Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Главная > Реферат >Экономика

Договор 1957 о создании Европейского Экономического сообщества

Подписанный в Риме в марте 1957 года договор об учреждении ЕЭС стал одним из важнейших этапов европейской интеграции. Этому событию предшествовал долгий период выработки приемлемых подходов и поиска путей создания экономического союза между странами «шестерки» — Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, которые еще ранее, в 1951 году, создали европейское объединение угля и стали. Деятельность этого объединения по реструктуризации и возрождению угольной и металлургической промышленности, которые в послевоенное десятилетие, естественно, находились в глубоком кризисе, была настолько успешна, что руководители стран шестерки не могли не начать размышлять о возможности углубления этого союза и расширения спектра его деятельности. Руководителю межправительственного комитета ЕОУС Полю Спааку было поручено подготовить доклад о возможности устройства полномасштабного экономического союза между странами шестерки, который бы включал в себя единый рынок, единую налоговую и денежно-кредитную политику. Проект, представленный в Венеции в 1956 году, был одобрен министрами иностранных дел шестерки и началась кропотливая работа по разработке положений договора, который и был подписан в 1957 году.

Он содержал четкую программу мер по постепенной экономической интеграции, общие цели, принципы и средства, с помощью который предполагалось осуществлять столь грандиозный процесс.

Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «товаров, лиц, капиталов и услуг» — создание таких условий в качестве одной из конечных целей римского договора получило название «четырех свобод»; также общий рынок по мысли авторов договора предусматривал проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц.

В качестве руководящих органов ЕЭС были образованы Совет ЕЭС, Комиссия европейских сообществ и Европейский парламент. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состояла из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество.

Реализация этих мероприятий должна была осуществляться постепенно, в течение переходного периода длительностью в 12 лет.

Римский договор о создании общего рынка

В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза необходимо 1) участие валют в европейской змее 2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты 3) соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости. [c.108]

По Римскому договору (1957 г.) либерализация валютных операций была обязательной в той мере, в какой она необходима для нормального функционирования Общего рынка . Поэтому к 1989 г. — моменту принятия плана Делора лишь в Великобритании и ФРГ валютные ограничения отсутствовали. ФРГ, отменив валютные ограничения в начале 60-х годов, практически избежала их последние 40 лег. Глобальная либерализация 80-х годов охватила и ее. С 1984 г. были отменены ограничения на валютные операции банков немецким банкам разрешены операции своп и сделки в ЭКЮ, отменен налог на проценты по немецким облигациям, принадлежащим нерезидентам. [c.205]

Создание региональных финансовых институтов в рамках ЕЭС происходило постепенно, в основном в соответствии с определенными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. На первой стадии экономической интеграции, когда создавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отношению к импорту из третьих стран, для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). [c.487]

ЕИБ выделяет средства специальным кредитным институтам стран-членов, которые кредитуют мелкие и средние смешанные компании по согласованию с Банком. Операции ЕИБ вне Сообщества в соответствии со статьей 18 Римского договора осуществляются с разрешения Совета управляющих Банка в целях кредитования проектов, важных для ЕС, например для обеспечения стран-членов энергетическими ресурсами. Деятельность ЕИБ распространяется на развивающиеся страны, ассоциированные с ЕС. В деятельности ЕИБ проявляется характерная и для Всемирного банка тенденция к взаимодействию с мировым рынком ссудных капиталов. Через этот межгосударственный институт перераспределяется часть ссудных капиталов на рыночных условиях в целях развития западноевропейской экономической интеграции и укрепления позиций этого мирового финансового центра. [c.488]

На момент вступления в силу Римского договора для налога с оборота, взимаемого в государствах-членах, было характерно многообразие налоговых ставок и различия в структуре самого налога. [c.493]

Статья 85 Римского Договора запрещает действия, препятствующие, ограничивающие или извращающие конкуренцию (за исключением тех случаев, когда это повышает эффективность, не затрагивая интересов потребителей и не устраняя конкуренцию). Европейской Комиссии удалось разрушить картель по производству пластмасс, в котором участвовали крупные фирмы Великобритании, Франции, Германии и Италии. [c.23]

В 1957 г. Римским договором был образован Европейский экономический союз (ЕЭС) с теми же участниками, что и Европейская комиссия по углю и стали. Уставными целями ЕЭС была ликвидация таможенных пошлин и любых других барьеров на пути финансовых потоков, оказания услуг и перемещения людей между странами-членами союза. На внешних границах ЕЭС была одновременно начата установка общих тарифных барьеров. [c.11]

