Сущность, функции и виды социальных трансфертов

Задачи системы социальных трансфертов

Социальные трансферты, или трансфертные платежи, представля­ют собой целенаправленную операцию перераспределительного ха­рактера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натураль­ной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) на­селению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипен­дии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных ры­ночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домаш­ним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно раз­делить на несколько групп:

  • обеспечение населения социально значимыми услугами;
  • сокращение разрыва в уровне материального обеспечения ра­ботающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
  • смягчение негативных внешних эффектов периода приспособ­ления населения к условиям рынка — росту нищеты и бедности, без­работице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у ко­торых возможности адаптации к рыночным условиям во многом за­висят от величины социальных трансфертов;
  • обеспечение необходимого количества и структуры воспроиз­водства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью полити­ки государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Формы социальных трансфертов

Социальные трансферты могут осуществляться в форме социаль­ного вспомоществования (помощи); путем предоставления совокуп­ности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социаль­ные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпо­ративного и обязательного, государственного).

Трансферты в форме социального вспомоществования (помощи) включают систему социальных благ и услуг, предоставляемых госу­дарством социально уязвимым группам населения на основе провер­ки нуждаемости. В данном случае социальные трансферты получают малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бед­ности, или прожиточного минимума, а также лица, попавшие в труд­ные жизненные ситуации. Им гарантируется поддержка государства при условии проверки соответствия доходов минимальным жизнен­ным стандартам.

При помощи социальных трансфертов происходит перераспреде­ление налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гаранти­рованного дохода.

В широком смысле социальное вспомоществование включает также разнообразные формы добровольно-общественной благотвори­тельности в пользу социально незащищенных групп населения. Ее оказывают профессиональные союзы, религиозные и другие общест­венные организации.

Трансферты в форме социальных гарантий включают систему со­циально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. При этом реализуется принцип рас­пределения по потребностям с учетом ресурсных возможностей об­щества, что определяет меру этих гарантий.

Трансферты в форме социальных льгот представляют собой соци­альные гарантии отдельным категориям населения и носят универ­сальный характер.

Трансферты, осуществляемые через систему социального страхо­вания, призваны защитить население от различных социальных рис­ков, ведущих к потере трудоспособности и дохода, — болезней, про­изводственных травм, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, рождения и воспитания детей, безработицы, старости, смер­ти кормильца. Для этой категории трансфертов в отличие от предыду­щих характерно не только перераспределение, но и своеобразное предварительное накопление средств, в том числе иногда и личных, образующих страховые фонды с целью последующей выплаты опре­деленных средств при наступлении страхового случая.

В России действует более 1 тыс. нормативных актов, предусмат­ривающих те или иные социальные выплаты и охватывающих более 200 различных категорий населения — ветеранов, детей, инвалидов, учащихся и т.д.

Наиболее обширная часть социальных трансфертов в Российской Федерации — пенсии, пособия, стипендии. Пенсия — это форма ре­гулярных денежных выплат, предусмотренная законодательством в случае частичной или полной нетрудоспособности, потери кормиль­ца, профессиональных рисков. Пенсионное обеспечение формирует­ся в едином социальном пространстве, включающем единый поря­док начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в России условия пенсионного обеспечения определе­ны и закреплены в федеральном законе о пенсиях.

Пособие — это форма денежных выплат, регулярных или разовых, в предусмотренных законодательством случаях частичной или полной нетрудоспособности, тяжелого материального положения, поддержки семей с детьми, смерти родственников. В российском законодатель­стве предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, се­мейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Например, на уровень жизни и формирование доходов семей ока­зывают позитивное воздействие социальные трансферты, предостав­ляемые женщинам в связи с рождением и воспитанием детей. Им установлено пособие по беременности и родам в раз­мере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, по­терявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реоргани­зацией предприятий, учреждений, организаций пособие по беремен­ности и родам выплачивается в размере 100% минимального разме­ра оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда.

