Коллекции космических артефактов [x]

Вот, хотелось бы накопить коллекции этих артефактов (т.е. по 10 разных штуковин). Но место в багаже и их разнообразность этого не позволяет.

Может, можно их хранить как-то отдельно?

Или есть какая-нибудь «тактика»? Например, продавать часть артефактов, чтобы для других коллекцию накопить.

Что посоветуете? Кто-то собирал? И резонно ли?

Ахрг.
Да я о том, что всю коллекцию сразу можно продать, по более выгодной цене.

15 археологических артефактов, по поводу которых не утихают споры ученых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Бюст Нефертити

С того момента, как бюст Нефертити был найден в Египте немецкими археологами в 1912 году идут многочисленные споры по поводу его возвращения в Египет и даже его подлинности. Сегодня бюст хранится в Берлине, но даже более столетия спустя споры не утихают.

2. Испанский холм

Данный холм находится в Пенсильвании и является предметом дискуссий среди историков и археологов в течение уже длительного времени. Противоречия, как правило, касаются происхождения структур и насыпей, найденных на холме. Но даже происхождение названия на самом деле неизвестно.

3. Храм в Тикале

Споры вокруг этого 33-метрового пирамидального храма майя ведутся не насчет его происхождения и цели. Дискуссии вызывает тот факт, что археологи решили демонтировать конструкцию, чтобы раскопать более ранние слои построек на этом месте.

4. Кодекс Гролье

Это книга майя доколумбовой эпохи впервые появилась в частной коллекции в Нью-Йорке в XX веке. С тех пор, однако, ее подлинность уже не раз была оспорена археологами.

5. Охота за сокровищами

Это еще одна область, которая делит археологов на 2 лагеря. Археология на самом деле во многом обязана своим происхождением охотникам за сокровищами, но сегодня подобная практика осуждается все большим числом стран с целью сохранения археологических памятников.

6. Карта Пири Реиса

Данная карта была составлена османским адмиралом Пири Реисом в 1513 году. Она якобы представляет собой копию одной из карт Христофора Колумба и является источником национальной гордости Турции. Основной предмет противоречий — ее потрясающая точность, особенно в отношении нового мира и побережья Антарктики.

7. Багдадская батарея

Это название целого ряда артефактов, обнаруженных в 1930 году в Ираке. Сосуды были затронуты коррозией и археологи сочли, что они, вероятно, использовались для хранения уксуса или вина. Однако, позже была выдвинута гипотеза, что сосуды использовались в качестве гальванических элементов, чтобы покрывать золото серебром. Хотя было доказано, что подобное возможно, и сосуды действительно могли быть батарейками, споры относительно их назначения продолжаются.

Это один из пяти черепов, обнаруженных в Дманиси, Грузия. Его необычные размеры заставили ряд археологов полагать, что была открыта ранняя форма человека прямоходящего.

Древний цилиндр, покрытый аккадской клинописью, был обнаружен в 1879 году на территории современного Ирака. Текст на нем был написан от имени персидского царя из династии Ахеменидов Кира Великого. Некоторые ученые рассматривают его как подтверждение репатриации евреев, в то время как другие считают его самой древней хартией прав человека.

В течение последних десятилетий разговоры относительно существования затонувшего города в значительной степени подутихли. Однако, не прекращаются споры относительно того, что послужило вдохновением Платона, который упоминал легендарную Атлантиду в своих произведениях.

Стоунхендж был построен культурой, которая не оставила после себя никаких письменных записей. Стоит ли говорить, сколько существует теорий относительно реального предназначения этого места и того, кем оно было построено.

12. Монте-Верде, Чили

Археологические раскопки Монте-Верде в Чили и возраст этого археологического памятника (14,5 тысяч лет) заставило многих археологов полагать, что люди поселились в Америке раньше, чем считалось до этого. Неудивительно, что лагерь археологов разделился в своих теориях.

13. Пещера Сандия

Возможно, это одна из самых спорных археологических находок в истории Соединенных Штатов. Данная пещера в Нью-Мексико была раскопана Фрэнком Хиббеном в 1930-х — 1940-х годах. Многие из его выводов стали основным источником противоречий в археологических кругах даже сегодня, особенно те, которые касаются идеи, что люди заселили Северную Америку гораздо раньше, чем считалось ранее.

Эти известные геоглифы стали почти синонимом Перу. Спор здесь на самом деле не касается того, как их создали (хотя и это неизвестно), а относительно того, зачем это сделали. Прения продолжаются по сей день.

15. Скала Белого Шамана

Найденная в Техасе, эта 7-метровая наскальная картина возрастом 4000 лет привела к множеству спекуляций и споров относительно ее цели и смысла. Теории включают в себя все, начиная от предварительных военных ритуалов, и заканчивая древними религиозными церемониями.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Несмотря на смертельную опасность, аномалии привлекают выживших благодаря странным образованиям – артефактам. По одной из гипотез, артефакты – это результат переработки аномалиями опасных и токсичных веществ. Артефакты могут быть обнаружены практически в любой аномалии. Чтобы достать артефакт, вам понадобится экипировка с хорошей защитой от аномалий.