В юридической литературе Римский договор 1957 г. и другие нормы права, [c.9]

Римским договором предусматривалось создание «общего рынка» стран- [c.10]

Ассамблеи, Совета министров, Комиссии и Верховного суда Римский договор — [c.10]

Понятие «общий рынок», содержащееся еще в Римском договоре о ЕЭС, пре- [c.12]

В соответствии с Римским договором по вопросам в наиболее важных обла- [c.19]

Римский договор предоставил трудящимся стран-участниц право работать в [c.56]

Римского договора). Положения данной статьи не распространяются на работу на [c.56]

В Римский договор 1957 г. были включены основополагающие нормы о [c.59]

Единый Европейский Акт 1987 г. внес дополнения и изменения в Римский договор [c.59]

Статья 119 Римского договора основным требованием выдвигает соблюдение [c.66]

Римскому договору имеется список товаров, на которые распространяется общий [c.69]

В гл. 2 разд. I части второй Римского договора — «Устранение [c.70]

Римского договора прямо запрещает установление новых таможенных пошлин, а ст. [c.70]

Римского договора запрещает прямое или косвенное обложение товаров других [c.71]

Процесс сближения, взаимопереплетения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество — наиболее развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957г. шестью странами — ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г. — Греция с 1986 г. — Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. Ломейскую конвенцию (1984 и 1989 гг.) об ассоциации с ЕС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов (АКТ). Группа средиземноморских стран (Турция, Алжир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия), а также Кипр и Мальта ассоциированы с ЕС на основе двухсторонних соглашений. Созданию Общего рынка предшествовало образование странами ЕС интеграционной группировки Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) создано одновременно [c.94]

В 1987 г. бельгийское казначейство в ознаменование тридцатилетия подписания Римского договора выпустило золотые и серебряные монеты достоинством 50 и 5 ЭКЮ соответственно. Но они не имеют легального обращения и используются нумизматами и тезавраторами, которые приобретают их по рыночной цене. [c.101]

В 1957 г. подписан Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике, прежде всего в области сельского хозяйства, а также создано Европейское сообщество по атомной энергетике (ЕВРАТОМ). [c.716]

В течение 1992 г. в ЕС были сняты в принципе практически все официальные ограничения торговли между странами-членами, тем самым завершился 35 -летний период реализации основных целей, сформулированных в Римском договоре. Для многих граждан стран ЕС основной задачей является построение системы, максимально сходной с федеральной системой США, что приведет к появлению экономического гиган- [c.746]

Несмотря на отмену таможенных пошлин, вскоре после подписания Римского договора единство европейского сообщества вплоть до 1993 г. оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения. Административные формальности таможенный надзор различие технических спецификаций и норм в разных странах протекционизм в некоторых сферах ограничения, мешающие предприятиям действовать на уровне ЕЭС так же, как на национальном уровне, — все это тормозило развитие экономики и обходилось в несколько миллиардов ЭКЮ в год. Согласно результатам исследования, проведенного по заданию Комиссии ЕЭС, на пограничные формальности уходило около 9 млрд. ЭКЮ, или 1,8% суммы всех торговых операций между странами — членами Сообщества. А в промышленности все эти формальности плюс отсутс- [c.83]

Другие публикации:  Расчет пособия больничного листа

Наиболее детально П. к. изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейских экономических сооб- [c.163]

Контроль над европейскими монополиями осуществляется в соответствии с Римским Договором, целью которого является борьба со «злоупотреблениями» доминирующим положением на рынке, то есть образованием объединений отдельных фирм, если они будут заподозрены в действиях, направленных против общественных интересов, то есть приводящих к повышению цен на рынке или ограничению поставки товаров. Так, Европейская Комиссия высказала возражение против слиянии двух государственных авиастроительных компаний — французской Aerospatiale и итальянской Alenia — с канадским производителем de Havilland на том основании, что эта объединенная группа будет контролировать половину мирового и три четверти европейского рынка пассажирских самолетов на 20-70 мест, то есть достигнет недопустимого уровня концентрации. [c.23]

European E onomi ommunity — EE ) — самое крупное и тесное объединение государств, включающее 12 европейских стран. Договор об учреждении ЕЭС (Римский договор) подписан в Риме 25 марта 1957 года на неограниченный срок, вступал в силу с 1 января у,58 года, штаб-квартира — в Брюсселе. В Сообщество входят Франция, Гермами , Италия, Белый , Голландия, Люксембург — со дня основания, Англия, Дания, Ирландия — с 1973 года, Греция — с 1981 [c.79]