До достижения ребенком 16-летнего возраста (при обучении в об­щеобразовательной школе — до 18-летнего возраста) выплачивается ежемесячное пособие на детей в размере 70% минимальной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие вы­плачивается в двойном размере. Детям первого-второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а детям первых трех лет жизни — лекарства по рецептам врачей.

Одиноким матерям, а также на детей военнослужащих, проходя­щих военную службу по призыву, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащихся — до 18 лет) в размере 105% (70+35) минимального размера оплаты труда.

Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школь­ной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено также право бесплатного посе­щения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей; кроме того, им предоставляется бесплатное пи­тание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профес­сиональных учебных заведениях.

Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, состоят в выплате пособия по безработице. Пособие по безработице — это денежная помощь, которая выдается безработным при наличии стажа, уплате соответствующих взносов, регулярной регистрации на бирже труда в течение определенного срока.

В соответствии с российским законодательством пособие по без­работице должно быть не ниже 100% минимального размера оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого ижди­венца, но максимальный размер его не может превышать размер сред­него заработка по последнему месту работы. В первые три месяца пособие по безработице составляет 75% средней заработной платы на последнем месте работы, в течение следующих трех месяцев — 60%, а в оставшиеся полгода — 45%. В среднем пособие по безрабо­тице составляет 20% средней заработной платы.

Кроме того, в случае расторжения трудового договора по иници­ативе работодателя государство гарантирует выплату стипендии в пе­риод профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах и компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.

Стипендия — это форма регулярных денежных выплат студен­там высших, средних специальных и учащимся профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от произ­водства.

В России доля населения, имеющего право на получение соци­альных трансфертов, составляет около 68%, т.е. почти 100 млн. человек могут претендовать и реально претендуют на них. При этом подав­ляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу, т.е. льготы автоматически распространяются на всех подпадающих под данную категорию лиц независимо от материального положения.

Помимо прямых денежных выплат населению к социальным трансфертам можно отнести финансирование текущих затрат в здра­воохранении, образовании, культуре и т.п., а также субсидирование предприятий и организаций, оказывающих услуги социально неза­щищенным слоям населения, например субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и общественному транспорту.

Все формы социальных трансфертов зачастую взаимозаменяемы или дополняют друг друга. Например, социальные трансферты инва­лидам могут состоять из различных по характеру выплат: средств, на­правляемых на содержание домов инвалидов, имеющих статус госу­дарственных учреждений и финансируемых исходя из нормативов за­трат либо в порядке возмещения фактических расходов; ассигнований на закупку протезов, медикаментов, транспорта и т.п., для поощрения использования труда инвалидов и производства специфических то­варов, в которых они нуждаются; средств на выплату пенсий, орга­низации бесплатной выдачи протезов и др.

Иногда одним и тем же денежным суммам соответствуют различ­ные формы социальных трансфертов. Так, бесплатное предоставление товаров и услуг может быть обеспечено за счет бюджетного финанси­рования производящего их государственного учреждения либо их предварительной закупки у поставщика. В любом случае трансфертам в форме бесплатной выдачи товаров предшествуют расходы на его про­изводство в общественном секторе или на приобретение этого товара.

Не останавливайтесь, читайте дальше:

Другие публикации:  Понятие агентского договора субагентский договор

Виды государственных пенсий

Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.

В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • социальная пенсия.

Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий.

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.

Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок реализации права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расчет и перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой, индексация пенсии определяется Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается на следующий срок:

  • пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленных к трудовой пенсии по инвалидности) — бессрочно;
  • пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава, установленные к трудовой пенсии по инвалидности, — на срок, на который установлена трудовая пенсия по инвалидности;
  • пенсия по старости — бессрочно;
  • пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
  • пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно;
  • социальная пенсия:
  • по старости — бессрочно;
  • по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе бессрочно;
  • по случаю потери кормильца — на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Государственные социальные трансферты: виды, функции, структура

Совокупность способов воздействия со стороны государства на распределение доходной части сегодня называют перераспределительной политикой. Данные методики весьма многообразны. Интересно отметить: им свойственны изменения в широком диапазоне, что зависит от культурных, политических, исторических и иных особенностей любого конкретного государства. Система социальных трансфертов является одним из наиболее действенных способов государственного воздействия на распределение доходов. Целесообразным будет подробнее рассмотреть представленную категорию, а также все аспекты, затрагивающие соответствующую тему.

