Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2008 г. N 09АП-3986/2008 (ключевые темы: доплаты, надбавки — компенсации — вахтовый метод — НДФЛ — заработная плата)

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 28 апреля 2008 г. N 09АП-3986/2008

дело N А40-65379/07-20-398

25 апреля 2008 г.

резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2008 года.

полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2008 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего-судьи Т. Т. Марковой

судей П.В. Румянцева, Н.О. Окуловой

при ведении протокола судебного заседания А.В. Новиковой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2008

по делу N А40-65379/07-20-398, принятое судьей А.В. Бедрацкой

по заявлению ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз»

к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании недействительным решение в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя — О.В. Васильевой по доверенности N 55 от 07.11.2007;

Е.Л. Серегиной по доверенности N 200 от 09.01.2008;

от заинтересованного лица — С.А. Семенова по доверенности N 41 от 14.03.2008;

ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительными п. 3, п. 4, пп. 3, 4 п.2, пп. 3 п. 1 резолютивной части решения от 19.09.2007 N 52/2090 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления ЕСН в размере 1.413.676 руб. и НДФЛ в размере 7.066.018 руб., пени и штрафов в соответствующем размере.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований общества.

В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на те же доводы, изложенные в решении, которое оспаривается заявителем и признано судом первой инстанции недействительным в части.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 , 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Из материалов дела следует, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2004 по 31.12.2004.

По результатам выездной налоговой проверки общества в оспариваемой им части инспекцией принято решение N 52/2090 от 19.09.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе пунктом 3.1. резолютивной части, которого заявителю предложено уплатить ЕСН за 2004 год в сумме 1.413.676 руб., НДФЛ за 2004 год в сумме 7.066.018 руб.; пунктом 2 резолютивной части решения заявителю начислены пени по ЕСН в сумме 22.848 руб. и по НДФЛ в сумме 3.465.127 руб.

Пунктом 1 резолютивной части решения заявитель как налоговый агент привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1.413.204 руб. за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм НДФЛ за 2004 год.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что в нарушение ст. 238 НК РФ в период с 24 июня по 31 декабря 2004 года заявителем не включены в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ надбавки за разъездной характер работы, выплаченные в пользу работников, занятых вахтовым методом работы, в сумме 6.544.800 руб., что привело к неуплате единого социального налога в размере 1.413.677 руб. неперечислению налога на доходы физических лиц в сумме 850.824 руб. (п.3.1., 4.3 мотивировочной части решения).

Налоговым органом указано, что выплаты работникам надбавок за вахтовый метод работы не подпадают под определение компенсаций, носят стимулирующий характер, являются постоянным элементом заработной платы, производятся в рамках трудовых договоров работников и устанавливаются в процентах от должностного оклада.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налоговой инспекции в указанной части.

Из материалов дела следует, что отношения, связанные с применением вахтового метода организации работ в обществе, регулируются приложением N 2 к коллективному договору между работодателем и работниками «Положение о вахтовом методе организации работ в открытом акционерном обществе «Славнефть-Мегионнефтегаз» на 2004 год» (т. 1 л.д. 102-107).

В соответствии с данным положением вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте, и время междусменного отдыха в вахтовом поселке. Вахтовым персоналом являются работники, заключившие трудовые договоры и принятые на работу вахтовым методом согласно приказу. Согласно положению работодатель обеспечивает проживание и питание вахтового персонала.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Аналогичная норма действует и в отношении НДФЛ ( п. 3 ст. 217 НК РФ).

Согласно ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Положениями ст. 165 ТК РФ определены случаи предоставления компенсаций.

В том числе, компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки.

Одним из видов командировочных компенсаций согласно ст. 168 ТК РФ являются суточные.

Статьей 302 ТК РФ в редакции, действовавшей в 2004 году, предусмотрено, что работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Признавая неправомерными выводы инспекции в указанной части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предоставление работникам надбавок за вахтовый метод работы взамен суточных является по своей сути компенсационными выплатами, которые не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ.

В соответствии с п. 42 Инструкции о составе заработной платы и выплат социального характера (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 10.07.1995 N 89), расходы, выплачиваемые взамен суточных (в том числе надбавки к заработной плате в связи с разъездным характером работы), не относятся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

По мнению налогового органа, выплаты надбавок работникам за вахтовый метод работы являются постоянным элементом заработной платы, а не выплатой компенсационного характера, поскольку не возмещают конкретные расходы работника во время его пребывания на вахте.

Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на информационное письмо ВАС РФ от 14.03.2006 N 106, а также на то, что надбавки за вахтовый метод работы являются постоянным элементом заработной платы, является несостоятельной.

Пребывание в другой местности требует дополнительных затрат и расходов, связанных с неудобством проживания.

Поскольку такие затраты могут носить ситуативный характер, могут быть незначительными, устанавливается твердая сумма, выплачиваемая за один день вахтового метода работы. Такая система оплаты компенсаций полностью совпадает с компенсацией командировочных расходов в виде суточных, которые являются компенсационными выплатами, не входящими в систему оплаты труда. При этом работник не обязан отчитываться за суммы суточных и, соответственно, надбавок за вахтовый метод работы.

