Пособия филичевой каше

Балан С. А. Наш веселый, звонкий мяч. — Кишинев, 1985.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М., 1984.

Воспитание детей в старшей группе детского сада. — М., 1984.

Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. — М., 1979.

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. — М., 1985.

Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.. 1984.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.. 1981.

Глава XIV. Система организации дошкольной логопедической помощи в СССР

До Октябрьской революции в России не существовало организованной специализированной помощи детям с различными видами аномалий. Учебно-воспитательные учреждения были частными, оторванными от общеобразовательных и дошкольных учреждений для нормальных детей и существовали обособленно, замкнуто, по преимуществу на благотворительные средства.

Октябрьская революция в корне изменила это положение. Советское государство с первых дней полностью взяло на себя заботу о глухих, слепых и умственно отсталых детях. Была поставлена задача организации и развития сети специальных учреждений как особого звена в системе народного образования. Советское правительство издало ряд законодательных документов, которые определяли организационную структуру этих учреждений, требования к воспитанию и образованию детей.

В ноябре 1917 г. при Наркомпросе РСФСР был создан «Школьно-санаторный совет». Одной из его задач была организация воспитания и обучения дефективных детей.

В 1920 г. состоялся I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с дефективностью, беспризорностью и преступностью. На съезде обсуждались важнейшие вопросы воспитания аномальных детей. Участники съезда подчеркнули необходимость учета детей с отклонениями в развитии, организации разветвленной сети специальных учреждений для них и осуществления всеобщего обучения. Съезд выдвинул задачу организации высшего дефектологического образования.

В 1927 г. Наркомпрос РСФСР издает приказ «О мерах по борьбе с речевой дефективностью у детей школьного и дошкольного возраста».

Несмотря на экономические трудности, стоявшие перед государством, уже в первые годы Советской власти стали возникать детские учреждения для умственно отсталых, слепых и глухих детей. Одновременно началась подготовка дефектологических кадров для работы с аномальными детьми.

Перед дошкольными учреждениями как общего типа, так и специального назначения стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах.

Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, посещающие массовый детский сад, нередко не в состоянии усво­ить в полном объеме программный материал по различным видам учебной деятельности (в первую очередь, по развитию речи, элементарных представлений и т. д.). Это, прежде всего, тормозит их общее развитие, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении их в школе. Известно, что к концу дошкольного периода развития при отсутствии патологических изменений центральной нервной системы, периферического речевого аппарата, неблагоприятных социальных условий и речевой среды у детей формируется речь как полноценное средство обучения.

В настоящее время достаточно большой процент детей, не получивших современной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии. У одних детей несформированной является звуковая сторона речи. Это проявляется в неправильном произношении одной или нескольких групп звуков, в заменах и смешении их, искажении слогового состава слов. Нередко несформированность звукопроизношения сочетается с неудовлетворительным различением фонем на слух и затруднениями в звуковом анализе и синтезе.

Другие дети имеют пробелы в лексико-грамматическом раз­витии речи. Нередко в их словарном запасе отсутствуют слова, обозначающие названия отдельных животных, растений, людей различных профессий, орудий труда, частей тела и т. д.

Кроме того, наблюдаются смешение названий предметов, сход­ных по ситуации, описание предмета вместо его названия и т. д. Большие трудности испытывают дети при употреблении родовых не сформированных словообразований и видовых понятий. В само­стоятельной речи этих детей встречаются ошибки в употреблении грамматических конструкций: падежных форм имен существительных, в согласовании числительных с существительными и т. д. Бедность синтаксических конструкций выражается в пропуске, многократности повторения отдельных слов, незаконченности предложений, нарушении порядка слов в предложении. Такие дети, не получившие своевременной помощи со стороны воспитателя или логопеда, не готовы к обучению в школе и’ становятся, таким образом, потенциальными неуспевающими.

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной и групповой работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа. Он приме­няется при обследовании речи детей и формировании:

а) звукопроизношения, фонематического слуха, навыка звуко­вого анализа и синтеза;

б) словарного запаса;

в) грамматической правильности речи;

Активизация умственной деятельности детей, развитие внима­ния и памяти являются существенно необходимыми условиями, обеспечивающими высокое качество учебно-воспитательной работы. Предлагаемый материал помогает решить и эти задами.

При подборе картинок учитывается насыщенность лексическо­го материала изучаемым звуком, место звука в слове (в начале, середине, конце), отсутствие смешиваемых или дефектно произ­носимых звуков.

Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки:

а, о, у, и, п, к, х, м, н, ф, в в твердом и мягком звучании и звука т — I серия (картинки 1—24);

ль, йот, ы — II серия (картинки 1—36);

с, сь, з, зь, ц, ть — III серия (картинки 1—74);

б, бь, д, дь, г, гь — IV серия (картинки 1—20);

ш, ж — V серия (картинки 1—32);

р, рь, л —VI серия (картинки 1 — 125);

ч, щ —VII серия (картинки 1—65);

все пройденные звуки —VIII серия (картинки 1 — 140).

В словарный, фразовый и текстовой материал каждой из серий входят только те звуки, которые уже отработаны с детьми. Так, например, из материала I серии исключены все звуки последую­щих серий; из материала V серии исключены звуки VI и VII серий и т. д.

.Для удобства пользования пособием рекомендуется разрезать все листы, а полученные картинки подобрать по сериям и помес­тить в отдельные конверты.

Учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему:
Дидактический материал по формированию фонематических процессов дошкольников с нарушениями речи.

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.

Предварительный просмотр:

Данное дидактическое пособие, посвященное формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, может использоваться учителями-логопедами в дошкольных образовательных учреждениях. Представленный материал носит практический характер.

Исходным материалом для разработки данного пособия явились работы: Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой и др. по коррекции фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза и формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста; А.Е. Бражник, Н.А. Шишкановой, М.А. Борисовой и др. по внедрению элементов программированного обучения в логопедическую работу.

Фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем.

Определяющими признаками фонематического недоразвития являются несформированность процессов восприятия звуков речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков. Недоразвитие фонематических процессов проявляется в том, что дети затрудняются определить (поднятием руки, хлопком) наличие определенного звука в слоге или слове, повторить за логопедом слоги с оппозиционными звуками (например: па-ба, ба-па), подобрать картинки или придумать слова, начинающиеся на заданный звук, выделить начальный или последний звук в слове, и т.п. Все это препятствует формированию полноценных произносительных навыков у детей дошкольного возраста, а в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в овладении грамотой и всей школьной программой в целом.

В программах логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи у детей (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, 2009г.) одним из основных направлений выделяется развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и доступных возрасту форм звуко-слогового анализа и синтеза. В связи, с чем в программе определены конкретные задачи логопедической работы в этом направлении:

• определение наличия звука в слове;

• определение количества звуков в слове;

• определение места звука в слове;

• определение количества слогов в слове;

• выделение согласного или гласного звуков в начале слова;

• подбор слов с заданным звуком;

• подбор слов с заданным количеством звуков или слогов;

• дифференциация звуков и др.

Для реализации вышеперечисленных задач в пособии предлагается дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек формата А4. Все перфокарты и сигнальные карточки удобнее иметь в ламинированном виде с целью долгосрочности их использования.

Такого рода задания могут применяться как на индивидуальных, так и на групповых логопедических занятиях. Рекомендуется их использовать не для первоначального ознакомления с новым материалом, а при дальнейшем его закреплении и контроле усвоенных детьми знаний и умений. Использование предлагаемых перфокарт позволяет не только работать над развитием фонематических процессов, но и стимулировать детей к выполнению оценочно-контрольных действий. Такие важные учебные навыки как самоконтроль, самопроверка и самооценка в плане готовности к школьному обучению занимают весьма важное место.

Разумное сочетание традиционных методов логопедической работы с элементами программирования (необходимо помнить о дозированном их применении, не более 5—10 минут) позволит логопеду проводить занятия более эффективно и интересно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод наглядного моделирования. Одним из средств повышения ум.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения.

Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых.

Представляю накопленный практический материал из опыта работы по макетированию, направленный на формирование речевой компетентности дошкольников, имеющих речевые нарушения. Даны методические реком.

Представлены игры по формированию фонематического слуха для детей старшей группы.

Теория и практика логопедической работы показывают, что важным условием успешного речевого развития детей дошкольного возраста является сформированность фоне.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях.

Другие публикации:  Заявление на сдачу огэ

Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста

Предлагаемое дидактическое пособие предназначено для воспитателей и логопедов. Данный демонстрационный материал может быть использован для индивидуальной и групповой и фронтальной работы как в специальных детских садах, так и в дошкольных учреждениях общего типа.
Пособие состоит из 8 серий и включает 516 предметных, ситуативных и сюжетных разрезных картинок на определенные звуки. Все картинки цветные, отличного качества. В приложении методичка по использованию пособия.

Автор: Филичева Т.Б., Каше Г.А.

Название: Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста

В педагогической практике широко используются аудиокниги. Рекомендуем книгу Носова Н.,Носова И. Остров Незнайки. Этот очаровательный герой без сомнения знаком от мала до велика. О его приключениях будет интересно узнать дошкольникам.

На эту статью оставлено 3 комментариев

Спасибо за ссылку. Классика подготовки к школе.По-моему книга для логопедов всех времен.