Трансферты и их структура

Под трансфертами следует понимать определенные методики осуществления государственной политики перераспределения. Важно знать, что внутренняя структура социальных трансфертов предполагает классификацию в зависимости от характеристик конкретной модели социальной политики. Так, она состоит из трех укрупненных элементов, среди которых — следующие пункты:

  • Общественная помощь.
  • Социальное страхование.
  • Детские пособия.

«Европейская» и «американская» модели

Интересно отметить, что основным различием между существующими на сегодняшний день моделями государственной социальной политики является трактовка детских пособий в качестве самостоятельного звена социальных трансфертов (речь идет о «европейской» модели) или в качестве составного элемента общественной помощи (речь идет об «американской» модели). Так, детские пособия в первом случае предоставляются абсолютно всем семьям, которые имеют детей, а во втором – исключительно тем, чьи доходы ниже установленного уровня. Необходимо дополнить, что эта граница определяется посредством специального теста.

Следует знать, что в системе социальной помощи Российской Федерации проверка доходного уровня потенциальных реципиентов не реализуется. Исключением здесь является программа жилищных компенсационных выплат, которая была введена в 1997 году (постановление Правительства РФ «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Именно поэтому в России выделение из системы общественной помощи таких социальных трансфертов , как детские пособия, может пересматриваться при введении для них проверки доходного уровня семей-реципиентов.

Понятие трансфертов и элементы системы

Государственные социальные трансферты (иными словами, трансфертные платежи) являются целенаправленной операцией, носящей перераспределительный характер. Заключается она главным образом в передаче ресурсов в натуральной и денежной формах некоммерческими и государственными структурами (благотворительными, религиозными, профессиональными и так далее) населению безвозмездно.

На сегодняшний день к социальным трансфертам целесообразно относить дотации, стипендии, пособия, пенсии, а также иные выплаты, связанные с социальным обеспечением. Помимо этого, формой социальных трансфертов могут выступать бесплатные услуги, которые составляют часть совокупных доходов физических лиц. В натуральном виде они включают в себя товарную продукцию, а также индивидуальные нерыночные и рыночные услуги, которые предоставляются определенным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой

Сегодня механизм социальных трансфертов решает множество задач, которые можно классифицировать в соответствии с несколькими группами:

  • Обеспечение общественности услугами, наделенными социальной значимостью.
  • Сокращение разрыва в материальном обеспечении трудоустроенных и нетрудоустроенных членов общества, а также повышение уровня жизни разных социальных групп населения, которые не вовлечены в трудовой процесс.
  • Немаловажной является такая функция социальных трансфертов , как организация необходимой структуры и количества воспроизводства ресурсов трудового назначения.
  • Смягчение негативных эффектов внешнего плана касательно периода приспособления общественности к рыночным условиям, среди которых — рост безработицы, бедности и нищеты. Необходимо дополнить, что в особенности приведенное положение относится к социальным иждивенцам. Именно их возможности адаптации к условиям рынка, как правило, находятся в зависимости от величины социальных трансфертов .

Дополнительные сведения

На сегодняшний день трансферты социальной направленности служат неотъемлемой частью государственной политики в социальной области. Так, актуальная система социальных трансфертов населению является одной из наиболее ярких предпосылок достижения социальной справедливости в современной обществе, формирования и дальнейшего поддержания стабильности в политическом плане.

