научная статья по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ РУССКО-АМЕРИКАНСКОГО ДОГОВОРА О ВЗАИМНОЙ ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ 1887 Г История. Исторические науки

Цена:

Авторы работы:

РОДИОНОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЗАКЛЮЧЕНИЕ РУССКО-АМЕРИКАНСКОГО ДОГОВОРА О ВЗАИМНОЙ ВЫДАЧЕ ПРЕСТУПНИКОВ 1887 Г»

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ РОДИОНОВ

(Санкт-Петербург), аспирант кафедры истории России и зарубежных стран РГИ Санкт-Петербургского государственного университета

Заключение русско-американского договора о взаимной выдаче преступников 1887 Г.

В истории российско-американских отношений, насчитывающей более двух столетий, есть периоды, которые определили перспективы сотрудничества между двумя странами на долгие десятилетия вперед. Таким важным рубежом во взаимоотношениях России и США были последние два десятилетия XIX в. Период правления Александра III (18811894) в истории российско-американских отношений является переломным. Именно в эти годы происходит усиление соперничества двух стран во всех сферах государственных отношений. Оба государства вступали в более высокую стадию развития, и этот процесс характеризовался, с одной стороны, ускоренным развитием капитализма, а с другой -эволюцией мировой экономики, которые предопределили обострение борьбы за рынки сбыта, усиление конкуренции на мировом хлебном рынке. Это, в свою очередь, привело к внешнеполитической переориентации стран, к сближению США с Англией и Японией, к столкновению интересов на Дальнем Востоке1. Одновременно с этим происходит эволюция взглядов американского общества на Россию. В Российской империи происходило ужесточение политического режима после убийства Александра II, что характеризовалось политической реакцией, карательными мерами в отношении русского революционного движения и привело к осуждению общественностью США репрессивной политики царизма внутри страны. Всегда существовало два уровня отношений между Россией и Америкой — официальный (между правительствами) и неофициальный (между народами). Нередко они развивались в противоположных направлениях2. И именно в этот период отношения на неофициальном уровне начинают быстро изменяться. В общественном мнении США происходит переход от традиционных взглядов на Россию как на дружественную христианскую державу к так называемому крестовому походу за «Свободную Россию»3.

Отправной точкой этого процесса явилось заключение в 1887 г. русско-американского договора о взаимной выдаче преступников. С этого момента в Соединенных Штатах нарастала волна осуждения царского правительства и общественных протестов против заключения договора. Вместе с тем в американском обществе появился устойчивый интерес к событиям, происходившим в нашей стране, а в общественном сознании были заложены основы восприятия России американцами, и именно тогда появились многие устойчивые стереотипы, существующие сегодня в американском обществе.

Проблема русско-американских отношений в последние два десятилетия XIX в., экстрадиционный договор 1887 г., реакция общественности США на него привлекли внимание отечественных историков только в середине 1980-х гг. Изучение этих вопросов началось во многом благодаря Н.Н. Болховитинову, который обосновывал тезис о необходимости изучения взаимоотношений двух стран в два последние десятилетия XIX в. как важного рубежа в российско-американских отношениях4. Эта тема была затронута в статье А.С. Соколова, посвященной пребыванию и деятельности в Америке русских революционеров-народников5. С.Н. Третьякова уделила внимание восприятию России конца XIX — начала XX в. американскими авторами6. В.И. Журавлева в своих многочисленных статьях освещает отношение американского общества к России конца XIX — начала XX в. в целом и к явлениям политической, социальной жизни в частности. Важность этих работ заключается в том, что была

прослежена эволюция позиции общественности США и показано преодоление индифферентности американского общества к международным событиям, что повлияло и на изменение внешней политики Соединенных Штатов и привело к ухудшению отношений двух стран7.