Артефакты обладают различными свойствами. Они могут помочь вам и навредить вашим врагам. Изучив навык «Использование артефактов», вы сможете активировать артефакты, выпуская из них скрытую энергию.

Ниже перечислены известные выжившим артефакты

Мочалка – небольшой предмет, похожий на губку или клубок мха. В обычном состоянии поглощает токсические газы и радиоактивную пыль. При активации становится смертельной гранатой, при взрыве создающей облако ядовитых спор.

Пружина – небольшой артефакт, напоминающий сильно увеличенную молекулу ДНК. В обычном состоянии увеличивает скорость перемещения персонажа. При активации кратковременно повышает метаболизм, значительно повышая скорость восстановления энергии.

Живокост – этот артефакт особо ценится выжившими за свою уникальную способность ускорять заживление ран. При активации способен справиться с самым серьезным ранением, включая переломы конечностей.

Оникс – темный кристалл со слабым свечением. В пассивном состоянии создает особое поле, реагирующее на движущиеся с большой скоростью объекты и замедляющее их. Выжившие догадались использовать этот артефакт для замедления летящих в них пуль и уменьшения их проникающей способности. При активации способен полностью остановить летящую в персонажа пулю. Артефакт при этом разрушается.

Катушка – кристалл, обросший тонкими эластичными волокнами. Внешне напоминает индукционную катушку, за что и получил свое название. В обычном состоянии создает локальное электромагнитное поле, отключающее всю электронику и скрывающее игрока от сканеров и детекторов. При активации используется как граната, создающая в месте взрыва электромагнитное поле, отключающее все электронные приборы.

Погремушка – обладает уникальной способностью глушить любые звуки, издаваемые носителем артефакта. При активации артефакта эффект усиливается. При этом артефакт не разрушается, и спустя некоторое время может быть активирован вновь.

На этапе Космос можно найти различные интересные артефакты. Артефакты делятся на несколько групп. Все артефакты одной группы составляют коллекцию.

Окаменелости:
Древняя мухобойка: История этого архиполезного инструмента началась с того, что одно существо подняло булыжник и раздавило им назойливую прапрапрапрабабушку современной мухи. Для справки: размах крыльев того насекомого был 5 метров, а длина тела от головы до жала — 6 метров.
Самая распространенная окаменелость: Поздравляем! Вы нашли отпечаток древнего растения, похожего на папоротник. Такие камешки находила ещё ваша бабушка, прогуливаясь вдоль реки. Эта находка сродни тем ископаемым, что бесплатно раздают туристам в музеях. Отличная находка, ничего не скажешь.
Окаменевшая косточка: С первого взгляда может показаться, что это часть скелета существа, принадлежавшего вымершему виду. Приглядитесь: ну разве бывают в жизни такие кости? На самом деле перед нами окаменевшая игрушка, которой много веков назад пытались приманить диких животных. Как она выглядела — зверям было всё равно, форму «кости» выбирали хозяева, на забаву себе любимым.
Окаменевший значок шерифа: Этот значок в древности носили те, кому соплеменники поручали следить за порядком в поселении. К сожалению, именно на шерифов враждебные племена набрасывались в первую очередь. А поскольку далее значки не передавались (дураков нет!), их теперь могут найти только археологи.
Скребок для обуви: Такое приспособление часто размещали у входа в пещеры. С его помощью монстры соскребали с ног грязь, перед тем, как войти в жилище. И хоть его и называли «скребок для обуви», саму обувь монстры изобрели куда позже. Вот такие они дальновидные!
Окаменевший моллюск: Археологи до сих пор спорят о природе этой редкой находки. Возможно, это древнее существо, выбравшееся из морских глубин на сушу. Или доказательство того, что ранние цивилизации хорошо готовили морепродукты? Всё равно впечатляет, правда?
Большая мертвая рыбина на маленьком камне: Антропологов очень сильно интересуют подобные находки. Они доказывают, что в древности камни служили рыбам постелью. Ученые установили, что среднестатистической рыбе после целого дня плавания, выпрыгивания из воды и улепетывания от хищников необходимо проспать около 8 часов. Данная особь мирно скончалась во сне — от старости.
Окаменевший грильяж: Шутка! Все знают, что грильяж — сам по себе окаменелость. На самом деле перед нами древний наконечник стрелы.
Пушок: Эта безумно редкая находка доказывает, что представители древних цивилизаций держали дома кошек. В ходе раскопок были также обнаружены колокольчик и ошейник с надписью «Пушок», а также обломки хижины (с характерными царапинами), останки её обитателей и огромный череп. Не подумайте плохого: хозяева пали жертвами огромного монстра из семейства кошачьих, Пушок тут не при чём.
Окаменевшие останки громадного чудовища: Мы предполагаем, что это останки. громадное чудовище. Сами посудите: череп большой, значит тело тоже было не маленькое. Вы можете представить себе существо, у которого огромная голова, а тельце такое маленькое, хиленькое? Смешно, ей-богу! Другие животные дразнили бы его: «Эй, головастик! Тебе череп не жмёт?» Ха-ха-ха! Умора! Вообще-то антропологам просто приятно осознавать, что они откопали что-то огромное и ужасное. Так что оставляем эту гипотезу!

