Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.4, являются отношения в области таможенного дела и порядок вывоза (ввоза) валюты через таможенную границу РФ.

2. Объективная сторона анализируемого административного правонарушения состоит в том, что виновный (будучи перевозчиком) не соблюдает требований, предусмотренных Таможенным кодексом, Законом о валюте и изданных в соответствии с ним правовых актов Правительства России, ЦБР, ФТС о декларировании (по установленной форме, с соблюдением необходимых процедур) таможенного органа (действующего в месте пересечения виновным таможенной границы или иного указанного законодательством таможенного органа) о пересечении им таможенной границы Российской Федерации и о ввозе и валюты РФ или иностранной валюты на таможенную территорию Российской Федерации (либо о вывозе валюты с этой территории) При этом нужно учитывать (для правильного применения норм ст. 16.4) положения ст. 2 Таможенного кодекса о том, что таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории Российской Федерации могут находиться особые экономические зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры особых экономических зон и свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ (за исключением пределов территорий особых экономических зон, исключительных экономических зон, указанных выше искусственных островов, установок и т. п.).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается путем бездействия.

3. Субъектами анализируемого правонарушения могут быть:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица и ИП (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10, 16.1).

4. Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см. коммент. к ст. 2.2).

5. По ст. 16.4 к виновному применяется или предупреждение, или административный штраф; эти наказания назначаются таможенными органами (см. коммент. к ст. 23.8).

Ввоз наличной валюты: последствия несоблюдения правил

Чтобы в полной мере оценить суть принятого Конституционным судом РФ Постановления № 8, рассмотрим порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации и ответственность за его нарушения.

Особенности порядка ввоза валюты на территорию Российской Федерации

Фактически порядок ввоза валюты на территорию Российской Федерации определен ста-тьей 15 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ).

Заранее оговорим, что рассматриваем ввоз на территорию Российской Федерации как иностранной валюты, так и валюты РФ, и та пограничная сумма, которая будет далее фигурировать, касается и той, и другой валюты в совокупности. Поэтому для простоты восприятия будем именовать все вместе просто валютой. Кроме того, речь идет о перемещении наличных денежных средств физическими лицами.

Ввозить валюту без ограничений могут как резиденты, так и нерезиденты, но при соблюдении всех требований таможенного законодательства РФ.

При единовременном ввозе валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, ее нужно задекларировать. Это означает, что при въезде на территорию РФ необходимо подать в таможенный орган письменную таможенную декларацию на всю сумму ввозимой валюты РФ (абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ). Таможенная декларация подается по форме, утвержденной Приказом ФТС РФ от 30.11.2007 № 1485. Этим Приказом утвержден и порядок заполнения данной формы. При необходимости таможенную декларацию заполняет каждое лицо, пересекающее таможенную границу РФ, достигшее 16 лет (ст. 286 ТК РФ).

Если валюту ввозит в Российскую Федерацию лицо, не достигшее 16 лет, то декларировать ее должны либо один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель), его сопровождающий, либо руководитель группы, с которым выезжает несовершеннолетнее лицо, если родители с ним не едут (п. 5 ст. 286 ТК РФ). В случае если несовершеннолетний до 16 лет въезжает в Российскую Федерацию вообще без сопровождающих лиц, то он имеет право перемещать через таможенную границу Российской Федерации наличные денежные средства, не требующие обязательного декларирования в письменной форме (Письмо ФТС РФ от 22.03.2005 № 01-06/8497).

Пересчет валюты в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования тамо-женному органу (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 173-ФЗ).

Вышеперечисленное означает, что размер единовременного ввоза валюты на территорию Российской Федерации не ограничивается, обязанности по уплате каких-либо таможенных сборов и платежей не предусматриваются, а у физического лица возникает обязанность лишь в определенном случае, когда превышен допустимый недекларируемый размер ввозимой валюты подать тамо-женную декларацию (абз. 2 п. 4 Постанов- ления № 8-П).

В настоящее время, если физическое лицо ввозит на территорию России валюту в сумме, превышающей примерно 240 тысяч рублей, то оно должно подать таможенную декларацию и всю эту сумму задекларировать.

А теперь рассмотрим ситуации, когда данный порядок будет нарушен.

Декларирование иностранной валюты при ввозе на территорию РФ

Законодательством РФ предусмотрено два вида ответственности за нарушение порядка декларирования товаров: административная и уголовная. Разница между уплатой штрафа за административное правонарушение и привлечением к уголовной ответственности несомненно велика.

Попробуем разобраться, за что, согласно действующему законодательству, нужно платить административные штрафы.

