Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности

(Дытченко Г., Никитин Е.) («Законность», 2008, N 10)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. ДЫТЧЕНКО, Е. НИКИТИН

Дытченко Г., прокурор отдела по надзору за следствием и дознанием ГУВД и ОРД ГУВД и РУВД прокуратуры Санкт-Петербурга.

Никитин Е., заведующий кафедрой прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности как подотрасль прокурорского надзора фактически появился в середине 90-х гг. прошлого столетия в связи с принятием Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992), а впоследствии и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995). В научно-теоретической и учебно-методической литературе прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и ОРД, обычно рассматривается в качестве единой отрасли надзора. Такому пониманию способствует законодательное объединение различных по юридической природе элементов предмета прокурорского надзора, использованное в ст. 29 Закона о прокуратуре. Таким образом, прокурорский надзор за законностью ОРД считается составной частью надзора за следствием и дознанием. За время его существования сформировалась определенная правоприменительная практика. В прокуратурах субъектов Федерации были выработаны различные способы его организации. Однако следует констатировать, что значимость данного вида надзора по-прежнему недооценивается многими прокурорами. Отношение же к надзору за законностью оперативно-розыскной деятельности как к второстепенному и незначительному влечет негативные последствия в виде увеличения количества нарушений прав граждан при производстве оперативно-розыскных мероприятий, снижения результативности самой оперативно-розыскной деятельности. Во многих прокуратурах субъектов Федерации прокуроры, осуществляющие надзор за законностью ОРД, включены в состав отраслевых отделов по надзору за следствием и дознанием, что не позволяет им сосредоточиться в полной мере на исполнении задач прокурорского надзора, установленных Приказом Генерального прокурора от 21 декабря 2007 г. N 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Вместе с тем последние руководящие документы Генеральной прокуратуры РФ — приказы, решения коллегий и координационных совещаний — прямо или косвенно требуют усиления надзора за законностью ОРД, считая законную и эффективную оперативно-розыскную деятельность залогом успешной борьбы с преступностью. В связи с этим попытаемся определить и сформулировать наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы организации надзора за оперативно-розыскной деятельностью и наметить пути их разрешения. Проблема первая: отсутствие единой системы осуществления этого вида надзора в масштабах страны. Единственная коллегия Генеральной прокуратуры РФ, посвященная исполнению ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» состоялась 17 сентября 1997 г. Вместе с тем на местах прокуроры остро нуждаются в установлении критериев оценки этой работы, обобщениях положительной практики, возможности сравнения с результатами работы коллег из других регионов и самое главное — в методических рекомендациях, основанных не только на собственном опыте проб и ошибок, но и централизованно обработанной информации, включающей оценку законности тех или иных вариантов решений, прошедших научный анализ и одобренных ведомственным руководством. От централизации и системности зависит оперативность внедрения положительного опыта. Однако, несмотря на предпринятые попытки разработать и использовать методические рекомендации по осуществлению надзора за законностью ОРД в ряде прокуратур субъектов Федерации, до настоящего времени единые методические указания, рекомендованные Генеральной прокуратурой РФ по данному надзору, отсутствуют, а научные изыскания в этой области прокурорской деятельности носят единичный характер. Проблема вторая: отсутствие четко сформулированных критериев оценки деятельности прокуроров, уполномоченных на осуществление надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности. До последнего времени остается открытым вопрос предмета и пределов прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Если предметом надзора является проверка соблюдения и исполнения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то как тогда следует относиться к логике включения в обязанности уполномоченных прокуроров способствовать выполнению задач самой оперативно-розыскной деятельности? В частности, В. Осипкин указывает в числе задач надзора за законностью ОРД: содействие оперативным подразделениям в комплексном и активном осуществлении всего объема ОРМ, предусмотренных законодательством; содействие надлежащему документированию произведенных ОРМ; содействие использованию результатов ОРМ в процессе доказывания по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств . Подобный подход подвергнут критике в научной литературе, поскольку, по мнению специалистов, он противоречит сущности надзорной деятельности и нацеливает прокурора на подмену ведомственного контроля . Вместе с тем определенным обоснованием критикуемой позиции служит прямое указание на обязанность уполномоченных прокуроров способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении ОРМ, так и выполнению задач ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан, которое содержится в отраслевом Приказе Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 (п. 4). Аналогичный подход был декларирован и в ранее действовавшем Приказе . ——————————— Осипкин В. Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью (понятие, организация, методика): Учебное пособие. СПб., 2003. С. 26. Соловьев А. Б., Токарева М. Е, Халиулин А. Г. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. М., 2000. С. 110 — 111; Мыцыков А. Прокуратура. Проблемы развития // Законность. 2000. N 1. Пункт 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Неоднозначное отношение со стороны специалистов и практиков к вменению в обязанность уполномоченных прокуроров способствовать деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений вызвано опасением дезориентации прокуроров от задач по надзору за соблюдением законов к сугубо ведомственным задачам, при решении которых сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, иногда умышленно, допускаются нарушения законодательства с целью достижения требуемых показателей раскрываемости преступлений. В этом случае важно, чтобы прокурор остался на стороне закона, не опасаясь наказания за низкие показатели работы поднадзорных ведомств. Отсюда критерий оценки деятельности прокуроров, уполномоченных на осуществление надзора за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности, нельзя формально отождествлять с показателями раскрываемости преступлений, поскольку прямо пропорциональной зависимости между надзорными проверками и раскрытыми преступлениями либо разысканными лицами нет. Нельзя забывать о том, что на прокуратуру возложена обязанность координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Выявление и раскрытие преступления — единая цель, объединяющая прокурора и оперативно-розыскные подразделения, в связи с чем именно прокурор должен обладать возможностью влиять на выбор средств для ее достижения. Таким образом, соглашаясь с тем, что нельзя оценивать деятельность уполномоченного прокурора формально и только по результатам работы оперативно-розыскных подразделений, следует принять необходимость оценки его деятельности в совокупности с показателями правоохранительных органов. В свою очередь, анализ показателей оперативно-розыскной деятельности должен стать первоначальным действием при оценке деятельности уполномоченного прокурора, исходя из которого необходимо оценивать и принятые меры реагирования. Из приведенных рассуждений можно сделать вывод, что один из важнейших критериев оценки деятельности уполномоченного прокурора — количество выявленных прокурором незаконных действий и решений должностных лиц, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В развитие этой мысли можно предположить, что существует средний статистический показатель, получающийся при соотношении числа выявленных нарушений и числа проверенных материалов. Установив таким путем число в среднем допускаемых нарушений, можно сравнивать его с числом нарушений, выявленных конкретным прокурором, и таким образом оценивать эффективность его работы. Иными словами, необходимо знать статистику количества нарушений законодательства или ошибок в его применении, допускаемых в среднем за определенный период времени или определенный объем работы оперативными службами при осуществлении ОРД, чтобы сравнивать это количество с количеством выявленных нарушений конкретным прокурором. Указанный критерий автоматически обращает нас к количеству проверяемых прокурорами оперативно-розыскных материалов. При этом возникает вопрос: какое количество оперативно-розыскных материалов должен проверять прокурор за определенный период? Однозначного ответа на него нет. Из требований Приказа Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 следует, что в обязанность уполномоченному прокурору не вменяется необходимость проверки всех оперативно-розыскных материалов, находящихся или находившихся в производстве. Возникает сомнение: как же так? Ведь по сложившейся положительной практике расследуемые уголовные дела прокурор проверял все, вне зависимости от «состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов». Отсюда справедливо следует вывод о том, что и все оперативно-розыскные материалы (100%), все дела оперативного учета, заведенные в поднадзорных подразделениях, должны быть проверены в определенный (отчетный) период. Однако, исходя из практического опыта, можно утверждать, что задача по качественной проверке всех оперативно-розыскных материалов, находящихся в производстве служб, осуществляющих ОРД, невыполнима даже за период, равный одному году. Практика показывает, что за год проверяется примерно от 25% до 30% от количества всех находящихся в производстве оперативно-розыскных материалов. При этом оперативно-розыскные материалы по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям против личности, по розыску скрывшихся преступников и пропавших без вести лиц в соответствии с приказами и указаниями прокуроров субъектов Федерации проверяются ежемесячно или ежеквартально. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при существующей системе надзора за исполнением законодательства об ОРД за год охватывается в лучшем случае примерно 25 — 30% этой сферы деятельности, которая по своей природе во многом состоит из действий, направленных на ограничение прав граждан (на неприкосновенность частной жизни и всех составляющих этой неприкосновенности — личной и семейной тайны, тайны корреспонденции, тайны телефонных переговоров, жилища и т. д.). Будет ли спокоен гражданин, если ему скажут, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности соблюдение его прав и свобод прокуроры в силах обеспечивать только на 25 — 30%? Проблема третья: отсутствие достаточно полных и подробно регламентированных полномочий у прокурора по осуществлению надзорных функций за исполнением законодательства об ОРД. В соответствии со ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия уполномоченного прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами РФ. Ведомственные приказы могут только конкретизировать порядок и условия их реализации. Однако УПК РФ в действующей редакции не устанавливает полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Других федеральных законов, на положения которых дается ссылка в ст. 30 Закона о прокуратуре, определяющих полномочия уполномоченных прокуроров, не принято. В свою очередь, ст. 21 ФЗ об ОРД определяет исключительно круг оперативно-служебных и учетно-регистрационных документов, которые могут быть истребованы и изучены уполномоченным прокурором, не раскрывая при этом способы выявления нарушений законности и акты реагирования на выявленные нарушения законности. Практика идет по пути использования при проведении проверок в поднадзорных оперативно-розыскных органах надзорных полномочий, закрепленных в ст. ст. 22, 27 и 33 Закона о прокуратуре. Порядок и условия их реализации конкретизируются в ведомственном Приказе Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207. Уполномоченный прокурор вправе использовать только те акты прокурорского реагирования, которые предусмотрены нормами Закона о прокуратуре: протест, представление, предостережение. Выявив незаконное и необоснованное решение оперативно-розыскного органа, он направляет протест или вносит представление должностному лицу, уполномоченному устранить выявленные нарушения. Кроме того, согласно п. 7 и пп. «в» п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 уполномоченный прокурор может предъявить письменные требования и дать поручения по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона, которые по тексту Приказа не являются актами прокурорского реагирования. Возникает вопрос о юридической природе права направлять обязательные для исполнения поднадзорными органами требования и поручения, предоставленного уполномоченному прокурору ведомственным Приказом. Возможная ссылка на положения ч. 4 ст. 21 УПК в этой ситуации представляется не совсем корректной, поскольку в этой норме говорится о полномочиях прокурора, установленных УПК РФ. Однако полномочия прокурора в досудебном производстве, установленные ст. 37 УПК, не регламентируют объем его прав при осуществлении надзора за законностью ОРД. В силу законодательных изменений норм УПК и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовая основа дачи прокурором указаний по уголовным делам и делам оперативного учета полностью утрачена (см. ст. 8 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ). В то же время существует потребность компенсировать утрату этого полномочия, что, безусловно, требует законодательного закрепления права прокурора направлять требования и поручения оперативно-розыскным органам. Полагаем, что до внесения таких законодательных изменений было бы целесообразно издание совместного указания Генеральной прокуратуры РФ и правоохранительных органов — субъектов ОРД, в котором следует регламентировать порядок взаимодействия уполномоченного прокурора с оперативно-розыскными подразделениями при осуществлении им надзорной деятельности и реализации предоставленных полномочий. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности был бы гораздо более эффективным, если бы прокурор был наделен большим объемом законодательно установленных полномочий при осуществлении данного надзора. К сожалению, в рассматриваемой сфере он не наделен правом самостоятельной отмены незаконных и необоснованных решений органов, осуществляющих ОРД. На практике масса нарушений законности связана с процедурой заведения и прекращения дел оперативного учета и производства по ним. Если уполномоченный прокурор должен «способствовать достижению задач ОРД», то почему тогда заведение дел оперативного учета не согласовывается с прокурором? Более того, он даже не уведомляется о заведении таких дел. Дать указание о заведении дела оперативного учета при наличии такой необходимости прокурор также не вправе. Почему при прекращении дела оперативного учета оно может спокойно оказаться в архиве, избежав проверки прокурором, так как, согласно существующим требованиям, прокурор не обязан проверять все 100% дел? Почему, скажем, дознаватели в ходе предварительного расследования поставлены под более жесткий контроль, чем оперативные уполномоченные? Неужели субъекты процессуальной деятельности делают больше ошибок, чем оперативные сотрудники, подчас не имеющие юридического образования? Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно более активное участие прокурора в установлении законности ОРД путем согласования с ним решений о заведении или прекращении дел оперативного учета. Таким образом, удалось бы существенно сократить случаи необоснованного заведения и прекращения дел оперативного учета, нарушения сроков при их заведении, а также допускаемые при осуществлении ОРД иные злоупотребления. Четвертая проблема: ограниченность актов прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законодательства об ОРД и их низкая эффективность. Сохранившийся арсенал средств воздействия на поднадзорные оперативно-розыскные службы, предоставленный уполномоченному прокурору, носит традиционный характер и формально выражен в трех составляющих: протест, представление и предостережение. 