Схема взимания НДС была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 году. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов. Во Франции он стал применяться с 1958 года. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870 года для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭПа. Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран была обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997 года стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с цепью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС. Однако до сих пор системы НДС в разных странах имеют существенные различия. По состоянию на 31 декабря 1993 года НДС взимался в 43 странах мира2. Но в ряде ведущих стран он не применяется. Так, в США признано нецелесообразным использование НДС из опасения преобладания косвенных налогов в ущерб прямым3. При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года. Более чем на 80% он мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета посредством налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источникдоходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года НДС Тем самым [c.182]

European Investment Bank (EIB) (Европейский инвестиционный банк) Созданный в 1958 г. в соответствии с Римским договором банк, в задачи которого входит оказание помощи в достижении определенных целей экономической политики, проводимой Европейским экономическим сообществом. Банк обязан выступать в качестве рыночного партнера Сообщества. Он является независимой организацией с уставным капиталом, сформированным за счет взносов стран-членов Сообщества. Основной целью банка является кредитование инвестиционных проектов, направленных на достижение сбалансированного и стабильного развития Общего рынка в интересах всего Сообщества . [c.121]

Смотреть страницы где упоминается термин Римский договор

Организация отраслевых рынков (2003) — [ c.81 , c.148 ]

Римский договор о создании общего рынка

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Римский договор

Римский договор — международный договор, подписанный в 1957 году ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. Кроме того, 25 марта 1957 года теми же государствами был подписан еще один Римский договор, заложивший основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.

В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья — определяет основные направления политики сообщества (напр. Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.

Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.

История документа

В 1951 году был подписан Парижский договор, создав собой Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Парижский договор был международным договором, основанным на международном законе, созданный для помощи в деле воссоздания экономики европейского континента, предотвращения войны в Европе и утверждения собой длительного мира.

Идея создания была предложена Жанном Моне, французским госслужащим старшего звена, и была оглашена Робером Шуманом, французским министром иностранных дел, в декларации от 9 мая 1950 года. Целью документа было создание общего пула франко-германского рынка производства стали и угля, поскольку эти два основных сырья были основой для всей индустрии стран (включая военный аспект производства) и источником энергии обеих стран. Согласно предложенному плану, франко-германская продукция сталелитейных и угольных комбинатов объединялась под единым руководством (англ. High Authority of the European Coal and Steel Community ), по концептуальной модели, создающей организацию, открытую для участия в ней других европейских стран. Подспудной причиной создания Европейского объединения угля и стали было укрепление франко-германских экономических отношений и недопущение возможности военных действий между этими странами в будущем.

Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды начали переговоры по присоединению к Договору. Документ, создавший ЕОУС, был подписан в Париже 18 апреля 1951 года и вступил в силу 24 июля 1952 года. Договор был подписан до 23 июля 2002 года, когда и был пересмотрен, как и предполагалось. Был создан общий европейский рынок — 10 февраля 1953 года была создана единая площадка торгов по углю и металлу, и 1 мая 1953 — по стали.

  • Договоры Европейского союза — Договоры Европейского союза
  • На русском языке Договор о функционировании Европейского Союза

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Римский договор» в других словарях:

РИМСКИЙ ДОГОВОР — (Rome, Treaty of) Договор 1958 г., заложивший основы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (European Economic Community). Подписан первоначально шестью странами членами: Бельгией, Францией, (Западной) Германией, Италией,… … Экономический словарь

РИМСКИЙ ДОГОВОР — (Rome, Treaty of) Договор (подписан в 1957 г.), ознаменовавший создание Европейского Экономического Сообщества – ЕЭС, позднее ЕС, а затем Евросоюз (European Union), и образование общего рынка для некоторых видов продукции в торговле между… … Политология. Словарь.

