• Новые дела в базе

    Сырчикова К. В. обратилась в суд за защитой своих авторских прав на фотографическое изображение. ООО «АМСРУС» на своей сайте сервиса по выбору автомобилей разместил публикацию, иллюстрацией к которой использовал фото Сырчиковой.
    Сырчикова К. В. просит суд признать данные действия ООО «АМСРУС» нарушением ее неимущественных прав, обязать компенсировать использование ее фото, а также моральный вред.

    ООО «Ника — Петротэк» подало иск к ООО Информационная компания «Вестник» о защите деловой репутации и компенсации нанесенного вреда. Истец указал, что порочащие сведения были распространены ответчиком в газете «Семилукский вестник» в номерах от 21 июля 2017 г., 17 ноября 2017 г., 01 марта 2018 г. Просит суд признать сведения недостоверными и порочащими, обязать ответчика удалить их и написать опровержение, а также взыскать компенсацию репутационного вреда в размере 1 млн. р.

    ООО «Ника Петротэк» обратился в суд в связи с публикацией в газете «Семилукский вестник» серии статей «Немирное соглашение», «Раскололи», «Беда — закрывай ворота», «С советом нахимичили», «Сам себе завод». Истец настаивает на недостоверности распространенны сведений и их порочащем характере.

    Российская судебная практика по информационному праву

    Вы находитесь на сайте, где размещена уникальная по своему содержанию правовая база данных судебной практики по делам в области информационного права. Это незаменимый ресурс знаний о складывающейся правоприменительной практике по разным категориям: диффамация, авторские споры, регистрация СМИ, экстремизм, вмешательство в частную жизнь, реклама и многое другое. Данный ресурс призван не только собрать в одном месте актуальную судебную практику в области деятельности СМИ и свободы массовой информации, но и объединить усилия медиаюристов в продвижении прогрессивной правовой практики, выработать подходы в применении международных стандартов, в том числе практики Европейского Суда по правам человека. База данных предоставит широкому кругу пользователей, заинтересованных в изучении и применении медиаправа, не только возможность увидеть тенденции в развитии судебной практики, но и стать частью сообщества медиаюристов и принять участие в развитии судебной практики в такой чувствительной области, как свобода слова, свобода выражения мнения и массовой информации.

    13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

    13. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА

    Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

    По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

    Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

    Источники информационного права на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

    Структура информационного законодательства:

    • информационно-правовые нормы международных актов;

    • информационно-правовые нормы Конституции РФ;

    • нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

    • информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства. Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

    Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ (ст. 71, 72 Конституции РФ).

    Акты отрасли информационного законодательства:

    • законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

    • законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

    • законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

    • законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

    • законодательство об информационной безопасности;

    • законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

    • законодательство о средствах массовой информации;

    • законодательство о библиотечном деле;

    • законодательство об архивном фонде и архивах;

    • законодательство о государственной тайне;

    Судебная практика связанная с делами в области информационной безопасности

    Сервис бесплатной оценки стоимости работы

    1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
    2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

    Номер вашей заявки

    Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

    Судебная практика связанная с делами в области информационной безопасности

    Информационная безопасность в сфере информационного права

    В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. № Пр-212, ориентированной на реализацию положений Окинавской Хартии глобального информационного общества и итоговых документов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

    Наряду с этим, само регулирование информационных отношений при построении информационного общества нуждается в тщательном исследовании. Это связано, во-первых, с резко ускоряющимися информационно-коммуникативными процессами глобализации, которые эволюционируют в качественно новое состояние субъектов информационного общества – функционирование в режиме реального времени. Во-вторых, с возрастающим в геометрической прогрессии количества и видов угроз информационной безопасности различных субъектов российского общества. Отсюда возникают новые общественные отношения, нуждающиеся в адекватном правовом регулировании, а сами объекты отношений имеют потребность в информационной безопасности.

    На данный момент мы имеем следующее определения информационной безопасности:

    Информационная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

    Информационная безопасность есть защита конфиденциальности, целостности и доступности информации. В свою очередь, под конфиденциальностью понимается обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям, целостность представляется как обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки, а доступность как обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости .

    Информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    Внимательно изучив приведенные определения, можно заметить два подхода в их формировании: первый предполагает защиту самой информации; второй – защиту от информации. Отсюда получаем проблемную ситуацию (условно назовем ее проблемной ситуацией первого порядка), при которой:

    во-первых, двойной смысл информационной безопасности создает неопределенность, затрудняющую практическую реализацию как одного вида безопасности (с позиции защиты информации), так и другого вида (с позиции защиты детей от информации);

    во-вторых, возникает потребность в преподавателях, являющихся специалистами в двух сферах информационной безопасности (первая – новые информационные технологии, вторая – область педагогики и психологии).