1. Принесение протеста используется как акт прокурорского реагирования в случае выявления необоснованного решения о заведении либо прекращении дела оперативного учета, другого незаконного решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом вызывает сомнение правомерность применения данного акта реагирования на решения о заведении или прекращении дела оперативного учета, поскольку обозначенные решения не относятся к правовым актам. Следует признать, что большинством прокуроров этот вид реагирования на практике используется редко, что свидетельствует в том числе об их неподготовленности к осуществлению данного вида надзора и неумении выявить незаконные решения либо о формальном подходе к проверкам. 2. Внесение представлений на допущенные нарушения законодательства об ОРД — еще одна форма прокурорского реагирования. Представления, направляемые районными прокурорами руководителям районных управлений и отделов внутренних дел либо руководителям межрайонных отделов органов ФСКН, порой остаются без должной реакции. Как правило, причиной внесения представлений является отсутствие надлежащей оперативно-розыскной работы, проводимой без использования всех имеющихся полномочий, сил и средств, предоставленных оперативным службам, отсутствие требуемого ведомственного контроля. Руководители поднадзорных органов, получив такие представления, обязаны устранить выявленные нарушения, решить вопрос о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников и в месячный срок сообщить о принятых мерах прокурору, внесшему представление. Однако практика показывает, что руководители районных звеньев органов, уполномоченных на осуществление ОРД, не только не в полной мере выполняют требования прокурора, но и просто их игнорируют. В ответах на представления указывают, что ограничились обсуждением на оперативном совещании, а к виновным сотрудникам мер не приняли, так как те ранее уже были наказаны за аналогичные нарушения. Многие районные прокуроры «проглатывают» такие ответы и опускают руки, не желая портить отношения внутри района. Такое прокурорское реагирование — пустое бумаготворчество. Поэтому при отсутствии должной реакции руководителей оперативных служб на местах горрайспецпрокуроры должны инициировать направление представлений в адрес областных управлений оперативных служб через прокуратуры субъектов Федерации, требуя восстановления законности и привлечения к ответственности руководителей районных подразделений. Отсюда действует правило — эффективность любого представления возрастает, если наряду с нерадивыми исполнителями инициируется привлечение к ответственности и их руководителей, не осуществивших надлежащий ведомственный контроль. 3. Предостережение прокурора как акт прокурорского реагирования может быть объявлено руководителю оперативного подразделения в случае выявления обстоятельств, которые могут привести к нарушению законов. Этот акт реагирования используется достаточно редко. Однако практика знает примеры объявления предостережений в случаях отказа в предоставлении прокурору для проверки оперативно-розыскных материалов. Отсутствие должной реакции на акты реагирования прокурора у поднадзорных служб вызвано рядом причин. Во-первых, многие руководители служб, осуществляющих ОРД, при обсуждении данного вопроса высказываются о ненужности прокурорского надзора, вообще считая его лишним, мешающим нормальной оперативно-розыскной деятельности, утверждая, что он, по сути, только подменяет ведомственный контроль. Вместе с тем, декларируя такой подход, они явно лукавят, и истинным мотивом негативного отношения к прокурорскому надзору является ограничение их управленческой власти, что многими руководителями этих служб воспринимается крайне болезненно. Во-вторых, у оперативных служб существует острая нехватка квалифицированных кадров. Не секрет, что штаты оперативно-розыскных подразделений не укомплектованы в должной мере, условия работы остались на уровне прошлого тысячелетия, оперуполномоченные сотрудники уголовного розыска, особенно в территориальных горрайорганах внутренних дел, в абсолютном большинстве не имеют достаточного опыта оперативной работы, не справляются со своими обязанностями, но заменить их некем. Многие оперативные сотрудники имеют одновременно несколько дисциплинарных взысканий, и стимулировать их новым наказанием тоже не всегда удается. В конечном счете исполнению требований прокурора, которые содержатся в актах прокурорского реагирования, препятствует также пробельность в ведомственной регламентации, поскольку ведомственные приказы по линии ОРД как МВД России, так и других правоохранительных ведомств не определяют механизма рассмотрения и реализации актов прокурорского реагирования. Изменить сложившееся положение только актами прокурорского реагирования невозможно, поскольку необходимо также понимание этой проблемы руководителями оперативных служб и желание с их стороны добиться позитивных перемен. По результатам изложенного следует констатировать, что прокурорский надзор за законностью в ОРД имеет существенную специфику и особое значение, что служит основанием поддержать предложения о законодательном придании ему статуса самостоятельной отрасли надзора. В настоящее время подобная точка зрения получает все большее распространение и понимание среди специалистов и практиков. Действительно, организация и методика надзорной деятельности здесь существенно отличаются от надзора в досудебных стадиях уголовного процесса, что требует создания адекватных условий его осуществления.

