Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно

Ежегодно количество автомобилей в городах прирастает высокими темпами. Наличие машины в семье – дело привычное. И пробками в час пик и на выезде из города в уикэнд никого не удивишь. К сожалению, происшествия и аварии на дорогах также стали нормой. Схема « Как действовать при ДТП. Пошаговая инструкция »

Что делать, если случилось ДТП? Как правильно оформить документы и распорядиться своим правом на получение страховой выплаты? Что такое независимая автоэкспертиза? На все эти вопросы нам поможет найти ответ эксперт в области защиты прав автомобилистов Кирилл Форманчук.

Кирилл Викторович Форманчук с 2006 года и по настоящее время занимается автоправозащитной деятельностью. Является председателем общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» и президентом «Федерации автовладельцев России» в Свердловской области.

1. Всегда ли нужно вызывать ГИБДД на место ДТП или можно справиться своими силами?
ДТП можно оформить без участия сотрудников полиции всего в нескольких случаях. Согласно ст. 11 Закона «Об ОСАГО», оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции можно, если размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не превышает 25 000 руб.

Способ оформления ДТП без участия полиции, или европротокол, применяют, если:

• вред в результате дорожно-транспортного происшествия причинен только имуществу, люди не пострадали;
• в ДТП участвовали два транспортных средства, владельцы которых имеют на момент аварии действующие полисы ОСАГО;
• обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия. Нет спора о вине в ДТП, и участники достигли согласия относительно размера стоимости вреда причиненного ТС. Во всех остальных случаях необходимо оформлять ДТП с помощью сотрудников полиции.

2. Что такое независимая автоэкспертиза? В чем суть оценки и каковы ее этапы? Выиграю ли я, обратившись к независимым экспертам?

Вся экспертиза по умолчанию независимая, но выводы экспертов иной раз существенно отличаются друг от друга. Когда разница особенно заметна? Когда страховая компания направляет потерпевшего на осмотр поврежденного имущества в экспертные организации, с которыми у нее есть договор. И в случаях, когда потерпевший самостоятельно, с запросом для личных нужд, обратиться в это же учреждение, не предъявляя направления от страховой компании. Результаты этих двух экспертиз будет очень сильно отличаться.

Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.
Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.

При осмотре эксперт определяет характер повреждений и степень ремонтных воздействий, необходимых для восстановления имущества, а так же соотносит характер повреждений и обстоятельства их наступлений. Осмотр могут проводить как единожды, так и несколько раз. Если в процессе ремонта или разборки были выявлены скрытые повреждения, которые не было возможности обнаружить визуально, то эксперт проводит дополнительный осмотр.

Следующий этап – это выполнение расчета. Эксперт с помощью специального программного обеспечения и справочников определяет стоимость и количество работ, а также цены на материалы и запасные части, необходимые для восстановления ТС.

3. Когда необходима независимая оценка после ДТП? Всегда ли автовладелец имеет на нее право?

Собственник имущества имеет право распоряжаться им, как он посчитает нужным. Если потерпевший не согласен с результатами экспертизы, выполненной по направлению страховщика, он вправе без согласования с ним провести другую экспертизу. Как показывает практика, результат экспертизы по направлению страховой компании почти всегда получается меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками. Как показывает практика, оцененная стоимость ущерба в результате экспертизы по направлению страховой компании почти всегда меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками.

4. Сколько времени потребуется на автоэкспертизу?

Все зависит от сложности повреждений и предмета оценки. Так, три-четыре часа займет экспертиза ТС, если повреждено не более 10 элементов. Эксперт, у которого на руках необходимые справочники и цены, сделает расчет быстро.

5. Какие документы мне надо передать для независимой автоэкспертизы?

Пакет документов зависит от конкретного случая и может варьироваться. Ориентировочный перечень:
• Документы на транспортное средство;
• Справка о ДТП или любой документ, свидетельствующий о дате наступления повреждений;
• Договор купли-продажи ТС, так как закупочная цена важна при определении величины утраты товарной стоимости (УТС) и при расчете амортизационного износа.

