Разъясняем законодательство

Ограничения по службе для судимых

Вопрос: Может ли человек, имеющий судимость, поступить на муниципальную службу?

Отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Елена Кормулева: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Таким образом, гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, не может быть принят на муниципальную службу, если отбывает наказание в виде лишения свободы или в период исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности в органе местного самоуправления. Соответственно, и муниципальный служащий подлежит увольнению со службы, если осужден к лишению свободы, либо лишен права занимать определенные должности муниципальной службы.

На основании изложенного, наличие судимости является ограничением для прохождения муниципальной службы.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Ограничение допуска к государственной и муниципальной службе лиц с криминальным прошлым

(Чаннов С.) («Законность», 2010, N 1)

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОПУСКА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ЛИЦ С КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОШЛЫМ

Чаннов С., заместитель заведующего кафедрой Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов), кандидат юридических наук.

Одно из обстоятельств, при наличии которого гражданину должно быть отказано в допуске к государственной и муниципальной службе, — осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Отечественное законодательство традиционно основывалось на ограничении допуска к государственной и муниципальной службе лиц с криминальным прошлым. Отметим при этом, что в законодательстве о государственной гражданской и муниципальной службе предусмотрено именно ограничение, а не полный запрет. Пункт 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Как видно, снятие или погашение судимости в этом случае рассматривается законодателем как обстоятельство, устраняющее ограничение. В то же время применительно, в частности, к правоохранительной службе законодатель устанавливает уже не временный, а постоянный запрет доступа к ней судимых лиц. В качестве примера можно привести ст. 19 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»: не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имевшие судимость. Как отмечают Ю. Соловей и В. Черников, «требование о запрете на службу в милиции для лиц, имевших или имеющих судимость, является безусловным. В данном случае не имеют значения ни характер преступления, за которое гражданин привлекался к уголовной ответственности, ни вид примененного к нему наказания. Уже сам факт осуждения гражданина в прошлом за совершение преступления, несмотря на то что судимость у него погашена или снята, является обстоятельством, препятствующим службе в милиции» . Аналогичные положения закреплены в законодательных актах, регулирующих службу в органах прокуратуры, внутренних дел, наркоконтроля и др. При этом наиболее жестко ограничение допуска на государственную службу лиц, совершивших уголовные преступления, закреплено в Указе Президента РФ от 5 июня 2003 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», в соответствии с которым гражданин не может проходить службу в органах наркоконтроля в случае привлечения его в качестве обвиняемого или избрания в отношении его меры пресечения по уголовному делу (за исключением случаев прекращения уголовного дела или уголовного преследования соответственно на основании п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ). А вот, например, на военную службу может быть принят гражданин, осужденный за совершение преступления, в случае если он не был осужден к лишению свободы и эта судимость была снята или погашена в установленном законом порядке. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону «О милиции» Б. П. Кондрашова, Ю. П. Соловей, В. В. Черникова включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2009 (издание шестое, переработанное и дополненное). —————————————————————— См.: Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М.: Проспект, 2001.

Ограничение доступа на государственную службу лиц, совершивших преступление, связано с повышенной социальной значимостью этого вида профессиональной деятельности. Основанием для отказа в приеме на государственную службу может быть только приговор суда, вступивший в законную силу. Привлечение лица в качестве обвиняемого по делу не может породить указанных последствий. Согласно УПК приговор суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390). Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356 УПК). Вместе с тем нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 402 УПК вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В случае отмены вступившего в силу обвинительного приговора суда в отношении бывшего государственного служащего по итогам надзорного производства он должен быть восстановлен в прежней должности. Кроме того, в отношении установленного законодательством о государственной и муниципальной службе рассматриваемого ограничения можно, на наш взгляд, высказать некоторые замечания. Как представляется, в существующем виде оно необоснованно уравнивает всех лиц, совершивших различные категории преступлений. Прежде всего, с нашей точки зрения, совершение далеко не всех преступлений делает государственного служащего потенциально опасным настолько, чтобы возникла настоятельная необходимость увольнения его с государственной службы. Нужно заметить, что аналогичное положение ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении глав местных администраций уже критиковалось ранее в литературе. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36). В этой связи некоторые авторы отмечали, что эта норма «должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования» . Мы полагаем, что эта аргументация вполне применима и к рассматриваемому случаю. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий А. А. Подсумковой, С. Е. Чаннова к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (отв. ред. С. Е. Чаннов) включен в информационный банк согласно публикации — «Ось-89», 2008 (издание четвертое, переработанное). —————————————————————— Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: ТЕИС, 2005. С. 230 — 231.

