Содержание:

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в часть первую статьи 318 внесены изменения

1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

См. комментарии к статье 318 Уголовного кодекса РФ

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статьи 191, 191.1 Уголовного кодекса РСФСР

§ 3. Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК)

Предусмотренное в данной статье преступление представляет собой общественно опасное посягательство, так как нарушает нормальную деятельность государственного аппарата. Кроме того, это преступление посягает и на представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Объектом рассматриваемого преступления следует считать нормальную деятельность органов власти (это основной непосредственный объект). Дополнительным объектом является здоровье указанных лиц, телесная неприкосновенность, их безопасность. Потерпевшими от этого преступления могут быть лишь представитель власти и его близкие. При этом закон (примечание к ст. 318 УК) ограничивает круг представителей власти лишь должностными лицами правоохранительного или контролирующего органа, а также должностными лицами, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.

Понятие представителя власти дано в главе о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Представитель власти должен обладать властными полномочиями, т.е. иметь возможность принимать решения, предъявлять требования, обязательные для граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. К представителям власти относятся лица, работающие в федеральных органах государственной власти (депутаты Федерального Собрания, Президент, члены Правительства, судьи, работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, депутаты областной, краевой Дум, главы администраций, президенты республик, военнослужащие, исполняющие обязанности по охране общественного порядка, оперативные сотрудники налоговых служб, Комитета по антимонопольной политике, таможенной службы и др.).

Представители власти осуществляют свои полномочия постоянно, временно или по специальному поручению. Общественные работники, осуществляющие свои властные полномочия по специальному поручению, — это общественные инспектора охотинспекций и рыбинспекщий, общественные контролеры на транспорте, народные дружинники и др.

В качестве потерпевших от данного преступления закон называет близких представителя власти. В примечании к ст. 316 УК (укрывательство преступлений) законодатель говорит о близких родственниках, которые не могут отвечать в уголовном порядке за заранее не обещанное укрывательство преступления. А в ст. 318 УК говорится о близких. К ним относятся не только близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, внуки, дед, бабка, родные братья, сестры, супруги), но и лица, забота о которых является важной духовной потребностью (например, друг, любимый человек и т. п.).

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких.

Под .насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Данная форма насилия не должна повлечь причинение кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности или иных более тяжких последствий. Последствия данного преступления, предусмотренные ст. 116 УК, самостоятельной юридической оценки не требуют, они охватываются ч. 1 ст. 318 УК. Под физическим насилием следует понимать и ограничение свободы: связывание, запирание представителя власти или его близких.

Однако под насилием нельзя понимать сопротивление без насилия, воздействие на представителя власти, связанное с уничтожением или повреждением его одежды. Действующее законодательство такие действия не относит к признакам, характеризующим преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК.

Под угрозой применения насилия понимаются высказывания или иные действия виновного, выражающие реальные намерения применить насилие в отношении представителя власти или его близких. Виновный при этом может угрожать убийством или причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 119 УК). Для квалификации содеянного не имеет значения, намеревался виновный реализовать угрозу или нет. Любой вид угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких охватывается ч. 1 ст. 318 УК и не требует квалификации по ст. 119 УК.

Важно установить, что между физическим и психическим насилием и исполнением представителем власти своих должностных обязанностей имелась связь.

Применение насилия (физического или психического) в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей трактуется как признак преступления, предусмотренного ст. 318 УК, если это насилие было направлено на прекращение законной деятельности представителя власти, а также если оно совершается в качестве мести за прошлую деятельность представителя власти. Например, нанесение побоев из мести за какие-либо действия, предпринятые представителем власти по службе.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 318 УК, является формальным. Оно признается оконченным с момента применения физического и психического насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 318 УК не имеет значения, была ли в конкретном случае фактически нарушена нормальная деятельность представителя власти.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла виновного входит сознание им не только своих действий, но и того обстоятельства, что они направлены против представителя власти или его близких, чтобы воспрепятствовать исполнению должностным лицом своих обязанностей или отомстить ему за его деятельность, и желание совершить эти действия.