    Усиливая позицию различия двух подходов, рассмотрим следующие определения защиты информации и защиты от информации:

    Защита информации от неправомерного воздействия – деятельность, направленная на предотвращение воздействия на защищаемую информацию, ошибок ее пользователя, сбоя технических и программных средств информационных систем, природных явлений или иных нецеленаправленных на изменение информации мероприятий, приводящих к искажению, а также к утрате, уничтожению или сбою функционирования носителя информации.

    В настоящее время указанную правовую двойственность разрешить не представляется возможным. Исходя из этого, при организации обеспечения информационной безопасности приходится четко позиционировать объект безопасности и то, что ему угрожает.

    Рассмотрим наиболее актуальный и одновременно противоречивый вид информационной безопасности на данный момент времени — информационной безопасности детей.

    При рассмотрении вопроса информационной безопасности детей в качестве объекта выступают ребенок или лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в качестве угрозы — информация, причиняющая вред объекту безопасности. При чем, вред в норме права определен как «вред здоровью и (или) развитию детей».

    Основополагающим понятием в области правового обеспечения информационной безопасности является информация.

    Так Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие информация как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». При этом организационно-правовые основы обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, что дает возможность применять к ней нормы Уголовного и Гражданского права в полном объеме.

    В ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указаны виды информации в зависимости от категории доступа к ней. В частности она подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В п. 3 Статьи информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

    информацию, свободно распространяемую;

    информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

    информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

    информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

    К четвертому виду информации будем относить и информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

    Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    До принятия Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» декларировалась «защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе. от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».

    Сам Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет.

    При этом под информационной продукцией понимается предназначенная для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, в том числе посредством сети Интернет, относится информация:

    побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи;

    оправдывающая противоправное поведение;

    содержащая нецензурную брань;

    содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:

    представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    Законодатель предусмотрел особые правовые условия распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), должен предоставляться операторами связи, оказывающими телематические услуги связи (провайдером интернет-услуг) в пунктах коллективного доступа, только при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

    Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, без знака информационной продукции не допускается, но при этом указаны исключительные позиции в виде:

    учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования;

    телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

    информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

    информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

    периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.

    В свою очередь, вопросы защиты информации представлено в ст.16 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

    обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

    соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

    реализацию права на доступ к информации.

    Также в статье прописаны обязанности обладателя информации по защите самой информации. «Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

    предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

    своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

    предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

    недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

    возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней» [7].

    В настоящее время также выделяется общепринятая практика реализации интересующего вида безопасности, через основные направления правового обеспечения информационной безопасности:

    защита прав на получение информации, что предполагает обеспечение условий, препятствующих преднамеренному сокрытию или искажению информации при отсутствии для этого законных оснований. Данное положение положено в основу ст.29 Конституции Российской Федерации, «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;

    защита государственной тайны представлена в принятом Федеральном законе «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В ст. 2 Закона дается понятие «государственная тайна» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»;

    защита конфиденциальной и коммерческой информации в основе представлена в ст.23 Конституции Российской Федерации провозглашает права граждан на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В свою очередь, понятие «коммерческая тайна» определено ст.139, п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности».

    защита от информации, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей. Данное направление предполагает реализацию мер защиты детей от информации, причиняющая им вред здоровью и (или) развитию.

    При этом основными показателями правового обеспечения информационной безопасности являются:

    1. Права собственности, владения и распоряжения информацией.

    Для обеспечения четкой правовой базы применения к информации норм права в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п. 11, ст. 2) вводится понятие «документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель». Разрешение различных конфликтов в области информационных отношений на базе действующего законодательства возможно только для документированной информации.

    В статье 2 данного Закона определены два главных понятия имущественных прав в информационной области:

    обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

    владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте

    С правом собственности, владения и распоряжения информацией тесно связано понятие авторского права и сопутствующее этому понятию нарушение в форме «пиратства».

    2. Степень открытости информации представлена в ограничительных мерах доступа к информации устанавливаемых федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Также запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

    3. Уровень вреда наносимого информацией. В настоящее время определяется возрастными показателями, делящими информацию на запрещенную и ограниченную для распространения среди детей.

    Таким образом, изучив правовые основы информационной безопасности в современных условияхможно сделать следующие выводы:

    Под информацией будем понимать «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».