6. Как узнать, что компания по независимой оценке ущерба вследствие ДТП имеет право на осуществление деятельности, а ее заключение будет иметь доказательную силу в суде?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Если эксперт действует в рамках закона «Об ОСАГО» и делает экспертизу по направлению страховой компании, то он должен быть включен в государственный реестр экспертов-техников Министерства Юстиции РФ. Если за экспертизой обращается потерпевший, а не страховая компания, то эксперту достаточно диплома, или какого-нибудь удостоверения, что он прослушал какие-нибудь курсы по определению стоимости восстановительного ремонта после ДТП. Более того, суды принимают и отчеты об оценке, выполненные специалистами, которые не имеют права определять стоимость восстановительного ремонта, а также различные консультативные заключения. Если, по сути, расчет верный, но оформлен не так, как надо, суд его примет все равно. Такая сложилась практика.

7. Стоит ли обращаться к компаниям и экспертам, указывающим свои телефоны на столбах и заборах вроде «Оценка ущерба ДТП»? Не обманет ли сам эксперт?

Я не рекомендую обращаться к тем, кто рекламирует себя на столбах и расклеивает объявления по подворотням. Обращайтесь к проверенным специалистам. Рекомендую предварительно уточнить, имеет ли специалист хоть какие-нибудь документы, подтверждающие его квалификацию.

Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста. Отнеситесь к своему выбору ответственно!
Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста

8. Примерная стоимость услуг независимого автоэксперта? Из чего она складывается?

Стоимость услуг варьируется от 3 000 до 15 000 руб. Цена за экспертизу зависит от квалификации эксперта, от расходов экспертной организации. Стоимость экспертизы в организации, которая платит налоги и выдает кассовые чеки за свои заключения, будет стоить дороже, чем в организации выдающей квитанции, за которые не отчитываются в налоговой. Бывали случаи, когда суды отказывались компенсировать стоимость экспертизы из-за отсутствия кассового чека. Экспертиза, содержащая цветные фотографии, также будет стоить дороже, чем экспертиза без фотографий. На это тоже нужно обратить внимание, т.к. суды требуют фотографии поврежденного имущества.

9. Вернет ли мне страховая стоимость проведения независимой автоэкспертизы?

Оплата экспертиза – это убытки, связанные с незаконными действия страховой компании, они подлежат возмещению наряду с другими расходами потерпевшего, такими как: эвакуация ТС, хранение на стоянке до даты осмотра и пр.

10. Несколько практических советов для автовладельцев, попавших в ситуацию с ДТП.

Я рекомендую после ДТП сразу обращаться к независимому эксперту и направлять все документы по почте в страховую компанию. Так вы обезопасите себя от неквалифицированной оценки со стороны страховщика и сбережете свое время, которое могли провести в очередях в страховой компании. Если страховая компания не заплатит, то нужно обращаться в суд. Закон «О защите прав потребителей» распространяется на страховые отношения, и суд, при вынесении решения, обязан взыскать со страховой компании штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований. Кроме того, потребителю возмещается моральный вред за незаконные действия страховщика.

Знайте свои права и водите аккуратно!

Схема: Как дейсвовать при ДТП: пошаговая инструкция

Экспертиза ДТП: понятия и виды

Судебная экспертиза ДТП является процессуальным действием, в рамках которого исследуются обстоятельства дела о дорожно-транспортном происшествии для выявления фактических данных, которые могут выступать в качестве доказательства для установления истины по уголовному делу. Подобные фактические данные могут служить для проверки данных, которые получены на основании иных доказательств. В качестве цели судебной автотехнической экспертизы называют установление научно обоснованных характеристик процесса дорожно-транспортного происшествия во всех фазах, выявление объективных причин аварии и поведения его конкретных участников.

