1. Основные задачи

Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о «желании : водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»*(15′). Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.

Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст.2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3. справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

    Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст.5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст.2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.

    Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию.

    Все приведенные в ст.2 АПК задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.

    Полномочия арбитражных судебных субъектов РФ

    Главная > Реферат >Государство и право

    Глава 1. Арбитражные суды, их функции и задачи судопроизводства

    1.1. Понятие, задачи и функции арбитражного суда ……….…5

    1.2. История становления арбитражных судов в России ….… …7

    1.3. Система и структура арбитражных судов РФ …………… .12

    Глава 2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации и их полномочия …………………………………………………………………….17

    2.1. Развитие системы арбитражных судов в субъектах РФ …..17

    2.2. Порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов РФ ………………………………………………………………….19

    2.3. Полномочия арбитражных судов субъектов Российской Федерации…………………………………………………………… …………21

    Список использованных источников и литературы ………………….28

    Произошедшие в России изменения социально-политического и экономического характера, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление принципа равенства и самостоятельности судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти, а также прав каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности обусловили формирование арбитражных судов в качестве специализированных судебных органов. Поэтому необходимость в изучении становления и развития института арбитражного суда в России сегодня оправдана и закономерна.

    Отметим труды ученых — правоведов, исследовавших те или иные аспекты становления и развития системы арбитражных комиссий и государственного арбитража: Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, А.В. Бенедиктова, Е.В. Виноградова, В.Н. Гапеева, М.И. Гурвича, А.А. Добровольского, М.И. Ельевича, В.П. Ефимочкина, Р.Ф. Каллистратовой, А.Ф. Клеймана, Н.И. Клейна, П.В. Логинова, В.Н. Можейко, А.Я. Максимовича, Е.А. Мальцева, И.Г. Побирченко, О.Н. Садикова, B.C. Тадевосяна, М.С. Фальковича, Д.А. Фурсова, З.И. Шкундина, К.С. Юдельсона. Необходимо отметить, что большинство этих исследований были посвящены вопросам процессуального характера и проблемам совершенствования организации и деятельности государственного арбитража.

    Арбитражный суд — единственный в Российской федерации орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбиражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

    Длительное время арбитражные суды рассматривались в качестве специализированных в рамках системы органов гражданской юрисдикции. После прошедшей реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту — АПК РФ) и существенного расширения подведомственности можно вполне определенно сказать о том, что арбитражные суды являются судами общей компетенции по экономическим спорам.

    Объектом исследования являются законодательные основы и принципы построения и деятельности арбитражных судов Российской Федерации..

    Предметом исследования являются полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

    Целью работы заключается в том, чтобы на основе анализа нормативно-правовых документов изучить полномочия арбитражных судов субъектов РФ.

    Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

    — рассмотреть понятие, задачи и функции арбитражного суда;

    — изучить историю становления и развития арбитражных судов в России;

    — познакомиться с системой и структурой арбитражных судов РФ;

    — раскрыть вопрос полномочий арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

    Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

    В процессе подготовки работы были использованы нормативно -правовые источники, учебная литература, материалы периодической печати, Интернет-ресурсы.

    Глава 1. Арбитражные суды, их функции и задачи судопроизводства

    1.1. Понятие, задачи и функции арбитражного суда

    Понятие арбитражного суда сравнительно ново и подразумевает под собой специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также по рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы.

    По утверждению В.В.Яркова [1, с. 23], термин «арбитраж» исходит от латинского «arbiter» и означает посредника, судью по примирительному или третейскому разрешению споров, а в переводе с французского «арбитраж» (arbitrage)- понимается как третейский суд, в котором спор разрешает судья — посредник, назначаемый по соглашению сторон.

    Некоторые исследователи цивильного права арбитраж определяют как способ разрешения споров без обращения к обычным правовым средствам. Смысл наименования подчеркивает принципы функционирования системы рассмотрения и разрешения экономических споров и демонстрирует переход от административных методов управления хозяйством к равноправию хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях.

    Система арбитражных судов Российской Федерации имеет свое своеобразие. Правосудие по экономическим спорам могут осуществлять только суды, указанные в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в РФ» [3]: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральный арбитражный суд округа, арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

    Суды арбитражного суда назначаются в порядке, установленном ст.125 Конституции России [1] и вышеназванным Федеральным законом. Только назначенные в установленном законом порядке судьи арбитражного суда могут от имени государства вынести решение по конкретному экономическому спору.

