Подоходный налог. Какие изменения ожидаются в 2019 году

Во время онлайн-конференции «Исчисление подоходного налога в 2018 году» начальник управления налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС Андрей КОВАЛЕВСКИЙ рассказал, какие новации ожидаются в 2019 году в порядке исчисления подоходного налога. Они заложены в законопроекте о внесении изменений и дополнений в НК. Пока документ не принят, стало быть, вести речь о том, что такие изменения будут действовать в 2019 году, преждевременно. Вместе с тем знать, чем нас могут обрадовать или огорчить, нелишне. Поэтому кратко обозначим основные из них.

В части уточнения перечня доходов, признаваемых (не признаваемых) объектом налогообложения, предлагается дополнить перечень мероприятий, связанных с осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) деятельностью, расходы на проведение которых не признаютсядля физических лиц – участников этих мероприятий объектом налогообложения подоходным налогом, двумя наиболее часто встречающимся на практике мероприятиями: семинарами и кон­курсами профессионального мастерства.

Также предлагается исключить ограничение в части непризнания объектом налогообложения подоходным налогом оплату нанимателями стоимости транспортных услуг при использовании работниками автомобилей-такси в связи с исполнением ими трудовых обязанностей и включить в состав доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, компенсацию или возмещение судебных расходов, морального вреда, возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков в пределах реального ущерба, получаемых плательщиками не только в соответствии с белорусским законодательством, но и законодательством иностранных государств.

Законопроектом предусмотрено упрощение и совершенствование порядка определения налоговой базы подоходного налога по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок по договорам, заключенным с белорусскими организациями и ИП, а также договорам, заключенным с иностранными организациями и ИП.

Для повышения привлекательности налогового вычета, применяемого вместо фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию, погашение и хранение ценных бумаг, предусматривается увеличение его размера с 10% до 20%.

Устанавливается льгота в отношении доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения в течение 5 лет одного незавершенного законсервированного капитального строения, расположенного на земельном участке, предоставленном им для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела.

Для дальнейшего развития внебиржевого рынка Форекс и стимулирования экономического роста в данном сегменте финансового рын­ка, а также стимулирования предоставления и привлечения микрозаймов микрофинансовыми организациями предусматривается освобождение до 01.03.2022 доходов, полученных от белорусских форекс-компаний, и по 31.12.2020 – доходов в виде процентов по договорам займа, в т.ч. микрозайма, заключенным физическими лицами с потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, членами которых они являются, при фактическом сроке таких договоров не менее 1 года.

В целях дополнительной социальной поддержки родителей, супруга (супруги), опекуна или попечителя, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет, предлагается расширить перечень иждивенцев за счет инвалидов I и II групп старше 18 лет.

Для упрощения применения плательщиками и администрирования налоговыми агентами социального налогового вычета по расходам на страхование, а также создания благоприятных условий для дальнейшего развития добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов предлагается снять ограничение в части предоставления социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным плательщиками белорусским страховым организациям по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов, и предоставить возможность применять такой вычет в сумме страховых взносов, фактически уплаченных страховым организациям.

Примечание: в настоящее время физическое лицо имеет право применить социальный налоговый вычет по страховым взносам, уплаченным по вышеперечисленным договорам страхования, в размере, не превышающем 3164 BYN.

Для повышения привлекательности имущественного налогового вычета, предоставляемого плательщику вме­сто фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, предлагается увеличить его размер с 10% до 20%.

В целях ускорения и оперативного использования плательщиками, имеющими право на применение социальных налоговых вычетов и имущественного налогового вычета по расходам на строительство либо приобретение жилья на территории РБ, законопроектом предусматривается внести изменения в порядок предоставления данных вычетов по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы). Указанные вычеты плательщики вправе будут получать в течение календарного года от налоговых агентов, выплачивающих такие доходы.

Примечание: в настоящее время вычеты по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы), предоставляются по окончании календарного года налоговым органом.

В рамках выполнения предписаний, содержащихся в Декрете № 7 «О развитии предпринимательства» и направленных на расширение стимулов по реинвестированию прибыли, предлагается установить две пониженные ставки подоходного налога в отношении доходов в виде дивидендов (6 и 0%) при соблюдении определенных условий. Так, если собственниками организации в течение 3-х предшествующих лет принималось решение о том, что полученная прибыль полностью идет на развитие организации, а не на выплату дивидендов, то дивиденды, полученные в текущем году, облагаются по пониженной ставке 6%. Если выплата дивидендов не производилась в течение 5 предыдущих лет, то будет применяться ставка в размере 0%.

Законопроектом устанавливаются конкретные ставки подоходного налога в отношении доходов от сдачи физическим лицам в аренду, наем жилых и нежилых помещений, машино-мест, а областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставляется право уменьшать (не более чем в 2 раза) размер этих ставок в зависимости от категории населенного пункта, в котором находится жилое и (или) нежилое помещения, машино-место, а также места нахождения этих помещений, машино-мест в пределах населенного пункта.

Примечание: в настоящее время установлены минимальный и максимальный размеры ставок подоходного налога в фиксированных суммах. Конкретные размеры ставок устанавливаются областными и Мин­ским городским Советами депутатов.