Формы трансфертов

В настоящее время трансферты социальной направленности могут быть реализованы в форме социальной помощи (вспомоществования); предоставления совокупности социальных гарантий со стороны государства, что включает в себя социальные льготы некоторым категориям населения (подобное явление именуется категориальными социальными услугами); социального страхования (государственного, обязательного и добровольно-корпоративного).

Социальная помощь

Как выяснилось, одним из видов социальных трансфертов является социальная помощь (вспомоществование), которая включает в себя целую системы услуг и благ, предоставляемых со стороны государства уязвимым в социальном плане общественным группам на основании проверки их нуждаемости. Таким образом, на трансферты социальной направленности могут рассчитывать малообеспеченные слои общества, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Помимо этого, сюда целесообразным будет отнести и лиц, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Так или иначе, со стороны государства им гарантируется материальная поддержка при условии проверки соответствия доходов минимальному уровню жизненных стандартов.

Сегодня посредством социальных трансфертов осуществляется перераспределение доходов налогового характера, полученных от налогоплательщиков страны, строго установленным слоям населения, за счет чего так или иначе уменьшается неравенство доходов в обществе. Посредством института трансфертов социальной направленности в форме социальной помощи превращается в реальность концепция гарантированного дохода (минимального его уровня). В широком понимании социальная помощь включает в себя различные формы благотворительности добровольно-общественного значения в пользу незащищенных в социальном плане группировок населения. Ее оказывают религиозные и иные общественные структуры, а также профессиональные союзы.

Социальные гарантии и льготы

Еще одним видом социальных трансфертов являются социальные гарантии. Необходимо отметить, что они включают в себя системы значимых для социума услуг и благ в отношении всех физических лиц без учета проверки нуждаемости и их трудового вклада. При этом так или иначе осуществляется принцип распределения в соответствии с потребностями при условии учета ресурсных возможностей общественности, что выявляет меру данных гарантий.

Другие публикации:  Приказ no 505

К социальным трансфертам относятся также социальные льготы, которые служат социальными гарантиями конкретным общественным категориям. Необходимо дополнить, что они носят универсальный характер.

Социальное страхование

Трансферты, которые реализуются посредством системы социального страхования, существуют для защиты общества от различного рода рисков социальной направленности, которые могут привести к потере дохода и трудоспособности из-за болезней, производственных травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, рождения и дальнейшего воспитания детей, старости, безработицы, смерти кормильца и так далее. Необходимо отметить, что для данной категории трансфертов характерно не только перераспределение, но и предварительное накопление денежных средств, в том числе зачастую и личных, которые формируют страховые фонды для последующей выплаты определенной суммы средств при актуальности страхового случая.

Пенсии, пособия и стипендии

Важно знать, что максимально обширная доля трансфертов социальной направленности в России – стипендии, пенсии и пособия. Так, под пенсией необходимо понимать форму денежных выплат регулярного характера, предусмотренную действующим законодательством, при полной либо частичной нетрудоспособности, потере кормильца или рисках профессионального плана. Следует отметить, что формирование пенсионного обеспечения осуществляется в едином социальном пространстве, которое включает единый порядок пересмотра и начисления пенсий, аккумулирование денежных средств страховой природы, а также их выплат в едином Пенсионном фонде внебюджетного значения. Условия пенсионного обеспечения, которые действуют на территории Российской Федерации, установлены и закреплены в соответствующем федеральном законе.

Под пособием необходимо рассматривать форму выплат денежного характера, разовых или регулярных, в случаях полной или частичной нетрудоспособности, тяжелого положения в материальном плане, смерти родственников, поддержки семей с детьми и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. Необходимо отметить, что в российском законодательстве сегодня предусматриваются пособия в связи с временной нетрудоспособностью, детские и семейные пособия, пособия по безработице и так далее.

Под стипендией следует понимать форму регулярных выплат денежного плана студентам средних специальных, высших учебных заведений, а также учащимся учебных структур профессионально-технической направленности, которые обучаются с отрывом от производства.

