цивильская центральная районная больница»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики

Об организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «Цивильская ЦРБ»

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики № 1770 от 14.10.2013 « Об организации внутреннего контроля качества медицинской помощи в Чувашской Республике

1. В связи с кадровыми перестановками приказ от 12.01.2016г. № 13 «Об организации и проведении внутреннем контроле качества и безопасности медицинской помощи в БУ «Цивильская ЦРБ» отменить.

2.1. Порядок организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «Цивильская ЦРБ» (приложение 1);

2.2. Положение о проведении социологических опросов удовлетворенности пациентов медицинской помощью в БУ «Цивильская ЦРБ» (приложение 2);

3. Назначить ответственным за организацию проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, оказываемой в БУ «Цивильская ЦРБ» в целом по учреждению заместителя главного врача по медицинской части Леонтьеву Р.В.

4. Назначить ответственным за обеспечение внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи средним медицинским персоналом подразделений лечебно-профилактических учреждений района главную медсестру Федорову Н.Н.

5. Назначить ответственным за проведение внутреннего контроля качества оказания медицинской помощи работниками ФАП старшего фельдшера Федорову Т.В.

6. Назначить ответственными за проведение контроля качества I уровня:

— по терапевтическому отделению – Иванову Е.И. – зав. отделением

— по хирургическому отделению – Гурьева В.В. – зав. отделением

— по педиатрическому отделению – Николаеву Л.А. – зав. детским отделением поликлиники

— по отделению анестезиологии-реанимации – Данилова А.Е. – зав.отделением

— по отделению лучевой диагностики – Смирнову Т.В. – зав. отделением.

— по стоматологическому отделению поликлиники – Никифорову Т.А. –зав.отделением – врача-стоматолога детского

6.1. Проведение контроля качества I уровня врачей узких специальностей (эндокринолог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, дерматовенеролог) возложить на заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы Николаеву А.И.

7. Проведение внутреннего контроля качества медицинской помощи II уровня:

7.1. по оказанию специализированной (стационарной) медицинской помощи возложить на зам.главного врача по медицинской части Леонтьеву Р.В.

7.2. по оказанию амбулаторно-поликлинической помощи возложить на заместителя главного врача по поликлиническому разделу работы Николаеву А.И.

7.3. по оказанию педиатрической помощи на Николаеву Л.А. – зав.детским отделением поликлиника — врача-педиатра.

8. Ответственным лицам:

8.1. Проводить внутренний контроль качества медицинской помощи в соответствии с приложениями к настоящему приказу.

8.2. На каждый случай контроля качества заполнять «Карту внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Результаты проведенного внутреннего контроля в форме отчетов ежемесячно предоставлять заместителю главного врача по медицинской части Леонтьевой Р.В. (по стационарным отделениям), заместителю главного врача по поликлиническому разделу работы Николаевой А.И. ( по поликлиническим отделениям).

8.3. Показатели внутреннего контроля и качества безопасности медицинской деятельности II уровня предоставлять заместителю главного врача по медицинской части Леонтьевой Р.В. ежеквартально к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.

8.4. Карты контроля соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий заполнять ежеквартально и предоставлять заместителю главного врача по медицинской части Леонтьевой Р.В.

9. Врачу-методисту Никитиной Д.И.:

9.1. Осуществлять ежеквартальные социологические исследования удовлетворенности пациентов медицинской помощью в отделениях, структурных подразделениях согласно утвержденному Положению о проведении социологических опросов, с использованием анкеты, образец которой приведен в Приложении к Положению.

9.2.Данные анкет в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, вносить с использованием «Информационной системы статистических отчетных данных» («ИССОД») ( www.report.medinform.su).

9.3. Осуществлять анализ и мониторинг удовлетворенности пациентов медицинской помощью, оказанной в БУ «Цивильская ЦРБ»

10. Заместителю главного врача по медицинской части Леонтьевой Р.В.:

10.1. Организовать проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с утвержденным Порядком (Приложение №1)

10.2. Проводить комплексный анализ результатов внутреннего контроля по учреждению в целом ежеквартально и по итогам прошедшего года с разработкой и реализацией корригирующих мероприятий по устранению условий и причин снижения качества медицинской помощи.

10.3. Осуществлять плановый и оперативный анализ результатов внутреннего и вневедомственного контроля качества и безопасности медицинской помощи, проводимой страховыми медицинскими организациями и другими заинтересованными ведомствами

11. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой

ПРИКАЗ от 27 января 2014 г. № 55

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Арамильская городская больница»

от 27 января 2014 г. № 55

«По организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ГБУЗ СО «Арамильская городская больница»

Во исполнение Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказов Министерства здравоохранения Свердловской области от 01.02.2010г. № 51а-п « Об утверждении типовых форм документов по управлению качеством медицинской помощи в медицинских организациях Свердловской области», от 22.05.2012г. 3 560-п « Об организации контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Свердловской области», в целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности

1. Утвердить состав комиссии по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности, положение и регламент работы комиссии ( приложение к приказу).

2. Назначить ответственным лицом за организацию внутреннего контроля качества оказания и безопасности медицинской помощи в ГБУЗ СО « Арамильская ГБ» заместителя главного врача по лечебной работе Тимофееву Т.А.