Другие публикации:  Бргу взятки

Изваяния:
Рука Куимби: Говорят, что Куимби никогда не выпускал из руки карандаш. Говорят, если дотронуться до мраморной копии руки, в жизни воцарится спокойствие и порядок.
Бюст Ямана: Древний мраморный портрет Ямана — кровожадного разбойника с Плодородных равнин и ценителя классической музыки.
Бюст Брэдфорда: Бюст четвёртого правителя планеты Ксеногг. Внизу написано: «Очень любил мамочку».
Заблудшая нога Ламштайна: Эта реликвия — часть огромной статуи Ламштайна, возвышавшейся когда-то над магазином подержанной техники.
Статуя Одноглазого Киппи: Когда-то считалось, что это статуя Киппи Двуглазого. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это статуя Киппи Одноглазого. Скорее всего, потому что одного глаза не хватает.

Драгоценности раздора: артефакты, которые бывшие владельцы требуют вернуть

Вечный спор о «Кохиноре»

Многолетний спор Индии с Британией по поводу легендарного бриллианта «Кохинор» грозит перерасти в вечный. Драгоценный камень с 5-тысячелетней историей, по преданию, был найден в Южной Индии — в копях Голконды. Его первый владелец — сын бога Солнца, мифический витязь Карна из индийского эпоса «Махабхарата». Более достоверные сведения гласят, что до 1304 года он принадлежал династии индийских раджей княжества Мальва. В своё время им владели великие моголы и персидские шахи. В середине XIX века он попал в руки колонизаторов-англичан и вместе с другими драгоценностями перешёл во владение Ост-Индской компании, которая преподнесла его в дар королеве Великобритании Виктории.

Камень был вторично огранён амстердамскими ювелирами и заметно потерял в весе — с 191 до 108,9 карата, но зато приобрёл в качестве — стал кристально чистым. А главное — украсил британскую корону. Чтобы узаконить появление «Кохинора» на своём головном уборе, Виктория затребовала в Лондон 15-летнего наследника престола махараджей Далипа Сингха, находившегося под надзором англичан. На встрече с королевой принявший христианство юноша покорно произнёс: «Для меня, мадам, как Вашего верноподданного, является величайшим удовольствием получить возможность лично передать «Кохинор» моему властителю».

Формальности были соблюдены. И с того времени Великобритания считает себя полноправной владелицей сокровища, а индийская сторона неустанно заявляет на него свои права. В прошлом году был даже оформлен первый официальный иск к Елизавете II. Однако воз и ныне там. Недавно новый британский министр по вопросам Азии и Тихого океана Алок Шарма заявил, что не видит законных оснований для возвращения «Кохинора» Индии.

Свои права на «Кохинор» предъявляет и Пакистан, правда, пока в лице одного-единственного гражданина. Автор петиции — пакистанский юрист Джавед Икбал Джафри. Он утверждает, что бриллиант — собственность пакистанского региона Пенджаб. По его признанию, он написал 786 писем Елизавете II и пакистанским властям с требованием вернуть камень.

Сокровища инков

Перу требует от Йельского университета вернуть сокровища инков. Это тысячи артефактов, обнаруженных американским исследователем Хайремом Бингэмом в ходе археологических раскопок в сокровищнице крепости Мачу-Пикчу в 1911 году и вывезенных с разрешения тогдашнего перуанского правительства. Перуанцы считают, что Бингэм забрал слишком много предметов и они так не договаривались. Якобы в университете находится более 45 тыс. артефактов, которые были переданы с условием возврата через год. Американцы число памятников занижают и соглашаются отдать лишь малую толику от «взятого взаймы».

Стороны безуспешно пытаются прийти к соглашению — слишком много времени уходит на пересчёт экспонатов.

В Греции было всё

Одна из наиболее пострадавших от культурного разграбления стран — Греция. Сокровища Древней Эллады разошлись по всем музеям мира. Особенно преуспели в «собирательстве» греческих произведений искусства Великобритания и Франция.

Самые знаменитые греческие перемещённые ценности, которые эллины тщетно пытаются вернуть, — мраморные фризы Парфенона. Вывезенные в 1806 году лордом Элджином в Англию, они сейчас украшают Британский музей. Великобритания настаивает на их законном приобретении у Османской империи. Правда, британские правоведы скромно умалчивают о том, что Греция тогда находилась под властью османов.