Политический терроризм, используемый народниками, как черта общественной жизни России достиг широкого размаха в 70-80-е гг. XIX в. В борьбе с нарастающей опасностью правительство искало пути сдерживания террора, укрепляло систему правоохранительных органов, ужесточало карательную политику. Аресты террористов в России вызвали их эмиграцию в европейские страны и США. После убийства революционерами 1 марта 1881 г. Александра II царское правительство стремилось бороться с оппозицией не только внутри империи, но и за ее пределами, так как в различных странах находилось большое количество политэмигрантов из России8. В 1883 г. была учреждена заграничная агентура, которая занималась повседневной слежкой, провокациями и диверсиями против русской политической эмиграции9. Но для того чтобы арестовать и расправиться с революционером, бежавшим в другую страну, необходимо было иметь соглашение с соответствующим правительством о выдаче преступников10. Важным орудием этой борьбы было дипломатическое ведомство, которое и направляло свои усилия в том числе и на заключения подобных договоров11.

Во второй половине XIX в. вопрос об экстрадиции политических преступников был очень актуален. Проводились международные дискуссии по проблеме определения понятия «политическое преступление» в контексте выдачи правонарушителей. В 1856 г. появляется так называемая бельгийская оговорка (закон Бельгии о выдаче преступников и предоставлении политического убежища), использовавшаяся в международном праве, которая предусматривала, что «не будет считаться политическим преступлением, ни фактом, связанным с подготовкой преступления, покушение на главу иностранного государства или на кого-либо из членов его семьи, если это покушение представляет убийство или отравление»12.

В начале 1880-х гг. Институт международного права13 принял две Оксфордские резолюции, в первой из которых высказался за отказ в выдаче лиц, совершивших действия политического характера14, при этом убийства и террористические акты не считаются политическими преступлениями15. Во второй Оксфордской резолюции Института международного права говорилось: «Выдача может быть практикуема наиболее твердым и правильным образом только в том случае, когда существуют договора; поэтому желательно, чтобы такие договора делались более и более многочисленными»16.

Специалисты того времени отмечали, что институт невыдачи политических преступников способствует сокрытию за рубежом лиц, совершивших тягчайшие преступления17. Именно на это мнение опиралось царское правительство, когда предлагало правительствам западноевропейских стран заключить соглашения об экстрадиции политических преступников.

Надо отметить тот факт, что до судебной реформы Александра II попытки заключить подобные соглашения были неудачными вследствие того, что розыскной (инквизиционный) уголовный процесс в России не мог обеспечить гласность и состязательность рассмотрения уголовного дела с участием защиты, что для стран Западной Европы уже было естественным состоянием18.

Правительство России в середине 1880-х гг. подписало ряд двухсторонних соглашений с Германией, Австро-Венгрией и Румынией о выдаче политических преступников, а с Испанией, Португалией, Нидерландами, Болгарией и Монако — договоры о выдаче лиц, причастных к цареубийствам. В соглашениях России с Пруссией и Баварией 1885 г. прямо указывалось: «То обстоятельство, что преступления или проступки, по поводу коих требуется выдача, учинены с политической целью, ни в каком случае не может служить препятствием выдаче»19.

Министерству иностранных дел не удалось заключить соглашения о выдаче политических преступников с Великобританией, Францией и Швейцарией, но правительства этих стран часто выражали понимание и сочувствие царскому правительству в деле преследования революционеров-эмигрантов. Так, в 1872 г. Швейцария выдала России С.Г. Нечаева, обвиняемого в убийстве студента И.И. Иванова20, а в русско-английском экстрадиционном договоре 1886 г. содержалось положение о том, что «выдача может последовать по усмотрению государства, к которому обращено о том требование, и за совершение иных преступлений, если только это согласно с действующими в обеих странах законами»21.

К началу 1880-х гг. возрастает революционная эмиграция в Соединенные Штаты, но если в первой половине 80-х гг. она носила случайный характер, растворяясь в массе трудовой иммиграции, то с середины этого десятилетия возникают организованные группы российских политэмигрантов22. В связи с этим царское правительство приходит к выводу, что справиться с проблемой бегства политических преступников в Америку можно с помощью заключения договора о взаимной выдаче преступников.

