ВУЗ: Южно-Уральский государственный университет Кафедра психологии развития

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. — 44 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Данное учебное пособие призвано нацелить студентов на расширенное и углубленное изучение тренинга как метода активного обучения и одного из эффективных методов групповой психологической работы. Материал учебного пособия может быть успешно использован студентами на практических занятиях в процессе освоения методики проведения психологического тренинга, знакомства с правилами работы тренинговых групп и стадиями развития группы, а также в ходе освоения роли ведущего тренинга.

Психологический тренинг саморегуляции

Главная > Учебное пособие >Психология

Психологический тренинг саморегуляции

Занятие 1. Вводное

Цели: Знакомство участников группы с предстоящей работой, актуализация опыта участия в психологических тренингах, знакомство с проблемой профессиональной Я – концепции, развитие позитивной Я – концепции.

Оборудование: стулья, листы бумаги, ручки, магнитофон, камушки, ракушка, рефлексивная мишень, маркер.

1.1 Ход занятия. Вводная часть

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Вдруг будет интересно.

На прошедшем семинаре мы обсуждали проблему синдрома эмоционального выгорания: знакомились с причинами его возникновения, симптомами проявления.

Как показали результаты диагностирования педагогов, у многих из вас сформировались, или начинают формироваться признаки нервного напряжения и истощения.

Любой психологический тренинг рассчитан на то, чтобы конкретизировать проблему, снабдить участников стратегиями, необходимыми для ее решения , руководствуясь принципом: « Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму». Я надеюсь, наш тренинг вооружит вас необходимыми знаниями для решения ваших проблем.

Работа в тренинге отличается от других форм, поэтому я хочу познакомить вас с правилами работы в группе:

Искренность в общении:

1) Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

2) Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3) Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

4) Право каждого члена группы сказать “стоп” – прекратить обсуждение его проблем.

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.

5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают”, “большинство так считают”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую …”, “мне кажется …”. Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7) Общение между всеми участниками на “ты”.

Каждому участнику нужно передать какую – либо приветственную фразу или другое приятное сообщение члену группы, сидящему в круге напротив него. Это сообщение он отправляет через участника, сидящего слева от него. Тот передает сообщение дальше по часовой стрелке. В ответ участник отправляет ответное сообщение обратным курсом, то есть против часовой стрелки. Через некоторое время в действие вовлекаются все участники, передавая сообщение другим участникам или ожидая, когда придет послание им.

После того как последние ответы дошли до адресата, ведущий спрашивает, кто не получил послание, и просит группу восстановить справедливость.

По окончании все участники хором говорят СПАСИБО.

1.2 Основная часть

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее — значит наполовину ее решить. Сейчас я попрошу вас прислушаться к своим ощущениям и определить, что в настоящий момент является для вас «камушком в ботинке», тем, что обычно мы сразу можем и не заметить, тем, что может натереть больную мозоль, если его вовремя не вытащить.

Представим, что, ощутив дискомфорт, мы поняли, что ногу что-то трет. Попробуем определить, что это и как от этого избавиться. Чтобы было легче сформулировать, предлагаю продолжить фразу «В последнее время в работе меня огорчало…»

Я буду закидывать «камушки» в ракушку, а вы озвучивать, что они означают лично для вас.

Есть одна маленькая хитрость-мудрость — свои ошибки превращать в достоинства. Как песчинка, попадающая в раковину, пусть ваш камушек превратится в жемчужину. Жемчужину вашего опыта, какой-то новый прием, удачную находку.

Как человек может воздействовать на ситуацию? Есть 3 варианта: — попытаться непосредственно повлиять на собеседника; — попытаться повлиять на самого себя; — попытаться повлиять на обстоятельства (например, изменить обстановку, принять необходимые меры безопасности). Что сделать легче?

Хочу рассказать притчу о молодом человеке:

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

Другие публикации:  Получение разрешения на оружие мытищи

Для того чтобы успешно строить отношение с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношение с самим собой, так как в основе эмоционального состояния человека лежит система его представлений о себе самом.

Люди с позитивной Я – концепцией умеют получать удовольствие от жизни в любых ее проявлениях. Они оптимистичны и способны не терять надежды, искать выход из самой сложной ситуации.

Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

— Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?

— Что чувствовали сами «скульптуры»?

Задание: составить список ценных качеств в себе, закончив предложение:

Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе….

Рефлексия: трудно ли было дописывать предложения?

Позитивная профессиональная Я – концепция обеспечивает успешность педагогической деятельности. Педагог, обладающий такой концепцией, имеет реалистичное представление о себе, хорошо знает свои сильные и слабые стороны, стремится максимально использовать свои достоинства и преодолевать недостатки. Но главное — он уважает себя, уверен в себе.

Для осознания своего личностного и профессионального ресурса продолжи фразы.

« Я горжусь своей работой, когда я…» и

« Не хочу хвастаться, но в своей работе…»

Участники встают в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участник должен сказать комплимент.

Рефлексия: что почувствовали? Понравился ли комплимент?

Это упражнение еще раз подтверждает теорию “поглаживаний” Эрика Берна. В 1945 году Рене Шпиц, наблюдая за детьми из Дома ребенка, заметил: несмотря на хороший уход, они отставали в физическом и эмоциональном развитии от тех детей, которых воспитывали родители или близкие родственники. Шпиц сделал вывод, что детям-сиротам не хватает ласки и похвал. На основе этого и других, подобных ему исследований Берн и разработал теорию “поглаживаний”. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами признания, или “поглаживаниями”. Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили и это доставляет нам радость.

Декларация моей самости. (По Вирджинии Сатир.)

Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. Учебное пособие

Цель — показать способы снятия внутренней напряженнос­ ти, , , приобретение навыков избавления от оби­ ды и других негативных эмоций, а также умения уменьшать пре­ увеличенную значимость страха для человека, которую он выс­ казывает.

— особый класс свойственных личности психоло­ гических состояний, отражающих отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельнос­ ти в форме непосредственных переживаний, ощущений при­ ятного или неприятного. Благодаря эмоциям мы лучше пони­ маем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоя­ ниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную

деятельность и общение. Любые проявления активности че­ловека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Нередко накал негативных эмоций вызывает не поведение других, а раздражение на самого себя. Наверное, каждый порой корил себя за то, что какие-либо качества помешали ему в той или иной ситуации. Подобные внутриличностные конфликты отнимают время и энергию, нарушают эмоциональное равнове­ сие. На преодоление этих конфликтов и направлены предложен­ ные упражнения.

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, накло­ нив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Предложить участникам поругаться, называя друг друга ово­ щами:

— А ты — тыква!
И так далее.

Упражнение лучше выполнять под соответствующую . Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабиться и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они помогали. Затем просит по­ думать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.

Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помог­ ли чем-либо. Обсуждение.

Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет де­ монстрироваться группе. Ведущий просит участников нарисо­ вать то, от чего они хотят избавиться, на может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это дается время, после чего ведущий просит описать изображенное сло­ вами (письменно). Затем он говорит участникам, что они могут сделать со своим листочком все что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и т. д. Потом происходит обсуждение.

Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызвавшую обиду или иные отрицательные эмоции. Нужно представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от чело­ века, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и спокойно уходит в землю. Затем происходит обсуждение.

6. «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев»

Тренер просит подумать о таком человеке и представить об­ щение с ним. При этом такой человек делает именно то, что боль­ ше всего раздражает (не слушает, кричит и т. д.). Затем нужно представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте. Голос его ослабевает. С каждым мгновением человек становит­ ся все меньше, голос все тише. Тренер просит участников ощу­ тить, как ослабевают страхи, негативные эмоции, которые он вызывал, а сам человек становится менее значительным. Затем происходит обсуждение.

Вспомнить конфликтную ситуацию, которая вызывает злость, гнев. Затем представить себя подобным лампе, излучающей не­ гативные эмоции и проецирующей их на экран. После этого пред­ лагается мысленно взять лучевую пушку и стрелять в проециро­ ванные эмоции. Прислушаться к своим чувствам. Затем про­исходит обсуждение.

Другие публикации:  Преференции и льготы в рф

8. Приемы снятия напряжения

• Предоставление партнеру возможности выговориться.