Но на этом список греческих претензий не заканчивается. Следующим ответчиком выступает Франция. У неё греки оспаривают права ни много ни мало на Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и ещё на несколько менее значимых памятников античности. В частности, греки претендуют на экспонаты Лувра: этрусские и римские древности, вывезенные французами из местечка Лигортина на Крите.

Список Египта

Ещё одна страна, серьёзно пострадавшая от любителей чужой старины, — это Египет. Он пока безуспешно пытается вернуть свою историю. Египтяне направили запросы сразу по нескольким адресам: от Египетского музея Берлина они требуют бюст Нефертити, от нью-йоркского «Метрополитена» — статую богини Хатшепсут, от Музея изящных искусств в Бостоне — бюст царского сына Анххафа, от парижского Лувра — фрагмент зодиака с потолка святилища Осириса в храме Хатхор, от Музея Ремера и Пелицеса в Хильдесхайме — статую Хемиуна, от британского Музея Фицуильяма и бельгийского Католического университета — фрагменты рельефов, украденные в 1965 году из некрополя пирамид Гизы.

Но главный иск египтяне вчинили Британскому музею — они требуют вернуть знаменитый Розеттский камень, который позволил расшифровать египетские иероглифы. По указу Птолемея V на камне была выбита надпись на трёх языках: иероглифами, демотическим письмом и по-гречески. Сравнив три текста, француз Жан-Франсуа Шампольон раскрыл тайну египетских иероглифов.

Англичане получили камень от французов, после того как британские войска захватили Александрию. Цивилизованные островитяне самым варварским образом «расписались» на камне: «Захвачено британскими солдатами в 1801 году, дар музею от Георга III».

Сокровища Вельфов

Наследники еврейских арт-дилеров пытаются отсудить у Германии «Сокровища Вельфов», причём делают уже не первую попытку. История довольно запутанная. Это средневековое собрание королевской династии Вельфов принадлежало главному собору немецкого города Брунсвика (ныне Брауншвейга).

В 1929 году герцог Брунсвика продал 82 предмета из коллекции «Сокровища Вельфов» консорциуму из пяти франкфуртских арт-дилеров. Одну часть предметов они увезли в Америку, где распродали её в розницу, а другую — 40 предметов — в 1934 году купил за 4,25 млн рейхсмарок Герман Геринг и подарил Гитлеру. Теперь наследники двух арт-дилеров утверждают, что сделка была совершена под принуждением, и требуют реституции предметов. Побороться есть за что — «Сокровища Вельфов» оцениваются в €260 млн. Сейчас коллекция находится в Музее Боде в Берлине. И, похоже, там и останется. «Сокровища Вельфов» были объявлены национальным достоянием, и теперь вывоз их с территории Германии запрещён.

Иск к Моисею?

Есть претензии и к сынам Израилевым. Так, египетский политолог Аммар Али Хасан потребовал от евреев вернуть золото и сокровища, украденные во время Исхода. Вдобавок он потребовал возместить ущерб, который в результате понесла египетская экономика, причём за всё время — с XIV века до н.э.

Существуют и более реалистичные претензии к Израилю. Палестинские археологи не теряют надежды вернуть Музей Рокфеллера в восточном Иерусалиме, который с 1967 года находится под контролем Израиля, а также артефакты, вывезенные с западного берега Иордана и из сектора Газа.

Пергамский алтарь и другие турецкие памятники

Турция требует от Запада вернуть памятники, вывезенные во времена Османской империи. В тот период на территории страны активно велись раскопки, и многочисленные находки украшают теперь европейские музеи. По мнению турецких властей, настало время перевезти культурные ценности на родину. Главный предмет спора — Пергамский алтарь, который находится в Берлине. Также турки имеют виды на вывезенные с их территории контрабандой памятники Британского музея.

При этом в музеях Анкары и Стамбула хранится огромное количество артефактов, позаимствованных турецкими археологами в Ливане. Их, конечно, возвращать никто не собирается.

Старые голландцы на Украине

Западнофризский музей города Хоорн хотел бы получить назад 24 полотна старых голландских мастеров общей стоимостью €10 млн. Картины, похищенные более 10 лет назад, по утверждению голландской стороны, находятся на Украине. Но оттуда, как известно, выдачи нет. Правда, политкорректные голландцы об этом пока не знают.

Золото скифов

Однако и голландцы не лыком шиты. Они, в свою очередь, тоже удерживают культурные ценности — теперь уже наши. В Нидерландах осело золото скифов, которое отправилось туда на выставку ещё до конфликта на Украине и воссоединения Крыма с Россией.

Нидерланды, точно Буриданов осёл, не смогли выбрать между Крымом и Украиной. За них это сделает суд Амстердама, куда четыре крымских музея подали коллективный иск с требованием вернуть «злато скифов».