И суточные, и надбавка за вахтовый метод работы имеют одну и ту же цель — возмещение в соответствии со ст. 164 ТК РФ расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Суточные не подлежат обложению ЕСН, поскольку согласно ст. 168 ТК РФ являются одним из видов командировочных расходов и определяются как дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства.

Таким образом, в случае направления в служебную командировку работникам предоставляются компенсации в смысле ст. 164 ТК РФ, не входящие в систему оплату труда.

Вывод инспекции о том, что выплаты надбавок производятся в рамках трудовых договоров работников, и надбавки устанавливаются в процентах от должностного оклада, не соответствует обстоятельствам дела.

Надбавки за вахтовый метод работы предусмотрены отдельным Положением о вахтовом методе организации работ и не предусмотрены в индивидуальных трудовых договорах в качестве постоянного элемента заработной платы.

При этом сумма надбавки зависит от количества дней пребывания на вахте, и не является твердой суммой, доплачиваемой работнику ежемесячно.

Сумма надбавки (100 рублей) предусмотрена пунктом 6.3 Положения о вахтовом методе организации работ и приказом от 31.12.2003 N 612.

Таким образом, надбавка установлена в твердой сумме, а не в процентном отношении к окладу.

В подтверждение о том, что надбавки являются постоянным элементом заработной платы, налоговый орган ссылается на то, что работники общества, заключая трудовой договор, учитывают, что их заработная плата будет складываться также из надбавки за вахтовый метод работы.

Однако данный довод инспекции не опровергает обоснованность вывода суда первой инстанции о компенсационном характере спорных выплат, не относящихся к заработной плате.

Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что в связи с отсутствием с 24.06.2004 до 01.01.2005 установленных размеров компенсационных выплат, выплаты носят некомпенсационный характер и налогоплательщики в течение данного периода не имели права пользоваться льготой, установленной пп. 2 п. 1 ст.2 38 НК РФ и п. 3 ст. 217 НК РФ.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие размеров выплат не может влиять на правовую природу средств, выплачиваемых работодателем, не означает отмену указанных надбавок, и у общества не может возникнуть новый объект налогообложения по ЕСН.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в решении от 26.01.2005 г. N 16141/04 указал, что законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены, и Правительство Российской Федерации в силу прямого указания п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормативы суточных в целях исчисления НДФЛ.

Поэтому размер суточных, а равно и других компенсационных выплат мог быть установлен исключительно в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений осуществляется, в том числе, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям относится, в том числе, вахтовый метод), работнику производятся доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором.

При отсутствии в спорный период соответствующего нормативного акта, устанавливающего размер компенсационных выплат, в обществе на основании ст. 149 ТК РФ действовал локальный нормативный акт, определяющий размер выплат при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, а именно «Положение о вахтовом методе организации работ в открытом акционерном обществе «Славнефть-Мегионнефтегаз», а также приказ от 31.12.2003 N 612.

В подтверждение своей позиции налоговый орган ссылается на постановление ФАС ЦО от 12.04.2007 по делу N А14-5678-2006/136/25.

Однако по указанному делу ФАС ЦО признаны надбавки, выплачиваемые задействованным на охранных объектах сотрудникам, не выплатами компенсационного характера, а элементом заработной платы, поскольку выплаты предусматривались типовым трудовым договором, а также Положениями об оплате труда в качестве постоянного элемента заработной платы.

Вместе с тем, в ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что обществом неправомерно не включены в налоговую базу по НДФЛ за 2004 год суммы, уплаченные на долевое содержание детей работников в детских садах, и, соответственно, не перечислен НДФЛ в сумме 67 274 руб. (п. 4.1. мотивировочной части решения инспекции).

Налоговым органом в апелляционной жалобе указано, что нормативные акты, которыми установлена льгота по уплате НДФЛ за содержание детей в детских садах, не регулируют вопросы налогообложения, поэтому (в случае отсутствия прямого указания на льготу в НК РФ) применение данной льготы неправомерно. При этом у работников возникает доход, полученный в натуральной форме в виде указанных оплат.

Другие публикации:  Гражданско правовой договор принципы

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налоговой инспекции в указанной части.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе согласно абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ, с возмещением иных расходов.

Верховный Совет Российской Федерации постановлением от 06.03.1992 N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» (действовавшим в проверяемый период) установил, что размер платы, взимаемой с родителей, независимо от места их работы, за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся, в том числе, на балансе органов исполнительной власти, должен быть не более 20 % от затрат на содержание ребенка в данном учреждении, а для ряда семей этот размер снижен до 10 %.

В соответствии с указанным постановлением главой муниципального образования г. Нижневартовск принято ряд муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок оплаты мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижневартовска, стоимость содержания одного места и размер родительской платы.