Законодатель обусловливает насилие в отношении представителя власти исполнением им своих должностных обязанностей. Уже это указывает на обязательность мотива и цели преступления, которое совершается, чтобы изменить или прекратить законную деятельность указанных лиц, заставить их совершить действия вопреки службе, отомстить им за их деятельность или за их принадлежность к представителям власти и т. п.

Если применение насилия в отношении представителя власти обусловлено иными мотивами и целью, то содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.

Если указанные формы насилия применяются в отношении представителей власти, участвующих в отправлении правосудия или в осуществлении расследования уголовных дел либо в исполнении судебных решений (судья, присяжный заседатель, прокурор, следователь, судебный исполнитель и др.), а равно в отношении их близких в связи с рассмотрением дел или материалов в суде либо в связи с производством расследования или исполнением судебных актов, то содеянное надлежит квалифицировать лишь по ст. 296 УК (преступление против правосудия). Однако если в отношении указанных лиц осуществляется насилие в связи с иной деятельностью, не связанной с отправлением правосудия, то содеянное охватывается ст. 318 УК.

Другие публикации:  Инвалиды второй группы платят налог на имущество

Субъектом данного преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности в случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью представителя власти или его близких, но не по ст. 318 УК, а по п. «а» ч. 2 ст. 111 УК или по п. «б» ч. 2 ст. 112 УК (преступление против жизни и здоровья).

В ч. 2 ст. 318 УК предусматривается квалифицирующий состав преступления за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении тех же лиц. Насилие может быть выражено в причинении тяжкого, средней тяжести либо легкого вреда здоровью потерпевшего. Опасным для жизни насилие может быть признано, если оно в момент его причинения само по себе угрожает жизни потерпевшего или при обычном его течении заканчивается смертью.

Что делать, если вас обвинили в применении насилия в отношении сотрудника администрации ИУ, которого вы не делали (и может быть завели уголовное дело)?

Действия в виде применения насилия в отношении представителя администрации исправительного учреждения для целей возбуждения уголовного дела должны квалифицироваться по ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает следующее:

«1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Объективная сторона части 1 данной статьи УК РФ характеризуется применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, и угрозой применения насилия.

Содержание угрозы не конкретизировано, но может включать в себя угрозу убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д.; угроза может быть высказана непосредственно потерпевшему или передана ему через третьих лиц.

Преступление считается оконченным с момента применения физического или психического насилия.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В качестве ее обязательных признаков выступают:

  • цель совершения преступления — воспрепятствовать исполнению представителем власти должностных обязанностей;
  • мотив — месть за их исполнение.

Применение насилия или угроза его применения образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если указанные деяния были совершены в связи с законной деятельностью представителя власти. Насилие, обусловленное незаконными действиями представителя власти, не образует состава рассматриваемого преступления.

Таким образом, возбуждение уголовного дела по ст. 318 УК РФ в отношении осужденного возможно только в том случае, если имела место угроза или фактическое применение насилия в отношении представителя власти, связанная с исполнением им своих должностных обязанностей, не выходящих за пределы дозволенного.

Если же насилие было ответной (контр-) мерой осужденного на заведомо незаконные действия представителя государства (администрации исправительного учреждения) или, более того, было направлено на защиту своей жизни и здоровья от неправомерных посягательств, то такое «насилие» не может расцениваться, как основание для возбужденя уголовного дела в отношении защищающегося.

Именно поэтому основным доказательством невиновности осужденного во вменяемом ему преступлении, предусмотренном ст. 318 УК РФ, является установления факта совершения должностным лицом действий, выходящих за рамки его служебных полномочий, которые и послужили поводом для применения осужденным в отношении него насилия.

Особенности привлечения к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти

Статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти.