Другие публикации:  Нотариус гальянова лариса васильевна

«Иуду» — в Бельгию

Бельгия настаивает на том, чтобы Франция вернула картину Рубенса «Триумф Иуды Маккавея». Полотно было вывезено из страны во времена Великой французской революции и в 1801 году по распоряжению Наполеона передано в музей Нанта.

Президент Французского сообщества Бельгии Рудди Демот написал уже второе письмо с соответствующей просьбой французскому президенту Франсуа Олланду и министру культуры Орели Филиппетти. Первое послание осталось без ответа. В Париже тогда заявили, что никаких официальных запросов не получали.

Тору — в Ирак

Ирак требует от США вернуть 200-летний свиток Торы, вывезенный из страны военными после вторжения в 2003 году. Свиток американцы восстановили и передали Израилю, где он был торжественно внесён в синагогу Ахнасат Сефер-Тора.

Кстати, вместе со свитком Ирак покинули и другие артефакты и документы так называемого еврейского архива. Их иракские власти тоже хотели бы вернуть на родину.

Кольцо Жанны д’Арк

В декабре 2015 года на аукционе в Лондоне было выставлено кольцо Жанны д’Арк. Его приобрёл почти за €377 тыс. Филипп де Вилье, владелец парка исторических аттракционов Пюи дю Фу в Бретани, и выставил на всеобщее обозрение. Но Великобритания требует вернуть ей украшение национальной героини Франции.

В официальном запросе на имя покупателя требование обосновывается тем, что кольцо «является объектом, имеющим огромное символическое значение», а значит, для его вывоза за пределы Великобритании необходимо было получить специальную лицензию. Де Вилье на это отвечает, что, согласно европейскому законодательству, данное правило применяется лишь в том случае, если ценность вывозится за пределы ЕС. «Пюи дю Фу, в отличие от Великобритании, не намерен выходить из ЕС», — заявил он.

Серые схемы

Итальянские власти обвиняют калифорнийский музей Гетти в незаконном приобретении у серых и чёрных антикваров 350 предметов античного искусства и требуют вернуть их в Италию. Среди артефактов — бронзовая статуя юноши-победителя и мраморная статуя Афродиты. Общая стоимость оспариваемых предметов искусства — $100 млн.

Есть у итальянцев претензии и к нью-йоркскому музею «Метрополитен», правда, уже не на государственном уровне. Деревня Монтелеоне ди Сполето требует вернуть уникальную этрусскую колесницу.

В 1902 году её нашел крестьянин Исидоро Ванноцци, а год спустя она была приобретена миллионером Джей-Пи Морганом и доставлена в Нью-Йорк. Недавно колесницу отреставрировали. «Нам очень жаль музей «Метрополитен», потому что он выполнил прекрасную работу, но колесница наша. Она — часть нашего наследия», — заявил мэр Монтелеоне.

Дело на 35 тонн и трофеи конкистадоров

В 1997 году немецкий скульптор Вольфганг фон Шварценфельд привёз в Германию из Венесуэлы 35-тонный валун, который сейчас находится в Берлинском парке скульптур.

Это священный камень племени южноамериканских индейцев-пемонов. В их мифологии эта каменная глыба называется «Бабушка Куэка» и представляет одну половину любовной пары, превращённую в камень за незаконную связь. По преданию, если разлучить каменных бабушку и дедушку — быть беде. После отправки «бабушки» в Германию региону пришлось несладко: засуха, эпидемия чумы и сильный оползень, унёсший жизни 20 тыс. человек. Венесуэла требует от Берлина вернуть священный камень, пока не случилось худших бедствий.

Были у Венесуэлы претензии и к Испании. В своё время Уго Чавес требовал вернуть богатства, награбленные и вывезенные из страны конкистадорами. По мнению покойного венесуэльского лидера, этих сокровищ с лихвой хватило бы на выплату всего внешнего долга стран Латинской Америки.

Сокровища Сирии, бюст Нефертити и золото скифов. Получится ли вернуть утраченные артефакты?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

В Лондон с острова Пасхи прибывает официальная делегация, которая намерена добиваться возвращения из Британского музея базальтовой статуи Хоа Хакананайа.

Статуя высотой 2,4 метра находится в Британии с 1869 года. Она была вывезена из Оронго, Рапа-Нуи (Остров Пасхи) в ноябре 1868 года экипажем британского корабля HMS Topaze. Британцы обнаружили истукана на церемониальной платформе в деревне Оронго на юго-западной оконечности острова. Статуя была засыпана землей до половины своей высоты. Экипаж корабля выкопал изваяние и погрузил на корабль.

Статуя была названа островитянами Хоа Хакананайа, что с языка Рапа-Нуи переводится как «разрывающий волну» или «украденный или скрытый друг».