Другие публикации:  Возврат налога за покупку квартиры пакет документов

В связи с этим нельзя не отметить, что законодательство некоторых зарубежных государств устанавливает запрет на замещение должностей государственной службы только для лиц, осужденных лишь за определенные категории преступлений. Так, в соответствии с Законом Республики Польша от 18 декабря 1998 г. «О гражданской службе» на должность гражданской службы не может претендовать лицо, осужденное за совершение умышленного преступления . В Эстонии (Закон «О публичной службе») также запрещено поступать на государственную службу лицам, имеющим судимость за умышленные преступления, в Литве (Закон «О чиновниках») — ранее осужденным за тяжкие преступления и преступления против государственной службы. В Латвии — судимым за умышленные преступления, а также осужденным, подсудимым, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления . ——————————— См.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М.: МЦФЭР, 2005. С. 510. См.: Гришковец А. А. Законодательное регулирование государственной службы в странах Балтии // Журнал российского права. 2000. N 4. С. 108.

Представляется, что и российское законодательство о государственной и муниципальной службе должно более дифференцированно относиться к лицам, совершившим преступления, в части их доступа к этим видам службы. Здесь необходимо отметить, что, по мнению некоторых авторов, ограничение доступа к государственной службе судимых лиц вообще не согласуется с требованиями ст. ст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК. Так, С. Наймушин полагает, что запрет замещения должности государственной службы может быть прямо связан с применением только такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). При применении некоторых других видов наказаний запрет замещения должности государственной службы является не целью, а следствием ограничения других прав и свобод человека и гражданина (например, лишения свободы). При иных видах наказаний запрет замещения должности государственной службы не является ни самоцелью, ни следствием ограничения других прав и свобод человека. Так, при назначении таких наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, штраф, наличие работы у гражданского служащего в виде исполнения обязанностей по должности государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом является решающим обстоятельством при определении вида наказания . ——————————— См.: Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

Представляется, однако, что с такой аргументацией согласиться нельзя. Установление ограничений приема на государственную службу судимых лиц, как уже отмечалось, вообще не имеет отношения к наказанию лица, а направлено на защиту публичных интересов. Другими словами, это ограничение является не частью уголовного наказания за совершение преступления, а административно-предупредительной мерой. Использование его, с точки зрения защиты аппарата государства от криминогенных рисков, представляется вполне оправданным. Безусловно, здесь допускается дополнительное ограничение прав и свобод личности, и, более того, имеет место определенное отступление от принципа презумпции невиновности (как, собственно, и в некоторых других случаях установления ограничений, связанных с государственной и муниципальной службой), однако, с нашей точки зрения, публичный интерес здесь должен превалировать над частным. Более того, в некоторых аспектах такое ограничение, по нашему мнению, должно быть усилено. Речь, в частности, идет о возможности его частичного распространения на лиц, совершивших преступления за пределами территории РФ. В связи с этим уместно рассмотреть следующую ситуацию. В январе 2008 г. гражданин РФ Виталий Калоев, отбывший наказание в швейцарской тюрьме за убийство авиадиспетчера швейцарской компании «Скайгайд» (SkyGuide) Петера Нильсена и освобожденный досрочно Верховным Судом Швейцарии, был назначен заместителем министра строительства и архитектуры Республики Северная Осетия — Алания. В соответствии с законодательством Республики Северная Осетия — Алания должность заместителя министра строительства и архитектуры Республики Северная Осетия — Алания относится к должностям государственной гражданской службы. И тем не менее В. Калоев, имеющий неснятую и непогашенную судимость, был на нее назначен. Было ли в этом случае допущено нарушение федерального законодательства? Формально-юридически — нет. Правомерность назначения В. Калоева на должность заместителя министра объяснялась тем, что по российским законам лицо признается судимым только в случае его осуждения российским судом. В. Калоев же был осужден судом Швейцарии, следовательно, в России судимость у него не возникла. На первый взгляд, все выглядит правильно. В то же время заметим, что ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ничего не говорит об осуждении именно российским судом как условии ограничения права на доступ к государственной службе. В принципе это логично, ведь «судимость» — понятие не административно-правовое, а уголовно-правовое. Однако, обратившись к уголовному закону, мы видим, что он также не содержит прямого указания на осуждение на территории России как условие возникновения судимости. Тем не менее в науке и практике уголовного права это в большинстве случаев аксиома. Объяснить такую позицию достаточно просто: уголовное (да и уголовно-процессуальное) законодательство разных государств отличается. Деяние, признаваемое преступным в иностранном государстве, может не считаться преступлением в России, и наоборот. Нередко не совпадают возраст привлечения к уголовной ответственности, сроки давности, обстоятельства, исключающие преступность деяния, смягчающие и отягчающие обстоятельства и т. д. Правда, здесь надо отметить, что в практике можно встретить примеры, когда осуждение лица судом иностранного государства могло иметь определенные правовые последствия и на территории РФ. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» (в настоящее время утратило силу) судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР не должны были приниматься во внимание при квалификации преступлений, но могли учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст. 76 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран — участниц СНГ от 22 января 1993 г. Нельзя в связи с этим не отметить, что в некоторых договорах РФ о правовой помощи по уголовным делам предусматривается обязанность договаривающихся сторон представлять друг другу по просьбе сведения о судимости лиц, осужденных ранее их судами, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей договаривающейся стороны . ——————————— См., напр.: Договор между Российской Фед
ерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.); Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Бишкек, 14 сентября 1992 г.); Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Вильнюс, 21 июля 1992 г.).

