ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Федеральный закон № 199 существенно расширил круг полно­мочий органов местного самоуправления в области культуры. Соот­ветствующие изменения были внесены как в Федеральный закон № 131, так и в Основы законодательства РФ «О культуре» от 9 ок­тября 1992 г. и ряд других законодательных актов в данной сфере.

Статья 40 Основ законодательства о культуре была изложена в новой редакции и теперь содержит дифференцированный перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, муници­пальных районов и городских округов. Все названные органы впра­ве осуществлять:

■ организацию библиотечного обслуживания населения, ком­плектование библиотечных фондов библиотек;

■ создание условий для организации досуга и обеспечение жите­лей услугами организаций культуры;

■ содержание музеев и создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художест­венных промыслов;

Органам местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов было предоставлено право на созда­ние музеев названных муниципальных образований. В Федераль­ный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. должны быть также вне­сены необходимые изменения и дополнения. На сегодняшний день этот закон упоминает лишь о праве органов местного самоуправле­ния оказывать поддержку негосударственной части Музейного фон­да России и негосударственным музеям в пределах своих полномо­чий, а также об их ответственности за несоблюдение положений музейного законодательства.

Полномочия органов местного самоуправления, названные вы­ше, конкретизируются в специальных законодательных актах феде­рального и регионального уровней. Приведем несколько примеров. Федеральный закон «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. предусматривает право органов местного самоуправления учреждать библиотеки. Муниципальные библиотеки названы одним из основ­ных видов библиотек. Органы местного самоуправления могут осу­ществлять регистрацию частных собраний документов, которые вклю­чают особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятни­кам истории и культуры. Регистрация таких собраний дает владельцу право на поддержку со стороны государства для обеспечения их сохранности.

Органы местного самоуправления поселений, являющихся ад­министративными центрами муниципальных районов, и органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ве­дущей универсальной библиотеке статус центральной районной (го­родской) библиотеки. Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям наиболее полное универ­сальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и ока­зывать методическую помощь библиотекам. Статус центральных му­ниципальных библиотек регулируется также законами и иными нор­мативными актами субъектов РФ. Так, Закон Омской области «О библиотечном деле в Омской области» от 16 июля 1996 г. предусмат­ривает, что органы местного самоуправления Омской области могут учреждать специальные центральные муниципальные библиотеки по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других). В 2005 г.

Полномочия органов местного самоуправления в области под­держки народных художественных промыслов должны быть кон­кретизированы в Федеральном законе «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 г. Названные промыслы представляют собой одну из форм народного творчества, деятельность по созда­нию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в опреде­ленной местности. Субъекты РФ устанавливают места традицион­ного бытования народных художественных промыслов. Земли, на которых расположены данные места, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения. На территории Омской области указанные вопросы решаются в порядке, предусмотренном Законом Омской области «О народных художественных промыслах в Омской области» от 5 мая 2004 г., а также принятыми на его основе норма­тивными актами.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления уста­навливает Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. В частности, муниципальными нормативными актами может устанавливаться порядок финансирования мероприя­тий по сохранению, популяризации и государственной охране объ­ектов культурного наследия за счет средств, получаемых от исполь­зования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный ре­естр. Порядок включения объектов культурного наследия в единый реестр определяется названным федеральным законом. Объект куль­турного наследия, имеющий местное значение, включается в реестр в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе устанавливать льготную арендную плату и ее размеры в отно­шении объектов культурного наследия, находящихся в муниципаль­ной собственности. Для заключения договора аренды необходимо охранное обязательство пользователя, которое может оформляться местной администрацией муниципального образования.

Названные полномочия конкретизируются в Федеральном зако­не «О физической культуре и спорте» от 29 апреля 1999 г., который предусматривает взаимодействие различных органов и организаций в данной сфере. Его участниками названы и органы местного само­управления. Одним из основных направлений такого взаимодейст­вия можно считать совместную реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта, а также разработку анало­гичных региональных программ совместно с органами местного самоуправления. В этих программах может предусматриваться: по­вышение качества физического воспитания в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодеж­ных и спортивных лагерях; вовлечение граждан в систематические занятия физической культурой и спортом; пропаганда знаний об эффективности использования физических упражнений в профи­лактике и лечении заболеваний и совершенствование врачебного контроля за гражданами, занимающимися физической культурой и спортом; расширение и реконструкция действующих и строительст­во новых спортивных сооружений и т.д.