Отличная книга, прекрасное качество, «чистый» без вирусов файл, большое спасибо.

какой классный аватар. как вы его сюда прилепили.

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Жукова, Мастюкова, Филичева преод ЗРР. Е. М. Мастюкова Т. Б. Филичева преодоление задержки речевого развития у дошкольников москва Просвещение 1973 введение

Методические указания. Основной целью словарной работы является активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение речи детей новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться в своей речи.

Среди многочисленных приемов словарной работы, которые мо­гут быть использованы на логопедических занятиях, можно выде­лить следующие:

1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, создавая у ребенка образное представление, а также устанавливая связь слова с реальным предметом. Показ предмета должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять его сущность, развивает целенаправленное внимание, умение не толь­ко смотреть, но и видеть.

Новое слово обязательно проговаривается хором и индивиду­ально, а в случае необходимости с некоторыми детьми еще раз отра­женно. Для лучшего понимания и запоминания данное слово вклю­чается в знакомый ребенку контекст. Далее проводятся различные упражнения на закрепление правильного произношения и употреб­ления его в предложениях.

2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница — по- с УДа, в которой хранят хлеб; кофейник — посуда, в которой варят кофе; чайник — посуда, в которой кипятят чай, и т. д.).

1 «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». Под ред- Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1965, стр. 43.

а См.: Г. А. Каше. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста. М., «Просвещение», 1971,

3. Употребление расширенного значения уже известных слово­сочетаний (громадный дом — очень большой дом — тот, который выше всех других домов).

4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными, доступными по содержанию. Логопед в своей работе не ограничивается только ответами детей на поставленные вопросы, преследуя цель развития у них речевой активности. Не­обходимо обучать детей и самостоятельной постановке вопросов.

5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов,

6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

7. Составление предложений по опорным словам.

Для того чтобы-развить у детей внимание к слову, его различ­ным оттенкам и значениям, выработать умение выбирать из своего словарного запаса именно то слово, которое больше всего подходит к данной теме, совершенствовать логическое мышление, мы предла­гаем различные задания. Цель этих заданий — развитие понимания чужой речи и активизация собственной речи детей. Весь лексиче­ский материал подобран по частям речи 1 (глагол, имя существитель­ное, имя прилагательное, наречие). Особое внимание логопед дол­жен уделить работе над одиокоренными и сложными словами.

Задание 1. Уточнить названия отдельных действий, связанных с животны­ми, птицами, насекомыми.

Примерный лексический материал

курица — квохчет, кудахчет

птичка — клюет, поет

петух — кричит утка — крякает голубь — воркует кукушка — кукует ворона — каркает кузнечик —- стрекочет воробей — чирикает комар — пищит

1 Чтобы не дублировать одноплановые указания на разном лексическом ма­териале в разных заданиях, многие задания укрупнили. Логопед должен исполь­зовать предлагаемый материал творчески, с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка- Поэтому одно задание может отрабатываться в течение нескольких занятий,
Отдельные игровые приемы

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: «Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)» И т. д.

Можно предложить игру «Волшебный ящик».

В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, бабочка, утка, кошка и т. д.). Вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь опре­деляет, что это, и называет игрушку вместе с действием, например: «Утка — крякает. Корова — мычит.» и т. д.

Задание 2. Научить детей правильно употреблять глаголы с разными при­ставками. Составить с ними предложения:

а) по демонстрируемому действию;

б) по картинкам 1 .

Примерный лексический материал

Дети каждый день ходят в школу. Вова входит в дом. Таня вы­ходит из дома. Лена осторожно переходит дорогу. Папа уходит рано на работу.

Поезд подходит к конечной станции. Поезд отходит от станции. Поезд приходит на станцию в два часа.

Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.

Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.

Шел — вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.

Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.

Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.

Фрагмент одного занятия

Логопед вызывает к себе одного ребенка — «помощника» и пред­лагает ему выполнить ряд действий (например, завязать бант миш­ке, развязать узел, повязать кукле косынку и т. д.). Дети внима­тельно наблюдают за ним и говорят, что он делает, т. е. составляют предложения по демонстрируемому действию.

Затем ребенок садится на место, а логопед, обращаясь к группе, просит вспомнить, какие действия он выполнял. Выигрывает тот, кто составит больше предложений:

1 Для этого упражнения можно использовать картинки из пособия в- А. Каше, Т. Б. Филичевой «Дидактический материал по исправлению произ- у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1970.

Вова завязал узел. Вова развязал узел. Вова перевязал палец, Вова связал ленты. Вова привязал шар к стулу. И т. д.