В соответствии со ст. 3 Приложения N 1 к постановлению N 782 содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования города и средств родителей в пределах установленного размера родительской платы. При этом предприятия, зарегистрированные вне территории МО г. Нижневартовск, производят возмещение расходов на содержание детей своих работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города на договорной основе.

Во исполнение всех перечисленных нормативных актов общество заключило договоры с рядом муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижневартовска (т. 2, л.д. 78-148; т. 3, л.д. 1-7), согласно которым общество возмещало стоимость содержания детей своих работников в пределах, установленных договором, но не более 80 % от стоимости содержания ребенка в детских дошкольных учреждениях.

Учитывая, что перечень льготных компенсационных выплат, перечисленных в п. 3 ст. 217 НК РФ, не является исчерпывающим, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что суммы оплаты содержания в детских садах детей работников не подлежат обложению НДФЛ, поскольку их выплаты обществом установлены действующим законодательством Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод апелляционной жалобы о том, что ссылка общества на арбитражную практику (постановление ФАС СКО от 21.12.2005 N Ф08-6121/2005-2410А, Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2005 N 09АП-9704/05-АК, ФАС МО от 11.06.2004 N КА-А41/4703-04, решение Арбитражного суда Московской области от 20.01.2004N А41-К2-19096/03) является необоснованной, поскольку рассматривает отношения по исчислению и уплате налогов при предоставлении государственным служащим санаторно-курортного лечения.

Указанная практика приведена заявителем в подтверждение того, что компенсационные выплаты не подлежат обложению НДФЛ в случае, если они установлены актами местных органов власти, что в равной мере касается как оплаты санаторно-курортного лечения, так и содержания детей в детских садах за счет предприятий.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом установлено, что обществом неправомерно не включены в налоговую базу по НДФЛ за 2004 год суммы страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования в размере 47.291.952 руб., и не перечислен НДФЛ в сумме 6.147.920 руб. (п. 4.2 мотивировочной части решения инспекции).

Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что данные суммы не являются выплатами по договору добровольного медицинского страхования и подлежат обложению НДФЛ.

Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налоговой инспекции в указанной части.

Обществом 05.01.2004 заключен договор медицинского страхования с ОАО «Русская Страховая Компания» N 17/ДМС-04, по условиям которого страхователь (в лице общества) поручает, а страховщик (в лице ОАО «Русская Страховая Компания») принимает на себя обязательства по организации и финансированию необходимого уровня и объема медицинских услуг (т. 1 л.д. 127-133, приложения — л.д. 134-139).

Объем услуг, предоставляемых застрахованным лицам, определяется в приложении 2 к договору «Страховые медицинские программы».

Уплата суммы взносов заявителем подтверждается платежными поручениями (т. 3 л.д. 112-117).

В соответствии с п. 3 ст. 213 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей, за исключением случаев, если страхование физических лиц производится работодателями по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц.

Довод апелляционной жалобы о том, что программой «А» предусмотрено только реабилитационно-восстановительное и санаторно-курортное лечение, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку данная программа предусматривает также оказание амбулаторно-поликлинической помощи, иной медицинской помощи, плановой госпитализации.

В соответствии с п. 1.1. договора страховая компания обязана при наступлении страхового случая с застрахованными лицами — сотрудниками общества, произвести выплату страхового возмещения медицинскому учреждению, то есть произвести возмещение медицинских расходов застрахованных лиц.

Классификация рассматриваемого договора как договора медицинского страхования, подтверждается также наличием у застрахованных лиц страховых медицинских полисов в соответствии со ст. 5 закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Из текста заключенного обществом договора добровольного страхования видно, что данный договор соответствует типовому договору медицинского страхования граждан, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.92 N 41.

Таким образом, вывод налогового органа об отсутствии обязанности страховой компании возместить медицинские расходы работников общества противоречит фактическим положениям договора.

Налоговый орган также указывает, что заключенный обществом договор не предусматривает возмещение медицинских расходов застрахованных лиц, поскольку застрахованное лицо имеет только право требовать предоставления медицинских услуг, но не возмещения собственных расходов.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» договор добровольного медицинского страхования представляет собой соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым страховщик обязуется организовывать и финансировать представление застрахованным лицам медицинской помощи по согласованным программам медицинского страхования.

Эти программы каждый страховщик (группа страховщиков) утверждает самостоятельно.

Договор добровольного медицинского страхования может действовать только при условии одновременного существования системы договоров, обеспечивающих нормальное функционирование механизма добровольного медицинского страхования (ст. 15 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1).

В систему помимо собственно договора добровольного медицинского страхования входит также договор страховщика с медицинскими учреждениями о предоставлении медицинских услуг застрахованным лицам.

Таким образом, система добровольного медицинского страхования предусматривает возмещение застрахованным лицам расходов посредством предоставления бесплатного лечения в медицинских учреждениях, выбранных страховщиком.

Следовательно, возмещение расходов находится в соответствии с типовым договором медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.1992 N 41, что целесообразнее оплаты застрахованным лицом медицинских услуг с последующим обращением к страховщику за возмещением расходов.