— организовать работу по внутреннему контроля качества оказания и безопасности медицинской помощи в соответствии с положением и регламентом работы комиссии ( приложение);

— ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обеспечить заполнение формы « Результаты внутреннего контроля качества медицинской помощи» на портале « МедВедь» ( приложение № 5 к приказу МЗ СО от 22.05.2012г. № 560-п).

3. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

Главный врач ГБУЗ СО

«Арамильская ГБ» Т.А. Гарифуллина

Приложение к приказу

ГБУЗ СО «Арамильская ГБ»

от 27.01.2014г. № 55

Состав врачебной комиссии по внутреннему контролю качества оказания и безопасности медицинской помощи в ГБУЗ СО «Арамильская ГБ»:

Тимофеева Т.А. – заместитель главного врача по лечебной работе

Левина Н.В. – заместитель главного врача по клинико-экспертной работе

Шабунина Е.В., зам. главного врача по мед. обслуживанию – секретарь комиссии

Копылов А.П., зав. хирургическим отделением

Бурочкина М.С., зав терапевтическим отделением

Лебедева Т.В., зав. педиатрическим отделением

Дедова Н.В., и. о. заведующая поликлиникой.

Проскурня И.Н. – заведующая детской поликлиникой

О ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА

ОКАЗАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

1. Врачебная комиссия по контролю качества оказания медицинской помощи является подкомиссией центральной врачебной комиссии и осуществляет работу по организации лечебно-диагностического процесса медицинской организации, организации контроля качества и эффективности профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий и оценки обоснованности назначения лекарственных средств.

2. Состав врачебной комиссии по контролю качества оказания медицинской помощи утверждается руководителем медицинской организации ежегодно. Заседания комиссии, состав участников, повестка заседания и состав участников устанавливается председателем врачебной комиссии.

3. Председателем врачебной комиссии по контролю качества оказания медицинской помощи назначается заместитель главного врача по лечебной работе, имеющий высшее медицинское образование, постдипломную подготовку по основной специальности, соответствующий сертификат и тематическое усовершенствование по циклу «Экспертиза (контроль) качества медицинской помощи», сопредседателями — заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической службе, по детству, по родовспоможению, по хирургии и т.д., членами — заведующие структурными подразделениями и врачи, осуществляющие лечение. Секретарь врачебной комиссии заблаговременно оповещает членов комиссии и приглашенных участников разбора о времени проведения и повестке заседания, предоставляет всю необходимую документацию и информацию для проведения разбора.

4. В своей деятельности врачебная комиссия по контролю качества оказания медицинской помощи руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, областными законами, нормативными актами Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, правовыми актами Министерства здравоохранения Свердловской области и органов управления здравоохранения муниципальных образований Свердловской области.

5. Основными задачами врачебной комиссии по контролю качества оказания медицинской помощи являются:

контроль организации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий;

контроль внедрения и применения в практике работы отделений и кабинетов современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

контроль внедрения в деятельность медицинских организаций стандартов медицинской помощи;

оценка качества и эффективности профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий на разных сроках лечения, проводимых лечащим врачом в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи:

1) при анализе сложных случаев лечения больных врачебная комиссия дает заключение об анализируемом случае по следующим вопросам:

наличие показаний к оперативному вмешательству (относительные, абсолютные);

правильность выбора тактики оперативного вмешательства;

удовлетворительность техники оперативного вмешательства;

адекватность обследования и терапии в до- и после-операционном периодах;

своевременность выявления послеоперационных осложнений;

значение выявленных недостатков для исхода заболевания.

2) при обсуждении случаев лечения больных, поступивших в острых состояниях, дополнительно обсуждаются вопросы:

своевременность оперативного вмешательства;

причина отсутствия оперативного вмешательства при острой хирургической патологии.

3) при анализах случаев ятрогенной патологии врачебная комиссия устанавливает:

вид ятрогении (медикаментозная, инструментальная, диагностическая, хирургическая, наркозно-анестезиологическая, связанная с неисправностью технических средств, трансфузионно-инфузионная, септическая, лучевая, интенсивной терапии и реанимации, профилактических мероприятий, информационная, прочая);

категория ятрогении (I, II, III);

причины и условия возникновения ятрогении.

4) осуществление медицинского отбора больных после острого инфаркта миокарда, операций на сердце и магистральных сосудах, острого нарушения мозгового кровообращения, операций по поводу язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки, панкреатита (панкреонекроза), после удаления желчного пузыря, беременных женщин групп риска, а также больных, пролеченных по поводу нестабильной стенокардии, по поводу сахарного диабета, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в специализированные санатории (отделения) с соответствующей записью в истории болезни и журнале клинико-экспертной работы (ф. 035);

5) выдача заключений при предъявлении претензий страховыми медицинскими организациями (СМО), исполнительными органами Фонда социального страхования (ФСС) по вопросам качества оказания медицинской помощи:

6) проведение анализа заболеваемости, смертности прикрепленного населения, летальности в стационаре, обеспечение разработки и реализации мероприятий по их снижению;

7) проведение анализа первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста среди прикрепленного населения;

8) проведение плановых и внеплановых проверок по ведению медицинской документации (истории болезни, амбулаторной карты, журнала госпитализаций и т.д.);

9) обеспечение контроля медицинской деятельности в подразделениях медицинской организации;

10) по итогам экспертизы качества оказания медицинской помощи оформляется заключение. На основе заключения разрабатываются и организуются мероприятия по улучшению качества и доступности медицинской помощи населению;

11) организация врачебных конференций по вопросам повышения и обеспечения качества профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; участие в совещаниях, научно-практических конференциях по вопросам оказания медицинской помощи населению.

6. Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало большинство членов комиссии. Решение оформляется протоколом комиссии.

7. Итоги работы комиссии за квартал и текущий год председателем комиссии письменно доводятся до главного врача.

Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи

в ГБУЗ СО «Арамильская ГБ»

1. Настоящее положение разработано в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, постановлением Правительства Свердловской области от 30.01.2008 г. № 54-ПП «Об организации осуществления на территории Свердловской области полномочий Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданных в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с пунктом 10 Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.09.2008 г. № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации», приказом министра здравоохранения Свердловской области от 19.10.2007 г. № 963–п «Об организации деятельности врачебных комиссий в медицинских организациях Свердловской области», приказом министра здравоохранения Свердловской области от 12.03.2009 г. № 220-п «Об организации ведомственного контроля качества медицинской помощи в Свердловской области». Положение устанавливает общие организационные и методические принципы внутрибольничного контроля качества медицинской помощи.

Другие публикации:  Что делать если жена изменила и подала на развод

2. Целью внутрибольничного контроля качества и безопасности медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых, материально-технических ресурсов медицинской организации и применения современных медицинских технологий.

3. Объектами контроля качества и безопасности мед. помощи являются:

— качество отдельных медицинских услуг;

— условия труда в медицинской организации, применение медицинских изделий и порядок их утилизации;

— соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинской организации ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

4.Система внутрибольничного контроля качества и безопасности медицинской помощи включает следующие элементы:

1) оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;

2) экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

3) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой предоставления медицинской помощи;

4) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;

5) выявление дефектов в действиях медицинского персонала, управления и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества, эффективности медицинской помощи;

6) контроль организации мероприятий по обеспечению инфекционной безопасности и инфекционному контролю при оказании медицинской помощи;

7) подготовка рекомендаций для руководителей структурных подразделений, направленных на предупреждение дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;

8) разработка рекомендаций по выбору наиболее рациональных управленческих решений и контроль за их реализацией.

5. Внутрибольничный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами медицинской организации.

6. Экспертиза процесса медицинской помощи проводится по законченным случаям. Экспертиза проводится по медицинской документации (медицинская карта стационарного больного, медицинская карта амбулаторного больного, журнала отказов в госпитализации, процедурного журнала, журнала операций и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.

7. Внутренний контроль оказания медицинской помощи может осуществляться в виде: планового контроля ( тематическая экспертиза), целевого контроля ( по отдельным случаям), предупредительного контроля, контроля результата:

1) плановый контроль осуществляется согласно плану-графику, утвержденному приказом руководителем медицинской организации:

— контроль соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

— контроль соблюдения санитарно-эпидемиологического режима;

— контроль назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания;

— контроль исполнения распоряжений администрации;

2) целевой контроль предусматривает реализацию определенной цели, которая выявляет причину отклонения от стандарта качества:

— оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов;

— анализ летальности на дому лиц трудоспособного возраста;

— анализ ятрогенных осложнений;

— анализ жалоб пациентов;

3) предупредительный контроль оценивает уровень безопасности лечебно-диагностического процесса для пациентов, степень удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи:

— контроль проведения профилактики внутрибольничных инфекций;

— контроль за рациональным использованием лекарственных препаратов;

— анализ результатов анкетирования больных по вопросам удовлетворенности качеством оказания медицинской помощи;

4) контроль результата: контроль выполнения принятых управленческих решений, в том числе – заключительная экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

8.Контроль осуществляется обязательный и выборочный.

Экспертному контролю обязательно подлежат следующие случаи:

— в амбулаторно-поликлинических подразделениях:

1) случаи летальных исходов в детском возрасте и лиц трудоспособного возраста;

2) случаи летальных исходов на дому от управляемых причин;

3) случаи, сопровождающиеся ятрогенными осложнениями;

4) случаи нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов 9 с обязательной подачей сведений в « Региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств»);

5) случаи осложнений, возникающих у беременных женщин и родильниц во время беременности и в послеродовом периоде;

6) случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;

7) случаи с длительной или стойкой утратой трудоспособности;

8) случаи заболеваний со значительно ( более 50% от средних) удлиненными сроками лечения;

9) случаи расхождений диагнозов поликлиники и стационара;

10) случаи расхождений диагнозов поликлиники и патологоанатомических

11) случаи повторного обращения по поводу одного и того же заболевания в течение 30 дней;

12) случаи выявления социально-значимых заболеваний в запущенных стадиях ( онкологических заболеваний, туберкулеза и т. д.);