Римский договор — договор об учреждении ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества), подписан в Риме 25 марта 1957 года на неограниченный срок, вступил в силу с 1 января 1958 года, штаб квартира в Брюсселе … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Римский договор — TREATY OF ROME Договор, подписанный в 1957 г. в Риме шестью европейскими странами об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор закреплял цели и принципы ЕС, а также предусматривал устранение ограничений в торговле между странами… … Словарь-справочник по экономике

Римский договор (1924) — Территория Свободного города Фиуме в 1920 1924. До и после раздела. Римский договор двусторонний международный договор о разделе свободного города Фиуме (Риека), подписанный 27 января 1924 года в г. Рим, Италия представителями… … Википедия

РИМСКИЙ ДОГОВОР 1948 — о дружбе, торговле и мореплавании между Италией и США подписан 2. II министром иностранных дел Италии графом Сфорца и американским послом Данном. Переговоры о подписании Р. д., начавшиеся ещё в конце 1946, велись в глубокой тайне. Полный текст… … Дипломатический словарь

Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

Римский морской договор (1931) — Римский морской договор 1931 года трёхсторонний договор об ограничении военно морских вооружений между Великобританией, Францией и Италией, подписанный в Риме 1 марта 1931 года. Устанавливал некоторые лимиты на развитие военно морских сил… … Википедия

Римский Статут Международного Уголовного Суда — Государства участники МУС (ратифицировавшие зелёного цвета, подписавшие, но не ратифицировавшие жёлтого) по состоянию на 1 октября 2009 года Римский Статут Международного Уголовного Суда (англ. Rome Statute of the International Criminal Court) … Википедия

Римский брак — Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства[1]. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту[1]: для продолжения рода… … Википедия

Римский договор, создание Европейского экономического сообщества (еэс) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома)

Провал договора о ЕОС не означал отказа от европейской интеграции как таковой. Уже в конце 1954 г. Общая Ассамблея ЕОУС приняла резолюцию, призывавшую правительства государств «шестерки» к дальнейшему развитию интеграции. Но лидеры стран Западной Европы осознали, что следует отказаться от слишком далеко идущих планов и сосредоточиться на углублении взаимодействия в экономической сфере, благо к этому времени преимущества открытой экономики выявились достаточно наглядно. Первым о необходимости переноса опыта ЕОУС на другие секторы экономики заговорил голландский министр иностранных дел Йохан Вилельм Бейен, который еще в 1952 г. выдвинул предложение о создании таможенного союза и общего рынка. Он считал, что развитию военной и политической интеграции должна предшествовать интеграция в экономике и социальной сфере. После консультаций Бейена с Ж. Монне и П.-А. Спааком 20 мая 1955 г. Бельгия, Голландия и Люксембург представили совместный меморандум, адресованный ФРГ, Франции и Италии, в котором предлагалось создание таможенного союза и специальной организации по атомной энергии. Заметную роль в выработке меморандума сыграл Монне, который решил не продлевать свои полномочия президента Высшего руководящего органа ЕОУС (они заканчивались в феврале 1955 г.), а сосредоточиться на поиске перспектив интеграционного процесса. Только за февраль-март 1955 г. им было подготовлено 8 предварительных проектов по объединению транспорта и энергетики стран «шестерки», он же впоследствии приложил немало усилий, чтобы убедить скептически настроенных политиков Франции и Германии поддержать меморандум стран Бенилюкса.

Другие публикации:  Осаго в новокузнецке калькулятор

1-2 июня 1955 г. в Мессине (Сицилия, Италия) состоялась конференция министров иностранных дел стран – членов ЕОУС. Их главной целью было обсуждение меморандума стран Бенилюкса и возможности создания на его основе таможенного союза государств «шестерки». В ходе трудных переговоров выявилась серьезная разница в позициях малых (Бельгия, Голландия, Люксембург) и крупных (ФРГ и Франция) государств. Поэтому итоговая резолюция носила общий характер, лишь фиксируя стремление к продолжению интеграции в экономической сфере. О ее конкретных условиях предстояло договориться отдельно. Несмотря на отсутствие единства, работа конференции получила высокую оценку как «первый шаг, сделанный после 30 августа 1954 г. в сторону европейского единства».

Созданный в Мессине комитет для разработки проекта создания общего рынка возглавил бельгийский министр иностранных дел Поль-Анри Спаак. Помимо представителей правительств в работе комитета участвовали независимые эксперты. Первоначально там присутствовали и англичане, но на этапе конкретизации интеграционных предложений они отказались от участия в деятельности комитета. Придерживаясь традиционной линии, Великобритания стремилась влиять на интеграцию в Европе, но оставаться за ее рамками и не связывать себя наднациональными структурами. У нее уже тогда стала складываться идея образования менее обязательной зоны свободной торговли с включением скандинавских государств. Рассчитывала она и на французов, которые без особого воодушевления воспринимали федералистские предложения Спаака. Однако Франция оказалась больше заинтересована в развитии отношений со странами «шестерки», видя в них разрешение своих многочисленных экономических и политических проблем, чем в инициативах Лондона. По разные стороны Ла-Манша начало утверждаться различное понимание путей развития интеграционных процессов, которое впоследствии разделяло Великобританию и Францию долгие годы.