Можно провести игру «Как сказать правильно?». Логопед назы­вает предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например:

Девочка подбежала из дома. —Девочка выбежала из дома.

Мальчик прыгнул на забор. —Мальчик прыгнул через забор.

Мама вошла из магазина. — Мама вышла из магазина.

Задание 3. Выучить с детьми данные ниже тексты. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих гла­голов.

Примерный лексический материал

Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы­ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам-

Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик.

В домике жили медведи.

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад, А потом ты покатился И назад не воротился. Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота, Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул — вот и все.

Ребята собрались идти на реку купаться- Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.

Задание 4. Научить детей различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Примерный лексический материал

Таня помогает (помогла) маме.

Бабушка вяжет (связала) внучке воротничок.

Девочка наливает (налила) воду в графин.
Дети поливают (полили) горку водой.

Колхозники копают (выкопали) картофель.

Колхозники собирают (собрали) богатый урожай овощей.

Миша ловит (поймал) Катю.

Дети строят (построили) из кубиков новый дом.

Вова моет (вымыл) уши.

Таня просыпается (проснулась) в 7 часов утра.

В комнате Миша снимает (снял) пальто.

Мальчик быстро идет (пришел) домой.

Девочка аккуратно чистит (вычистила) пальто.

Мальчик осторожно открывает (открыл) окно.

Девочка ломает (сломала) палку.

Девочка несет (принесла) красивую игрушку.

Осенью листья облетают (облетели) с деревьев.

Фрагмент одного занятия

‘^ Логопед вызывает двух детей и предлагает им выполнять одно то же действие (например, вырезать картинку). Когда один из |й них закончит свою работу, логопед спрашивает:

— Ребята, угадайте, про кого я скажу, про Сашу или Мишу: «Вырезал картинку»? (Про Мишу.)

— А как правильно сказать про Сашу? Что он делает? (Выреза-*. ет картинку.)

Логопед раздает детям парные картинки, на которых нарисо­ваны разные действия: законченные и незаконченные. Каждый ре­бенок называет, что нарисовано на его картинках (пьет воду — выпил, выливает — вылил, закрывает — закрыл, вешает пальто — повесил и т. д.).

Задание 5. Обучить детей подбирать слова, обозначающие действия, к сло­вам, обозначающим лица, одушевленные и неодушевленные предметы, явления природы.

Примерный лексический материал

Мальчик — читает, пишет, лепит, вырезает, клеит, строгает, забивает, чинит, красит, шалит, дерется, ныряет, прячется.

Девочкашьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает, встречает, покупает, уезжает, переходит улицу.

Собакалает, кусает, ласкается, сторожит, охраняет, игра­ет, воет, бегает, скачет, спасает раненых, охраняет границу, разыскивает дичь.

Кошкалакает, мяукает, ловит мышей, мурлычет, царапает­ся, играет, когти выпускает, облизывается, усами шевелит.

Курицаклюет, кудахчет, несет яйца, ходит по двору, вы­водит цыплят, пьет водичку, ищет зернышки, квохчет.

Самолет — гудит, взлетает, летит, приземляется, идет на посадку.

Ручейбежит, журчит, звенит, течет.

Листвянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит, растет, краснеет, появляется, распускается.

Солнцесверкает, греет, печет, сияет, землю согревает.

Ветертучи разгоняет, тучи нагоняет, листья срывает, дует, воет, завывает, охлаждает, пыль поднимает, парус надувает.

Фрагмент одного занятия

Воспитатель на своих занятиях беседовал с детьми о насекомых, знакомил их с бабочками, их отличительными особенностями. Обра­щал внимание на то, как бабочка собирает пыльцу, как она летает, кружится, порхает и т. д.

Логопед на занятии продолжает эту работу. Предварительно готовится наглядное оформление (красивая бабочка, цветок, на котором вид тычинки с пыльцой). Логопед предлагает детям по­слушать, что он скажет, и угадать, кто же «прилетел» к ним в гости: «Она красивая, легкая, с прозрачными крылышками, малень­кими усиками. » Один из ребят угадывает: «Это бабочка». На столе закрепляется цветок с бабочкой. Ее рассматривают все дети.

Другие публикации:  Договор купли-продажи квартиры цена оформления

Логопед просит детей внимательно посмотреть и сказать, что делает бабочка. (Летает, кружится, порхает, машет крылышка­ми, расправляет крылышки, шевелит лапками, шевелит усиками.)

Задание 6. Научить детей образовывать множественное число существи­тельных и правильно употреблять их в предложениях.

Примерный лексический материал

стул — стулья дерево — деревья лист — листья крыло — крылья перо — перья

улей — ульи пень — пни лев — львы лоб — лбы

Предлагается прослушать предложения, а затем закончить их, поставив су­ществительное во множественном числе.