В ходе экспертизы те лица, которые расследуют указанное ДТП, должны получить ответ на основной вопрос относительно того, имел ли место несчастный случай или авария произошла в связи с неправильными действиями его участников, которые пренебрегли требованиями безопасности. Классифицировать экспертизы ДТП можно по ряду оснований. На основании ведомственной принадлежности организации, которая исследует ДТП, выделяют судебную экспертизу и служебное расследование. В зависимости от состава участников экспертизы можно разделить на: единоличные, комплексные и комиссионные. На основании очередности проведения принято выделять первичную, дополнительную и повторную экспертизы ДТП.

Единоличная экспертиза проводится в достаточно простых случаях, когда относительно характера ДТП не возникает разногласий в толковании обстоятельств его возникновения. Комиссионная экспертиза назначается в случае разбора сложных происшествий, в которых имеется большое количество участников и транспортных средств, а также если имеются обстоятельства, вызывающие сомнения или разногласия. Состав комиссии представляется несколькими экспертами одной специальности. Членами комиссии исследуются одни и те же объекты, и они дают ответы на одни и те же вопросы. Комплексная экспертиза ДТП назначается в случаях, когда специалисты одного рода не могут разрешить все вопросы, и когда возникает необходимость в экспертах разных специальностей. Медики, криминалисты и иные эксперты могут привлекаться к производству экспертизы ДТП. Первичная экспертиза ДТП характеризуется тем, что в ходе такой экспертизы эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, которые содержатся в определении суда или постановлении следователя.

Другие публикации:  Регистрация по месту жительства для граждан рф срок

Дополнительная экспертиза может быть назначена, если отмечается недостаточная ясность или неполнота заключения эксперта. Повторная экспертиза назначается в случае, если квалификация эксперта ставится под сомнение, а также отсутствует уверенность в объективности выводов эксперта или в достоверности исходных данных, которые легли в основу заключения и в правильности проведения экспертизы, а также в случае нарушения норм УПК.

Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит

Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.

Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.

Экспертиза состояния транспортного средства

Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.

Экспертиза дорожных условий

Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

Задачи экспертизы дорожных условий

При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.

ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Сколько времени займет проведение автотехнической экспертизы?

Ответ: Судебная автотехническая экспертиза может иметь обширный перечень вопросов и объектов. Для составления заключения может потребоваться проведение различных видов исследований с привлечением нескольких специалистов. Поэтому сроки проведения автотехнической экспертизы определяются для каждого случая индивидуально, в зависимости от многих факторов. Более конкретные сроки вам сможет назвать эксперт после ознакомления с материалами вашего дела. На практике экспертиза в большинстве случаев занимает от 5 до 20 рабочих дней.

Вопрос: Кто может заказать проведение автотехнической экспертизы?

Ответ: Назначить судебную автотехническую экспертизу может суд или следственные органы. Ходатайствовать о проведении независимой автотехнической экспертизы имеют возможность любые лица, являющиеся сторонами или участники дела о ДТП.

Вопрос: Кто проводит автотехническую экспертизу?

Ответ: Проведение судебной автотехнической экспертизы может быть поручено государственному инспектору (сотруднику государственного учреждения судебных экспертиз). Для проведения независимой экспертизы вы можете обратиться к любому эксперту, который имеет соответствующую лицензию.

Вопрос: Кто выбирает организацию для проведения автотехнической экспертизы?

Ответ: Организацию выбирает суд или следственный орган назначивший экспертизу. При этом, оформляя ходатайство, вы можете указать организацию, в которой вы бы хотели заказать проведение экспертизы, а также указать перечень вопросов эксперту. Необходимо отметить, что орган, назначающий экспертизу, не обязан руководствоваться этими пожеланиями. Однако в большинстве случаев назначение экспертизы осуществляется в соответствии с ними.

Вопрос: Могу ли я следить за проведением экспертизы?

Ответ: Стороны дела имеют право принимать участие в осуществлении судебной автотехнической экспертизы. При этом эксперт обязан уведомлять стороны о проведении основных действий по экспертизе. Например, он должен сообщить о дате и времени осмотра места происшествия, о дате, времени и месте осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП и т.д.