13) случае несвоевременного предоставления больных на ВК и в бюро медико-социальной экспертизы;

14) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи;

— в стационарных подразделениях:

1) случаи летальных исходов;

2) случаи, сопровождающиеся ятрогенными осложнениями;

3) случаи нежелательных реакций на применение лекарственных препаратов ( с обязательной подачей сведений в « Региональный центр мониторинга безопасности лекарственных средств);

4) случаи внутрибольничного инфицирования;

5) случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение 3-х месяцев;

6) случаи послеоперационых осложнений и осложнений, связанных с применением инвазионных методик;

7) случаи проведения внеплановых оперативных вмешательств, выполненных больным, поступившим на плановые операции;

8) случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности и в послеродовом периоде;

9) случаи лечения со значительно удлиненными сроками лечения ( более 505 от длительности по стандарту лечения);

10) случаи расхождений заключительных клинических диагнозов, патологоанатомических диагнозов и судебно-медицинских диагнозов;

11) случаи расхождения дооперационных и послеоперационных диагнозов;

12) случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей на качество оказания медицинской помощи.

Цель проведения выборочного контроля — оценка сбора анамнеза, целесообразности проведенного обследования и лечения, оценка состояния здоровья больного перед выпиской.

Контроль внутри отделения подразделяется на самоконтроль и экспертный контроль. Самоконтроль осуществляется медицинскими работниками (врачом, м/с) самостоятельно и ежедневно.

9. Контроль качества и безопасности медицинской помощи осуществляется по трех уровневой системе:

— заведующих отделениями (подразделениями) – 1 уровень экспертизы;

— заместителей главного врача — 2 уровень экспертизы;

— врачебная комиссия и ее подкомиссии медицинской организации – 3 уровень экспертизы.

В течение месяца заведующий стационарным отделением (подразделением) проводят экспертизу 100% законченных случаев. Объем работы заместителей главного врача и Врачебной комиссии и ее подкомиссий определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как учреждением, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.

Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами оказания медицинской помощи, которые содержат набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также рекомендации по срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах. Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая.

Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в обязательном порядке:

оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение стандарта лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза,

выявляет дефекты и устанавливает их причины,

готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

Старшие медицинские сестры отделений: осуществляют контроль за оказанием мед. помощи медицинскими сестрами отделений стационара и поликлиники, за выполнением функциональных обязанностей младшим медицинским персоналом путем проведения ежедневного выборочного контроля на рабочем месте с ежемесячным заполнением журнала «Учета мероприятий 1 уровня контроля качества».

Главная медицинская сестра анализирует допущенные дефекты в работе среднего и младшего персонала, разрабатывает мероприятия по их устранению

Ведомственный контроль: уровень, ответственные лица,

объем, содержание и периодичность проверок.

Положение о внутреннем контроле

Положение «О внутреннем контроле предприятия»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

2. Система ВК создается в следующих целях:

2.1. Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

2.2. Соблюдение сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных документов и иных локальных актов предприятия, в том числе исключение вовлечения сотрудников предприятия в противоправную деятельность.

2.3. Эффективность деятельности, включая экономичное использование ресурсов и обеспечение сохранности активов.

3. Система ВК предприятия строится на следующих принципах:

3.1. Разделение между сотрудниками обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

3.2. Надлежащее одобрение и утверждение всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий.

3.3. Обеспечение организационной обособленности службы ВК.

3.4. Ответственность всех субъектов ВК за надлежащий уровень контроля.

3.5. Своевременность передачи информации о выявленных нарушениях.

4. Органы управления, ответственные за ВК

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5. Процедуры ВК включают:

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

5.7. Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Источник: «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2012, N 21

О чем эта книга?

Практическое пособие «Внутренний контроль» включает две части: часть первую «Место и роль внутреннего контроля при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса» и вторую часть «Методология процесса внутреннего контроля и методы формирования системы внутреннего контроля».

Часть первая является общей и призвана показать причинно-следственные связи существующих в организациях бизнес-процессов и сути внутреннего контроля. Основная задача первой части практического пособия — дать на основании примеров из практики понятное определение места и роли внутреннего контроля при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, то есть ответить на вопросы, что такое внутренний контроль, в чем отличие внутреннего контроля от внутреннего или внешнего аудита и для чего вообще нужен внутренний контроль.

Между тем, существование энтропии процесса внутреннего контроля была, есть и будет существовать по причине прямой взаимосвязи с субъектами данного процесса — работниками организаций.

Я считаю, что невозможно разработать и применить единый для всех условий идеальный алгоритм исполнения процесса внутреннего контроля. Сколько людей — столько и мнений, но главное — это личное, субъективное восприятие необходимости выполнения составных частей процесса, которое основано на человеческом факторе. Человеческий фактор — явление, которое объективно существует и, несомненно, влияет на любой алгоритм действий в силу наличия возможности принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях. Однако считаю возможным рассматривать методологию процесса внутреннего контроля как способ определения его основных универсальных принципов. Кроме этого, в литературе уже давно и в большом количестве изложены тезисы системы внутреннего контроля, включая разделение сопутствующих функций: внутреннего аудита, внутреннего контроля, риск-менеджмента (управление рисками), странного и чуждого слова «комплаенс» (англ. compliance буквально означает «действие в соответствии с запросом или указанием») и прочих. Повторять их не имеет смысла. Впрочем, по моему мнению, не все существующие определения функций, их задачи и способы реализации применимы к существующей на практике ситуации как в части организации управления, так и в части обеспечения существования системы внутреннего контроля. Я уверен, что ваше личное понимание методологии процесса внутреннего контроля поможет наиболее эффективно определить методы организации системы внутреннего контроля.