Она относится к так называемым статуям моаи — каменные монолиты, изготовленные аборигенами острова между 1250 и 1500 годами.

Статуя Хоа Хакананайа считается особо ценной, так как она сделана из базальта, тогда как большинство аналогичных статуй того времени сделаны из блоков потоковой лавы.

Делегация острова Пасхи предлагает обменять статую Хоа Хакананайа на ее копию, созданную современным скульптором Бене Туки.

«Лучшее место для этой моаи — там, где она была создана. Остров Пасхи — это музей под открытым небом, поэтому там есть все условия для надежного хранения экспоната», — сказал в интервью агентству Рейтер министр культурного наследия Чили Фалипе Вард, сопровождающий делегацию с острова Пасхи.

Однако в Британском музее считают иначе.

«Мы считаем, что есть большой смысл в том, чтобы представлять объекты из разных уголков мира, представляющее истории разных культур, в Британском музее. Хоа Хакананайа находится в свободном доступе, и это один из самых популярных и фотографируемых объектов в экспозиции музея, который посещают 6 млн человек ежегодно», — сказал агентству Рейтер пресс-секретарь музея.

Британскому музею, где находится огромное количество артефактов из разных уголков мира, довольно часто приходится слышать требования вернуть тот или иной объект на родину, однако музей в подавляющем большинстве случаев отвечает на такие требования отказом.

Так же поступают и другие европейские музеи, где сосредоточено большое число экспонатов из разных регионов мира.

В 1970 году ЮНЕСКО приняла документ, в котором говорится, что исторические ценности не могут вывозиться из страны без разрешения ее властей.

Однако большинство оспариваемых артефактов попали в музеи западных стран задолго до принятия этого документа. Национальные музеи в основном отрицательно относятся к идее репатриации памятников культурного наследия человечества. Противники возвращения памятников на родину говорят, что музеи открыты не только для жителей одной страны, но людям всего мира.

Репатриация памятников: самые громкие споры

1. Мраморы Элгина

На протяжении последних 30 лет правительство Греции добивается возвращения на родину скульптур Парфенона из Британского музея. Афины считают, что скульптуры были вывезены из Греции незаконно.

Коллекция мраморных скульптур и барельефов Парфенона была вывезена из Греции лордом Элгином 200 лет назад. Коллекция включает в себя мраморные фризы длиной 75 метров, 15 метопов, 17 скульптур и другие образцы древнегреческого искусства.

В Лондоне находится около половины всех уцелевших деталей античного памятника. Экспонаты из Парфенона хранятся также еще в нескольких европейских музеях, включая Лувр.

Лорд Элгин, будучи британским послом в Константинополе во время наполеоновских войн, собирал фрагменты древнегреческого искусства. По его словам, он хотел спасти драгоценные артефакты античности от разрушительного воздействия времени, равнодушного отношения местного населения и от возможных в будущем военных действий.

Турецкое правительство тогда не проявляло особого интереса к шедеврам античности и разрешило вывоз собранных Элгином предметов древнегреческого искусства в Лондон.

Практически с момента возрождения греческой государственности Афины начали требовать от Британии возвращения мраморов Элгина, отказавшись признать разрешение турецкого правительства на вывоз сокровищ из страны законным.

В 2014 году негодование Афин вызвало решение Британского музея временно передать один из экспонатов знаменитой коллекции мраморных скульптур Парфенона на хранение в Эрмитаж.

Статуя речного бога Илиссоса была выставлена в Эрмитаже, который тогда праздновал свое 250-летие.

Тогдашний премьер-министр Греции Антонис Самарас заявил, что одним из главных аргументов британской стороны, отказывающейся передать экспонаты в Грецию, было то, что мраморные скульптуры Парфенона «не перемещаются с места». Учитывая тот факт, что статуя была отправлена в Петербург, как заметил Самарас, этот аргумент не имеет никакой силы.

Несмотря на недовольство тем, что Лондон не идет навстречу, в 2015 году Греция отказалась от намерения через суд добиваться от Британского музея возвращения коллекции лорда Элгина.

2. Манифест Кира Великого

В 2010 году одна из самых древних реликвий в истории Персидского царства — глиняный цилиндр времен персидского императора Кира II Великого (VI век до н.э) — вернулась в Тегеран в качестве временного экспоната. Это стало возможным благодаря длительным переговорам иранских властей с Британским музеем в Лондоне.

Тогда власти Ирана пригрозили прервать все отношения с Британским музеем, если реликвию не вернут, хотя бы временно.

Британская сторона многократно переносила сроки передачи Ирану экспоната, известного как манифест Кира Великого. В Тегеране реликвия, согласно договоренности с Британским музеем, находилась семь месяцев.

Манифест Кира Великого — глиняный цилиндр, на котором по повелению императора с помощью клинописи был составлен список его побед и благородных поступков, а также перечисление его предков.