В клетке сидел огромный лев. — В клетках грозно рычали . . . (львы).

Впереди виднелся срубленный пень. — На просеке остались только черные . , . (пни).

Миша принес в зал новый деревянный стул. — Дети расставля­ли в зале вдоль стены . . . (стулья),

Это лист тополя. — Весной на деревьях зеленеют . . . (листья). На опушке растет одинокое дерево. — В лесу растут разные . . . (деревья).

У вороны было сломано крыло. —У орлов сильные. (крылья). Пчела летит в улей.—Пчелы летят в . (ульи).

Задание 7. Научить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа и составлять с этими словами предложения.

Примерный лексический материал

лев — львы — львов лоб — лбы — лбов пень —■ пни — пней

дело — дела — дел белка — белки — белок

Можно предложить детям составить с этими словами предло­жения: У утки пять утят. В колхозном стаде много телят и т. д,

конь — коней медведь — медведей еж — ежей гусь — гусей грач — грачей лебедь —■ лебедей кисть — кистей нож — ножей карандаш — карандашей кирпич — кирпичей свинья — свиней

медвежата — медвежат волчата — волчат совята — совят гусята — гусят утята — утят лисята — лисят жеребята — жеребят котята — котят щенята — щенят поросята — поросят

Логопед может использовать и такой прием. Вызывая ребенка, )н говорит ему:

— Ты забыл дома свои книги. Как ты об этом скажешь? (У меня 1ет своих книг.)

— Ты сломал новые перья. Как ты об этом скажешь? (Я сломал новые перья. У меня нет новых перьев.)

— Ты сломал новые стулья. (У меня нет новых стульев.)

— У орла подрезали большие крылья. (У орла нет больших (рыльев.)

В коридоре забили большие окна. <В коридоре нет больших окон.)

Задание 8. Научить детей подбирать недостающее слово в предложении и -‘потреблять его в нужном падеже.

Примерный лексический материал

Вова нарисовал львов. Он показывает. (львов) маме. Вова любуется своими . (львами). Он рассказывает старшей сестре о . (львах).

Задание 9, Выучить наизусть с детьми данные ниже тексты. Обратить вни­мание на правильное употребление подчеркнутых слов.

В зоопарке живут обезьяны. У обезьян были забавные рожицы. За обезьянами в зоопарке хорошо ухаживают. Мы читали об обезь-янах интересный рассказ.

Грачи вьют гнезда на деревьях. Все ветви деревьев усеяны гра­чиными гнездами. Весной в гнездах пищат птенцы. Грачи ищут для них червей. С червями грачи летят к своим гнездам. Дети» не разо­ряйте птичьих гнезд. Птицы — наши друзья.

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей.

О герое нашем Нас волнуют вести. Мыслями своими Мы с героем вместе-

Чтобы етать героем, Нужно быть отважным, Честным в деле каждом, Скромным в слове каждом.

У меня два брата. Братья служат на границе. За отличную службу моих братьев наградили медалями. О братьях написали в га­зете. Я написал братьям письмо. Я очень горжусь своими братьями.

Искал ежик себе норку на зиму. Нашел норку под большим деревом. Принес он кучу сухих листьев. Стал в листьях кататься. Прицепил он листья к иголкам. Притащил еж листья в свою норку.

Запряжем-ка мы в сани лошадей, В лес поедем за дровами поскорей. Взгляни на маленьких совят;

Малютки рядышком сидят.

У Танюши дел немало, У Танюши много дел.

Задание 10. Сравнить существительные а форме творительного падежа единственного и множественного числа. Составить с этими существительными пред-ложения.

Образец: Вова режет хлеб большим ножом. Вова и Таня режут хлеб большими ножами,.

Примерный лексический материал

Таня рисует дом цветным карандашом. Папа рубит дрова желез­ным топором. Дима забивает гвоздь молотком. Лена гладит фартук утюгом. Мама угощает детей вкусным пирогом. Девочка кормит кур крупным зерном. Дети укрылись от дождя резиновым плащом. Бабушка повязала голову пуховым платком. Дети машут рукой. Лена уколола палец иглой. Дворник подметает тро­туар метлой. Пильщик пилит дерево пилой. Утром колхозник косит траву косой. Коза летом питается травой.

Задание 11. Научить детей правильно употреблять и правильно произно­сить все предлоги. Составить предложения, включая в них предлоги. Заучить стихотворения.

Примерный лексический материал С предлогом из

Грач вылетел из гнезда. Девочка достала воду из колодца. Дети выбегали из леса. Люди вышли из трамвая. Девочка достала хлеб из сумки. Мама шьет платье из ситца. Сапожник шьет сапоги из кожи.