Для упорядочения особенностей исчисления, порядка и сроков уплаты подоходного налога налоговыми агентами проектом предлагается увеличить срок, за который налоговый агент вправе удержать у плательщика неудержанную или не полностью удержанную у него сумму подоходного налога или вернуть плательщику излишне удержанный подоходный налог – с 3 до 5 лет.

Примечание: данное изменение направлено на приведение главы «Подоходный налог с физических лиц» в соответствие с изменениями, вносимыми в общую часть НК, согласно которым удержание неудержанного или возврат излишне уплаченного налога осуществляется за 5 лет (вместо 3 лет).

Для физических лиц, на которых законодательством возложена обязанность по декларированию доходов, полученных ими в течение календарного года, предлагается перенести срок представления в налоговый орган налоговых деклараций по подоходному налогу с 1 на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным.

Примечание: это связано с необходимостью представления физическим лицом одновременно с налоговой декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей, который подлежит зачету при уплате подоходного налога в РБ.

С 2019 года в Беларуси заработал обновленный Налоговый кодекс. Что изменилось для физлиц

В Беларуси с 1 января обновили Налоговый кодекс. Изменения внесли как для юрлиц и индивидуальных предпринимателей, так и для физлиц. FINANCE.TUT.BY посмотрел, какие изменения внесли в Налоговый кодекс. Разобраться в новшествах помогли юристы Адвокатского бюро REVERA Екатерина Попова и Виктор Статкевич.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Перенесли дедлайн по подаче налоговой декларации

Для физлиц изменился крайний срок подачи налоговой декларации по подоходному налогу. Если раньше это нужно было сделать до 1 марта, то теперь — по 31 марта включительно. Одновременно сместили и срок уплаты подоходного налога — с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным.

Извещение физлицу или его представителю должны вручить не позже 30 апреля года.

— Декларация по подоходному налогу подается в случае получения доходов из других стран, от физических лиц и других доходов, если подоходный налог не был удержан при выплате, — отмечают юристы.

Ранее в налоговой поясняли, что это изменение решили ввести из-за необходимости представления физлицом одновременно с декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей.

Физлица смогут обращаться в любую налоговую

С этого года физлица смогут представлять налоговые декларации на бумажном носителе в любую налоговую, независимо от места своей регистрации. Раньше это можно было сделать только в налоговой по месту жительства.

Получать дивиденды станет выгоднее

Для тех физических лиц, которые являются собственниками и (или) участниками компаний, и которые долго ждали подходящего момента, чтобы распределить прибыль и получить дивиденды — этот момент настал. С 2019 года Налоговый кодекс предусматривает пониженные ставки подоходного налога при получении дивидендов.

Напомним, что в общем случае при получении дивидендов физическим лицом подоходный налог составляет 13%.

С 2019 года налог может уплачиваться либо по пониженной ставке либо такая необходимость может вообще отсутствовать:

  • если в течение 3 лет вы не распределяли прибыль своей компании, то при получении дивидендов ставка подоходного налога составит 6%
  • если в течение 5 лет прибыль компании не распределялась — при получении дивидендов от компании подоходный налог платить не надо вообще.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Увеличен размер доходов физлиц, по которым не нужно платить налог

С 2019 года увеличен размер дохода, который может быть получен физлицом в виде подарков, призов и другого. То есть этот доход не связан с осуществлением физлицом трудовых и иных обязанностей, который не облагается подоходным налогом.

Платить не нужно, если вы получили доход:

  • от других физических лиц в качестве дарения или в качестве недвижимого имущества по договору ренты бесплатно в размере, не превышающем 6569 рублей в течение года;
  • от каждой организации или ИП, являющихся основным местом работы, в размере, не превышающем 1984 рублей в течение года;
  • от каждого источника в течение года — иных организаций и ИП в размере, не превышающем 131 рубль для физических лиц не по месту основной работы;
  • от каждого источника в виде оплаты страховых услуг страховых организаций Республики Беларусь, в том числе по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, получаемые от организаций ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в том числе пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у этих ИП, а также от профсоюзных организаций членами таких организаций в размере, не превышающем 3398 белорусских рублей в течение года.

Сдавать жилье в аренду будет выгоднее

Физлица, сдающие жилые помещения, машино-места в аренду, теперь обязаны уплачивать только налог по фиксированным ставкам без доплат за то, что вы получили больше определенной суммы.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Так, если сумма дохода от сдачи жилья в наем, полученная в течение 2018 года, превысила 6116 рублей, то подоходный налог должен был быть доплачен.

С 2019 года процедура доплаты подоходного налога при превышении определенной годовой суммы Кодексом уже не установлена. То есть независимо от суммы дохода от сдачи жилья, полученного в течение 2019 года, кроме налога по фиксированным ставкам доплачивать налог не придется.

Задолженность по налогам теперь можно платить в рассрочку

В Беларуси разрешили уплачивать налоги и пени с отсрочкой платежей либо в рассрочку. К примеру, физлица могут рассчитывать на такие послабления исходя из их имущественного положения или в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Главное условие для физлиц — объекты налогообложения не должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от физлица, которое оно не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Условием пользования рассрочкой или отсрочкой
с последующей рассрочкой является уплата:

  • текущих платежей в бюджет в установленный законодательством срок;
  • платежей в погашение отсроченных и (или) рассроченных сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и процентов за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой — в срок, установленный решением о предоставлении отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой.