Цилиндр был обнаружен при раскопках Вавилона в 1879 году экспедицией ассириолога Ормузда Рассама. Рассам вывез цилиндр вместе с остальной сохранившейся частью библиотеки царя Ашшурбанипала в Лондон. Крупнейший знаток ассирийской цивилизации своего времени, сэр Генри Роулинсон смог прочитать клинописный текст и опубликовал его перевод.

Цилиндр получил широкую известность после того, как последний шах Ирана в 1960-е годы назвал манифест Кира Великого первой в истории декларацией прав человека: Кир высказывается за отмену рабства и за свободу вероисповедания.

Другие публикации:  Налоговая инспекция возврат за учебу

3. Надгробные обелиски с могил фараонов

В 2009 году Франция передала Египту пять находившихся в Лувре фрагментов надгробных обелисков с усыпальниц фараонов. Тем самым Париж положил конец спору, возникшему между Францией и Египтом из-за принадлежности древних реликвий.

Речь идет о фрагментах обелиска с захоронения фараонов, находящегося неподалеку от Луксора, примерно в 700 км к югу от Каира.

Николя Саркози, который тогда занимал пост президента Франции, передал Хосни Мубараку одну из плит во время визита президента Египта в Париж.

Египет давно добивался возвращения пяти находившихся в Лувре фрагментов надгробных обелисков с могил фараонов, но безуспешно.

Незадолго до возвращения фрагментов надгробных обелисков Египет объявил о прекращении сотрудничества с Лувром. Были приостановлены несколько конференций, а также археологические раскопки, проводимые Лувром к югу от Каира.

Четыре плиты были приобретены Лувром в 2000 году у французской галереи Maspero, а пятый фрагмент Лувр купил на аукционе в Париже в 2003 году.

Египетская сторона утверждала, что Лувру было известно о том, что обелиски краденые. Руководство Лувра отрицало эти обвинения.

4. Бюст Нефертити

В 2009 году власти Германии в очередной раз отказались вернуть Египту бюст царицы Нефертити. Берлин объяснил отказ опасениями за сохранность артефакта: они отмечали, что реликвия слишком хрупкая и может не выдержать транспортировки.

Бюст был обнаружен при раскопках в Амарне в декабре 1912 года, а в 1913-м был переправлен в Германию по соглашению с египетскими властями. Сегодня изваяние изображено на многих открытках; скульптура является одной из главных берлинских достопримечательностей.

Власти Египта считают, что бюст египетской царицы был незаконно вывезен в Германию в 1913 году. Первое требование вернуть бюст Нефертити в Египет поступило сразу после его появления в экспозиции Нового музея в 1924 году. Идею возвращения бюста на родину поддержал сам Джеймс Симон, подаривший бюст Нефертити берлинскому музею в 1920 году.

Однако в 1930 году под давлением общественности новый министр культуры Пруссии Адольф Гримме ответил Египту отказом.

5. Розеттский камень

В 2009 году власти Египта, активно добивавшиеся возвращения в страну ряда артефактов, заявили, что страна готова отозвать свое требование к Британскому музею о возврате знаменитого Розеттского камня, если Лондон согласится передать экспонат Египту на временную экспозицию на период открытия Большого Египетского музея в 2013 году. Однако Британский музей, который в 2005 году подарил Египту полноразмерную копию камня, эту просьбу отклонил.

Розеттский камень представляет собой базальтовую плиту с выбитыми на ней тремя идентичными текстами — один из них написан на древнегреческом языке, два других перевода записаны с помощью древнеегипетских иероглифов и египетским демотическим письмом.

Плита, происхождение которой относят к 196 году до н.э., стала ключом к расшифровке древнеегипетских текстов.

Розеттский камен был найден в 1799 году в Египте капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила. Бушар отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В 1801 году французы потерпели в Африке поражение от англичан и были вынуждены передать им камень вместе с рядом других памятников.

Подаренная Британским музеем полноразмерная копия Розеттского камня установлена недалеко от места обнаружения артефакта.

6. Амударьинский клад

В 2013 году Душанбе обратился к Британскому музею с просьбой сделать несколько копий древних артефактов из так называемого «амударьинского клада», для изготовления которых Таджикистан передал золото.

Вскоре после этого обращения Лондон передал в дар Национальному музею Таджикистана копии шести древних артефактов.

Амударьинский клад (другое название — сокровища Окса) состоит примерно из 170 золотых предметов возраст которых датируется IV — II вв. до н. э. Коллекция артефактов была найдена на развалинах древнего городища на берегу реки Амударья (Окс) на территории современного Таджикистана.

Самым ценным экспонатом музея древностей Таджикистана является статуя 13-метрового Будды, возлежащего на правом боку. 13-метровая статуя была найдена в 1966 году при раскопках монастыря VII века в местечке Аджина-теппа близ Душанбе.