Юра спрятался за бочку. Девочка убежала за дом. Оля зацепи­лась за толстый сучок. Вова спрятал мяч за спину. Девочки ухажи­вают за маленькими цыплятами. Юннаты ухаживают за телятами.

Над круглым столом висит лампа. Птицы летают над озером, Самолет летит над большим зеленым лесом. Чайка летит над широ­кой синей рекой.

С предлогами после, около, из-под, из-за, через

Около пионерского костра сидели дети. После сытного обеда Ребята крепко уснули. Из-под скамейки выглядывала серая кошка. Из-за дома вышел дедушка. Мальчик достал из-за шкафа мяч. Девочка перепрыгнула через лужу. Собака перебежала через ули-

Программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи;

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(старшая группа детского сада) (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)

В программе освещается система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи. Охарактеризованы основ­ные проявления недоразвития речи у детей дошкольного возра­ста и их психологические особенности; изложено содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грам-матических компонентов языка, связной речи; отражена спе­цифика коррекционно-воспитательного процесса, преемствен­ность в работе логопеда и воспитателя. Содержит указания по ведению документации логопеда.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.Коррекционное обучение и вос­питание детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Лавра, 1993.

В пособии изложена программа обучения и воспитания детей со 2-3-м уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом. Обучение по программе направлено на ус­транение речевого дефекта, а также на предупреждение возмож­ных трудностей в усвоении знаний, обусловленных речевым недо­развитием. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Содержит тематическое планирование, недельное распределение логопедических и воспитательских занятий по периодам обуче­ния. Даны рекомендации к использованию лексического материа­ла. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей. Гриф МОРФ.

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.Подготовка к школе детей с об­щим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 ч. М.: Альфа, 1993.

В пособии освещаются основные этапы логопедической рабо­ты с детьми 6-го и 7-го года жизни в группах детей с общим недо-

______________________ ВОПРОС 4________________________ 35

развитием речи. Даны методические приемы логопедического об­следования детей, определены содержание и принципы построе­ния индивидуальных и фронтальных логопедических занятий. Со­держатся лексический материал, который используется в коррек-ционном обучении, конспекты логопедических занятий. Книга адресована логопедам, воспитателям дошкольных образователь­ных учреждений, родителям, студентам педагогических колледжей и вузов.

Филичева Т. Б., Туманова Т. В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1999. — (Коррекционная работа в специаль­ных дошкольных учреждениях).

Пособие предназначено логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) в старшей группе. Представлены психо­лого-педагогическая характеристика детей, программа коррекцион­ного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-граммати-ческого строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения. Приложение содержит разделы с рекомен­дациями по работе воспитателя и музыкального работника в группе для детей с ОНР, а также родителям для домашней работы. Гриф МОРФ.

Жукова Н. Си Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б.Преодоление об­щих недостатков речи у дошкольников. М.: Изд. «Социаль­но-политический журнал»: Ассоциация «Гуманитарий», 1994. В пособии рассматриваются общие закономерности развития дет­ской речи в норме и в условиях ее нарушения, раскрывается специ­фика процесса усвоения родного языка при нарушении развития речи. Описаны способы выявления этих нарушений и даны методические рекомендации по коррекции речи. Адресовано логопедам и воспита­телям детских садов, родителям, студентам дефектологических фа­культетов. Гриф МО РФ.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.Логопедия. Пре­одоления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. Екатеринбург: АРГД, 1998.— (Учимся играя).

В книге излагаются современные представления об общем недо­развитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза, выделяются его варианты. В сравнительном плане рас­сматривается процесс усвоения ребенком языка в норме и при па­тологии, представлена система поэтапного коррекционного обуче­ния. Пособие предназначено для логопедов, дефектологов и воспи­тателей. Гриф МО РФ.

36_____________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ______________

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Филичева Т. Б., Соболева А. В.Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург, АРГО, 1996.

Пособие содержит красочный картинный материал (демонст-рацирщшй и раздаточный) для формирования грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи у детей. Предназна- ] чено для воспитателей всех видов дошкольных образовательных учреждений, родителей, готовящих детей к школе, дефектологов, : ) а также для обследования и проведения индивидуальных и фрон­тальных занятий во всех типах групп детских садов специального назначения.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(подготовительная к школе группа) (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)

Программа предназначена для логопедов и воспитателей подготовительных к школе групп, в которых воспитывают­ся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В ней определен объем знаний, умений и навыков, необ­ходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Предлагаемый материал по формированию произ­ношения и усвоению элементов грамоты разработан с уче­том имеющихся у детей отклонений в речевом развитии. В разделе «Формирование грамматически правильной речи» определены основные направления развития связной речи с учетом специфических особенностей детей данной катего­рии.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б.Программа обучения детей с недо­развитием фонематического строя речи: Подготовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1978.