Своей задачей во второй части книги я вижу предоставление вам пояснений основанных на практике применения способов решения возникающих сложностей при организации системы внутреннего контроля, а также взаимосвязи отдельных процессов, которые на практике приводят к невозможности обеспечения достоверности данных бухгалтерского (финансового) и управленческого учета и отчетности.

Другие публикации:  Адвокат юридическая фирма

Как уже отмечалось, система внутреннего контроля — это совокупность процессов внутреннего контроля, направленных на достижение целей эффективного и результативного использования ресурсов организации, сохранности активов, соблюдения требований законодательства и представления достоверной отчетности. Следовательно, процесс внутреннего контроля прежде всего ориентирован на обеспечение достоверности данных управленческого и бухгалтерского (финансового) учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений (распределить прибыль, заключить сделку и т. п.). При этом достоверность данных учета и отчетности необходима всем работникам (подробнее рассматривалось в первой части книги). Почему же не происходит самоорганизация процесса внутреннего контроля и требуется не только внедрение системы внутреннего контроля, но и постоянное обеспечение системы внутреннего контроля в рабочем состоянии? Можно предположить, что на это могут влиять два фактора:

1. Наличие конфликта интересов у работников организаций.

2. Отсутствие исчерпывающего распределения обязанностей.

Можно уверенно утверждать, что указанные факторы на практике действительно являются основной причиной отсутствия процесса внутреннего контроля. Однако так же можно рассмотреть гипотезу общей причины: отсутствие негативных последствий в результате неисполнения отдельным работником организации своих должностных обязанностей. Иными словами, безответственность или отсутствие принципа неотвратимости наказания.

Если вы после прочтения словосочетания «отсутствие принципа неотвратимости наказания» пришли к выводу, что процесс внутреннего контроля — это способ привлечения к ответственности работников для достижения достоверности данных о текущих результатах финансово-хозяйственной деятельности и, следовательно, заодно это средство обеспечения самоорганизации процесса внутреннего контроля, то смею вас заверить, что это не так. Сам по себе факт неотвратимости наказания за допущенные нарушения никоим образом не может сформировать систему внутреннего контроля (совокупность процессов внутреннего контроля), а именно она и только она обеспечивает достижение целей эффективного и результативного использования ресурсов организации, сохранности активов, соблюдения требований законодательства и представления достоверной отчетности. Почему так происходит? Предлагаю совместно найти ответ на данный вопрос.

Под термином «самоорганизация» общепринято понимают целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. При этом под термином «динамическая система» подразумевается система, которая под действием внешних и внутренних сил изменяет во времени свое состояние. Другими словами, существует некая совокупность процессов, которая под воздействием внешних и внутренних сил самостоятельно изменяет либо внутреннюю организацию процессов, либо их количество. Важнейшим свойством динамических систем считается их устойчивость, то есть сохранение системой базовой структуры и основных выполняемых функций в течение определенного времени и при относительно небольших и разнообразных внешних воздействиях и внутренних возмущениях. Следовательно, самоорганизация динамической системы стремится к сохранению своих свойств. Таким образом, самоорганизация совокупности процессов внутри организации будет реагировать на внедряемый процесс внутреннего контроля как на внутреннее или внешнее возмущение одним способом — кратковременным изменением организации процессов с последующим их восстановлением. То есть для самоорганизации процесса внутреннего контроля данный процесс изначально должен быть составляющей динамической системы. В ином случае любые попытки внедрения процесса внутреннего контроля будут восприниматься динамической системой как фактор внешнего или внутреннего возмущения и вызывать противодействие.

На практике это выглядит следующим образом: при введении в действие нормативных актов, которые существенно меняют условия бизнес-процессов в организации, осуществление финансово-хозяйственной деятельности продолжается без исполнения упомянутых нормативных актов. При этом в случае внешнего воздействия (проверки исполнения нормативных актов, требования о представлении форм отчетности об исполнении положений нормативных актов и т.

п.) изменение внутренних процессов осуществления финансово-хозяйственной деятельности не происходит. Напротив, в организациях формируются новые процессы и функции для обеспечения устойчивости системы в целом, например создаются необходимые структурные подразделения (функций) для предоставления запрашиваемой информации, но не влияющие на процесс формирования информации и тем более на организацию других внутренних процессов.

Исходя из изложенного, можно сделать два вывода.

1. Отсутствие процесса внутреннего контроля как базисного процесса для остальных функций динамической системы бизнес-процессов будет всегда приводить к антагонизму внедрения системы внутреннего контроля.

2. Любая существующая динамическая система бизнес-процессов без наличия в ней процесса внутреннего контроля не может самостоятельно сформировать систему внутреннего контроля.