Правительства России и США были взаимно заинтересованы в подписании и практическом применении такого договора. Царизм хотел получить политических беглецов и нанести моральный удар русскому освободительному движению. В Соединенных Штатах также ощущалась настоятельная необходимость в такого рода взаимных обязательствах в связи с подъемом в них анархистского и социалистического движения23. В тот период вашингтонская администрация заключила серию экстрадиционных трактатов с различными государствами, дабы ограничить въезд в страну преступников и прочих «нежелательных» иммигрантов24.

Это была уже вторая попытка подготовить подобный договор. Первая состоялась в 70-е гг. XIX в. Но на тот момент позиции двух государств не совпадали. Российское правительство считало совершенно необходимым, чтобы политические преступники обязательно подлежали выдаче, а правительство США настаивало на демократической процедуре выдачи, например, предоставлении доказательств, прежде чем будет произведена экстрадиция25.

Хотя в Америку эмигрировало значительно меньше революционеров, чем в Европу, этому договору придавалось большое значение. Министр иностранных дел России Н.К. Гирс в инструкциях русскому посланнику в Вашингтоне К.В. Струве подчеркивал: «Уже сам факт существования экстрадиционного трактата будет иметь важное значение», поскольку его можно использовать в качестве нравственного оружия против русских политических эмигрантов26. Договор также должен был развеять надежды русских революционеров на сочувствие со стороны США.

В первой половине 1880-х гг. Министерство иностранн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Перечень международных договоров Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским, cемейным, уголовным и иным делам

МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.;

2. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.;

2.1 Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.;

2.2 Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 г.;

2.3 Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 20 сентября 2012 г.;

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.;

4. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.;

4.1 Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.;

5. Конвенция о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г.;

6. Дополнительный протокол к Конвенции о передаче осужденных лиц от 18 декабря 1997 г.;

7. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;

8. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.;

Другие публикации:  Мировой суд приморского

7. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.;

9. Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.;

10. Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. от 15 мая 2003 г.;

11. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;

12. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.;

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

13.1 Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

14. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.;

15. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.;

16. Соглашение об образовании Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств от 16 октября 2015 г.;

17. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.;

17.1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

17.2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.;

18. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;

19. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.;

20. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

3. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса от 11 марта 1970 г.;

4. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.;

5. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 26 мая 1994 г.;

6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.;

7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 31 октября 2006 г.;

9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче от 31 октября 2006 г.;

10. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.;

11. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 июля 2014 г.;

12. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче от 12 июля 2014 г.;

13. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 июля 2014 г.;

14. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 15 декабря 2015 г.;

15. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче от 27 мая 2016 г.;

16. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 ноября 2013 г.;

17. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 23 марта 2005 г.;

18. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.;

19. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.;

20. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче от 14 января 2002 г.;

21. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом от 19 октября 1971 г.;

22. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 г.;

23. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.;

24. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.;

25. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.;

26. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче от 21 декабря 1998 г.;

27. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.;

28. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3 октября 2000 г.;

28. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.;

29. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.;

30. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.;

31. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 января 1998 г.;

32. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.;

33. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.;

34. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.;

35. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.;

36. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.;

37. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.;

38. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных от 2 декабря 2002 г.;

39. Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 6 апреля 2010 г.;

40. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.;

41. Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 1999 г.;

42. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 ноября 2015 г.;

43. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 17 ноября 2015 г.;

44. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.;

45. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 13 декабря 2016 г.;

46. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.;

47. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.;

48. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.;

49. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 28 мая 2015 г.;

50. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.;

51. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 25 июня 2001 г.;

52. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Ливан о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 16 декабря 2014 г.;

53. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 7 сентября 2006 г.;

54. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 7 июня 2004 г.;

55. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам, от 21 июня 2005 г.;

56. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.;

57. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г.;

58. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

59. Протокол от 12 сентября 2002 г. к Договору между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

Другие публикации:  Безвести пропавший алименты

60. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 25 ноября 2014 г.;

61. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче от 25 ноября 2014 г.;

62. Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 2009 г.;

63. Договор между Российской Федерации и Республикой Панама о выдаче от 29 апреля 2015 г.;

64. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

65. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Республики Польша о порядке сношений по гражданским делам от 17 мая 2012 г. в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых сношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

66. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.;

67. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г.;

68. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г.;

69. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и о выдаче от 1 декабря 2014 г.;

70. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.;

71. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 18 мая 1995 г.;

72. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. с Протоколом от 11 августа 1978 г.;

73. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о взаимной передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1990 г.;

74. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам от 11 августа 1936 г.;

75. Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.;

76. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.;

77. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

78. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

79. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о выдаче от 28 мая 2015 г.;

80. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.;

81. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.;

82. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 14 октября 2014 г.;

83. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 14 октября 2014 г.;

84. Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 мая 2009 г.

ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ, НЕ ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 30 октября 1995 г.;

2. Конвенция между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 10 октября 2017 г.;

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г.;

4. Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 28 марта 2017 г.;

5. Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г. (подписан 28 марта 2017 г.);

6. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25 марта 1996 г.;

7. Договор между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о выдаче от 1 февраля 2017 г.;

8. Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Камерун о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

9. Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Камерун о выдаче от 28 мая 2015 г.;

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кипр о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1996 г.;

11. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14 декабря 2000 г.;

12. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно- Демократической Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 5 декабря 2017 г.;

13. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народной Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 26 сентября 2017 г.;

14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 31 августа 2000 г.;

15. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче от 15 марта 2016 г.;

16. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 24 июня 2009 г.;

17. Договор между СССР и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 15 ноября 1984 г.;

18. Договор между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 ноября 2017 г.;

19. Договор Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче от 13 ноября 2017 г.

Сдачи не надо, или 10 стран откуда выдачи нет

В жизни всякое бывает и случается, что вдруг над головой нависает карающий меч правосудия, и надо бежать из страны только вот куда? В мире не так много мест, которым неведомо понятие «экстрадиция».
Эта подборка не для тех, кто бежит из Родины, захватив с собой кучу денег – богатым рады в любой стране. И эта подборка не для нищебродов – бедных нигде не любят. Это десять лучших укрытий для тех, кто бежит от правосудия Отечества без грузовика денег, но унеся с собой в клювике некую толику признаваемых везде за деньги бумажек. И не брезгуя подзаработать на бегу.

У этого государства в Гималаях, расположенного между Индией и Китаем дипломатические отношения установлены с очень малым количеством стран, Украина с Россией в их число не входит, а значит требовать выдачи не может. Бутан очень закрытая страна, в свои дела никого не пускает, в чужие не лезет, но иностранным туристам там рады, пока у них есть деньги (к сожалению, немалые).
В Бутане запрещен табак, Интернет и телевидение, и это лучшее место в мире, чтобы сбросить всё, погрузиться в себя, поразмыслив о душе и грехах своих тяжких.

На настоящий момент 85 стран-членов ООН (в том числе Украина и Россия) отказались признать независимость Косова от Сербии, что автоматически означает отсутствие экстрадиции.
В Косово всё дешево, и сердито. При этом рекомендуется периодически менять свою национальность, для косовских албанцев представляясь украинцем, а для косовских сербов русским. Главное не ошибиться и не перепутать – там вполне можно нарваться на сиротку, чьего батю подстрелил какой-то украинский миротворец при «обеспечении мира и порядка» или русский ополченец при «обеспечении славянского единства».

Турецкая Республика Северного Кипра

Впрочем, если для беглеца деньги не проблема, то места лучше, чем туманный Альбион ему не найти. В Англии люди, которые не жалеют сил и средств на ведение судебных тяжб, всегда затягивают их на долгие годы, и в результате всегда остаются на территории Великобритании, получив там статус беженца или какой-либо другой статус.
Позволяющий с этого воздушного колеса посылать Родине воздушные поцелуи и «Прости, прощай».

Государства Острова Кука и Ниуэ

Эти две страны обладают уникальным конституционным и международным статусом – с одной стороны они находятся в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией, имеют общего главу государства и единое новозеландское гражданство. А с другой стороны, они полностью самостоятельны в своих вопросах, вступают в качестве отдельных субъектов международного права и имеют право устанавливать дипломатические отношения с другими государствами.
Острова Кука имеют дипломатические отношения с 42 странами и ЕС, Ниуэ имеет дипломатические отношения с 13 странами и ЕС, ни Украина, ни Россия в число которых не входят. Английский язык на этих островах второй государственный, но слово extradition островитяне не знают.