Главой 16 КоАП РФ за правонарушения в области таможенного дела, в том числе и за нарушение порядка перемещения физическими лицами валюты через таможенную границу Российской Федерации, установлена административная ответственность.

Согласно статье 16.4 КоАП РФ, недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 2,5 тысячи рублей.

Можно сказать, что цена за нарушение порядка ввоза валюты не так уж и высока. Но все меняется, если связать статью 16.4 КоАП РФ со статьями 188 УК РФ и примечанием к статье 169 УК РФ. Здесь уже «цена вопроса» иная — 5 лет лишения свободы.

В вопросе с уголовной ответственностью все сложнее и менее однозначно. Эта неоднозначность и послужила поводом к обращению в Конституционный суд РФ.

Рассмотрим, в чем заключается суть примечания к статье 169 УК РФ и какое отношение оно имеет к статье 188 УК РФ.

Частью 1 статьи 188 УК РФ установлена ответственность за контрабанду, то есть перемещение в крупном размере через тамо-женную границу Российской Федерации товаров или иных предметов. Причем, помимо крупного размера, это перемещение должно быть совершено либо:

  • помимо или с сокрытием от таможенного контроля;
  • с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
  • с недекларированием или недостоверным декларированием.

Дальше возникает вопрос, ответ на который и определяет ту самую грань между административным правонарушением и совершенным преступлением: какой размер при-знается крупным?

Согласно примечанию к статье 169 УК РФ, положения которого применяются, в том числе, при определении крупного размера контрабанды, под крупным размером признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тысяч рублей.

Теперь эти оба положения УК РФ (ч. 1 ст. 188 и примеч. к ст. 169) соотнесем к вопросу наступления уголовной ответственности за недекларирование валюты, ввозимой физическими лицами.

Другие публикации:  Заявление об оспаривании решения росреестра образец

До принятия Конституционным судом РФ Постановления № 8 ситуация выглядела следующим образом.

При перемещении, в рассматриваемом случае при ввозе, валюты в сумме, превышающей 250 тысяч рублей без заполнения таможенной декларации, это действие квалифицировалось как ввоз контрабанды, а физическое лицо привлекалось к уголовной ответственности. Согласно статье 15 Федерального закона № 173-ФЗ, при ввозе валюты можно не декларировать около 240 тысяч рублей (исходя из текущего курса доллара, устанавливаемого ЦБ РФ). Но при этом, если физическое лицо ввозит, например, 255 тысяч рублей и не декларирует их, оно уже подлежит привлечению к уголовной ответственности по части 1 статьи 188 УК РФ за контрабандный ввоз валюты, сопряженный с недекларированием.

Существует еще один нюанс. При применении примечания о крупном размере к перемещению валюты речь идет обо всей перемещаемой сумме, не исключая ту, перемещение которой прямо разрешено Федеральным законом № 173-ФЗ без декларирования.

Фактически любое незначительное превышение разрешенного размера ввоза валюты без оформления декларации представ-ляло собой уголовно наказуемое действие.

Если вспомнить о наличии административного наказания за аналогичное правонарушение, то возникает закономерный вопрос: когда же применяется этот вид ответственности, то есть когда лицо подлежит привлечению к административной ответст-венности?

Можно отметить, что вопрос выбора вида ответственности ставился в зависимость от текущего курса доллара. Чем ниже курс, тем у физического лица было больше шансов заплатить штраф, а не стать субъектом уголовного преследования, если оно не задекларировало ввозимых денег, а сумма несущественно превысила 10 тысяч долларов США. Если курс доллара перейдет отметку 25 руб-лей и выше за 1 доллар США, то лицо, которое ввезло на территорию Российской Федерации 10 001 доллар США и не задекларировало данной суммы, уже возможно было привлечь к уголовной ответственности. В этом случае возможность наступления административной ответственности за данное действие в принципе исключалась, и статья 16.4 КоАП РФ просто «не работала».

Получается, что, с одной стороны, законодатель, закрепил возможность ввоза в Российскую Федерацию без подачи декларации валюты в размере 10 тысяч долларов США в рублевом эквиваленте. С другой стороны — при определении крупного размера для целей применения уголовной ответственности к виновному за контрабанду не сделал возможным исключить из общей суммы, ввозимой на территорию Российской Федерации, той суммы, которая законодательно разрешена к ввозу без подачи декларации.

