(заметки по поводу состоявшегося VI РФК)

«В споре рождается истина!» – эту набившую оскомину сентенцию здравого смысла любят цитировать студенты на семинарах по философии, да к тому же и СМИ частенько запускают эту крылатую фразу. Однако, как наглядно демонстрируют теледебаты, проходящие под таким лозунгом, в споре ничего кроме ожесточения и ссоры не рождается. Профессиональная философская аудитория тем и отличается, что для нее, за редким исключением, характерен доброжелательный диалог, признающий право на альтернативные позиции, главное, чтобы эти позиции были обоснованы потенциалом философской культуры. Опасность бесплодности доброжелательной интеллектуальной всеядности таится в превращении запланированного диалога в сумму монологов авторов. Этим частенько грешит такая форма работы на конгрессе, как секция. На круглых столах удается преодолевать разноголосицу выступлений и организовать дискуссионное обсуждение актуальной проблематики, но тоже далеко не всегда. Во всех случаях все зависит, как и на праздничном застолье, от ведущего соответствующее мероприятие. Эффективность работы секций, как представляется, можно повысить, если включить в эту орга низационную форму элементы семинара, обозначив в качестве дискуссионной основы перечень наиболее актуальных проблем соответствующей области философского знания. Такая практика имеется в проведении Дней философии в Санкт-Петербурге.

Автору данной заметки удалось охватить своим вниманием работу секции «Философская антропология» (руководители Баева Л.В. и Денисов С.Ф.), а также двух круглых столов. Традиционно участвуя на трех последних российских философских конгрессах в секции философская антропология и с интересом выслушивая доклады по различным аспектам этой сферы знания, мне, тем не менее, хочется выразить неудовлетворенность в отношении отсутствия определенного теоретико-методологического стержня в работе данной секции, посвященной, в общем-то, одному из наиболее востребованных разделов философии в современной исторической ситуации, когда фактически решается вопрос о том, сохранит ли себя человечество во всей жизненной полнокровности вида Homo Sapiens или трансформируется во что-то постчеловеческое. В работе данной секции, по-видимому, все-таки необходимо обсуждать современное состояние предмета и метода данной области профессионального философского знания. В этом отношении наиболее удачной представляется проведение творческой встречи по философской антропологии на V РФК, где и само название было более актуальным: «философская антропология и аксиология». Кстати, Баева Л.В. высказала пожелание включать в программу последующих конгрессов секцию аксиологии.

Дискуссионное общение на круглых столах воспринимается более действенным по сравнению с секционной работой. Так, на круглом столе «Проблемы инноватики и новое понимание субъективности: философский анализ», организованном ростовской школой, ведущей Лешкевич Т.Г. удалось выстроить обсуждение докладов в логической увязке с обозначенной общей проблемой данного мероприятия, при этом сложилась беседа, объединившая всех присутствующих, вокруг трансформации содержания категории «субъект». Руководители данного круглого стола приглашают к очному и заочному участию в продолжении той дискуссии, которая состоялась на конгрессе.

Круглый стол «Дилемма между искусственным и естественным в существовании человека» (руководители Юдин Б.Г. и Фатенков А.Н.) представляется автору наиболее плодотворным из всех охваченных им мероприятий конгресса, поскольку сама тематика и форма её обсуждения позволили рассмотреть смысл бытия современного человека, границы вседозволенности его технологической креативности сквозь призму понимания сущности свободы и духовности. Объективировать результаты данного круглого стола его руководители планируют в форме публикации материалов состоявшейся встречи в журнале «Человек» и коллективного труда по обозначенной теме.

На конгрессах всегда вызывает большой интерес такая форма общения, как вечерняя лекция. Авторы обеих лекций VI РФК продемонстрировали яркость выражения и убежденность транслируемых ими идей. Однако их объединяла последовательно сциентистская установка, поэтому думается, что предложение организовывать на конгрессах одновременные вечерние лекции по альтернативной тематике, прозвучавшее на заключительном пленарном заседании, заслуживает рассмотрения.