Другие публикации:  Ресо гарантия барнаул осаго

§1. Понятие и классификация видов судебной автотехнической экспертизы

При расследовании дорожно-транспортных преступлений часто возникает необходимость в назначении судебной автотехнической экспертизы. По изученным уголовным делам такая экспертиза назначалась в 61,4 % случаев.

Прежде чем рассмотреть тактические приемы назначения данной экспертизы следует определить ее сущность и виды.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам,

разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

В данном определении, на наш взгляд, следует обратить внимание на такие признаки, как:

— должность лица, проводящего исследование и дающего заключение;

— область специальных знаний;

— круг лиц, которые могут назначить экспертизу;

— цели назначения экспертизы.

Рассмотрим признаки данного определения применительно к судебной автотехнической экспертизе.

Должность лица, проводящего исследование и дающего заключение.

Производство судебной автотехнической экспертизы в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих [115] осуществляет специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник).

Область специальных знаний. В соответствии с данным нормативным документом эксперт-автотехник должен обладать специальными знаниями в области техники по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство». Специальные знания — это знания, которые приобретены субъектом в процессе обучения и практической деятельности в науке, технике, искусстве, ремесле и основаны на знании научных разработок в соответствующих областях знаний, которые

используются для решения вопросов, которые возникают при расследовании и рассмотрении в суде уголовных или гражданских дел [116] .

О необходимости привлечения к производству судебной автотехнической экспертизы специалистов «автодорожного профиля (сотрудников автодорожных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений автодорожного профиля, конструкторских бюро автомобильных заводов) для решения задач, стоящих перед судебной и следственной практикой» [117] писал еще в 1999 г. в своей диссертации Э. Т. Сидоров, однако это предложение так и осталось не до конца реализованным.

В ч. 1 ст. 13 Федерального закона России от 31.05.2001 № 73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 2 Приказа МВД России от 09.01.2013 № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России», в которых определяются профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту, указано, что эксперт должен иметь высшее образование и пройти подготовку по конкретной экспертной специальности. В соответствии с данной формулировкой получается, что специальность, полученная лицом в ходе обучения в вузе, не имеет значение, что является не логичным и принципиально не верным. Мы считаем, что высшее образование должно соответствовать, по направлению получаемых знаний, экспертной специальности, иначе получается, что лицо, имеющее, например, высшее медицинское образование, пройдет месячную подготовку и станет экспертом-автотехником. В связи с этим мы предлагаем дополнить ч. 1 ст. 13 Федерального закона России от 31.05.2001 № 73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 2 Приказа МВД России от 09.01.2013 № 2 «Вопросы

определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» следующим предложением «Высшее образование эксперта должно соответствовать конкретной экспертной специальности».

Круг лиц, которые могут назначить экспертизу. Расследование преступлений, предусмотренных ст. 264 и ч. 2, 3 ст. 268 УК РФ, подследственно следователям органов внутренних дел. По ч. 1 ст. 268 УК РФ предусмотрено производство дознания. Анализ судебно-следственной практики показывает, что судебная автотехническая экспертиза может быть назначена при проверки сообщения о преступлении, в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства (особенно повторные экспертизы).

Цели назначения экспертизы. Е. Р. Россинская и Е. И. Галяшина в работе «Настольная книга судьи: судебная экспертиза» определяют следующие цели производства судебной автотехнической экспертизы: установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожнотранспортного происшествия (ДТП), психофизиологического состояния водителя и участников ДТП [118] . Однако, на наш взгляд, указанные уважаемыми профессорами цели являются целями не судебной автотехнической экспертизы, а вообще судебных экспертиз, которые могут назначаться и проводиться при расследовании ДТП. Обоснуем свою точку зрения.

В 2000 г. Постановление Минтруда РФ N 7 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» было дополнено квалификационной характеристикой должности

«Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)». В соответствии с данной характеристикой эксперт-автотехник проводит исследование:

— технического состояния транспортных средств;

— обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы);

— обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия [119] .