Другие публикации:  Налог на продажу имущества по наследству

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Нормативные акты

Приказ №92 «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан Российской Федерации, обучающихся в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации»

05 февраля 2019, 14:16

Приказ №80 «Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных служащих и иных работников органов и организации прокуратуры Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и . »

31 января 2019, 13:41

Приказ №62 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий органов прокуратуры Российской Федерации по индивидуальным служебным спорам»

28 января 2019, 13:36

Приказ №61 «Об утверждении Порядка возмещения расходов, связанных с проездом военнослужащих органов военной прокуратуры, граждан, уволенных с военной службы из органов военной прокуратуры, и членов их семей (близких родственников) и перевозкой . »

28 января 2019, 13:34

Приказ №34 «О стипендии Генерального прокурора Российской Федерации студентам федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации»

23 января 2019, 13:29

Приказ №21 «О внесении изменений в организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующие порядок принятия наград и почетных званий федеральными государственными служащими, иными работниками органов. »

17 января 2019, 18:12

Приказ №547-10 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов военной прокуратуры, проходящих военную службу по контракту, и предоставления им отдельных выплат»

28 декабря 2018, 15:01

Приказ №861 «Об утверждении положений о закупке товаров, работ, услуг санаториями, подведомственными Генеральной прокуратуре Российской Федерации»

27 декабря 2018, 15:46

Другие публикации:  Бланк заявление на получение патента 2019 год

Приказ №818 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450 «О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», а также в Инструкцию. »