Очевидно, что отсутствие в динамической системе бизнес-процессов процесса внутреннего контроля не обеспечивает достижения целей эффективного и результативного использования ресурсов организации, сохранности активов, соблюдения требований законодательства и представления достоверной отчетности. При этом, как было отмечено выше, внедрение процесса внутреннего контроля требует либо значительного воздействия на существующую динамическую систему бизнес-процессов, которое, скорее всего, приведет к ее разрушению, либо интеграции внутреннего контроля в существующие процессы. Рассматривать ситуацию с разрушением действующей динамической системы бизнес-процессов считаю нецелесообразным, так как наличие эффективности данного действия не означает достижения желаемого результата. Кроме этого, практика применения подобных мер демонстрирует в историческом контексте и вовсе негативные последствия, например, изменение производственного уклада хозяйствующих субъектов в результате революции приводит к разрушению экономического базиса, а изменение превалирующей экономической теории — к разорению граждан и организаций.

Следовательно, можно сделать разумное утверждение о необходимости осуществления интеграции процесса внутреннего контроля в существующие динамические системы бизнес-процессов, что является наиболее оптимальным решением задачи по организации системы внутреннего контроля. О том как это возможно сделать исходя из практического опыта и изложено в предлагаемой книге.

Положение о внутреннем контроле

Положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества «X»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи системы внутреннего контроля, принципы ее функционирования, а также органы Общества и лиц, ответственных за внутренний контроль.

1.2. Все изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета директоров Общества.

2.1. Внутренний контроль — это непрерывно действующий процесс, встроенный в деятельность Общества и направленный на повышение эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления наиболее оптимальным образом и с целью получения обоснованного и достаточного относительно достижения целей Общества подтверждения в следующих сферах:

  • эффективность и производительность деятельности, включая степень эффективности функционирования, получения прибыли и защиту активов;
  • надежность и достоверность финансовой отчетности;
  • соответствие применимому законодательству и нормам права, которые регулируют деятельность,

2.2. Система внутреннего контроля — это совокупность организационной структуры, контролирующих мер, процедур и методов внутреннего контроля, регламентированных внутренними документами, организованных и: осуществляемых в Обществе Советом директоров, руководством и другими сотрудниками на всех уровнях и по всем функциям.

2.3. Процедуры внутреннего контроля — это совокупность мер, осуществляемых Ревизионной комиссией Общества, Комитетом по аудиту Совета директоров Общества, Советов директоров Общества, Единоличным исполнительным органом Общества (Генеральным директором), а также иными подразделениями Общества, уполномоченными осуществлять внутренний контроль (далее—подразделения Общества), и направленных на выявление нарушений законодательства и внутренних документов Общества при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, на оценку эффективности достижения Обществом поставленных целей, а также взаимодействия субъектов внутреннего контроля между собой в процессе реализации процедур внутреннего контроля.

2.4. Основной целью внутреннего контроля является получение уверенности в том, что Общество достигает поставленных целей деятельности наиболее эффективным способом.

2.5. Внутренний контроль призван обеспечить:

  • сохранность активов, экономичное и эффективное использование ресурсов Общества;
  • соблюдение требований действующего законодательства, внутренней политике, стандартов и процедур Общества;
  • выполнение бизнес-планов Общества;
  • полноту и достоверность бухгалтерской и финансовой отчетности, управленческой информации Общества;
  • выявление и анализ рисков в момент их возникновения в деятельности Общества;
  • планирование и управление рисками в деятельности Общества.

3. Принципы функционирования системы внутреннего контроля

3.1. Система внутреннего контроля в Обществе строится на следующих принципах:

  • постоянное функционирование системы внутреннего контроля;
  • подотчетность всех участников системы внутреннего контроля — качество выполненных контрольных функций каждым лицом контролируется другими участниками системы внутреннего контроля;
  • разделение обязанностей между работниками Общества;
  • надлежащее одобрение и утверждение всех финансово- хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий;
  • обеспечение организационной обособленности подразделения Общества, осуществляющего ежедневный внутренний контроль и его функциональная подотчетность Совету директоров через Комитет по аудиту;
  • ответственность всех субъектов внутреннего контроля за надлежащее выполнение контрольных функций;
  • взаимодействие всех подразделений и служб Общества, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • своевременность передачи сообщений о выявленных нарушениях и отклонениях в максимально короткие сроки.

4. Компоненты системы внутреннего контроля

4.1. Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • контрольная среда, включающая компетентность сотрудников компании, политику руководства, способ распределения руководством полномочий и ответственности, структуру организации и повышение квалификации сотрудников, а также руководство и управление со стороны Совета директоров;
  • оценка рисков — представляющая собой идентификацию и анализ соответствующих рисков при достижении определенных задач, связанных между собой на различных уровнях;
  • деятельность по контролю, обобщающая политику и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы руководства исполняются, и включающая ряд действий, таких как: выдача одобрений, подтверждений, проведение проверок, контроль текущей деятельности, гарантия безопасности активов и разделение полномочий;
  • деятельность по информационному обеспечению и обмену информацией, направленная на своевременное и эффективное выявление данных, их регистрацию и обмен ими, в целях формирования у всех субъектов внутреннего контроля понимания принятых в Обществе политики и процедур внутреннего контроля и обеспечения их исполнения;
  • мониторинг — процесс, включающий в себя функции управления и надзора, во время которого оценивается качество работы системы внутреннего контроля.