Судом первой инстанции также установлено, что в проверяемом периоде ни заявителем, ни страховой компанией оплата санаторно-курортного лечения не производилась.

Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационным письмом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» заинтересованным лицом производится оплата государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст. ст. 110 , 176 , 266 — 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.02.2008 по делу N А40-65379/07-20-398 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 государственную пошлину в доход федерального бюджета 1.000 руб. по апелляционной жалобе.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Надбавка за работу вахтовым методом: налоги

Вахтовый метод организации работ применяют при значительном удалении места работы от места нахождения организации-работодателя. При этом методе работники, выполняя работу, не имеют возможности каждый день возвращаться к месту их постоянного проживания. Например, рабочие строительной организации, находящейся в Мурманске, направлены на стройку в отдаленный район Мурманской области.

Особенности вахтового метода

Вспомним некоторые особенности вахтового метода.

Перемещение работников в другую местность при вахтовом методе организации работ не считают переводом на другое место работы. За вахтовый метод работы сотруднику нужно выплачивать надбавку.

Сотрудника можно привлечь к работе вахтовым методом только с его согласия.

Работа вахтовым методом делится, как правило, на смены, которые называют вахтами.

Вахтой считают общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха в вахтовом поселке. Продолжительность вахты не должна превышать один месяц. В исключительных случаях продолжительность вахты может быть увеличена до трех месяцев.

При вахтовом методе работы устанавливают суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год.

Учетный период охватывает все рабочее время, время в пути от места нахождения организации-работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов, установленное Трудовым кодексом.

Обычно надбавку за вахтовый метод работы начисляют в процентах к месячной тарифной ставке или месячному окладу работника.

Обратите внимание: размер и порядок расчета надбавки фирма устанавливает сама и определяет их в трудовом (коллективном) договоре с сотрудником (ст. 302 ТК РФ).

Читайте в бераторе

Величина может дифференцироваться в зависимости от того, в каких районах РФ работают вахтовики.

Налогообложение вахтовой надбавки

На основании статьи 302 Трудового кодекса надбавку за работу вахтовым методом считают компенсационной выплатой.

Данную надбавку не облагают страховыми взносами (ст. 422 НК РФ), налогом на доходы физлиц (п. 3 ст. 217 НК РФ) (см. письмо Минфина России от 30 марта 2017 г. № 03-15-05/18583) .

Также ее не нужно облагать взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

На сумму этих надбавок фирма вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль, включив такие затраты в расходы на оплату труда (письмо Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-04-06-01/313).

Надбавка за работу вахтовым методом в бухгалтерском учете является для организации расходом по обычным видам деятельности и относится к расходам на оплату труда (п. 5, 8 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н).

Порядок расчета надбавки

Надбавку за вахтовый метод работы выплачивают за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты.

Также надбавку выдают за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации-работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно.

Порядок расчета данной надбавки зависит от системы оплаты труда, которая установлена в организации.

Труд работников фирмы может оплачиваться исходя из установленных штатным расписанием:

  • из часовых ставок;
  • из дневных ставок;
  • из месячного оклада (месячной ставки).

Если сотруднику организации установлена часовая ставка заработной платы, то месячную тарифную ставку, необходимую для определения суммы надбавки за работу вахтовым методом, рассчитывают так.

Формула расчета месячной тарифной ставки

В этом случае сумму надбавки определяют по формуле.

Формула расчета суммы надбавки

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Вахтовый метод организации работ: от трудовых норм до налоговых

В некоторых отраслях в связи со спецификой деятельности работникам приходится работать на значительном удалении от мест своего проживания (нахождения офиса работодателя), в особенности при строительстве новых объектов, дорог, закрытых военных гарнизонов. Такая работа значительно отличается от «обычной», поэтому отдельно регулируется законодательством. Расскажем о некоторых особенностях законодательного регулирования работы вахтовым способом и налоговом учете расходов, связанных с организацией работ вахтовым методом.

Вахтовый метод организации работ — особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ст. 297, 47 ТК РФ, п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ (далее — Положение о вахтовом методе организации работ), утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82 1 . Применяется для сокращения сроков строительства, в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

Другие публикации:  Компенсация морального вреда по тк

Тем же постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82 установлен Перечень предприятий, организаций и объектов, на которых в первую очередь может применяться вахтовый метод организации работ. Это, например, предприятия и организации нефтяной и газовой промышленностей, строительно-монтажные тресты, предприятия и организации торговли и общественного питания, связи, транспорта, учреждения здравоохранения и другие.

Общие положения о вахте

Решение о введении вахтового метода организации работ принимается работодателем на основании технико-экономических расчетов с учетом эффективности его применения по сравнению с другими методами ведения работ, которые отражаются в разрабатываемой организацией проектно-технологической документации (п. 1.4 Положения о вахтовом методе организации работ). Вахтовый метод может устанавливаться как для организации в целом, так и для отдельных бригад, участков. Примерную смету расчета можно взять из п. 3.7.1 Методических рекомендаций для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденных приказом Росстроя от 04.04.2007 № СК-1320/02.