Ситуация с социальными трансфертами в России

В Российской Федерации доля населения, которая имеет право на получение трансфертов социальной значимости, составляет примерной 68 процентов, а это практически сто миллионов человек, которые могут претендовать на них (конечно же, они делают это). Следует дополнить, что большое количество льгот сегодня предоставляется в соответствии с категориальным принципом. Иными словами, актуальные льготы распространяются на абсолютно всех лиц, которые попали под данную категорию, что никак не зависит от их материального положения.

Кроме прямых выплат денежного характера общественности, к социальным трансфертам целесообразно отнести финансирование затрат текущего плана в образовании, здравоохранении, культуре и так далее. Сюда же следует включить и субсидирование организаций и предприятий, которые оказывают услуги не защищенным на социальном уровне слоям населения, к примеру, субсидии на общественный транспорт или оплату жилищно-коммунальных услуг.

Все существующие на сегодняшний день формы социальных трансфертов часто являются взаимозаменяемыми или же дополняют друг друга. К примеру, трансферты инвалидам, как правило, состоят из различных в плане характера денежных выплат, среди которых — средства, направляемые на содержание соответствующих домов для инвалидов (которые наделены статусом государственных учреждений и финансируются исходя из актуальных нормативов затрат или в порядке возмещения расходной части по факту); ассигнования на закупку медикаментов, протезов, транспортных средств и так далее (для поощрения применения труда инвалидов и производства специфической товарной продукции, в которой они испытывают нужду); денежные средства на выплату пенсий и так далее.

Правительство утвердило снижение трансферта из бюджета на пенсии

На 68,3 миллиарда рублей в этом году будет сокращен трансфер из федерального бюджета в Пенсионный фонд России (ПФР). Соответствующее решение было принято 22 мая на заседании правительства, где были одобрены поправки в бюджет ПФР, сообщает пресс-служба фонда.

Это стало возможно благодаря тому, что фонд будет использовать при исполнении бюджета переходящие остатки на 1 января 2018 года. За счет этого увеличивается финансовая обеспеченность бюджета фонда и уменьшается зависимость от федеральной казны.

В целом доход ПФР в текущем году должен составить 8266,5 миллиарда рублей, 4877,4 миллиарда из них — это страховые взносы. Расходы будут на уровне 8532 миллиардов.

Пенсии россиян в этом году тоже растут. С 1 января страховые пенсии были проиндексированы на 3,7 процента, пенсии по гособеспечению — с 1 апреля на 2,9 процента.

В целом расходы фонда на выплату пенсий вырастут в 2018 году на 371 миллиард рублей — до 7,35 триллионов рублей.

Пенсионный фонд отчитался о работе за 2017 год

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Правительство России на заседании во вторник одобрило отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда за 2017 года, сообщила пресс-служба ПФР.

«Покрытие этих расходов будет обеспечено за счет средств пенсионных накоплений, переданных в управляющие компании (1,9 триллиона рублей в 2017 году)», — сообщает пресс-служба.

Отмечается, что финансовая обеспеченность пенсионной системы растет. Страховые пенсии в 2017 году более чем на 70% были обеспечены собранными взносами.

«Прочие обязательства по страховым пенсиям, связанные с мероприятиями по их повышению и льготами в системе обязательного пенсионного страхования, обеспечивались средствами федерального бюджета. При этом трансферт на обязательное пенсионное страхование, идущий в составе общего трансферта на страховые пенсии, сократился на 5,7%, или 55,9 миллиарда рублей», — говорится в сообщении.

Утверждается, что размеры пенсионного обеспечения и социальной поддержки пенсионеров продолжают расти. Так, в течение прошлого года ПФР осуществил полную и своевременную выплату всех видов пенсий и социальных пособий, провел все запланированные мероприятия по их повышению. Страховые пенсии 31,4 миллиона неработающих пенсионеров проиндексированы выше уровня инфляции — на 5,8%. Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличился на 748 рублей и на конец года составил 13,9 тысячи рублей.