    Рассмотрение и разрешение экономических споров и иных дел, отнесенных федеральным законом к ведению арбитражного суда, является исключительной компетенцией этого суда.

    Арбитражные суды осуществляют правосудие путем рассмотрения и разрешения дел, отнесенных законом к их компетенции, и строго в порядке, установленном специально для них федеральными законами. Этот порядок разработан с учетом задач и особенностей функционирования арбитражных судов и не может использоваться никакими другими органами.

    Экономические споры, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматривать и третейские суди. Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав организаций не является правосудием и они, рассматривая споры, не вправе использовать арбитражную процессуальную форму.

    М.К.Треушников [9, с. 43] отмечает, что задачи, стоящие перед арбитражными судами, можно разделить на две группы:

    а) свойственные всем арбитражным судам;

    б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Общими задачами всех арбитражных судов являются: защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях.

    Кроме общих, на Высший Арбитражный Суд РФ возложены задачи: изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации, на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы.

    Высший Арбитражный Суд РФ в лице его Пленума имеет задачу давать арбитражным судам разъяснения по вопросам применения законодательства.

    Как отмечает Т.А.Григорьева [10, с. 34], для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:

    а) разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;

    б) предупреждают нарушения законодательства;

    в) ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;

    г) осуществляют международные связи в установленном порядке.

    По вопросах внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает Регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации [п.3 ст.10 Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 12.04.95 г]..

    1.2. История становления арбитражных судов в России

    По утверждению Е.С.Андреевой [7, с. 39], прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

    В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений, судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

    Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и Арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях(ЭКО СО), а затем Арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, Арбитражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

    Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

    Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.

    В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

    По Андреевой Е.С. [7, с. 42] , с момента образования, арбитраж существовал в двух видах — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).

    В течение шестидесятилетней истории существования государственного арбитража (с мая 1931 — по октябрь 1991 г.) государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспособление к изменяющимся экономическим условиям, повышение его роли в народном хозяйстве. На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

    Арбитражный суд Калужской области

    Председатели российских судов подведут итоги 2018 года

    Информация для инвалидов, заинтересованных в поступлении на федеральную государственную гражданскую службу в Арбитражный суд Калужской области

    Объявление об открытии конкурса на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

    Система арбитражных судов Российской Федерации

    В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.

    Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

    Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

    Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
    Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

    • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
    • арбитражные апелляционные суды;
    • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
    • специализированные арбитражные суды.

    Арбитражные суды округов

    Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

    Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Арбитражные апелляционные суды

    Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».

    Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

    В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
    В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

    Система арбитражных судов Центрального федерального округа

    § 3. Задачи и основные полномочия арбитражных судов

    В соответствии со ст. 2 АПК задачами судопроизводства в арбит­ражном суде являются:

    защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интере­сов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности;

    содействие укреплению законности и предупреждению правона­рушений в сфере предпринимательской и иной экономической дея­тельности.

    Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами при­сущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном за­конодательстве. Для осуществления этих задач арбитражный суд каж­дого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов Российской Федерации разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанциям, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют в кассаци­онном порядке проверку законности решений и постановлений, при­нятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляцион­ной инстанциях. Кроме того, указанные арбитражные суды осущест­вляют иные полномочия, предоставленные им законом.

    Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий. Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции.

    Во-вторых, Высший Арбитражный Суд осуществляет в предус­мотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

    В-третьих, Высший Арбитражный Суд изучает и обобщает прак­тику применения арбитражными судами законов и иных норматив­ных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной прак­тики.

    В-четвертых, Высший Арбитражный Суд разрабатывает предло­жения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; занимается судебной статистикой и организует эту работу в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кад­ровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; в пределах своей компетенции решает вопросы, выте­кающие из международных договоров РФ и осуществляет иные пол­номочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральны­ми конституционными законами.

    Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в установленном Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционном законом «Об ар­битражных судах в Российской Федерации» порядке. Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Со­зданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном де­партаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.

    49. Арбитражные суды. Понятие, задачи полномочия.