Однако, как видно, эти случаи касаются, во-первых, лишь учета факта судимости привлекаемого к ответственности лица при назначении уголовного наказания, а не распространения на него всех правовых последствий судимости; во-вторых, что самое важное, затрагивают лишь ситуации, когда между РФ и иностранным государством (иностранными государствами) заключен международный договор о правовой помощи, который, как известно, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет большую юридическую силу, чем федеральный закон, в том числе и кодифицированный. В отсутствие же такого договора российский правоприменитель при решении вопроса о наличии или отсутствии судимости просто не может руководствоваться приговором, вынесенным в рамках другой правовой системы. Однако будет ли верным подобный подход в рамках не уголовного, а административного законодательства? Ответ на этот вопрос по меньшей мере неочевиден. Мы уже обосновали вывод о том, что цель рассматриваемого ограничения состоит в недопуске лиц с криминальным прошлым к профессиональной деятельности, имеющей важное значение для всего общества. Полностью игнорируя решение суда иностранного государства о привлечении конкретного лица к уголовной ответственности даже в тех случаях, когда совершенное им деяние подпадает под признаки преступления, предусмотренного российским уголовным законом, мы тем самым это ограничение отчасти девальвируем. Представляется, что в настоящее время требуется расширить и изменить сферу действия ограничения, связанного с недопущением к государственной и муниципальной службе граждан, имеющих судимость. С одной стороны, на наш взгляд, целесообразно сохранить его только для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений, и лиц, осужденных к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной или муниципальной службы. С другой — распространить на лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость при осуждении за совершение умышленных преступлений за пределами территории РФ, в случаях, если соответствующее деяние признается преступным в соответствии с законодательством РФ. Нетрудно предсказать, что такое изменение вызовет серьезные трудности, связанные с решением вопроса о квалификации по российским законам деяний лиц, имеющих судимость и осужденных иностранным судом. Однако разрешать их с точки зрения публичных интересов необходимо.

Другие публикации:  Судебная техническая экспертиза минюст

Судимость может стать препятствием для поступления на муниципальную службу

Ранее судимым гражданам могут запретить поступать на муниципальную службу. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму Законодательным собранием Нижегородской области.

Предлагается внести пункт о неснятой судимости в список ограничений, установленный ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В настоящее время, согласно этой статье, на службу в муниципальные органы поступать не могут:

  • граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • осужденные к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей;
  • отказавшиеся проходить процедуру допуска к государственной тайне;
  • страдающие заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
  • являющиеся родственниками или свойственниками главы муниципального образования;
  • утратившие гражданство РФ или получившие гражданство иного государства (не считая государств, с которыми Россия заключила международные договоры о возможности муниципальной службы);
  • представившие при поступлении на службу подложные документы или заведомо ложные сведения;
  • не предоставившие сведения, необходимые для борьбы с коррупцией;
  • без законных оснований не прошедшие военную службу по призыву;
  • достигшие возраста 65 лет.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что ныне существует неравенство между государственными и муниципальными служащими. Ранее судимые лица не могут поступать на государственную гражданскую службу (ст. 16 Федерального закона от от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), но могут работать в муниципалитете. Кроме того, принятие на муниципальную службу людей, имеющих судимость по экономическим статьям, увеличивает риск коррупции.

С текстом законопроекта № 540884-6 «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.

Судимость муниципального служащего

Сотрудник ранее не судимый работает на муниципальной службе, стаж которого составляет 12 лет. В октябре 2014 г. он был осужден по ч.2 ст.264 УК РФ (совершение ДТП) на срок лишения свободы 2,6 лет условно с испытательным сроком на 3 года с возложением на него в этот период обязанности – трудиться. Подлежит ли он увольнению с муниципальной службы? Если да, то по какой статье законодательства?