Пенсионный разброд

Корректируя пенсионный возраст, власти не говорят о масштабной реформе и создании единой для всех пенсионной системы. Потому что единой как раз и нет?

На прошлой неделе в ходе четырехчасовых дебатов о повышении пенсионного возраста в Госдуме были обсуждены, казалось, самые разные вопросы — от необходимости такого шага до того, где взять деньги на выплаты пенсий. О последнем пеклись особо: глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров посетовал, например, что сумма трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд (ПФР) растет и уже составила 20 процентов от всех бюджетных расходов, а к 2024–2026 годам «эта цифра может достигнуть 5 трлн рублей». Проблема, впрочем, не столько в величине отчислений, сколько в том, что за этой цифрой скрывается. За ней — другой пенсионный мир страны. И привести оба мира к одному знаменателю пока не представляется невозможным. Да никто и не пытается.

На самом деле пенсионных «миров» может быть не два, а больше — зависит от критерия оценки. Два — это если отталкиваться от источников финансирования. Если же вспомнить о теме думского заседания — возрасте выхода на пенсию, то он даже в случае принятия законопроекта в его нынешнем виде не станет единым для всех. Тут остаются две параллельные «вселенные» — «досрочники» и те, кто будет идти общим порядком. В числе первых — работающие во вредных и тяжелых условиях, подвергшиеся воздействию радиации и те, чьи пенсии назначаются по социальным мотивам.

Если же избрать иной критерий, например методологию расчета пенсий, «миров» станет уже три: пенсии социальные, страховые и так называемые пенсии по гособеспечению.

Социолог Дмитрий Рогозин о том, почему дискуссия о пенсионной реформе разрушает общество

Социальные пенсии, по сути, являются не столько пенсиями, потому что никак не зависят от стажа работы, размера оклада и прочих критериев, сколько пособиями — за некий социальный статус их получателя. Например, пенсии ветеранам ВОВ, «чернобыльцам», матерям, имеющим пятерых и более детей, и т.д.

Размеры страховых пенсий, напротив, тесно увязаны с тем, сколько и где работал человек. У страховых пенсий самая многочисленная группа получателей — по данным ПФР, 31,4 млн из 43,5 млн человек, официально числящихся пенсионерами.

И, наконец, есть группа россиян, выходящих на пенсию с госслужбы — гражданской или военной. Собственно, это и является условием получения такой пенсии. Размер ее зависит от стажа (выслуги лет), оклада (вознаграждения), а также еще от ряда факторов (например, от условий и вредности работы, наличия профзаболеваний и т.п.).

Проблема, однако, в том, что ни в жизни, ни на бумаге картина не предстает в столь ясном и четком виде. Взять, к примеру, закон о госслужбе (№ 79 от 2004 года), в котором прописаны условия и правила пенсионного обеспечения всех госслужащих. В нем зафиксированы пять видов пенсий. Первый — за выслугу лет: право на него получают федеральные госслужащие (гражданские и военные), летчики-испытатели и космонавты. Здесь от стажа госслужбы зависит увеличивающий размер пенсии коэффициент (на 150–250 процентов). Второй вид — пенсия по старости, на которую вправе рассчитывать пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Третий — пенсия по инвалидности: для военнослужащих, участников ВОВ, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, а также космонавты. Четвертый — «по случаю потери кормильца» (для членов семей военнослужащих, космонавтов или пострадавших от радиационных и техногенных катастроф). И, наконец, пятый вид пенсии по гособеспечению — социальная, которая, как прописано в законе, также имеет множество вариантов (в зависимости от социального статуса получающего) и назначается нетрудоспособным гражданам. Вывод: некоторые категории госслужащих имеют право на несколько видов пенсий и даже на право выбора между ними.