В мае 1956 г. комитет Спаака на конференции министров иностранных дел стран «шестерки» в Венеции представил доклад, в котором были изложены основные принципы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). К этому времени сложилась достаточно благоприятная политическая обстановка, чтобы преодолеть трудности, которые ранее блокировали процесс достижения соглашения. Во-первых, после выборов в январе 1956 г. в Национальное собрание Франции было сформировано коалиционное правительство во главе с социалистом Ги Моле, который придерживался проевропейских взглядов и немедленно заявил о решимости принять активное участие в процессе европейской интеграции. Во-вторых, проведенный в октябре 1955 г. плебисцит в Сааре высказался за вхождение этой территории в ФРГ. Франция должна была отказаться от своей идеи превращения Саара в независимое пограничное государство. Это позволило преодолеть серьезную проблему во франко-германских отношениях и закрепить в общественном мнении мысль о необходимости дальнейшего сближения двух стран. В-третьих, Суэцкий кризис в октябре 1956 г., когда франко-британская интервенция в Египет встретила противодействие США, усилил в Европе тягу к большей самостоятельности от Америки, созданию «третьей силы», которая стояла бы между двумя сверхдержавами.

Тем не менее при обсуждении доклада комитета Спаака выявились и существенные трудности. Первая из них заключалась в позиции Великобритании, которая осенью 1956 г. выдвинула контрпредложение – образовать зону свободной торговли в составе 17 государств – участников ОЕЭС. Странам «шестерки» помимо своих планов пришлось участвовать в переговорах в рамках ОЕЭС, которые, впрочем, не привели к успеху. В декабре 1958 г. британский проект на сессии Совета ОЕЭС был провален. Вторая сложность носила внутренний характер и заключалась в стремлении Франции, Бельгии и Голландии включить в сферу действия общего рынка свои заморские владения. После оживленных дискуссий эти интересы пришлось учесть.

25 марта 1957 г. в Риме состоялась конференция глав государств и правительств Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, где договоры о создании ЕЭС и Евратома (Римские договоры) были подписаны. Договор о ЕЭС стал основным учредительным документом Европейских сообществ. Он состоял из преамбулы и шести частей, насчитывающих 248 статей. В качестве целей создания ЕЭС договор указывал на укрепление мира и формирование тесного союза между европейскими народами, обеспечение экономического и социального прогресса своих стран путем устранения разделяющих Европу барьеров, создание общего рынка и постепенную унификацию экономической политики стран-членов. Главную роль в интеграционных процессах договор отводил созданию таможенного союза государств «шестерки». Он предусматривал трехэтапный план его формирования, рассчитанный на 12 лет (1958-1969). За это время, которое, впрочем, могло быть увеличено на три года, предстояло устранить все таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле, а также установить единый тариф и выработать общую торговую политику в отношении третьих стран. Участники «общего рынка» (как по другому стало называться ЕЭС) обязались помимо того создать общий рынок труда, устранив все ограничения на перемещение рабочей силы, капиталов и услуг; проводить общую политику в сфере сельского хозяйства и транспорта; обеспечивать свободную конкуренцию на общем рынке; координировать экономическую политику и способствовать поддержанию равновесия в платежных балансах государств-членов; постепенно унифицировать законодательство стран-участниц в той степени, в которой это необходимо для функционирования общего рынка; проводить согласованную социальную политику, для чего создавался Европейский социальный фонд; создать Европейский инвестиционный банк для содействия экономическому развитию стран сообщества; содействовать экономическому и социальному развитию заморских и зависимых территорий.

Заложенная договором институциональная структура ЕЭС почти полностью повторяла оправдавшую себя структуру ЕОУС. Она предусматривала наличие четырех главных органов: Совета министров, Парламентской ассамблеи, Комиссии и Суда. Высшим органом являлся Совет министров, состоящий из 6 министров соответствующих ведомств государств-членов. Он наделялся функциями координации экономической политики и принятия решений, обязательных для исполнения государствами сообщества. Наиболее ответственные решения должны были приниматься единогласно, но со временем предусматривалась возможность перехода к принятию решений большинством голосов, для чего голоса распределялись между странами следующим образом: Франция, ФРГ и Италия получали по 4 голоса, Бельгия и Нидерланды – по 2 и Люксембург 1. Квалифицированное большинство составляли 12 голосов из 17.