После того, как 2 сентября 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, она осталась обязанной рассматривать запросы российской стороны об экстрадиции российских граждан на основании Минской конвенции 1993 года, и европейских конвенций аналогичного содержания о выдаче и обоюдной правовой помощи по уголовным делам.
В Грузии давно уже прошла смена власти, Саакашвили заочно арестован, объявлена новая политика обеих стран на улучшение грузино-российских взаимоотношений. Но дипломатические отношения между странами так и не восстановлены, а на все запросы об экстрадиции Россия получает из Грузии вежливые, но аргументированные отказы.

Сахарская Арабская Демократическая Республика

Расположенная на берегу Атлантического океана Западная Сахара представляет собой 266 000 км² пустыни на берегу Атлантического океана. ООН, и большинство стран мира (в том числе Россия и Украина) отказываются как признать за Марокко какие-либо права на эту территорию, так и признать её самопровозглашённое государство.
Это практически неуправляемое никем пространство, военных действий на котором нет уже четверть века – этакий постапокалипсис сегодня. Пустыня, где редкое местное население и изобилующие рыбой воды океана, практически гарантируют анонимность и пропитание, но не воду. Испанский – второй язык.

Другие публикации:  Сняли средства приставы

Де-факто является частью Пакистана, хотя официально позиционируется Пакистаном в качестве независимого государства со своим правительством, которое эту территорию слабо контролирует, проводя больше времени в Исламабаде. А дипломаты, чтобы не ссориться с Индией или Пакистаном, туда вообще не суются.
Это фантастическое место с чистыми реками и снежными пиками считается одним из самых красивых регионов на субконтиненте. Там реально снять дом в аренду по очень небольшой цене, но языков там куча, и английский мало кто знает. А надоест – можно уехать в Индию, и затеряться среди миллиардного населения.

Государство в юго-западной части Тихого океана, где много островов и мало населения (18 человек на один квадратный километр), член ООН, с которым Украина установила дипломатические отношения, а Россия почему-то нет.
Джек Лондон был прав, когда писал «Вряд ли кто станет утверждать, что Соломоновы острова – райское местечко, хотя, с другой стороны, на свете есть места и похуже», и я даже бывал в таких местах. Так что выбирайте любой из 992-х Соломоновых островов, и живите там себе спокойно – никто вас не экстрадирует, хотя бы потому что не встретит.

Генпрокуратура РФ и Минюст США поговорили об экстрадиции

Российская сторона заявляет, что вопрос выдачи Эдварда Сноудена Соединенным Штатам не поднимался

Как сообщило в пятницу российское информагентство «Интерфакс», Генеральная прокуратура России и Минюст США «договорились о путях решения проблемы экстрадиции, которая длительное время является серьезным препятствием в сотрудничестве дух стран в сфере уголовного судопроизводства».

Агентство ссылается на заявление начальника Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России Саака Карапетяна, который рассказал о контактах с американской стороной: «В ходе прошедших недавно в Москве переговоров с представительной делегацией Минюста США достигнута договоренность о различных путях решения данного вопроса в отсутствие двустороннего договора о выдаче».

По словам Саака Карапетяна, поскольку американские власти не идут на заключение договора о выдаче, стороны согласились на применение в случае необходимости также принципа взаимности.

Начальник Главного управления международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России сообщил «Интерфаксу», что по результатам переговоров, которые, по его выражению, «прошли в конструктивном духе», стороны договорились также о взаимодействии при расследовании ряда резонансных уголовных дел, в том числе о крупных финансовых махинациях в России и отмывании средств в США и других странах. «Наши американские коллеги заверили, что готовы принять все меры для того, чтобы расследовать эти преступления и совместно рассматривать возможность возврата в Россию похищенных средств», – сказал Саак Карапетян.