11 декабря 2018, 10:53

Приказ №771 «Об утверждении Типового положения о жилищной комиссии управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе»

19 ноября 2018, 14:20

Нормативные акты

05 февраля 2019, 14:16

31 января 2019, 13:41

28 января 2019, 13:36

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

30 января 2019, 10:25

14 декабря 2018

Научно-методические
материалы

Судебная практика
Российской Федерации

Статистические
данные

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №191 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации»

Нормативные акты

05 февраля 2019, 14:16

31 января 2019, 13:41

28 января 2019, 13:36

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

30 января 2019, 10:25

14 декабря 2018

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2019 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2019
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 20 января 2017 г. № 13 “О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

В связи с изданием указов Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 и № 157 об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, а также об образовании Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» следующие изменения:

1) абзац первый пункта 4 после слов «телеграфных и иных сообщений,» дополнить словами «компьютерной информации,»;

2) подпункт «к» пункта 6 после слов «оперативно-розыскных мероприятий,» дополнить словами «включая получение компьютерной информации,»;

3) признать утратившим силу абзац четвертый пункта 13;

4) дополнить приказ пунктом 13.1 следующего содержания:

«Утвердить и ввести в действие Инструкцию об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение № 3).»;

5) из абзаца второго пункта 15 слова «ФСКН России,» исключить;

6) из абзаца третьего пункта 15 слова «ФСКН России,» исключить;

7) из абзаца второго пункта 20 слова «Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков,» исключить.

2. Приказ опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации.

Приложение № 3
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 15.02.2011 № 33

Инструкция
об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему ведения делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (далее — секретные документы).

1.2. Ведение секретного делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности в подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации возлагается на работников Первого отдела и его уполномоченных соответствующего структурного подразделения; в прокуратурах субъектов Российской Федерации — на работников отдела общего и особого делопроизводства, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну; в прокуратурах городов, районов и иных специализированных прокуратурах — на работников, на которых согласно решению руководителя прокуратуры возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Работники прокуратуры, имеющие непосредственное отношение к работе с документами оперативно-розыскной деятельности, должны иметь допуск к государственной тайне не ниже второй формы.

1.3. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, отвечающих требованиям, предъявляемым к режимным помещениям, установленным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 (далее — Инструкция № 3-1), и соответствующими Типовыми нормами и правилами проектирования помещений для хранения носителей сведений, составляющих государственную тайну, и работы с ними, утвержденными решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 21.11.2011 № 199.

1.4. Ответственность за состояние делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах несут их руководители и работники, ответственные за ведение делопроизводства по документам, относящимся к оперативно-розыскной деятельности.

2. Прием, регистрация, прохождение документов

2.1. Секретная корреспонденция доставляется адресатам подразделениями фельдсвязи и спецсвязи. Передача секретной корреспонденции осуществляется по реестрам отправки, разносным книгам. Документы, в том числе доставленные непосредственно работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются в Генеральной прокуратуре Российской Федерации работниками Первого отдела; в прокуратурах субъектов Российской Федерации -работниками отдела общего и особого делопроизводства; в прокуратурах городов, районов и иных специализированных прокуратурах — работниками, на которых согласно решению руководителя прокуратуры возложено ведение секретного делопроизводства.

Другие публикации:  Можно ли подать заявление на развод по доверенности

2.2. Зарегистрированные документы рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, с соблюдением требований общего и секретного делопроизводства.

2.3. Учет входящих секретных документов, подготовленных секретных документов (внутренних секретных документов), отпечатанных и исходящих секретных документов производится в книгах и журналах (карточках) учета. При получении корреспонденции проверяются целостность упаковки и оттисков печатей, при вскрытии пакетов — соответствие указанных на них учетных номеров номерам, присвоенным документам, количество листов в приложении, количество экземпляров.

3. Разработка, оформление документов, формирование их в дела и надзорные производства

3.1. При составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать секретную информацию в несекретной служебной переписке.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании развернутых и отдельных перечней сведений, подлежащих засекречиванию (перечни министерств и ведомств, руководители которых распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 № 151-рп наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне).