При этом под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
К близким лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
Преступные действия выражаются в угрозе или насильственных действиях.
Под угрозой понимается информационное воздействие на психику лиц, содержанием которого является высказанное намерение применить насилие в отношении представителя власти. Способ и форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

В объективную сторону диспозиции входит применение насилия, как опасного, так и не опасного для жизни и здоровья.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Применение насилия в связи с неправомерными действиями представителя власти состав рассматриваемого преступления не образует. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

К уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица, не достигшего указанного возраста и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.

За применение насилия, не опасного для жизни или здоровья или за угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс.рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. За применение насилия, опасного для жизни или здоровья предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

О необоснованных проверках или нарушении порядка их проведения предприниматели могут пожаловаться в прокуратуру

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Составление документа о ДТП с участием пассажирского транспорта

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Как правильно писать исковое заявление

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок выдачи разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Порядок получения знака «ИНВАЛИД»

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти

  • 28.06.2016 16.07.2016 Прокуратура разъясняет, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 1631

Статьей 318 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти.

Речь идет о применении насилия, как опасного, так и не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Под представителем власти в статье 318 УК РФ признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

К близким лицам, наряду с близкими родственниками, могут относиться иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве (родственники супруга), а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Преступные действия выражаются в угрозе или насильственных действиях.

Под угрозой понимается информационное воздействие на психику лиц, содержанием которого является высказанное намерение применить насилие в отношении представителя власти. Способ и форма выражения угрозы для квалификации значения не имеет.

Угроза наказуема по ст. 318 УК РФ, если она имеет место в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей. В иных случаях при наличии соответствующих признаков деяние может быть квалифицировано по нормам, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Другие публикации:  Взятки колумбус

В объективную сторону диспозиции входит применение насилия, как опасного, так и не опасного для жизни и здоровья.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив поведения виновного. Он должен быть связан с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей. Применение насилия в связи с неправомерными действиями представителя власти состав рассматриваемого преступления не образует. Ответственность за применение насилия в отношении представителя власти наступает только в случаях противодействия его законной деятельности.

К уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица, не достигшего шестнадцати лет и совершившего насилие в отношении представителя власти, квалифицируются по нормам о преступлениях против личности.

Санкция ст. 318 УК РФ предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Камчатского края

Особенности применения насилия в отношении представителя власти

Секция: Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право

XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Особенности применения насилия в отношении представителя власти

Peculiarities of the use of violence against a representative of power

Ksenia Klimina,

student of the Privolzhsky branch of the Russian University of justice, Russia, Nizhny Novgorod

Аннотация. В статье рассматриваются особенности, проблемные вопросы квалификации применения насилия и угрозы его применения в отношении представителя власти, а также выносятся предложения по совершенствованию норм об ответственности за преступление, предусмотренное статьей 318 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the features, problematic issues of qualification of violence and the threat of its use against a representative of the government, as well as proposals to improve the rules of liability for the crime under article 318 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Ключевые слова: преступление; порядок управления; предста­витель власти; насилие; угроза.

Keywords: crime; order management; representative government; violence; threat.

Применение насилия в отношении представителя власти входит в систему преступлений против порядка управления, а значит обществен­ная опасность данного преступления, как и всех преступлений главы 32 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), заключается, прежде всего, в нарушении установленной законом деятель­ности органов государственной власти, государственного аппарата.

Важным моментом, характеризующим составы всех общественно опасных деяний главы 32 УК РФ, является правомерность действий правоохранительных органов, должностных лиц, представителей власти. Преступления могут считаться направленными против порядка управления только в случае противодействия законной деятельности вышеперечисленных лиц.

Существование норм уголовного законодательства, предусматри­вающих ответственность за преступления против здоровья, чести, достоинства и авторитета представителя власти имеет длительную историю, однако в теории уголовного права и правоприменительной практике остаются не решенными проблемы, связанные не только с квалификацией преступления, предусмотренного ст. 318 УК РФ, но и уголовной ответственностью за данное общественно опасное деяние.

