Правотворческая деятельность Президента РФ

Ключевые слова: правотворческая, деятельность, Президент, РФ

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула «не должны противоречить Конституции и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ»;

2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом Указа (или его отдельных положений), не соответствующим Конституции РФ, Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции;

3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий ФЗ по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и ФЗ; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и подтвержден в одном из последующих постановлений Конституционного Суда.

Издание указов и распоряжений — основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов РФ.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и Собрании актов Президента и Правительства РФ. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с последующими изменениями. . читать далее .

Правотворческая деятельность Президента РФ

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными.

Издание указов и распоряжений – основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

К актам главы российского государства относятся указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90) и законодательными нормами. Президент эти акты издает самостоятельно.

Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Указы подразделяются на: нормативные и индивидуальные. Последние издаются по таким вопросам, как гражданство, предоставление политического убежища, кадровые назначения, награждение государственными наградами и др.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 года указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во- первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания законодательства (и в особенности собственно федеральных законов) роль «указного нормотворчества» сократится.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Распоряжения — это вторые по значимости (после указа) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Тема «Федеральное Собрание Российской Федерации»

1. Федеральное Собрание – парламент РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Полномочия Президента Российской Федерации

Конституционный статус главы государства предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающими президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение Президента РФ такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Обширные прерогативы главы государства можно подразделить на следующие группы.

  • 1. Полномочия по формированию и обеспечению нормального функционирования федеральных органов государственной власти. В этой сфере Президент РФ: назначает Председателя Правительства РФ, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (по предложению главы Правительства РФ), назначает выборы в Госдуму, а также распускает Госдуму в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.
  • 2. В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Госдуме, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издаст указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.
  • 3. В области внешней политики, обороны и национальной безопасности Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию.

Президент РФ формирует Совет Безопасности РФ, действующий на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ΦЗ «О безопасности» и Указа Президента РФ от 06.05.2011 № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации». В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

К этой группе примыкают полномочия по введению Президентом РФ на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдельных местностях – военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

Другие публикации:  Если ребенок не прописан в квартире имеет ли он право собственности

4. Полномочия в сфере исполнительной власти. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция РФ не называет Президента РФ главой исполнительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента РФ, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне нс закрепляется положение о том, что Президенту РФ принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. На практике Президент РФ обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство РФ.

Объем полномочий главы государства в сфере исполнительной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства. По конституционным параметрам Россия – полупрезидентская республика. Особенностью данной республики является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства РФ. В силу этого Правительство РФ несет ответственность не только перед Президентом РФ, но и перед парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями. Президент РФ руководит Правительством РФ при наличии главы Правительства РФ – Председателя. Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею.

Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.

5. В сфере конкретизации статуса личности Президент РФ: решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента РФ использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом президента – в июле 1991 г. Акты Президента РФ относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы – это решения Президента РФ, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти.

Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 № 11-П указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. В будущем, по всей видимости, при условии существенного наращивания законодательства (ив особенности собственно федеральных законов) роль «указного нормотворчества» сократится.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации.

Распоряжения – это вторые по значимости (после указа) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Распоряжения – это решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что они не могут не исполняться или быть приостановлены либо отменены органами государственной власти или субъектов РФ или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. В случае несогласия с нормативным актом Президента РФ палаты Федерального Собрания, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы, Правительство РФ, высшие судебные органы РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, управомоченные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ), могут сделать запрос Конституционному Суду РФ о соответствии этого акта Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ серьезной политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в официальных государственных изданиях.

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах.

Правотворчество Президента РФ

Правотворчество Президента РФ — сравнительно новое явление в правовом пространстве России. Оно выражается в издании актов президента и в сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации.

Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о президенте, в основном в статьях 83 — 90 Конституции РФ, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право Президента РФ утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются по наиболее актуальным и не урегулированным вопросам.

Конституционными нормами впервые были установлены важнейшие принципы и правила взаимоотношений Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания, включая основы правового механизма и процедуры их взаимодействия между собой в законотворческом процессе.

Законодательную власть могут осуществлять только представительные органы. Никакие иные государственные структуры не могут творить законы. Принятие нормативных актов другими органами не превращает их в законодателя, поскольку ни «указное право», ни отмена действия норм закона Конституционным Судом в силу признания их неконституционными не могут заменить законодательную деятельность парламента. Но практика взаимоотношений Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческой сфере, основанная на принципе разделения властей, показала за прошедшее с декабря 1993 года время их достаточно высокую эффективность.