3.2. Гриф секретности документов и иных носителей сведений, составляющих государственную тайну, отражает степень секретности содержащихся в них сведений и имеет обозначения «совершенно секретно», «секретно». Гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основании тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе, и проставляется на первом (титульном) листе в верхнем правом углу. При необходимости проставляется пометка «Лично». Ниже грифа секретности под чертой указывается номер пункта развернутого или отдельного перечня сведений, подлежащих засекречиванию, и сокращенное название ведомства, на основании которых он установлен.

Гриф секретности выписок из документов устанавливается в соответствии со степенью секретности содержащихся в них сведений.

В случае, если носитель сведений, составляющих государственную тайну, полученный из другой организации, подлежит засекречиванию или гриф секретности ему присвоен неверно, исполнитель должен незамедлительно сообщить об этом отправителю с обоснованием необходимости засекречивания или изменения грифа секретности указанного носителя сведений. Отправитель после незамедлительного рассмотрения вопроса о степени секретности сведений, содержащихся в носителе, принимает соответствующее решение и в случае изменения грифа секретности уведомляет об этом организации, которым носитель был разослан.

3.3. Ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы.

3.4. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты оперативно-розыскной деятельности, руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей.

Документы, находящиеся в производстве органов прокуратуры, подлежат рассекречиванию только на основании указанного постановления.

3.5. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, группируются в надзорных производствах и номенклатурных делах. По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство, номенклатурное дело (приложение).

3.6. Надзорное производство (дело) ведется и учитывается по правилам ведения секретного делопроизводства, предусмотренным Инструкцией № 3-1.

3.7. Для ведения записей, содержащих секретные сведения, Первым отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, отделами общего и особого делопроизводства прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных или иных специализированных прокуратур исполнителям выдаются учтенные рабочие тетради.

3.8. Печатание производится непосредственно исполнителями документа либо поручается специально выделенному работнику (машинистке), имеющему соответствующий допуск к государственной тайне. Печатание секретных документов производится в помещениях, предназначенных для обработки секретной информации. Использование средств вычислительной техники допускается после выполнения в отношении их требований по обеспечению информационной безопасности. Использование автоматизированного рабочего места (далее — АРМ), имеющего выход в открытые коммуникационные сети, запрещается.

Ответственность за обеспечение защиты секретной информации возлагается на работника, производящего ее обработку с использованием АРМ.

4. Обеспечение сохранности документов.
Основные требования по обращению с документами в командировках

4.1. Для исполнения поручений руководителей прокуратуры номенклатурные дела, надзорные производства могут выдаваться исполнителю на срок исполнения. Выданные документы, рабочие тетради, книги учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности хранятся в опечатываемых сейфах исполнителей.

4.2. Лицам, командируемым в другие организации, запрещается иметь при себе в пути следования секретные документы. Доставка секретной корреспонденции за пределы населенного пункта на ведомственном транспорте, а также в самолетах, поездах и на судах (отдельных купе, каютах) разрешается в исключительных случаях по письменному разрешению руководителя соответствующего подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации и осуществляется в сопровождении вооруженной охраны.

4.3. При необходимости с разрешения соответствующего руководителя подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации, руководителя прокуратуры города, района, военной, транспортной и иной специализированной прокуратуры секретные документы в пределах одного населенного пункта могут доставляться на ведомственном автотранспорте работниками прокуратуры, имеющими допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в рабочих папках (спецпортфелях), опечатанных печатью режимно-секретного подразделения прокуратуры.

Упаковывать секретные документы в ранее использованные пакеты, а также в пакеты, изготовленные из глянцевой, лощеной, пергаментной и прозрачной бумаги, запрещается.

4.4. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания, документов, удостоверяющих личность, и справок о допуске по соответствующей форме.