Агентство поинтересовалось, не обсуждалась ли на переговорах ситуация вокруг бывшего подрядчика АНБ Эдварда Сноудена, получившего убежище в России, на что чиновник ответил: «Никто о нем даже и не вспоминал, хотя ожидалось, что эта проблема может быть поднята».

Министерство юстиции США, к которому Русская служба «Голоса Америки» обратилась с просьбой подтвердить или опровергнуть факт подобных переговоров, пока не предоставила комментариев по этому вопросу.

Проблема выдачи Соединенным Штатам Эдварда Сноудена, так же как и вопросы, связанные с расследованием США деятельности российских граждан Виктора Бута и Константина Ярошенко, выдачи которых добивается от Вашингтона Москва, связаны с действующей, а точнее, не действующей практикой экстрадиции по уголовным делам между двумя странами. Между Россией и США нет договора об экстрадиции, на что и ссылалось российское руководство, отказывая Соединенным Штатам в выдаче Сноудена.

Председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в интервью Русской службе Голоса Америки посетовал на отсутствие этого межгосударственного акта: «У нас со многими странами есть соответствующие договоры, причем Россия, как правопреемник СССР, имеет договоры и с теми странами, с которыми такие договоры заключал еще Советский Союз, они действуют. Также со многими странами соответствующих договоров нет, но это не значит, что экстрадиция невозможна. Правда, в индивидуальном порядке – всегда хуже, так как другая сторона всегда будет думать: выдавать – не выдавать. Тогда как если есть обязывающий договор, если запрашивающая сторона действует как положено, — все документы предоставляет, нет препятствий вроде наличия в этой стране смертной казни или запрашиваемый является гражданином той страны, откуда его просят выдать – то все это делается автоматически, а если не делается, то является нарушением договора. Даже с маленькими странами лучше, чтобы такой договор был, а что уж говорить про Соединенные Штаты».

При этом Крашенинников, как и чиновник из российской Генпрокуратуры, упомянул о «принципе взаимности»: «Возможны индивидуальные решения, и в данном случае, если есть добрая воля, то российская прокуратура и министерство юстиции США могут в индивидуальном порядке эти вопросы решать. Это хуже, чем наличие соглашения, но, тем не менее, это возможно».

Парламентарий напомнил, что договоры об экстрадиции принимаются в России в форме федеральных законов, являются полноправными межгосударственными договорами, и имеют силу выше национального законодательства.

Член Независимого экспертно-правового центра, адвокат Сергей Насонов в интервью Русской службе «Голоса Америки» заметил, что при отсутствии договора об экстрадиции между двумя странами большую роль играет репутация судебной и правоохранительной системы в определенном государстве: «В России с экстрадициями возникали и возникают проблемы, которые отмечались, в том числе, и Европейским судом по правам человека – они касаются процедуры и условий содержания людей, об экстрадиции которых просили другие страны, а также выдачи людей туда, куда Россия в соответствии со своими обязательствами согласно Европейской Конвенции о правах человека выдавать людей не могла».

По словам адвоката, «независимость судебной системы, свойства судебной системы вообще определяют количество выданных лиц, ведь суд должен беспристрастно рассмотреть весомость оснований для выдачи».

«Российская Федерация не получала положительного ответа, в частности, по нескольким случаям из Великобритании зачастую в силу того, что там судьи независимы, максимально соблюдается состязательность сторон при рассмотрении дел, и российская прокуратура, которая запрашивала выдачу определенного лица, не смогла убедить местный суд в том, что запрос обоснован», – отметил Сергей Насонов.

«Выдачи по принципу взаимности довольно часто имеют место: я множество раз видел запросы Генеральной прокуратуры России о выдаче, направленные, скажем, в Чехию или Венгрию, в которых написано, что в случае аналогичных просьб с чешской или венгерской стороны “принцип взаимности” обяжет Россию выдать определенное лицо», – рассказывает Сергей Насонов.