5. Органы и лица, ответственные за внутренний контроль

5.1. Внутренний контроль осуществляется Советом директоров Общества, Ревизионной комиссией, Комитетом по аудиту, Отделом внутреннего аудита, Единоличным исполнительным органом (Генеральным директором), а также другими сотрудниками Общества на всех уровнях, и при этом каждый несет ту или иную ответственность за внутренний контроль.

5.2. Функции, права и обязанности, ответственность участников внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предусмотрены организационно-распорядительными документами Общества. Данные документы, равно как и иные документы, затрагивающие вопросы внутреннего контроля, не могут противоречить настоящему Положению.

5.3. В целях обеспечения системного характера контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества проведение процедур внутреннего контроля осуществляется уполномоченным подразделением Общества — Отделом внутреннего аудита, ответственным за внутренний контроль, во взаимодействии с другими органами и подразделениями Общества,

5.4. В функции Совета директоров входит:

  • определение направления и одобрения определенных операций и стратегий системы внутреннего контроля;
  • ежегодное сообщение на Годовом общем собрании акционеров Общества о результатах проведения анализа и оценки надежности и эффективности системы внутреннего контроля, основанного на данных регулярных отчетов Единоличного исполнительного органа, внутреннего и внешнего аудиторов, Ревизионной комиссии, информации из других источников и собственных наблюдениях по всем аспектам внутреннего контроля, включая: финансовый контроль, операционный контроль, контроль над соблюдением законодательства, контроль внутренних политик и процедур;
  • определение структуры и состава подразделения Общества, ответственного за внутренний контроль;
  • совершенствование процедур внутреннего контроля.

5.5. Ответственность за организацию контроля над достоверностью и полнотой финансовой отчетности, надежностью и эффективностью системы внутреннего контроля Общества лежит на Комитете по аудиту Совета директоров. Роль, цели, задачи, полномочия Комитета по аудиту отражены в Положении о Совете директоров Общества.

5.6. Ответственность за ее функционирование в соответствии с утвержденной Советом директоров политикой в области внутреннего контроля Общества возлагается на Единоличный исполнительный орган (Генерального директора), Единоличный исполнительный орган Общества внедряет процедуры системы внутреннего контроля и обеспечивает ее эффективное функционирование, своевременно информируя Совет директоров обо всех значительных рисках Общества, недостатках системы внутреннего контроля, о планах и мероприятиях по их устранению.

Сотрудники (включая руководителей) подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в детальной разработке стратегий и процедур по осуществлению контроля. В их обязанности входит справляться с нестандартными ситуациями и проблемами по мере их возникновения. О значительных вопросах или возникших по конкретной сделке рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству Общества.

5.8. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур внутреннего контроля, а именно за соответствием финансово-хозяйственных операций Общества законодательству Российской Федерации и Уставу Общества, а также над полно той и достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности лежит на Отделе внутреннего аудита, роль, цели и задачи которого отражены в Положении об отделе внутреннего аудита,

5.9. Отдел внутреннего аудита Общества отчитывается перед Комитетом по аудиту Совета директоров о результатах внутреннего аудита. Отдел внутреннего аудита сообщает о выявленных нарушениях процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Комитету по аудиту.

5.10. Отдел внутреннего аудита Общества функционально подчиняется Комитету по аудиту Совета директоров, а административно Единоличному исполнительному органу (Генеральному директору),

6. Процедуры и методы внутреннего контроля

6.1. Процедуры внутреннего контроля Общества включают:

  • определение взаимосвязанных и непротиворечащих целей и задач на различных уровнях управления Обществом;
  • выявление и анализ потенциальных и существующих оперативных, финансовых, стратегических и других рисков, которые могут помешать достижению целей деятельности Общества;
  • оценка существенных компонентов внутреннего контроля;
  • определение критериев и оценки эффективности системы внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • определение критериев и оценки эффективности работы структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников Общества;
  • рассмотрение финансовой и другой информации в сравнении с сопоставимой информацией за предыдущие периоды или с ожидаемыми результатами деятельности;
  • использование адекватных способов умета событий и операций;
  • проверку сохранности активов;
  • надлежащее документирование процедур внутреннего контроля;
  • регулярные оценки качества системы внутреннего контроля;
  • доведение до всех сотрудников Общества их обязанностей в сфере внутреннего контроля;
  • распределение ключевых обязанностей между сотрудниками Общества обязанностей по одобрению и утверждению, учету операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций;
  • осуществление операций только теми лицами, которые наделены соответствующими полномочиями;
  • иные процедуры, необходимые для достижения целей внутреннего контроля.
Другие публикации:  Как оформить благотворительную организацию

6.2. При проведении процедур внутреннего контроля применяются методы инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, а также иные методы, необходимые для осуществления процедур внутреннего контроля.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее положение о внутреннем контроле (далее — Положение) Открытого акционерного общества **Х» (далее — «Общество») разработано на основании действующего законодательства Российской Федерации, Устава ОАО «X» <далее — Общество), Положения о Совете директоров ОАО **Х», Положения об отделе внутреннего аудита ОАО «X».