Было бы вполне логично, чтобы крупный размер, исходя из текущего курса, например 24 рубля за доллар США, определялся следующим образом: если лицо ввозит, не задекларировав 300 тысяч рублей, то из них 240 тысяч рублей можно ввозить без подачи декларации, а 60 тысяч рублей нужно декларировать. Это значит, что из общей суммы при определении крупного размера должна быть исключена сумма в 240 тысяч рублей и наступить ответственность за незадекларированные 60 тысяч рублей. Следовательно, данное деяние подпадало бы под действие статьи 16.4 КоАП РФ, и наступила бы административная ответственность, а не уголовная. В этом случае крупным бы считался ввоз на территорию Российской Федерации валюты в размере, эквивалентном 491 тысяче руб-лей (240 тыс. руб. = 10 тыс. долл. США — разрешенная часть + 251 тыс. руб. — круп-ный размер).

Аналогичные доводы легли в основу жалобы заявительницы.

Правовая позиция Конституционного суда РФ

Поводом к обращению в Конституционный суд РФ стало возбуждение в отношении заявительницы уголовного дела по части 1 статьи 188 УК РФ по факту ввоза на территорию Российской Федерации незадекларированной валюты в сумме 9550 евро и 5130 рублей, равной в эквиваленте 328 685 рублям по официальному курсу, установленному на этот день ЦБ РФ.

Описанная выше ситуация в законодательстве в части определения крупного размера при ввозе на территорию Российской Федерации незадекларированной валюты противоречит принципу правовой определенности: лицо, ввозящее валюту, не может адекватно оценить последствия, которые возникнут, если закрепленный в законодательстве порядок будет нарушен.

Так, по мнению КС РФ, дифференциация публично-правовой ответственности ставится в зависимость от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя (п. 2 Постанов-ления № 8), то есть чем выше уровень общественной опасности совершаемого действия, тем более строгими должны быть применяемые к лицу принудительные меры ответственности.

Проанализировав положения статьи 15 Федерального закона № 173-ФЗ, КС РФ пришел к выводу (абз. 3 п. 4 Постановления № 8), что сам факт ввоза валюты не рассматривается как деяние, представляющее об-щественную опасность, то есть нет посягательства на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики.

Единовременный недекларируемый ввоз валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, также не представляет общественной опасности и не носит противоправного характера, так как совершение подобного действия прямо разрешено статьей 15 Федерального закона № 173-ФЗ.

Суд делает следующий вывод: посягает на установленный порядок единовременный недекларируемый ввоз валюты лишь в сумме сверх разрешенной законом. И именно за это и должны применяться меры государственного принуждения. Уголовная ответственность в отличие от административной ответственности установлена для случаев ввоза в Российскую Федерацию непродекларированной или недостоверно продекларированной валюты в крупном размере, то есть повышенную общественную опасность представляет только неконтролируемое перемещение валюты в размере, существенно превышающем законодательно установленный эквивалент суммы, разрешенной к недекларируемому ввозу (абз. 4 п. 4 Постановления № 8).

Суд отметил, что существующая правоприменительная практика и буквальный смысл части 1 статьи 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к статье 169 УК РФ признают размер крупным, исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования (абз. 1 п. 5 Постановления № 8). В этом случае даже несущественное превышение суммы может повлечь уголовную ответственность.

По мнению суда, это связано с дефектностью самой нормы, с отсутствием должной формальной определенности. Следовательно, лицо не может в должной мере оценить и предвидеть уголовно-правовые последствия, которые могут возникнуть в результате совершения им подобных действий. Кроме того, неопределенность закона ведет к возможности его неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения его норм.

Это особенно актуально для уголовного законодательства, так как является исключительным средством воздействия государства на противоправное поведение его граждан. И здесь все должно быть предельно ясным и понятным, то есть формально определено.

Следовательно, нормы, которыми устанав-ливается юридическая ответственность, не должны толковаться расширительно, и за правонарушение, которое по сути является административным, не допускалась бы одновременно и уголовная ответственность (абз. 2 п. 5.3 Постановления № 8), тем более что уголовная ответственность не должна применяться за те действия, которые разрешены законом.

Это было выявлено Конституционным судом РФ в отношении части 1 статьи 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к статье 169 УК.

В итоге, по мнению КС РФ, даже при незначительном превышение допустимой суммы недекларируемой валюты, данное деяние одновременно образует и административный состав (ст. 16.4 КоАП РФ) и состав контрабанды, при том что основным квалифицирующим признаком состава контрабанды является крупный размер. Таким образом, если физическое лицо, ввозящее валюту на территорию Российской Федерации, в сумме, по его мнению, эквивалентной 10 тысячам долларов США, валюту не задекларировало и не знало текущего курса доллара к рублю на день подачи декларации, а курс в этот день изменился в сторону увеличения, то его могут привлечь к уголовной ответственности.