Другие публикации:  Льготы при рождении ребенка в ленинградской области

Но и это не предел! В деле начисления пенсии как никогда важны детали, от которых зависят те или иные прибавки, коэффициенты и т.п., увеличивающие размер пособия. Некоторые категории госслужащих еще в далекие 90-е обзавелась «персональными» пенсионными законами, в которых такие «детали» прописаны особо.

По случаю и за заслуги

Разница в размерах выплат по разным категориям пенсий впечатляет

В тысячах рублей 2016 2017 2018

Средний размер пенсий

По России 12 080,9 17 423,6 13 323,1

По старости 12 830,4 18 172,5 14 151,6

По инвалидности 8040,1 13 253,7 8807,4

По случаю потери кормильца

(на каждого нетрудоспособного

члена семьи) 7924,9 13 175,7 8875,7

Пострадавшим от радиационных

и техногенных катастроф 10 766,7 16 261,1 11 863,2

госслужащие 17 186,4 22 500,8 18 709,7

(из числа пенсионеров-космонавтов) 446 260,3 451 872 463 407,7

Летчики-испытатели 85 736,2 94 308,4 91 845

Социальные 8302,4 13 644,4 8806,6

И это не говоря о том, что для этой категории госслужащих помимо общих для всех законов «О госслужбе» и «О государственном пенсионном обеспечении в России» (ФЗ-166) действует еще и специальный закон № 4468-I (от 1993 года, отредактированный в 2017-м) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». Этот закон касается и сотрудников ФСБ, хотя они в заглавии и не упомянуты. Однако конкретные детали начисления пенсий работникам спецслужб прописаны в специальном приказе ФСБ России № 87 (от 2017 года). Из него, в частности, можно узнать, что при назначении пенсии учитываются оклад по последней воинской должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячная надбавка за выслугу лет, указанные в денежном аттестате, а также условия работы (например, если довелось служить на Крайнем Севере).

Позаботились о себе почти все категории госслужащих и лица, замещающие госдолжности: есть законы «О статусе депутатов и членов СФ», «О статусе судей» и т.п., не говоря уже о многочисленных подзаконных актах. Да и в регионах про проблему пенсионного обеспечения местных и муниципальных властей также не забыли.

Размер имеет значение

По такому параметру, как величина выплат, пенсионных миров можно насчитать уже с десяток. Разница — в методике расчетов — наличии всякого рода добавок, повышающих коэффициентов и т.п., но самое главное — в соотношении величины пенсии и утраченного заработка: где-то пенсия не дотягивает до 40 процентов от бывшей зарплаты, а где-то превышает 75 процентов.

О «золотых парашютах» VIP-персон из числа властей предержащих всех уровней и мастей написано немало. Достаточно сказать, что в 2015 году ОНФ провел специальное изыскание на эту тему. Правда, касалось оно только глав регионов, да и то не всех. Выяснилось, что не деньгами едиными ответственные лица обеспечены: ну что такое сохранение в виде пенсии 70–80 процентов от денежного содержания экс-губернатора по сравнению с возмещением расходов на курорты и пансионаты, услуги охраны, правом пользования VIP-залами в аэропортах и на вокзалах, не говоря уже о личном шофере и машине, да еще и при условии, что всем этим великолепием вправе пользоваться не только сам отставник, но и члены его семьи? И все — по закону.

Доходило до скандалов, когда доплаты к пенсиям (от 40 до 110 тысяч рублей в среднем) бывшее руководство получало, имея судимость, отбывая наказание в колонии или даже покинув родину и устроившись за границей. Случались и парадоксы, когда муниципальный бюджет оказывался в дефиците, как, например, в Улан-Удэ, где три года назад было «минус 776 млн рублей» в местном бюджете, но на доплаты к пенсиям местного руководства было потрачено 13 млн рублей.