При этом начисление пеней на суммы задолженности по налогам, сборам
(пошлинам) будет прекращено с первого дня срока, на который
предоставляются рассрочка или отсрочка.

Раньше отсрочку или рассрочку в оплате налогов и (или) задолженности по ним предоставляют отдельные районы. И только для ИП.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Налоги для ИП в 2019 году: упрощенка без работников

Для расчета авансовых платежей и налога УСН, вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором непосредственно на этом сайте.

Упрощенная система налогообложения или упрощенка, как ее еще называют, является одним из самых популярных налоговых режимов среди ИП. Популярность ее заключается в простом порядке расчета налога, минимуме отчетности и возможности применения в отношении большинства видов деятельности.

Для расчета платежей по УСН не нужно искать информацию по дополнительным коэффициентам или размеру потенциального дохода, как это делают ИП на ЕНВД и ПСН. Также не нужно каждый месяц или квартал сдавать отчетность в ИФНС. Добавим к этому довольно высокие лимиты по доходу и численности сотрудников и получим ответ, почему упрощенка так популярна среди предпринимателей в последнее время.

В этой статье вы узнаете, какие конкретно налоги и обязательные платежи платит ИП на УСН в 2019 году без работников.

Что должен платить ИП на упрощенке в 2019 году

Предприниматель без сотрудников, применяющий УСН в 2019 году, обязан уплачивать два вида основных платежей:

  • Налоги для УСН.
  • Фиксированные страховые взносы.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляют данные платежи, как их правильно рассчитать и в какой срок необходимо уплатить. Начнем со страховых взносов ИП за себя в 2019 году.

Платежи на страхование

Все ИП, независимо от применяемой системы налогообложения, обязаны уплачивать взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Отсутствие дохода, неведение деятельности в целом или убыток не освобождают ИП от уплаты указанных платежей. Есть лишь несколько оснований, по которым предприниматель может получить отсрочку по взносам:

  • Служба в армии.
  • Уход за ребенком до 1,5 лет.
  • Уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или пожилым человеком (старше 80-лет).
  • Проживание вместе с супругом, проходящим службу по контракту, в местности, где нет возможности работать.
  • Проживание за границей с супругом, направленным в диппредставительство, консульство или постоянное представительство РФ в иностранном государстве и т.д.

Виды и размер страховых взносов ИП на УСН

  • Отчисления на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 29 354 рублей.
  • Отчисления на обязательное медицинское страхование (ОМС) – 6 884 рублей
  • Взнос с превышения дохода свыше 300 тыс. р. – 1% с разницы между доходом и 300 тыс. рублей.

Общий размер взносов на страхование ИП за себя в 2019 году составляет 36 238 рублей. Отчисления на соцстрахование остаются на усмотрение предпринимателя.

Напомним, что до 2018 года расчет взносов производился, исходя из размера МРОТ, установленного на текущий год. Сейчас сумма отчислений на страхование прописана в НК РФ сразу на три года и рассчитывать ее самостоятельно не нужно.

Сроки уплаты платежей на ОПС и ОМС

Последний день уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС – 31 декабря текущего года. ИП может перечислить всю сумму данных платежей единовременно или разбить ее по кварталам, как ему будет удобно. Закон его в этом никак не ограничивает.

Срок уплаты взноса с превышения дохода свыше 300 тыс. рублей немного больше – до 1 июля года, следующего за тем, в котором ИП получил доход, превышающий указанный лимит. Тут закон также не ограничивает предпринимателя. Он может уплатить сумму данного взноса сразу, как его доход превысил 300 тыс. рублей, или дождаться окончания года. Разобравшись со страховыми взносами, рассмотрим, какие налоги платит ИП на УСН.

Упрощенная система налогообложения для ИП в 2019 году предусматривает уплату лишь одного налога – единого. В связи с этим ИП, применяющие данный режим, освобождены от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущества за некоторыми исключениями.

К таким исключениям относится:

  • НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию РФ, при выставлении контрагенту счет-фактуры с выделенной суммой налога и в случаях, установленных ст. 160 и 174.1 НК РФ.
  • Налог на имущество, уплачиваемый в случае включения недвижимости ИП в региональный перечень. В данном списке власти субъекта РФ указывают объекты, налоговая база по которым рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости (ТЦ, административно-деловые центры и помещения в них).

Порядок и особенности расчета налога на УСН в 2019 году зависят от того, какой объект выбран: «Доходы» или «Доходы минус расходы».

УСН 6% (объект «Доходы»)

Индивидуальные предприниматели, выбравшие объект «Доходы», рассчитывают налог исходя из полученного дохода по следующей формуле:

(Доход х 6%) – страховые взносы – уплаченные авансовые платежи

Пример расчета налога для ИП в 2019 году (упрощенка 6 % без работников)

Расчет аванса за 1 квартал

– Доход за 1 квартал – 865 000 р.

– Страховые взносы, уплаченные в 1 квартале – 9 059 р.

Сумма авансового платежа к уплате за 1 квартал: (865 000 х 6%) – 9 059 = 42 841 рублей.