Для проживания работников во время производства работ, работодатели должны создавать вахтовые городки (поселки, и т. п.), представляющие собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных сотрудников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях (ч. 3 ст. 297 ТК РФ).

Период вахты — период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха (ст. 299 ТК РФ). Её продолжительность не должна превышать одного месяца (продлить можно до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ).

Продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов, а продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов (п. 4.3 Основных положений о вахтовом методе организации работ). Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода. Число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели.

Кого нельзя привлекать в работам, выполняемым вахтовым методом

К работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться (ст. 298 ТК РФ):

— работники в возрасте до 18 лет;

— беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (отцы, воспитывающие детей до трех лет без матери и опекуны детей указанного возраста (ст. 264 ТК РФ);

— лица, имеющие противопоказания к выполнению работ вахтовым методом в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Перечень таких противопоказаний установлен приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Также лица, трудовая деятельность которых предусматривает выполнение вахтово-экспедиционным методом геологоразведочных, строительных и других видов работ в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, заболоченных и горных районах, проходят предварительные (при заключении трудового договора, условиями которого предусматривается выполнение работ вахтовым методом) и впоследствии периодические (не реже одного раза в год) медицинские осмотры за счет средств работодателя. Перед отправлением на вахту работники также должны быть осмотрены терапевтом (Приложение № 2 к упомянутому приказу).

Гарантии и компенсации

Лицам, выполняющим работы вахтовым методом, предоставляются несколько видов гарантий (ст. 302 ТК РФ), а именно надбавка, выплачиваемая взамен суточных, районный коэффициент и процентные надбавки к зарплате, а также оплата дней нахождения к месту вахты и обратно.

Проанализируем правила предоставления данных гарантий и компенсаций, а также порядок отражения их сумм в налоговом учете.

Надбавка взамен суточных

За каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за работу вахтовым методом, которая устанавливается на законодательном уровне (федеральном, уровне субъектов РФ и на местном уровне), и/или коллективным договором, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовыми договорами.

Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, размер надбавки регулируется постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 № 51 «О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета».

На надбавку за вахтовый метод работы, выплачиваемую работнику, выполняющему работу в районе Крайнего Севера, районный коэффициент не начисляется, т. к. надбавка за вахтовый метод работы является компенсацией (ч. 1 ст. 302 ТК РФ), а она не является частью оплаты труда (ст. 129, 164 ТК РФ), на которые должны начисляться районный коэффициент и «северная» надбавка.

Дни междувахтового отдыха в стаж работы, дающий право на соответствующие гарантии и компенсации, не включаются, однако в Определении Верховного суда Республики Коми от 23.01.2012 № 33-262/2012 суд установил, что «дни междувахтового отдыха должны включаться в стаж, дающий право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, включая отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, как это предусмотрено п. 7.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ».

Согласно постановлению Президиума ВАС от 05.11.2013 № 8775/13, а также письму ФСС России от 26.01.2012 № 15-03-11/12-782 пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период нетрудоспособности (как работника, так и в связи с уходом за больным членом семьи), продолжительность которого исчисляется в календарных днях и оплате подлежат все дни независимо от режима работы организации, за исключением дней, указанных в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, среди которых дни междувахтового отдыха не поименованы.

Налог на прибыль

Суммы надбавок за вахтовый метод работы за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты при условии, что обязанность несения таких затрат предусмотрена коллективным договором организации, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда (см., например, письма Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-01/313, от 11.03.2009 № 03-04-06-01/58).

Надбавка за вахтовый метод в размере, установленном локальным нормативным актом организации, носит компенсационный характер и не облагается НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Такой подход приведен в письмах Минфина России от 30.06.2014 № 03-04-06/31365, от 02.02.2010 № 03-04-06/68, от 29.04.2015 № 03-03-06/1/24840, от 15.09.2014 № 03-03-06/4/46131, от 25.10.2013 № 03-04-06/45182, от 29.04.2015 № 03-03-06/1/24840, от 15.09.2014 № 03-03-06/4/46131, от 25.10.2013 № 03-04-06/45182от 30.06.2011 № 03-03-06/1/384, УФНС России по г. Москве от 13.07.2009 № 16-15/071475.

Страховые взносы

Надбавка за вахтовый метод работы, выплачиваемая в размере и порядке, установленных коллективным договором или ЛНА организации, является компенсационной выплатой и не облагается страховыми взносами, в том числе страховыми взносами «на травматизм».

Сказанное следует из положений подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» 2 (далее — Закон № 212-ФЗ), подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ), письма Минздравсоцразвития России от 24.02.2010 № 10-4/303373-19, от 27.02.2010 № 406-19, п. 11 Приложения к письму от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250), постановление АС Волго-Вятского округа от 22.12.2014 по делу № Ф01-5514/2014, письмо Минтруда России от 23.01.2015 № 17-3/В-26).