    Основными аспектами решения проблемы защиты информации являются: четкое выделение объекта безопасности, а исходя из этого существующие угрозы информационной безопасности.

    Основными направлениями правового обеспечения информационной безопасности являются: защита прав на получение информации; предотвращение разглашения государственной тайны; защита конфиденциальной и коммерческой информации; защита от информации, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей.

    Основными показателями правового обеспечения информационной безопасности являются: права собственности, владения и распоряжения информацией; степень открытости информации и уровень вреда наносимого информацией

    Основным источником по регулированию безопасности личности является Федеральный закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так данным законом определено понятие информационной безопасности — это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. В соответствии со ст. 20 настоящего закона целями защиты информационной сферы являются: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    можно разделить информационную безопасность на информационно-идеологическую — и информационно-техническую — защищенность личности от преднамеренного или непреднамеренного информационного воздействия, имеющего результатом нарушение прав и свобод в области создания, потребления и распространения информации, пользования информационной инфраструктурой и ресурсами, противоречащего нравственным и этическим нормам, оказывающих деструктивное воздействие на личность, имеющих негласный характер, внедряющих в общественное сознание антисоциальные установки.

    К жизненно важным интересам личности можно отнести соблюдение и реализацию конституционных прав на поиск, получение, производство и распространение информации; связанные с реализацией права граждан на неприкосновенность частной жизни; использование информации в целях духовного, физического, интеллектуального развития; защиту прав на объекты интеллектуальной собственности; обеспечение прав гражданина на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации.

    Под угрозой безопасности понимают совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Ими являются: принятие нормативных актов, противоречащих конституционным правам граждан; противодействие реализации гражданами прав на неприкосновенность частной жизни; неправомерное ограничение доступа к открытой информации; нарушение прав граждан в области массовой информации; манипулирование информации. Источниками угроз информационной безопасности личности также могут выступать другая личность, программные и технические средства, группа лиц или даже государство, интернет, СМИ.

    В нашей стране можно назвать лишь два нормативно-правовых акта: Доктрина информационной безопасности РФ (от 9.09.2000 г. N Пр-1895), и Указ Президента РФ от 17.03.2008 г. N 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».

    В Доктрине информационной безопасности РФ «информационная безопасность» трактуется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Авторы доктрины закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют интересы достаточно узко: «Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». Каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации и может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. Так, ситуация, когда ни органы власти, ни система образования, ни какие-либо другие социальные институты не в силах контролировать поток информации, обрушивающийся на человека

    рассматривает понятие «информационно-психологическая безопасность», которое определяет как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. В соц-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому рассматриваются опасности связанные с воздействием на психику отдельного человека, и механизмы защиты от такого воздействия. Также, можно выделить социологические, социально-политические и другие аспекты данной проблемы. Необходимо определить, что же входит в социально-педагогический контекст понятия «информационная безопасность личности».

    Информация в современном обществе превращается в один из важных факторов социализации, таких же, как семья и школа. Как фактор социализации информация практически неуправляема. Влияние на личность факторов социализации всегда опосредовано, оно преломляется через деятельность социальных институтов (школа, семья), которые поддаются целенаправленному воздействию, управлению. Информационный поток всегда воздействует непосредственно на личность. Опросы у разных социальных групп и слоев показывают, что основная масса видит информационную среду как «агрессивную», «вредную».

    Дети и подростки, не имеющие четкой жизненной позиции, являются наиболее незащищенными. Поэтому особую значимость в контексте социально-педагогической деятельности имеет проблема информационной безопасности личности. Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека. Построить гармоничное отношение личности и социума, когда не учитывается информационный аспект, вряд ли построишь.

    Статьи Уголовного Кодекса РФ

    Преступное деяние, ответственность за которое предусмотрено ст. 272, состоит в неправомерном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, который всегда имеет характер совершения определенных действий и может выражаться в проникновении в компьютерную систему путем использования специальных технических или программных средств, позволяющих преодолеть установленные системой защиты; незаконного применения действующих паролей или маскировки под законного пользователя для проникновения в компьютер, хищения носителей информации (при условии, что были приняты меры их охраны), если это повлекло к уничтожению или блокированию информации. (Доступ считается правомерным, если он разрешен правообладателем, собственником информации или системы.

    Неправомерным является доступ, если лицо не имеет права доступа, либо имеет право на доступ, но осуществляет его с нарушением установленного порядка.) Для наступления уголовной ответственности обязательно должна существовать причинная связь между несанкционированным доступом к информации и наступлением предусмотренных ст. 272 последствий, тогда как случайное временное совпадение неправомерного доступа и сбоя в вычислительной системе, повлекшего указанные последствия, не влечет уголовной ответственности.