Ответы юристов (2)

Здравствуйте! К муниципальным служащим закон менее строг нежели к государственным. Если дальнейшее прохождение государственной службы после осуждения к лишению свободы невозможно, то для муниципального служащих «ближайшим» основанием к увольнению является п.2 ч.1 ст.13 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», согласно которому служащий

не может находится на муниципальной службе в случае…… осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу

Таким образом, если в приговоре не указано иное, оснований к увольнению нет.

Уточнение клиента

Спасибо за консультацию. Но как быть с тем, что согласно ст. 7 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», ст. 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы — Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае: 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

21 Марта 2015, 05:30

Дело в том, что п.3 ч.1 ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает в качестве основания к увольнению исключительно несоблюдение «внутренних» требований этого же закона, и ссылка при увольнении такого сотрудника на ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» может послужить основанием к оспариванию увольнения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Ограничения и запреты при прохождении государственной службы

Поступая на государственную гражданскую службу, граждане зачастую не знают ограничений, предусмотренных законом. Вместе с тем, гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение этих ограничений.

Об ограничениях, связанных с государственной гражданской службой, и об ответственности за их нарушение разъяснение дает старший прокурор отдела Калюжа Татьяна Анатольевна.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

1. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а, следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Гражданского кодекса РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы. В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению. Дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения.

2. Осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости. Поскольку погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, и гражданин рассматривается в качестве несудимого, то в дальнейшем он вправе замещать должности гражданской службы.

3. Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения. Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно статье 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. к тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

Другие публикации:  Образец заявления в отдел по защите прав потребителя

4. Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности.

Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти — Минздравсоцразвития РФ (приказ от 14.12.2009 N 984н).

5. Ограничение, связанное с состоянием близкого родства или свойства. Оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т. е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны.

6. Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения являются:

— выход из гражданства Российской Федерации;

— приобретение гражданства другого государства;

— наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку статья 32 Конституции Российской Федерации называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, — граждане Российской Федерации;

7. Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК.

8. Утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных действующим законодательством.

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. Гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи; о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения; об обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность. Государственно-служебные отношения могут быть прекращены с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

Должны ли муниципальные служащие сельского поселения предоставлять справки об отсутствии судимости?

Я поступила на работу в апреле 2011 года. Справку требуют сейчас по решению суда. Иск подавал прокурор района Камчатского края. А срок давности предоставления данной справки не истек, работаю более 5 лет?

В решении написано: Обязать администрацию.. в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести обработку персональных данных о судимости в отношении муниципальных служащих.

Ответы юристов (3)

Уважаемая Ирина! дело в том, что согласно Постановления Правительства о муниципальных образованиях — при приёме на работу Вы были обязаны предоставить справку об отсутствии судимости! Вероятней всего сыграл «человеческий фактор» и по каким — то обстоятельствам у Вас «З А Б Ы Л И» затребовать данную справку!

Прокуратура — является надзорным ведомством, в связи с этим им стало каким — то образом известно о наличии у Вас судимости, что является основанием для проверки отдела кадров и вынесения им соответствующих Предписаний ( количество вынесенных Предписаний — является отчетной статьёй у работников прокуратуры)- теперь они просто выставят очередную «палочку» о выявленном правонарушении…

Советовать договариваться путём ПРЕЗЕНТОМ не буду — могут оформить ещё и дачу взятки, что будет отягчающим обстоятельством в Вашем случае! Вывод — искать общих знакомых и «негласные» пути выхода из сложившейся ситуации .

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», который регулирует порядок муниципальной слуюбы не устанавливает ограничения, связанные с наличием судимости, как таковой. Но.

В том же законе есть п. 2 ст. 5, который устанавливает «единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;»

А в п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» имеется следующее:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находится на гражданской службе в случае:

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Документы предъявляемые для устройства на работу указаны в статье 65 ТК РФ:

Если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще статьи:

  • Структура мвд приказ Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 222 г. Москва "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном […]
  • Федеральный закон от 23022019 n 12-фз Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 12 […]
  • Приказ от 24 января 2011 г N 21н Приказ от 24 января 2011 г N 21н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 24.01.11 N 21н Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в […]
  • Захват лицензия Захват / Secuestrados (2010) BDRip-AVC Лицензия Год выхода: 2010Страна: Франция, ИспанияРусское название: ЗахватОригинальное название: SecuestradosСлоган: «Мой дом - моя крепость тюрьма»Категория/Жанр: триллер, […]
  • Доплата врачам специалистов «Перечень специалистов, получающих дополнительные выплаты в рамках программы модернизации здравоохранения, расширен», — Александр Карцевский 3 июня 2011 года в Нижегородской области начались выплаты повышенных зарплат […]
  • Приказ 624 минюста Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы" […]
Ограничения в муниципальной службе судимость