Необходимо также отметить, что в доктрине уголовного права ведутся обсуждения касаемо самого определения «представителя власти», закрепленное в примечании к ст. 318 УК РФ, которое подвергается справедливой критике. Кроме того, в настоящий момент нет единого понимания таких важных признаков данного преступления, как насилие, угроза, что отрицательно сказывается на практике правоприменения и эффективности противодействия посягательствам на здоровье, честь и достоинство представителей власти. Все это, а также необходимость дальнейшего совершенствования уголовного права в этой части, опре­деляют актуальность данной работы.

Рассматривая объект применения насилия в отношении представи­теля власти, многие ученые схожи во мнении, что он представляет собой нормальную деятельность государственного аппарата. Полагаем, что данная точка зрения верна, поскольку представитель власти является носителем государственной власти, что определяет особую уголовно-правовую защиту его здоровья, физической неприкосновен­ности. Соответственно при совершении рассматриваемого преступления непосредственно нарушаются именно общественные отношения, возни­кающие по поводу реализации порядка государственного управления. Дополнительным же объектом в рассматриваемом преступлении являются общественные отношения, обеспечивающие здоровье, честь и достоинство личности.

Если с объектом преступления особых трудностей не возникает, то вопрос, кем является потерпевший в данном преступлении, и что представляет собой само понятие «представитель власти» является достаточно спорным.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ, представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контроли­рующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Акцент в вышеизложенном определении необходимо сделать на понятие «должностное лицо».

Согласно примечанию 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 признаются лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представи­теля власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компа­ниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принад­лежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что данное понятие имеет не одно значение. Таким образом, необходимо отметить, что вышеуказанные примечания имеют ряд противоречий, например: в примечании 1 к ст. 285 имеются четко обозначенные границы распространения данного примечания на главу 30 УК РФ. Применение данного примечания в других главах УК РФ противоречит требованию ч. 2 ст. 3 УК РФ, согласно которому применение уголовного закона по аналогии не допускается. Кроме того, указанные примечания не дополняют друг друга, а являются взаимоисключающими, так как примечание к ст. 318 УК РФ исходит из понятия «должностное лицо», а в примечании к ст. 285 УК РФ используется понятие «представитель власти» [3, c. 174].

Для устранения выявленных противоречий, представляется пра­вильным законодательное закрепление вышеуказанных определений и исключение из текста примечания к ст. 318 УК РФ понятия «должностное лицо».

Анализ судебной практики показывает, что в основном потер­певшими по указанной категории дел являются сотрудники полиции. Это обусловлено тем, что данная категория представителей власти находится на переднем плане борьбы с преступностью.

Объективный аспект преступления выражается в виде акта насилия, который не опасен для жизни или здоровья, или угрозы такого насилия в отношении представителя властей или близкого ему лица (часть 1), а в некоторых случаях опасных для их жизни или здоровья (часть 2).

Насилие, которое не опасное для жизни и здоровья содержит ограничения свободы жертвы (связывание, заключение в наручниках и т. д.), причинение ран, царапин, ссадин, ушибов, в том числе в виде избиения, но не наносящих ущерба его здоровью. Угроза насилия подразумевает психологическое воздействие на жертву в виде устных, письменных или иных воздействий на жертв. Эти призывы должны отражать истинное стремление исполнителя совершить насилие, в том числе возможность нанесения вреда здоровью жертвы (любой степени тяжести) и лишить его жизни. И угроза должна быть подкреплена фактами, казаться реальной.

Вместе с тем, основываясь на анализе научной литературы и судебной практики, важно отметить, что наибольшие затруднения возникают именно с определением пределов насилия в отношении представителя власти.

В литературе высказывались многочисленные предложения о законодательном определении таких понятий, как «насилие, опасное для жизни или здоровья» и «насилие, не опасное для жизни или здоровья», применительно ко всем статьям УК РФ. При этом под насилием, не опасным для жизни или здоровья, обычно понимаются «побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы». В свою очередь, под насилием, опасным для жизни или здоровья, предложено понимать насилие, которое «повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности». Данное предложение само по себе заслуживает внимания (особенно в плане легального определения пределов насилия применительно ко всему УК РФ), но вызывает некоторое несогласие.