    Арбитражные суды в РФ обладают особым статусом, поскольку, с одной стороны, являются органом государственной власти, с другой — регулятором общественных отношений между различными категориями субъектов. На особенности правового положения арбитражных судов указывают и источники нормативного регулирования их деятельности. Так, правовой статус арбитражных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который имеет приоритет над действующим федеральным законодательством. Комментируемый Закон обладает высшей, после Конституции РФ, юридической силой и устанавливает порядок осуществления одной из «ветвей» государственной власти.

    Арбитражные суды являются не только судами по разрешению экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, они фактически стали административными судами, поскольку разрешают значительное количество дел, возникающих из административных правоотношений. Им приходится разрешать острые споры между налоговыми органами и банками, между органами управления (таможенными, антимонопольными, органами валютного контроля и др.) и предпринимателями. Арбитражные суды находятся на острие экономических проблем, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования и развития законодательства, регулирующего их деятельность. Надо сказать, что за десять с небольшим лет оно неоднократно менялось, решая задачи обеспечения доступности правосудия и эффективности защиты прав и интересов предпринимателей, в том числе и зарубежных, с участием которых арбитражные суды рассматривают экономические споры.

    Арбитражные суды относятся к федеральным органам государственной власти, т.е. создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Субъекты РФ, равно как и муниципальные образования, а также органы местного самоуправления не вправе регламентировать деятельность арбитражных судов. Федеральное подчинение рассматриваемых органов предполагает и специальный исключительный источник финансирования их деятельности — федеральный бюджет. Финансирование арбитражных судов из иных источников не допустимо и противоречит действующему законодательству.

    50. Система арбитражных судов рф. Суд по интеллектуальным правам.

    Система арбитражных судов в РФ указывает весь перечень органов, осуществляющих правосудие в данной сфере. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Рассмотрение дела иным органом, не включенным в данный перечень, недопустимо и является нарушением основной конституционной концепции формирования органов власти.

    Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению:

    — имущественных, коммерческих споров между предприятиями;

    — исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы;

    — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений;

    — споры с участием иностранных предпринимателей

    Поскольку по общему правилу суд в России является независимым, арбитражные суда не имеют прямого подчинения органам законодательной и исполнительной власти. Однако рассматривая данный вопрос в системе «сдержек и противовесов», можно говорить об опосредованном взаимном влиянии указанных органов. Например, органы законодательной власти оказывают непосредственное влияние на деятельность арбитражных судов посредством разработки и принятия законодательных актов по вопросам их деятельности, что в соответствии с Конституцией РФ является их основным предназначением. С момента приобретения юридической силы закон становится обязательным для всех субъектов, и арбитражных судов в том числе, которые обязаны подчиняться его предписаниям и руководствоваться ими в своей деятельности. В свою очередь, принятое арбитражным судом и вступившее в законную силу решение становится обязательным для всех органов государственной власти, включая высших должностных лиц государства.

    Арбитражные суды первой инстанции создаются в рамках субъекта РФ и могут именоваться как судами первой инстанции, так и арбитражными судами субъекта РФ. Данное положение также является одним из отличий арбитражных судов от судов общей юрисдикции, которые предусматривают более мелкую градацию и создание в их системе районных (городских) судов, которые выступают судами первой инстанции.

    Арбитражный суд субъекта РФ является первым «кирпичиком» рассматриваемой системы, его основное предназначение — разрешение дела по существу, т.е. исследование и изучение всех обстоятельств дела и вынесении на их основе в соответствии с требованиями законодательства обоснованного и мотивированного судебного решения, суть которого в определении правового положения участников спора.

    В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды:

    — городов федерального значения;

    На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

    Данная судебная инстанция исследует все обстоятельства дела в полном объеме, заслушивает участвующих в деле лиц и выносит решение по существу спора на основе представленных сторонами доказательств своей позиции. Деятельность суда в данном случае непосредственно направлена на разрешение конфликта между его участниками. Деятельность всех последующих судебных инстанций направлена на установление законности и обоснованности вынесенного по делу судебного решения, т.е. связано оно не с установлением факта нарушения прав одной из сторон спора, а направлено на проверку действий суда по урегулированию переданного на его разрешение конфликта в части обоснованности применения той или иной правовой нормы, а также установление закономерности в применении именно данной нормы. В целом можно говорить, что суд субъекта РФ устанавливает кто из сторон спора прав, а кто виноват, последующие инстанции проверяют правильность выводов первого суда.