Компетенция Президента в сфере правотворчества

Весьма обширна компетенция Президента РФ, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве.

Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан.

В отличие от Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент РФ может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Президент имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, т.е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием.

К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы (ст. 84, 109, 111 и 117 Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс.

Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и Правительства, а Государственная Дума приобретает полномочие корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений.

Другие публикации:  Налог на материнскую помощь

Президенту принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти РФ и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Так, ч. 3 ст. 115, посвящённая Правительству РФ, устанавливает право Президента РФ отменять постановления и распоряжения Правительства РФ.

По Конституции РФ Президенту РФ предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция РФ выразила это право в следующей формуле: «Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда» (ч. 1 ст. 85).

Полномочия Президента Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации.

Президент РФ как глава государства обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни (ст. ст. 83 — 90 и др. Конституции РФ). Данные полномочия вытекают из статуса Президента как главы государства и обеспечивают возможность осуществлять закрепленные за ним функции. Некоторые из президентских полномочий являются прерогативами, другие – осуществляются совместно с иными органами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей.

Все многообразие предоставленных Президенту РФ полномочий можно разбить на следующие основные группы: 1) полномочия в отношениях с Федеральным Собранием; 2) полномочия, связанные с деятельностью Правительства РФ; 3) полномочия в отношениях с судебной властью; 4) полномочия в сфере обороны и безопасности страны; 5) полномочия в области внешней политики; 6) полномочия, связанные с гражданством; 7) иные полномочия Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собранием.

Данная группа полномочий Президента является необходимым элементом «сдержек и противовесов» в системе разделения властей. В то же время эти полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования таких органов, как Президент РФ и Федеральное Собрание РФ.

В соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы РФ. Данное полномочие обусловлено ролью Президента как главы государства, и позволяет обеспечить непрерывность функционирования государственной власти. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Конституция наделяет Президента правом законодательной инициативы, то есть правом вносить законопроекты в Государственную Думу, что влечет их обязательное рассмотрение. На Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Вместе с тем, Президент в соответствии со ст. 107 Конституции РФ имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение.

Важным полномочием Президента является право обращаться к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они не обладают обязательной силой.

Полномочия Президента, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации

Полномочия Президента в данной сфере основываются на безусловном приоритете президентской власти. Это позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ оказывает непосредственное влияние на организацию и деятельность исполнительной власти. Так, Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, федеральных министерств; принимает решения об отставке Правительства Российской Федерации; определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ в отношениях с судебной властью.

В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в непосредственную деятельность судебных органов. Вместе с тем он участвует в формировании практически всех судебных инстанций. Так, согласно п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме этого, Президент РФ назначает на должности судей других федеральных судов, что предусмотрено ч.2 ст.128 Конституции РФ. С данной группой полномочий тесно связано и право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности страны

Данные полномочия согласуются с основными функциями Президента как главы государства. В соответствии с Конституцией РФ Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Из этого вытекает право Президента назначать и смещать высшее командование Вооруженных Сил, издавать указы о призыве граждан на военную службу, утверждать планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов и т.д.

Согласуется со статусом Президента как Верховного Главнокомандующего и право утверждать военную доктрину Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов России. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепризнанных международных норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности РФ.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны. Кроме этого, Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами РФ в случае войны или угрозы агрессии.

Конституция Российской Федерации (ст. ст. 87, 88) наделяет Президента РФ также правом вводить в случаях, предусмотренных законом, военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Данный орган рассматривает вопросы внутренней и внешней политики государства, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики государства

Президент РФ как глава государства не только определяет основные направления внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (п. «а» ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов РФ.

Согласно Конституции РФ (п. «б» ст. 86) Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации. Кроме этого, Президент назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Как глава государства Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Верительная грамота — это документ, удостоверяющий назначение данного лица дипломатическим представителем. Прием верительной грамоты Президентом означает, что назначенный и прибывший в РФ посол иностранного государства считается официально приступившим к исполнению своих обязанностей в нашей стране. Прекращение выполнения функций дипломатического представителя иностранного государства оформляется вручением Президенту отзывной грамоты.

Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с гражданством.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства РФ. Так, согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» Президент решает вопросы приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства; принимает решения по вопросам восстановления в гражданстве; дает разрешение на выход из российского гражданства; разрешает гражданину России иметь одновременно гражданство другого государства; предоставляет почетное гражданство и др.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президенте действует образованная им комиссия по вопросам гражданства. В компетенцию Президента РФ входит также решение вопросов предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Иные полномочия Президента РФ

Президент России уполномочен осуществлять высшую форму государственного поощрения — награждать государственными наградами Российской Федерации. Он также присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ Президент обладает правом помилования. Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

Другие публикации:  Стоимость получить паспорт

К этой условной группе так же относятся такие отдельные полномочия, как право назначать референдум (п. «в» ст. 84), формировать администрацию Президента РФ (п. «и» ст. 83), использовать согласительные процедуры (ст. 85) и др.

Акты Президента Российской Федерации

Реализация предоставленных Президенту полномочий осуществляется посредством принятия соответствующих правовых актов. Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Следует различать указы нормативного и ненормативного характера. Указ нормативного характера — это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, действующий в долговременном плане. Указами ненормативного характера являются акты Президента РФ, которые касаются конкретных отношений, либо определенных лиц (например, акты Президента о назначении на должность или освобождении от занимаемой должности).

Распоряжения — это всегда акт индивидуального организационного характера.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование Конституции определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что нормативные указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие акты не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п.2. Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации»[149].

Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента РФ является Конституционный Суд РФ. Так, согласно ч.6 ст. 125 Конституции, акты или отдельные их положения, включая акты Президента, в случае признания их неконституционными утрачивают свою силу.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.[150] Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда самим актом установлен другой срок введения его в действие.

Неприкосновенность Президента Российской Федерации

Важной характеристикой статуса Президента является неприкосновенность, которая выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства. Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности, установленных Конституцией для граждан, носит публично-правовой характер и призвана обеспечить повышенную охрану главы государства в силу осуществляемых им полномочий. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, задержать, арестовать, принудительно доставить для составления протокола или дачи свидетельских показаний, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью. Она распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, вещи.

Неприкосновенность Президента РФ не означает, однако, отсутствия его политической и юридической ответственности. Он может быть отрешен от должности согласно ст. 93 Конституции РФ и привлечен к ответственности в установленном законом порядке.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 4569 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Полномочия президента Российской Федерации. Справка

4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава государства президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации:

— назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства;
— имеет право председательствовать на заседаниях правительства;
— принимает решение об отставке правительства Российской Федерации;
— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка;
— по предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров;
— представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов;
— формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
— утверждает военную доктрину Российской Федерации;
— формирует администрацию президента РФ;
— назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
— назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России;
— назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

— назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;
— распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
— назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты в Государственную Думу;
— подписывает и обнародует федеральные законы;
— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

— осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры и подписывает международные договоры;
— подписывает ратификационные грамоты;
— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

— решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
— награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания;
— осуществляет помилование.

Президент издает указы и распоряжения.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Еще статьи:

  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Годовая отчетность ооо при енвд Какую отчетность необходимо сдавать ООО на ЕНВД? Отчетность ООО на ЕНВД несколько отличается от отчетности фирм на общем режиме налогообложения. О том, какой вид отчетности ООО на ЕВНД следует подавать в контролирующие […]
  • Возврат переплаты по ндфл сотруднику Как вернуть работнику излишне удержанный НДФЛ Переплата по НДФЛ - что делать налоговому агенту? Ошибки в исчислении налога на доход физических лиц могут привести как к неудержанию платежа, так и к излишне уплаченной […]
  • Как оформить судебную практику в списке литературы Оформление списка литературы в дипломной работе по уголовному праву Игорь Викторович: Доброго времени суток! В каком порядке оформляется список литературы в дипломной работе по уголовному праву? Ответ: В любом дипломе […]
  • Как правильно писать слово заявление в заявлении Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный […]
  • Акт договор подряда на выполнение строительных работ Договор подряда на выполнение строительных работ - образец Договор строительного подряда. Основные положения Договор строительного подряда непосредственно регулируется § 3 гл. 37 ГК. Поскольку данный договор является […]
Правотворческие полномочия президента российской федерации