Муниципальные программы развития физической культуры и спорта могут предусматривать создание условий для занятий физиче­ской культурой граждан по месту жительства и в местах массового отдыха. Например, в г. Омске в 2005 г. в рамках программы «Спор­тивный город» создано более 40 дворовых мини-стадионов. Ежегодно открывается 10—15 спортивных площадок в разных административ­ных округах, стоимость каждой из которых составляет от 500 тыс. до 1,5 млн руб. В городе получил развитие массовый спорт. В сентябре 2005 г. на старт «Кросса наций» вышли 25 тыс. человек.

Немаловажным является применение механизмов социального партнерства в области содействия физической культуре и спорту: эти вопросы могут включаться в соглашения по социальным про­блемам и охране труда. Инициатива такого рода может исходить от органов местного самоуправления. Организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования, при исчислении им налога, подлежащего уплате в местный бюджет, мо­гут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на созда­ние, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий.

Органы местного самоуправления с участием органов исполни­тельной власти субъектов РФ в области образования, физической

Федеральное законодательство закрепляет права спортсменов- любителей (физкультурников), реализация которых осуществляется посредством установления соответствующих обязанностей иных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и созда­ваемых ими организаций. В частности, им предоставлено право бесплатно пользовать муниципальными физкультурно-оздоровитель­ными и спортивными сооружениями в период спортивных соревно­ваний; получать денежную компенсацию по основному месту рабо­ты, службы, учебы, если это предусмотрено нормативными право­выми актами органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления, как и органы государствен­ной власти, другие органы и организации, могут выплачивать за счет собственных бюджетов ежемесячное денежное содержание вы­дающимся спортсменам — олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, имеющим почетные звания, входящим или входив­шим в состав сборных команд Российской Федерации либо сборных команд СССР по различным видам спорта, их тренерам.

Органам местного самоуправления могут принадлежать физкуль­турно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические со­оружения местного значения. Содержание и ремонт таких сооруже­ний по месту жительства граждан, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляются в порядке, определенном муниципальны­ми правовыми актами. Органы местного самоуправления могут регу­лировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спор­тивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу або­нементов гражданам на пользование такими сооружениями, разре­шать проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возрас­та, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обу­чающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов.

Компетенция органов местного самоуправления в области физи­ческой культуры и спорта устанавливается также нормативными ак­тами субъектов РФ. Так, Закон Омской области «О физической культуре и спорте в Омской области» от 11 июля 1995 г. наделяет органы местного самоуправления полномочиями по формированию

Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Другие публикации:  Штраф что значит поверка действительна до

В соответствии со ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I [1] культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям во многом зависит от того, насколько население обеспечено услугами учреждений культуры — библиотек, театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, кинотеатров, насколько многообразны эти учреждения культуры по характеру деятельности (драматические, музыкальные, детские театры, государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки предприятий, учреждений, организаций и др.), форме собственности и т. д.

Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальных образованиях всегда относилось к вопросам местного значения, ответственность за реализацию которых возлагается на органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органы местного самоуправления разных видов муниципальных образований вправе решать разные вопросы местного значения в области культуры. Наибольший объем полномочий в этой сфере принадлежит поселениям и городским округам (табл. 18).

Дополнительные права по осуществлению деятельности в рассматриваемой сфере перечислены в ст. 14 [1] , 15′ и 16′ Федерального закона № 131-ФЗ (табл. 19).

В соответствии со ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

  • — организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
  • — создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • — сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного

Вопросы местного значения в области культуры для разных видов муниципальных образований*

§ 2. Полномочия в сфере культуры

Городские, сельские поселения (ст. 14)

Муниципальные районы (ст. 15)

Городские округа (ст. 16)

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения

19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры

19′) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения,расположенных на территории поселения

18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа

* Нумерация пунктов приводится в соответствии с текстом ст. 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ.