Во-первых, разница между «юридической тяжестью» тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью потерпевшего настолько очевидна, что не позволяет объединить их все в один признак, в противном случае будет нарушена логика дифференциации уголовной ответственности в зависимости от тяжести наступивших последствий.

Во-вторых, с учетом формально-логического понимания признака «насилие, опасное для жизни или здоровья» и причинения тяжкого вреда здоровью при совершении разбоя (ч. 1 и п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ) максимальный объем такого насилия может быть выражен в умышленном причинении вреда здоровью средней степени тяжести. Поэтому умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при применении насилия в отношении представителя власти требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ [1, c. 475].

Другие публикации:  Расчет новый налог на недвижимость с 2019 года

Наступление смерти лица приводит к дополнительной квалификации согласно статье, предполагающей ответственность за преступное деяние против личности.

Субъективный аспект состава преступления связан с виной в виде умысла, причем непосредственного. Правоприменителю, обычно, достаточно определить, что виновное лицо понимает опасность исполь­зования насилия и угрозы его использования в отношении потерпевшего, но желает реализовать данное деяние.

При определении признаков субъективной стороны преступления необходимо определить, знал ли исполнитель о том, что покушается на жизнь представителя власти или его родственников.

Для квалификации преступления важно установить цель (предотвратить законную деятельность представителя власти).

Анализируя проблемы применения ст. 318 УК РФ, необходимо отметить, что ошибки также возникают и при разграничении приме­нения насилия в отношении представителя власти и ст. 296 УК РФ.

По отношению к ст. 318 УК РФ, угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ) является специальной нормой.

Отметим, что судьи, следователи, прокуроры, лица, производящие дознание, судебный пристав, а также в отдельных случаях эксперт и специалист, которые являются потерпевшими в вышеизложенной статье, также относятся к представителям власти. Вместе с тем, применение насилия или угроза его применения в отношении указанных лиц, совершённые в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования, исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 296 УК РФ.

Различие между данными преступлениями в первую очередь в объекте преступления и потерпевшем. Непосредственным основным объектом состава преступления в ст. 296 являются отношения, складывающиеся в сфере осуществления правосудия и обеспечения его целей и задач. Соответственно и потерпевшими могут выступать только лица, имеющие отношение к правосудию [2, c. 1128].

Кроме того, потерпевшими по ст. 296 УК РФ могут выступать лица, вообще не являющиеся представителями власти (например, защитник, присяжный заседатель).

Также необходимо добавить, что объективная сторона угрозы или насильственных действий в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования меньше по объему, чем объективная сторона применения насилия в отношении представителя власти, поскольку в ст. 296 УК РФ угроза уничто­жением или повреждением имущества, по сравнению со ст. 318 УК РФ также признается наказуемой.

Еще одной проблемой применения ст. 318 УК РФ, является возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Ст. 76 УК РФ предусматривает условия, при которых такое становится возможным, а именно совершение преступления небольшой или средней тяжести впервые, примирение с потерпевшим и заглаживание ему вреда [4, c. 21].

Преступление, предусмотренное ст. 318 ч. 1 УК РФ, является средней тяжести, поэтому в соответствии с требованиями статей 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ, если оно совершено впервые и лицо прими­рилось с потерпевшим и загладило вред, уголовное дело по названной статье может быть прекращено за применением сторон. Но есть и другая точка зрения, обоснованная на том, что данное преступление посягает на два объекта — жизнь и здоровье человека и порядок управления, причем второй объект основной. Поэтому суды часто отказывают в таком прекращении.