• Сообщение об эмоциональном состоянии (своем, партнера).

• Проявление интереса к проблемам партнера.

• Предложение конкретного выхода из сложившейся си туации.

• Обращение к фактам и т. д.

Все участники встают в круг, крепко взявшись за руки, близ­ ко друг к другу. Водящий становится в центр круга. Его задача — любым способом вылезти из мышеловки: отыскать дыру, раз­ двинуть играющих, уговорить кого-то, но выбраться из создав­ шейся ситуации.

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, рас­ правьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, рука­ ми, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть оста­ лось, повторите еще.

Инструкция: Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5 — 6 раз, и вам сразу станет легче.

12. «Путешествие на голубую звезду»

Инструкция: Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы.

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ноч­ ное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже

есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к. загадочной Голубой Звезде.

Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох, три раза. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молод­ цы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Вдох — выдох. Чув­ ствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Сейчас важно ров­ но дышать: вдох — выдох, три раза. Хорошо. Мы почти не чув­ ствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох, два раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, при­ глашают к себе в гости, но наша цель — Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плав­ ную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно на­ давим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х — и выдох, два раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачны­ ми крылышками, огромными голубыми глазами, серебристы­ ми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды — Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягива­ ют нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и. чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и дру­ зьями, со всеми людьми.

На первом этапе инструктор предлагает участникам выбрать не очень приятного человека в кругу и с закрытыми глазами, исполь­ зуя местоимение «он», рассказать о том, что в нем не нравится.

Вдох-выдох, открыть глаза. Как вы себя чувствуете? Далее ведущий просит найти человека, самого приятного в кругу, и тоже рассказать о нем с закрытыми глазами. Вдох — выдох. Как вы себя чувствуете?

На третьем этапе участники становятся в круг, берутся за руки. Поднимают руки вверх и резко опускают их вниз со сло­ вом «хватит».

Обсуждение: как вы себя чувствуете?

Инструкция: Всем нам часто снятся прекрасные . В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем пре­ вратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, поле таем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Вып­ рямите спину, расправьте плечи. Закройте глаза.

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и. резко вып рямите. Глубокий вдох. и. о, чудо! Мы взлетели. Вдох — вы­ дох (3 раза). Вдох — выдох. Можете свободно взмахнугь кры­ льями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, прият­ ная мягкая прохлада. тишина. покой. Вдох — выдох. (Зраза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреть­ ся и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди. И вот ноги легко коснулись зем­ ли. Вытянем шею, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-кра­ савец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, пере­ нес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важ но хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбыва­ ется. Нужно только очень-очень верить в себя!

Участники игры рассаживаются в круг. Первому предлагается вызвать в себе максимум отрицательных и, называя их, перебросить мяч другому частнику, постаравшись вложить мак­ симум темперамента. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч, пе­ реходит в благодушное настроение и делится своим хорошим с другим участником, перебрасывая ему мяч и подби­ рая самые нежные и теплые слова. До тех пор, пока цепь положи тельных эмоций не иссякнет. Затем происходит обсуждение.

Митрофанова, Бука: Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие

Аннотация к книге «Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие»

Психологический тренинг — интерактивная форма обучения, приобретающая все большую популярность. Освоение всех основных методов психологической помощи предполагает прежде всего обучение на собственном опыте, дающее возможность экспериментировать со своим поведением, творчески относиться к жизни и к самому себе.
Данное учебное пособие систематизирует методические принципы и приемы тренинговой работы с учебной группой на различных этапах ее развития. В нем приведены психотехники, игры и упражнения ведущих специалистов в области психологического тренинга, а также авторские разработки.
Книга рекомендуется преподавателям психологии и специалистам, ведущим тренинги, педагогам, социальным работникам, менеджерам, студентам психологических факультетов.
2-е издание.

Другие публикации:  Неявка на выборы штраф

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Групповой психологический тренинг: Учебное пособие

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Психологические тренинги пособие

Вачков Игорь Викторович
ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА

Учеб. пособие. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.

Рекомендуется преподавателям психологии, педагогики, социальным работникам, студентам психологических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными технологиями развития самосознания.