В целом, хочется выразить надежду, что эффективность диалога мировоззрений, организованного в рамках VI РФК, повысится благодаря обещанному доступу ко всем представленным тезисам (в печатном и электронном виде), поскольку вступить в диалог со всеми коллегами, разрабатывающими близкую тебе проблематику, на самом конгрессе невозможно.

В заключение хочется выразить благодарность нижегородским коллегам, ибо принимать гостей всегда не просто, и в знак уважения процитировать по заявленной теме мудрое суждение В.А. Кутырёва: «В диалоге никто не может быть целиком прав или неправ, его, в отличие от спора, «нельзя выиграть». Общаясь, выигрывают или проигрывают вместе». (Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьбы миров. Нижний Новгород. 1994. С. 125).

Пользуясь возможностью, приглашаю принять участие в диалоге «Проблема истины и плюрализм в современном образовательном пространстве», который состоится в рамках Дней Философии в Санкт-Петербурге 17 ноября 2012 г. на базе кафедры философии СПбГУЭФ (Канал Грибоедова 30\32). Принимается как очное, так и заочное участие в форме публикации статьи в материалах сборника данного семинара.

Всякий спор есть беседа по крайней мере двух человек, диалог. Когда кто-то произносит речь, а остальные просто слушают, – это монолог, здесь нет спора. Но и не всякая беседа является спором. Если один из собеседников говорит, а другой поддакивает, то это – беседа, но не спор. Беседа начинает превращаться в спор, когда обнаруживается, что собеседники придерживаются разных взглядов по обсуждаемому вопросу и появляются возражения. Но расхождения во мнениях еще недостаточно для того, чтобы беседу можно было назвать спором. Один собеседник громко повторяет свое мнение, другой – еще громче высказывает свое: «Сделай!» – «Не буду!» – «А я тебе говорю: сделай!» – «А я не буду!» – «А я тебе еще раз говорю: сделай!»… Здесь нет спора, хотя позиции собеседников явно не совпадают.

Другие публикации:  Пособия на детей в красноярском крае

Чтобы различие во мнениях превратилось в спор, требуется взаимное желание собеседников преодолеть это различие, принять какую-то одну из высказанных позиций или найти третью точку зрения, с которой согласились бы оба.

Таким образом, спор есть диалог, в основе которого лежит расхождение точек зрения (мнений, убеждений, решений) и существует взаимное стремление преодолеть это расхождение.

В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений – дискуссия, полемика, спор, дебаты. Однако различие между ними не является сколько-нибудь четким. Обычно дискуссией называют особый метод познания, суть которого состоит в столкновении противоположных идей с целью выявить истину или добиться общего согласия. Дискуссия, полемика – это нечто респектабельное, возвышенное, научное. Говорят о дискуссии Н. Бора и А. Эйнштейна по поводу тонких теоретических проблем квантовой механики или о полемике западников и славянофилов по поводу взаимоотношений России с Европой, но как-то смешно говорить о «дискуссии» между Васисуалием Лоханкиным и его склочными соседями по поводу непогашенной лампочки в туалете. Здесь мы используем слово «спор». Однако представления о возвышенном и низменном достаточно субъективны, поэтому мы не проводим различия между всеми этими словами и будем использовать их как синонимы.

Логический скелет любого спора – доказательство и опровержение: один человек выдвигает некоторый тезис и пытается обосновать его истинность, другой нападает на этот тезис или на его обоснование. Выше мы познакомились с доказательством и опровержением, поэтому логические основы спора нам известны. Однако этого мало. Если бы в спорах люди ограничивались одной логикой, то спор могли бы вести и машины. В том-то и дело, что в споры людей вторгаются факторы, лежащие вне логики. Ведь спор – это не просто столкновение чистых идей, это – столкновение людей, воспитанных так или иначе, обладающих теми или иными знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями, характером и т.п., короче говоря, это столкновение личностей, индивидуальные особенности которых неизбежно накладываются на словесные поединки. Именно это делает их столь эмоциональными и интересными, но это же выводит спор за пределы науки и превращает его в искусство. И как во всяком искусстве, здесь мало обладать логическими знаниями, нужно еще уметь применять их, более того, нужно обладать быстрой реакцией, твердостью характера и выдержкой.

Спор и беседа — в чем разница?