Например, Постановлением Курганского городского суда от 24.06.2009 уголовное дело в отношении Б., возбужденное по ч. 1 ст. 318 УК РФ, было прекращено в связи с примирением сторон по основаниям и в порядке, установленном ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ. Судебная коллегия по уголовным делам областного суда отменила данное постановление ввиду неправильного применения уголовного закона. Свое решение судебная коллегия мотивировала следующим образом. В соответствии со ст. 25 УПК РФ суд вправе прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести в случаях, преду­смотренных ст. 76 УК РФ, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Однако ввиду того, что ст. 318 УК РФ входит в главу 32 «Преступления против порядка управления» (а та, в свою очередь, входит в раздел Х «Преступления против государствен­ной власти»), общественная опасность предусмотренных ею деяний состоит в первую очередь в посягательстве на порядок управления, нормальную деятельность органов государственной власти и ее авторитет, и лишь затем — в посягательстве на неприкосновенность представителя власти как гражданина. Поскольку деяние, в совершении которого обвиняется Б., главным образом сопряжено с посягательством на объект, находящийся в сфере интересов общества и государства (потерпевший и его права при этом выступают лишь как дополнительные объективные проявления этого посягательства), факт примирения обвиняемого с потерпевшим сам по себе не свиде­тельствует об устранении вреда, нанесенного основному объекту преступного посягательства, или о его малозначительности и, соответственно, об утрате преступлением в целом своей общественной опасности. Следовательно, по такому основанию уголовное дело в отношении Б. не могло быть прекращено.

Подводя итог, необходимо отметить следующее.

Преступления против общественного порядка — общественно опасные акты нарушения надлежащего функционирования государствен­ного аппарата и органов местного самоуправления и связаны с совершением актов насилия в отношении должностных лиц или представителей правительств, представляют собой препятствие для их деятельности, непослушание закону или другие действия, которые могут нарушить нормальное состояние работы органов, нанести ущерб их авторитету, нарушить права и интересы граждан.

Деятельность государственных должностных лиц является одним из важнейших факторов стабилизации общества. Абсолютно любое современное общество не может существовать без специального административного аппарата, характеризующегося выполнением специальных функций. Для обеспечения правопорядка государство предоставляет своим представителям определенные полномочия, осно­ванные на принципе подчинения граждан их законным распоряжениям.

Применение насилия в отношении представителя власти является достаточно специфичным преступлением.

Оно посягает сразу на две группы общественных отношений, так как, нарушая нормальную деятельность государственного аппарата, рассматриваемое деяние снижает его эффективность, в частности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Кроме того, данное преступление неразрывно связано с посягательством на жизнь, здоровье, честь, достоинство и авторитет представителя власти, что существенно повышает его общественную опасность.

Особенность данного состава преступления и в том, что преступные действия должны быть непосредственно связаны с исполнением предста­вителем власти своих должностных обязанностей. И применение насилия, и угроза его применения должны использоваться в целях воспрепятствования исполнению им своих должностных обязанностей.

Таким образом, несмотря на длительное существование норм уголовного законодательства, обеспечивающих защиту представителей власти, да и порядка управления в целом, анализ существующих проблем применения ст. 318 УК, показывает, что данная норма нуждается в совершенствовании.

Еще статьи:

  • 199 статья уголовный кодекс Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ наименование статьи 199 изложено в новой редакции Статья 199. Уклонение […]
  • Президент назначил прокурора Президент назначил прокурора Владимир Путин произвел ряд кадровых перестановок. Указом президента в отставку отправлены 15 генералов. Этим же указом ряд силовиков получил новые должности. Этим же указом ряд силовиков […]
  • Сухих алексей геннадьевич адвокат Сухих алексей геннадьевич адвокат Сухих Алексей Геннадьевич Сухих Алексей Геннадьевич Родился 17 мая 1968 года в г.Горький. Окончил в 1995 году Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского по […]
  • Приказ 347 минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 […]
  • А приказ минздравсоцразвития рф от 01102008 n 541н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные […]
  • Приказ 357 н минздравсоцразвития ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И […]
Статья ук применение насилия в отношении представителя власти