Пособие включает программу обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи, содержит рекомендации к планирова-

______________________ ВОПРОС 4________________________ 37

нию работы логопеда и воспитателя. Приведены подробные конс­пекты фронтальных логопедических занятий по формированию про­износительной стороны речи и навыков звукового анализа. Гриф МОРФ.

Другие публикации:  Покупатель имеет право расторгнуть

КашеГ. А., ФиличеваТ. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. М.: Гном-Пресс, 1999.— (Коррекционная работа в специальных дошкольных учрежде­ния).

Предлагаемое пособие предназначено для воспитателей и лого­педов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим не­доразвитием (ФФН). Представленный материал содержит характе­ристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодоле­нию ФФН у детей. Гриф МО РФ.

ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Каше Г. А., Филичева Т. Б.Дидактический материал по форми­рованию правильного произношения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1990.

Картинный иллюстрированный материал для формирования пра­вильного произношения и слоговой структуры слова. Даны рекомен­дации к использованию игровых фрагментов на логопедических за­нятиях.

Готовятся к изданию

ПОСОБИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Каше Г. А., Филичева Т. Б.Программа обучения детей с фоне­тико-фонематическим недоразвитием (в подготовительной к школе группе). М.: Гном и Д.

Предлагаемая программа предназначается для логопедов и вос­питателей подготовительной к школе группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. В программе дана характеристика особенностей речевого развития детей с ФФН, определены основные задачи и методические приемы обследования и коррекционной лого­педической работы, раскрыто содержание работы по преодолению ФФН у детей.

38_______________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ________________

ПРОГРАММ*«ДЕТСТВО»

(В. И. Лотнова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /

Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович)

Представляет универсальную комплексную систему разви­тия и воспитания детей в детском саду, разработанную на ос­нове достижений классической и современной дошкольной педагогики. Составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства — младшего, среднего и стар­шего возраста. Задача программы — начальное становление личности ребенка, формирование основ самосознания, обес­печение процесса начальной социализации и индивидуализа­ции в развитии, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, охрана и укрепление здоровья детей. На первый план выдвигается воспитание позитивного, гуманного отно­шения ребенка к окружающему миру. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание в соответствии с познавательными запросами современного ребенка. Его реа­лизация достигается путем приобщения ребенка к изобрази­тельному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Целостность и единство разделов программы определяется связью ее трех магистраль­ных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Программа ориентирует педа­гога на творческое отношение к работе. Количество учебных занятий и их продолжительность не регламентированы. Педа­гогу представлено право самостоятельно определять их место в режиме дня, а также решать, какое образовательное содер­жание может быть реализовано через совместную и самосто­ятельную деятельность детей в процессе игр или занятий. Программа составлена с учетом дифференцированного освое­ния содержания образования по уровням (высокий, средний, низкий по каждому разделу), которые являются ориентиром для педагога в конструировании образовательного маршрута ребенка. Учебные и методические пособия к ведущим разде­лам программы публикуются в серии «Библиотека програм­мы „Детство»» (издательство «Детство-Пресс», СПб.). Готовит­ся к выпуску третье издание программы.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ (Под ред. М. А. Васильевой)

Базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1983) и является ее адап­тированным вариантом для российских детских садов. Осно­вывается на лучших традициях отечественного воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Главные задачи — ох­рана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспи­тание и подготовка детей к.школе — конкретизированы для каждой возрастной группы детского сада: для 1-й и 2-й групп раннего возраста, для 1-й и 2-й младших, средней, старшей, подготовительной групп. Программа предусматривает органи­зацию жизни детей в каждой возрастной группе, режим дня в детском саду и дома. Строится по видам деятельности детей. Имеет четкую структуру и регламентированное содержание, направленное на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков.

Рекомендована Министерством образования РФ.

В 2004 году вышла усовершенствованная «Программа вос­питания и обучения в детском саду». Авторы-составители (М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова) постарались бережно сохранить в новом издании лучшие традиции оте­чественного дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности: комплексное решение задач по ох­ране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее вос­питание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой дея­тельности.