7.2. В Положение могут вноситься дополнения и изменения по согласованию с Советом директором, утверждаемые приказом (распоряжением) руководителя.

7.3. Срок действия настоящего Положения неограничен.

Положение «О внутреннем контроле предприятия»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

1.2. Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

2. Система ВК создается в следующих целях:

2.1. Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

2.2. Соблюдение сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных документов и иных локальных актов предприятия, в том числе исключение вовлечения сотрудников предприятия в противоправную деятельность.

2.3. Эффективность деятельности, включая экономичное использование ресурсов и обеспечение сохранности активов.

3. Система ВК предприятия строится на следующих принципах:

3.1. Разделение между сотрудниками обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

3.2. Надлежащее одобрение и утверждение всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий.

3.3. Обеспечение организационной обособленности службы ВК.

3.4. Ответственность всех субъектов ВК за надлежащий уровень контроля.

3.5. Своевременность передачи информации о выявленных нарушениях.

4. Органы управления, ответственные за ВК

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

4.1.5. Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5. Процедуры ВК включают:

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Источник — «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2012, № 21

Положение о внутреннем финансовом контроле в

МБОУ ООШ № 110 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о внутреннем финансовом контроле разработано в соответствии с законодательством РФ и Уставом МБОУ ООШ № 110, устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета (плана), повышение качества составления и достоверности бухгалтерской отчетности и ведения бухгалтерского учета, а также на повышение результативности использования средств бюджета.
1.3. Основной целью внутреннего финансового контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:
— точность и полноту документации бухгалтерского учета;
— своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
— предотвращение ошибок и искажений;
— исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
— выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
— сохранность имущества учреждения.
1.4. Основными задачами внутреннего контроля являются:
— установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
— установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
— соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;

1.5. Внутренний контроль в учреждении основываются на следующих принципах:
— принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативными законодательством РФ;
— принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
— принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
— принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
— принцип системности — проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в следующих формах:
предварительный контроль. Он осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляет руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и юрист;
— текущий контроль. Это проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета (плана), ведения бухгалтерского учета, осуществление мониторингов расходования целевых средств по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования. Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами бухгалтерии Управления;
последующий контроль. Он проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур

Система контроля состояния бухгалтерского учета включает в себя надзор и проверку:
— соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
— точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
— предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
— исполнения приказов и распоряжений руководства;
— контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью, утверждаемой приказом руководителя учреждения, а также перед составлением бухгалтерской отчетности.
Основными объектами плановой проверки являются:
— соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики;
— правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
— полнота и правильность документального оформления операций;
— своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
— достоверность отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.
2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
По результатам проведения предварительного и текущего контроля проводятся мероприятия по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены.
2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется руководителю Управления. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
— программа проверки (утверждается руководителем учреждения);
— характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности,
— виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
— анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
— выводы о результатах проведения контроля;
— описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
Работники Управления, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю Управления объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
25. По результатам проведения проверки главным бухгалтером (или лицом уполномоченным руководителем) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц.
По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:
— Директор МБОУ ООШ № 110
— комиссия по инвентаризации имущества и обязательств;

— комиссия по поступлению и списанию объектов нефинансовых активов;
-работники учреждения на всех уровнях.

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.
4.2.

Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на главного бухгалтера.
4.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями ТК РФ.

6. Заключительные положения

6.1. Все изменения и дополнения к настоящему положению утверждаются Директором МБОУ ООШ № 110

6.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Еще статьи:

  • Залог за книги в библиотеке В библиотеке установили залог за книгу. Законно ли это? Я пришла в библиотеку, чтобы взять книгу для мамы. Заплатила за абонемент 13 рублей, оставила свои паспортные данные, номера домашнего и сотового телефонов, […]
  • Подходной налог Подоходный налог (НДФЛ) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является основным для граждан в Российской Федерации. Уже много лет ставка подоходного налога является фиксированной для основных видов доходов (НДФЛ=13%). […]
  • Приказ мчс россии от 27012011 г N 18 Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за […]
  • Госпошлина регистрация договора купли-продажи При покупке нескольких объектов недвижимости по одному договору госпошлину за регистрацию прав необходимо уплачивать за каждый объект Минфин России пояснил, что государственная регистрация перехода права на объекты […]
  • Компенсация за учебу от налоговой Возврат налога за обучение в автошколе Вы проходили обучение в автошколе? Отлично. Помимо того, что вы получили права и стали полноправным участником дорожного движения, вы можете получить еще и приятное дополнение в […]
  • Ходатайство на звание заслуженный учитель Кто может быть представлен к присвоению почетного звания Заслуженный учитель РФ? Вопрос-ответ по теме Какие возможности есть у школы для награждения учителя: нагрудный знак, звания "Почетный работник", заслуженный […]
Образец приказа о внутреннем контроле организации