Иногда, по словам адвоката, отсутствие договора даже на руку тому человеку, которого просят выдать, так как в этом случае государство, к которому обращен запрос, обязано соблюсти все международные нормы, в том числе и уже упомянутую Европейскую конвенцию о правах человека, тогда как прямой межгосударственный договор имеет ту же силу, что и Конвенция, и в нем могут быть оговорены особые условия.

Справка

В 1893 году Сенат США одобрил договор об экстрадиции с Российской Империей, который предусматривал выдачу лиц, подозреваемых «в покушении на жизнь правителя». Многие влиятельные американские газеты и общественные деятели выступали против этого, утверждая, что Россия использует договор для охоты на политэмигрантов. После краха Российский Империи договор утратил силу.

В июле 2013 года, на волне скандала с предоставлением Россией убежища Эдварду Сноудену, Генпрокуратура РФ обвинила США в том, что Вашингтон отказался удовлетворить требования России 20-ти человек, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. В частности, речь шла об Ильясе Ахмадове, который был министром иностранных дел непризнанной Чеченской республики Ичкерия. В 2002 году Ахмадов обратился к США с прошением о получении политического убежища. В 2003 году Россия потребовала его экстрадиции, обвинив его в совершении тяжких преступлений. В 2004 году иммиграционный суд США рассмотрел дело Ахмадова и предоставил ему убежище; судья указал, что Россия не предоставила убедительных доказательств вины Ахмадова.

Несколько иная ситуация с призывами России об экстрадиции ряда российских граждан, отбывающих наказание в США – например, Виктора Бута, осужденного американским судом за попытку продажи оружия террористическим группам.

Решение об экстрадиции заключенных из США в иные страны принимает Министерство юстиции. Причем, это широко распространенная практика: ежегодно Соединенные Штаты удовлетворяют несколько сот подобных прошений. Однако экстрадиция осужденного может быть проведена только в государство, которое связано с Вашингтоном соответствующим соглашением. Возможна передача осужденного и государства, не подписавшего соответствующий договор, однако в этом случае власти этой страны должны принять на себя обязательство выполнить определенные условия, соответствующие положениям типового договора об экстрадиции – например, гарантировать, что он полностью отбудет назначенное ему американским судом наказание. Трансфер может осуществляться только на добровольной основе – с согласия осужденного.

В ноябре 2012 года Минюст США отказался удовлетворить запрос России об экстрадиции Бута, пояснив, что это исключено в силу тяжести совершенного Бутом преступления, возражениями правоохранительных органов и его криминальным прошлым.

Данила Гальперович

Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация — международные отношения, политика и законодательство, права человека.

Еще статьи:

  • Аэроэкспресс шереметьево льготы Есть ли льготы для пенсионеров на аэроэкспресс? ​ города Москва.​ ​ лет.​ можете поехать по​ 4 части 1​- Ветераны труда​ — получателей социальной​- Бывшие несовершеннолетние​Инвалиды (граждане, имеющие​ погибших […]
  • Льготы чернобыльцев по транспортному налогу Льготы чернобыльцам Льготы чернобыльцам оформляются в соответствии с принятым в РФ нормативным актом, однако не все пострадавшие от радиации в результате катастрофы знают полный список выплат. Чтобы получить все […]
  • Предмет прокурорского надзора полномочия прокурора Раздел III. Прокурорский надзор (ст.ст. 21 - 34) Раздел III. Прокурорский надзор Глава 1. Надзор за исполнением законов (ст.ст. 21 - 25.1) Статья 21. Предмет надзора Статья 22. Полномочия прокурора Статья 23. […]
  • Уголовный кодекс 1927 года Уголовный кодекс РСФСР. 1938 год. Статья 58. Преступления государственные. Анализ статьи 58: Статья 58 и современные УК. 2. Обсуждение статьи 58 УК РСФСР на сайте "Война в Ираке". URL: […]
  • Неработающий инвалид 3 группы пенсия Пенсия по инвалидности 3 группы в 2019 году Те граждане, кто в силу состояния своего здоровья, не может боле трудиться по своей профессии, но способен выполнять другую, более простую работу либо работать по своей […]
  • Гражданский кодекс изменения не вступившие Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. […]
Русский договор о выдаче