Расчет аванса за полугодие

– Доход за полугодие (1 квартал + 2 квартал) – 1 300 000 р.

– Страховые взносы за полугодие – 18 118 р.

Сумма авансового платежа к уплате за полугодие: (1 300 000 х 6%) – 42 841 – 18 118 = 17 041 рублей.

Расчет аванса за 9 месяцев

– Доход за 9 месяцев – 1 920 000 р.

– Страховые взносы за 9 месяцев – 27 177 р.

Сумма авансового платежа к уплате за 9 месяцев: (1 920 000 х 6%) – 42 841 – 17 041 – 27 177 = 28 141 рублей.

Расчет налога за год

– Доход за год – 2 780 000 р.

– Страховые взносы за год – 36 238 р.

Сумма налога к уплате за год: (2 780 000 х 6%) – 42 841 – 17 041 – 28 141 – 36 238 = 42 539 рублей.

Особенности расчета налога на УСН 6% для ИП в 2019 году:

  1. Нет дохода – ничего платить не нужно. Если в отчетном периоде у предпринимателя не было никаких доходов, то ничего в бюджет платить не нужно. Связано это с тем, что платеж по УСН рассчитывается исходя из полученного дохода, а раз его нет – платить налог не с чего.
  2. Расчет платежей производится нарастающим итогом. При расчете налога на УСН доход берется за весь год, а не за отдельный квартал.
  3. Получен убыток – налог все равно придется уплатить. Если ИП в отчетном период вышел в убыток (расходы превысили доходы) ему все равно придется уплатить 6% от суммы полученного дохода. При этом учесть убыток при расчете налога в следующем году (как это могут ИП на УСН 15%) предприниматель не сможет.
  4. Страховые взносы можно учесть при расчете налога. Как было сказано выше, налог и авансы по УСН 6% ИП может уменьшить на взносы за себя в полном размере, если в 2019 году он вел деятельность без работников. Предприниматели, имеющие наемных сотрудников, также могут снизить платеж по УСН на взносы за себя и сотрудников, но не более 50% от суммы налога.

УСН 15% (объект «доходы минус расходы»)

ИП на УСН 15% рассчитывают налог с разницы между доходами и расходами по следующей формуле:

(Доходы – Расходы) х 15%

Пример расчета налога на УСН 15% ИП без работников

Расчет аванса за 1 квартал

– Доход за 1 квартал – 1 250 000 р.

– Расход за 1 квартал – 980 000 р.

Сумма аванса, подлежащая уплате за 1 квартал: (1 250 000 – 980 000) х 15% = 40 500 рублей.

Расчет аванса за полугодие

– Доход за полугодие (1 квартал + 2 квартал) – 1 870 000 р. – Расход – 1 400 000 р.

Сумма аванса к уплате за полугодие: (1 870 000 – 1 400 000) х 15% – 40 500 = 30 000 рублей.

Расчет аванса за 9 месяцев

– Доход за 9 месяцев – 2 620 000 р.

– Расход – 2 120 000 р.

Сумма аванса к уплате за полугодие: (2 620 000 – 2 120 000) х 15% – 40 500 – 30 000 = 4 500 рублей.

Расчет налога за год

– Доход за год – 3 790 000 р.

– Расход – 3 100 000 р.

Сумма аванса к уплате за полугодие: (3 790 000 – 3 100 000) х 15% – 40 500 – 30 000 – 4 500 = 28 500 рублей.

Особенности расчета налога на УСН 15% для ИП в 2019 году:

  1. Получен убыток – нужно уплатить «Доходы», минимальный налог. Если ИП получил убыток, ему необходимо будет уплатить минимальный налог – 1% с полученного дохода. Сумму убытка и минимального налога предприниматель сможет включить в расходы в следующем году.
  2. Если налог, рассчитанный с разницы меньше 1% с дохода – придется уплатить минимальный налог. Рассчитывая платеж по УСН в обычном порядке (с разницы между доходом и расходом) необходимо всегда сравнивать его с минимальным налогом. Платит ИП на УСН тот платеж, что выше.
  3. Расчет платежей нарастающим итогом. При расчете налога доходы и расходы берутся за весь год, а не за отдельный квартал.
  4. Страховые взносы включаются в расходы. При расчете налога на УСН 15% ИП может включить в расходы страховые взносы, уплаченные в 2019 году за себя и своих сотрудников. Ограничение в 50% в данном случае не действует.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей на УСН

В течение года предприниматель должен уплатить 3 авансовых платежа по итогам каждого отчетного периода и налог по итогам года.

Таблица № 1. Налоги ИП на УСН и сроки их уплаты

Что изменится в налоговой системе Беларуси в 2019 году

В Беларуси завершается работа по комплексной корректировке Налогового кодекса, главная цель которой — совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки. Проект обновленного Налогового кодекса принят Палатой представителей во втором чтении.

Во время онлайн-конференции эксперты рассказали о новых подходах к организации работы налоговых органов и ответили на вопросы посетителей сайта БЕЛТА.