    Неправомерный доступ к компьютерной информации должен осуществляться умышленно, т.е. совершая это преступление, лицо сознает, что неправомерно вторгается в компьютерную систему, предвидит возможность или неизбежность указанных в законе последствий, желает и сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Следовательно, с субъективной стороны преступление по ст. 272 характеризуется наличием прямого или косвенного умысла. Мотивы и цели данного преступления могут быть самыми разными: корыстными, направленными на причинение вреда (из хулиганских, конкурентных или иных побуждений) или проверку своих профессиональных способностей, и др. Поскольку мотив и цель преступления в ст. 272 не учитываются, она может применяться к всевозможным компьютерным посягательствам. Ст. 272 УК состоит из двух частей. В первой части наиболее серьезное наказание преступника состоит в лишении свободы сроком до двух лет. Часть вторая указывает в качестве признаков, усиливающих уголовную ответственность, совершение преступления группой лиц или с использованием преступником своего служебного положения, а равно имеющим доступ к информационной системе, и допускает вынесение приговора сроком до пяти лет. При этом не имеет значения местонахождение объекта преступления (например, банка, к информации которого осуществлен неправомерный доступ в преступных целях), который может быть и зарубежным.

    Информационное право

    Информационное право и информационные отношения

    Информационное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с информацией (вполне классическое нормативистское определение, ничего впрочем не характеризующее кроме позиции, которой придерживается его автор).

    Конечно же, как и в случае любого другого «права», существуют или, точнее, должны существовать наука информационного права, учебная дисциплина, а совокупность норм — это «лишь» отрасль законодательства.

    Строго говоря, практически все отношения между людьми имеют информационную составляющую. Поэтому можно говорить об информационном праве в широком и узком смысле. Если мы придерживаемся расширенной версии, оказывается, что нормы информационного права буквально рассыпаны по всему пласту законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы УПК о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д.

    Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и важную, но вспомогательную роль, то есть является средством для достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (раскрытие преступления и наказание виновных, взимание налогов и т.д.). К информационному праву в узком, или собственном смысле, могут быть отнесены лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, которые являются самоцелью, то есть когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог. Впрочем, поднятый здесь вопрос оставляет любителям пофилософствовать огромный простор для приложения интеллектуальных способностей. Допустимо ли принципиально говорить о самодостаточности информационной деятельности, или она всегда направлена на получение некоего пусть и не всегда сразу видимого и осознаваемого материального результата? А может, именно самоценность информации отличает человека от животного? Или же информация приобретает самоценность лишь при переходе к т.н. «информационному обществу».

    Соотношение правовых отраслей

    Отрасли права можно разделить на две большие группы — классические или «гомогенные» (это, например, уголовное, гражданское, конституционное право) и комплексные или интегральные. Точнее речь идет о двух, одновременно существующих, способах классификации всего нормативного пласта. Информационное право носит интегральный характер, так как состоит из норм, относящихся к классическим отраслям, объединенных спецификой объекта своего воздействия — информационных отношений.

    По всей видимости, мы имеем право говорить и об обратном процессе, когда нормы информационного права используются в других отраслях. Например, положение о свободе мысли и слова, встречающееся в Конституции Российской Федерации, вполне могло изначально появиться в информационном праве и лишь потом быть инкорпорировано в конституционное.

    На замечание о том, что информационному праву от силы лет 15-20 можно ответить следующее. Для человека любое явление существует лишь постольку, поскольку оно нашло свое место в иерархии понятий, описывающих окружающую (человека/разум etc.) действительность. Поэтому, если само понятие информационного права появилось относительно недавно, это не является исчерпывающим доказательством того, что обозначаемого им явления не существовало ранее. Впрочем, такой подход вполне справедливый в естественных науках, может оказаться неверен в социальных. Ведь «социальная действительность» часто (а может быть всегда?) существует лишь в сознании людей, а право вообще есть одна большая фикция, состоящая из многих малых.

    Источники права

    Нормы права содержатся в документах разного происхождения и разной юридической силы. Это международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, законы, подзаконные акты, нормативные акты субъектов федерации и т.д. Кроме того важное значение для понимания смысла правовых норм имеют уже принятые правоприменительные акты, в первую очередь судебные решения. Хотя согласно общепринятой точке зрения они не являются источниками права (кроме решений Конституционного суда), не стоит недооценивать их влияние на правоприменительный процесс.