Окончание табл. 18

Городские, сельские поселения (ст. 14)

Муниципальные районы (ст. 15)

Городские округа (ст. 16)

13′) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении

19 2 ) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района

17 1 ) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения

17) формирование архивных фондов поселения

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений

22) формирование и содержание муниципального архива

Глава 16. Полномочия в социально-культурной сфере

Дополнительные права разных видов муниципальных образований в области культуры, не отнесенные к вопросам местного значения*

§ 2. Полномочия в сфере культуры

Городские, сельские поселения (ст. 14 1 )

Муниципальные районы (ст. 15′)

Городские округа (ст. 16′)

1) создание музеев поселения

1) создание музеев муниципального района

1) создание музеев городского округа

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения

4) создание условий для осуществления деятельности,связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района

6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа

7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения

5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района

7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа

* Нумерация пунктов приводится в соответствии с текстом ст. 14 1 , 15 1 и 16 1 Федерального закона № 131-ФЗ.

наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

— создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

  • — организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
  • — создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
  • — создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

  • — организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
  • — создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
  • — сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
  • — создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Услуги по организации досуга и обеспечению массового отдыха населения традиционно оказывают учреждения культуры.

Под организацией культуры в соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства [3] понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. В п. 8 указанного Положения сказано, что деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Органы местного самоуправления могут выступать учредителями организаций культуры (ст. 41 Основ законодательства Российской Федерации о культуре). Муниципальные организации культуры традиционно представлены:

  • — библиотеками, объединенными в централизованные библиотечные системы;
  • — клубами различных типов (дома и дворцы культуры, сельские клубы, центры культуры и досуга, национально-культурные центры, дома народного творчества, дома ремесел, дома фольклора, молодежные культурные центры, передвижные центры культуры и досуга);
  • — краеведческими и мемориальными музеями;
  • — детскими школами искусств, музыкальными, художественными и хореографическими школами;
  • — парками культуры и отдыха;
  • — кинотеатрами и киноконцертными залами;
  • — выставочными залами и галереями;
  • — муниципальными творческими коллективами [4] .

По итогам всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. Из выделенных на основании репрезентативной выборки опрошенных 87% считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга.

Другие публикации:  Налог на материнскую помощь

Полномочия муниципальных образований в сфере культуры могут быть реализованы путем создания организаций культуры различных типов и организационно-правовых форм, а также путем содействия иным организаторам за счет средств бюджета муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [5] объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения (ст. 4 названного Закона):

  • — объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историке-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • — объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;
  • — объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Согласно ст. 9 3 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

  • 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
  • 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
  • 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Органы местного самоуправления вправе воспользоваться нормами ст. 59 названного Закона, которая позволяет придать поселению статус исторического. Историческими поселениями являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [6] музей — это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

Органы местного самоуправления могут создавать музеи. При этом следует отметить, что за органами местного самоуправления закрепляется именно право на создание музеев, это право выделено в отдельный пункт, а не помещено наряду с вопросами местного значения, решение которых обязательно на муниципальном уровне. Следовательно, в отличие от органов государственной власти на органы местного самоуправления обязанность по созданию музеев не возлагается.

С декабря 2006 г. органы местного самоуправления наделены правами по созданию условий для реализации прав местных национально-культурных автономий, по содействию национальнокультурному развитию народов и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального образования.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» 1 национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения.

Национально-культурная автономия имеет права (ст. 4 названного Закона):

  • — получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры;
  • — обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;
  • — создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;
  • — сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;
  • — следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;
  • — создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
  • — устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сферах образования и культуры.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение. Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной. В настоящее время в России насчитывается 17 федеральных, 175 региональных и 371 местная национально-культурная автономия [7] . Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании (сходе) гражданами РФ, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национальнокультурной автономии наряду с гражданами РФ могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления в соответствии с муниципальными правовыми актами вправе оказывать поддержку местным национально-культурным автономиям за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Федеральным законом № 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения предусматривается создание условий для массового отдыха и благоустройство мест массового отдыха. Создание условий может означать как создание услуги на территории муниципального образования, так и ее закупку у государственных или частных учреждений культуры.