Вопросы конференции

Приблизительно в это время год назад глава государства дал поручение подготовить новую редакцию Налогового кодекса. В первую очередь необходимо было сделать его более понятным для плательщиков, принять меры по улучшению налогового администрирования, стимулированию инвестиционной деятельности, что вытекало из норм декрета №7 «О развитии предпринимательства». Была проведена обширная, плодотворная работа над новой редакцией. Определены формат внесения этих изменений, двухуровневая система отработки и принятия решений. Была сформирована рабочая группа на уровне Министерства финансов, которая включала представителей всех заинтересованных сторон, в том числе отраслевых министерств и концернов, представителей всех бизнес-союзов, бухгалтеров, юристов-практиков, аудиторов. В этой работе активное участие принимал парламент.

Если говорить о конкретных мерах, то новой редакцией Налогового кодекса предусмотрено увеличение в 1,5 раза размера инвестиционного вычета по налогу на прибыль, снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения на потребление полученной прибыли в течение трех лет. Полное освобождение от налогообложения в случае нераспределения прибыли на эти цели в течение пяти лет.

Плательщикам предоставляется право при исчислении налога на прибыль учитывать некоторые виды затрат, которые в настоящее время не учитываются при налогообложении. Предусмотрено право включать в состав внереализационных доходов резервы по сомнительным долгам. Одновременно с этим у плательщиков налога на прибыль появляется возможность учитывать отдельные виды внереализационных расходов по факту поступления денежных средств.

В рамках снижения налоговой нагрузки предусмотрено освобождение вновь построенных объектов и земельных участков, на которых они расположены, от имущественных налогов в первый год их эксплуатации с применением понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в последующие четыре года. Предусмотрено исключение из списка объектов обложения налогом на недвижимость объектов сверхнормативного незавершенного строительства, отмена повышающего коэффициента к ставкам земельного налога за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. Предусмотрена отмена права местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам, а также земельного налога за земельные участки, занятые такими объектами.

Для субъектов, которые применяют упрощенную систему налогообложения, в частности, для индивидуальных предпринимателей, реализовано предложение по увеличению более чем в 2 раза критерия валовой выручки для применения этого особого режима налогообложения. Для ИП при применении общего порядка и упрощенной системы налогообложения с 1 января 2019 года предусматривается возможность учета доходов, выручки не только по методу оплаты, но и по методу начисления. Дополнительно в отношении ИП, осуществляющих реализацию потребителям работ и услуг, введен принцип добровольности уплаты единого налога.

Кодекс содержит ряд изменений, которые коснутся и физических лиц. Так, в отношении доходов от сдачи иным физическим лицам в аренду, внаем жилых и нежилых помещений, машино-мест предусматривается уплата подоходного налога в фиксированных суммах независимо от величины таких доходов. Расширен перечень категорий, имеющих право на получение стандартного налогового вычета по подоходному налогу. Воспользоваться данным правом теперь смогут родители, супруг, супруга, опекун или попечитель, которые осуществляют уход за инвалидами I и II группы старше 18 лет. Отменено ограничение суммы расходов на уплату страховых взносов страховым организациям Беларуси по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов для предоставления социального налогового вычета. Реализован экстерриториальный принцип обслуживания плательщиков — физических лиц — позволяющий обращаться в любой налоговый орган.

Особое внимание при подготовке новой редакции кодекса уделено вопросам упрощения налогового администрирования. Изменены подходы к приостановлению операций по счетам плательщиков, имеющих задолженность по текущим платежам в бюджет. Речь идет о делении плательщиков на группы по степени риска. Дополнительно к залогу и поручительству введен новый способ обеспечения исполнения налогового обязательства — банковская гарантия. Усовершенствован порядок взыскания дебиторской задолженности, изменены подходы к начислению пеней в части их ограничения суммой, доначисленной по результатом проверок налога. С 3 до 5 лет увеличен период для зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов и пошлин.

Один из вопросов, который вызвал достаточно бурную дискуссию, — отмена повышающих коэффициентов к ставке имущественных налогов, которые сегодня местные Советы депутатов имеют право реализовывать на соответствующих административно-территориальных единицах. Сегодня это право предусматривает возможность увеличить стандартные ставки налога на недвижимость и налога на землю до 2,5 раза. При обсуждении вопроса бизнес-союзы и представители реального сектора экономики выходили с предложениями о том, чтобы это право ограничить и вернуться к размеру таких повышающих коэффициентов, который применялся до определенного времени. То есть повышать ставки этих налогов не более чем в 2 раза. Принято компромиссное, в некоторой степени отлагательное решение, — с 2020 года размер этих повышающих коэффициентов будет снижен с 2,5 до 2 раз.

Кроме этого, Налоговый кодекс претерпел структурные изменения для улучшения восприятия его положений. Введена статья, посвященная терминам и определениям, которые используются во всей редакции Налогового кодекса. В особенной части кодекса все налоги выстроены по строго определенной иерархии, которая соответствует утвержденным элементам налогообложения. Уточнены принципы налогообложения, введен принцип презумпции добросовестности плательщика.