Фактически подобное правовое регули-рование не учитывает специфики валюты как предмета, перемещаемого через тамо-женную границу. Условия «плавающего» курса валют не позволяют лицу предвидеть с достаточной четкостью последствия своего поведения, связанного с недекларированием или недостоверным декларированием ввозимой валюты (абз. 5 п. 5.3 Постановления № 8). Это приводит, по мнению КС РФ, к произвольной замене административной ответственности, установленной законом за недекларирование или недостоверное декларирование валюты, уголовной ответственностью (абз. 4 п. 5.3 Постановления № 8).

Исходя из всего изложенного, КС РФ пришел к выводу, что положения части 1 статьи 188 УК РФ во взаимосвязи с примечанием к статье 169 УК РФ не соответствуют Конституции РФ в части привлечения к уголовной ответственности за контрабандный ввоз валюты при ввозе ее на территорию РФ при недекларировании или недостоверном декларировании в крупном, то есть превышающем в эквиваленте 250 тысяч рублей, размере, если расчет идет исходя из всей суммы перемещаемой валюты, включая и ту, которая разрешена законом ко ввозу в Российскую Федерацию без декларирования.

Другие публикации:  Договор аренды без экипажа с последующим выкупом

Положения статьи 188 в той части, в которой они признаны неконституционными данным Постановлением, утрачивают силу и не подлежит применению (п. 2 резолютивной части Постановления № 8).

Согласно пункту 4 резолютивной части, Постановление КС РФ от 27.05.2008 № 8 не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения.

Хотелось бы отметить следующее. После принятия КС РФ данного Постановления № 8, физическое лицо, ввозящее на территорию РФ наличную валюту в сумме по текущему курсу, равной примерно 20 тысячам долларов США, и «по забывчивости» не задекларировавшее ее, может не опасаться привлечения к уголовной ответственности. Максимум, что ему может грозить за это деяние, — наложение административного штрафа в размере от 1 до 2,5 тысячи рублей. Хотя лучше всего закон чтить и соблюдать, чтобы избегать подобных ситуаций.

Ответственность за ввоз через границу незадекларированных товаров

Ввоз на территорию России товаров, не оформленных надлежащим образом, грозит для граждан серьезными юридическими проблемами. Как правило, это подразумевает серьезный штраф и даже конфискацию ввозимого товара.

В соответствие с п. 2 ст. 355 ТК ТС обязательного таможенному декларированию подлежат:

  • Товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;
  • Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. грузов массой не более 50 кг и общую сумму не более 10 тыс. евро, перевозимые воздушным транспортом, или более 1500 евро, перевозимые другими видами транспорта);
  • Товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;
  • Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;
  • Валюта государств — членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств — членов таможенного союза (т.е. в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. USD);
  • Культурные ценности;
  • Иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

Незадекларированным товар будет считаться и при неточностях в заподненой таможенной декларации на ввозимый товар. Например, если было неверно указано количество ввозимого товара или ввозимый товар не соответствует описанию, указанному в таможенной декларации.

За ввоз воз незадекларированных товаров лицо виновное в данном деяние может быть привлечено как к административной, так и к уголовной ответственности.

Административная ответственность

Законодательством предусмотрена административная ответственность за следующие деяния:

  • Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу – предусматривает наложением штрафа в размере от ½ до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов правонарушения (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ);
  • Недекларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния – предусматривает штраф в размере от ½ до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискации предмета правонарушения (ст. 16.4 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности следующих случаях:

  • За незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (более 20 тыс. USD) и особо крупном размере (более 50 тыс. USD) – предусматривает наложение штрафа в виде штрафа в размере до 15-й суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (ст. 200.1 УК РФ).
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и производных – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 12 лет (ст. 226.1 УК РФ);
  • За незаконное перемещение через таможенную границу (контрабанду) наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ — – предусматривает наказание в виде лишение свободы сроком до 20 лет (ст. 229.1 УК РФ);
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере – предусматривает наложение штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 до 3-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на тот же срок;
  • Уклонение от уплаты «таможенных платежей», взимаемых с организации или физического лица, совершенное в особо крупном размере, либо совершенное группой лиц – предусматривает наложение штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Штраф за недекларирование валюты

С июля нынешнего года введена уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу денежных средств, в сумме свыше 30 тысяч долларов США. Сотрудники Новосибирской таможни прогнозируют порядка 10 уголовных дел в год в отношении авиапассажиров «Толмачево», имеющих «лишние» деньги.

30 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 200-1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Эта статья предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (часть первая статьи 200-1) или в особо крупном размере (часть вторая статьи 200-1).

К административной ответственности привлекается лицо, которое без письменного декларирования, перемещает через таможенную границу наличные денежные средства в сумме превышающей 10 000 долларов США в эквиваленте, а к уголовной ответственности свыше 30 000 долларов США в эквиваленте.