Предписание на выполнение задания выдается для посещения только одной организации, оформляется на бланке прокуратуры. В предписании указываются фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного прокурора, основание для командирования, при необходимости другие сведения, предусмотренные в ведомственных нормативных документах.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации предписание на выполнение задания подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации, заместителями Генерального прокурора Российской Федерации, руководителями главных управлений (управлений) и заверяется печатью прокуратуры.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписание подписывается прокурором или его заместителями и заверяется печатью прокуратуры.

В прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратурах предписание подписывается прокурором и заверяется печатью прокуратуры. Если уполномоченным прокурором назначен прокурор города или района, иной территориальный, военный или специализированный прокурор, предписание подписывается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным или иным специализированным прокурором или их заместителями и заверяется печатью прокуратуры.

4.5. Справка о допуске по соответствующей форме подписывается начальником Первого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальником отдела общего и особого делопроизводства прокуратуры субъекта Российской Федерации и заверяется печатью этих подразделений.

4.6. Предписания, справки регистрируются в журналах учета выдачи предписаний на выполнение задания и выдачи справок, которые хранятся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — в Первом отделе, в прокуратурах субъектов Российской Федерации — в режимно-секретном подразделении. Журналы учета хранятся не менее 5 лет.

4.7. Работники должны выполнять требования режима секретности, установленные в организации по месту их командирования.

4.8. Командированные работники допускаются к работе и ознакомлению с секретными документами в присутствии работников, отвечающих за сохранность секретных сведений, и работников, ответственных за прием командированных лиц.

4.9. По окончании командировки все носители сведений, составляющих государственную тайну, включая рабочие тетради, сдаются в режимно-секретное подразделение организации по месту командирования, которое при необходимости пересылает их по месту работы командированного работника. Возможность пересылки указанных носителей сведений, составляющих государственную тайну, относящихся к деятельности посещаемой организации, определяется руководителями соответствующих структурных подразделений этой организации по согласованию с режимно-секретным подразделением.

4.10. Срок хранения надзорных производств и номенклатурных дел устанавливается в соответствии со сроками хранения уголовных дел и материалов, по которым производились оперативно-розыскные мероприятия.

Уничтожение документов, дел и книг учета производится экспертной комиссией с составлением соответствующего акта. После его подписания все документы уничтожаются путем сожжения либо с помощью специально предназначенных для этого технических средств, исключающих возможность восстановления и прочтения текстов или их фрагментов.

Приложение № 1
к Инструкции об организации
делопроизводства в органах
прокуратуры по документам
органов, осуществляющих
оперативно-розыскную
деятельность, утвержденной
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 20.01.2017 № 13

РАБОТЫ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(печатается с разворотом на двух листах,

для каждого поднадзорного органа

заводится отдельная книга)

(указывается название поднадзорного органа)

Еще статьи:

  • Кондраков нп бухгалтерский учет на малых предприятиях учебное пособие Бухгалтерский учет на малых предприятиях. Учебное пособие Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу Глава 17.УЧЕТ ЦЕННОСТЕЙ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ 17.1. […]
  • Адвокат борисов москва Информация о нас Адвокат Борисов Дмитрий Геннадиевич родился 27.03.1972 в городе Москве. В 1995 году закончил юридический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова. Стаж юридической […]
  • Когда необходима регистрация прописка по временному месту жительства Временная регистрация: зачем нужна и как ее оформить Sobesednik.ru выяснил все, что необходимо знать о временной регистрации по месту жительства. Временная регистрация необходима, если россиянин проживает по адресу, […]
  • Приказ мвд 210 от 30032012 Приказ мвд россии 210 дсп от 30.03.2012 Приложение N 1 к Приказу МВД России от 30.03.2010 N 249. Что такое засада? (по приказу МВД России от 30.03.2012 г. № 210 дсп). Помогите найти: Приказ МВД России от 30 марта 2012 […]
  • Приказ от 26062019 322 Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. № 322 "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и […]
  • Приказ минздрав 987н Приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ […]
Приказ прокуратуры об орд