Немало новшеств предусматривается по налоговому администрированию. Все это делается для того, чтобы нашим плательщикам было проще исчислять и платить налоги. Чтобы, когда плательщик нарушил налоговое законодательство, налоговые органы своими действиями не доводили его до процедуры банкротства, когда мы говорим о приостановлении операций. Чтобы он мог продолжать свою деятельность и мы своими действиями, например, размером доначисленной пени, не создавали излишние обременения для него. Мы стараемся выстроить методы налогового администрирования таким образом, чтобы это негативно не влияло на деятельность плательщика и налоги поступали в бюджет от него в добровольном порядке.

Вопрос дедолларизации — один из основных. Ей уделяется много внимания. Соответствующую политику проводит Национальный банк. Мы в свой части тоже ответственно относимся к этому вопросу и видим необходимость ухода от привязки к иностранным валютам, в том числе в налоговой системе.

Вопросы дедолларизации кодексом затрагиваются не первый год. В этой редакции мы максимально подошли к решению этого вопроса в налоговой системе. Мы не видим необходимости предусматривать возможность уплаты в иностранной валюте. Все субъекты, в том числе и нерезиденты, могут реализовать свои налоговые обязательства через уплату налогов в национальной денежной единице — с учетом нынешнего развития банковских услуг, соответствующих сервисов, политики на валютном рынке, которую проводит Национальный банк по возможности свободного приобретения и продажи валюты.

Дополнительно к этому мы перевели те немногие ставки налогов, которые у нас были выражены в иностранной валюте, в белорусские рубли. Это налоги касаются узкого сегмента субъектов, они связаны с добычей сырьевых ресурсов — на добычу нефти и калийной соли.

Единственную возможность, которую мы оставили в кодексе для нерезидентов (как физических лиц, так и организаций), — уплата в иностранной валюте государственной пошлины. Это не системный, а разовый налоговый платеж, связанный с осуществлением каких-то процедур или юридически значимых действий. Например, получение каких-либо разрешений, обращение в суд. Мы с учетом обсуждения этого вопроса такую возможность сохранили. Но это будут единичные случаи. В целом налоговая система поставленную перед ней задачу дедолларизации выполняет.

В процессе обсуждения Налогового кодекса вставал вопрос о предоставлении возможности уплаты НДС в валюте для иностранных юридических лиц, которые оказывают электронные услуги физическим лицам в электронной форме. Причем не сами нерезиденты, а эксперты, которые работали над новой редакцией НК, предложили рассмотреть такую возможность. Но в ходе дискуссии мы пришли к выводу, что сегодня резидент или нерезидент может находиться и в США, и в Великобритании, и в Гонконге, и в Австралии. В какой валюте разрешить ему платить налог? Ему все равно нужно будет свою национальную валюту пересчитывать в доллары США перед тем как перечислять в белорусский бюджет. Ему же гораздо проще сразу конвертировать, например, гонконгские доллары в белорусские рубли и зачислить их в бюджет. Здесь оптимального варианта нет. Мы проанализировали практику этого года — трудностей с перечислением налогов в бюджет в белорусских рублях не возникает. Поэтому мы сохранили действующую норму. В том числе и потому, что от самих нерезидентов предложений не следовало.

Этот вопрос пока находится в проработке. Дело в том, что наши взаимоотношения по косвенным налогам урегулированы Договором о ЕАЭС, в соответствующем приложении. И в нем электронные услуги не упомянуты. Мы вынесли этот вопрос на Консультативный совет, на площадку ЕАЭС, чтобы с нашими партнерами по союзу, в первую очередь с россиянами, договориться, как мы будем этот налог взимать. Хотим закрепить в ЕАЭС необходимый порядок, механизм. Сделать это нужно, поскольку это одно из перспективных направлений, один из быстроразвивающихся видов бизнеса. Пока мы в процедуре переговоров. Как только о чем-то договоримся, сразу эту информацию разместим для наших плательщиков.

При обсуждении возможного изменения структуры Налогового кодекса мы исходили из того, чтобы систематизировать документ, сделать его понятнее. Думаю, плательщики достаточно быстро поймут те структурные изменения, которые произошли. Все налоги у нас изложены в одинаковой иерархии, то есть в соответствии с теми элементами системы налогообложения, которые перечислены в Общей части Налогового кодекса. Это плательщики, налоговая база, объект налогообложения, налоговая ставка, льготы по налогу, сроки и порядок уплаты.

Кроме того, для улучшения применения и восприятия Налогового кодекса мы ввели отдельную главу, которая посвящена используемым терминам и определениям. Эти термины и определения будут универсальными практически для всех налогов, которым посвящена последующая Особенная часть. Таким образом, мы исключили подход, который использовался в прежней редакции Налогового кодекса, когда для каждого налога давались определенные понятия. Мы практически полностью реализовали эту задумку, обобщили все эти понятия, систематизировали, согласовали их с другими отраслями права.

Думаю, что адаптация пройдет достаточно быстро, тем более что работа над Налоговым кодексом была публичной. Все те наработки и решения, которые принимались на уровне рабочих групп, озвучивались и были в открытом доступе для плательщиков и для общественности, размещались на сайтах Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов. Бизнес-сообщество тоже своевременно получало эту информацию, чтобы с членами своих ассоциаций обсуждать изменения, знакомить с ними для целей последующего практического применения.