Размер надбавки необязательно должен быть одинаковым для всех работников: можно установить разный размер надбавки, например, руководящим и рядовым работникам, при этом устанавливать разный размер надбавки сотрудникам, занимающим одну и ту же должность, не рекомендуется. Если установить разный размер надбавки сотрудникам, занимающим одну должность и выполняющим одинаковый набор обязанностей, сотрудники могут посчитать, что подверглись дискриминации в сфере оплаты труда.

Районный коэффициент и процентные надбавки к зарплате

Сотрудникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, устанавливается районный коэффициент и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер процентной надбавки устанавливается в процентах к зарплате и, естественно, варьируется в зависимости от местности и сроков работы в таких местностях. Процентные надбавки устанавливаются различными законодательными актами в зависимости от местности.

Например, для Чукотского АО, Северо-Эвенкийского района Магаданской области, Корякского АО и Алеутского района Камчатской области, а также острова Северного Ледовитого океана (за исключением островов Белого моря) установлена процентная надбавка: 10% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10%, за каждые последующие шесть месяцев работы до достижения 100% заработка (Указ Президиума ВС СССР от 26.09.67 № 1908-VII), для южных районов Восточной Сибири и Дальнего Востока: 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10%, за каждые последующие два года, но не свыше 30% заработка (постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» (с изменениями от 25 февраля 1994 г.).

Порядок начисления процентных надбавок и исчисления непрерывного стажа работы, дающего право на их получение, урегулирован Законом РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Кроме того, в этой сфере действует ряд подзаконных актов, например:

— Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2;

— постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.93 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера».

Оплата дней нахождения в пути к месту вахты и обратно

За каждый день нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, предусмотренный графиком работы на вахте, а также за дни задержки в пути по метеорологическим условиям или вине транспортных организаций работнику выплачивается дневная тарифная ставка, часть оклада (должностного оклада) за день работы (дневная ставка) (ч. 8 ст. 302 ТК РФ).

Суммы надбавок за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно при условии, что обязанность несения таких затрат предусмотрена коллективным договором организации, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда (см., например, письма Минфина России от 03.12.2009 № 03-04-06-01/313, от 11.03.2009 № 03-04-06-01/58).

Налог на прибыль

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относят затраты на доставку от места жительства до места работы и обратно сотрудников, осуществляющих работу вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях. При этом указанные расходы должны быть предусмотрены коллективными и/или трудовыми договорами (подп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо от 12.07.2005 № 03-05-02-04/135).

В случае если для транспортировки работников на вахту использовался собственный транспорт компании, согласно подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ такие расходы учитываются в составе затрат на содержание служебного транспорта (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2009 № А26-5167/2008).

Затраты на доставку работников от места жительства (сбора) до места работы и обратно также признаются в целях налогообложения прибыли как прочие расходы, либо как расходы на оплату труда на основании п. 4 ст. 252 НК РФ, в соответствии с учетной политикой (подп. 12.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 22.06.2009 № 03-03-06/1/418, УФНС России по г. Москве от 29.05.2008 № 21-11/[email protected]).

В то же время суды считают, что в целях исчисления налога на прибыль расходы на доставку сотрудников от места жительства (места сбора) до места работы относятся к прочим расходам организации, а не к расходам на оплату труда (Определения ВАС РФ от 04.04.2013 № ВАС-3786/13, от 03.04.2013 № ВАС-3336/13).

Другие публикации:  Где оформить шенгенскую визу в омске

В случаях необходимости ремонта государственных дорог непосредственно организациями за свой счет для обеспечения доставки работников на вахту, порядок налогового учета таких затрат компания должна определить самостоятельно с учетом их эффективности и целесообразности (письмо Минфина России от 12.01.2010 № 03-03-06/1/3).

По мнению Минфина России (см. письмо от 30.06.2011 № 03-03-06/1/384), облагается НДФЛ оплата организацией проезда для работников общественным транспортом либо возмещение работникам стоимости проезда от места жительства до места сбора или от места жительства до места выполнения работ и обратно, так как признается доходом работников, полученным в натуральной форме. Однако суды не согласны с таким подходом, поскольку такие выплаты носят компенсационных характер (постановления ФАС Московского округа от 15.03.2010 № КА-А40/1852-10, Дальневосточного округа от 29.09.2010 № Ф03-6588/2010).

Поспорить с налоговыми органами можно и при компенсации проезда работникам, работающим вахтовым методом, но имеющим возможность ежедневного возвращения к постоянному месту жительства (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 № А56-22517/2010). В данном случае, решение налогоплательщик должен принять на основании собственной оценки ситуации.

Страховые взносы

Страховыми взносами компенсация стоимости проезда, в том числе взносами «на травматизм», не облагается в силу подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ (см. письма Минхдравсоцразвития от 24.02.2010 № 10-4/303373-19, от 27.02.2010 № 406-19, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2012 № А03-19277/2011, Северо-Западного округа от 19.03.2012 № А26-5789/2011, Дальневосточного округа от 30.01.2013 № Ф03-5919/2012, от 26.11.2012 № Ф03-5453/2012, п. 11 Приложения к письму ФСС России от 14.04.2015 № 02-09-11/06-5250).