    Изучающим российское информационное право повезло — по ряду причин, степень объективности которых не вполне понятна, мы оказались среди стран-лидеров по объему информационного законодательства. Впрочем скудная правоприменительная практика (попросту говоря — небольшое количество судебных решений — не считая отдельных категорий, вроде дел о клевете, защите чести и достоинства) свидетельствует о том, что информация пока не стала играть в обществе/экономике достаточно значимую роль.

    Minimum minimorum, с которым необходимо ознакомиться в процессе изучения информационного права, представлен федеральными нормативными актами — конституцией, законами, указами президента, постановлениями правительства. Небесполезно обратиться и к текстам международных конвенций, несмотря на то что в нашей стране пока не сложилась соответствующая развитая правовая традиция.

    Приведенные ниже документы представлены их последними ныне действующими версиями. Составитель предпринимает усилия по внесению необходимых изменений и дополнений, однако необходимо заметить, что абсолютную гарантию полноты и актуальности нормативных документов может обеспечить лишь доступ к «Собранию законодательства Российской Федерации». Курсив, жирный шрифт, цвет в текстах документов — авторские.

    Правовая основа

    Конституция Российской Федерации является основополагающим правовым актом для всей национальной правовой системы, или законом с высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать Конституции.

    Конституция РФ имеет прямое действие и ее нормы могут и должны применяться в тех случаях, когда какое-либо явление не урегулировано другими правовыми актами, либо есть обоснованные сомнения в их правомерности.

    Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Последние имеют приоритет перед законами (но не перед Конституцией, вопрос о соотношении юридической силы КРФ и норм международного права остается открытым).

    Российские законы могут называться по-разному. По Конституции Российской Федерации 1993 года они делятся на две категории — «федеральные конституционные законы» и «федеральные законы», хотя это разделение по ее тексту не всегда прослеживается достаточно четко. Различие же между «федеральным (конституционным) законом» и «законом Российской Федерации» заключается в дате принятия — законы, принятые до вступления в силу новой Конституции, продолжают именоваться законами Российской Федерации. К слову сказать, до сих пор действуют некоторые законы РСФСР, например, Гражданский и Уголовный процессуальные кодексы, и даже СССР — так продолжают применяться отдельные нормы Основ гражданского законодательства СССР 1991 года. Некоторые законы традиционно продолжают именоваться кодексами.

    Кодексы имеют общеправовое значение. Уголовный кодекс РФ является, строго говоря, единственным уголовным законом. Гражданский Кодекс является основным законом, содержащим нормы гражданского права. Все другие законы, более детально регулирующие отдельные вопросы гражданско-правовых отношений, не должны противоречить ГК РФ, иначе применяются нормы Кодекса.

    Уникальной особенностью российской правовой системы является наличие в ней законов, содержащих информационное право в чистом виде. Обусловлено это, скорее всего, теми субъективными причинами, которые влияют на законодательный процесс в нашей стране (кто пишет законы, на чьи деньги и т.д.)

    Существует большое количество законов, регулирующих разные стороны (по сути) информационной деятельности применительно к конкретным явлениям.

    Федеральный закон «О рекламе» (69K)

    Прочие законы, с содержанием некоторых норм которых полезно ознакомиться.

    Федеральный закон «О связи» (выдержки) (?K)

    Еще статьи:

    • Жалоба на определение арбитражного суда о наложении ареста Жалоба на определение арбитражного суда о наложении ареста В судебную коллегию по гражданским делам Омского областного лица Истец: Ф., прож: 646160, Омская область .. Ответчик: С. г. Омск-01, ул. . кв. . Третьи лица: […]
    • Приказ минздравсоцразвития 175н В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 28, ст. 1064; […]
    • Приказ об организации лагеря дневного пребывания "Средняя общеобразовательная школа "Гармония" Документы, регламентирующие работу лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАОУ "СОШ "Гармония" (ознакомиться) СанПин 2.4.4.2599-10 для лагерей с дневным пребыванием […]
    • Договор с печатным изданием Договор на подписку и доставку периодических печатных изданий ДОГОВОР № ___ на исполнение заказа г. Москва «__» _________ 2016 г. -----------------------------------, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице […]
    • Структура мвд приказ Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 222 г. Москва "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном […]
    • Приказ минфина россии от 28122010 190н Приказ минфина россии от 28122010 190н ПО КОДАМ КЛАССИФИКАЦИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ , ПРИМЕНЯЕМЫМ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА Классификация доходов бюджетов , применяемая в 2011 году ( Приказ […]
    Российская судебная практика по информационному праву
    Другие публикации:  Расходы на подготовку кадров налог на прибыль