— Принципиальных новшеств по налогу на добавленную стоимость новая редакция Налогового кодекса не содержит, но мы кардинально изменили структуру этой главы. Исходили из того, что в главе должны быть обозначены все элементы налогообложения — плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты, ставки налогов, какие подтверждения должны быть, когда применяется нулевая ставка налогов, когда товары, работы, услуги оказываются на экспорт, как исчисляется окончательно налог на добавленную стоимость. Есть отдельная статья, которая говорит о том, как возвращается НДС. Действительно, элементов очень много. Сама структура налога и порядок его уплаты таковы, что написать его простым языком невозможно.

Наши граждане налог на добавленную стоимость не исчисляют, его исчисляют субъекты хозяйствования. Этим занимаются бухгалтера, которые имеют специальное образование в сфере налогообложения, бухучета, и для них эти механизмы понятны. Мы отрабатывали эту главу с бизнес-сообществом, с бухгалтерами, советовались с ними, как ее изложить, чтобы практикам было понятно.

— НДС — это один из таких налогов, которые непосредственно связаны с бухгалтерским учетом, на практике с ним сталкиваются профессиональные бухгалтеры. Одно из основных упрощений, касающихся этого налога, заключается в следующем: мы, насколько это возможно, постарались сблизить налоговый и бухгалтерский учет для целей его исчисления. Для этих целей в новой редакции кодекса унифицировали такие понятия, как определение момента реализации и т.п. Бухгалтер, ведя бухгалтерский учет, благодаря достигнутой автоматизации этого процесса, без труда сформирует такие элементы, как распределение налоговых вычетов и др. Нам существенно удалось продвинуться в вопросах ведения одновременно и налогового, и бухгалтерского учета.

Сегодня состав и структура налогов в Беларуси соответствует общепринятым стандартам. В стране проводится политика по либерализации предпринимательской деятельности, до 2020 года действует мораторий на введение новых ставок налогов. Для снижения действующих ставок мы должны задействовать внутренние резервы налоговой системы. Необходимо получить общее увеличение налоговых доходов и за счет этого сократить ставки конкретных налогов.

В первую очередь может быть организована работа по отмене неэффективных налоговых льгот, которая даст соответствующее поступление в бюджет. Расширение налоговой базы произойдет за счет увеличения количества вновь создаваемых плательщиков, роста активов, которые будут вовлекаться в экономический оборот. Этому будет способствовать также поддержание на достаточно высоком уровне темпов экономического роста. В нашей стране налоги связаны с ростом экономики, они взимаются с создаваемой добавленной стоимости. И чем больше такой стоимости создается, больше растет ВВП, тем больше получает и налоговая система. Ускоренный экономический рост тоже может дать дополнительные поступления в бюджет, за счет чего мы можем рассматривать возможность снижения конкретных ставок налогов.

Те меры, которые мы предполагаем обсудить в ближайшие годы, касаются возможности реформирования налога на прибыль, совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость. У нас есть вопросы по тем ограничениям, которые сегодня действуют в налоге на добавленную стоимость в отношении налоговых вычетов. Мы предполагаем, что можем обсудить реформу определения объекта налогообложения имущественных налогов, в первую очередь налога на недвижимость. Предполагается уйти от применения остаточной стоимости, которая числится в бухгалтерском учете соответствующих объектов налогообложения, и перейти к их рыночной оценочной стоимости, так называемой кадастровой оценки. Эта мера повысила бы справедливость налогообложения. К примеру, от тех объектов, которые имели бы большую рыночную стоимость, мы бы получали больше доход. А для плательщиков, располагающих объектами, которые морально и физически устарели или нуждаются в модернизации, налогообложение бы уменьшилось.

Что касается Фонда социальной защиты, то сегодня он не включен в налоговую систему. Но вопрос актуальный и прежде всего связан с необходимостью обеспечения сбалансированности фонда — его доходов и расходов. Помимо налоговой ставки может быть задействован ряд инструментов. Для этого нужно комплексное и системное рассмотрение данного вопроса, начиная с места платежа, как мы его дальше видим и позиционируем. Надо решить, будет ли налоговый платеж или они будут осуществляться в виде страховых взносов, как сейчас. Соответственно, от принятия этого решения с учетом анализа ситуации, в частности, демографической, которая влияет на доходы и расходы фонда, могут вырабатываться последующие решения по возможным изменениям в том числе и ставки. Но в принципе такая работа не исключается.

Если мы говорим о налоговых платежах, то еще один из резервов — рассмотреть вопрос об отмене пониженных ставок. И в целом понизить общие ставки по основным налогам. Вы знаете, что есть 10%-ная ставка на продукты питания, детскую одежду. Если мы найдем резервы отменить пониженную ставку, то в целом это даст возможность снизить для всех общую ставку — это тоже одно из направлений, по которому можно будет двигаться.

Когда глава государства давал поручение, было сказано, что такая налоговая реформа на данном этапе не должна привести к существенному сокращению налоговых доходов, то есть поступлений в бюджет. Новая редакция Налогового кодекса больше посвящена мерам налогового администрирования, то есть это в первую очередь административная налоговая реформа.