Чтобы в принципе избежать споров с проверяющими, можно закрепить в ЛНА компании нескольких мест сбора, максимально приближенных к регионам, из которых нанимается на работу вахтовым методом большая часть работников. Это также позволит сократить расходы работников на проезд до места сбора.

Обеспечение вахтовиков жильем: налоговые аспекты

Проживания лиц, привлекаемых к работе вахтовым методом, оплачивает работодатель (ст. 297 ТК РФ).

Расходы на содержание и обслуживание собственного вахтового городка, то есть зданий, помещений, сооружений, а также обслуживающего персонала, необходимых для обеспечения жизнедеятельности работников, работающих вахтовым методом, для обслуживания строительной техники и автотранспорта, для хранения материально-производственных запасов, относятся к прочим расходам, которые для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб (подп. 32 п. 1 ст. 264, п. 1, 2 ст. 260 НК РФ).

Такие нормативы утверждаются органами местного самоуправления по месту деятельности организации. Если они не утверждены, компания вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным выше органам, либо в размере фактических затрат налогоплательщика (письма Минфина России от 10.09.2010 № 03-03-06/1/583, от 18.11.2009 № 03-03-06/1/761, от 24.02.2009 № 03-03-06/1/80, постановления ФАС Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15269-09-2-Б, Уральского округа от 31.08.2009 № Ф09-5925/09-С3, другие).

Сказанное относится и к аренде жилья для работников (письмо Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/1/460, от 08.06.2010 № 03-03-06/1/394, от 16.06.2009 № 03-04-06-01/137, постановление ФАС УО от 25.05.2009 № Ф09-3315/09-СЗ, другие), а также к случаям проживания в вахтовом поселке, принадлежащем другой организации или в гостинице (общежитии) (письма Минфина России от 08.06.2010 № 03-03-06/1/394, от 05.02.2010 № 03-03-06/1/49, от 03.09.2012 № 03-03-06/1/460, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 № Ф09-5852/09-С2).

При принятии к учету приобретенных для использования в производственной деятельности, связанных с вахтовым методом организации работ, товаров, работ и услуг, вычет по НДС предоставляется без каких либо особенностей и условий, то есть при наличии счета-фактуры и принятии к учету приобретенных для использования в производственной деятельности товаров, работ, услуг (постановления ФАС Московского округа от 26.01.2010 № КА-А40/15269-09-2-Б, от 22.12.2008 № КА-А40/10862-08).

Оплата работодателем проживания лиц, привлекаемых к работе вахтовым методом, предусмотренная ст. 297 ТК РФ, НДФЛ не облагается (п. 3 ст. 217 НК РФ, письма Минфина России от 11.03.2010 № 03-04-06/6-29, УФНС России по г. Москве от 13.07.2009 № 16-15/071475).

Стоимость проживания работников не облагается и страховыми взносами, в том числе взносами «на травматизм» (подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 24.02.2010 № 10-4/303373-19, от 27.02.2010 № 406-19).

Обеспечение питанием

Сотрудники, проживающие в вахтовых поселках, обеспечиваются транспортным, торгово-бытовым обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим общественным питанием (п. 6.1 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.87 № 794/33-82).

Стоимость такого обслуживания, питания, а также оборудования санитарно-бытовых помещений (печи СВЧ, холодильники и т.п.) учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если это предусмотрено трудовыми и/или коллективными договорами (п. 4 ст. 255 НК РФ, письма Минфина России от 27.08.2012 № 03-03-06/1/434, от 26.09.2011 № 03-03-06/2/149, от 30.06.2011 № 03-03-06/1/384, от 03.09.2008 № 03-03-06/1/489, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2011 № 09АП-22204/2011-АК).

Налогом на доходы физических лиц Минфин России предлагает облагать стоимость бесплатно предоставляемого питания (письмо Минфина России от 31.03.2011 № 03-03-06/4/26). Это спорный момент, как и в случае с обложением НДФЛ компенсаций работникам проезда к месту проведения работ вахтовым методом.

Что касается страховых взносов, в том числе взносов «на травматизм», имеет смысл начислить их на стоимость компенсации питания, особенно, если есть возможность персонифицировать эти суммы.

Как быть в ситуации, когда столовые на территории вахтовых городков оказывают услуги по обеспечению питанием сторонних лиц, а на административно-территориальном образовании, где расположен вахтовый поселок, введен ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания и такие объекты налогоплательщика попадают под эти параметры.

В данном случае указанная деятельность подлежит переводу на ЕНВД в соответствии с главой 26.3 НК РФ (письмо Минфина России от 17.03.2006 № 03-11-04/3/141). При этом организация должна обеспечить раздельный учет этой деятельности и деятельности, подлежащей налогообложению в соответствии с иным режимом налогообложения (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.12.2008 № А29-9960/2007).

Ежегодный дополнительный отпуск

Вахтовикам предоставлятся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск на основании ч. 5 ст. 302 ТК РФ.