Таким образом, указанные Е. Р. Россинской и Е. И. Галяшиной цели не

в полной мере соответствуют квалификации эксперта-автотехника. Так, установление технического состояния дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок может быть осуществлено и в ходе осмотра места происшествия, а также из других источников. Так, по факту ДТП с целью получения сведений о режиме работы светофорного объекта была получена соответствующая справка из Центра безопасности дорожного движения [120] . Эксперт-автотехник же проводит исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению [121] . Причем данное исследование он может проводить в качестве специалиста при осмотре места происшествия.

Установление психофизиологического состояния участников ДТП вообще выходит за пределы квалификации эксперта-автотехника и может быть установлено только в ходе проведения комплексной судебной медикопсихологической экспертизы.

В учебнике «Криминалистика» под редакцией профессора Е. П. Ищенко указаны иные цели автотехнической экспертизы, соответствующие квалификации эксперта-автотехника:

1) определение технического состояния автомобилей (исправность или неисправность их механизмов, агрегатов и узлов), которые участвовали в дорожно-транспортном преступлении;

2) решение вопроса о соответствии или несоответствии действий водителя дорожным условиям и фактическим параметрам обстановки и движения, т.е. установление технической причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившими вредными последствиями;

3) определение отдельных обстоятельств механизма дорожнотранспортного преступления, в частности важных параметров движения (скорость транспортного средства на различных этапах преступления, причины изменения направления движения, взаиморасположение автомобилей и пешеходов в различные моменты дорожной обстановки и т.д.);

4) установление технической возможности предотвращения дорожно-

С. В. Назаров в своем диссертационном исследовании «Назначение, производство и оценка результатов автотехнической экспертизы на предварительном следствии» отмечает, что «предметом судебной автотехнической экспертизы является установление на основе познаний в судебной автотехнике состояния причастных к дорожно-транспортному [122] происшествию систем ВАДС (водитель — автомобиль — дорога — среда), их элементов, связей в системах и между ними, нарушение которых послужило причиной аварии или способствовало ее возникновению» [123] . В данном определении предмета судебной автотехнической экспертизы не учитывается, что причинами аварии могут быть действия иных участников дорожного движения (пешеход, пассажир) и иные транспортные средства, кроме автомобиля.

На основании изложенного, предлагается следующее определение судебной автотехнической экспертизы — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом- автотехником по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области техники по специальностям

«Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, следователем, дознавателем в целях установления технического состояния транспортных средств; обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы и обстановки на месте дорожнотранспортного происшествия.

Данное определение имеет не только теоретическое значение (вводится впервые), но и практическую значимость, поскольку не соблюдение требований Минтруда России о компетенциях эксперта-автотехника приводит к некачественному экспертному исследованию, что влечет за собой необходимость производства повторных и дополнительных экспертиз, в том числе и проводимых по инициативе участников дорожного движения в сторонних экспертных организациях.

На основании данного определения можно сделать вывод, что автотехническая экспертиза относится к классу технических экспертиз и является родовой экспертизой, подразделяющейся на несколько видов.

Е. Р. Россинская и Е. И. Г аляшина в работе «Настольная книга судьи: судебная экспертиза» выделяют следующие виды автотехнической экспертизы:

1) судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);

2) судебная экспертиза механизма ДТП;

3) судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);

4) судебная инженерная экспертиза психофизиологического состояния водителя [124] .

Отдельно ими выделяется транспортно-трасологическая экспертиза, относящаяся к роду криминалистических экспертиз [125] .

Несколько иначе виды автотехнической экспертизы определяются в нормативных документах.

— исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

— исследование технического состояния транспортных средств;

— исследование следов на транспортных средствах и месте дорожнотранспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

— исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки;

Другие публикации:  Приказ 300 2019 г

— исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия [126] .

В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации проводят следующие виды автотехнической экспертизы:

— исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;

— исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;

— исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно — транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика);

— исследование маркировочных обозначений транспортных средств [127] .