Доработанный документ сохраняет свое первоначальное название. Такой подход предполагает, что в условиях совре­менных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регулятор-ных). При этом составители Программы основывались на важ­нейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет за собой развитие». Составите­ли также имели в виду, что воспитание и психическое развитие

40________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ_______________

не могут выступать как два обособленных процесса, независи­мых друг от друга, но при этом «воспитание служит необходи­мой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта програм­мы выступает как важнейший результат успешности воспита­ния и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов новое издание представ­ляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные ли­нии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Программа строится на принципе культуросообразности, реализация которого обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нрав­ственного и эмоционального воспитания ребенка. Образова­ние рассматривается как процесс приобщения ребенка к ос­новным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

Издание существенно дополнено и переработано; традици­онное содержание программы трансформировано и обогаще­но необходимой развивающей средой. Главный критерий от­бора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведе­ний культуры (классической как отечественной, так и зару­бежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Настоящее издание сохраняет с первоначальным вариан­том преемственность в обеспечении традиционных сторон дошкольного воспитания: физического, умственного, нрав­ственного, эстетического, основ трудового. Наряду с этим новый вариант представляет более широкие возможности для познавательного социального и личностного развития ребенка.

Ведущие цели обновленной программы — создание благо­приятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями, подготовка ребенка к жизни в современном об­ществе.

_____________________________ ВОПРОС 4___________________________ 41

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, дви­гательной, элементарно-трудовой.

В программе раскрыты закономерности и особенности раз­вития малышей от рождения до 2 лет. В силу возрастной спе­цифики программы для 1-й и 2-й групп раннего возраста струк­турно иные, чем программы дошкольных групп.

Для достижения целей программы первостепенное значе­ние имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и сво­евременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного, доброжелатель­ного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативны­ми, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов дет­ской деятельности; их интеграция в целях повышения эффек­тивности образовательного процесса;

• креативность (творческая организация) процесса воспи­тания и обучения;

• вариативность использования образовательного матери­ала, позволяющая развивать творчество в соответствии с ин­тересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и

• координация подходов к воспитанию детей в условиях

• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада
и дошкольного учреждения в целом;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и
учреждений начального образования, исключающей умствен­
ные и физические перегрузки в содержании образования ре­
бенка дошкольного возраста.

Вполне очевидно, что решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправ­ленном влиянии воспитателя на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

Педагогический коллектив самостоятельно выбирает, ка­кую комплексную программу утвердить на установочном пе-

42________________ «ШПАРГАЛКА» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ________________

дагогическом совете, какие методики и технологии разви­вающего обучения использовать в работе с детьми. Практи­ка показала, что большинство дошкольных образователь­ных учреждений Санкт-Петербурга работает по программе «Детство» или по «Программе воспитания и обучения в дет­ском саду».

Улучшение обеспечения детских садов учебно-методической литературой — условие эффективного решения проблемы со­временного качественного дошкольного образования*.

Аннотированный каталог-справочник «Дошкольное обра­зование в России» является первым официальным изданием, в котором системно представлена учебно-методическая лите­ратура по всем основным аспектам образования детей до­школьного возраста и подготовки их к школе.

Цель каталога — отразить многообразие учебной литерату­ры по дошкольному образованию, помочь ориентироваться в ней и проводить отбор в соответствии с избранным направле­нием образования детей. В каталог вошли все действующие программы, рекомендованные Министерством образования РФ для детских садов, а также учебные и методические посо­бия (базовые к программам и универсальные), демонстраци­онные и раздаточные материалы, аудио- и видеопродукция, дидактические игровые материалы и др. Настоящий каталог адресован педагогическим работникам детских садов и учреж­дений, реализующим программы дошкольного и начального образования, специалистам органов управления образованием и институтов повышения квалификации, а также всем, кто при-частен к изданию и распространению учебной литературы.

Федеральный перечень является необходимым инструмен­том сбора и выполнения заказа на учебную литературу, а также комплектования библиотечных фондов образователь­ных учреждений, высших и средних учебных педагогиче­ских заведений. Учебно-методические пособия в новом пе-

* Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: Гном и Д, 2004.

Еще статьи:

  • Договор 240 Статья 240 РФ. Определение договора морского посредничества Сделано в Санкт-Петербурге © 1997 - 2019 PPT.RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс […]
  • Какие предметы нужно сдать чтобы поступить на адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 […]
  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Приставы краснодара западного округа Отдел судебных приставов по Западному округу г. Краснодара Краснодарского края Адрес: 350078, г. Краснодар, ул. Тургенева, 183 Время работы: Вторник 09.00 - 15.00, Четверг 14.00 - 18.00 Телефон для справок: […]
  • Где можно сделать гражданство россии Куда обращаться для получения гражданства РФ в Москве Российская Федерация пользуется большой популярностью среди мигрантов из ближнего зарубежья, причем иностранные граждане стремятся в РФ не только с целью […]
  • Как оформляется долевая собственность на квартиру Как оформить долевую собственность? Возникновение общей собственности на жилье возможно в разных ситуациях: при наследовании недвижимости, при приватизации квартиры, а также если жилье было приобретено в брачных […]
Пособия филичевой каше