Очень интересный вопрос. На первый взгляд ответ очевиден, беседа мирная, спор — громкое отстаивание своих мнений.

Но мне представилась другая картина, где два спокойных и воспитанных человека аргументированно объясняют друг другу свои точки зрения, пока чьи-то аргументы не перевесят.

Тогда что это — «спорная» беседа или «беседный» спор:).

Беседа- это разговор людей на любые темы без особых разногласий, в мирном ключе.Спор-когда двое или больше(сколько угодно)людей имеют разные иногда диаметрально противоположные взгляды на какой-то предмет или обстоятельство и каждый отстаивает свою точку зрения, считая именно её абсолютно верной.Иногда в споре действительно рождается истина.

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

Беседа «Спор поколений» для проведения классного часа

Столичный учебный центр
г. Москва

Беседа «Спор поколений: вместе или врозь».

Здравствуйте, ребята. Я рада вновь вас видеть. И хочу познакомиться поближе. Давайте представимся так как сделаю это я. В детстве меня звали Ирина, у меня большая дружная семья, есть два брата и три сестры. (передавая игрушку по цепочке)

У меня не было дедушки, но я благодарна своей бабушке, которая научила меня многому. (передавая игрушку по цепочке теперь в другую сторону)

Я думаю вы догадались о чём мы сегодня будем беседовать. Тема беседы «Спор поколений: вместе или врозь».

Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского «Зеленая кастрюля» и закончите его по смыслу. Каждый вечер Толя идёт к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться его глазёнки, она берёт внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения самые счастливые в жизни мальчика. Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: « Почему у Вас, бабушка, грустные глаза?»- но она молчит. Сегодня Толя проснулся очень рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет. Мальчик знал, что в зелёной кастрюле мама варила только бабушке. Когда пришло время обедать, мама налила бабушке суп из зелёной кастрюли и поставила тарелку на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало очень жаль бабушку. Он сказал: — Мама, я хочу супа из зелёной кастрюли. Мама с удивлением посмотрела на Толю и сердито прошептала: — Не выдумывай. Толя расплакался. Нет, мама, я не выдумываю. Я хочу обедать только с бабушкой. Он ушёл из-за большого стола и, сев за маленький бабушкин столик, стал есть суп из её тарелки. В комнате стало очень тихо . Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала.

Другие публикации:  Снип требования к котельным в частном доме

Как закончился этот рассказ? Почему бабушка плакала?

Почему родители так относились к бабушке?

Почему же бабушка помогала своему внуку? ( Бесконечна любовь родителей, безгранична забота и готовность жертвовать всем ради благополучия своих детей)

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети »(В.А.Сухомлинский).

Почему возникают проблемы отцов и детей? — вот один из главных вопросов 21 века. (- в элементарном неуважении друг к другу; — в эгоизме обеих сторон; — в отсутствии любви; — в нежелании понять друг друга;)

Определите, представителям каких возрастных групп могут принадлежать следующие высказывания и почему?

«Когда старое поколение задумчиво смотрит на новое, то ему хочется извиниться перед предыдущим поколением (Вильгельм Швебель)

«К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности» (Ф. Ларошфуко).

«Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». (надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).

«Нет ничего безобразнее старика, который не имеет других доказательств пользы его продолжительной жизни, кроме возраста» (Сенека).

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя» Сократ (479- 399 гг. до н.э.)

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее (Джордж Оруэлл)

У каждого свой путь, он похож и вместе с тем своеобразен.
Ребёнок – юноша – взрослый – старик.
— Почему же мы, проходя одним и тем же путём, конфликтуем с разными поколениями? (потому что старшие всегда забывают о том, что были детьми).
— Что является причиной конфликта? (Из – за: учёбы, друзей, вредных привычек, праздности, денег, домашних дел, отношения в семье.) Может быть конфликты рождаются в душах людей, в семьях от того, что все люди делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.
Давайте разберём ситуацию . Родителей вызвали в школу, чтобы сообщить, что ребёнок плохо учится. Дома ситуация конфликтная. Кричит папа, кричит мама. Почему? Потому что раздражены тем, что их потревожили. Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации? Давайте предложим им правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям.