Для работающих в районах Крайнего Севера продолжительность такого отпуска составляет 24 календарных дня, а для работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней.

Документальное оформление

Применения вахтового метода утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии с положениями ст. 372 ТК РФ, ч. 4 ст. 297 ТК РФ и реализуется в виде положения или приказа, с которым необходимо ознакомить причастных лиц, а также указать:

— на установление вахтового метода работы в организации, правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

— установление суммированного учета рабочего времени и его периоды;

— условия оплаты труда и продолжительность вахты;

— согласования с профсоюзной организацией (при ее наличии в организации).

Как следует из письма ФНС России от 13.03.2009 № 3-2-09/[email protected], привлечь к работе вахтовым методом можно и иностранных граждан, соблюдая при этом общие требования привлечения иностранных работников к работе и осуществления ими трудовой деятельности (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Однако могут возникнуть споры с налоговыми органами в ситуации, когда организация и «вахта» находятся в одной или близлежащих местностях, а местности эти обустроены (письмо УФНС России по г. Москве от 13.07.2009 № 16-15/071475). Арбитры и финансовое ведомство в данных спорах поддерживают налогоплательщика (постановления ФАС Московского округа от 08.07.2008 № КА-А40/6130-08, от 31.03.2008 № КА-А41/2196-08, письмо Минфина России от 11.03.2010 № 03-04-06/6-29).

Напомним, что по истечении семи дней со дня прибытия иностранных граждан на территорию вахты необходимо уведомить соответствующие органы миграционного учета (подп. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за период, но не более чем за год (ст. 300 ТК РФ), для чего заводится график работы (ст. 301 ТК РФ). График утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Его форма может быть разработана организацией самостоятельно, либо использованы, например, формы Т-12, Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 или формы, указанные в приложениях 1-2 Методических рекомендаций для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом (приложение № 1 к статье).

График доводится до сведения работников не позднее, чем за два месяца до введения его в действие (ст. 301 ТК РФ) и должен предусматривать:

— рабочие дни с указанием рабочего времени (часы переработки в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха);

— время, необходимое для доставки сотрудников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха;

Правила подсчета продолжительности междусменного отдыха установлены ч. 4 ст. 301 ТК РФ, а также п. 4.3 Основных положений о вахтовом методе организации работ.

Алгоритм действий таков:

— необходимо рассчитать нормальное число рабочих часов за учетный период в соответствии с производственным календарем;

— затем рассчитать время, подлежащее отработке сотрудником за период вахты с учетом продолжительности смены, периода вахты и выходных дней на вахте;

— после этого вычислить переработки/недоработки по сравнению с нормой часов рабочего времени;

— и наконец, вычислить продолжительность междувахтового отдыха, исходя из кратности часов переработки нормальной продолжительности рабочего времени.

График, по возможности, необходимо составить без переработок или чтобы они не превышали 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).

Период вахты составляет 31 день, а путь до вахты — три дня. Продолжительность смены — 12 часов. Режим работы — пять рабочих дней в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). Условимся, что в течение вахты у работника будет 23 рабочих дня.

Рассчитаем продолжительность междувахтового отдыха:

12 ч. × 23 р.д = 276 ч. — время работы сотрудника за период вахты;

8 ч. × 23 р.д. = 184 ч. — норма часов рабочего времени за период вахты в соответствии с производственным календарем;

276 ч. – 184 ч. = 92 ч. — время переработки сотрудника за июль;

92 ч. : 8 ч. = 11,5 дней — период междувахтового отдыха.

1 Применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ).

2 Документ утрачивает силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. С названной даты порядок взимания страховых взносов в ПФР, ФФОМС, а также в ФСС России (за исключением взносов «на травматизм») будет регулироваться главой 34 «Страховые взносы» НК РФ.

Еще статьи:

  • Иск об отказе льготной пенсии Иск об отказе льготной пенсии В Шербакульский районный суд Омской области Истец: К. Адрес: Омская обл., Шербакульский р-он, с. . ул. . д. . Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Шербакульском районе Омской […]
  • Пособие по предпринимательству Год публикации: 2010 Библиографическая ссылка:: Основы предпринимательства: учебное пособие / В.И. Брунова [и др.]; под ред. В.И. Бруновой; СПбГАСУ. - СПб., 2010. - 106 с. Для того, чтобы оценить ресурс, […]
  • Лицензия на установку газового котла СРО проектировщиков Лицензия на монтаж газовых котлов Модераторы: Alexsey, tigr Лицензия на монтаж газовых котлов Сообщение Stroyboss » Ср фев 20, 2008 17:29 Здравствуйте, Мы хотим получить лицензию на монтаж, […]
  • Структура мвд приказ Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 222 г. Москва "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном […]
  • Приказ минздравсоцразвития россии n 808н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 октября 2009 г. N 808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи" (утратил силу) Приказ Министерства здравоохранения и […]
  • Приказ 503 от 21122011 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Росстата от 21.12.2011 N 503 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ […]
Приказ об установлении надбавки за вахтовый метод работы