Как выясняется, нехватка денег — вовсе не аргумент, чтобы отказаться от «золотых парашютов». «Огоньку» попалось апелляционное определение Верховного суда России от 6 июля 2016 года за номером 83-АПГ16–3. Это ответ по жалобе Совета народных депутатов города Сельцо Брянской области на решение Брянского облсуда. Если кратко, то прокуратура области ратовала за интересы жителей города Сельцо, где дотационный муниципальный бюджет выживал только за счет региональных субсидий, так что выплата повышенной пенсии бывшему главе муниципалитета была расценена как прямой путь к росту долга со всеми вытекающими последствиями. Брянский суд с такой аргументацией согласился, Верховный — нет, заявив, что «органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей». Получается, в мире госслужбы жить по средствам не так уж и важно?

Понятно, что власть всех уровней хотела бы погасить недовольство обывателей. Этим, наверное, объясняется призыв главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака к депутатам и сенаторам, прозвучавший накануне обсуждения в Думе: отменить их пенсионные преференции. Депутаты (устами Раисы Кармазиной) выдвинули встречное предложение — лишить надбавок чиновников правительства. На том обмен мнениями и завершился. Впрочем, если бы вдруг оба предложения были приняты, это хотя и дало бы существенную экономию средств госбюджета, но не изменило бы ситуацию в корне. Ведь категория «лица, замещающие госдолжности» — одна из малочисленных, хотя и самая высокооплачиваемая. Речь о руководстве страны, судьях, полпредах президента, послах и т.д. Тут и доходы немалые — у премьера, его замов и членов правительства, например, среднемесячная получка колеблется в районе 500–700 тысяч рублей. А так как надбавки к будущей пенсии напрямую зависят от величины оклада и выслуги лет, то можно представить, какие суммы получают на руки эти «лица».

Иное дело — гражданские госслужащие, которых в разы больше, но и пенсии их существенно ниже. Для них, кстати, правила получения пенсионных надбавок были ужесточены год назад: начато поэтапное увеличение выслуги лет (до 20): теперь 15 лет стажа дают право на получение пенсии в 45 процентов от заработка, а за каждый последующий год стажа — еще по 3 процента от зарплаты. При этом предел, как записано в законе,— 75 процентов от зарплаты. Ну как тут не вспомнить слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ратовавшего с думской трибуны за то, чтобы реальный размер пенсии соответствовал хотя бы 40 процентам от утраченного заработка? Иными словами, для большинства отечественных пенсионеров такая планка — предел мечтаний, тогда как госслужащий может рассчитывать и на большее за куда меньшее время работы. Да и средний размер пенсии федерального гражданского госслужащего и так выше среднероссийской — 18 709 рублей против 13 323.

Исключений больше, чем правил

Около четверти россиян по действующему ныне законодательству попадают в спецкатегории и могут претендовать на льготы, доплаты и досрочный выход на пенсию

В тысячах человек

Численность официально работающих граждан 72 286

Еще статьи:

  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Доверенность на право управлением авто Доверенность на право управлением авто Образец доверенности на право управления транспортным средством, выданной юридическим лицом ДОВЕРЕННОСТЬ на право управления транспортным […]
  • Реквизиты для оплаты госпошлины в суд за развод Госпошлина за расторжение брака через суд Бракоразводный процесс — тяжелая и длительная процедура. При расторжении брака, супругам необходимо подавать заявление в ЗАГС или в суд. Выбор инстанции для получения […]
  • Договор дарения с отягощением Дарение в одностороннем порядке Часто потенциальные дарители интересуются, можно ли оформить дарение без участия одаряемого. По этому поводу юрист категорически заявит — нельзя. Но под «дарением» юрист и обыватель […]
  • Независимая экспертиза по строительству Строительная экспертиза: назначение, проведение и результаты работ Независимая негосударственная строительно-техническая экспертиза — один из самых достоверных видов определения качества строительных работ. Она […]
  • Вальщик леса досрочная пенсия Вальщик леса досрочная пенсия Общий стаж у меня 27 лет, из них 10 лет я проработал “ вальщиком леса. Имею ли я право уйти на досрочную пенсию? При определении права на досрочную пенсию работающим непосредственно на […]
Пенсия вид трансферта