ББК 88.8
ISBN 5-86894-274-4

© И. В. Вачков, 1999
© Издательство «Ось-89», 1999

Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:

— А вопросы все те же!

На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:

— Вопросы те же. Ответы другие.

Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобные волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания.

Группы психологического тренинга, о которых идет речь в этой книге, создают для человека условия получения личностного опыта и тем самым облегчают развитие самосознания. Это современный ответ на вечные вопросы человеческой души. Он не единственный и не абсолютный. Но кому-то он поможет. Во всяком случае, люди, прошедшие хороший психологический тренинг, всегда становятся немного другими. Более мудрыми, наверное, потому что они лучше познали себя.

Интерес к психологическому тренингу в последние годы не только не угасает, но, напротив, захватывает людей, даже далеких от психологии. Достаточно часто приходится объяснять людям самых разных профессий и возрастов, что такое тренинг, чем там занимаются. Практически всегда даже самые пространные объяснения кажутся убогими. Чтобы передать опыт переживаний, надо быть Толстым или Достоевским. Чтобы понять, что такое тренинг, надо побывать на тренинге.

Эта книга написана для тех, кому психологические тренинги интересны – не только для студентов психологических факультетов (хотя, конечно, прежде всего для них), но и для специалистов, уже ведущих тренинговые группы, для преподавателей психологии, педагогов, социологов, социальных работников. В этой работе акцент сделан прежде всего на психологических тренингах, нацеленных на развитие самосознания. Как нам представляется, именно высокий уровень самосознания выступает важнейшим условием личностного развития человека.

Материал, излагаемый в книге, вполне может быть использован в учебно-воспитательном процессе школ, гимназий, лицеев, колледжей, педагогических училищ, вузов, факультетов и курсов повышения квалификации работников образования, руководителей и менеджеров разных уровней.

Тот, кто хочет разобраться в теоретических основах психологических тренингов и не боится нырнуть в пучину специальных терминов, ссылок, имен, цитат, найдет то, что ему по вкусу, в первой части книги. Тот же, кого теория не привлекает, может не пугаться: большая часть книги написана совсем другим языком и совсем в ином стиле. Описание авторского опыта разработки и применения тренинга представлено во второй части пособия. Популярное изложение некоторых методических нюансов «кухни» тренинга вы обнаружите в третьей части. Ну а тем, кого в первую очередь интересует пополнение багажа средств, приемов и методов практической работы, рекомендуем внимательно ознакомиться с четвертой частью пособия. Именно здесь помещены и подробно описаны психологические игры и психотехники. Большинство приводимых игр являются либо оригинальными разработками, либо авторскими модификациями уже известных упражнений.

Хочется надеяться, что предлагаемая вашему вниманию книга окажется нужной и полезной для вас.

Еще статьи:

  • Заявка на возврат 0531803 Приложение N 3. Заявка на возврат Информация об изменениях: Приказом Федерального казначейства от 6 сентября 2013 г. N 16н приложение изложено в новой редакции. О порядке применения новой редакции формы см. пункт 31 […]
  • Приказ об утверждении плана закупок по 223 Приказ об утверждении Плана закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годов от 12 января 2018г. № 8 Об утверждении Плана закупок товаров, […]
  • Сайт приставы советского района Советский Районный отдел судебных приставов г.Казани Республики Татарстан Адрес: 420097, г. Казань, ул Рабочей молодежи, д.9 Время работы: Вторник с 9.00 до 13.00, Обед 13.00 до 14.00; Четверг с 13.00 до 18.00, Телефон […]
  • Приказ мчс россии от 27012011 г N 18 Приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261 "Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за […]
  • Срок действия кадастрового номера Сколько времени действует кадастровый паспорт на земельный участок Такой документ, как «кадастровый паспорт» появился в 2008 году в связи с вступлением в силу соответствующего закона. По своей сути кадастровый паспорт […]
  • Размер детской выплаты Размер детских пособий и выплат в 2019 году увеличится с января В 2019 году размер большинства пособий на ребенка проиндексирован с 1 января. Ранее в течение длительного времени (начиная с 2008 года) индексация […]
Психологические тренинги пособие