История амударьинского клада окутана легендами и похожа на детектив. Древняя коллекция, состоящая из женских украшений, монет, статуэток людей и животных, кувшинов, подвесок, проделала огромный путь через Таджикистан, Афганистан, Индию, прежде чем попасть в Лондон.

При этом она переходили из рук в руки то купцов, то вооруженных грабителей и, наконец, собиралась по частям на антикварных рынках.

Большинство предметов были проданы на рынках Британской Индии (современный Пакистан), некоторые были собраны антикваром Огастусом Уоллстоном Френксом, впоследствии завещавшим собранные им предметы из клада Британскому музею.

«Многие экспонаты, найденные в результате археологических раскопок на территории Таджикистана в разные годы, в том числе и во время СССР, отвозили в Россию и Узбекистан. Так они там и остались. Вернуть их уже невозможно. Радует, что, например, в Санкт-Петербурге они выставляются как достояние Таджикистана. Возвращать любые находки очень сложно, практически невозможно», — говорил советский и таджикский ученый, академик Рахим Масов (умер в июне 2018 года).

7. Каменные статуи Будды из Афганистана

В 2012 году Лондон передал Национальному музею в Кабуле сотни культурных ценностей, незаконно вывезенных из Афганистана. Среди них — каменные статуи Будды и резные изделия из слоновой кости. Всего Национальный музей Афганистана получил 843 артефакта, возраст некоторых составляет 4 тысячи лет.

Большинство из этих артефактов были украдены во время гражданской войны в Афганистане в 1990-е годы и оказались на черном рынке. Ключевую роль в их возвращении сыграл Британский музей.

Некоторые из возвращаемых предметов были конфискованы Британской пограничной службой или полицией. Другие были обнаружены в частных коллекциях и выкуплены донорами. Так, одна украденная из кабульского музея каменная статуя Будды, возраст которой оценивается в 1800 лет, была обнаружена в Японии.

В годы гражданской войны в Афганистане были разграблены или разрушены более двух третей коллекции Национального музея в Кабуле.

8. Сокровища Сирии

Британский музей в 2015 году сообщил, что хранит исторические ценности из Сирии, которые Лондон вернет Дамаску, когда в Сирии восстановится мир.

Как рассказал Макгрегор в интервью газете Times, сотрудники музея сохраняют немало предметов старины, вывезенных из зон конфликтов, чтобы вернуть их на родину, когда там будет восстановлен порядок. Некоторые жители Сирии сами доверили исторические ценности Британскому музею.

Однако музей не раскрывает информацию о том, что именно он сберегает.

9. Золото скифов

В декабре 2016 года окружной суд Амстердама постановил вернуть Украине коллекцию золота скифов из музеев аннексированного Крыма. По решению суда, Крым не может претендовать на золото как на культурное наследие, так как не является суверенным государством.

Четыре крымских музея, которые сейчас управляются Москвой, требовали вернуть экспонаты на полуостров, а Украина настаивает на их передаче на временное хранение в Национальный музей истории Украины.

Всего стороны спорят о 565 музейных предметах, которые в быту часто называют «скифским золотом», хотя речь идет не только о золотых украшениях.

Коллекция была вывезена из крымских музеев на выставку в Германию и Нидерланды еще до аннексии Крыма в конце 2013 года, а затем музей, где работала выставка, сам обратился в суд, чтобы решить судьбу экспозиции.

Часть экспонатов выставки «Крым. Золотой остров в Черном море» из украинских музеев была возвращена в мае и сентябре 2014 года. А вот коллекции, предоставленные центральным музеем Тавриды, Керченским историко-культурным заповедником, Бахчисарайским историко-культурным заповедником, а также заповедником «Херсонес Таврический», в итоге «зависли».

Еще статьи:

  • Приказ 178 от 22082019 Приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. N 178 "Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы" Приказ […]
  • О внесении изменений в приказ 33н Изменения в Инструкции № 191н и № 33н переданы в Минюст России с новыми уточнениями Обязательные процедуры согласований и рассмотрений проходят изменения в Инструкции № 191н и № 33н. Уже на стадии проектов эти приказы […]
  • Приказ минтруда рф 33н от 24012019 г Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы […]
  • Ликвидация гоцмана убили Давид Гоцман в жизни и на экране: легендарный одесский сотрудник уголовного розыска Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Давид Михайлович […]
  • Как оформить продажу домена Оформление купли продажи доменов При оформлении сделки купли-продажи доменного имени очень важно грамотно зафиксировать ваши договоренности с продавцом и оформить передачу прав на домен. Если Вы не можете сразу […]
  • Договор на подписку к журналу ООО «Издательский Дом «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» ВИДЕОКАНАЛ «ИС» НА YOUTUBE! Наши эксклюзивные репортажи в любое удобное для вас время! Комментируйте видео, делитесь ссылками с друзьями и коллегами. […]
Спор артефакты