Парламентская ассамблея (с 1962 г. она стала называться Европейским парламентом) состояла из 142 депутатов, избираемых национальными парламентами государств-членов пропорционально численности их населения. Она осуществляла функции консультации и контроля в отношении Комиссии и не играла первоначально важной роли в процессе принятия решений в ЕЭС.

Комиссия ЕЭС становилась высшим исполнительным органом сообщества, наделяясь, кроме того, правом законодательной инициативы. Ее главной задачей являлось выполнение принятых решений и обеспечение функционирования и развития общего рынка. Первоначально Комиссия состояла из 9 комиссаров, назначаемых правительствами государств-членов. Франция, ФРГ и Италия делегировали по 2 комиссара, малые страны – по одному. Комиссия должна была выражать интересы сообщества в целом и ее члены при исполнении своих обязанностей являлись независимыми от правительств. Однако они могли быть отозваны по предложению Совета министров. Первым председателем Комиссии ЕЭС стал западногерманский политик Вальтер Хальштейн.

Общий для всех трех сообществ Суд был призван обеспечивать соблюдение основополагающих договоров и иных законодательных актов, принятых в сообществах. Он получал широкие полномочия в разрешении споров между органами ЕЭС, а также между ними и государствами-членами. Он состоял из 7 судей и двух помощников.

Помимо основных органов в ЕЭС создавались различные вспомогательные институты, важнейшими из которых стали: Социально-экономический комитет, Европейский социальный фонд и Европейский инвестиционный банк. Бюджет ЕЭС складывался из взносов государств-членов, он готовился Советом министров и утверждался Парламентской ассамблеей.

Инициатором подписания договора о Евратоме являлась Франция, испытывающая энергетические трудности ввиду дефицита угля, а кроме того, опасавшаяся развития самостоятельных немецких исследований в сфере атомной энергетики. Договор был подготовлен тем же комитетом Спаака и подписан одновременно с договором о ЕЭС. Евратом задумывался не столько как структура экономической интеграции, сколько как межгосударственное объединение, призванное заниматься разработками в области мирного использования атомной энергии. Задачами Евратома провозглашались: развитие исследований в сфере атомных технологий, координирование инвестиционной политики и поддержка совместных предприятий в сфере атомной энергетики, разработка единых норм безопасности для защиты населения от возможных негативных эффектов развития атомной энергетики, содействие справедливому снабжению потребителей ядерным топливом, взаимодействие с другими государствами и международными организациями в мирном использовании атомной энергии. Институциональная структура Евратома являлась идентичной структуре органов ЕЭС, причем Парламентская ассамблея и Суд становились общими органами всех трех сообществ. На Комиссию возлагалась задача стимулирования исследований в области атомной энергетики в государствах-членах, а также осуществление собственных исследовательских и учебных программ. Управленческие полномочия ее были невелики, скорее она получала координирующие и консультационные функции. Создатели Евратома рассчитывали, что интегрированный атомный потенциал западноевропейских государств сможет ограничить их зависимость от «ядерного зонтика» США. Франция, кроме того, реализовывала еще программу получения атомного оружия и считала, что Евратом поможет ей военных разработках. Среди всех трех сообществ Евратом имел, безусловно, наименьшее значение. Из-за конкуренции со стороны США не все положения договора оказались выполненными.

Другие публикации:  Получить налоговый вычет за лечение в 2019 году

Создание ЕЭС и Евратома стало большим успехом «шестерки», однако в сообщества вошла лишь малая часть европейских государств. Великобритания по-прежнему отстаивала свою концепцию формирования зоны свободной торговли без принятия общих таможенных тарифов в отношении третьих стран, что диктовалось ее желанием сохранить привилегированные торговые связи со странами Британского содружества. Подписание Римских договоров обеспокоило Великобританию угрозой изоляции от континентальной Европы. После провала ее проекта создания зоны свободной торговли в составе 17 государств ОЕЭС она сосредоточила свои усилия на объединении стран, расположенных вокруг сепаратистской «шестерки». По инициативе Великобритании был создан межправительственный комитет под руководством члена британского правительства Реджинальда Модлинга. Он выработал принципы либерализации товарооборота между будущими участниками соглашения, помощи слаборазвитым регионам и разрешения противоречий в сфере сельского хозяйства. В конце 1959 г. в Стокгольме семь западноевропейских государств, не вошедших в ЕЭС: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция подписали соглашение о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). После ратификации соглашение вступило в силу 3 мая 1960 г.