Сравнивая приведенные документы и мнения ученых, можно придти к

1. К компетенции эксперта-автотехника, как нами уже ранее было отмечено, действительно относятся исследование обстоятельств дорожнотранспортного происшествия и технического состояния транспортных средств.

2. Отнесение транспортно-трасологической диагностики к роду автотехнических экспертиз вызывает определенные сомнения. Некоторые авторы относят данный вид экспертизы к нетрадиционным видам. Так, Д. П. Песенкова в статье «Криминалистическая характеристика и ее взаимосвязь со следственными ситуациями в методике расследования дорожно-

транспортных происшествий» отмечает, что при сомнении следователя, кто мог управлять транспортным средством, он назначает нетрадиционный вид экспертизы — транспортно-трасологическую [128] . В Приказе Минтранса РФ N 14, Минюста РФ N 24, МВД РФ N 58 от 28.01.2009 «Об утверждении Требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации экспертов-техников» определены методы транспортно-трасологической экспертизы:

классификация дорожно-транспортных происшествий и установление причин повреждения транспортного средства.

В тоже время среди трасологических экспертиз всегда выделялась трасологическая экспертиза следов транспортных средств. В качестве следов автомобилей рассматриваются: следы-отображения, которые передают внешнее строение различных частей автомашины); следы-предметы (узлы, детали, их фрагменты, которые отделились от автомобиля); следы-вещества (частицы лакокрасочного покрытия, горюче-смазочных материалов и др.) [129] . Учитывая, что в нормативных документах МВД России и Минюста России речь идет об «исследовании следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия», то можно утверждать, что транспортно-трасологическая диагностика относится к криминалистическим (трасологическим) экспертизам и не может быть видом автотехнической экспертизы. В связи с этим предлагается внести изменения в приложение № 1 «Перечень экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводятся аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотр уровня квалификации экспертов» Приказа МВД России от 09.01.2013 № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД

России» и в приложение № 2 «Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» Приказа МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», путем переноса экспертной специальности «исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно — транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)» из автотехнической экспертизы в трасологическую.

3. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки. Как справедливо отмечают Е. Р. Россинская и Е. И. Галяшина в работе «Настольная книга судьи: судебная экспертиза», судебные автотехнические экспертизы часто смешивают с оценкой повреждений автомобилей и стоимости восстановительного ремонта. Однако это далеко не одно и то же. Эта неразбериха обусловлена тем обстоятельством, что многие фирмы, которые производят оценку, именуются независимой экспертизой. Однако судебная экспертиза обладает рядом отличительных признаков [130] .

Оценка повреждений делается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [131] . Оценка осуществляется вне связи с процессуальной процедурой и оформляется отчетом или актом за подписью руководителя организации, которая производила оценку. Данный документ может быть приобщен к делу в качестве письменного доказательства, но никак не в качестве заключения эксперта. В тоже время в соответствии с должностными обязанностями эксперт-автотехник на основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводит

исследования и дает рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии [132] .

Таким образом, эксперт-автотехник не исследует транспортное средство в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки, однако, в случае сомнения в стоимости ремонта, указанного в акте организации, которая произвела данную оценку, ему может быть назначена автотехническая экспертиза в целях определения правильности расчетов восстановительного стоимости ремонта транспортного средства.

4. Исследование маркировочных обозначений транспортных средств. Как отмечает М. В. Кардашевская в учебнике «Криминалистика для дознавателей», при расследовании подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства может назначаться автотехническая экспертиза для установления подлинности маркировочных обозначений автотранспортных средств. В круг объектов исследования входят маркировочные обозначения, наносимые на транспортное средство, которые служат как для производственной идентификации (в целях сервисного обслуживания и ремонта), так и для криминалистической идентификации (в целях установления законного владельца) [133] . В должностных обязанностях эксперта-автотехника указано, что он выполняет работу по установлению принадлежности прав собственника на объекты автотехнической экспертизы [134] . Таким образом, исследование

маркировочных обозначений транспортных средств является видом автотехнической экспертизы.