Под созданием условий для массового отдыха понимается система мер, предпринимаемых органами местного самоуправления, направленных на удовлетворение потребностей населения в спортивных, культурных, развлекательных мероприятиях, носящих массовый характер, а также в организации свободного времени жителей города. В комплекс мер входят:

  • — мониторинг потребностей населения в массовом отдыхе;
  • — управление деятельностью муниципальных организаций в области организации массового отдыха;
  • — придание территориям города статуса мест массового отдыха;
  • — обустройство мест массового отдыха;
  • — подготовка рекомендаций при разработке генерального плана города с учетом сохранения и развития мест массового отдыха;
  • — пропаганда здорового образа жизни;
  • — принятие муниципальных целевых программ в области развития массового отдыха;
  • — иные меры.

Под организацией обустройства мест массового отдыха понимается комплекс благоустроительных, организационных, природоохранных и иных работ, направленных на организацию массового отдыха.

В целях организации обустройства мест массового отдыха органы местного самоуправления города в пределах своей компетенции:

  • — формируют и размещают муниципальный заказ;
  • — содействуют привлечению инвестиций в обустройство мест массового отдыха;
  • — обеспечивают на территории мест массового отдыха предоставление услуг розничной торговли, общественного питания, услуг по проведению спортивно-зрелищных мероприятий, услуг учреждений культуры (проведение театрализованных праздников, массовых гуляний, карнавалов, концертных программ, дискотек на открытых площадках, новогодних елок и т. п.), иных услуг развлекательного характера (аттракционы и др.);
  • — организуют работу транспорта;
  • — обеспечивают общественную безопасность в местах массового отдыха;
  • — содействуют самоорганизации граждан в целях массового отдыха;
  • — обеспечивают обустройство мест массового отдыха иным образом.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории РФ. Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается:

  • — созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания;
  • — многообразием видов библиотек, государственным протекционизмом в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, специализации и масштабов деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» 1 библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Другие публикации:  Гигиеническое воспитание и обучение населения приказ

Органы местного самоуправления могут выступать учредителями библиотек. Учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначает на должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.

На основании ст. 3 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» [8] муниципальный архив — структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других архивных документов.

К полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся (ст. 4 названного Закона):

  • 1) хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов: а) органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек; б) муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений;
  • 2) решение вопросов о передаче архивных документов, находящихся в муниципальной собственности, в собственность Российской Федерации, субъектов РФ, иных муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципального района, городского округа могут наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.

Полномочия местного самоуправления в сфере культуры

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Полномочия местного самоуправления в сфере культуры

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Андрющенко Светлана Васильевна

председатель,
Комитет по культуре,
РФ, г. Омск

AUTHORITY ORGANIZATION FORMS OF LOCAL GOVERNMENT ADMINISTRATIONS IN THE FIELD OF CULTURE

Svetlana Andryushchenko

chairman,
Culture Committee,
Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам нормативно-правового регулирования отрасли культуры. Раскрываются вопросы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры. Обращается внимание на правовую базу функционирования учреждений и изложены предложения по совершенствованию развития данной отрасли.

ABSTRACT

The article is devoted to questions of legal and regulatory framework of the cultural sector. Issues related to the implementation of authorities of local government administrations in the field of culture are revealed. Attention is drawn to the legal framework of institutions functioning, and proposals to improve the development of this field are made.

Ключевые слова: органы местного самоуправления; деятельность органов местного самоуправления; культурная деятельность; организация культуры; управление в сфере культуры.

Keywords: local government administrations; activity of local government administrations; cultural activity; culture organization; management in the field of culture.

Орган местного самоуправления призван выполнять различные функции в социальной жизни населения. В сфере культуры деятельность направлена на создание, сохранение и распространение культурных ценностей на территории муниципального района, обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность.

Максимальные полномочия в этой сфере принадлежат поселениям и городским округам. Довольно часто складываются такие ситуации, когда орган местного самоуправления не может самостоятельно решить поставленные перед ними задачи. В данном случае он может заключить соглашение с органом местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий. Соглашение должно четко указывать, какое полномочие передается от одного муниципального образования другому. Стоит отметить, что часть вопросов отнесенных к ведению поселений, успешней решается на уровне района.