Государства-члены ЕАСТ согласовали меры по постепенному снижению таможенных пошлин во взаимной торговле. Опираясь на опыт «шестерки», они установили 10-летний переходный период, по окончании которого должна была последовать полная отмена таможенных барьеров. В отличие от ЕЭС, в ЕАСТ не предусматривалось создания институтов, обладающих наднациональными полномочиями. Высший орган – Совет министров – представлял исключительно государственные интересы и выносил свои постановления единогласно, так что любая страна могла заблокировать невыгодное ей решения. С самого начала характер деятельности ЕАСТ определяло то обстоятельство, что она сложилась поспешно, в результате кризиса, вызванного созданием ЕЭС. В ЕАСТ вошли государства, которые либо не хотели, либо не могли стать членами ЕЭС. В структуре ЕАСТ существовала огромная диспропорция между наиболее влиятельной Великобританией и остальными странами, находящимися на разных уровнях экономического развития. Товарооборот между странами ЕАСТ был невелик, значительно уступая в объеме государствам «шестерки», кроме того ЕАСТ не представляла собой единого географического целого, ее члены составляли своего рода обрамление ЕЭС. Поэтому раскол Европы на два интеграционных блока был только видимым. ЕАСТ не стала и не могла стать достойным конкурентом ЕЭС. Для большинства государств-членов она была временным образованием, призванным помочь им в выработке общего подхода в отношении ЕЭС, усилить их позиции на будущих переговорах о присоединении к «общему рынку». Неудивительно, что уже в начале 60-х гг. четыре страны ЕАСТ, включая Великобританию, подали заявки на вступление в ЕЭС, а остальные выразили желание заключить с ним соглашения об ассоциации.

Римские договоры завершили начальный этап европейской интеграции. Хотя они охватывали по преимуществу экономическую сферу, наиболее проницательные политики сознавали, что таможенный союз и общий рынок являются только средством на пути к главной цели – созданию политического объединения. Первый председатель Комиссии ЕЭС В. Хальштейн говорил: «ЕЭС – это трехступенчатая ракета. Первая ступень — таможенный союз, вторая – экономический союз, а третья – политический союз». Римские договоры сформулировали принципы функционирования сообществ в рамках существовавших на тот момент реалий. После провала ЕОС и ЕПС это был большой успех. Но договоры, помимо того, оставили широкие возможности для углубления в дальнейшем интеграционных процессов и переноса их на новые области сотрудничества.

Римский договор — 25 марта 1957 года

То, что свершилось 25 марта 1957 года на Капитолийском холме, еще за несколько лет до этого казалось просто немыслимым. Глава правительства ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и его коллеги из Франции, Италии и стран Бенилюкса подписали в Риме два важных договора, в том числе о создании Европейского экономического сообщества. При этом огромное значение имел тот факт, что через 12 лет после окончания Второй мировой войны бывшие противники Франция и Германии установили дружественные отношения.

Германо-французские отношения играли особую роль в процессе объединения Европы. Немецкие и французские политики активно способствовали укреплению и расширению сначала Европейского сообщества, затем различных европейских объединений, таких, как Евратом или Европейское политическое сотрудничество, и, наконец, с 1992 года Европейского Cоюза. Дружественные отношения между Францией и Германией способствовали стабилизации беспокойного центра европейского континента.

Аудио- и видеофайлы по теме

Аудио: История подготовки и заключения Римского договора (mp3)

То, что свершилось 25 марта 1957 года на Капитолийском холме, еще за несколько лет до этого казалось просто немыслимым. Глава правительства ФРГ Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и его коллеги из Франции, Италии и стран Бенилюкса подписали в Риме два важных договора, в том числе о создании Европейского экономического сообщества. При этом огромное значение имел тот факт, что через 12 лет после окончания Второй мировой войны бывшие противники Франция и Германии установили дружественные отношения.

Германо-французские отношения играли особую роль в процессе объединения Европы. Немецкие и французские политики активно способствовали укреплению и расширению сначала Европейского сообщества, затем различных европейских объединений, таких, как Евратом или Европейское политическое сотрудничество, и, наконец, с 1992 года Европейского Cоюза. Дружественные отношения между Францией и Германией способствовали стабилизации беспокойного центра европейского континента.