    В настоящее время сформированы 89 арбитражных судов субъектов РФ в соответствии с количеством самих региональных образований, созданных на территории РФ . Таким образом, первоначальная концепция системы арбитражных судов сводилась к созданию единого судебного органа в каждом субъекте РФ по разрешению экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями. Однако действующее законодательство является подвижным элементом правовой системы, которому свойственны систематические изменения и дополнения.

    Федеративное устройство России определяется ст. 65 Конституции РФ, которая в первоначальной редакции предусматривала в составе государства 89 субъектов, однако в соответствии с внесенными позднее поправками количество субъектов в настоящее время равняется 83-м. При этом количество арбитражных судов субъектов РФ осталось в прежнем количестве. Таким образом, возникла ситуация, когда на территории ряда объединенных субъектов действуют несколько арбитражных судов первой инстанции.

    Решение арбитражного суда субъекта РФ может быть обжаловано в соответствующий апелляционный суд.

    Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

    55. Арбитражные суды рф. Их система, задачи и полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.

    Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных

    судах в РФ» систему арбитражных судов в РФ составляют:

    1) Высший Арбитражный Суд РФ;

    2) федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

    3) арбитражные апелляционные суды;

    4) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях,

    городах федерального значения, автономной области, автономных округах

    (арбитражные суды субъектов РФ).

    Первым звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды

    первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального

    значения, автономной области, автономных округах. Федеральный

    конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» именует их арбитражными судами субъектов РФ.

    Арбитражные суды субъектов РФ создаются и действуют по территориальному принципу — в одном субъекте РФ действует один арбитражный суд. Тем не менее, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» допускает, что на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд и, наоборот, на территории одного субъекта может действовать несколько арбитражных судов.

    Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают по первой инстанции все

    арбитражные дела, подведомственные арбитражным судам (кроме дел,

    подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ), а также пересматривают по вновь

    открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу

    В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум и могут быть

    образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из

    гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих

    из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего

    Арбитражного Суда РФ в составе арбитражного суда субъекта РФ могут быть

    образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел,

    а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места

    постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

    2.Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по

    разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными

    судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения

    по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает

    дела в качестве суда первой и надзорной инстанциях и по вновь открывшимся

    Высший Арбитражный Суд РФ:

    1) рассматривает в качестве суда первой инстанции:

    — дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ,

    Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих

    права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной

    экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их

    рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

    — дела о признании недействительными (полностью или частично)

    ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной

    Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих

    закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

    — экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ;

    2) рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участников

    процесса и по представлению прокурора на вступившие в законную силу

    судебные акты арбитражных судов РФ;

    3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и

    вступившие в законную силу судебные акты;

    4) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами

    законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и

    иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной

    5) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных

    нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере

    предпринимательской и иной экономической деятельности;

    6) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в

    7) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности

    арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному,

    материально-техническому и иным видам обеспечения;

    8) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из

    международных договоров РФ;

    9) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий

    10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией

    РФ и федеральными конституционными законами.

    Еще статьи:

    • Образец заявления на налоговый вычет в 2012 году Образец заявления на налоговый вычет в 2012 году Стандартный налоговый вычет на детей в 2012 году увеличился. Он производится работодателем автоматически. Но иногда возникает необходимость самостоятельно контролировать […]
    • Государственные пошлины за наследство Азбука финансов Государственная пошлина Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий. Перечень юридически […]
    • Основной налог с податных сословий назывался Основной налог с податных сословий назывался Ответ на твой вопрос 1. Основной налог с податных сословий, введенный Петром I в начале XVIII в. назывался: подушная подать Введенная Петром I подушная подать для […]
    • Приказ 585 мвд россии Действующая редакция ПРИКАЗ МВД РФ от 29.07.2003 N 585 (ред. от 16.12.2003) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ СОТРУДНИКОВ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА […]
    • Приказ 103 от 12032019 г министерства энергетики "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду" Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2013 N 28269 В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О […]
    • Как правильно писать слово заявление в заявлении Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный […]
    Система арбитражных судов рф и задачи основные полномочия
    Другие публикации:  Что означает налог на добавленную стоимость