Конституцией РФ гарантируется право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ [1].

Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к ведению муниципальных образований ряд вопросов, которые являются предметом ведения и прямой обязанностью органов местного самоуправления [3].

Органы местного самоуправления, с одной стороны, формируют культурную жизнь жителей района в целом, с другой стороны – согласовывают потребности и интересы различных слоев населения и не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев, когда эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости [4].

Услуги по обеспечению массового отдыха и организации досуга населения оказывают учреждения культуры. Местная власть способствует развитию разнообразных форм организации культурной деятельности.

В собственности муниципалитета могут находиться имеющие историко-культурную значимость здания, предметы, сооружения, иные объекты культуры (библиотеки, галереи, музеи, и т. д.). Органы местного самоуправления осуществляют строительство и ремонты зданий учреждений культуры, а так же обустройство прилегающих к ним территорий.

Право ведения вопросов в области культуры муниципальных районов делегировано комитетам и управлениям культуры, которые для реализации своих функций наделены правом юридического лица и являются постоянно действующим органом администраций муниципальных районов. Комитет по культуре осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, со структурными подразделениями муниципального района, организациями, общественными объединениями.

Роль органа управления культурой заключается в системе взаимодействия органов власти и управления различных уровней, а также в условиях саморазвития и партнерства с организациями и структурами.

Таким образом, управление в сфере культуры представляет собой разносторонние мероприятия, которые позволяют повысить культурный уровень муниципального образования.

Культура и сфера культуры всё активнее используется в сфере государственного и муниципального управления:

Во-первых, потому что в культурной сфере действуют различные организации;

Во-вторых, денежные средства зарабатываются на основе привлечения средств заинтересованных доноров;

В-третьих, увеличение требований к управленческой компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Социально-экономические условия требуют совершенствования механизма планирования, работы с персоналом, оценки результатов и анализа деятельности эффективности. Культурная деятельность направлена на создание условий для наиболее полного развития, самореализации и самоутверждения личности в сфере досуга и обхватывает различные проблемы по организации свободного времени.

Управление в сфере культуры – это комплекс различных мероприятий, которые позволяют повысить культурный уровень муниципального образования.

Таким образом, на уровне муниципальных районов проблеме развития культуры уделяется огромное внимание. В бюджетах районов предусматриваются денежные средства на капитальные расходы, на социальную поддержку работников культуры, а так же на творческие проекты.

Организовывая свою работу, районы пытаются улучшить материально-техническое состояние учреждений культуры, обеспечить должную помощь в решении кадровых вопросов и нормативно-правовом регулировании сферы культуры. Сельская культура, не смотря на это, все-таки нуждается в помощи, так как ее деятельность основана в основном на энтузиазме и преданности творческих работников своему делу. Именно учреждения культуры являются центром жизни села, так как вся общественная жизнь людей проходит с непосредственным участием работников культуры. Качество их работы ассоциируется с отношением власти к людям живущих в селах. Отсюда следует, что услуги в сфере культуры должны быть доступными, а сама отрасль, с помощью государства, субъектов и муниципалитетов развиваться и совершенствоваться.

Еще статьи:

  • Федеральный закон 40-фз с изменениями осаго Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ […]
  • 199 статья уголовный кодекс Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ наименование статьи 199 изложено в новой редакции Статья 199. Уклонение […]
  • Приказ 91 мчс с изменениями Приказ 91 мчс с изменениями Выдача заключения независимой оценки риска: Позволит избежать проверок ГПН на 3 года. Наши функции довольно масштабны – от подготовки необходимой противопожарной документации до […]
  • 1450 приказ мо рф Приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2012 г. N 1450 "О службе медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации" Приказ Министра обороны РФ от 10 июня 2012 г. N 1450"О службе медицины катастроф Министерства […]
  • Список источников гражданский кодекс рф Список источников гражданский кодекс рф Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. […]
  • Увольнение несовершеннолетнего по тк рф Статья 269 ТК РФ. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора Новая редакция Ст. 269 ТК РФ Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до […]
Полномочия местного самоуправления в сфере культуры