Идея создания единого европейского экономического пространства зародилась в 1951 году, когда в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, способствовавший скорейшему восстановлению экономики пострадавших во время Второй мировой войны стран, в том числе и Германии. Кроме того, этот договор выполнял еще одну важную функцию. Так, по убеждению министра иностранных дел Франции Робера Шумана (1886-1963), надежность внутриевропейского мира можно было обеспечить только в том случае, если бы важные для военной промышленности уголь и сталь находились под совместным контролем. Для ФРГ Парижский договор, обеспечивавший всем равные права доступа к важному сырью, был особенно выгоден еще и потому, что со вступлением его в силу британское оккупационное право переставало действовать в Рурской области, располагавшей обширными залежами угля. Одновременно отменялись и другие санкции, введенные державами-победительницами после Второй мировой войны.

Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр подписывает Римский договор

Если Парижский договор предусматривал, в первую очередь, экономическое сотрудничество, то Римский договор — политическое. Переговоры были очень трудными и неоднократно заходили в тупик. Прорывом стала состоявшаяся в начале июня 1955 года конференция в Мессине на Сицилии: представители шести стран (Германии, Франции, Италии и Бенилюкса) решили создать внутриевропейский общий рынок, а также основать Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии). Подготовка обоих договоров к подписанию продолжалась добрые два года.

Римский договор предусматривал постепенный отказ от таможенных пошлин, гармонизацию социального уровня, а также свободное передвижение людей, товаров, услуг и капитала на территории стран Европейского сообщества. В будущем предполагалось проводить общую торговую и экономическую политику по отношению к третьим странам. Совместные, так называемые «супранациональные» учреждения и структуры были призваны обеспечивать бесперебойное функционирование общего рынка и контроль над мирным использованием атомной энергии. Ведь в конце 50-х годов считалось, что именно атом станет главным источником энергии в будущем.

Враги становятся друзьями

Немец и француз: бывшие враги становятся друзьями

Начавшееся тогда объединение Европы, наряду с экономическими выгодами, имело еще один важный аспект: пять европейских стран сделали примирительный жест по отношению к Германии. В отличие от Версальского договора, заключенного после Первой мировой войны, Римский договор должен был способствовать преодолению последствий войны не посредством конфронтации, а посредством сотрудничества. В рамках общеевропейского развития немцам, развязавшим войну, был предоставлен шанс восстановить экономику своей страны. И Германия воспользовалась этим шансом с удивительным энтузиазмом. Результатом стало экономическое чудо, до сих пор вызывающее восхищение во всем мире. Возможным это стало только благодаря тому, что экономика Германии была тесно связана с экономикой других европейских стран.

Таким образом, заключенный 25 марта 1957 года Римский договор является своего рода свидетельством о рождении объединенной Европы, которая постепенно начала превращаться в политический союз.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин

Еще статьи:

  • Какие предметы нужно сдать чтобы поступить на адвоката Какие предметы нужно сдавать при поступлении на адвоката Чтобы стать адвокатом с будущем, надо поступать на юридический факультет. Начать освоение данной специальности можно двумя способами: После окончания 9 […]
  • Приставы краснодара западного округа Отдел судебных приставов по Западному округу г. Краснодара Краснодарского края Адрес: 350078, г. Краснодар, ул. Тургенева, 183 Время работы: Вторник 09.00 - 15.00, Четверг 14.00 - 18.00 Телефон для справок: […]
  • Занижение страховой выплаты осаго Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО Занижение суммы страховой выплаты по ОСАГО является самым частным нарушением, страховщики используют это средство повсеместно. Выплаты урезаются как по указанию головного […]
  • Как оформляется долевая собственность на квартиру Как оформить долевую собственность? Возникновение общей собственности на жилье возможно в разных ситуациях: при наследовании недвижимости, при приватизации квартиры, а также если жилье было приобретено в брачных […]
  • Где можно сделать гражданство россии Куда обращаться для получения гражданства РФ в Москве Российская Федерация пользуется большой популярностью среди мигрантов из ближнего зарубежья, причем иностранные граждане стремятся в РФ не только с целью […]
  • Банки дающие кредиты под залог земли Кредит под залог земельного участка без подтверждения доходов Если вам срочно необходима сумма средств и у вас в собственности земельный участок (свыше 6 соток), то можно обратиться за помощью в банк. Банки […]
Римский договор о создании общего рынка