Другие публикации:  Приказ 178 от 22082019

Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Астане 5 июля 2010 года) без письменного декларирования разрешен единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США.

При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если в его в действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, указанных в настоящей статье, их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

За совершение преступления, предусмотренного статьей 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.

Согласно примечанию к статье 200-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Указанную информацию необходимо учитывать гражданам при планировании въезда в Российскую Федерацию или выезда из неё, за исключением случаев перемещения через границу с государствами-членами Таможенного союза (Республика Белоруссия, Республика Казахстан).

Данные меры предприняты в рамках реализации государством комплекса мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям и легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений.

Кроме того, указанным федеральным законом внесены изменения в статью 194 Уголовного кодекса Российской Федерации «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». Начиная с 30 июня 2013 года, уголовная ответственность за данное преступление будет наступать в том случае, если сумма таможенных платежей, неуплаченных физическим лицом или организацией при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров в одной или нескольких партиях, превысит один миллион рублей (крупный размер). Особо крупным размером будет признаваться сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая три миллиона рублей.

С начала 2013 года сотрудниками таможенного поста Аэропорт Толмачево в отношении граждан, перемещавших денежные средства в размере свыше 10 тысяч долларов США без декларирования, было возбуждено 81 административное дело по ст. 16.4 КоАП РФ (Недекларирование, либо недостоверное декларирование валюты). Это почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года (за первое полугодие 2012 года было возбуждено 53 дела по данной статье). Если ранее штраф за данное правонарушение составлял всего 1 — 2,5 тысяч рублей без конфискации денежных средств, то с июля 2013 года наказание по ст. 16.4 КоАП РФ составит размер от однократной до двукратной суммы незадекларированных наличных денежных средств, либо их конфискацию.

Количество незаконных перемещений денежных средств в сумме свыше 30 тысяч долларов США авиапассажирами «Толмачево» составляет порядка 10 раз в год.

Как избежать штрафа при превышении порога ввоза валюты без декларирования на 300 долларов?

Добрый день. В поездку за границу брал с собой наличные деньги, и по возвращении в Россию пошёл в зелёный коридор. Сразу на вопрос сотрудника таможни сказал, что у меня около 10000 долл., точно не помнил. Сотрудник попросил посчитать, там оказалось 10300 долл., т.е. на 300 долл. больше разрешённого к ввозу без декларирования. Сотрудники составили акт, протокол изъятия 300 долл. с понятыми и пр., скоро состоится рассмотрения дела. Насколько я понимаю, штраф составляет от половины суммы превышения (т.е. от 150 долл.). Понятно, что сам виноват в невнимательности, но учитывая, что никакого умысла и попыток укрыть у меня не было, а, наоборот, я сам сразу и сказал сотруднику о деньгах, есть ли шансы избежать штрафа или снизить ущерб для меня?

Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

Сегодня мы уже ответили на 806 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.

Статья 200.1.УК РЫКонтрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.

Статья 16.4. КОАП Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Примечания: 1. Для целей применения настоящей статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Еще статьи:

  • Приставы краснодара западного округа Отдел судебных приставов по Западному округу г. Краснодара Краснодарского края Адрес: 350078, г. Краснодар, ул. Тургенева, 183 Время работы: Вторник 09.00 - 15.00, Четверг 14.00 - 18.00 Телефон для справок: […]
  • Льготы на земельный налог пенсионерам в ростовской области Перечень льгот для пенсионеров Ростовской области в 2019 году Пенсионерам Российской Федерации после окончания трудовой деятельности ежемесячно выдается пособие, называемое пенсией. Несмотря на катастрофический разрыв […]
  • Экологическая экспертиза объекта документы Перечень представляемых на ГЭЭ документов Документы, необходимые для предоставления государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня": письменное […]
  • Договор без срока действия договора Энциклопедия решений. Срок действия гражданско-правового договора Срок действия гражданско-правового договора Помимо срока исполнения обязательства, договором может быть, а в предусмотренных законом случаях должен быть […]
  • Декларация по ип земельный налог Земельный налог для ИП в 2018-2019 годах Земельный налог для ИП в последние годы рассчитывался и уплачивался по разным правилам. О том, на что должен обратить внимание ИП-плательщик земельного налога в 2017 и 2018 […]
  • Налог на усн платежка образец Платежка УСН 6% - 2018 (образец) Похожие публикации Форма платежного поручения приведена в приложении 2 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Для удобства заполнения каждому его полю присвоен номер (форма с […]
Штраф за недекларирование валюты