Чтобы не ссориться, нужно : (Стараться понять друг друга в любой ситуации. Никогда не повышать голос друг на друга. Уметь дать совет, выслушать совет другого. Уметь поддержать в трудную минуту. — Доверять друг другу. Уметь слышать и слушать.)

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.

«Часто ли у вас бывают конфликты с родителями» ( «Бывают, но мы находим компромисс». Согласитесь, это очень мудрое решение)

В наше время сплошь и рядом встречаются семьи, где дети и родители, даже очень любящие, живут, не пытаясь понять друг друга. У взрослых своя жизнь, и у детей — своя. И постепенно вырастает стена, которую бывает очень трудно разрушить.

Считается, что за взаимоотношения в семье отвечают только взрослые, но это не так. И дети могут сделать очень много для установления и поддержания в семье хороших и теплых взаимоотношений.

Что для этого можно предпринять? В первую очередь, хорошо знать своих родителей, их жизненный путь, трудности и радости их взрослой жизни. А родители в свою очередь должны интересоваться жизнью своих детей.

Другие публикации:  Гта самп полномочия лейтенанта

Закройте пожалуйста глаза и представьте образ того: Кто является самым близким другом, который всегда находится рядом с вами в тяжёлую минуту? К кому бы вы в первую очередь обратились за помощью, за советом? Кто по вашему мнению никогда не предаст, не подведёт? ( мама, папа, дедушка, бабушка ( др. родственники), т.е. люди старшего поколения, — друзья, одноклассники( т.е. ровесники),– любой, кто оказался рядом. сам выхожу из сложившейся ситуации.)

Почему в трудную минуту мы за советом обращаемся к старшим товарищам (зачастую это пожилые люди)? Потому что они мудрее; — У них большой жизненный опыт; — Они добрые и доброжелательные, не завистливы; — умеют выслушать и всегда помогут, не отвернутся в трудную минуту.

Я полностью с вами согласна, действительно, не силой мышц, не проворностью, не ловкостью тела издревле вершились ВЕЛИКИЕ дела, а мудростью, авторитетом, здравомыслием. Истории известны случаи, когда величайшие государства рушились по вине людей молодых, и охранялись и восстанавливались усилиями стариков Известный древнегреческий поэт – драматург Софокл однажды сказал: «Молодости свойственна опрометчивость и резкость в суждениях, а пожилому человеку – дальновидность».

Скажите, ребята, какое чувство должно победить все конфликты? (Любовь, конечно любовь и терпимость).

Закончить нашу беседу хочу к итайской притчей «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И всё? — Да. – ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

Сочинение на тему беседа и спор
по плану
1) тезис (пословица)
2) докозательство
3) вывод
срочно надо пожалуйста

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Еще статьи:

  • Требования к ждСоставу Глава VI. Требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов (ст.ст. 33 - 35) Глава VI. Требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных […]
  • Как оформить на исправительные работы Вопрос-ответ: Оформление работника на исправительные работы Направлен работник в организацию на исправительные работы. Как работодателю его оформить? При трудоустройстве такого гражданина необходимо получить от […]
  • У медведева израильское гражданство i_korotchenko Военно-политический дневник Игоря Коротченко Si vis pacem, para bellum. Хочешь мира - готовься к войне Обнаружил весьма интересный сайт в Рунете под заголовком "Израиль - Ваше Второе Гражданство", и вот […]
  • Карский договор 1921 Карский договор 1921 Московский договор был призван закрепить за Турцией завоеванные армянские территории, а большевики признали результаты турецкой агрессии. Московский договор (статья III) решил судьбу Нахичевана, не […]
  • Закон о тишине в курске 2019 «Подскажите, с какого часа и до какого часа можно делать шумный ремонт в многоквартирном доме?» Евгений, Курск. Отвечает старший помощник прокурора Курской области по правовому обеспечению Татьяна ПЕРОВА: «В нашем […]
  • Приказ о результатах гвэ Приказ о результатах гвэ Государственная Итоговая аттестация (ГИА) в форме Государственного Выпускного экзамена (ГВЭ) проводится для учащихся, имеющих заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или […]
Спор и беседа