Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 мая 2002 г. N 53-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

определение основных направлений и проведение единой государственной политики в области охраны труда на территории Российской Федерации;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

определение основ государственного управления охраной труда;

разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств федерального бюджета;

определение структуры, задач, функций и полномочий органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда;

установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определение системы и порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;

См. Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в РФ, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. N 86

организация и проведение сертификации работ по охране труда в организациях;

организация обучения специалистов по охране труда, установление единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

международное сотрудничество в области охраны труда;

другие полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Структура государственного управления охраной труда

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности требует определенной организации и нуждается в управлении как на уровне государства, так и отдельной организации.

В соответствии со ст. 210 ТК государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ в пределах их полномочий и органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами субъектов РФ.

На уровне Российской Федерации государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Другие публикации:  Предварительная экспертиза заявки на товарный знак это

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти РФ, который осуществляет регулирование отношений в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»*(67)).

В целях государственного управления охраной труда ч. 5 комментируемой статьи Правительству РФ предоставлены дополнительные полномочия по обеспечению разработки нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда, обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, координации научно-исследовательских работ в области охраны труда и обеспечению распространения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда и др.

Минздравсоцразвития России, будучи федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты (п. 5.2.3, 5.2.7, 5.2.25, 5.2.65-5.2.82 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321*(68)):

— порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности;

— перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности;

— порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;

— порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);

— порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска;

— предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

— порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей;

— порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;

— перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

— рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

— положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

— правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;

— правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;

— типовые нормы труда;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

— типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств;

— нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также порядок осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

— перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;

— правила финансирования и перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;

— размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления;

— критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

— методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;

— типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда и др.

Другие федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в иных нормативных правовых актах. Так, например, принятым в соответствии с ч. 2 ст. 100 ТК постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы»*(69) установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Особая роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Полномочия указанной службы определены Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324*(70).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции надзора и контроля, выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.

При осуществлении федеральными органами исполнительной власти отдельных функций нормативного правового регулирования, специальных разрешительных, надзорных и контрольных функции в области охраны труда они обязаны согласовывать принимаемые ими решения и координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 3 ст. 216).

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Осуществляя государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией издают обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами правила поведения в области охраны труда либо осуществляют контроль и надзор за исполнением ими государственных требований охраны труда, а также координируют деятельность различных органов в области охраны труда.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного управления охраной труда установлены ТК (ч. 6 ст. 216), законами и иными нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней. Разграничение предметной компетенции между органами исполнительной власти субъектов РФ и наделение их иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, регулируются нормативными правовыми актами регионального уровня.

Так, например, Законом г. Москвы от 12 марта 2008 г. N 11 «Об охране труда в городе Москве»*(71) определены полномочия в области охраны труда Правительства Москвы (ст. 8), органа исполнительной власти г. Москвы, уполномоченного в области охраны труда (ст. 9), а также иных отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти г. Москвы (ст. 10, 11, 12). Постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. N 1212-ПП*(72) утверждены Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве и Положение о Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Исходя из этого общего правила, ч. 4 комментируемой статьи содержит положение о том, что отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Вопросы передачи отдельных полномочий органам местного самоуправления на практике обычно решаются законодательством субъектов РФ. Например, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 12 января 2006 г. N 1-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки, социального обслуживания отдельных категорий граждан и управления охраной труда»*(73) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими:

— в координации работы служб охраны труда на предприятиях и в организациях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, независимо от их организационно-правовых форм, оказании им методической помощи;

Другие публикации:  Заявление на совмещение на время больничного

— организации обучения и проверке знаний требований охраны труда руководителей предприятий, организаций, а также лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

— анализе состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организации мер по их профилактике.

Контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий по управлению охраной труда осуществляется органами государственной власти, передавшими им эти полномочия.

Глава 35. Организация охраны труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Положения, содержащиеся в части второй данной статьи, не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (часть 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Другие публикации:  Бух отчетность форма 5

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов, уполномоченных на исполнение специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области охраны труда, направленная на осуществление государственной политики по охране труда; принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда; реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Цели государственного управления охраной труда

Основными целями государственного управления охраной труда являются:

  • Реализация и совершенствование государственной политики в области охраны труда.
  • Создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности.
  • Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания.
  • Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда – работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профсоюзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные надзорные, разрешительные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов России осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Распределение полномочий в государственном управлении охраной труда

В соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:

  • Обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда.
  • Разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.
  • Устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте.
  • Устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда.
  • Разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда.
  • Обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда.
  • Координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.
  • Организуют международное сотрудничество в области охраны труда.
  • Исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • Обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
  • Разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением.
  • Координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций и работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
  • Осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда.
  • Организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • Исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления

Наделение органов местного самоуправления полномочиями по управлению охраной труда в соответствии со ст. 216 Трудового кодекса РФ на практике осуществляется законами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 132 Конституции РФ и ст. 19 и 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. При наделении органов местного самоуправления функциями по управлению охраной труда им передаются соответствующие материальные и финансовые средства для осуществления этих функций.

Функции органов местного самоуправления по управлению охраной труда

  • координация работы служб охраны труда организаций на территории муниципального образования;
  • осуществление проверок состояния охраны труда в организациях на территории муниципального образования и составление актов по их результатам;
  • анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • разработка и реализация территориальных программ по улучшению условий и охраны труда;
  • определение расходов на охрану труда за счет средств местного бюджета;
  • создание и организация работы координационного совета по охране труда;
  • участие в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом, произошедших на территории муниципального образования;
  • содействие в организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования;
  • участие в регулировании социально-трудовых отношений в области охраны труда на территории муниципального образования;
  • доведение до организаций нормативных правовых документов по охране труда или информации об их утверждении;
  • содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • содействие в организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • координация работ по проведению специальной оценки условий труда в организациях;
  • организация и проведение семинаров, совещаний и др. мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
  • информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охран труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда на территории муниципального образования.

Еще статьи:

  • Приказ мо рф 350 от 2002 Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил […]
  • 252 приказ дсп Выписка из приказа Минюста РФ от 13 июля 2006 г. N 252-дсп Выписка из приказа Минюста РФ от 13 июля 2006 г. N 252-дсп Решением Верховного Суда РФ от 2 апреля 2015 г. N АКПИ15-37 абзац третий пункта 183 Инструкции о […]
  • Приказ no 732 Приказ МВД России от 21 сентября 2017 г. N 732 "О свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу" Приказ МВД России от 21 сентября 2017 г. N 732"О […]
  • Пошлина за получения паспорта Как оплатить госпошлину за паспорт При оформлении и выдаче важных документов, включая паспорт, миграционной службой РФ обязательно взимается государственная пошлина. Госпошлина за паспорт оплачивается в 14 лет при […]
  • Образец написания заявления на совместительство Заявление на работу по совместительству При выполнении трудовых обязанностей вне рабочего времени работодатель может попросить работника составить заявление на работу по совместительству. Аналогичный документ […]
  • Нотариус на алтайской минск Нотариальная контора №2 Заводского района Минска вт.: с 09:00 до 19:00 ср.: с 09:00 до 20:00 чт.-пт.: с 09:00 до 19:00 сб.: с 08.00 до 17:00 Услуги: подтверждение сделок (договоры, завещания, доверенности и др.), […]
Полномочия органов управления охраны труда