Тем не менее в кодексе реализованы системные меры по снижению налоговой нагрузки. Одновременно кодекс предусматривает индексацию действующих ставок налогов, где в ряде случаев происходит расширение налоговой базы. За счет этого мы сегодня практически выходим на баланс. Для отдельных плательщиков произойдет снижение налоговой нагрузки за счет тех мер, которые я перечислял, но в целом за счет расширения налоговой базы, индексации налоговых ставок налоговые доходы не увеличатся и не сократятся — они остаются практически в тех пределах, которые у нас были заложены в бюджет текущего года.

Министерство по налогам и сборам провело достаточно серьезную аналитическую работу в той части, которая касается взимания единого налога с предпринимателей. По результатам этой работы предложены системные изменения. В целом они оцениваются как улучшение условий работы индивидуальных предпринимателей с 2019 года.

Об отличиях от действующей системы. Первое нововведение — возможность плательщиков единого налога — ИП — самостоятельно выбрать налоговый режим. Если сегодня этот единый налог для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются определенными работами или оказывают отдельные виды услуг, является обязательным, то со следующего года они получат возможность выбрать тот налоговый режим, который их устраивает: может быть сохранен режим уплаты единого налога, может быть выбрана упрощенная система налогообложения либо плательщик может перейти на общую систему уплаты подоходного налога.

При этом в отношении ставок налогов было реализовано изменение, которое касается пересмотра механизма их установления. Сегодня в действующей редакции Налогового кодекса предусмотрены коридоры ставок единого налога, в рамках которых местные Советы депутатов непосредственно по видам деятельности устанавливают конкретные ставки на своей территории: установлены минимальная и максимальная ставки, и в этом коридоре выбирается ставка, которая будет действовать на соответствующей территории. С 2019 года эти коридоры будут упразднены, Налоговым кодексом утверждаются единые ставки единого налога, которые будут дифференцированы по территориям (город Минск; областные центры; районные центры и города районного подчинения; сельская местность). В Минске ставки выше, далее они по ниспадающей уменьшаются. Дополнительно местные Советы депутатов могут сократить предложенные ставки налогов до 2 раз (увеличивать нельзя).

Это два существенных нововведения, которые, с нашей точки зрения, значительно улучшают положение индивидуальных предпринимателей.

Это актуальный вопрос. Предложенная редакция Налогового кодекса предусматривает снижение ставок акцизов на автомобильное топливо по сравнению с действующими на 25%. Это вынужденная мера для возможной адаптации рынка и нефтеперерабатывающих заводов к налоговому маневру. Второй его этап Россия будет реализовывать с 2019 года. Беларусь формировала проект бюджета по консервативному сценарию. То есть учитывала, что в условиях реализации второго этапа налогового маневра придется функционировать без возможной компенсации наших потерь со стороны Российской Федерации.

Сегодня процесс переговоров с российской стороной по этому вопросу не завершен. Тем не менее ставки акцизов у нас на 25% будут снижены. Независимо от того, будет ли решен вопрос с компенсацией, эта мера останется. Она позволит в условиях достаточно серьезной волатильности мировых цен на нефть снять напряжение на внутреннем рынке. Сейчас концерн «Белнефтехим» из-за стоимости нефти вынужден с определенной периодичностью повышать цены на топливо. В следующем году 25-процентное снижение позволит более гибко реагировать на изменения рынка.

Что касается последующих лет, то в принципе все будет зависеть от результатов переговоров с Россией. Если они не будут положительными, то у нас остается несколько инструментов по адаптации к функционированию в новых условиях. Прежде всего это цены внутреннего рынка и ставки акцизов. С учетом, что у нас открытый рынок с Россией, вопросу цен на внутреннем рынке уделяется достаточно большое внимание. Учитывается и социальный фактор. Не исключено, что механизм по снижению ставок акцизов будет задействован и в последующем. Не исключаю, что при самом неблагоприятном развитии ситуации мы можем подойти к тому, что ставки акцизов обнулим.

На сегодняшний день статус налогового консультанта получили более 300 человек.

Сейчас подготовлен проект указа, который предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели, которые работали на аутсорсинге и оказывали бухгалтерские услуги, но не получили к 1 января 2019 года статус налогового консультанта, смогут продолжить оказание этих услуг.

Проект прошел согласование и внесен в Совет Министров. Документ предварительно прорабатывался в том числе с Администрацией Президента. Полагаю, что после соответствующих процедур и криминалистической экспертизы он будет представлен главе государства.

Еще статьи:

  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Арбитражный суд москвы московского округа MosOpen.ru — Электронная Москва Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Как оформить картины в наследство Наследственные споры Телефон для связи с адвокатом 8(985)765-11-32; 8(495)730-55-61 (рабочее время). Если юрист не отвечает на Ваш звонок, значит в данный момент он занят и перезвонит при первой возможности. […]
  • Реквизиты для оплаты госпошлины в суд за развод Госпошлина за расторжение брака через суд Бракоразводный процесс — тяжелая и длительная процедура. При расторжении брака, супругам необходимо подавать заявление в ЗАГС или в суд. Выбор инстанции для получения […]
  • Доверенность на право управлением авто Доверенность на право управлением авто Образец доверенности на право управления транспортным средством, выданной юридическим лицом ДОВЕРЕННОСТЬ на право управления транспортным […]
Подоходный налог для ип в 2019 году в рб
Другие публикации:  Журнал независимый библиотечный адвокат официальный сайт