На основании изложенного, можно выделить следующие виды автотехнической экспертизы:

1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

2. Исследование технического состояния транспортных средств.

3. Определение правильности расчетов восстановительного

стоимости ремонта транспортного средства.

4. Исследование маркировочных обозначений транспортных средств.

Следует отметить, что в последние годы многие автомобилисты используют в своих транспортных средствах видеофиксатор, информация с которого может стать доказательством по уголовному делу. Назначение автотехнической экспертизы, на которую представлен видеофиксатор, имеет свою специфику, обуславливающую и специфику проведения самого исследования. Здесь требуются знания, как в области автотехники, так и в области видеотехники. Поэтому для проведения исследования видеозаписи, на которой зафиксирован факт дорожно-транспортного преступления, требуется привлечение нескольких экспертов, т. е. проводится комплексная судебная авто- видеотехническая экспертиза.

С участием эксперта-автотехника могут проводиться и другие комплексные экспертизы, например, судебная медико-автотехническая, автотехническая с участием эксперта-металловеда, комплексная транспортно-трасологическая и автотехническая. Результаты анализа судебно-следственной практики показал, что последний вид комплексной экспертизы, как правило, проводится одним экспертом, обладающим специальными знаниями в области трасологии и автотехники.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Судебная автотехническая экспертиза — это процессуальное

действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом-автотехником по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области техники по специальностям

«Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, следователем, дознавателем в целях установления технического состояния транспортных средств; обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы) и обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия.

2. Автотехническую экспертизу можно классифицировать в зависимости от целей исследования на следующие виды: исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; исследование технического состояния транспортных средств; определение правильности расчетов восстановительного стоимости ремонта транспортного средства; исследование маркировочных обозначений транспортных средств.

3. Предлагаем дополнить ч. 1 ст. 13 Федерального закона России от 31.05.2001 № 73 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 2 Приказа МВД России от 09.01.2013 № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» следующим предложением «Высшее образование эксперта должно соответствовать конкретной экспертной специальности».

4. Предлагается внести изменения в приложение № 1 «Перечень

экспертных специальностей, по которым в Министерстве внутренних дел Российской Федерации проводятся аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз и пересмотр уровня квалификации экспертов» Приказа МВД России от 09.01.2013 № 2 «Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России» и в приложение № 2 «Перечень родов (видов) судебных экспертиз,

производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов

внутренних дел Российской Федерации» Приказа МВД России от 29.06.2005 № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», путем переноса экспертной специальности «исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно — транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)» из автотехнической экспертизы в трасологическую.

Еще статьи:

  • Как подать заявление в суд на рассрочку Заявление о рассрочке исполнения решения Иногда проигравшей стороне выгодно направить в суд заявление о рассрочке исполнения решения. Такое право прямо предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом РФ, а также […]
  • Приказ минобрнауки о гиа в 2019 году Приказ минобрнауки о гиа в 2019 году Порядок ГИА-11 от 07.11.2018 №189-1512 (ссылка) Распоряжение Министерства образования и науки Астраханской области №27 от 08.02.2019 "Об утверждении порядка организации и […]
  • Нотариус пл ленина воронеж Нотариус в центре Воронежа Вам понадобился нотариус в Центральном или Ленинском районе Воронежа? Мы ждём Вас по адресу: ул. Платонова д.18 с Пн-Пт 9:30-18:00 Сб 10:00-15:00 Телефон: +7 (473) 253-35-35 Расположение […]
  • Экспертиза проекта ижевск Управление госэкспертизы Автономное учреждение Удмуртской Республики "Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской […]
  • Как узнать сумму при дтп осаго Выплаты по ОСАГО при ДТП: размеры страховки, документы, действия и сроки Стать участником ДТП может каждый: даже водитель с многолетним стажем, который соблюдает все правила и скоростной режим может стать участником […]
  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
Понятие экспертиза дтп